Содержание
- Пэчворк для начинающих: пошаговый мастер-класс
- Техника «Быстрые квадраты» своими руками
- Акварельная техника лоскутного шитья
- Пэчворк для начинающих: что нужно новичку (видео)
- Пэчворк для начинающих: исчезающие квадраты (видео)
- Как возникал техника ляпочиха
- Техника ляпочиха — декорирование из лоскутков
- Будущее техники «ляпочиха»
Каждая крестьянка владела техникой пэчворкинга, только называлось это искусство лоскутным шитьём. Занимались этим женщины в зимние дни, когда работа на полях была закончена. Если изба была украшена лоскутными подушками, а полати застелены разноцветными одеялами, собранными из кусочков разноцветной ткани, её владельцев можно было считать зажиточными людьми. Печворк для начинающих в современных условиях при наличии швейной машинки, линейки, карандашей, портняжных мелков и ножниц освоить проще, чем пришить заплатку вручную, как это делали прабабки. Мода на лоскутное шитьё вернулась в Россию из Америки вместе с названием. Patch – заплатка, work – работа.
Каждая крестьянка владела техникой пэчворкинга, только называлось это искусство лоскутным шитьём
Пэчворк для начинающих: пошаговый мастер-класс
Самые простые, но довольно эффектные вещи получаются из простых геометрических фигур, вырезанных из ярких лоскутков материи. Использовать для лоскутного шитья не просто можно, а даже нужно материи разных текстур, толщины.
Научиться точно выкраивать и равномерно сшивать небольшие кусочки материи так, чтобы элементы идеально стыковались, создавая ровный квадрат, получится не сразу. Поэтому пробовать свои силы лучше упрощённым способом:
- Берём плотный ситцевый материал трёх разных расцветок – в цветочек, полоску и с абстрактным рисунком.
- Из самого яркого вырезаем длинную полоску шириной 15 см.
- Из двух других кусков материи выкраиваем полоски по 8 см.
- Кладём широкую полосу рисунком вверх.
- Две другие полоски складываем вместе, лицевой стороной внутрь. Отступив на 0,5 см от края, прокладываем шов. Закрепки делать не обязательно.
- Шов нужно разгладить.
- Получившийся материал прикладывается лицевой стороной к первой (широкой) полосе рисунком вниз. Детали сшиваются вместе по всей длине на расстоянии 0,5 см от среза.
- При помощи линейки с прямым углом, полоска (всё ещё свёрнутая пополам), размечается. Она разрезается на одинаковые равнобедренные треугольники.
- Готовые элементы разворачиваются. Швы их разглаживаются.
- Теперь детали необходимо разложить на столе так, как планируется их сшить в готовое изделие. Оригинальнее смотрится рисунок, если середина его формируется сходящимися у центра уголками трёхцветных квадратов. Как будут чередоваться полоски, каждая рукодельница решает сама.
В этой технике можно выполнить диванные подушки, покрывала и даже половики. Разница лишь в количестве квадратов. При изготовлении больших прямоугольных вещей кроме квадратов потребуются равнобедренные треугольники. Их тоже можно сделать многоцветными.
Галерея: пэчворк (фото)
Крейзи пэчворк для начинающих: простая схема
Сумасшедший (крейзи) – точнейшее название для стиля лоскутного шитья, производимого по схеме «как Бог на душу положит».
- Начиная изготовление основы изделия из лоскутков разных по размеру, форме, текстуре, расцветке, трудно угадать, каким будет конечный результат. Поэтому предварительно лучше сложить кусочки материи в определённом порядке. Лишь потом начинать их стыковку.
- Они могут стыковаться по изнаночной стороне изделия, но при сильном разнообразии форм заготовок можно накладывать их одна на другую и подшивать по лицевой стороне строчкой «зигзаг».
- Собрав необходимый размер лоскутного полотна, ему необходимо придать форму готового изделия при помощи ножниц.
- Теперь в ход пойдут украшения – кружева, бусины, цветы из атласных лент.
Сумасшедший (крейзи) – точнейшее название для этого стиля лоскутного шитья
Ни один мастер-класс, в котором пошагово расписан весь ход выполнения подушки, сумочки или другого предмета, невозможно воспроизвести в точности. Шитьё, схемы расположения лоскутков, использование вязаных, плетёных элементов в оформлении сделают каждую вещь оригинальной, единственной, неповторимой.
