Содержание
Издавна наши предки рисовали на деревянных поверхностях разнообразные узоры. Ведь роспись по дереву великолепно смотрится и на деревенском наличнике, и на кухонной деревянной утвари, уместна она и в интерьере жилых помещений.
Возможно, кто-то захотел бы сам попробовать украсить свое жилье расписными предметами обихода, но не знает, с чего начать, что для этого нужно. Для этого нужно, кроме кистей и красок, совсем немного – большинство из необходимых вещей можно обнаружить у себя дома.
Подготавливаем все для работы
Прежде чем приступить к созданию художественного шедевра, нужно заранее приготовить все, что может пригодиться в процессе работы:
- заготовки (любой предмет из дерева, который планируется сделать красивым и уникальным);
- мягкий карандаш;
- ластик;
- наждачную бумагу различной зернистости;
- бумажные листы (для тех, кто работает по эскизам);
- набор кисточек различной толщины;
- палитру;
- шаблоны (для не умеющих рисовать);
- краску;
- грунтовку;
- прозрачный лак (готовый узор желательно покрыть лаком, чтобы он меньше повреждался);
- емкость для жидкостей (для воды или растворителя, в зависимости от красящего вещества).
Грунтовка по дереву подбирается в соответствии с типом краски, а вот к выбору краски нужно отнестись серьезно.
Особенности красящих материалов
Наиболее часто домашние мастера, делая роспись по дереву, используют следующие виды красок:
- гуашевые;
- акварельные;
- акриловые;
- анилиновые;
- масляные.
Гуашевые
По-другому эти красители еще называют плакатными. Они представляют собой густую непрозрачную массу. Работать с ними легко, но сложные рисунки с множеством оттенков создать невозможно. Для рисования гуашь должна отвечать следующим требованиям:
- легко наноситься на поверхность;
- после высыхания не стираться, не растрескиваться.
Чтобы узор, нарисованный гуашью, держался более прочно, для разведения краски используют не воду, а водный раствор клея ПВА в соотношении 1:1. Такое разведение краски позволяет обойтись без предварительной грунтовки.
Рисунки гуашью всегда получаются яркими, красочными, а стоит краситель дешево. Гуашь подойдет для тех, кто начинает осваивать роспись по дереву и создавать свои первые шедевры.
Акварельные
Всем знакомы простые акварельные краски, которыми рисуют школьники. По сравнению с гуашью они более прозрачны, позволяют создать сложный узор с множеством оттенков. Для того чтобы получился красивый рисунок, акварель должна:
- ложиться на поверхность заготовки ровно, без пятен и разводов;
- после высыхания прочно держаться.
Основным плюсом акварели является то, что, если возникли ошибки при рисовании, изделие можно помыть, просушить, прогрунтовать и расписывать снова.
Акриловые
Краски на основе акрила являются одними из лучших, и роспись ими по дереву не только красива: акриловые красители дополнительно защищают и укрепляют материал. Производители художественных красок предлагают широкую цветовую палитру для рисования, но новичкам ими пользоваться невыгодно.
Почему? Дело в том, что акриловые составы стоят довольно дорого, поэтому начинающим художникам, еще не до конца освоившим технику рисования, пользоваться ими будет накладно. Но те, кто уже достиг некоторого опыта, могут создавать ими свои шедевры для украшения интерьера.
Масляные
Расписывать заготовки маслом рекомендуется тем, кто уже хоть немного освоил, как делать роспись по дереву.
Красящее вещество разводится до рабочей консистенции рекомендованным растворителем (Уайт-спиритом, олифой), после чего можно рисовать. Но масляные краски имеют следующие особенности:
- дают только яркие оттенки (ими можно расписать предмет под хохлому или сделать стильный золотой узор на черном фоне);
- прочные, после высыхания их удалить невозможно.
Тем, кто имеет хоть небольшой опыт рисования, понравится работать с масляными красками, ведь ими недорого и надолго можно украсить интерьер жилых комнат.
Анилиновые
Красящие вещества на основе анилина все чаще встречаются в интерьере домов, ими разрисовывают деревянные стены или небольшие декоративные предметы, а в сельской местности умельцы украшают ими свои дома. Анилиновые красители обладают рядом положительных качеств:
- Ими легко рисовать.
- С ними можно получить множество красивых оттенков.
