Содержание
- Материал и инструменты
- Резная скульптура медведя своими руками
- Разнообразие резных фигурок
- Подготовка к работе
- Инструменты для работы с деревом
- Инструменты для резьбы
- Дерево, пригодное для резьбы
- Где найти материал?
- Рисуем эскиз
- Черновая работа
- Детальная проработка
- Заключительная обработка фигурки
- Инструменты и фурнитура.
- Как создаются резные скульптуры?
- Видео: фигурки из дерева своими руками
- Виды резьбы и их история
- Инструменты и материалы
- Мастер-класс по геометрической резьбе
- Секреты профессионалов
- Вывод
Объемная скульптура считается самым сложным видом художественной резьбы по дереву. Приступать к изготовлению объемных фигур своими руками следует только после ознакомления с остальными приемами и техниками резного дела. Особенно популярная тема для создания скульптур из дерева – изображение медведя.
Дизайн деревянной скульптуры резного медведя
Этот могучий хозяин леса издревле вдохновлял мастеров на творчество. Можно сказать, что ни одно животное так часто не фигурирует в резном искусстве, как медведь.
Материал и инструменты
Выбор дерева для работы во многом зависит от размера резной фигуры. Так, для изготовления небольшой фигурки медведя могут пригодиться крупные сучья и небольшие бревна. Главное, чтобы материал был без повреждений, трещин и следов гниения. Для больших скульптур выбирают толстые массивные бревна.
Опытные резчики по дереву рекомендуют новичкам использовать для скульптурной резьбы прямоугольные бруски. На брусок легче переносить изображение и пространственное восприятие будущей скульптуры будет лучше. Что касается пород древесины, самыми распространенными являются:
- Липа. Режется такой материал прекрасно – легко и мягко.Пример резного медведя из липы
Структура липы светлая и чистая, без выраженного рисунка. Древесина мало коробиться и практически не растрескивается.
- Ольха. Не менее замечательный материал для резьбы. Устойчив к трещинам, хорошо режется и обрабатывается.
- Осина. По мягкости и легкости обработки приближены к липе. Если осину не покрывать лаком со временем изделие приобретет благородный серебристый цвет. Однако такая древесина склонна к сколам, поэтому лучше использовать ее для крупно-рельефных скульптур.
- Береза. Древесина средней твердости. Режется хуже, сильно коробится и больше подходит для мелких сувениров и деталей. Отличается красивым рельефом древесины, хорошо окрашивается.
- Орех. Прекрасный вариант для тонкой художественной резьбы. Дерево хорошо режется, не подвержено сколам, не коробится и имеет очень декоративный вид.
Статуэтка резного медведя из ореха
- Дуб. Плотная древесина режется с трудом и имеет склонность к сколам. Подходит для крупных резных изделий.
Древесина для резьбы должна быть хорошо высушена – не более 15% влажности. Изделия, изготовленные из материала высокой влажности, при высыхании начнут трескаться и коробиться. Сушить заготовки лучше дома, в теплом месте, обернув полиэтиленом.
Хотя новичкам рекомендуют начинать обучение с мягких пород древесины, ее структуру намного проще прорезать неточным движением, чем более твердые сорта. Поэтому в некоторых случаях удобнее использовать древесину более твердых пород. Не менее важен в резном деле удобный, качественный и хорошо заточенный инструмент. Потребуется следующий набор инструментов для резьбы:
- Ножовка, топорик, а для больших скульптур может пригодиться бензопила. Данные инструменты нужны для грубой первоначальной обрубки заготовки.
Процесс вырезания медведя из бревна
- Тесло. Для грубой обрубки более мелких деталей.
- Резаки. Ножи с коротким скошенным лезвием. В зависимости от ширины режущей кромки имеют разное назначение. Широкие топорики используются для грубой обработки, а резцы с шириной заточки 15 мм для формирования мелких элементов и резьбы в труднодоступных местах.
- Ножи-косяки. В руках мастера способны решить множество разнообразных задач.
- Стамески. Предназначены для грубой зарубки, выборки фона и проработки деталей резной фигуры. Могут иметь различную ширину режущей кромки. По форме бывают загнутые, плоские, косые, полукруглые, копьевидные (клепики).
Различные виды стамесок для резьбы по дереву
- Богородский нож. Имеет прямое короткое лезвие. нож получил свое название от поселка Богородское, Сергиево-Посадского района. Широко используется для создания скульптур из дерева.
