Содержание
- Определение
- Сравнение
- Выводы TheDifference.ru
- Конструктивные различия между краном и вентилем
- Разновидности вентилей и кранов
- Чем отличается вентиль от шарового крана по типу монтажа
- Чем отличается вентиль от крана
- Что лучше: шаровый кран или вентиль
- Что такое задвижка и где используется
- Виды водопроводных задвижек
- Соединение задвижек с трубопроводом
- Подведем итоги
При устройстве газопровода, водопроводной и канализационной систем, а также других промышленных инженерных систем не обойтись без вентилей и задвижек. Многие считают, что вентили являются разновидностью задвижек, только меньшего размера, но на самом деле это разные устройства, имеющие существенные конструкционные отличия, определяющие особенности их эксплуатации. Вентили и задвижки имеют свои плюсы и минусы, которые и определяют оптимальный выбор устройства для конкретных условий применения.
Определение
Вентиль – это прибор, который устанавливается на газо-, воздухо-, водо-, паро-, масло- и иные трубопроводы для открытия и закрытия проходных отверстий с помощью клапана. Вентиль состоит из стального, чугунного или бронзового корпуса, имеющего седло для клапана, самого клапана со шпинделем с винтовой нарезкой и рукоятки, обеспечивающей возможность вращения шпинделя. К трубопроводу вентили присоединяются с помощью резьбы или фланцев и подразделяются на муфтовые и фланцевые.
Вентиль в разрезе
Задвижка – это прибор, который устанавливается на трубопроводы для открытия и закрытия проходных отверстий с помощью клапана, перемещающегося перпендикулярно по отношению к оси потока рабочей среды. В зависимости от конструкции запорного органа задвижки подразделяются на шланговые, шиберные и параллельные. Шпинделя же могут быть выдвижными или вращаемыми.
Задвижка в разрезе к содержанию
Сравнение
Она обусловлена различной конструкцией их запорных органов. В вентиле поток жидкости или газа перекрывается с помощью клапана, прижимаемого к седлу в параллельных потоку горизонтальных плоскостях, для чего производится двойной изгиб потока жидкости или газа под углом 90 °, но при этом повышается сопротивление ему. В задвижке поток перекрывает заслонка или конус, опускаемые перпендикулярно направлению его движения.
Если вентиль правильно сконструирован, то не происходит сужения проходных отверстий по сравнению с входными и выходными, а при использовании задвижек возможны варианты. В большинстве трубопроводов устанавливаются полноприводные задвижки, то есть диаметр их проходного отверстия соответствует диаметру трубопровода, но иногда, с целью уменьшения крутящих моментов, устанавливаются и суженные задвижки, что позволяет снизить износ уплотнительных поверхностей.
Реклама
При большом диаметре трубопроводов (от 300 мм) или высоком давлении в них эффективней работают задвижки. Вентили же имеют более простую конструкцию, следствием чего является их более низкая стоимость, их также легче вращать при больших давлениях, но при высоком давлении стремление отжать клапан от седла создает дополнительную нагрузку на конструкцию. В задвижке сопротивление полностью отсутствует, поскольку она не имеет изгибов. Одностороннее давление обеспечивает более плотное прилегание заслонки к седлу, что делает задвижки более надежными запорными устройствами.
Блокирующие элементы задвижек могут либо полностью перекрывать поток жидкости или газа, либо быть полностью открыты, в то время как вентили могут использоваться в качестве регулирующих элементов.
Выводы TheDifference.ru
- Запорные органы вентиля перемещаются параллельно потоку, задвижки – перпендикулярно. Это делает задвижки более надежными, но обеспечивает более легкое вращение вентилей при больших нагрузках.
- Вентиль имеет более простую конструкцию и, соответственно, более низкую стоимость.
- Задвижка может находиться только в двух положениях (открыто-закрыто), а установка вентиля позволяет регулировать уровень наполнения трубопроводов или объем расходуемых газов и жидкостей.
Итак, в чем же отличие клапана (вентиля) от задвижки? Разница между этими типами арматуры обусловлена конструкцией их запорных органов.
В вентилях поток рабочей среды (жидкость или газ) перекрывается при помощи клапана, который прижимается к седлу в горизонтальных плоскостях, параллельных потоку, для чего производится двойной изгиб потока газа или жидкости под углом девяносто градусов. При этом повышается сопротивление.