- Стоят недорого.
Но они быстро выцветают. Чтобы сохранить яркость рисунка, если он сделан на улице, надо покрыть его устойчивым к ультрафиолету лаком.
Готовимся расписывать
Прежде чем наносить красивые узоры, основу необходимо подготовить. Для этого надо выполнить следующие действия:
- зачистить «шкуркой», постепенно меняя от более крупной к более мелкой, основу до гладкости;
- покрыть поверхность грунтовкой по дереву, соответствующей применяемой краске;
- дождаться высыхания грунта и нанести цветовую основу, выкрасив изделие нужным цветом.
После высыхания цветовой основы, возможно нанесение рисунка по любой технологии.
Как сделать рисунок
В зависимости от уровня мастерства роспись по дереву можно делать, используя следующие технологии:
- точечную;
- с использованием трафарета;
- рисунка по эскизам.
Трафаретный метод
Рисунок с использованием шаблона является самым простым: для этого нужно только положить трафарет на поверхность, обвести мягким карандашом, и можно раскрашивать. Трафарет можно сделать самостоятельно, скопировав любую понравившуюся картинку или попросив сделать шаблон знакомого художника.
Точечный метод
Точечная методика тоже помогает создавать красивые вещи тем, кто не имеет художественных навыков. Точечный метод заключается в том, чтобы на рисунке-эскизе нарисовать множество точек-ориентиров и как можно точнее скопировать из выбранного эскиза на разрисовываемую поверхность.
Точечный способ рисования требует некоторых навыков. Но, может, стоит вспомнить, как в детстве соединяли линиями цифры, и получался какой-то силуэт? Точечный способ разрисовывания основан именно на этом, и чем больше будет перенесенных точек, тем точнее будет соответствие выбранной картинке, которую потом останется только раскрасить.
Точечный способ перенесения картинки на основу позволяет создавать художественные шедевры тем, кто почти не имеет навыков рисования. Достаточно просто скопировать один или несколько рисунков при помощи мягкого карандаша и раскрасить. Можно сделать, как было в оригинале, но лучше проявить фантазию и подобрать собственные цвета.
По эскизам
Эта техника подразумевает свободное творчество, когда рисуется эскиз, а потом переносится на основу и раскрашивается. Эскизами могут быть как элементы картины (для художников), так и любые геометрические элементы (для тех, кто не умеет профессионально рисовать). Используя эскизы, можно придумать свой неповторимый узор для рисования, и неважно, что при этом используется: геометрические фигуры, растительные элементы или свободное профессиональное творчество.
Готовый и высохший шедевр рекомендуется покрыть лаком для долговечности. Основа лака, как и основа грунтовки, подбирается в соответствии с красителем. После высыхания лака разрисованным изделием можно пользоваться.
Расписывать деревянные предметы несложно. Освоив одну из предложенных техник и подобрав подходящую краску, можно создавать настоящие шедевры, сделав свой дом или интерьер квартиры по-настоящему неповторимыми.
Для деревянных заготовок используйте если собираетесь раскрасить деревянное изделия, но у Вас возник вопрос, касающийся выбора краски, то мы советуем Вам отдать предпочтение акриловой краске. Акриловые краски просты в использовании и неприхотливы, быстро высыхают и долго сохраняют первоначальный насыщенный цвет.
Акриловые краски могут быть самыми разными. Например, есть интерферентные и перламутровые акриловые краски. Особенность интерферентных в том, что они изменяют цвет в зависимости от угла освещения. А перламутровые после высыхания имеют специфический блеск.
Акриловые краски для деревянных заготовок
допустимо разбавлять водой, только при этом стоит учитывать, что прочность высохшего слоя краски на деревянном изделии станет меньшей. Поэтому советуем разбавлять краски специальными средствами и разбавителями. Также есть средства, которые затягивают процесс высыхания акриловых красок. Казалось бы, зачем долго ждать, чтобы высохла краска? Однако, иногда быстрое высыхание краски на деревянном изделии очень мешает, когда, например, Вы хотите сделать плавный переход от одного цвета к другому. Есть и средства, действие которых направлено на то, чтобы краски утратили вязкость во время высыхания.
