Содержание
Данная статья предназначена для тех, кто решил самостоятельно у себя дома, на даче, в офисе либо другом месте заменить устаревшие лампы накаливания на современные энергосберегающие.
В статье будут рассмотрены все плюсы и минусы такого решения, приведены сравнительные характеристики, рассмотрены достоинства и недостатки наиболее популярных в настоящее время типов ламп.
На сегодняшний день невозможно представить нашу жизнь без искусственного электрического освещения. Еще совсем недавно единственным источником света служили лампы накаливания, далее на смену стали приходить энергосберегающие лампы, а на сегодняшний день все большую популярность набирают лампы светодиодного типа.
Остановимся более подробно на этих трех типах источников света. Рассмотрим основные технические характеристики данных ламп.
Тип лампы |
Накаливания |
Энергосберегающая |
Светодиодная |
Средний срок службы, час | 1000 | 5000 | 30000 |
Потребляемая мощность при световом потоке 500Лм, Вт | 60 | 18 | 8 |
Время разгорания, с | 0 | 30с(2 мин полное) | 0,5 |
Наличие вредных веществ | Нет | Ртуть | Нет |
Стоимость, отн.ед. | 12 | 5 | 1 |
Диапазон рабочего напряжения, В | 209-230 | 180-260 | 80-240 |
Диапазон рабочих температур,С | -100 +300 | -15 +40 | -30 +50 |
Температура нагрева поверхности,С | 250 | 50 | 40 |
Примечание:
В таблице приведены усредненные значения параметров,которые могут изменяться в зависимости от производителя ламп!
Разберем более подробно некоторые, наиболее важные свойства источников света
Потребляемая мощность при одинаковом световом потоке
Современные энергосберегающие лампы потребляют в разы меньше электроэнергии чем лампы накаливания.
Если вы планируете заменить лампу накаливания на энергосберегающую поделите примерно ее мощность на 3, а если на светодиодную, то мощность необходимо поделить примерно на 7.
Это значит, что при замене лампы накаливания мощностью 100Вт необходимо взять энергосберегающую лампу мощностью 33Вт и светодиодную лампу мощностью 14Вт.
Естественно, что именно с такими показателями ламп вы не найдете, поэтому следует взять ближайшие, лучше в большую сторону, имеющиеся в ассортименте лампы.
Срок службы и экономия
Средний срок службы светодиодных ламп составляет примерно 30000 часов, т.е. при ее ежедневном использовании 8 часов, получаем около 10 лет.
За это время нам придется поменять 30 простых и 6 энергосберегающих ламп.
Рассмотрев относительное соотношение стоимости получается простая экономия!
Применение светодиодных ламп в 3 раза выгоднее чем использование ламп накаливания, и в 1,2 раза чем использование энергосберегающих ламп!
Преимущества и недостатки
Однако не стоит торопиться и выкручивать все устаревшие лампы у вас дома, бежать в магазин и заменять их на современные технологичные аналоги. Стоит обратить внимание на преимущества и недостатки ламп различных типов.
Преимущества ламп накаливания — невысокая стоимость, удобство и простота эксплуатации, наличие конструкций на разные напряжения и мощности, возможность работы как на переменном так и на постоянном токе, хороший уровень цветопередачи, отсутствие пульсаций светового потока, мгновенное включение.
Недостатки ламп накаливания – низкая световая отдача, небольшой срок службы, чувствительность к колебаниям напряжения, высокая температура поверхности.
Преимущества энергосберегающих ламп – высокая световая отдача, достаточно большой срок службы, хороший уровень цветопередачи, небольшое влияние отклонения напряжения, невысокая температура поверхности.
Недостатки энергосберегающих ламп – относительно большие габариты, работа только на переменном токе, небольшой набор номинальных мощностей, пульсации светового потока, наличие ртути, относительно долгое время разгорания, при частых включениях и отключениях снижается срок службы лампы, нельзя использовать в светильниках с регулятором уровня освещенности, ультрафиолетовое излучение.
При использовании энергосберегающих ламп с выключателями с подсветкой могут возникать мерцания при отключенном выключателе, это связано с наличием в схеме лампы конденсатора, который заряжается небольшим током проходящим через лампочку подсветки выключателя, затем схема пытается запуститься и получается вспышка.
