Чтобы сделать чернила или тушь собственными руками, Вам придется изрядно повозится. Но если посмотреть с другой стороны, когда нам придется делать эти, вроде бы, простые и обыденные вещи самим? Наверное, только после глобальной катастрофы или когда будем полностью отрезаны от цивилизованного мира. Тогда у нас будет очень много времени и, возможно, появится желание писать чернилами или тушью. Но как их сделать? Читаем ниже ответ на этот вопрос.
Как сделать чернила?
Чернила орешковые
Для приготовления обыкновенных канцелярских или школьных чернил посредством настаивания или вытяжки на холодной воде берут: 3 чернильных орешков, 2 железного купороса, 2 гуммиарабика, 60 воды. Орешки толкут в порошок и, всыпав в стеклянную бутыль, обливают водою. В другом сосуде растворяют железный купорос и гуммиарабик вместе или порознь. Настой орешков должен стоять несколько дней, пока вода не извлечет из него все дубильное вещество, между тем как купорос и гуммиарабик вполне растворяются в течение нескольких часов. Оба раствора сливают вместе, хорошо перемешиваются и, дав простоять день или два, осторожно сливают, чтобы отделить жидкость от осадка.
Чернила ализариновые
Совершенно неправильно называются чернила этим именем, так как ализарин вовсе не входит в их состав. Ализариновые чернила приготовляются также из вытяжки чернильных орешков, причем в состав их входит уксусная кислота. В обыкновенных чернилах красильное вещество находится в мельчайших частицах, плавающих в жидкости. В ализариновых же чернилах, от присутствия в них значительной дозы кислоты и клея, образования осадка не происходит. Уксусная кислота, входящая в состав чернил, имеет назначение растворять и поддерживать в растворенном виде красильное вещество. Впрочем, ализариновые чернила имеют тот недостаток, что быстро высыхают, вследствие чего образуют на пере густую массу и перо приходится часто обтирать тряпочкой.
Для приготовления «ализариновых» чернил берут: 10 чернильного орешка, 6 железного купороса, 1 гуммиарабика, 100 уксуса, 20 раствора индигокармина. Толченый орешек настаивают в уксусе в продолжение 4 — 6 дней, что же касается купороса и гуммиарабика, то их растворяют отдельно в уксусе, причем необходимо их один раз прокипятить. Когда жидкости после этого будут слиты вместе и процежены, тогда прибавляют раствор индигокармина. Последнего не следует прибавлять сразу большое количество, а понемногу и при каждом добавлении взбалтывать раствор. Уксус можно брать обыкновенный, но лучше древесно-уксусную кислоту, как содержащую незначительное количество карболовой кислоты, препятствующей образованию плесени.
Другой рецепт приготовления «ализариновых» чернил следующий: 20 чернильного орешка, 5 гуммиарабика, 5 древесного уксуса, 2 ½ индигокармина, 50 воды. Чернильный орешек настаивают в продолжение недели в половинной части уксуса и воды. В то же время приготовляют раствор железа в уксусе; для этого надо взять какую-либо деревянную посуду, влить туда остальную часть уксуса и положить в нее разное старое железо, например, гвозди, подковы, обручи и т. п. Дня через три слить жидкость и процедить, гуммиарабик растворить в настое чернильного орешка и соединить все процеженное вместе. К готовым орешкам прибавить индигокармина столько, сколько окажется нужным для придания чернилам желаемой силы сине-зеленого цвета. От присутствия в этих чернилах уксусно-железной соли стальные перья менее портятся.
Как сохранить чернила?
Если чернила нехорошо закупорены, то они покрываются плесенью, особенно если они находятся во влажном месте. Некоторые вещества имеют свойство не допускать появления плесени: к ним относятся в первую очередь: креозот, формалин, карболовая и салициловая кислота. Для обыкновенных канцелярских чернил достаточно прибавить на 100 кг чернил 30- 40 г креозота или 100 г карболовой кислоты. Для чернил высшего качества на то же количество чернил прибавляют 100 г салициловой кислоты.
Как сделать тушь?
Тушь китайская жидкая для черчения похожая на фабрикаты Гюнтер Вагнера и др.