Акриловые краски для деревянных заготовок. Перед нанесением краски на деревянное изделие обязательно обработайте его. Изделие из дерева должно быть сухим, без загрязнений, по возможности без трещин. Если на деревянном изделии есть слой застарелой краски, то необходимо удалить его, чтобы новый слой краски лег абсолютно ровно. Подготовка изделия из дерева к покраске – такой же важный момент, как и сама покраска изделия, поэтому нужно сделать все тщательно.
Сначала советуем продумать, как именно и какими цветами Вы будете раскрашивать. Подумайте о том, будете ли Вы использовать золотые или серебряные цвета. Они, кстати говоря, очень хорошо подчеркнут какие-то мелкие детали. Подготовьтесь таким образом, чтобы потом, уже во время раскрашивания, у Вас вдруг не обнаружилась нехватка разбавителя, или, например, одного из цветов.
Чем хороша посуда из дерева
Среди всех деревянных изделий широкое распространение на Руси имела деревянная посуда. При проведении раскопок археологи находили предметы кухонной утвари из дерева, относящиеся еще к VII веку.
К сегодняшнему времени практически в каждом доме есть посуда из дерева, в основном это доски для резки, лопатки и ложки для сковородок, ведь многие современные сковороды имеют тефлоновое покрытие, которое особо чувствительно к царапинам от соприкосновения с металлом.
Деревянная посуда имеет огромные преимущества перед пластиковой, металлической или посудой из стекла.
Во-первых, посуда из дерева отличается высокой экологичностью. Она великолепно подходит для хранения еды. Это поняли еще в далекие времена древней Руси и стали хранить всяческие соленья в деревянных бочках. Еда, которая хранится в деревянной посуде, вбирает в себя древесный аромат, что делает пищу более вкусной. Грибы, мясо и рыбу рекомендуют класть в посуду из хвойных пород дерева, а для картофеля и блюд из него отлично подойдет посуда из лиственницы.
Во-вторых, деревянную посуду отличает такая черта как долговечность. Посуда из дерева прочная, в отличие от легко бьющейся стеклянной посуды. Со временем дерево, из которого сделана кухонная утварь, хоть и может потемнеть, сохранит свои качества. При выборе деревянной посуды обратите внимание, чтобы ее стенки были средней толщины – около 6 мм. Если стенки будут слишком толстыми, дерево может растрескаться.
Кроме того, деревянная посуда потрясающе смотрится при сервировке стола, создавая неповторимый стиль, что способствует повышению аппетита.
Так же, Вы можете приобрести деревянные заготовки и самостоятельно разукрасить их по своему желанию.
ООО Анима
Металлический поднос с жостовской росписью.
Казалось бы, художественной росписи уже не осталось места в прагматичном 21 веке, и ею можно любоваться теперь только в музеях. Однако до сих пор в России можно найти процветающие мастерские, которые сохранили древние традиции разнообразной художественной росписи и продолжают удивлять современных обывателей своим умением.
Жостово
Жостовский металлический поднос.
Цветочный букет — характерный мотив для жостовской росписи.
Истоки жостовской росписи восходят к началу 19 века. В то время в нескольких соседних деревнях бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) возникали ремесленные мастерские, которые занимались изготовлением расписных декоративных изделий из папье-маше, покрытых лаком. Художники расписывали шкатулки, портсигары, сахарницы и металлические подносы. Постепенно количество производимых подносов увеличивалось, тем самым вытесняя прочие изделия.
Основными мотивами росписи являются цветочные букеты. В начале 20 века с приходом советской власти деревни объединили в артель «Металлоподнос», а мастерам пришлось туго, когда им навязывались новые сюжеты для рисования, диктуемые тогдашними тенденциями реализма. Однако художникам удалось сохранить свою самобытность, а жостовские подносы перешли их разряда бытовых предметов в декоративные панно, которые ценятся не только в России, но и за рубежом.
Хохлома
Посуда, расписанная хохломой.
Традиционные хохломские мотивы росписи.
Хохлома зародилась в 17 веке в окрестностях Нижнего Новгорода. Название промысла пошло от деревни Хохлома, куда свозили готовые изделия с близлежащих деревень. Основоположниками этой росписи по дереву называют старообрядцев, бежавших от нового церковного уклада. Именно они владели секретами «золотой» росписи по посуде.
