Содержание
- Виды художественной росписи
- Мастер-класс: Роспись заготовок из фанеры
- LiveInternetLiveInternet
- На какой мебели лучше применять
- Популярные варианты росписи
- Необходимые инструменты и материалы
- Как правильно создать дизайн и воплотить идею
- Классическая роспись по дереву: виды
- Краски для классической росписи по дереву
- Какие акриловые краски лучше выбрать для росписи по дереву
- Как раскрасить деревянную заготовку для разделочной доски: мастер-класс для начинающих
- Виды росписи по дереву
- Кисти для росписи по дереву
Виды художественной росписи
В середине 20 века виды росписи по дереву из ремесленного вида искусства перешли в художественные и их изучают и школах изобразительного творчества. Различные виды техник характеризуются своим неповторимых и узнаваемым орнаментом, который исторически развивался в ногу со временем и эволюцией красок и материалов.
В наши дни достаточно использовать специальные краски по дереву и приобрести деревянные изделия, лаки и укрепляющие средства для поделок. Многие современные мастера не только привносят новизну в работы, но и продолжают традицию росписи деревянных изделий.
Первые уроки для начинающих мастеров состоят в изучении принципов рисования каждого вида. Городецкая роспись по дереву характеризуется растительным орнаментом яркими расцветками, преимущественно на желтом фоне, но в наши дни фону в этом виде росписи уделяют меньше внимания, так как рисунок хорошо смотрится на чистой деревянной фактуре.
Элементы рисунка делают в несколько простых этапов, замалевкой основными цветами, теневкой более темными тонкими штрихами и осветлением белой или желтой краской.
Используются также идеализированные изображения птиц, животных, в частности вороных коней, деревьев. В древние времена городецкая роспись также изображала крестьянскую и купеческую жизнь тех времен. На картинках ниже видно пример.
Хохломская роспись существующая в массовом производстве и по сей день, стала визитной карточкой России. Это не просто разрисовка, а целая технология производства деревянных изделий, при обработке которых используется олифа, глина, алюминиевый порошок и лак. В результате многоэтапных действий изделия сначала обретают серебристую окраску, расписывают преимущественно черной и красной красками, иногда выполняют листья зеленым цветом. В конце работы покрывают лаком, и серебристая окраска становится позолоченной. Такая технология росписи пришла от иконописцев.
Элементы хохломской росписи — это в основном густая растительность, большие цветы, завитки, листья, ягоды рябины, клубники, встречаются декоративные птицы, петухи лебеди, но главным символом хохломы является жар-птица.
Также этот вид разрисовки делится на два типа техники — верховую и фоновую. Верховая роспись подразумевает собой нанесение рисунка на фон, а фоновая нанесение контуров и нанесением черного или красного фона.
Мезенская роспись изображает черно-красных орнаментов, более напоминающая пещерную наскальную живопись.
Роспись гжель также не спутать с другим искусством, своими синими пышными цветами на белом фоне.
В современном искусстве росписи по дереву мастера-художники пользуются различными техниками для создания стиля декора, сувенирных наборов посуды. В подарок преподносят собственноручно разрисованные тарелки, конфетницы, салатницы, разделочные доски.
Мастер-класс: Роспись заготовок из фанеры
Вот и закончилась предновогодняя суета, новогодние и рождественские праздники. Все это время мы не сидели без дела, а подготавливали подарки и сувениры. И сегодня в преддверии старого нового года мы бы хотели с вами поделиться идеей оформления небольших заготовок из фанеры, а точнее их росписью. Возможно, кто-то из вас добавит эти идеи в свою копилку.
И так, для начала мы остановили свой выбор несколько заготовок из фанеры толщиной 3 мм новогодней тематики. Мы выбрали подвеску в форме елочки с символикой 2018 года – собакой и елочную игрушку в форме шара с новогодним домиком.
Перед тем как начать роспись акриловыми красками мы обрабатываем поверхность каждой заготовки наждачной бумагой с мелким зерном в одном направлении. Параллельно мы продумываем оформление наших заготовок и делаем выкраску цветов.
Для работы нам понадобятся следующие материалы и инструменты:
-
деревянная заготовка из фанеры 3мм
-
губка или спонж
-
маленький валик (со сменными насадками)
-
кисти синтетика разного размера
-
шлифовальная губка (наждачная бумага нулевка)
-
палитра
-
фен
-
грунт
-
акриловые краски Луч или TURY Design (для детского творчества можно использовать гуашь или темперу, затем готовые заготовки покрываются лаком)
-
лак акриловый (при использовании акриловых красок в росписи заготовок, далее их можно не покрывать лаком)
Процесс росписи заготовок
Подготовив все необходимые инструменты и материалы и хорошо зашкурив поверхности наших заготовок приступаем непосредственно к росписи. Предварительно грунтовать поверхности мы не стали, так как это не требовалось для воплощения нашей задумки. Однако, если вы будете работать с густой краской или использовать текстурную пасту, то лучше загрунтовать изделие, ведь в дальнейшем это предотвратит растрескивание и отслаивание красящего или фактурного слоя.