Клапан снабжен плоским тарелкообразным или конусоидальным затвором, который и совершает возвратно-поступательные движения по поверхности седла. В задвижках поток перекрывается благодаря заслонке или конусу, опускаемому перпендикулярно направлению движения потока.
Блокирующий элемент задвижек может либо полностью перекрывать поток рабочей среды, либо быть полностью открытым; вентили, в свою очередь, могут выполнять функцию регулирующих элементов.
В том случае, если в системе применяются трубы диаметром от 300 мм, а также при высоком давлении эффективней использовать задвижки. Если перед вами стоит вопрос экономии, то клапан – лучшее решение. Его низкая стоимость обуславливается простотой конструкции устройства. В тоже время, при высоком давлении не возникает трудностей при вращении рукоятки. Однако высокое давление создает дополнительную нагрузку, так как оно «пытается» оттеснить клапан от седла. В задвижках же отсутствуют изгибы, поэтому такой нагрузки нет.
Если клапан сконструирован правильно, то между проходными, входными и выходными отверстиями не наблюдается сужения. При применении задвижек имеется несколько вариантов. Как правило, в трубопроводных системах монтируются полноприводные задвижки, в которых диаметры трубопровода и проходных отверстий полностью совпадают. Однако зачастую, для снижения крутящих моментов устанавливают суженные задвижки. Таким образом, снижается износ уплотнительных поверхностей.
В результате воздействия одностороннего давления потока рабочей среды на заслонку обеспечивается ее более плотное прилегание к седлу, что делает задвижки более надежным оборудованием.
Клапаны могут выполнять регулирующую функцию, в то время как задвижки только перекрывают поток, т.е. они либо полностью открыты, либо полностью закрыты.
Задвижки классифицируются в зависимости от конструкции, используемых материалов, типу управлении и присоединения. В каталоге на нашем сайте представлены все виды задвижек c DN от 10 до 1500.
Свяжитесь с нами любым удобным для вас способом, и наши специалисты решат вопрос с подбором необходимой трубопроводной арматуры по наиболее выгодным ценам в кратчайшие сроки!
Возврат к списку
Независимо от назначения и размещения трубных систем, их безопасное эксплуатирование невозможно без установленной арматуры. С ее помощью выполняется настройка интенсивности, силы и направленности движения внутритрубных веществ. Существуют некоторые различия между запирающими органами, выражающиеся в возможности решения тех или иных задач. Определение отличий вентиля от крана выступает показательным примером, который демонстрирует разность трубопроводной арматуры.
1. Конструктивные различия между краном и вентилем
1.1. Главные узлы шарового крана
1.2. Основные узлы вентиля
2. Разновидности вентилей и кранов
2.1. Разновидности шаровых кранов
2.2. Разновидности вентилей
3. Чем отличается вентиль от шарового крана по типу монтажа
4. Чем отличается вентиль от крана
5. Что лучше: шаровый кран или вентиль
Конструктивные различия между краном и вентилем
Кран и вентиль — это детали, чаще всего инсталлируемые на системах труб. Столь существенная востребованность обусловлена их надёжностью и простотой применения. Однако по своему назначению детали имеют существенные отличия, которые обусловлены внутренней конструкцией каждого.
Главные узлы шарового крана
К основным конструктивным элементам шарового крана относятся:
- Корпус.
- Поворотная ручка или редуктор.
- Уплотняющие кольца штока.
- Шток.
- Сфера со сквозным отверстием, через которое протекает трубный субстрат.
- Седла, в которые помещается главный запорный элемент.
Основные узлы вентиля
Отличие крана от вентиля видно невооруженным глазом, ведь разница внутреннего строения оказывает непосредственное влияние на внешний вид приборов. Вместо шарообразного запирающего механизма здесь применяется клапан (1), который прижимается штоком (2), ввинчиваемым вовнутрь корпуса (3). Вращение обеспечивается с помощью маховика (4). Для предотвращения проникновения субстратов из трубы применяются разнообразные уплотнения (6) штока и прокладки (7) между крышкой (8) и корпусом изделия.
Разновидности вентилей и кранов
Столь существенные конструктивные отличия вентиля от шарового крана обуславливают принцип их работы. Первый тип применим не только для открытия/закрытия потока движущихся внутри трубы веществ, но и его регулировки. Второй тип используется для подачи или перекрытия субстратов в трубопроводе.