Нельзя также забывать, что такие факторы как пульсации светового потока, наличие ртути, ультрафиолетовое излучение полезными для здоровья уж точно не будут.
Преимущества светодиодных ламп – самая высокая световая отдача, самый большой срок службы, самый широкий диапазон рабочих напряжений из всех типов ламп, широкий диапазон рабочих температур, компактность, практически мгновенное включение, стойкость к механическим воздействиям.
Недостатки светодиодных ламп – относительно высокая стоимость.
Надеюсь, уважаемый читатель, что полученная информация оказалась полезной и поможет сделать правильный выбор источников света при разработке и внедрению проекта по освещению.
Получить бесплатную консультацию по телефону +7(495) 989-57-22
В этой статье мы постараемся довести до Вас информацию, которая потребуется для того чтобы самому (может быть самой) заменить перегоревшую лампу дома, на даче или в квартире.
Многие думают, что это просто и легко, но это не совсем так.
Во-первых, нужно не пренебрегать правилами техники безопасности и помнить о том, что электрическая энергия может быть опасной для жизни.
Во-вторых, вы должны определится, какая лампа вам необходима.
На сегодняшний день существуют несколько основных видов ламп:
- обычные лампы накаливания;
- галогенные лампы;
- ртутные лампы;
- люминесцентные (лампы дневного света);
- светодиодные лампы.
В-третьих, нужно определить цоколь лампы (см. картинку)
Лампы люминесцентные и светодиодные, в наше время (начало XXI века) являются энергосберегающими.
Об этом можно убедится на следующей картинке
Как вы увидели на картинке, самые дешёвые лампочки — это лампы накаливания, но это не означает что они самые экономные.
Также, об этом можно убедится по световому потоку на следующей сравнительной таблицы.
А теперь после инструктажа, поменять лампочку способен любой человек, живущий в доме, конечно за исключением ребёнка и пожилых людей.
Необходимые действия, для замены лампочки в доме или в квартире:
1. Убедитесь, что выключатель находится в выключенном положении перед любой деятельности.
2. Если это люстра или абажур, медленно отвинтите и снимите ее.
3.Включить другой источник света, чтобы вам было видно, куда ввинтить лампочку.
4.Если лампочка на потолке или высоко на стене, вам нужен стабильный твердый стул.
5.Для того, чтобы открутить лампочку, убедитесь, что она находится близко к вашей видимости, на максимальном расстояние руки.
6.Дать ей остыть три минуты, а затем отвинтить лампу (справа налево), если у вас появились затруднения, нужно взять полотенце, чтобы защитить себя в случае, если лампочка разобьётся.
7.После того как вы открутили, аккуратно извлеките ее и бросьте в корзину.
8.Возьмём другую, новую лампу и ввинчиваем на место старого, (слева направо).
9.Проверить выключатель света, чтобы увидеть, горит ли лампа.
10.Если лампочка не горит, повторить операцию заново.
11.Эта не должно занимать более пяти минут вашего времени.
Если аккуратно и последовательно, по пунктам, менять лампочку, то это не принесёт особых затруднений.
Но самое главное нужно помнить и не пренебрегать мерами безопасности.
Жизнь автомобилиста полна больших и маленьких неожиданностей и внезапных хлопот. Только что все было нормально – и вот из шофера автолюбителю приходится переквалифицироваться в автомеханика и устранять возникшие неисправности. Многие вещи можно устранить самостоятельно. К таким работам, которые вполне удастся выполнить своими руками, относится и замена лампочки подсветки номера. Кажется, что ее не сложно заменить, но стоит начать работу, как выясняется, что все не так просто…
А может ну ее?
Так часто думают автомобилисты, когда обнаруживают, что перегорела одна или обе лампочки подсветки заднего номера и необходима ее замена. Некоторые даже думают, что таким образом смогут затруднить работу камер видеофиксации, однако, к сожалению, это не так. Эти две маленькие лампочки облегчают только визуальную идентификацию номера в темное время суток сотрудникам ГИБДД и соседям по потоку. На работу камер видеофиксации наличие или отсутствие подсветки номера никак не влияет, а вот инспекторов может довольно сильно раздражать.
