Содержание
Не сомневаемся, если Вы заядлый рыболов или охотник, вам нужно плавательное средство, такое как лодка. Сделать лодку из фанеры своими руками не составит особого труда. И при этом, это не так дорого, как купить готовую лодку. Лодка сделанная собственноручно из фанеры, будет по весу легче, чем её заводской аналог и устойчивей на воде. Для изготовления лодки будем использовать целые листы фанеры. Будем использовать марки: фанера ФСФ или бакелизированная. Лодка должна быть надежна, так как от этого может зависеть ваша безопасность на воде, а значить фанеру будем брать I сорта.
Чертеж лодки из фанеры
В настоящее время популярным считается способ изготовления лодки из фанеры по принципу «Сшей и склей» (от английского «Stitch and glue»). Выберите форму лодки, которую хотели бы изготовить, в интернете полно готовых чертежей и вперёд за дело.
Виды клея для приклеивания фанеры
Что нужно для сборки лодки из фанеры:
- Фанера ФСФ или бакелитовая (вторая дороже);
- Полиэфирная смола или эпоксидная смола;
- Прочная нить, проволока или леска;
- Саморезы;
- Стеклолента;
- Пропитка;
- Шпатлевка;
- Грунтовка и краска.
Для постройки лодки применяем фанеру склеенную бакелитовым составом. Размечаем согласно чертежу лист фанеры на детали и выпиливаем. Далее обрабатываем торцы в местах реза, зачищая их до гладкого состояния. Если вы вырезали фанеру на лазерном станке, этот этап можно пропустить. Составляем полученные детали и скрепляем саморезами, не очень часто, закручивая их в торец. Если вы применяете более толстую фанеру, то возможно вам понадобятся струбцины, чтобы сжать детали лодки. В местах стыков сверлим отверстия небольшого диаметра, для того, чтобы скрепить детали между собой, способом «Stitch and glue».
Начинаем процесс сшивания деталей лодки. Для сшивания лодки нам понадобится, на выбор: медная проволока, нейлоновая нить или леска. Берем, например, нейлоновую нить и протягиваем через высверленные отверстия, предварительно промазанные эпоксидной смолой. Вид стежка можете наблюдать на фотографиях, размещенных в данной статье. В местах изгиба размер стежка можно участить, но главное не сильно часто, чтобы не ослабить саму фанеру. После того, как детали лодки из фанеры сшиты, проклеиваем места швов стеклолентой. После этого этапа нужно выждать время, пока эпоксидная смола затвердеет, это обычно 24 часа.
Итак, клей застыл, детали лодки склеены. Теперь осталось установить сиденья, багажный отсек и прочие элементы. Следующий этап — шлифовка корпуса лодки перед проклейкой. Фанера шлифуется наждачной бумагой и затем промазываются стыки фанеры эпоксидным раствором и обклеиваются стекловолокном. Далее приступаем к покраске, она увеличит срок службы лодки и преобразит вашу лодку. Перед покраской лодки, нужно её хорошенько обезжирить, чтобы исключить отшелушивание краски. Обрабатываем корпус пропиткой и шпаклюем дефекты. Далее грунтуем и красим нашу готовую лодку из фанеры в нужный цвет. Выбираем водостойкую краску.
Вот, вкратце, мы разобрали процесс строительства лодки своими руками, он оказался весьма не сложен.
Фанера — это листовой строительный материал, состоящий из плотно склеенных по толщине тонких слоев древесины (шпона) с различным расположением направления волокон. Переработка кряжей в шпон и, в последующем, в фанеру позволяет расширить возможности применения древесины, повысить стабильность ее механических характеристик и снизить ее анизотропность.
Фанера, тщательно проклеенная правильно подобранным клеем, может служить в качестве строительного материала, устойчивого к воздействию тех или иных погодных условий, гораздо дольше, чем цельная древесина.