Разновидности шаровых кранов
Основная разница между вентилем и краном в том, что последние представлены моделями изделий, способных не только прекращать, но и изменять направление движения веществ:
- двухходовые — используются для перекрытия или открытия движения веществ, перемещаемых в одну из сторон трубопровода;
- трёхходовые L-образные — отличаются способностями изменять направление протекания субстратов и полной остановкой их передвижение в трубе;
- T-образные — применяются для разъединения потока, объединения или изменения его направленности.
Необходимо отметить, что краны предназначаются в том числе для открытия или закрытия потока. Если на определенном участке трубы потребуется уменьшить силу потока, выполняется подбор устройства с соответствующим сечением отверстия в сфере:
- полнопроходные — запирающий механизм не оказывает влияние на протекающие сквозь него субстраты, что обеспечивается за счет соответствия диаметра, внутри отверстия, имеющейся трубе;
- стандартнопроходные — просвет запорного шара имеет 20–30% заужение по сравнению с сечением подключенного трубопровода;
- неполнопроходные — значение заужения обеспечивает уменьшение напора на 30–60% от первоначального значения.
В зависимости от материала изготовления шарового крана, отличаются его технические характеристики.
- Латунные. Применимы только для функционирования в системах с нейтральными веществами, значение температуры которых не превышает 150°C, а давления 40 бар. Номинальное сечение кранов находится в диапазоне от 8 до 100 мм. Отличаются способностью эффективно выдерживать перепады температуры, невосприимчивы к коррозии.
- Стальные. Подвержены коррозии, быстро разрушаются при взаимодействии с агрессивными соединениями, потому монтируются на трубах, основная среда — вода или другие неагрессивные соединения. Предельная сила потока, которую способны выдержать стальные краны, достигает 160 бар, а температура 200°C. Отличаются выпуском изделий в широком диапазоне номинальных сечений от 15 до 600 мм.
- Нержавеющие. Отличаются устойчивостью к агрессивным веществам и отсутствием коррозионного разрушения. Способны выдержать напор до 60 бар при условии, что температура веществ в трубе будет не выше 210°C.
- Чугунные. Запорная арматура, используемая только в трубопроводных системах горячего или холодного водоснабжения.
Разновидности вентилей
Чтобы понять, чем отличается кран от вентиля, следует разобраться с различиями в материалах, из которых изготавливается корпус. Для вентилей характерны такие типы металлов:
- чугун — номинальное сечение изделий из этого материала имеет диапазон 15–300 мм, а предельное давление, которое он способен выдержать — 16 бар;
- сталь — здесь диаметр прохода вентиля колеблется от 3 до 200 мм, а максимальная сила потока и температура среды составляют 220 бар и 450°C соответственно;
- нержавейка — используются на трубопроводах, сечение которых 3–200 мм, при этом давление вещества не более 220 бар, а его температура 570°C.
Кроме материала, вентили отличаются по форме исполнения:
- проходные — инсталлируются только на ровных участках трубы и обеспечивают плавное регулирование или перекрытие потока движущихся в трубе веществ;
- прямоточные — отличаются минимальным значением сопротивления перемещаемому потоку и монтируются практически в любой плоскости;
- угловые — обладают специфической формой, которая позволяет осуществлять их инсталляцию на угловые трубопроводы.
Чем отличается вентиль от шарового крана по типу монтажа
Оба типа арматуры имеют резьбовой и фланцевый тип присоединения к трубопроводу. Однако в каждом есть отличия по диапазону номинальных диаметров. Для муфтового соединения он выглядит следующим образом:
- вентиля — Ду от 15 до 300 мм;
- краны — Ду от 8 до 100 мм.
При этом для шаровых кранов характеры и другие типы монтажа:
- межфланцевые — Ду от 15 до 200 мм;
- под приварку — Ду от 10 до 600 мм;
- комбинированные — Ду 15 до 200 мм.
Чем отличается вентиль от крана
Существенное отличие между этими двумя типами трубной арматуры заключается в том, что вентиль конструктивно предназначен для регулировки потока движущегося вещества. Кран способен работать только в режиме «открыто/закрыто», промежуточных вариантов положения запирающего органа в нем не предусмотрено. Его использование для регулирования движения приведет к скорому износу.
Вентильный кран имеет запирающий орган в форме диска, как у вентиля, и также предназначен для регулировки потока.