Кроме того, эти перегоревшие лампы (особенно когда перегорела одна из них) придают автомобилю неопрятный вид, а в ряде случаев (особенно это касается современных автомобилей) могут плохо влиять на электрооборудование и даже затруднять (хоть и не очень значительно) эксплуатацию машины.
Дело в том, что на большинстве современных автомобилей существует индикация перегоревших лампочек – в случае выхода какой-либо лампы из строя, на приборной панели загорается соответствующий индикатор. Устроена эта система достаточно просто: специальный контроллер, оборудованный амперметром постоянно контролирует сопротивление в определенной цепи. Когда одна из ламп перегорает, сопротивление падает, контроллер это «видит» и зажигает на приборке соответствующую лампочку. Т.к. плафоны подсветки заднего номера тоже включены в цепь наружного освещения, при перегорании одного из них лампочка будет постоянно сигнализировать о неисправности.
Если лампу в плафоне не поменять, то приборная панель будет постоянно раздражать вас горящим индикатором, и при этом не сможет предупредить вас о возникновении следующей, более важной неисправности — например о перегорании лампы ближнего света или стоп-сигнала.
К тому же падение сопротивления в сети приводит к повышению в ней напряжения, что в свою очередь негативно сказывается на сроке службы остальных ламп в цепи. Поэтому даже такую мелочь, как перегоревшие лампочки подсветки заднего номера лучше заменить на новые как можно скорее, не дожидаясь неприятностей, которые они могут принести.
Особо обращаем ваше внимание на то, что лучше использовать для этого такие же лампы, какие были установлены заводом-изготовителем. Набирающие популярность светодиодные лампы в данном случае лучше не использовать, несмотря на меньшее потребление тока и большую долговечность. В системе электрооборудования автомобиля эти плюсы оборачиваются минусами: упомянутый выше контроллер работы ламп такую лампочку «не видит» как раз из-за меньшего потребления тока, соответственно и напряжение в системе повышается точно так же, как если бы лампочки не было вовсе.
Замена своими силами: что нужно знать?
В первую очередь то, что, несмотря на различия в моделях автомобилей, расположении плафонов подсветки номера и их дизайне, как правило внутри там «спрятаны» совершенно одинаковые безцокольные лампы, имеющие индекс T10 (у некоторых производителей их называют W5W). Помимо подсветки заднего номера, они еще как правило используются в габаритных огнях и есть практически в каждом магазине автозапчастей, так что никаких особых поисков и заказов по дилерским каталогам производить не придется, лампочки можно купить и сразу же поменять на стоянке этого же магазина.
Второй немаловажный нюанс: как правило, поменять лампочку подсветки номера достаточно легко снаружи, для этого не нужно снимать обшивку крышки багажника, разбирать пятую дверь или снимать бампер, если номерной знак закреплен там. Плафон подсветки обычно крепится либо на маленьких болтах/саморезах, либо на защелке, которую вполне можно «отщелкнуть» снаружи тонкой отверткой, не углубляясь во «внутренний мир» автомобиля.
Проблема в том, что для герметичности и более опрятного внешнего вида автопроизводители частенько «прячут» эти защелки под всевозможными уплотнителями, скрывают их корпусом самого плафона и т.п. Поэтому если бездумно начать ковырять плафон отверткой, можно натворить дел: «отгрызть» куски корпуса плафона, поцарапать металл или пластик вокруг него или сломать ту самую защелку, и в результате придется менять не только лампу, но и сам плафон, а это уже более дорогая и сложная процедура. Поэтому подходить даже к такой мелочи, как замена ламп подсветки номера, нужно максимально аккуратно и ответственно.
В первую очередь, протрите плафоны подсветки номера и кузов вокруг них чистой тряпкой. Государственные регистрационные знаки как правило находятся в так называемой «аэродинамической тени», туда активно подсасывается грязь с наших далеко не стерильных дорог, поэтому загрязнения могут быть даже в случаях, если вы регулярно заезжаете на мойку. Грязь не только пачкает и влияет на светосилу плафона, она еще и мешает разглядеть конструкцию плафона и его крепления к кузову, а также может препятствовать демонтажу плафона — особенно когда песком забиты шлицы винтов крепления корпуса плафона к кузову, так что загрязнения лучше удалить.