Выделяют несколько типов и сортов фанеры, которые различаются своим назначением, внешним видом, сроком службы и стоимостью. В соответствии с этими критериями фанера может быть использована для внешних работ, для самолетостроения, для судостроения (лодки, яхты).
Фанера для лодок является практически идеальным материалом, однако при условии, что в производстве судна будет использован специальный ее тип — морская (корабельная) фанера. Этот уникальный материал предоставляет возможность сконструировать лодку своими руками, что практически невозможно с остальными материалами. При изготовлении данного сорта фанеры применяются высочайшие стандарты и используются лучшие сорта клея, обеспечивающие наивысшую влагостойкость изделий. Для исключения внутренних пустот и дефектов, все слои шпона в листе подлежат тщательной стыковке и проклейке формальдегидным клеем, обеспечивающим хорошую адгезию с влажной древесиной. Помимо этого, для производства такой фанеры используются сорта древесины, имеющие высокую долговечность и устойчивость к повышенной влажности.
В свою очередь, лодка, построенная из строительной фанеры, будет не столь долговечной. Ухудшение состояния такого судна будет тем быстрее, чем хуже будут погодные условия. Влага, проникающая в пустоты и замерзающая зимой, будет способствовать быстрому разрушению изделия. Таким образом, лодка из обычной фанеры нуждается в хранении в закрытом помещении либо оснащении ее специальным защитным покрытием.
Самодельная лодка из фанеры имеет простейшую конструкцию, достаточно легка, остойчива на плаву, надежна в эксплуатации, дешева (рис. 1). Один человек может сделать и собрать такую лодку за 3—4 часа. Простота конструкции и дешевизна привлекут внимание любителей самодельных лодок.
Рис. 1. Простейшая самодельная лодка из фанеры.
Лодка типа плоскодонки сделана из досок и фанеры. Никаких дефицитных материалов для ее изготовления не требуется. Для корпуса самодельной лодки подберите сухие доски толщиной 25 мм и фанеру толщиной 6 мм. Доски для бортов и кормы должны иметь ширину 305 мм. Все детали, расположенные внутри лодки (кормовое сиденье, среднее сиденье и распорки), сделаны из досок толщиной 25 мм и имеют одинаковую длину — 864 мм. Следует учесть, что размеры этих деталей надо выдержать очень точно, так как они крепятся к корпусу только на шурупах.
Детали самодельной лодки из фанеры имеют простейшую геометрическую форму, и их изготовление вряд ли вызовет у кого-нибудь затруднения. Особое внимание уделите точной подгонке стыкуемых поверхностей и сборке и покраске лодки. Стыкуемые кромки должны быть тщательно подогнаны и иметь минимальные зазоры по всей длине. Для крепления всех деталей желательно пользоваться оцинкованными или лужеными шурупами. Обшивку следует крепить короткими шурупами 3х18 и 3х26, остальные детали (например, борта с кормой, сиденья и т. п.) — шурупами 4х60 и 5х64.
Рис. 2. Конструкция самодельной лодки из фанеры.
Днище самодельной лодки делается из фанеры толщиной 6 мм. Для обеспечения водонепроницаемости лодки стыки корпуса с днищем следует делать с предварительным нанесением клея типа ВИАМ-Б/3 и закреплять шурупами по всему периметру с шагом 40 мм. Если приобретение клея ВИАМ-Б/3 для вас окажется затруднительным, то вполне удовлетворительные результаты может дать использование для этих целей густотертой масляной краски. Хотя краска и обладает очень слабыми клеящими свойствами, но, усиленная дополнительным крепежом, она дает довольно прочное и водонепроницаемое соединение. Швы снаружи желательно проклеить перкалью или полотном с применением клея АК-20.
На дно лодки из фанеры между распорками следует настелить решетку из реек сечением 50х20 мм, чтобы не продавливать днище ногами.