Кстати в основе росписи находится не золотистый, а серебристый оловянный порошок. Сверху него наносят специальный состав, затем подвергают тепловой обработке, и только потом начинают расписывать. Основные мотивы хохломы – это грозди рябины, ягоды, листочки и цветы.
Гжель
Посуда, расписанная гжелью.
Посуда, расписанная гжелью.
Гжель называют визитной карточкой России в сфере прикладных ремесел. Считается, что гжель берет свое начало еще с 14 века. Одни утверждают, что название произошло от реки Гжелька (Гжолка), на которой стояла деревня, где проживали мастера. Другие считают, что «гжель» — это перефразированное слово «жгель», т. е. обжиг керамики. В 60 км от Москвы есть «Гжельский куст», который состоит из 27 деревень, где занимаются обжигом и росписью керамических изделий. Их расписывали синим кобальтом в два способа: надглазурный и подглазурный. Сначала рисунок наносился на влажную глину, а потом еще раз на глазурь. Промысел гжельской посуды процветал, т. к. богачи пользовались столовым серебром, а простой люд разнокалиберной грубой глиняной посудой. Со временем гжель стала доступной для всех слоев населения, но красоты и востребованности при этом не утратила.
Федоскино
Федоскинская миниатюра.
Лаковая роспись по дереву.
Росписью лаками славится деревня Федоскино (Московская область). В 18 веке рядом с деревней находилась Лукутинская фабрика по производству лаковых козырьков для головных уборов. Затем она сменила направление, и 80 вольнонаемных рабочих занялись росписью изделий из папье-маше и дерева лаком. Удивительного свечения и блеска шкатулок и прочих миниатюр добивались путем «письма по сквозному». Так называлась техника, когда перед непосредственно самим рисованием на поверхность наносили тонкий слой сусального золота, перламутра. Самые популярные сюжеты для рисования связаны с жизнью простого народа.
Мезенская роспись
Мезенская роспись по дереву.
Мезенская роспись по дереву.
Как и многие другие народные промыслы, Мезенская роспись получила свое название от местности, в которой развивалась – в этом случае от названия реки Мезень, расположенной в Архангельской области. Техника, в которой работают мастера, восходит еще к древним славянским племенам. Основными орнаментами являются ромбы, крестики, солярные диски, повторяющиеся в определенной последовательности.
В мезенской росписи по дереву доминируют всего лишь два цвета – черный (сажа) и красноватый (охра). В основном наносят орнаменты на предметы быта: короба, прялки, ковшики. После разрисовывания утвари на нее наносят олифу, которая предохраняет рисунок от стирания и придает ей дополнительный блеск.
Многие современные художники продолжают заниматься старинными промыслами, привнося при этом нечто свое. Так художница из Ижевска расписала в традиционных художественных техниках… черепа.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Об акварельной технике вкратце
Техника росписи акварелью значительно отличается от живописи ею по бумаге. Единственный схожий момент — возможность писать «по-сырому». На самом деле «возможность писать по-сырому» заложено в самом слове «акварель»: французское Aquarelle — водянистая, итальянское acquarello, — «по-сырому» или «по-мокрому» («мокрым-по-мокрому»). Техника состоит в быстром нанесении краски на обильно и равномерно смоченную бумагу, при этом краски смешиваются между собой, свободно растекаясь по поверхности.
Но данная техника непригодна для росписи по дереву в силу ряда объективных причин. Главная причина — деревянную заготовку обильно мочить нельзя! Кроме того, минимум изделий из дерева, которые мы расписываем, имеют плоскую поверхность. Обычно изделия фигурные: точеная форма матрешек, полусферические крышки шкатулок. А с фигурных поверхностей, как нетрудно догадаться, вода стекает.
Если акварельная краска предназначена для живописи по-сырому, а деревянные заготовки мочить нельзя, то зачем, а главное, почему я пользуюсь именно акварелью для росписи? Сейчас расскажу.
О технике акварельной росписи
Для начала… Чтобы частично предотвратить промокание дерева насквозь заготовки, ее необходимо проклеивать. Обычная проклейка поверхности клеем ПВА замедляет промокание, но полностью не предотвращает. Это важно помнить.
Итак, для росписи по-сырому обильно заготовку я не мочу. Делаю лишь один проход мокрой кистью по нужному участку, не заливая, но увлажняя его водой, а затем ввожу в этот участок краску. На фотографии самый начальный момент росписи: я аккуратно заполняю влагой пространство внутри контуров лица.