Берут 2 шеллака, 1 буры на 15 воды, нагревают, при частом помешивании, до растворения шеллака и прибавляют водной анилиновой краски до получения желаемого тона. Для обыкновенной черной туши употребляют водный нигрозин, для других цветов: сепии, тердисиены и т. п., употребляют смеси водных анилиновых красок. Если краски получатся слишком яркими, то для нейтрализации прибавляют несколько капель водного раствора нигрозина.
Тушь китайская по Винклеру
Абрикосовые косточки пережигают в печи в уголья. Сожженные зерна, по охлаждении, толкут в мельчайший порошок в фарфоровой ступке и просеивают сквозь частое сито. Полученный черный порошок растирают на плите с мягкой водой и гуммиарабиком, прибавляют немного камфары, выпаривают при помощи водяной бани, потом формуют из него длинные четырехугольные бруски, которые затем высушивают на воздухе.
Тушь китайская по Восвелю
Растворяют до насыщения роговые опилки в щелоке едкого калия; полученную темно-коричневую жидкость выпаривают и сплавляют в тигле. Потом массу растворяют с двойным количеством по весу кипящей воды и смешивают с раствором квасцов, благодаря чему образуется осадок, который промывают, высушивают и растирают с разведенным в воде гуммиарабиком.
Источник: Бродерсен, «Справочник кустаря»
Кто-то сказал однажды, глядя на чернильницу, стоявшую на письменном столе в кабинете поэта: «Удивительно, чего-чего только не выходит из этой чернильницы! А что-то выйдет из нее на этот раз?… Да, поистине удивительно!»
— Именно! Это просто непостижимо! Я сама всегда это говорила! — обратилась чернильница к гусиному перу и другим предметам на столе, которые могли ее слышать. — Замечательно, чего только не выходит из меня! Просто невероятно даже! Я и сама, право, не знаю, что выйдет, когда человек опять начнет черпать из меня! Одной моей капли достаточно, чтобы исписать полстраницы, и чего-чего только не уместится на ней! Да, я нечто замечательное! Из меня выходят всевозможные поэтические творения! Все эти живые люди, которых узнают читатели, эти искренние чувства, юмор, дивные описания природы! Я и сама не возьму в толк — я ведь совсем не знаю природы, — как все это вмещается во мне? Однако же это так! Из меня вышли и выходят все эти воздушные, грациозные девичьи образы, отважные рыцари на фыркающих конях и кто там еще? Уверяю вас, все это получается совершенно бессознательно!
— Правильно! — сказало гусиное перо. — Если бы вы отнеслись к делу сознательно, вы бы поняли, что вы только сосуд с жидкостью. Вы смачиваете меня, чтобы я могло высказать и выложить на бумагу то, что ношу в себе! Пишет перо! В этом не сомневается ни единый человек, а полагаю, что большинство людей понимают в поэзии не меньше старой чернильницы!
— Вы слишком неопытны! — возразила чернильница. — Сколько вы служите? И недели-то нет, а уж почти совсем износились. Так вы воображаете, что это вы творите? Вы только слуга, и много вас у меня перебывало — и гусиных и английских стальных! Да, я отлично знакома и с гусиными перьями и со стальными! И много вас еще перебывает у меня в услужении, пока человек будет продолжать записывать то, что почерпнет из меня!
(«Перо и Чернильница», отрывок), Х.К. Андерсен
Гусиное перо — перо гуся, использовали в качестве письменного инструмента на протяжении VII—XIX веков, до изобретения металлического пера.
Гусиное перо, в отличие от перьев других распространённых птиц (чаще всего домашних), представляет собой толстый полый стержень, имеющий объёмное пористое основание, поэтому перо «ухватисто», т. е. его удобно держать в руке при письме. При наклонном срезе кончика пера ножом обнажается пористая внутренность, хорошо впитывающая чернила, что позволяет реже окунать кончик пера в чернильницу. Умеренно мягкий кончик пера хорошо сохраняет свою форму при письме, тем самым исключая необходимость частой заточки. Однако кроме гусиных перьев при письме могли использовать и перья других птиц с жесткими перьями, а именно ворона, павлина, индюка, глухаря или лебедя.