Спецификация деталей самодельной лодки из фанеры
Обозначение детали | Наименование детали | Количество | Размеры в мм | ||
---|---|---|---|---|---|
Длина | Ширина | Толщина | |||
А | Борт | 2 | 1800 | 305 | 25 |
Б | Корма | 1 | 864 | 205 | 25 |
В | Распорка | 3 | 864 | 100 | 25 |
Г | Сиденье | 2 | 864 | 254 | 25 |
Д | Палуба | 1 | 914 | 305 | 6 |
Е | Бруски под сиденье | 4 | 254 | 25 | 25 |
Ж | Рейка решетки | 8 | 1200 | 50 | 20 |
З | Брусок под палубу | 2 | 200 | 25 | 25 |
И | Весло (заготовка) | 1 | 1200 | 140 | 35 |
К | Ручка | 1 | 120 | — | 30 |
Заключительной и, пожалуй, самой ответственной операцией является покраска самодельной лодки из фанеры. Перед покраской лодку необходимо отгрунтовать. Грунтовка делается натуральной олифой. Для лучшего впитывания в древесину олифу следует подогреть до начала кипения. Наносят олифу толстой кистью как снаружи, так и внутри лодки. После полного высыхания грунтовки лодку красят. Чтобы лодка стала нарядной, лучшее сочетание дадут красный цвет до ватерлинии и остальное — белый. Внутри самодельную лодку из фанеры можно покрасить в светло-зеленый цвет.
Для получения красного цвета используйте свинцовый сурик, а белый цвет дадут свинцовые или цинковые белила. Краску следует разводить очень жидко на чистой олифе с таким расчетом, чтобы покрасить лодку 2—3 раза. Жидкая краска лучше растекается, дает более ровное и прочное покрытие. Покраску следует производить широкими мягкими кистями-флейцами.
Пользоваться нитрокрасками не рекомендуется, хотя они и дают высококачественное покрытие, но зато не обеспечивают необходимой долговечности лодки. Лодка из фанеры, покрашенная нитрокраской, с трудом выдерживает один сезон.
Для самодельной лодки из фанеры можно использовать любое подходящее весло или сделать по размерам, данным на рис. 3.
Рис. 3. Весло и разметка заготовки весла.
Весло делают из березовой доски толщиной 35 мм. На конце веретена весла запилите шип и укрепите на нем ручку (К). Кромку лопасти весла окантуйте латунной накладкой.
Для предупреждения стекания воды на веретено весла наденьте резиновое кольцо.
Весло самодельной лодки из фанеры также необходимо пропитать олифой и покрасить.
вернуться в раздел
Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:
добавить страницу в избранное
Статьи Все фото из статьи
Современный рынок предоставляет довольно большой выбор разнообразных туристических и рыбацких судов. Но для нашего человека самодельная лодка из фанеры намного ближе. И дело здесь даже не в экономии средств, сделанная своими руками лодка является предметом гордости, плюс весь процесс самостоятельного производства, это не столько работа, сколько интересное хобби. В данной статье мы рассмотрим основные этапы сборки таких изделий.
Фото фанерной плоскодонки.
Несколько слов о подготовке
Самодельные лодки из фанеры и стеклопластика считаются, хотя и небольшими, но полноценными плавсредствами. Поэтому к процессу подготовки и сборки нужно подходить ответственно, Ведь по большому счету, ошибки здесь могут не только привести к поломке судна, но и в некоторых случаях подвергнуть опасности жизнь и здоровье владельца.
Какие нужны материалы
- Как видно из называния, основным материалом здесь, безусловно, является фанера. Для корпуса небольшой лодки хорошо подойдут листы не ниже чем первого или второго сорта, толщиной порядка 5–7 мм. Для киля, шпангоутов и прочих вспомогательных деталей конструкции нужно брать более толстый лист, от 12 мм и выше;
Первоклассная фанера.