В росписи мы использовали следующие цвета: металлики – золото, серебро, перламутр; основные цвета – белый, бордовый (насыщенный холодный красный), алый (яркий красный теплый, насыщенный оранжевый теплый), коричневый (светлый, теплый), изумрудный (насыщенный сине-зелёный холодный), ультрамарин (насыщенный синий холодный).
Начинаем с фанерной заготовки в форме елочки с символикой 2018 года – собака. Наносим при помощи валика на одну сторону цвет металлик или перламутр.
После просушивания на другую сторону наносим один из основных цветов, перечисленных ранее, иногда разбавляя белым цветом (изумрудный и ультрамарин).
Легкими штрихами сухой кисти наносим эффект «метели» используя белый цвет и металлики на обе стороны нашего изделия. В итоге должно получиться вот так:
Данное изделие может стать самостоятельным подарком – игрушкой, набором игрушек для новогодней елки или сувениром, а также элементом украшения в оформлении Ваших подарков.
Переходим к оформлению елочной игрушки (сувенира) в форме шара с новогодним домиком. Процесс росписи происходит поочередно с каждой стороны. Обязательно просушивая каждый этап нанесения краски. Расписывать начинаем с белого цвета — снежинки и дым из печной трубы.
Далее на елочку наносим изумрудный цвет. После высыхания прописываем стилизованные веточки ели более светлым тоном (добавляем в изумрудный немного белого), затем наносим еще более светлый тон, имитируя иней или снег на ветвях. Параллельно расписываем домик светло-коричневым цветом.
Даем время изделиям, чтоб они успели высохнуть. Приступаем к дальнейшей росписи и прорисовываем детали домика светлым тоном. Начинаем расписывать бант алым цветом. Края «шара» расписываем золотым металликом. Дополняем готовую роспись мерцающими бликами (перламутровая краска и серебряный металлик).
Итак, наши заготовки готовы. И теперь, когда они так преобразились, они станут чудесным подарком для ваших близких, родных и друзей.
LiveInternetLiveInternet
- МОИ ОТКРЫТКИ (50)
- МОИ ХВАСТУШКИ (43)
- МОИ НОВОСТИ (39)
- МОИ ПОКУПКИ (22)
- = МОИ НОВОСТИ (15)
- Моё рукоделие (7)
- =АСТРОЛОГИЯ (62)
- Астрология,обряды (16)
- Религия (30)
- Фен Шуй (16)
- =ВЫШИВАЕМ БИСЕРОМ,из бисера (98)
- Из бисера (38)
- =ВЫШИВКА КРЕСТИКОМ (7028)
- Бабочки (170)
- Вышивка бискорню,игольницы (310)
- Вышивка всё для кухни (754)
- Вышивка подушки (375)
- Вышивка сумки,для мобильников очков (128)
- Вышитые открытки и мини схемки (329)
- Детское (74)
- Для дома,постельное (440)
- Для рукодельницы (349)
- Журналы, книги (660)
- Картины (696)
- МТSA (65)
- На пластиковой канве (2)
- Новогоднее (521)
- Орнаменты,бардюры,монохром (341)
- Полезное для вышивания (142)
- Птицы,совушки (302)
- Разное (574)
- Сумки,косметички и прочее (51)
- Цветы (1151)
- Япония,Китай (105)
- =ВЫШИВКА ЛЕНТАМИ (104)
- =ВЫШИВКА РИШЕЛЬЕ (85)
- =ВЫШИВКА,РАЗНЫЕ ТЕХНИКИ (301)
- =ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ (637)
- Вязание из пакетов (28)
- Детское (31)
- Для дома и кухни (87)
- Женское (73)
- Журналы (5)
- Игрушки (34)
- Мастер-классы (47)
- Разное (72)
- Тапки,носки (16)
- Украшения (120)
- Шали,шапки,шарфы,рукавицы (62)
- =ВЯЗАНИЕ НА СПИЦАХ (914)
- варежки,перчатки,шарфы,шапки (314)
- Детское (44)
- Для мужчин (7)
- Женское (101)
- Журналы (24)
- Из меха (7)
- Мастер-классы (154)
- Носки,тапочки (134)
- Обработка,советы,разное (124)
- Перевод схем из зарубеж. журналов (8)
- =ДЕКУПАЖ (2089)
- Готовые работы (507)
- Материалы и обработка (479)
- Мастер-классы (641)
- Трафареты,карты и т.д (491)
- =ЖУРНАЛЫ РУКОДЕЛИЕ , ВЫШИВКА И ВЯЗАНИЕ (42)
- =ЗАГОТОВКИ (194)
- Варенье,джемы,компоты и т.д. (70)
- Заморозка (8)
- Консервы рыбные и мясные (3)
- Салаты, икра,соусы (42)
- Соленья,маринады (72)
- =К У Л И Н А Р И Я (3752)
- Банк рецептов (53)
- Бисквит с майонезом (15)
- Бисквиты,шарлотки (144)
- Блюда из картофеля (69)
- Блюда из курицы (243)
- Блюда из мяса,сало (140)
- Блюда из рыбы и морепродуктов (217)
- Блюда из субпродуктов (55)
- Блюда из фарша,паштеты (146)
- Готовим в горшочках (3)
- Дрожжевое тесто (193)
- Закуски,бутерброды,торты (238)
- Запеканки,омлеты,блины,молочное,сыр (211)
- Из творога и сливок,молочное (63)
- Куличи и кексы (69)
- Микроволновка,аэрогриль. (59)
- Напитки (20)
- Настойки,ликёры и т.д. (54)