Что лучше: шаровый кран или вентиль
Выбор конкретного типа арматуры во многом зависит от условий эксплуатации. Если в месте монтажа нет необходимости регулировать интенсивность перемещения вещества внутри трубы, тогда следует останавливать свой выбор на шаровом кране. Он отличается герметичностью, простотой конструкции и использования.
Вентиль (или вентильный кран) подойдет в тех ситуациях, когда необходимо осуществлять настройку силы движения веществ в трубе. Плавные вращения маховиком позволят с достаточной точностью установить тот напор, который требуется на конкретный промежуток времени.
Что лучше: вентиль или шаровый кран? Конкретного ответа нет. Каждый из этих разновидностей трубной арматуры достойно справляется с поставленными задачами.
Также читайте Чем отличается кран шаровый от задвижки
Любая система водоснабжения должна иметь в цепи устройство для перекрытия потока. Приспособлением, отсекающим разводку от общего контура, является задвижка для трубопровода. Главная задача, решаемая при помощи этой запорной арматуры – перекрыть поток в случае аварии или при отсутствии необходимости в рабочей системе подачи.
Что такое задвижка и где используется
Запорные механизм применяется не только в быту, хотя каждый стояк перекрывается при помощи этого средства. Задвижка может быть включена в качестве неотъемлемой части газопровода, а также трубопровода для транспортировки технических жидкостей. В зависимости от того, что передается по трубам, комплектующие видоизменяются, но общий принц
ип действия водопроводной задвижки всегда схож.
Конструкция и принцип действия
Конструктивно каждая задвижка состоит из следующих частей:
- Корпус и съемная крышка. Корпус изготавливается из чугуна. Сталь используется реже. Сплавы – еще реже. Внутри есть полость, в которой располагаются детали, обеспечивающие герметизацию системы. Подключение к трубопроводу выполняется при помощи фланцевого соединения или сварки. В последнем случае исключается возможность демонтажа, и применения комплектующих для дальнейшей сборки.
- Запорный узел. Состоит из направляющей и затвора. Максимальной надежностью обладают узлы, в которых направляющая является частью корпуса. Задвижки водопроводные изготавливаются из прочных металлосплавов, а затвор дополнительно покрывается антикоррозийным составом.
- Элемент управления. Вентиль представляет собой винтовой шток и маховое колесо. Значение узла – преобразование вращательного движения рукояти в поступательное перемещение затвора, который прикреплен с обратного конца. С корпусом элемент соединяется при помощи фланцев, а герметичность обеспечивает вертикальное положение.
- Бугельный узел. Благодаря ему воздействия среды, перемещаемой по трубопроводу, никаким образом не сказывается на работоспособности элементов управления. Гайка со штоком защищена от температурных перепадов. И при циркуляции горячих жидкостей или газов, всегда она остается рабочей.
Принцип действия следующий. Оператор проворачивает маховое колесо, приводя в движение шток с резьбовым механизмом. Опускаясь, заслонка перекрывает пропускное отверстие в корпусе, запирая его. Процесс контролируемый, и допускается частичная блокировка, что дает возможность понизить давление в трубах после задвижки.
Однако это не означает, что устройство можно использовать для данных целей. При продолжительном применении вода «шлифует» узлы, и когда придет время перекрывать поток, герметично сделать это не получится. Более того, ржавчина и отложения могут усугубить ситуацию, вплоть до выхода задвижки из строя. Но кратковременно можно понизить давление в трубопроводе, не опасаясь последствий, если это не периодическая мера.
Виды водопроводных задвижек
Несмотря на то, что схематически устройство всегда идентично, конструкция задвижек может меняться. Это зависит от конфигурации заслонки. Когда принцип герметизации основан лишь на поступательном движении, она именуется шпинделем. Но есть модификации, которые предполагают перекрытие пропускного канала посредством вращательного движения заслонки.
Она в нормальном (открытом) положении располагается параллельно оси трубопровода, а в закрытом – перпендикулярно ей. Запорная арматура данного типа могут быть оснащены клиновым, параллельным, шланговым, и шиберным механизмом блокировки потока, каждый из которых имеет характерные особенности и специфическую маркировку.
Клинковые задвижки
Эффективность достигается благодаря седлам, между которыми в закрытом положении располагаются упругие клинья. Эластичность позволяет достичь абсолютной герметичности. Если используется жесткие клинья или клинья с двумя дисками, устройство работает не менее эффективно. Последний вариант имеет большие допуски по точности. Оба способа отличаются надежностью и долговечностью.