Затачивание кончика пера специальным ножом называется очинкой (или очином, обчинкой. Нож для очинки перьев называли перочинным ножом, однако в настоящее время это название распространилось на все карманные ножи.
Перед очинкой перо необходимо было подвергнуть предварительным подготовительным операциям:
— С пера обрезалась часть бородки для того, чтобы пишущему было удобнее браться за стержень;
— Перо вываривалось в щелочи для обезжиривания. Время варки составляло не менее 10—15 минут;
— Вываренное и высушенное перо обжигалось и закаливалось в горячем песке с температурой не более 60—65°С, после чего кончик пера был готов к очинке.
Гусиное перо довольно быстро списывалось – приходилось чинить его заново или поворачивать верхней стороной вниз. В 1809 году была изобретена машинка для очинки гусиных перьев, но в России это изобретение не привилось.
При письме гусиным пером появившиеся помарки в тексте исправляли специальным скребком.
Люди, хорошо владевшие техникой письма гусиным пером, назывались писцами (писарями), никогда не оставались без работы и чрезвычайно ценились.
Очинка пера была очень важной операцией, поскольку от правильного её проведения во многом зависело качество почерка. Многие поэты и писатели никому не доверяли очинку своих перьев. Хорошие перья принято было даже дарить. В кабинете Пушкина в богатом футляре хранилось собственное перо Гёте, присланное им в подарок великому русскому поэту.
Так как гусиное перо было, по своему происхождению, природным материалом, оно имело ряд определённых недостатков.
Один из самых основных — необходимость частой заточки, поскольку кончик пера от трения о бумагу постоянно стачивался, издавая характерный скрип. Николай Васильнвич Гоголь в «Мертвых душах» пишет:
«Шум от перьев был большой и походил на то, как будто бы несколько телег с хворостом проезжали лес, заваленный на четверть аршина иссохшими листьями…»
Александр Сергеевич Пушкин при работе исписывал свои перья почти до самого основания. До настоящего времени сохранились два его гусиных пера, обгрызенных сверху и настолько коротких, что их едва можно удержать в пальцах. Одно из этих перьев находится на письменном столе А.С. Пушкина в его квартире на Мойке, второе — в настоящее время экспонируется в Государственном музеи Пушкина в Москве. Иван Иванович Пущин в своих «Записках о Пушкине» вспоминал:
«…везде разбросаны исписанные листы бумаги, всюду валялись обкусанные, обожженные кусочки перьев (он всегда с самого Лицея писал оглодками, которые едва можно было держать в пальцах).»
При письме гусиным пером все линии, выводившиеся справа налево, снизу вверх, овалы и прочее, давались с трудом, зачастую даже в умелых руках писаря нередко вызывая чернильные брызги.
Гусиным пером можно было писать лишь на хорошей плотной бумаге. Также из гусиного крыла для письма годилось всего три или четыре пера, вследствие чего их приходилось экономить, разрезая на несколько частей и затачивая каждую в отдельности.
Гусиные перья поступали в розничную продажу в пучках, обвязанных бечевкой по 25 штук в пучке. В поместьях обычно перья не покупали, а пользовались перьями своих, домашних гусей.
Tags: Принадлежности для письма
Самые страшные ошибки при использовании перьевых ручек по версии экспертов в области пишущих инструментов — The Goulet Pen Company
№ 1. Писать перьевой ручкой с сильным нажимом. Пожалуй, самое замечательное качество перьевой ручки в том, что она не требует нажима при письме, — она может писать буквально под тяжестью собственного веса. И все же люди, привыкшие пользоваться шариковыми ручками, при переходе на перьевую зачастую продолжают давить на пишущий узел. От чрезмерного нажима кончики пера могут разойтись и оно испортится. Не пытайтесь расписывать подсохшую перьевую ручку, нажимая на перо или постукивая им по твердой поверхности, — вы рискуете его испортить. Лучше подержите его под струей воды — ручка «оживет».
Совет: просто расслабьтесь и получите удовольствие от письма без нажима и без последствий в виде онемевших от усталости пальцев.
№ 2. Довольно распространенная ошибка: носить ручку вместе с другими объектами из металла: ключами, брелками, складным ножом и т.п. Корпус вашей ручки может поцарапаться, будь он из пластика, металла с лакированной или анодированной поверхностью.