- Овощные блюда (141)
- Оформление,украшение блюд и сервировка (204)
- Первые блюда (36)
- Песочное тесто (124)
- печенье,вафли,заварное (234)
- Пикник,барбекю и копчение (55)
- Полезное,советы (51)
- Постное (17)
- Пресное тесто (77)
- Рулеты из мяса и не только (52)
- Салаты мясные и с курицей (232)
- Салаты овощные (96)
- Салаты с рыбой и морепродуктами (176)
- Сладости (71)
- Слоеное тесто (100)
- Соусы (54)
- Специи (25)
- Суши (24)
- Торты (295)
- Торты-крем для торта,начинки (41)
- Фрукты,желе,десерты,салаты (132)
- Хлеб,лапша (36)
- Хлебопечка (15)
- Холодец,заливное (9)
- =КРАСОТА И ЗДОРОВЬЕ (796)
- Витамины (16)
- Гимнастика для похудения (17)
- Для похудения (74)
- Лекарственные растения,фр.-2 (45)
- Лекарственные растения,фрукты и т.д (56)
- Макияж (22)
- Маски и массаж лица (173)
- Масла,глина (15)
- Массаж и лечебная гимнаст. (47)
- О сердце и сосудах (17)
- Прически и уход за волосами (43)
- Рецепты,советы (143)
- Рецепты,советы -2 (123)
- Суставы и позвоночник (43)
- =ОТДЫХ И ПУТЕШЕСТВИЯ (5)
- =ОТКРЫТКИ (2500)
- Бумага (690)
- Готовые открытки (545)
- К Пасхе (19)
- Мастер-классы (117)
- новогоднее (225)
- Обучающее, полезное ,Биг Шот (199)
- Пергамано (34)
- Подборка ссылок на коробочки,открытки,альбомы,цвет (10)
- Скрап Альбомы и другое (202)
- Теги,этикетки (120)
- Шаблоны,трафареты,декор.элементы (438)
- =ОФОРМЛЕНИЕ ДНЕВНИКОВ (264)
- Анимашки,открытки,украшалки (38)
- Для дневника (100)
- Полезности для компьютера (100)
- Фоны,аватары (9)
- =П О Л Е З Н О С Т И (283)
- Для дома и сада (32)
- продукты (20)
- Разное (79)
- Стирка (67)
- Уборка (57)
- МОИ ВЫШИВКИ (30)
- =ПЛЕТЕНИЕ ИЗ ГАЗЕТ (115)
- =ПОДЕЛКИ И УРАШЕН. К ПРАЗДНИКАМ (757)
- К дню рождения (24)
- К Пасхе (132)
- Новый год (537)
- Украшаем к праздникам,разное (42)
- =ПЭЧВОРК (337)
- Аппликация (61)
- Пэчворк (183)
- Стёжка,отстрочка (60)
- =РИСОВАНИЕ (595)
- Витражи,стекло (136)
- Разрисовываем (122)
- Трафареты,шаблоны (161)
- Уроки рисования (203)
- =САД И ОГОРОД (771)
- Домашние цветы (56)
- Идеи для дачи (233)
- Из пластиковых бутылок (8)
- Из пластиковых бутылок (10)
- Лук,чеснок (22)
- Овощное (44)
- Перец (5)
- Плодово-ягодное (59)
- Полезные советы (104)
- Рассада (22)
- Своими руками (58)
- Строительство (3)
- Томаты (27)
- Удобрения,подкормки (43)
- Цветы (113)
- Цветы.Розы (8)
- =СВОИМИ РУКАМИ (2498)
- Букеты и подарки из конфет 2 (93)
- Букеты и подарки из конфет,полотенец и др. (80)
- Выпиливаем лобзиком,из дерева (36)
- Гобелен и разного вида плетение (23)
- Декорируем (60)
- Декорируем 2 (100)
- Делаем сами.Все виды рукделия. (36)
- Для детей (59)
- Идеи для кухни и подарки (25)
- из джинсов (42)
- Из кожи и меха (18)
- Из фетра (181)
- Инструменты для рукоделия,приспособления,рамочки (45)
- Коробочки,шкатулки,баночки (231)
- Мебель (205)
- Обереги (2)
- Обложки,книги,блокноты (30)
- Поделки и развивалки 2 (27)
- Поделки с детьми,развивалки,игры (69)
- Разное (300)
- Свадебное (28)
- Украшения,банты,заколки… (45)
- Упаковка для подарков,банты (164)
- Флористика,венки (130)
- Цветы из бумаги,веночки (282)
- Цветы из ткани,тесьмы и лент (314)
- (54)
- =УЮТНЫЙ ДОМ (779)
- Винтаж,Шебби-Шик (90)
- Дизайн,идеи (202)
- Для дома своими руками (257)
- Кухни (75)
- Полезности (29)
- Ремонт и все о нем (39)
- Спальни (16)
- Хранение и идеи (86)
- =ФИЛЬМЫ (324)
- Аудиокниги, мультфильмы,музыка (60)
- =ФОТОШОП (90)
- =Художественное (156)
- =ЦИТАТЫ,ЮМОР (65)
- =Ш И Т Ь Ё (2457)
- Для кухни (242)
- Для рукоделия (131)
- Для уюта и подарков (221)
- Журналы (5)
- Игрушки (303)
- Обработка,швы,технологии (306)
- Одежда (78)
- Подушки (300)
- Разное (202)
- Совы,птичье (7)
- Сочетания цветов (30)
- сумки,косметички и т.д (326)
- Новогоднее (123)
- Тапочки (67)
- Тильды (160)
- Фартуки (39)
- Швейная машинка,вышивка (34)
- =Ш К О Л А (23)
- =Ш Т О Р Ы (149)
- =Экскурсии,путешествия (43)
На какой мебели лучше применять
Ограничений в выборе предметов, разумеется, нет. Главным фактором, определяющим пригодность, является материал. Для осуществления задуманного лучше подходит старая мебель, изготовленная из дерева. Именно в этом заключается ее ценность относительно современных изделий, изготовленных из ДСП и ДВП. «Мебель из опилок» однозначно не подойдет.