Техника «Быстрые квадраты» своими руками
Основной секрет этого вида печворкинг заключается в подготовке и раскрое материала. Для работы потребуется всего два вида полотна – цветной и однотонный.
- Выкроив из отрезов разной материи одного размера квадраты, их нужно сложить лицевой стороной вниз.
- Максимально близко к краю квадраты нужно сострочить.
- Положив заготовку на стол, при помощи линейки её надо разделить карандашом по диагоналям.
- Остаётся разрезать двойной материал на четыре равнобедренных треугольника.
- Развернув каждый кусок, получаем комбинированные квадратики.
- Остаётся только выложить из них один из шести возможных орнаментов, застрочить стыковочные швы и сделать боковую кайму из тесьмы или атласной ленты.
Основной секрет этого вида пэчворкинг заключается в подготовке и раскрое материала
Акварельная техника лоскутного шитья
Схемы выполнения работ в технике «акварель» довольно сложные, хотя выполняются полотна из квадратов равного размера.
Принцип составления рисунка:
- Для работы берутся ткани с цветочным орнаментом.
- Этот стиль характерен тем, что для пошива одеяла, ковра и другой большой прямоугольной вещи могут использоваться ткани разной цветовой гаммы с одинаковым рисунком.
- Преимущественно сборка изделия начинается с нижнего левого угла.
- Чаще переходы тонов используются от светлого к тёмному.
- Полосы фона располагаются по диагонали.
- При использовании однотонных и цветных тканей можно создать композиции, достойные пера знаменитого пейзажиста.
Схемы выполнения работ в технике «акварель» довольно сложные
Акварельная техника лоскутного шитья требует большого терпения. Чтобы освоить основы мастерства потребуется время. Уроки акварельной живописи пойдут на пользу.
Лоскутное одеяло в русском стиле (видеомастерклассы)
Сочетание красного с белым, жёлтого с чёрным – это исконно русский стиль. Такой подбор цвета уходит корнями глубоко в языческий эпос славян. Схемы двухцветных рисунков, составленных из строгих геометрических фигур, напоминают символы солнца, петуха, деревьев. Эти мотивы, отображённые на предметах быта, раньше относились к истории рода, свидетельствовали о его древности. Сейчас считывать заложенную в рисунке информацию могут не все, и секреты мастерства, приёмы выполнения элементов возрождаются по крупицам.
Одеяло может выглядеть так
- Берём алый и чёрный ситец отрезами по одному квадратному метру.
- Разрезаем его на квадраты со сторонами 10 на 10см.
- Одну вторую часть заготовок (каждого цвета) делим на треугольники.
- Половину получившихся треугольников, делим пополам.
- Для центрального элемента, символизирующего солнце, восемь квадратов складываем так, чтобы получилась форма кристалла.
- Острые углы этих двухслойных элементов должны оказаться в середине.
- Далее к ним присоединяются элементы контрастного цвета.
- Комбинируя рядами крупные и мелкие детали, необходимо получить прямоугольное полотно.
- Примерно за 20 см до конца работы можно сделать однотонную кайму.
- Далее следует сделать несколько ядов из элементов среднего размера.
Заканчивается работа над созданием одеяла однотонной широкой каймой.
Пэчворк для начинающих: что нужно новичку (видео)
Пэчворк для начинающих: исчезающие квадраты (видео)
Рукоделие не имеет строгих указаний по выполнению того или иного элемента. У каждой мастерицы есть свои секреты, наработки. При необходимости вещь, выполненная в технике пэчворк, может иметь подкладку, на которую будут нашиты лоскуты.
Другие виды шитья
Юбка
Платье
Реглан
Чехол на диван
Пилотка
Приятного чтения! (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
В-основном, в лоскутном шитье знают технику пицца. Когда я сшила свое панно «Город» к проекту «Между Европой и Азией» я впервые услышала о технике смальта, хотя была в в полной уверенности, что творила я его, как пиццу . Оказалось, что их действительно часто путают, потому что техники чем-то похожи между собой.