Совет: всегда носите ручку отдельно от этих предметов: в другом кармане, в пенале или поместите ручку в чехол или футляр.
№ 3. Использовать в вашей перьевой ручку специальные каллиграфические чернила, имеющие маркировку типа: India Ink, Lawer’s Ink, Pigmented Ink и т.п. Эти чернила предназначены для перьев-«макалок». Некоторые из таких чернил имеют формулу, созданную специально для использования в перьевых ручках, но большинство — нет. Каллиграфические чернила содержат шеллак — смолу, которая при высыхании полностью блокирует каналы подачи чернил в вашей ручке. Эти чернила растворяются только спиртом, который тоже способен испортить ваш пишущий инструмент.
Когда перьевую ручку требуется заправить водостойкими чернилами, например, для скетчинга в технике «чернила+ акварель», обычно используют пигментированные чернила — специальные для перьевых ручек, например, Platinum Carbon Ink. Помните, что при использовании таких чернил, ручку надо чаще промывать.
Совет: покупая чернила, убедитесь, что это тот самый тип, который подходит для перьевых ручек.
№ 4. Эту ошибку часто совершают и более опытные пользователи: не ухаживать за перьевой ручкой. Уход за перьевой совсем несложен: ручку надо периодически промывать водой комнатной температуры. Иногда достаточно подержать пишущий узел под струей воды. Если заправленная чернилами ручка долго лежала без использования, и чернила в ней засохли, поместите пишущий узел на некоторое время в стакан с водой. Если вы используете конвертор, то достаточно набрать в ручку воды и опорожнить ее, повторив это несколько раз, пока вода не станет светлой. Кстати, при постоянном использовании конвертера, ручка требует меньше ухода — поршневая система забора чернил автоматически промывает ручку.
*Блог The Goulet Pen Company в качестве подручного средства для промывки пишущего узла ручки также рекомендует спринцовку. Как говорится, у всех свои ритуалы, выбирайте тот, который вам больше нравится.
Если вы пользуетесь чернилами одного цвета, ручку можно промывать раз в месяц. Если вы меняете чернила, то промывайте ее перед каждой новой заправкой.
№ 5. Это не ошибка, а скорее, смертельный приговор вашей перьевой ручке: промывать ее спиртом или ацетоном. Ацетон растворяет пластик, да и спирт довольно агрессивен как ко внешним, так и к внутренним деталям ручки.
Совет: для промывки перьевой ручки пользуйтесь водой — ее вполне достаточно для выполнения этой задачи.
№ 6. Эта ошибка может стать роковой для вашей ручки: уронить перьевую ручку, когда не ней нет колпачка. По закону бутерброда она упадет пером вниз. Если поверхность твердая, оно согнется, и как правило, после этого перо уже невозможно будет восстановить. В ручках премиум класса ремонт с заменой пера может обойтись в стоимость целой ручки. Вам повезет больше, если вы обладатель ручки Lamy или еще пары других брендов, в ручках которых перья можно менять самостоятельно.
Совет: закончили писать — сразу надевайте на ручку колпачок.
№ 7. Самая большая ошибка — не писать перьевой ручкой! Это замечательный пишущий инструмент, и не писать им — обделять себя. Иногда люди, имеющие перьевые ручки, подаренные кем-то или купленные «чтобы было», зачастую не знают, где ими писать. Перьевая ручка может стать настоящим увлечением, если вы вдохновитесь опытом людей, например, рисующих перьевыми ручками, таких какLiz Steel (lizsteel.com), или наша художница Ксения Рейн https://www.instagram.com/septembrenell/. Kara из www.bohoberry.com виртуозно владеет системой ведения дневников и планеров, и делает это очень заразительно, а в блогах http://www.penmania.ru/ и http://www.leighreyes.com/ публикуют интереснейшие обзоры перьевых ручек. А если вы не планируете начинать никаких новых хобби, то просто пишите письма и открытки вашим друзьям и близким (дожидаться Нового Года совсем необязательно, поводом может стать желание поблагодарить за что-то, поделиться мыслями или признаться в любви!), заведите дневник, пишите списки дел и покупок, пишите напоминания, поупражняйте свой почерк в переписывании (или собственном сочинении) стихов или рассказов — есть много способов сделать вашу ежедневную жизнь радостней и интересней, добавив в нее приятные привычки, связанные с письмом.