С деревянной поверхностью легче работать. Старую краску или лак можно легко удалить, различные дефекты (сколы, трещины) могут быть устранены или оставлены для придания эффекта «состаривания». Кроме того, большинство способов нанесения рисунков рассчитаны именно на дерево. Любой узор или орнамент хорошо выглядит под лаком на древесной текстуре. Подойдет мебель, покрытая натуральным шпоном. Пример тому — старый шкаф или комод, сделанный из многослойной шпонированной фанеры. После удаления старого лака или краски поверхность грунтуют, красят в необходимый цвет и наносят рисунок.
Но и мебель из современных материалов не стоит вычеркивать из списка. Фасады из МДФ, покрытые акрилом, после определенной подготовки можно расписать в любом стиле. Акриловое покрытие представляет собой слой краски, отполированный после высыхания. Такой вид покрытия часто используют при изготовлении фасадов кухонных гарнитуров.
Современные краски и лаки позволяют наносить их поверх различных покрытий. Также существуют краски, предназначенные для росписи стекла без специальной подготовки.
Популярные варианты росписи
Самый распространенный вариант — простая декоративная роспись мебели. В основном это нанесение небольших элементов, орнаментов или повторяющихся узоров. Для несложного рисунка используют краску одного цвета, а для упрощения процесса применяют шаблоны или трафареты для росписи. Такой вид декорирования подходит для современной мебели. Широко распространено золочение. Данный вид росписи характерен для интерьеров в классических стилях. Под золото декорируют фигурные элементы отделки мебели.
Более сложным вариантом является художественная роспись. Это довольно кропотливая работа, все этапы корой выполняются вручную, включая мельчайшие детали. Роспись на мебели может быть в виде узора или небольшого фрагмента, а также представлять собой сложный объемный рисунок. Особенно ценятся авторские работы.
Отдельное место занимает изготовление предметов интерьера под старину. Сюда же можно отнести реставрацию старой мебели. В работе применяют различные приемы росписи и стили. Поверхности и элементы отделки подвергают «состариванию» различными способами. Старинные вещи пользуются большой популярностью среди состоятельных людей и коллекционеров. Обычно данный вид декорирования выполняют под заказ.
Необходимые инструменты и материалы
Краска для покрытия
От выбора краски на прямую зависит конечный результат. Основой для покрытия служит грунтовка. Она должна быть предназначена для работы по дереву. Неплохо справляется с задачей грунтовочный материал на основе акрила.
Для верхнего слоя подойдет любая латексная или акриловая краска. Поверхность лучше сделать матовой. Глянец не всегда хорошо смотрится. Неплохим вариантом будет краска в аэрозольной упаковке. Это позволит нанести ее равномерным слоем.
Художественные краски
Для росписи по мебели часто используют акриловые краски. Они хорошо подходят для рисования различных узоров. Также можно воспользоваться масляными смесями. Их традиционное назначение — живопись.
Лак
Он выполняет роль защитного покрытия. Возможно применение алкидного или акрилового лака для мебели. Также, как и краска, он может быть матовым или глянцевым. Нанесение слоя лака поверх рисунка — заключающий этап работы.
Кисти и валик для покраски
Для нанесения грунтовки и слоя краски на большую площадь может понадобиться валик. С фигурными элементами поможет справиться широкая кисть.
Кисти для рисования, карандаш, бумага и линейка
Рисовать мелкие узоры и линии удобно с помощью тонких художественных кистей. Для акриловой краски лучше использовать кисточки с синтетическим ворсом. Он не будет слипаться. Масляная краска потребует кисти с натуральным ворсом.
Простой карандаш, бумага и линейка пригодятся для создания эскизов и разметки поверхности под рисунок. Кроме того, может понадобиться изготовить шаблоны или трафареты для росписи.
Инструмент для подготовки поверхности
Очистить мебель от старого лака или краски можно, зашкурив ее наждачной бумагой. Потребуется «наждачка» разной зернистости для более тщательной обработки поверхности. В некоторых местах старое покрытие придется снимать шпателем.