После этого внимательно осмотрите плафон: приступать к демонтажу можно только после того, как у вас будет стопроцентная уверенность в том, что вы все делаете правильно. Если вы сомневаетесь в правильности найденного решения – проверьте свои предположения при помощи инструкции по эксплуатации автомобиля, если машина достаточно распространенная, либо на автомобильных форумах, посвященных вашей модели автомобиля. Сделать это совсем нетрудно прямо на месте, для этого не обязательно бежать в магазин за книгой или домой к компьютеру, необходимая информация как правило легко находится при помощи обыкновенного смартфона. Кстати, его же удобно использовать в качестве фонаря.
Как только вы извлечете плафон из его «гнезда» в кузове, он повиснет на проводах и вы увидите причину ваших волнений: перегоревшую лампу. Замените ее на новую. Как правило, это сделать нетрудно и отдельно здесь описывать особо нечего, единственной сложностью может быть «закисшая» в патроне лампочка – ее нужно аккуратно пошатать из стороны в сторону, чтобы извлечь из держателя.
После этого, перед окончательной сборкой плафона, лучше проверить, горит ли она, ведь причиной неисправности может быть не только сама лампа, но и неисправность в проводке, сгоревший предохранитель и т.п. Для проверки, в зависимости от того, как устроена система электрооборудования вашего автомобиля, либо просто включите габаритные огни, либо включите их совместно с зажиганием — во втором случае лампочки подсветки уж точно должны загореться. Если этого не произошло — требуется диагностика электрооборудования. Оцените свои силы и время: готовы ли вы заниматься этим сами или лучше показать машину электрику.
Если все работает штатно, то можно приступать к сборке всей нехитрой конструкции в обратном порядке. Замените винты или саморезы крепления, если они проржавели. Также рекомендуется смазать их концы консистентной смазкой – это предотвратит коррозию в местах прохода через кузов. Небольшим слоем консистентной смазки можно также смазать периметр «окна» для плафона – это облегчит установку и так же дополнительно защитит кузов от коррозии. Мы рекомендуем именно консистентную или консервационную смазку, аэрозольные смазки типа «жидкий ключ» или WD-40 используйте только для откручивания приржавевшего крепежа, потому что они как правило достаточно агрессивны к металлическим деталям и лакокрасочному покрытию.
Для некоторых моделей при замене ламп все-таки потребуется разбирать обшивку багажника — в этом случае убедитесь в наличии у вас необходимых специнструментов и навыков арматурных работ. Иногда — особенно это касается автомобилей премиального класса — имеет смысл все-таки обратиться в автосервис, т.к. в креплении обшивки багажника могут быть использованы «хитрые» или попросту одноразовые пистоны, а сама обивка должна быть подогнана настолько плотно, что любое неквалифицированное вмешательство сразу придаст хорошему автомобилю налет «колхозности».
В одной из статей я уже как то рассказывал о фарах, как их менять, что и как стоит делать. Так же упоминал о лампочках, что это один из составляющих фары. Сегодня предлагаю в деталях поговорить о лампочках и то, как они используются в фарах, на что их можно заменить.
Виды лампочек
Выделяют три основных вида лампочек, это светодиодные, ксеноновые и галогенные. Каждый вид хороший по своему, есть как плюсы, так и минусы.
Самыми экономными можно считать светодиодные лампочки, нынче их применяют как стационарные в автомобилях премиум-класа, так и в виде лампочки, вот только вместо спирали накаливания используются светодиоды. Они имеют небольшой по габаритам размер, что позволяет комбинировать и делать из них более сложные излучатели света. По качеству свечения, они нечем не поступают другим видам. Увы, есть и минусы, стоимость самой простой такой лампочки в два раза выше, чем обычной галогенной.
Следующим, рассмотрим ксеноновые лампы. Нынче эти лампы очень популярны среди любителей тюнинга автомобилей. Их характерно отличить от других лампочек, в процессе работы эти лампы излучают свет с синеватым оттенком. Впервые такие лампы начала использовать марка автомобилей BMW в моделях седьмой серии. На то время это было большое новшество, так как качество свечения было намного лучше, чем в обычных лампах накаливания. Был и остается один минус, во многих странах эти лампы запрещены законом, потому большинство автомобилей комплектуются галогенными лампами. Так же цена таких ламп очень и очень немалая, да и в обслуживании тоже немало обходится, плюс ряд вредных веществ, которые используются в самих ксеноновых лампах.