Чтобы больше не путаться, давайте потихоньку разберемся, в чем же они похожи и чем отличаются друг от друга
На первый взгляд схожесть обеих лоскутных техник очевидна. Смальта и пицца — в принципе, как родные сестры.
И в той, и другой при создании текстильного полотна отдельные лоскутки не сшиваются друг с другом. Как правило, в этих техниках используются небольшие кусочки ткани и даже очень крохотные, которые и пришить-то сложно.
Накладываются на основу эти маленькие лоскутики ткани, накрываются прозрачной органзой или мелкой сеткой и сверху все это простегивается.
В чем же тогда отличия? А отличия кроются уже в названиях.
Как мы готовим пиццу?
На лепешку из теста хаотично раскладываем колбасу, зелень, помидоры, все то, что есть в доме, засыпаем сыром и в духовку
Также делаем пиццу и в пэворке. На ткань-основу художественно разбрасываем разноцветные обрезки, накрываем прозрачной тканью, как сыром в пицце, прикалываем булавками или прометываем все, чтобы ничего не развалилось. Дальше простегиваем и наша лоскутная пицца готова. И уже из нее шьем, например, такие вот косметички
Смальту же знают, в-основном, в мозаичном искусстве. Смальта — очень необычный и старинный материал, который использовали еще для создания древних фресок. Грубо говоря, так называют кусочки разных форм, похожих на цветное стекло, из которых составляют какую-то композицию, орнаменты, красивые узоры, при этом каждый кусочек приклеивается.
Что из себя представляет текстильная смальта? Она похожа на мозаику, здесь выкладываем рисунок, но только вместо стекла мы используем разноцветные кусочки ткани.
И еще, мозаику мы обычно приклеиваем, чтобы кусочки стекла крепче держались. Также в технике лоскутной смальты кусочки ткани приклеиваются на основу. С помощью этой техники создаются фактурные поверхности, а изобразительные возможности схожи с живописью.
Технология выполнения смальты такая: нарезаются ровные, одинаковые или используются маленькие лоскутики в произвольной форме и согласно рисунка накладываются на клеевой флизелин, паутинку или текстильный клей, утюжком приутюживаются, а затем свободной стежкой вся эта красота закрепляется.
Резюмируем. Рисунок у пиццы более беспорядочен, а в смальте выкладывается рисунок. Смальту можно смело назвать мозаикой, тканевой живописью или рисованием тканью.
Но некоторые смальту иногда и конфетти называют. С детства помним, конфетти -это очень маленькие разноцветные кружочки, которые вылетают при выстреле хлопушек. Так и в пэчворке получается. Отличие в очень маленьких размерах лоскуточков. Очень часто конфетти используют для создания картин, пейзажей, здесь вместо прозрачной ткани используют специальную мелкую черную сетку, стегают мононитью, чтобы ее не было видно, а еще клей часто заменяют клеящим порошком.
Еще есть техника — каучинг. Это когда используются различные шнуры, нити, тесьма, кружево, а еще водорастворимый флизелин или овалон. В этой тенике используют разноцветные нитки, которыми создают некий рисунок, сразу пристрачивая их к основе или сверху прикрывают водорастворимыми основами и тогда уже производят стежку
Но все это очень условно, особенно сейчас, когда часто применяют смешанные техники, чтобы достичь чего-то нового, более интересного, объемного. фактурного. Возможно правы некоторые мастера лоскутного шитья, что все эти техники, термины возникают, чтобы преподать свои авторские техники и избежать нарушения чьих-то авторских прав.
Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодняшний пост мы посвятим обзору необычному способу лоскутного шитья — это техника ляпочиха. Бережливые рукодельницы в восторге от особой техники лоскутного шитья – ляпочихи, дающей «вторую жизнь» старой одежде. Цветные лоскутки, размещённые на полотне по задумке рукодельницы, составляют яркие узоры. Стремитесь оформить квартиру в деревенском стиле, наполнить её уютом с помощью рукодельных предметов декора? Техника «Ляпочиха» придется здесь как нельзя кстати.