Параллельные шиберные
Отличаются от предыдущей версии тем, что заслонки спаренные. Параллельными шиберными заслонками они называются потому, что обе они параллельны друг другу. Плюсы – долговечность, погрешности.
Альтернатива – шланговые механизмы. Здесь штоком пережимается гибкий шланг. Достоинства отсутствие механических узлов. Недостаток – непрочный материал шланга.
Соединение задвижек с трубопроводом
Процедура установки задвижек на пластиковые трубы имеет немного особенностей, которые появились потому, что речь идет о сочленении элементов, изготовленных из различных материалов. Но это не единственный способ, так как данный элемент запорной арматуры может быть установлен на трубопроводы, как металлические, так и металлопластиковые. Любой вариант возможен.
Подсоединение к металлическим водопроводным трубам
Существует два способ подсоединения: резьбовое и фланцевое. Для этого вырезают из трубы участок длиной, равной размеру корпуса. Нарезают на зачищенных торцах труб резьбы. Собирают конструкцию, уплотнив соединение льняной нитью или специальной лентой. При фланцевом сочленении уплотнение выполняется посредством резиновых прокладок. Надежность обеспечивают болты. Альтернатива – сварное соединение.
Монтаж в систему из пластиковых труб
Сварку применять нельзя. Но можно применить специальные вставки, которые предполагают наплавление пластика с одной стороны и фланцевое соединение с другой. Потрубки разогревают до +260 градусов, а после соединения обеспечивают неподвижность до схватывания. Это около 10 минут, пока все элементы не остынут.
Особенности установки на печные трубы
В канале выкладывают из кирпичей основание. На которое устанавливается задвижка. Важно не забыть, и предусмотреть специальные углубления в кирпиче для шибера и отверстие для ручки. Конструкцию закрывают кирпичной кладкой на кладочном цементно-песчаном растворе.
Подведем итоги
Разнообразие моделей задвижек позволяет решить главную задачу – обеспечить герметичность системы при необходимости произвести ремонт. Работы можно выполнить самому, но только если под рукой имеются все необходимые приспособления. Для резьбовых соединений потребуется токарный станок, что усложняет процесс.
Соединения с пластиковыми трубами не менее эффективны. Каждый случай имеет характерные особенности, но не представляют сложностей для людей, у которых имеются элементарные строительные навыки. Технология позволяет оснастить задвижкой горячий и холодный водопровод, отопительную систему, печную трубу, технические путепроводы. Все зависит от потребностей и целевого назначения. Место установки – точка ввода.
ПолезноБесполезно
Обратный клапан-задвижка предназначен для использования в качестве запорного предохранительного органа в трубопроводах с жидкими средами. Обратный клапан-задвижка содержит корпус с седлом, крышку, шпиндель, затвор, рычаг с поворотной осью, упор. Между корпусом и крышкой размещена платформа с отверстием для шпинделя, уплотнительными кольцевыми выступом и пазом, приливом с гнездом для поворотной оси и окнами для прохода элементов крепления рычага на оси. Упор выполнен в виде пластины, перемещаемой в направляющих пазах корпуса и жестко соединенной разъемным соединением с шпинделем. Рычаг снабжен кулачками, непосредственно взаимодействующими с упором и затвором. На хвостовике последнего размещен фиксатор, удерживающий хвостовик в соосном отверстии рычага. Изобретение позволяет сократить количество трубопроводной арматуры на атомных электростанциях и реконструировать запорную арматуру первых контуров на действующих АЭС без капитальной реконструкции трубопроводов. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.
Изобретение относится к конструкции энергетической трубопроводной арматуры, используемой в качестве запорного предохранительного органа в трубопроводах с жидкими средами, и может быть применено для повышения безопасной эксплуатации действующих атомных электростанций (АЭС) с жидким теплоносителем. Известна задвижка (RU, Патент 2007648, кл. F 15 K 3/18, 1994 г.), содержащая корпус с направляющими для движения затвора, седла, крышку, сальник, шпиндель с ходовой гайкой, затвор, состоящий из двух дисков с эластичными кольцами, направляющие одного диска расположены под углом к направляющим другого диска, шпиндель на конце выполнен клинообразным, а диски соединены со шпинделем цепями. Недостатками конструкции являются: — невозможность воздействия рабочей средой на диски для прекращения потока в обратном направлении; — прекращение потока рабочей среды механическим воздействием имеет существенную инерционность, что увеличивает утечку теплоносителя; — необходимо в паре с задвижкой устанавливать отсекающую арматуру.