И последним видом, который рассмотрим, это галогенные лампы. Считаются самыми распространенными, и купить можно в любом автомобиле. Легко устанавливаются в домашних условиях и не требуют никакого обслуживания. Как по наличию, так и по стоимости самые приемлемы. Что касается минусов, то это большое потребление энергии, так как в основе лежит лампа накалывания, так же с минусов является, что при замене нужно быть очень осторожным, потому как галогенные лампы легко вступают в реакцию с иными веществами. Заменяя такую лампу стоить держать её только за цоколь, ни в коем случае не касаться стекла, даже оставленные отпечатки навредят, иначе сразу же сгорит при первом включении.
Как правило, при интенсивном использовании, лампы выходят из строя приблизительно через два года. В современных автомобилях замена лампочек вполне возможна самостоятельным путем. Не стоит забывать, что есть лампочки, которые включают в себя и дальний и ближний свет. Есть фары, в которых отдельно дальний, отдельно ближний свет. Поэтому при выборе, сначала определимся, какую именно лампочку вам надо заменить. Советую до покупки снять родную лампочку, и посмотреть действительно горела она, или все же просто где-то пропал контакт. Если все же сгорела, то идем покупать и рассмотрим процесс замены.
Процесс замены лампочки в фаре
И так, приступим к замене. Для начала откроем капот и определимся, нужно ли снимать фару для замены или можно обойтись без этого. Как снимать фару мы уже рассматривали в предыдущей статье, в кратко напомню, нужно снять решетку радиатора, ослабить болты крепления и снять фару с корпуса автомобиля. Теперь отсоединяем разъем электропитания в задней части фары. Не забудьте до этого отключить клеммы с аккумулятора, что бы избежать повреждения и удара питанием от электропроводки. Сама же лампа защищена специальной крышкой от попадания влаги и грязи. Зачастую, для того что бы снять крышку, её нужно провернуть против часовой стрелки. Если же снять не получается то подковыряйте отверткой легонько или при повороте нужно прижать сильней. После того как вытянули крышку переходим к съему металлической застежки фиксатора, которая удерживает лампу в отражателе фары. Она достаточно туго снимается, потому нужно усилия. Для этого нажимаем на конец застежки, она же фиксатор, и сдвинуть его вверх. Теперь, когда защелка снята, достаем лампу вместе с цоколем. Так как лампочка уже сгорела, то боятся и осторожности большой с ней не нужно. С опыта посоветую перед тем как вытаскивать испорченную лампочку, обязательно запомните или запишите расположение контактов на цоколе, так как новую лампочку придется ставить точно так же, что бы контакты на цоколе совпадали один в один, как и в старой лампочке.
Установка новой лампочки
Снять, мы сняли, а теперь дело касается установки, тут процесс более деликатный, чем на съем. Галогенную лампу, не трогаем пальцами, даже отпечаток пальцев может потянуть за собой сгорание лампы. Затем аккуратно вставляем в цоколь. Теперь защелкиваем застежку, помним, что она может туго защелкиваться, совместив её с выемкой на лампе. Вставляем в отражатель и проворачивая ее по часовой стрелке, что бы закрепить в фаре. Теперь присоединяем разъем питания. Если же вы снимали фару автомобиля, то нужно будет установить ее на место, в том же порядке что и снимали. Теперь проверяем работу лампы, если меняли только на дальний или ближний, если же меняли одну, которая включает в себе дальний и ближний, то проверяем дальний и ближний свет.
Лучше всего для фар подходя лампы на цоколе 4Н, что касается фирмы производителя, то это уже по вашему вкусу. Иногда еще на упаковке пишут +30%, иногда +50%. В таком случае лучше менять сразу в двух фарах, так как качество излучаемого света и яркость будут разные. Но зачастую, ресурс таких ламп меньше, чем у стандартных, поэтому они сгорают намного быстрее.
Кто касается установки и замены ксеноновых ламп, то там все намного сложней и требует вмешательства профессионалов, так как там не просто лампы ставятся, а целый комплект. Блок управления, специальное крепление в отражателе, а то и вообще меняют вместе с фарами, так как не ко всем фарам может подойти на место предыдущей лампы. Да и по времени, намного больше потребуется, чтоб заменить галогенную на ксеноновую.