- Не последнее значение имеет марка материала. Выбор фанеры сейчас довольно большой, но в данном случае материал будет находиться в длительном прямом контакте с пресной или даже морской водой, естественно фанеру нужно брать с повышенной влагостойкостью. В идеале лучше взять марку «ФБ», она изначально делалась для корабельных нужд. Если цена на «ФБ» вас не устроит, то можно остановиться на «ФСФ»;
Сорта материала.
Совет: распространенная ныне марка «ФК», в некоторых источниках может значиться как водостойкая.
Но в нашем случае она не подходит, здесь нужен материал с повышенной влагостойкостью, плюс, способный выдержать длительное воздействие агрессивной среды.
Самодельная лодка.
- Чистая древесина будет использоваться для распорок, сидений и прочих элементов. Как правило, здесь берется струганная доска толщиной 25 мм. В данном случае следует отдать предпочтение мягким, пористым сортам. В профессиональном судостроении применяется лиственница, но для небольшой лодки достаточно ели или сосны;
- Для промежуточного сшивания листов хорошо подойдет медная проволока толщиной порядка 2 мм;
- Для обустройства герметичных швов используется стекловолокно и полимерный клей. Вид клеящего состава сейчас подобрать не сложно, на рынке довольно большой выбор, главное чтобы состав был водостойкий.
Параметры фанеры.
Выбор инструмента
Самодельные лодки из фанеры для рыбалки не требуют чрезмерно большого набора инструмента.
Здесь можно обойтись традиционным комплектом, который имеется в мастерской практически любого хозяина:
- Помимо плоскогубцев, отверток и ножниц вам естественно понадобится ножовка по дереву;
- Резать фанеру обычной ручной пилой достаточно тяжело, поэтому лучше приобрести электрический лобзик для дерева с набором полотен. Причем следует подбирать модель с как можно большим количеством оборотов, так как на малых оборотах будет откалываться шпон по краю;
Работа электролобзиком.
- Для таких работ обязательно нужна шлифовальная машинка. Обычным наждаком, вручную, вы не сможете добиться хорошего качества обработки;
- Для фиксации листов при склеивании используются струбцины, их должно быть не менее 3 – 4 штук;
- Набор кистей нужен для нанесения клея и лакокрасочных составов.
Строительство лодки
В данном случае не столь важно, какой именно тип лодки вы выберите. Плоскодонки, байдарки, парусные суда или лодки с мотором, инструкция по строительству всех этих моделей примерно одинакова.
Начинаем с чертежей
Сейчас чертежи самодельной лодки из фанеры найти не проблема. В сети или профильной литературе этой информации достаточно. Вам нужно только определиться с размерами судна, потому как от этого зависит толщина листов. Если должного опыта в таких работах пока еще нет, лучше остановиться на простеньких, неразборных моделях.
Эскиз простейшей плоскодонки.
Бывалые мастера не рекомендуют самостоятельно разрабатывать лодку. Но если вы все же решитесь на такой трудовой подвиг, начинать нужно с тщательного просчета водоизмещения и грузоподъемности судна. Дабы после того как вы спустите на воду и попытаетесь поплыть, ваше изделие сразу не пошло на дно вместе с владельцем.
Важно: чертежи самодельных лодок из фанеры под мотор, мало чем отличаются от чисто весельных аналогов.
Как правило, в этих судах немного видоизменен транец (задний борт).
Поэтому вне зависимости от того есть ли у вас на данный момент мотор, лучше сразу отдавать предпочтение именно таким лодкам.
Вариант чертежей лодки.
Итак, когда вы нашли подходящую для вас модель, прежде чем переходить к непосредственному изготовлению деталей и узлов, нужно сделать по чертежам бумажные лекала. И только после контроля всех размеров, переносить выкройку на фанеру или дерево.