Надеемся, что эта информация была полезной. Если мы что-то забыли, напишите нам, и мы дополним наш список в помощь будущим поколениям пользователей перьевых ручек.
Перышки из бумаги
Пёрышки – одно из прекрасных произведений природы. Чтобы не травмировать птичек, выщипывая им хвосты, можно просто взять лист цветной бумаги и сделать столько перьев, сколько вам нужно — любых размеров и цветов.
Сейчас я покажу, как сделать перо из бумаги. Понадобится только бумага – цветная или белая, ножницы и клей. Ну и вдохновение.
Если вы решите сделать не простые перья, как у меня, а перья Жар-птицы, как на картинке, у вас это, безусловно, тоже получится.
Итак, сначала переснимаем шаблон перьев с монитора или распечатываем. Для того, чтобы увидеть шаблон в полном размере, кликните по нему.
Берём бумагу, складываем пополам по ширине шаблона, отрезаем ненужную часть (рис.1, 2).
Обводим шаблон карандашом и вырезаем заготовку для пера (рис.3).
Затем делаем из неё собственно перо (зоологи называют эту часть пера «опахало») – разрезаем ножницами сложенную вдвое заготовку узенькими полосками по диагонали, примерно на 2/3, не доходя на 1/3 до сгиба (рис.4, 5, 6)
Для придания пушистости будущему перу слегка закручиваем в разные стороны получившуюся бахрому (рис.7).
Но можно обойтись и без этого, тогда получится обычное аккуратное пёрышко, как это (рис.8).
Теперь надо сделать стержень пера: берём полоску бумаги примерно 15-20см длиной и 2см шириной и скручиваем из неё трубочку, накручивая на спичку или зубочистку (рис.9).
При скручивании наносим на полоску бумаги в нескольких местах клей. Конец полоски обязательно промазываем клеем (рис. 10).
Мажем клеем заготовку пера по внутреннему сгибу (рис.11)
Приклеиваем стержень пера к самому пёрышку (рис.12).
Вот что получилось в итоге (рис.13).
Зелёное пёрышко делается точно так же, как и розовое. Только отличается по форме и размеру (рис.14).
Заметьте, при изготовлении этих перьев не пострадало ни одно животное (птица)!
Я показала, как сделать самое простое перо из бумаги. Есть и другие варианты: например, можно сделать перья из фольги, гофрированной бумаги, плотной бумаги; бумаги, сложенной в несколько слоёв; накрахмаленной ткани; из ниток; проклеить или пришить вдоль сгиба пера проволоку, что позволит сгибать его в нужную сторону.
Так, без особых затрат, можно сделать великолепное украшение для интерьера, игрушку для ребёнка, сувенир или что-нибудь ещё!
Желаю вам успехов в творчестве! Елена Мускат
В этой статье я расскажу вам о разных инструментах для каллиграфии и добавлю видео, в котором используют в действии те инструменты, о которых пойдет ниже речь и о некоторых других.
Важная часть каллиграфии – это письменная утварь (инструменты), которой пишут. Часто бывает так, что именно инструмент диктует характер и стилистику письма. Иногда сложно найти качественную ручку и можно сделать своими руками из подручного материала. Обычно, необходимые вещи продаются в художественных магазинах, но не все. Некоторые можно купить в интернет-магазинах. Вот ссылки на интернет-магазины:
www.kalligraphie.com – большой выбор письменных инструментов
www.jetpens.com – инструменты для письма
www.kallipos.de – разные виды перьев (современные и винтажные), держатели, чернила, тушь.
www.scribblers.co.uk – все для каллиграфии (почти все)
В интернет-магазинах преобладает огромное количество разных видов инструментов. Вообще, сложно выбрать остроконечные перья. Их разное множество и имеют разные характеры письма. Ниже написана небольшая информация по характеристикам перьев, которая поможет новичкам или освежить мысли тем, кто уже знает.