Удалить некоторые виды лака или краски со старой мебели можно с помощью специальных химических средств. Найти их можно в любом хозяйственном магазине.
Для удаления пыли следует запастись ветошью. Вымести грязь из щелей и прочих труднодоступных мест поможет кисточка с длинным и жестким ворсом.
Как правильно создать дизайн и воплотить идею
Роспись мебели своими руками — долгая и кропотливая работа. Процесс может занять много времени. Иногда требуется не один день и даже неделя. Особенно трудно, если нет опыта в подобном деле, не важно, мы расписываем старую мебель или придаем новый вид современным предметам.
Для новичков будут не лишними несколько советов:
- Любая работа начинается с эскиза или наброска. Разработать дизайн можно самостоятельно или позаимствовать идею росписи мебели из фото в интернете. В любом случае, перенести рисунок с бумаги будет легче, чем выдумывать все на ходу;
- При отсутствии опыта не стоит сразу браться за большой объем работы. Для начала распишите предмет небольшого размера;
- Если есть возможность разобрать мебель — сделайте это. С отдельными частями работать намного легче;
- Свободное пространство. Места для работы должно быть достаточно. Возможно, что мебель придется поворачивать, наклонять или передвигать;
- Не стоит пренебрегать качеством подготовки поверхности. Дефекты шлифовки могут испортить вид даже очень талантливой росписи. Пыль и мелкие частицы приводят к такому же результату;
- Грунтовка — обязательный момент для покраски или росписи. На поверхности, покрытой грунтом легче работать;
- Каждый слой грунта, краски или росписи требует тщательной просушки. Минимум — сутки на каждый слой.
Сам процесс воплощения идеи состоит из нескольких этапов. Первый из них — подготовка под грунтовку и покраску. Классический вариант со старой деревянной мебелью подразумевает снятие лакокрасочного покрытия. Для этого понадобится наждачная бумага крупной и средней зернистости или специальное химическое средство – смывка и шпатель.
- После очистки от лака и краски поверхность необходимо зашкурить мелкой «наждачкой». Это позволит избавиться от излишней шероховатости и мелких царапин. Если на мебели имеются крупные сколы и трещины, их шпаклюют и зашкуривают;
- Следующий этап — нанесение грунта. Это делают с помощью кисти или валика. Следует избегать образования капель и потеков. В крайнем случае избавиться от них можно, используя губку, или дождаться высыхания слоя и зашлифовать наждачной бумагой;
- Далее следует покраска. Краску наносят в два или три тонких слоя. В результате должна получиться гладкая и ровная поверхность. После высыхания можно приступать к самому интересному, но не менее трудоемкому этапу — рисованию;
- Мебель с росписью — не обязательно старинный шкаф или комод, со всех сторон покрытый узорами. Чаще это небольшой рисунок или повторяющийся узор. Для нанесения одинаковых рисунков используют трафарет или шаблон. Это могут быть простые трафареты бабочек, небольших узоров или большие шаблоны со сложным рисунком.
Существует не один способ нанесения рисунка на мебель. Особо ценится ручная роспись. Верхом мастерства можно считать живопись. Сочетая различные способы и техники росписи, возможно создавать по-настоящему уникальные вещи:
- Те, кто не владеет кистью, может воспользоваться техникой декупажа. Такой способ обычно применяют на небольших предметах мебели, но можно декорировать и большие поверхности;
- Заключительный этап работы — покрытие росписи прозрачным лаком. Желательно нанести несколько слоев. Это сбережет рисунок от случайных повреждений и даст возможность протирать или мыть мебель.
Искусство росписи делает любой предмет уникальным. Можно расписать мебель, используя любое традиционное или современное направление. Большой популярностью пользуется роспись мебели в русском стиле: хохломская, жостовская, мезенская. Каждая из них по-своему уникальна. И конечно, ничего не мешает создать свой собственный, не менее уникальный стиль.
Очистка от старой краски
Грунтование
Покраска
Роспись
Покрытие лаком
Классическая роспись по дереву: виды
Не мудрствуя лукаво, мастера давали имя росписи по названию города, вблизи которого зародился этот стиль. Основными тонами росписи в русских селениях были чёрный, красный, жёлтый. Они характерны для техник орнаментов, появившихся раньше тех, в которых используется больше основных цветов и их оттенков.
Особенности мезенской росписи
Для мезенской росписи характерны изображения оленей и лошадей. Они прорисовываются тщательно, а изображение человека наносится чисто схематически. Каждый знак узора имеет в этой росписи своё толкование. Чтобы правильно составить рисунок изделия, необходимо знать, что значит то или иное изображение. Не все они могут органично сочетаться в одном рисунке.
Для мезенской росписи характерны изображения оленей и лошадей
- Движение солнца по небосводу олицетворяют красные кони.
- Небесные роженицы, дарящие жизнь всему на земле изображались в виде олених.
- Лебеди, утки, гуси символизируют души усопших родственников, охраняющих и предостерегающих членов семьи от скверны, помогающих в трудные моменты.
- Ёлки – символ мужской силы.
- Дерево жизни изображалось с корнями, спиралями, уходящими в подземный мир. Посчитав ромбы на стволе можно судить, сколько родов объединяет семья. Верхушку родового древа венчает знак небесного мира.