- Шлифовальная машинка, рашпили и наждачная бумага различной зернистости для заключительной обработки резной скульптуры.
- Дрель для высверливания сквозных отверстий, если они имеются.
Резная скульптура медведя своими руками
Итак, вдохновение и подходящее изображение будущей скульптуры найдено, а инструменты остро наточены – значит, можно приступать к изготовлению резного медведя своими руками.
Основные этапы создания скульптуры из дерева
Чтобы сделать скульптуру медведя или любую другую объемную фигуру выполняются следующие действия:
- Создание эскиза. Вначале эскиз будущей резной скульптуры нужно нарисовать, желательно в нескольких проекциях: вид сбоку, сзади и спереди.
- Перенос эскиза на заготовку. Контуры рисунка переносятся на заготовку. Очень удобно переносить эскиз на прямоугольный брусок, особенно несколько проекций рисунка.
- Создание лепной модели. Одно из правил скульптора – предварительное создание задуманной фигуры в пластилине или глине. Это позволяет избежать многих ошибок во время резьбы и хорошо представить себе фигурку в пространстве.
- Грубая вырубка. С деревянной заготовки вырубается все лишнее пилой или топориком. Мелкие детали вырубаются теслом.Подборка различных скульптур из дерева
Производиться вывод на четыре грани, когда скульптура состоит из прямоугольных деталей.
- Создание рельефа без проработки деталей. Углы фигуры срезаются стамесками и резаками, уже хорошо просматривается задуманный силуэт, но округлять поделку еще рано.
- Детализация. Начинается тонкая проработка деталей, формируется мелкие элементы, структура шерсти и прочее. Используются такие инструменты, как косяки, стамески, богородские ножи.
- Шлифовка и обработка защитными средствами. В завершение скульптура обрабатывается наждачной бумагой или шлифовальной машиной и покрывается воском, лаком, морилкой.
Как вырезать голову медведя
Так как голова и морда медведя является самой сложной деталью для резьбы, перед созданием полноценной скульптуры лучше немного попрактиковаться и вырезать голову зверя отдельно.
Пример поэтапного вырезания медведя
- Выбирается изображение медвежьей головы для резьбы – это может быть фото, рисунок, готовые эскизы.
- Создается трафарет для резьбы головы медведя в трех проекциях: фас, профиль, вид сзади.
- Готовиться липовый брусок нужных размеров. На стороны прямоугольного бруска переносятся контуры головы медведя без детализации.
- Обрубаются лишние куски дерева, кроме нижнего основания, чтобы за заготовку было удобно держаться и вырезать мелкие детали. Эту часть бруска нужно убрать в последнюю очередь.
- На полученную угловатую заготовку наносятся вспомогательные линии изображения: нос, лоб, уши, обозначаются надбровные дуги. Голова обтачивается полукруглыми стамесками, резцами или косяками. Древесина выбирается тонкой стружкой очень аккуратно, чтобы не срезать лишнее.
- Прорабатываются мелкие детали.Проработка мелких деталей в скульптуре медведя
Округляются детали богородским ножом, мягкими движениями снимается тонкая стружка. Мелкие элементы, вырез глаз, ушей, пасти и шерсть обрабатываются мелкими стамесками.
- Срезается опорная часть бруска и дорабатывается ножом и стамесками
Голова вытирается от стружки и пыли и можно приступать к декоративной обработке.
Скульптура медведя
Принципы создания резной скульптуры медведя мало чем будут отличаться от основных рекомендаций создания объемных композиций. Эскиз переносится на древесину, и медведь вырезается в несколько этапов – от черновой отделки до детализации мелких черт.
Грубую отделку большой скульптуры можно сделать бензопилой. Пространство между ногами нужно вырезать теслом. Иногда имеет смысл не вырубать ноги медведя, пока не будет сделана детальная проработка верхней части животного. Так, упор будет надежнее и нет риска сломать ноги заготовки.
Некоторые мастера перед детальной проработкой шлифуют фигурку, и только после этого оформляется шерсть и мелкие части скульптуры.
Такой способ быстрее, чем долгое округление деталей резцами и стамесками. Единственный недостаток — инструмент быстрее затупляется об отшлифованную поверхность.