Остроконечные перья
Эти перья хорошо подходят для письма в прописях «с нажимом» или в стиле Copperplate. Их изготавливают из металла или перьев птиц, обычно гусиных. Ими пишут каллиграфию и ими рисуют художники. Кончик пера пишет тонкой линией (в их названиях добавляют: extra fine или EF), а если мягко нажимать на него, то кончик раздваивается и линия становится толще. Гибкие перья подходят для каллиграфии (very high flexibility). Письмо этим пером становится очень изящным. Ниже для примера расположены перья слева направо: Gillott’s 303 extra fine, Eagle E750 extra fine, Leonardt Hiro 700, Brause 66 EF, MRRK Riga 235, Leonardt Hiro 700, Riga 235.
Для письма Copperplate обычно рекомендуют: Gillott 303, Leonardt Principal EF, Hunt 101, Brause 66EF, Brause Rose 76
Остроконечные перья могут быть разными по размеру. На фото выше даны перья небольшого размера. Они идеально подходят для письма по гладкой бумаге. Но еще есть перья большие, длинные, которыми лучше писать по неровной бумаге. Они так же подходят для людей с большой ладонью. На фото внизу представлены эти перья: перо «звездочка», John Mitchell’s 727 EF, John Mitchell’s Selebrated G, Brause 76 Iserlohn (Rose), Brause 361 (Blue Pumpkin).
Ширококонечные перья
Письмо ширококонечным пером – является классическим на западе. Кончик этого пера похож на маленькую лопатку. Их делают и металла, тростника, бамбука, птичьих перьев и даже из дерева. Зачастую от угла поворота пера зависит толщина линии. Так же существуют такие перья для правшей и левшей. Можно писать перьями и с небольшим углом, конечно, но обычно используют с прямым срезом. Подобные перья можно купить в специальных художественных магазинах или в канцелярии, бренд не имеет большого значение, главное – это качество пера и остается только выбрать нужный вам размер. По размеру букв можно определить ширину пера и, обычно, высота буквы составляет 4-5 ширин пера. Значит, для букв высотой 1 см подойдет перо шириной 2 мм.
Плакатные перья
Если вам надо написать буквы большого размера, то вам помогут плакатные перья, которые можно найти в художественных магазинах, а большое количество в интернет-магазинах. Эти перья известны еще со школы. Вряд ли они подойдут для обучения каллиграфии.
Держатели для пера
Держатели для пера, обычно, используются для стиля Copperplate. На данной фотографии внизу запечатлены: обычный прямой держатель и специальный Oblique Penholder. Прямые держатели можно приобрести в любому художественном магазине, а вот скошенные надо искать в интернет-магазинах.
Калам
Это основной инструмент для письма на востоке. Оно сделано из тростника. Люди на востоке относятся очень трудоемко к изготовлению калама, используют разные способы обрезки, очинки и расщепления тростника. Если вы хотите почувствовать то чувство при письме с помощью калама, вы можете приобрести палочку тростника или бамбука и заточить его или ее, как показано на нижней фотографии. (В цветочных магазианх часто используют палочки тростника для оформления букетов из цветов). Для завершения конец калама расщепляют ножом, как перо.
Маркеры для каллиграфии
Бывают специальные и разные маркеры для каллиграфии. Они все отличаются срезом пишущей части. Если вы не можете их найти в обычных магазинах или в интернет-магазинах, то вы можете их сделать вручную. Берем перманентный маркер с плоской пишущей частью или офисный и канцелярским ножом обрезаем эту часть и вуаля, получился инструмент для каллиграфии. Но лучше, конечно, использовать специальные маркеры для этого, тем самым вы улучшите качетсво и удобство письма.
Авторучки для каллиграфии
Авторучки так же используют для письма, для каллиграфии (ширина пера составляет до 2 мм). Самые популярные из них: Lamy Joy, Pelikan ScriptRotring, Manuscript, ArtPen. На фотографии снизу показан Pelikan Script 2 мм и безымянная китайская ручка. Но самая лучшая авторучка для каллиграфии – это Pilot Parallel Pen.
А вот и это видео, которое познакомит вас с тем, как каллиграфические инструменты действуют при письме: