Содержание
Жостовская роспись – художественная роспись на жестяных подносах. Этот русский народный промысел возник в деревне Жостово, расположенной в Московской области. Отсюда и пошло название техники. Возникновение промысла датируется 1825 годом. Жостовская роспись приобрела мировую популярность. Интерес к этому художественному промыслу не угасает и в наши дни. Как сделать жостовский поднос поэтапно – вот тема, которая ниже будет подробно раскрыта.
Особенности росписи
Жостовская роспись выполняется на подносах. Обычно используют простые жестяные изделия. Такая утварь может быть использована в обиходе по основному назначению или в виде подставки под посуду. Жостовский поднос применяют также в качестве украшения интерьера. Такой предмет гармонично впишется в дизайн, стилизованный под старину.
Классический вариант техники – выполнение рисунка из цветов на черном фоне. Однако в последнее время цветовая гамма старая более разнообразной. Теперь в качестве фона используют темно-синие, серебряные, красные или зеленые тона. Все зависит от фантазии художника и назначения подноса. На заказ мастер может выполнить роспись на любом фоне.
Центр композиции составляет букет. В данном случае принято рисовать цветы маленьких и больших размеров. В этом заключается особенность жостовских подносов. Композицию дополняют стебли, листья и бутоны. Чаще всего жостовские подносы украшают такими цветами:
- розы;
- астры;
- маки;
- георгины.
На подносе рисуют букет этих цветов, который дополняют полевыми цветами. Это могут быть ромашки, незабудки, васильки и другие растения.
Выделяют несколько вариантов расположения букета:
- В центре. Это техника называется собранным букетом.
- По краям. Такой вариант называют венком. В этом случае центр подноса могут украшать другие рисунки. Обычно выполняют храмы, или другие архитектурные сооружения, а также птицы и животные.
Расписать жостовский поднос может не только мастер, но и любой желающий. Перед такой работой лучше всего сначала освоить технику росписи. Для этого выполняют рисунки на бумаги, о чем будет рассказано далее.
Необходимые материалы и инструменты
Чтобы создать рисунок по типу жостовской росписи, потребуется такие материалы и инструменты:
- краски, для такой росписи лучше всего использовать гуашь;
- цветная бумага или картон черного, зеленого или синего оттенка, если под рукой нет ничего подходящего, можно взять простую бумагу и затонировать ее обозначенными цветами;
- кисти под номерами 2, 4, 5, рекомендуется использовать колонковые или беличьи кисти, поскольку они помогают лучше всего нарисовать мелкие детали композиции;
- емкость с чистой водой;
- отрез ткани, чтобы вытирать кисти;
- ватные палочки;
- палитра.
Этапы создания рисунка
Этапы создания жостовского подноса:
- Замалевка. Выбирают тему композиции и создают наброски букета.
- Тенежка. Набрасывают тени, цветам придают объем.
- Прокладка. Тщательно выписываются все элементы композиции.
- Бликовка. На всех деталях выписывают блики. Создается эффект освещенности букета. Благодаря этому цветы приобретают объем.
- Чертежка. Для выполнения этого этапа используют кисть. Благодаря такой росписи цветы становится похожими на живые. Мастер делает прожилки на листиках, вырисовывает семена и другие детали растений.
- Привязка. С помощью стеблей и листиков собирают букет в единую композицию.
- Уборка краев. Это завершающий этап оформления подноса. Борта изделия украшают различными орнаментами.
Эта сложная техника росписи, которую используют только профессионалы. Для начинающих лучше всего сначала освоить простые картинки, выполненные на листах бумаги.
Мастер-класс
Такой урок поможет самостоятельно освоить этот вид росписи. Мастер-класс можно использовать учителям, преподающим рисование детям. Рассмотрим, как выполнить жостовский рисунок поэтапно.
В качестве основного цветка композиции используют георгины. Эти цветы проще всего нарисовать новичкам и детям. Сначала делают набросок. На простом листе рисуют круг. После этого создают непосредственно цветок по технике двойного мазка. Для этого берут два оттенка. Лучше всего использовать красный и желтый.
Сначала кисть погружают в желтую гуашь. Излишки убирают о край емкости. На кончик кисти захватывают красную гуашь. После этого делают мазки на наброске в четырех точках – снизу, сверху, с одного и другого бока. Кисть держат таким образом, чтобы на лист сначала «лег» желтый оттенок, а кончик лепестка окрасился в красный тон.
Затем дорисовывают листочки по кругу. Когда краска заканчиваются, кисть снова погружают последовательно сначала в желтую, а потом в красную гуашь.
Когда первый круг полностью нарисован, выполняют второй ряд лепестков. Его делают внутри первого круга по такому же принципу. Затем делают лепестки в самом центре георгина. Цветок готов.
Можно дополнить композицию маками. Опять нужно сделать набросок. Для этого кисть погружают в желтую краску и на бумаге рисуют маленький круг. Это будет сердцевина цветка. После этого сверху и снизу красным тоном рисуют узкие листочки. К ним по бокам добавляют по одному штриху. Всего получается три полоски, которые соединяют в один листик в форме сердца.
По бокам наносят только две полоски на небольшом расстоянии друг от друга, которые соединяют полукругом. В центре листиков белой краской вырисовывают белые прожилки, а на сердцевине мака черным тоном делают семечки.
Из полевых цветов проще всего нарисовать ромашку. На листочке желтой краской рисуют сердцевину. Делают небольшой кружок, к которому потом пририсовывают лепестки. Здесь снова используют технику двойного мазка, но в этом случае берут белый и синий тон. Сначала кисть погружают в белую гуашь. Излишки краски убирают о края емкости. После этого кончик кисти погружают в синюю гуашь.
Сначала выполняют лепестки сверху, снизу, с одного и другого бока. Рисунок делают таким образом, чтобы ближе к центру лежал синий оттенок, а по краям лепестки были белыми. После этого лепестки дорисовывают по кругу, заполняя все пустое пространство.
Композиция не будет полной, если не добавить мелкие цветы. Это особенность жостовского подноса, сочетание больших и маленьких бутонов. Если занятие проводится по теме: «Жостовский рисунок 5 класс», лучше всего выбрать клевер. Детям не составит проблем нарисовать такой цветок.
Чтобы получить подходящий тон, на палитре смешивают два вида краски – оттенка фуксии и белила. В результате должен получиться нежно-розовый тон.
Полученную краску захватывают кистью, и рисуют ровный круг. Это основа клевера. После этого выписывают листики. Кисть обмакивают в краску цвета фуксии и последовательно выписывают ряды лепестков клевера:
- на основании клевера делают мелкие штрихи;
- выписывают второй ряд листиков, который должен находиться в центре цветка;
- делают штрихи вверху клевера – это последний ярус лепестков.
После этого кисть погружают в зеленую гуашь. Излишки краски снимают о бор емкости. Внизу клевера рисуют листики и ножку.
В букет включают незабудки. Чтобы нарисовать такие цветки, лучше всего использовать ватные палочки. Одни цветки делают белыми, другие – голубыми. Центр у всех незабудок – желтый.
Ватную палочку погружают в желтую гуашь. После этого на листке ставят много точек – это будет сердцевина незабудок. Между ними делают расстояние, чтобы нарисовать лепестки. Однако точки не рисуют слишком далеко, чтобы цветы объединить в единую композицию.
После этого берут другую ватную палочку и погружают в белую гуашь. По бокам сердцевины ставят пять точек, которые будут листиками. Затем рисуют незабудки голубым оттенком. Между цветками выписывают стебли и листики.
Далее переходят к написанию листиков. Сделать это сложнее, чем цветы. Для выписывания листиков нужно потренироваться, чтобы делать плавные, закругленные линии. Кистью двигают не спеша, по часовой стрелке.
Чтобы нарисовать листья, снова используют технику двойного мазка. Сначала кисть погружают в зеленую гуашь. Излишки убирают о борт емкости. На кончик кисти захватывают желтую гуашь.
Рисуют длинные листочки. Для этого выписывают зигзаг на бумаге. Сначала по бумаге ведут кончиком кисти, потом всей кистью и снова кончиком, подкручивая инструмент пальцем.
После этого переходят к рисованию листьев роз и георгинов. Для этого выполняют контур растения карандашом. После этого набросок заполняют зеленой краской. Сначала делают мазок в центре листочка, к которому добавляют мазки по бокам и так наполняют весь контур. Мазки наносят техникой «зигзаг»: сначала по бумаге ведут кончиком кисти, потом всей кистью и снова кончиком, подкручивая инструмент пальцем.
Еще один вариант выписывания листьев – техника «запятая». Делают рисунок так – по бумаге ведут кончиком кисти, в затем всей кистью. Сначала делают мазок в центре. После этого по бокам выполняют еще два мазка.
В орнамент можно включить травку. Для этого кисточкой делают тонкие мазки в виде обычной запятой.
Когда техника рисования цветов освоена, переходят к рисованию жостовского подноса на бумаге. Для этого берут лист черного цвета и переносят на него композицию в такой последовательности:
- в центр помещают георгины и маки;
- цветы дополняют ромашками;
- вписывают клевер и незабудки;
- композицию «собирают» с помощью стеблей и листиков;
- букет дополняют травой.
Завершающий этап создания подноса – выписывание орнамента. Для этого можно использовать любой узор. Это может быть простой вариант из точек и палочек или замысловатый, сложный рисунок.
Рисунок готов. Если его делали ученики, то они могут его подарить родителям. Например, маме на 8 марта.
Жостовская роспись – одна из самых красивых и простых техник, которую может освоить даже ученики начальной школы. Презентация из рисунков школьников зачастую украшает стенды учебного заведения. Такой рисунок можно выполнить с ребенком дома, чтобы он не только интересно провел время, но и познакомился с народным промыслом России.
Вид урока: декоративное рисование.
Тема: «Жостовская роспись, рисование одного цветка с бутонами» (на 2 урока).
Цели: знакомство с народным промыслом, развивать любовь и интерес к народному творчеству и умение восхищаться красотой цветов; развитие мелкой моторики рук.
Задачи: учить воспринимать и передавать пропорции; развитие творческого воображения учащихся; ознакомление с лучшими образцами росписи; развитие умения составить композицию; воспитывать аккуратность.
Оборудование: для учителя: фото жостовских подносов (автор Лебедев М.В.), поэтапное исполнение поэтапный педагогический рисунок одного цветка с бутонами выполненные учителем для урока (Дорожин Ю. Г. Жостовский букет, рабочая тетрадь по основам народного искусства); для учащихся: краски гуашевые, карандаш простой, ластик, кисти, баночка с водой, тонированная бумага (приготовленная учителем).
Ход рока.
1. Организационная часть. Учитель раздаёт всем ученикам на парту по «подносу» из чёрной тонированной бумаги.
2. Сообщение темы урока. Ребята, тема нашего урока «Жостовская роспись» и мы будем рисовать подносы.
Недалеко от Москвы, в очень живописном месте, находится село Жостово. Это село знают все – не только у нас в стране, но и за рубежом. Знаменито оно тем, что никто лучше тех местных умельцев не умеет рисовать цветы на железных подносах. Ремесло появилось в начале XIX века. В это время на Руси был широко распространён заморский напиток – чай. И теперь возник целый ритуал – чаепитие. И непременными участниками стали подносы.
В Москве, в богатых домах были металлические расписные подносы, но делали их на Урале или в Санкт-Петербурге. Но вот однажды подмосковные мастера разработали свою технологию обработки коробочек из папье-маше, подносы из которой долгое время были в ходу в Центральной части России. Технология лаковой обработки была полностью перенесена на железо, те же грунты, лаки и масляные краски. В старых книгах нашли запись о том, что в 1925 году местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном открыл свою мастерскую. Вслед за ними открыли свои мастерские Беляев, Цыганов и другие. Каких только подносов не изготовляли мастера! И большие – «скатерные» и маленькие «закусочные». И самая разная форма была у этих подносов: овальные, прямоугольные, круглые и даже треугольные для треугольных столов! Узоры из букетов цветов на подносах радуют глаз!
Сегодня вы попробуете нарисовать букет. В Жостовской росписи бывает несколько видов расположений композиций: в центре, венок, смещённый центр, от угла и от углов. Вы знаете, что букет может состоять, как и из разных цветов, так и из одинаковых. Роза, пион и астра – это пышные цветы, большие, в основном все композиции из этих цветов размещаются в центре подноса, но бывает, что они смещаются в какую-либо сторону, но при этом остаётся равновесие во всей композиции. А ромашки, бутоны, колокольчики – это мелкие цветы, они рисуются по краям. Итак, рисунок выполняется карандашом. На тонированной бумаге он виден. Кто мне скажет, на какую форму похож цветок?
Рисуем в центре круг – это будет наш главный цветок. Далее, рисуем второстепенные круги, средние по размеру – это будут средние цветы и маленькие – это бутоны. Далее прорисовываем детали, но силуэтом: лепестки, листья от цветов, бутоны. На сегодняшнем уроке вы выполняете только в карандаше, а на следующем уроке вы продолжите в красках.
3. Самостоятельная работа учащихся. Учитель в ходе работы помогает тем, у кого возникли трудности.
4. Окончание урока. Учащиеся приводят рабочее место в порядок. Задание продолжится на следующем уроке.
Вид урока: декоративное рисование.
Тема: «Жостовская роспись, рисование одного цветка с бутонами» (продолжение).
Цели: продолжение знакомства с народным промыслом, развивать любовь и интерес к народному творчеству и умение восхищаться красотой цветов; развитие мелкой моторики рук.
Задачи: формирования навыков кистевой росписи; развитие творческого воображения учащихся; развивать восприятие цвета, красоту узора; воспитывать аккуратность.
Оборудование: для учителя: фото жостовских подносов (автор Лебедев М.В.), поэтапное исполнение декоративных элементов и поэтапный педагогический рисунок одного цветка с бутонами выполненные учителем для урока (Дорожин Ю. Г. Жостовский букет, рабочая тетрадь по основам народного искусства); для учащихся: краски гуашевые, кисти, баночка с водой, альбом, карандаш, ластик.
Ход рока.
-
Организационная часть.
2. Сообщение темы урока. На прошлом уроке вы рисовали карандашом цветы, а сегодня вы их будите рисовать красками. А как проходит сам процесс росписи подноса?
1) Итак, сначала металлическую заготовку грунтуют, шпаклюют и покрывают лаком. И затем выбирают цвет для фона. Чаще это чёрный, но бывает белым, красным, синим; 2) Замалёвок — начало композиции; художник наносит силуэты цветов и листьев; 3) Тенёжка — от слова «тень» — прозрачными красками, и у цветов появляется объём; 4) Прокладка — самый ответственный этап. Форма букета обретает детали; контрастность; 5) Бликовка — наложение бликов, букет кажется освещённым, бликовка создаёт настроение; 6) Чертёжка — заключительный этап над работой с букетом. Маленькой кистью рисуются прожилки на листьях и центр цветов; 7) Привязка — готовый букет как бы «вписывается» в заготовленный фон подноса. Это при помощи травинок, стебельков; 8) Уборка — бортик подноса украшается растительным узором. Он может быть скромным, а может быть более насыщенным. И так, вы поняли, как происходит процесс росписи подноса?
Вы приступаете к рисованию в красках.
3. Самостоятельная работа учащихся. Учитель в ходе работы помогает тем, у кого возникли трудности.
4. Окончание урока. Учащиеся приводят рабочее место в порядок.
Мастер-класс с пошаговым фото «Элементы жостовской росписи» Автор работы: Шаклеина Ирина Юрьевна, воспитатель МАДОУ ЦРР д/с № 110 Калининградская область город Калининград.
Данный материал будет полезен для воспитателей ДОУ в работе по знакомству детей старшего дошкольного возраста с жостовской росписью, для родителей.
Цель: знакомство детей с особенностями росписи жостовского промысла.
Задачи:
— воспитывать любовь и уважение к народным мастерам, гордость за свой народ;
— выделять средства художественной выразительности: элементы узора, колорит, композицию;
— закреплять технические приемы рисования кистью: концом кисти, всей кистью, выполнять двойной мазок при изображении бутонов, цветов и листьев;
Материалы и инструменты:
— альбомные листы, тонированные черной (синей, зеленой) гуашью или тушью, или бумага черного (синего, зеленого) цвета из набора «Цветная бумага», или картон (форма бумаги зависит от того, какой формы будут подносы – круглая, овальная, прямоугольная);
— гуашь;
— кисти для рисования (беличьи или колонковые, № 2, № 4, 5);
— палитра;
— баночка для воды;
— тряпочка для кисточки;
— ватные палочки.
Жостовская роспись – русский народный промысел художественной росписи кованых металлических (жестяных) подносов, существующий с 1825 года в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Крошечная деревушка Жостово знаменита на весь мир своими подносами с великолепными цветочными букетами. Вместе с хохломой и гжелью подносы с цветочными орнаментами стали настоящей визитной карточкой нашей страны, олицетворяющие русские народные промыслы, и узнаваемы далеко за пределами России.По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.
Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), роспись осуществляется без перенесения рисунка на поверхность.
Основной мотив росписи — цветочный букет, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы, листья, бутоны и стебли. Центром букета выступают изображения крупных цветов: мака, розы, георгина или астры. Полевые цветы вводятся в рисунок в качестве элементов, дополняющих и обогащающих композицию.
Букет может быть расположен в центре подноса, и в этом случае говорят о собранном букете.
Если цветы и листья располагаются по краям подноса, говорят о венке.
Элементы жостовской росписи изображают в несколько этапов:
— замалевок (начало и основа композиции будущего узора, т.е. силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом);
— тенежка (слово «тенёжка» — созвучно слову «тень». У цветов появляется объём, обозначаются теневые места растений);
— прокладка (один из самых ответственных этапов росписи. Форма букета обретает плоть — уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции);
— бликовка (наложение бликов выявляет свет и объём. Букет кажется освещенным. Бликовка создает настроение и колорит).
— чертежка (это заключительная часть работы. При помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи — прожилки и кружевные края на листочках, «семенца» в центре чашечек цветов);
— привязка (при помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном).
— уборка краёв подноса (украшение борта подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным).
Это очень долгий и сложный процесс.
Знакомство дошкольников с жостовской росписью проходит в старшей и подготовительной группах. Весь процесс поэтапного создания цветочной композиции дошкольникам трудно изобразить. Я хочу предложить вашему вниманию облегченный вариант, доступный для дошкольников, который я использую в своей работе со старшими дошкольниками.
Чтобы мазки получились красивыми, аккуратными, в кистевой росписи используют круглые беличьи и колонковые кисти. Если у вас таких нет, то используйте для росписи кисть с тонким кончиком ворса.Ход мастер-класса:Начнем с изображения крупных цветов.
На тебя он глядит свысока —
Не найдешь горделивей цветка.
Он в осеннем саду властелин,
Это яркий цветной… (георгин).
Так выглядят настоящие георгины, радующие наши глаза своей красотой в осеннем саду.
Георгины – роскошные растения с длительным сроком цветения.
По одной из легенд, георгины раньше росли только в королевском саду и охранялись как зеница ока. Однажды юный садовник выкрал цветок и посадил под окном возлюбленной. Садовника бросили в тюрьму, однако цветок перестал быть прекрасной тайной и стал доступен простому люду.
Согласно другой легенде георгина выросла, когда земля оттаяла после ледникового периода, на месте последнего угасшего костра. Ее появление стало своеобразным символом победы жизни и началом новой эры.
Сегодня существуют тысячи сортов георгин и несколько видов их классификации.
Прежде чем нарисовать георгины с детьми, можно сделать набросок будущего цветка простым карандашом в виде круга. Георгины изображаем приемом рисования кистью «двойной мазок». Двойной мазок помогает передать и цвет и оттенок. Выбираем цветовое решение для нашего будущего цветка. Например, красно-желтый. Опускаем кисть в желтую краску, снимаем лишнюю краску о край баночки, на кончик кисти набираем красную краску и примакиванием делаем мазки по краю нашего наброска в определенной последовательности: вверху-внизу, справа-слева.
Если краска закончилась, то мы промываем кисть и снова набираем краску: сначала — желтую, на кончик кисти — красную краску. Продолжаем рисовать лепестки нашего георгина.
В такой же последовательности заполняем второй ряд лепестков.
А теперь легкими мазками заполняем серединку цветка. Вот такой красавчик у нас получился.
А это георгин в другом цветовом решении.
Голова на ножке,
В голове горошки.
Солнце жжёт макушку,
Сделать хочет погремушку (мак).
Цветущий мак – символ небывалой красоты, неувядаемой молодости и женского очарования.
Предлагаю следующую последовательность изображения мака.
Бутон мака можно изобразить так.
Стоит в саду кудряшка —
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое? (ромашка).
Ромашка – один из наиболее узнаваемых и родных нашему сердцу цветов. Из нее плетут венки, ее собирают в букеты, на ней гадают девушки: «Любит – не любит», и даже ищут ответы на заветные вопросы: «Да, нет, обязательно сбудется, лучше не предпринимать». О многих цветах сложены легенды, в том числе и о ромашке.
Давным давно, в небольшой затерянной деревне росла прекрасная девушка со светлыми волосами, небесно-голубыми глазами и сияющей солнечной кожей. Был у девушки и возлюбленный – молодой человек Роман из деревни по соседству. Пара все время проводила вместе, гуляя по лесам, лугам, собирая цветы и ягоды. Одной ночью Роман увидел странный сон – один мудрец подарил ему удивительный цветок – с желтой сердцевиной и белыми лепестками вокруг. Утром, проснувшись, Роман увидел цветок из сна у себя на кровати. В жизни цветок был еще более прекрасен, чем во сне. Роман подарил его своей любимой, которая назвала цветок нежным именем -Ромашка.
Как гласит миф о цветке, влюбленные любовались прекрасной ромашкой, и однажды девушка попросила Романа вернуться в страну снов, чтобы собрать огромный букет ромашек и подарить его людям. Роман отправился в далекий путь, в течение нескольких лет он блуждал по дальним странам и, наконец, на самом краю света отыскал царство сна. Царь предложил подарить Роману целое поле ромашек в обмен на то, что юноша навсегда останется в его владениях и не вернется домой. Роман ради любимой был согласен на все и остался в царстве сновидений. Прекрасная девушка долго ждала его возвращения, и как-то утром рядом с домом обнаружила поле прекрасных ромашек. Она догадалась, что Роман жив и любит ее, но они не смогут быть вместе. С тех самых пор ромашка считается символом влюбленных.
Для изображения ромашки мы используем опять технику рисования кистью «двойной мазок». Набираем на кисть белую краску, а на кончик кисти — синюю или голубую краску. Кончик кисти всегда смотрит в центр. Лепестки рисуем в следующей последовательности: вертикально вверху- внизу, горизонтально справа — слева, строго посередине в образовавшихся промежутках.
Теперь будем рисовать мелкие цветы, которые помогают дополнять и обогащать композицию.
Лист — трилистник, словно веер,
Тонкий гибкий стебелёк,
Шапка красная — цветок.
Сладкий в тех цветочках сок.
Шмель летит за ним на… (клевер).
Название — trifolium означает » имеющий три листа «. Трилистник, Клевер, Кашка . Вокруг клевера – трилистника ходит много легенд, конечно, самая известная легенда про четвертый листок. Найти такой четырехлистный клевер считается неимоверной удачей.
Самый известный миф о клевере повествует, что святой Патрик использовал три листа на одном стебле для объяснения концепции святой Троицы — листья изображали Бога-отца, Бога-сына и Бога-Духа святого. Так же считается, что с помощью листка клевера Патрик изгнал всех змей из поселений, где он находился. И действительно, считается, что там, где растет клевер, никогда не ползают змеи. Наверное именно по этой причине клевер , или трилистник, является символом Ирландии.
Чтобы нарисовать цветок клевера, нам надо смешать краски — цвет фуксии и белила. Получится нежный оттенок. Рисуем нежно-розовым цветом круг, затем кончиком кисти набираем краску цвета фуксии и рисуем маленькие штрихи в определенной последовательности (первый ряд штрихов — внизу цветка, чуть выше — второй ряд штрихов, и последний ряд — вверху цветка). Зеленой краской приемом «примакивание» рисуем лепестки нашего клевера (можно рисовать или три лепестка, или четыре)
Цветочек этот голубой
Напоминает нам с тобой
О небе — чистом-чистом,
И солнышке лучистом! (незабудки).
О происхождении незабудок существуют различные легенды, часто весьма похожие друг на друга. Они рассказывают о слезах, пролитых невестами при расставании с любимыми. Слезы эти превращаются в голубые, как их глаза, цветы, и девушки дарят их возлюбленному на память…Одна легенда о незабудке гласит о том, что богиня Флора, раздавая имена разным растениям, обошла вниманием скромный голубой цветок. Уже уходя, она услышала, как этот цветок тихо произнес: «Не забудь обо мне!». Флора разглядела цветок и нарекла его незабудкой, подарив способность навевать людям воспоминания.
При изображении незабудок можно использовать ватные палочки.
Теперь переходим к изображению листьев, травки. Здесь надо немного потренироваться в прокручивании кисти по часовой стрелке пальцами. Прокручивания можно делать совсем небольшими, с помощью прокручивания кисти листья получаются как бы в движении, слегка с загнутыми кончиками. Для изображения всех листьев мы тоже используем технику «двойной мазок» для передачи цвета и оттенка. Сначала набираем зеленую краску, на кончик кисти — желтую краску.
Это крупные длинные листья изображаем мазком «зигзаг» — кончик, вся кисть, кончик, прокручивая кисть пальцами.
Чтобы легче было нарисовать листья георгинов, розы, сначала можно нарисовать карандашом приблизительный контур листика. Первый мазок всегда делаем посередине. Называется этот мазок «зигзаг» — кончик, вся кисть, кончик. Затем последовательно заполняем тело листочка.
Мазок «Запятая» — кончиком кисти, вся кисть. С помощью такого мазка тоже можно изобразить листья.
Многие мелкие листики изображаем мазком «зигзаг» — кончик, вся кисть, кончик.
Это обычная травка, как и в Хохломской росписи.
А это зубчатый лист мака.
Варианты простой уборки краёв подноса.
Вот такие работы получились у моих воспитанников.
Спасибо за внимание!
Рекомендуем посмотреть:
Цветы гуашью поэтапно для детей от 5 лет. Мастер-класс с пошаговым фото Как нарисовать ветку сирени поэтапно красками для детей 5-7 лет Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Рисование жесткой кистью методом «тычок» Как нарисовать василек карандашом поэтапно с фото для начинающих
Жостовский промысел появился в начале позапрошлого столетия, он мог превратиться в музейную историю и предмет изучения небольшой группы искусствоведов. Такая участь постигла не одно художественное направление России. Но запросы «жостовская роспись поэтапно» и «как научиться рисовать жостовский поднос» имеют завидную частоту, это и подтверждает, что промысел жив. О том, что в нем особенного, реально ли можно овладеть старинной техникой, и почему мастер-класс по росписи подноса увлекателен, читайте далее.
Особенности жостовской росписи
Жостово, Осташково, Хлебниково, Троицкое – названия деревень, которые стали прародителями одного из самых узнаваемых русских промыслов. Когда-то, около двух столетий назад здесь появились мастерские, в которых местные умельцы делали лакированные изделия из папье-маше. А Филипп Вишняков, бывший крепостной графа Шереметьева, создал свою мастерскую, где место шкатулок и других популярных изделий заняли подносы.
Изображения на подносах поражают реалистичностью
Со временем папье-маше заменило железо, и до сих пор железные подносы становятся главным продуктом жостовского производства. В основе направления – цветочный букет, рисовать который нужно по особой технике. Кажется, что реалистичность нарисованного объекта достигла небывалых для народного искусства вершин. Живая форма цветков и плодов отлично уживается с декоративной обобщенностью, роднится с кистевой росписью сундуков, туесов и прялок.
Нарисовать яркий жостовский поднос может даже не самый опытный художник. Но без тренировки и трепетного отношения к процессу начинающий мастер не справится. Росписи нужно учиться: колористическому построению композиции, всем этапам росписи, прорисовке каждого цветка и листика. Конечно, можно работать по трафаретам, но такое рисование хорошо лишь для знакомства с промыслом.