Эта роспись зародилась до крещения Руси, что явно прослеживается по языческой символике. Прялки с мезенской многослойной росписью можно увидеть в краеведческих музеях.
Северодвинская роспись: её особенности
Северодвинскую роспись можно назвать международной. К её северным корням со временем примешивались мотивы, привносимые перекочевавшими на север старообрядцами, поляками, торговым людом и ищущими лучшей доли крестьянами из других районов.
Северодвинскую роспись можно назвать международной
Распознать северодвинскую роспись можно, несмотря на использование в рисунке красного, жёлтого и чёрного цветов, по следующим характерным признакам:
- Древо жизни, напоминающее диковинный цветок, где на венчающей его полусфере сидят два голубка. Подарок из древесины с таким мотивом преподносился молодожёнам в день свадьбы. Это древо имело на один лист больше, чем у родителей новоиспечённого супруга.
- На рисунках могут присутствовать мифические существа – птица Сирин, русалки, грифоны.
- Из животных северодвинцы изображали льва и медведя.
- Рисунок делится на три части. В соответствии с представлениями о строении мира, он делился на изображения подземного мира, земли, и небесных сфер.
По многим параметрам северодвинская роспись сходна с пермогорской, ракульской, борецкой.
Роспись без религиозного подтекста
Матрёшки, деревянная посуда чаще украшаются в стиле полхово-майданской росписи. Она заключается в нанесении на древесину незамысловатого цветочного орнамента. В этой росписи нет определённых правил в сочетании цветовой гаммы. Единственное, что требуется – это получить яркую, дарящую радость, игрушку.
Подойдёт для украшения деревянных объёмных болванок и плоских поверхностей.
Петриховская роспись состоит из листьев, лепестков, ягод. Этот вид народного промысла радует яркостью красок.
Элементы полховской росписи сходны по технике нанесения с хохломской. Только строгих правил в подборе цветов и элементов рисунка в этом художественном промысле нет.
Хохломская роспись подчиняется общепринятым правилам русских народных ремёсел – используются жёлтый, чёрный, красный цвета. Один из них является фоном для рисунка, наносимого двумя другими цветами.
Хохломская роспись – это классика. В ней используются только три цвета, один из которых является фоном рисунка. Это может быть любой из используемых в русской традиционной росписи цветов. Они все контрастны друг к другу, что позволяет с наименьшими усилиями создать эффект 3D-эффекта. В этой росписи нет полутонов, только яркие насыщенные цвета.
Используя ту же технику мазкового нанесения, с разной степенью прижатия кисти к раскрашиваемой поверхности, можно воссоздать роспись гжель. Этот вид росписи отличается от хохломы и петриковской тем, что синий рисунок наносится на белую поверхность. Пожалуй, для новичка выбор одной из этих трёх росписей для начала своего творческого пути наиболее прост.
>Как сделать точечную роспись шкатулки (видео)
Краски для классической росписи по дереву
Классические расписные доски, шкатулки, предметы быта при правильном подборе и обработке не меняют цвета под воздействием солнечных лучей, воздействия воды. С древних времён мастера использовали в работе темперную краску. Самый древний рецепт составления краски используется и современными профессиональными мастерами росписи по дереву. Особенность состава заключается в том, что краситель растирается на яичном желтке. Этот компонент является основой.
С древних времён мастера использовали в работе темперную краску
На некоторое время в производстве темперу пробовали заменять на более простые в обращении и дешёвые масляные краски. От этого опыта отказались очень быстро, что связано с такими характеристиками, как изменение цвета под воздействием солнца. Радикальный чёрный цвет, который должен быть угольного оттенка, изменялся под воздействие ультрафиолета. Приобретал зелёный, а порою жёлтый тон. Светлые краски наоборот темнеют. Вторым недостатком масляных красителей является их способность растрескиваться, отслаиваться. В народный промысел вновь вернулась темпера.
Виды темперной краски
Характеристики качественной темперы:
- При работе она легко растворяется в воде;
- Она однородная;
- Даёт 100-процентное покрытие (рисунок не прозрачный);
- После высыхания, размыть её водой не возможно;
- Застывший слой не трескается, в отличие от масляных и акварельных красок;
- При хранении в закрытой таре на ней не появится плесени, она не загустеет и не будет расслаиваться.
Состав темперы очень прост, всего два ингредиента – эмульсия (основа) и краситель. Процесс изготовления краски довольно трудоёмкий. Изготавливают темперу вручную, основа выкладывается на гранитную или мраморную поверхность, где и происходит её соединение с пигментом. Втирается сухой колер в клеевую или яичную основу курантом – хрустальным пестиком. Процесс длится до того момента, пока краситель не станет однородным по цвету и текстуре.
Внимание! Вместо хрустального куранта можно использовать аналогичный предмет, изготовленный их твёрдой древесины, камня. Противопоказано ингредиентам краски взаимодействие с металлами.
Готовые темперные краски
Название современной темперы созвучно с основой, на которой она изготовлена:
- Яичная – в основе, изготовленной в промышленных условиях краски, используется искусственная эмульсия. Она состоит из яйца, растительного масла, лака на основе масла или скипидара.