Не теряя времени, пока дерево не начало интенсивно сохнуть, ввожу акварель туда, где должны быть тени.
Этот первый слой краски впитывается в материал почти моментально, то есть он, если и размоется последующими мазками кисти, то не критично. Поэтому следующий слой акварели перекрывает первый, становится темнее. Так выявляется объем.
А так выглядит почти законченная лепка формы лица.
Таким методом я набираю основной или средний тон, рисую складки одежд одним мазком кисти. Затем лессировками набираю цвета и тона. Окончательный цвет набираю мелкими штрихами, что уже напоминает рисование цветными карандашами, нежели мокрой кистью. Такова моя манера.
Почему для художественной росписи я выбрала именно акварель?
По ряду весомых причин, которыми сейчас поделюсь.
На картинке мой набор акварели. Внутренняя сторона крышки используется как палитра.
Основные достоинства акварельных красок — легкость, воздушность и способность создавать тончайшие цветовые переходы, а также отсутствие рельефности мазка, характерной для акриловых и масляных красок. Этими особенностями акварели я активно пользуюсь, и именно они делают акварельную краску моим основным инструментом для художественной росписи. А наиболее активно я использую прозрачность акварели, потому что естественный цвет дерева эффективно передает телесный оттенок.
Кстати, за легкость, воздушность и прозрачность акварель получила титул благородной краски в среде английских художников 19-го века.
Акварель совместима со всеми водными красками — второе немаловажное достоинство. Ее можно смешивать с гуашью и темперой, получая при этом огромную гамму новых оттенков цвета и различную густоту краски. Разбавляя водой гуашь, также можно добиться эффекта акварели, но гуашь имеет массу недостатков в данном отношении, о чем подробнее я рассказываю в специальном материале.
Обычно акварельные краски я использую в паре с темперными, а из гуаши пользуюсь одной лишь перламутровой (изредка белилами). Причем перламутровую гуашь я тонирую акварелью, что позволяет мне не тратиться на целый набор гуаши, а использовать единственный базовый цвет.
И последнее. Благодаря тому, что акварель есть просто пигмент, растворенный в воде, я могу пользоваться такими свойствами материала, как гидрофильность и гидрофобность. Примером может служить прорисовка золотого узора по цветному фону, о чем расскажу подробнее.
Начнем с того, что я никогда не рисую золотые узоры по фону, то есть по уже окрашенной поверхности. Орнаменты я наношу обычно акрилом, до акварели, прямо на дерево, потому что так акриловая краска лучше держится. Когда орнамент прорисован, я закрашиваю пробелы поверх орнамента. А хитрость вся в том, что акрил дает пленку, отталкивающую воду. Пустые участки легко закрашиваются, а акриловый узор остается нетронутым. После высыхания акварели остатки капель с акрила можно просто стереть тряпочкой.
На фотографии свойство гидрофобности акриловой краски иллюстрируется в орнаменте кокошников. Крупнее картинки нет, простите.
А на этой фотографии наоборот — акриловый фон кокошника, промежутки которого залиты перламутровой гуашью.
Недостатки акварельной краски…
…состоят для меня только в одном — вода. При росписи по дереву акварель сразу же проникает в волокна древесины, и содрать ее полностью можно только наждачной бумагой, предварительно смыв лишнюю краску, размочив и просушив древесину. Однако данной процедуры необходимо всячески избегать.
Интересно
Первоначально в качестве связующего вещества для пигмента использовался сахар. С 19-го века вместо сахара стали использовать натуральный гуммиарабик и декстрин в смеси с глицерином и/или медом для пластичности. А вот современная акварель натуральные компоненты не содержит вовсе; все натуральные компоненты заменены на синтетические, или на водорастворимые акриловые смолы.
Характеристики пигмента
Укрывистость и проникающая способность зависит от качества пигмента (размера гранул) и от того, добавляет ли изготовитель в краску диспергатор. Чем меньше гранулы, тем более акварель способна проникать в шероховатости материала, будь то дерево или бумага.
Гранулирование относится к появлению отдельных видимых частиц пигмента в цвете, нанесенном на материал. Заметно как зернистость.
Флокуляция — типичное для акварельных красок слипание пигмента, которое выражается в появлении разводов, похожих на фрактальные.