Как возникал техника ляпочиха
Техника лоскутного шитья «ляпочиха» зародилась в крестьянские времена, когда каждая женщина должна была ловко обшивать всю семью из собственноручно сотканной ткани. Считалось, что поношенную одежду нельзя выбрасывать, иначе семья потеряет благосклонность высших сил и будет обречена на бедность. Мастерицы стремились сберечь каждый лоскут ткани и использовать его для украшения дома. Особую популярность приобретали лоскутные одеяла и «пушистые» коврики, созданные из цветных обрезков старой одежды.
Происхождение термина
Термин «ляпочиха» своими корнями уходит к северным народам. В переводе с немецкого языка обозначение «der Lappen» означает «лоскут ткани, кусочек тряпки». Жители глубинок северной России до сих пор, говоря о маленьких кусочках тканей, употребляют слова: «ляпок», «ляпоток», «ляп».
Распространение техники
Всплеск популярности техника шитья «ляпочиха» получила в первой половине 20-го века, когда население переживало тяжёлые экономические кризисы (гражданская война, раскулачивание, вторая мировая). Текстиль был дорог – по примеру предков, хозяйственные девушки старались каждый кусок яркой ткани использовать для украшения дома. В сёлах были распространены ковры и одеяла, выполненные в технике ляпочиха. А городские мастерицы наловчились оформлять в этом стиле абажуры, диванные подушки, сумочки, платья и даже шапочки!
Современные рукодельницы используют для создания предметов в стиле «ляпочиха» разные декоративные элементы:
- Цветные лоскутки трикотажных тканей.
- Остатки пряжи и крашеную шерсть.
- Разноцветные ленты, кружева.
Новички создают обычные коврики с хаотичной сменой цветов и размеров лоскутков. Опытные мастерицы способны создавать сложные орнаменты и целые лоскутные картины. То, что раньше считалось народным промыслом, теперь новейшее веянье декоративного оформления городских картин.
Техника ляпочиха — декорирование из лоскутков
Золотые ручки из любого куска тряпки способны создать произведение искусства. Суть техники «ляпочиха» состоит в пришивании мелко порезанных кусочков ткани на крепкую основу. В качестве основы используется любая крепкая ткань. Так как вся её поверхность в процессе обработки будет закрыта, то за основу часто используют старую верхнюю одежду, джинсы и даже тканевые мешки!
Простой вариант
Самым простым видом «ляпочихи» является пришивание полосок ткани рядами. Каждый кусочек ткани прошивается строго посередине, затем его края «загибаются» и создают нужный объём. Чем крупнее лоскутки, тем пышнее будет изделие. Мастерицы, ценящие эстетические качества будущей вещи, стремятся шить её из лоскутков одинакового размера и формы. Для этого заготавливаются прямоугольные кусочки, которые пришиваются по принципу «бабочки» — незаметный шов в середине, а края в свободном парении. Ряды размещают очень плотно, чтобы ткань «топорщилась» и держала форму.
Узоры в стиле «ляпочиха»
Создать узор или картину в стиле «ляпочихи» довольно кропотливая задача. Изначально на ткань наносится размётка – по цветовым линиям. Затем закрепляются лоскутки по принципу «от центра к краям». Базовые цвета закрепляются в середине, затем остальные ряды фиксируются вокруг них. Такой вид у рукодельниц называется «по разметке». Стоит начать с размещения цветных лоскутков по геометрическим фигурам – квадратам, кругам, прямоугольникам. Внешний вид изделия во многом зависит от способности мастерицы грамотно сочетать разные цвета.
работа Алевтины Васильевны Шевалдиной
Сложный вариант
Самым изысканным и сложным является сочетание плетения/ткачества с «ляпочихой». Рукодельнице необходимо заранее заготовить лоскутки нужного цвета и размера. Во время плетения их фиксируют в определённых местах, вплетая в нити основы. Такой вариант позволяет создавать на домотканом изделии объёмные узоры. Фактура ткани становится неоднородной и очень нарядной.
Будущее техники «ляпочиха»
Освоить технику «ляпочиха» достаточно просто – было бы время, терпение да швейная машинка. Впрочем, сшить в этом стиле изделие небольшого размера можно и вручную. Понадобятся только лоскутки любой не осыпающейся ткани (лучше всего трикотажной), нитки и ткань под основу. Техника позволяет освободить женский гардероб от устаревшей одежды, а значит, будет актуальна во все времена!
работа Алевтины Васильевны Шевалдиной