Известен обратный клапан (RU, патент 2032845, кл. F 16 K 15/03, 1995 г. ), содержащий размещенные в корпусе с проходным каналом седло и затвор, связанный шарниром с поворотным рычагом, шарнир расположен ниже центра тяжести затвора, а его верхняя кромка упруго прижата к рычагу. Недостатками конструкции являются: — отсутствует механизм принудительного закрытия затвора для прекращения потока среды в обоих направлениях; — отсутствует регулировка высоты подъема затвора над седлом; — ось поворотного рычага крепится на корпусе, что создает дополнительную нагрузку на корпус; — передача давления от затвора на рычаг через шарнирную связь ускоряет износ деталей и снижает эксплуатационную надежность; — необходимо в паре с обратным клапаном устанавливать дополнительную запорную арматуру. Известен обратный клапан (RU, патент N 2117845, кл. F 16 K 15/03, 1998 г.) — прототип, — содержащий корпус с седлом, затвор, закрепленный с помощью рычага на поворотной оси, съемный шток с головкой и шпиндель, выполненный полым, на рычаге установлен упор, расположенный с возможностью взаимодействия с полым шпинделем и размещенным внутри него съемным штоком, а упор выполнен с углублением вогнуто-сферической формы и с отверстием для соединения с головкой съемного штока. Недостатками конструкции прототипа являются: — силовое воздействие затвора на рычаг через ось создает повышенный износ последней и снижает эксплуатационную надежность;
— ось поворотного рычага создает дополнительную нагрузку на корпус;
— расположение оси рычага на корпусе усложняет конструкцию и увеличивает объем ремонтных работ;
— отсутствует фиксация от вращения при осевых перемещениях шпинделя ходовой гайкой. Задачей изобретения является создание конструкции, совмещающей обратный клапан и задвижку, в которой устранены недостатки, присущие перечисленным известным видам трубопроводной арматуры. Для решения задачи в конструкцию обратного клапана-прототипа, содержащего корпус с направляющими пазами и седлом, затвор, закрепленный с помощью рычага на поворотной оси, шпиндель и упор, введена платформа, которая снабжена кольцевыми выступами и пазом для уплотнения с корпусом и с крышкой, отверстием для прохода шпинделя и приливом с гнездом для поворотной оси, упор выполнен в виде пластины, перемещаемой по направляющим пазам корпуса и соединенной жестко со шпинделем, рычаг снабжен кулачками, передающими воздействие упора непосредственно на затвор, на хвостовике которого размещен фиксатор для закрепления на рычаге в соосно выполненном отверстии. На фиг. 1 представлена конструкция заявленного обратного клапана-задвижки с принудительным закрытием затвора. Затвор показан в закрытом положении. Стрелкой показано направление движения прямого потока. На фиг. 2 изображен узел крепления рычага на платформе с помощью поворотной оси. Разрез А-А. На фиг. 3 представлен узел крепления хвостовика затвора с помощью фиксатора на рычаге в соосно выполненном отверстии и показаны во взаимодействии подвижный упор, кулачки рычага и затвор в закрытом положении. Разрез Б-Б. На фиг. 4 показан подвижный упор в пазах корпуса и узел соединения упора со шпинделем. Вид В. Обратный клапан-задвижка (фиг. 1) содержит корпус 1 с пазами 2 и седлом 3, крышку 4, затвор 5, рычаг 6, поворотную ось 7, шпиндель 8 с ходовой гайкой 9, уплотнение 10. Между корпусом и крышкой установлена платформа 11 с кольцевыми выступом 12 и пазом 13, которые являются элементами уплотнения с корпусом 1 и с крышкой через прокладки 14. Через центральное отверстие 15 проходит шпиндель 8. На платформе 11 (фиг. 2) размещен прилив 16 с отверстием (гнездом) 17 для поворотной оси и выполнены окна 18, в которых размещены элементы крепления рычага 6 на поворотной оси 7. Рычаг 6 снабжен (фиг. 3) отверстием 19, соосным с хвостовиком 20 затвора 5. На хвостовике 20 закреплен фиксатор 21, который удерживает затвор 5 на рычаге 6. Рычаг 6 снабжен двумя кулачками 