- Казеиновая краска изготавливается на основе сложного белка, добываемого преимущественно из молока животных. В состав казеиновой эмульсии входят масло и смолы. Качество этой темперы выше, чем у яичной.
- Гуммиарабиковая названа по одному видов клеевой основы, используемой в изготовлении насыщенной цветом краски. Этот ингредиент может быть заменён на клей изготовленный их смол других плодовых деревьев. В наших широтах чаще используется вишнёвый клей.
Справка: Декстрин, полисахарид изготавливается из картофельного крахмала, является промежуточной стадией между крахмалом и глюкозой. Гаммиарабик означает камедь аравийская – это затвердевшая на воздухе смола акаций. Добывается из растений южных широт.
Название современной темперы созвучно с основой, на которой она изготовлена
Искусственные эмульсии красок для начинающих художников делятся на три основных категории ПВА, воскомасляная, акриловая.
Какие акриловые краски лучше выбрать для росписи по дереву
Наносить акриловую краску на увлажнённую древесину лучше в технике «Импасто», если необходимо раскрасить большой элемент рисунка. Но неразбавленным акрилом трудно сделать завитки и удлинённые листья в одно касание, как того требует народный промысел. От степени прилегания кисти на разных участках раскрашиваемой поверхности, зависит эффект лёгкости и воздушности цветочного мотива.
Матовая эмульсия служит основой краски, цвет ей придают пигменты. Для раскрашивания рисунков в народном стиле, потребуется акрил с высокой плотностью покрытия. При высыхании он не должен стать прозрачным. Из этого следует, что специализированная краска для нанесения рисунка на стекло не подходит. Равно как и краска для слоёного теста и росписи по матерчатой основе. Единственно верный вариант выбора – это приобретение краски для рисования по дереву.
Сколько сохнет роспись
Самый длительный срок высыхания у краски, которая используется в работе для создания основного фона. Это объясняется тем, что она должна создать идеально ровный тон, то есть накладывается более толстым слоем, чем сам рисунок. На высыхание акриловой основы, нанесённой на увлажнённую водой поверхность, уйдёт не более часа. Примерно столько же проходит и при нанесении темперы.
Небольшие элементы, нанесённые тонким слоем, высохнут почти моментально, более основательные мазки в течение 15-20 минут. Но это не относится к краске, которую пришлось разбавлять водой. Особенность акрила заключается в том, что вода заставляет сохнуть краску значительно быстрее.
Работать акрилом, вступившим в контакт с водой, необходимо очень быстро. Чем больше воды использовано для разбавления краски, тем стремительнее будет её высыхание.
Как раскрасить деревянную заготовку для разделочной доски: мастер-класс для начинающих
Подготовка доски заключается в пропитывании её картофельным крахмалом. Он скроет все небольшие дефекты доски и даст тонкий грунтовочный слой. Этот процесс можно упростить, покрыв доску олифой. При выборе в качестве орнамента северные мотивы, в которых тон не используется, можно применить в качестве грунта морилку светлого тона.
Раскрасить деревянную болванку можно гуашью. Эта техника доступна и для детей.
- Взяв лист бумаги для рисования, выделив на нём участок, соответствующий по размеру тому, который необходимо покрыть рисунком на древесине, нужно разметить участки самых крупных элементов декора. Очертив место их расположения, как это показано на рисунке.
- На втором этапе производится детализация изображения – прорисовка контуров.
- При помощи переводной бумаги, изображение переносится на подготовленную, обезжиренную, пропитанную картофельным крахмалом доску.
- Чтобы разные цвета не смешивались, можно взять выжигальный аппарат, сделать небольшие углубления по контурам. Такой контур будет препятствовать смешиванию краски. При работе оформительскими акриловыми красками можно заменить процесс выжигания нанесением контура и тонких элементов непосредственно через тонкий распределитель тюбика.
- После высыхания возвышающегося над поверхностью контура, его необходимо заполнить цветом.
- Завершающим этапом работы будет покрытие расписной доски лаком. Он наносится в 2-3 этапа. Каждый последующий слой ложится на тщательно просушенный предыдущий.
Внимание! Второй слой лака будет сохнуть в два раза дольше первого, так как он растворит ранее нанесённое покрытие. В результате получится монолитный, очень прочный лаковый слой.
Простые узоры для начинающих
Роспись по дереву не терпит мелких деталей и извилистых линий. Неровности краёв элементов воспроизводятся за счёт мазков полусухой кистью по увлажнённой поверхности.
Самыми простыми, но довольно эффектными можно назвать рисунки гроздьев рябины, цветы с незамысловатыми формами листьев.
Роспись по дереву не терпит мелких деталей и извилистых линий
Простейшие для рисования лепестки приобретут объём при затемнении их у серединки. Для этого достаточно сделать несколько штрихов-лучиков. Ягоды вообще рисовать просто. Трёхмерность рябиновым гроздьям придают чёрные точки завязи, произвольно расположенные на изображении ягод. Этот приём при создании серединки цветка делает рисунок «выпуклым».
Так же просто рисуются мелкие цветы, они схематически составляются из примерно равных точек. Располагаются мелкие элементы поверх крупных, это придаёт рисунку объём. Симметричность их расположения не важна. Больше внимания необходимо уделить расстоянию между параллельно расположенных длинных листьев.