Сборка корпуса
Максимальная длина стандартного листа составляет порядка 3 м. Поэтому, в большинстве случаев, вам понадобиться сращивать два или более небольших листа в единое полотно. Это несложный, но довольно кропотливый процесс, требующий точности и аккуратности. Такое соединение среди профессионалов именуется склеиванием на ус.
Вырезанные листы.
Для этого берутся 2 листа и по краю спиливаются под углом, ширина такого скоса должна быть не менее 7 размеров толщины листа. Чем больше площадь соприкосновения, тем крепче соединение. Основную массу снимают напильником, после чего деревянная поверхность шлифуется машинкой до идеального состояния. Далее скосы смазываются клеем, соединяются и прижимаются чем-нибудь тяжелым, до полного высыхания.
Совет: собирать и клеить такие конструкции на полу крайне неудобно, поэтому желательно сразу соорудить козлы из деревянного бруска 50х50 мм.
Учтите, что вам придется обрабатывать лодку с обеих сторон, поэтому козлы должны быть приспособлены под это.
Схема стыковки.
Теперь можно переходить к вырезанию составляющих нашей лодки-самоделки под мотор из фанеры и досок. Рез должен идеально соответствовать разметке, потому как при малейшем отклонении, борта сойдутся неплотно, и нужно будет заделывать щели.
Симметричные детали, к примеру, борта или шпангоуты, удобнее вырезать единым массивом. Для этого листы складываются, фиксируются струбцинами и вырезаются по разметке.
Шлифовка на ус.
Сначала делается транец, для моделей адаптированных под мотор, транец должен быть усиленным. Как правило, его изготавливают из нескольких слоев фанеры или прочной древесины. Плюс транец дополнительно оклеивается минимум 3 слоями стеклоткани.
Сборка начинается от транца. Он устанавливается на козлы и от задней стенки листы сшиваются между собой. По ходу сборки края листов стачиваются под нужным углом для более плотного соприкосновения.
Листы стягиваются медной проволокой с шагом 50 – 150 мм. Отверстия под проволоку просверливаются по диаметру проволоки на расстоянии не менее 15 – 20 мм от края. После проклеивания снаружи, проволока вытаскивается.
Сшивание листов.
Проклеивание швов
Когда корпус сшит, все стыки должны быть надежно проклеены. Для этого будет использоваться стекловолокно или стеклопластик, которые обильно смазываются клеящим составом.
Швы, проклеенные стеклотканью.
Как мы уже говорили, сейчас в магазинах достаточно специализированных смол, но большинство мастеров предпочитает пользоваться смесью эпоксидной смолы с двуокисью кремния, больше известной как аэросила. Пропорция берется 1:1. Инструкция проста, обильно смазывается стык, после чего накладывается лента стекловолокна. И так не менее 3 слоев.
Совет: бывалые мастера предпочитают оклеивать стекловолокном полностью все поверхности фанерной лодки, причем как снаружи, так и изнутри.
Это, безусловно, потребует дополнительных средств, но по утверждению специалистов, такая лодка будет плавать не менее 30 лет.
Вид изнутри.
Все внутренние углы желательно дополнительно усилить деревянными галтелями, это планки напоминающие плинтус в доме. Деревянные галтели, шпангоуты, лавки и все другие детали также клеятся эпоксидной смесью и стеклотканью, саморезы и тем более гвозди здесь не используются.
Когда панцирь из стеклоткани застынет, все неровности шпаклюются, еще раз покрываются эпоксидной смесью и можно приступать к финишной шлифовке. Когда шлифовка завершена, устанавливается настил, уключины, сиденья и вкручивается ремболт.
После чего, готовая лодка красится или покрывается лаком не менее 3 раз. Причем каждый последующий слой наносится после высыхания предыдущего.
Приклеивание стеклоткани.
Вывод
Как видите все не так сложно, самодельные лодки из фанеры и стеклопластика довольно надежные и долговечные конструкции. Подтверждением тому можно считать тысячи самоделок бороздящих реки и озера нашей великой родины.