Подготовительные работы
Порядок прост: сначала нужно накапливать визуальный опыт. Просмотрите десятки примеров работ, оцените рисунки с точки зрения последующего воспроизведения. Определите, как художник выстраивает композицию, как раскрывается картинка, что объединяет работы. Чем больше образцов вы внимательно изучите, тем более точным будет представление о предстоящей работе.
Важно не только изучить каждый этап росписи, но и натренировать руку в изображении основных узоров и элементов
Если цель изучить жостовские подносы – поэтапное рисование для детей, нужно показать образцы ребятам, проговорить с ними отличительные черты расписных изделий. Дети, как правило, используют беличьи кисти, гуашь, заготовки в виде подносов из бумаги, которые им и предстоит расписывать. Такие заготовки обычно уже имеют цветной фон.
Но и для взрослых такая подготовительная работа тоже полезна: прорисовать не одну бумажную заготовку, чтобы на бумаге отточить умение. Чтобы роза раскрывалась, ее нужно прорисовать не один раз. Чтобы запомнить все этапы росписи жостовских подносов, каждый из них нужно проработать как тренажер: нарисовать несколько замалевков, поработать с тенежкой и бликовкой.
В данном видео наглядно показано выполнение основных элементов и простых узоров жостовской росписи.
Мастер-класс росписи подноса
Любой мастер-класс, отвечающий на вопрос, как рисовать поэтапно жостовскую роспись, показывает многослойность выполняемой работы. От одного этапа мастер плавно переходит к другому, и алгоритм этих переходов позволяет создать изображение, которое будто светится изнутри.
Жостовская роспись – как рисовать поднос поэтапно:
- Замалевка. Так называется первый слой будущего изображения. Обычно художник приступает к нему в конце рабочего дня. Разбеленной краской мастер раскидывает по цветной поверхности пятна цветов, бутонов и листьев. Из этих пятен постепенно намечается композиционное решение. Каждое пятно должно быть на своем месте – вписываться в форму подноса и, конечно, роднится с замыслом автора.
- Тенежка. На этом этапе начинается работа с прозрачной лессировочной краской. Она нужна для прорисовки темных частей листьев и цветов. Изображение обретает точность и глубину.
- Прокладка. Далее мастер берет уже плотную и непрозрачную краску, которой он выделяет светлые места. На этом этапе местами начинают появляться детали, формы цветов, бутонов, листочков и лепестков. Во время такой прорисовки начинаешь понимать, почему букет создаст впечатление светящегося изнутри изображения.
- Бликовка. Она наиболее полно показывает почерк мастера. У одного художника она будет широкой и мягкой, у другого – мелкой и дробной. Бликовку можно сравнить с музыкальным ритмом. У кого-то в букете ощутим медленный, неспешный распев, где-то же заметной становится зажигательная пляска. Музыкальность подносов – это отличительная черта росписи.
- Чертежка. На данном этапе художник прочерчивает светлые контуры цветочных краев, бутонов, листьев, лепестков. Например, есть у мастеров такое понятие «сделать семенца» — то есть прописать тычинки и пестики.
- Привязка. Так называют легкую, плетущую особый ажур травку, заполняющую пустоты между компонентами росписи. Она является связующим звеном всю композицию. И это тоже авторская интерпретация рисования: кто-то делает привязку обильной, тщательно прорабатывает этот этап, даже делает на нем акцент. Другой же мастер не любит приковывать внимание к привязке, оставляет ее минимальной. Есть художники, которые следят за яркостью привязки, а есть те, кто вписывает ее в фон, делает очень деликатной.
На этом этапе роспись завершается. Художник отдает работу орнаменталисту, который поставит финальную точку в оформлении подноса. Если не включать в работу хотя бы один этап, традиционность жостовского изображения будет нарушена.
О том, где появился жестовский поднос и как развивался промысел, читайте в нашей статье: «История возникновения жостовской росписи и легендарного жостовского подноса».
В детских работах некоторые этапы могут исключаться или имитироваться, процесс заметно упрощается. Но если вы хотите всерьез научиться жостовской росписи, рисовать эти светящиеся розы и ажурные стебельки, великолепные букеты, по-своему мелодичные и даже музыкально выразительные, придется оттренировать каждый этап.
Точных мазков и художественного наслаждения!