22, через которые передается воздействие подвижного упора 23 на затвор 5. Подвижный упор 23 перемещается (фиг. 4) в пазах 2 корпуса 1 под воздействием шпинделя 8. Упор 23 и шпиндель 8 соединены разъемным соединением 24 типа «ласточкин хвост». Упор 23 удерживает шпиндель 8 от вращения при его продольных перемещениях под воздействием ходовой гайки 9. Уплотнение 10 герметизирует шпиндель 8 в крышке 4 и предотвращает выход среды за пределы обратного клапана-задвижки. Привод ходовой гайки 9 не показан. Отверстие 19 в рычаге 6 и хвостовик 20 затвора 5 могут иметь в сечении любую форму и соединяться с зазорами, обеспечивающими самоустановку затвора на седле. Фиксатор 21 может иметь форму кольца и фиксироваться на хвостовике 20 затвора 5 любыми известными способами, включая эл. сварку. Обратный клапан-задвижка работает следующим образом. Перед включением обратного клапана — задвижки в эксплуатационный режим шпиндель 8 выводится из корпуса 1 с помощью ходовой гайки 9, при этом жестко связанный со шпинделем 8 подвижный упор 23 поднимается над кулачком 22 рычага 6. Давлением потока среды затвор 5 отводится от седла 3. Рычаг 6 поворачивается на поворотной оси 7 до прилегания кулачков 22 к подвижному упору 23. При этом затвор 5 с рычагом 6 переводится в крайнее открытое положение, а потоком среды прижимается вместе с кулачками 22 к упору 23. При исчезновении давления прямого потока среды возникает обратный поток, под воздействием которого затвор 5 прижимается к седлу 3, рычаг 6 поворачивается вокруг поворотной оси 7. Движение обратного потока среды прекращается. Дожатие затвора 5 к седлу 3 или принудительное прекращение прямого потока среды производится воздействием подвижного упора 23 через кулачки 22 рычага 6 на затвор 5. Для этого с помощью ходовой гайки 9 шпиндель 8 вводится внутрь корпуса 1. Применение подвижного упора как отдельного элемента позволит значительно увеличить усилие прижатия затвора к седлу в пределах допустимой нагрузки на шпиндель. Кулачки на рычаге обеспечивают непосредственную передачу усилия от упора на затвор, исключая силовое воздействие на рычаг, поворотную ось и хвостовик затвора. Платформа с размещенными на ней поворотной осью и рычагом с затвором образуют узел в сборе. Это обеспечит его замену с минимальными затратами труда и позволит проводить ремонт узла с применением станочного оборудования. Разъемное жесткое соединение шпинделя с подвижным упором значительно упрощает сборку-разборку извлекаемого узла на месте монтажа. Предложенная конструкция обратного клапана-задвижки отвечает требованиям к системе аварийного расхолаживания реакторов (САОР), позволяет сократить количество трубопроводной арматуры на атомных электростанциях и реконструировать запорную арматуру первых контуров на действующих АЭС без капитальной реконструкции трубопроводов.
Формула изобретения
1. Обратный клапан-задвижка, содержащий корпус с седлом, крышку, шпиндель, затвор, рычаг с поворотной осью, упор, отличающийся тем, что между корпусом и крышкой размещена платформа с отверстием для шпинделя, уплотнительными кольцевыми выступом и пазом, приливом с гнездом для поворотной оси и окнами для прохода элементов крепления рычага на оси, упор выполнен в виде пластины, перемещаемой в направляющих пазах корпуса и жестко соединенной разъемным соединением с шпинделем, рычаг снабжен кулачками, непосредственно взаимодействующими с упором и затвором, на хвостовике которого размещен фиксатор, удерживающий хвостовик в соосном отверстии рычага. 2. Обратный клапан-задвижка по п.1, отличающийся тем, что платформа зажата между крышкой и корпусом с уплотнительными прокладками. 3. Обратный клапан-задвижка по п. 1, отличающийся тем, что разъемное соединение упора с шпинделем может быть выполнено в виде ласточкина хвоста. 4. Обратный клапан-задвижка по п.1, отличающийся тем, что фиксатор может иметь форму кольца и фиксироваться на хвостовике затвора.
РИСУНКИ