Начинать свой творческий путь лучше с расписывания разделочных досок. Позже можно будет перейти и на изготовление расписных журнальных или детских столиков, что будет не просто ошеломляющим подарком, но и необходимым элементом интерьера.
Виды росписи по дереву
Существует очень много видов росписи по дереву, разных традиционных техник и школ. В одной только хохломской росписи есть несколько подвидов, в зависимости от типа используемого орнамента!
Сегодня мы рассмотрим три самых популярных росписи — хохломская, мезенская и городецкая, поскольку именно они являются самыми популярными и широко известными. На важно помнить, что кроме них есть множество других, не менее замечательных видов росписи: например, волховская, борецкая, владимирская и др.
1. Хохлома.
Этот вид росписи является старинным русским промыслом, зародившимся в окрестностях Нижнего Новгорода около XVII века.
Деревянная посуда всегда была в почёте на Руси, но необработанная древесина впитывает влагу и быстро загрязняется. Во избежании этого посуду стали покрывать варёным льняным маслом — олифой, которая покрывала поверхность деревянного предмета непроницаемой плёнкой.
Отличительной чертой техники является придание изделию золотистого блеска без использования золота.
Хохлома берёт свой принцип золочения без золота из старинных иконописных техник: в целях экономии фон иконы закрашивали серебром (а позже более дешёвым оловом или алюминием), наносили изображения святых, а затем покрывали льняным маслом в несколько слоёв в отдельной просушкой в печи каждого слоя. Под воздействием температуры пленка олифы приобретала золотой оттенок и серебряный фон, находящийся под ним тоже отливал золотым переливом.
Основные цвета в хохломе:
• красный;
• чёрный;
• золотой;
Дополнительные цвета:
• зелёный;
• жёлтый;
Роспись в хохломе наносится от руки, без предварительной разметки. Традиционные элементы — сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
Различают два типа росписи: «верховую», когда по серебристому фону (который после обжига станет золотым!) наносят рисунок красным и чёрным цветом; и «под фон», когда сначала намечается контур орнамента, а потом фон заполняется чёрной краской, рисунок же остаётся золотым.
2. Городецкая роспись.
Эта роспись также появилась в Нижегородской губернии, но позже, чем хохлома — в XIX веке.
Сюжетные композиции в этой росписи гораздо более сложные, но мастера также наносили их без предварительной разметки.
Городецкую роспись исполняли по яркому фону темперными красками.
Основной приём росписи — сначала на изделие наносится цвет фона, потом на него наносится «подмалёвок» — крупные цветовые пятна. После этого рисунок прорабатывается тонкой кистью, затем роспись заканчивает «разживка» — дополнительные тонкие штрихи и точки, нанесённые, как правило, белой краской, и подчеркивающие детали и контраст. Основные мотивы — цветочные композиции, сказочные и былинные сюжеты, городские сценки.
3. Мезенская роспись.
Старинный вид декорирования деревянной посуды и других предметов быта. Эта роспись представляет собой чисто орнаментальный декор.
Основная черта: дробный узор — звёзды, крестики, чёрточки, — выполненный в два цвета: чёрный и красный.
Основные мотивы геометрического орнамента — солярные диски, ромбы, кресты. Также в качестве орнамента используются схематичные изображениями животных: коней или оленей. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики.
Изделие расписывается по чистому негрунтованному дереву сначала красной охрой, а затем делается чёрная обводка.
Кстати, у нас на сайте вы можете посмотреть несколько мастер-классов по мезенской росписи и её стилизации!
Мастер-класс: «Комплект украшений своими руками. Мезенская роспись».
Мастер-класс: «Мезенская роспись одежды. Роспись по коже».
Кисти для росписи по дереву
Лучшими кисточками для росписи по дереву считаются мягкие кисти природного происхождения. Особо ценятся беличьи, колонковые, реже – соболиные. Однако, для акриловых красок прекрасно подойдут и синтетические кисти.
Перед процессом важно определиться с подходящими размерами для кисточек, которые обозначаются цифрами. Для новичков советуют брать одну большую, две средние и одну тонкую малую кисть.
Важно помнить, что все старинные промысловые росписи зарождались в крестьянском сословии, в руках людей, которым плуг и молот был гораздо привычнее, чем кисть. А если смогли они, сможете и вы! В традиционных росписях нет нужны прорисовывать лица, фигуры или соблюдать портретное сходство. Самое главное — отточить технику рисования разных элементов, научиться свободно проворачивать в руках кисть и смешивать цвета. Нужно приложить немного терпения, раз за разом рисуя одинаковые элементы и в конце-концов вы научитесь их рисовать в совершенстве! Довольно небольшое количество простых базовых элементов и их сочетания — вот и всё!
И важно понимать, что если признанные мастера разных видов росписи могли наносить её без предварительно рисунка, то нам, простым смертным, наносить рисунок можно не сразу красками, а использовать для начала карандаш, трафарет, копирку или кальку, но не слишком увлекаться. Ведь, если постоянно прибегать к готовым рисункам, способность самостоятельно фантазировать притупляется. Помните, главное – это всегда получать удовольствие от процесса росписи.