Изготовление резных изделий своими руками требует опыта. В этом виде прикладного искусства мастерство и полное понимание процесса может прийти только со временем. Хотя освоив основные приемы резьбы, вырезать декоративную скульптуру мишки для сада или интерьера будет несложно.
Как часто, заглядывая в чужой сад, можно увидеть садовые украшения из дерева, служащие поилками для птиц, кормушками, просто акцентами садовых идей. Кто не мечтает украсить дачу на зависть соседям? Или просто иметь на своих ключах оригинальный брелок из натурального материала? Некоторые платят деньги, а кто-то хочет не только сэкономить на этом, но и, возможно, заработать.
Разнообразие резных фигурок
Часто фигурки из дерева можно увидеть и на рабочем столе у коллег. Часы или подставка для ручек не только украшают рабочее место, но и успокаивают своей неповторимой природной текстурой. Также модницы всех возрастов носят украшения из дерева – браслеты, колье, ожерелья с цветами, зодиакальными знаками или тотемными животными. Фигурки большего размера могут стать неповторимым украшением интерьера: уютные кошечки, мудрые совы, притягивающие достаток черепахи, а также символичные цветы или пейзажи. Абажуры, настольные лампы, часы, рамки для фото, всевозможные полочки – все это так хочется иметь в собственном интерьере любой хозяйке, особенно если это сделано в единственном экземпляре! Все эти вещи можно сделать своими руками, приложив некоторое старание и терпение.
Подготовка к работе
Стоит помнить, что, решившись делать фигурки из дерева своими руками, можно забыть про чистоту в доме. Именно поэтому для работы с деревом стоит выделить отдельную комнату или отделить угол в помещении, где можно будет заниматься делом в удовольствие. Обязательно нужен стол как площадка для работы, шкафчик для хранения инструментов и материала, место для складирования готовых деталей. Если все это у вас уже есть, приступаем к следующему этапу.
Инструменты для работы с деревом
Приобрести инструменты для работы по дереву сейчас не составит особого труда. Чтобы работать непосредственно с деревом, пригодятся топор, пила, желательно с несколькими видами полотен; дрель, рубанок. Это минимальное число инструментов, которые обязательно пригодятся желающим начать работать с деревом. Также можно приобрести небольшой верстак, чтобы можно было фиксировать само изделие, или работающий электрический инструмент. Более опытные резчики по дереву набирают инструменты, которые облегчают им работу, к примеру, электролобзики, болгарки, электрорубанки, электродрели. Начинающим мастерам такие инструменты не принесут никакой пользы, так как дерево нужно вначале почувствовать руками. Для создания фигурок из дерева пригодятся все инструменты, которыми уже владеет начинающий мастер.
Инструменты для резьбы
Здесь же рассмотрим, что именно может понадобиться для изготовления фигурок, резьбы по дереву. Самым примитивным инструментом, который может помочь освоить непростое мастерство резчика, является нож. Для начала пригодятся всего два – перочинный и нож-косяк. Этими инструментами можно сделать простые фигурки, которые способен изготовить даже новичок. Когда захочется совершенствоваться, можно приобрести более профессиональные инструменты. Набор стамесок с различным изгибом и углом заточки прекрасно подойдет для такой работы. Их названия: угловая, клюкарза, прямая, косая, полукруглая. Также они бывают не только разных видов, но отличаются размером, радиусом изгиба, углом заточки. Такие тонкости помогают мастеру делать резьбу более рельефной и живой.
Дерево, пригодное для резьбы
Какое же дерево можно порекомендовать новичку? Для мастера нет большой разницы, какую древесину обрабатывать. Он знает, какие инструменты пригодятся для определенной породы. А вот начинающим резчикам стоит остановиться на мягких породах деревьев. Липа, каштан, тополь, кедр, осина и ольха станут отличным материалом для непрофессионалов. Зачастую на фото фигурок из дерева можно увидеть красивую рельефную окраску. Такие узоры могут дать как твердые, так и мягкие породы деревьев. Именно поэтому мастер придирчиво рассматривает и выбирает для своей работы материал. Хвойные деревья нужно уметь просушить, так как они могут потрескаться. Самые опытные мастера для своих работ берут дубовые материалы. Это дерево сложно обработать, но само изделие из него будет долгие годы радовать своего хозяина.
Где найти материал?
Если есть желание начать изготавливать фигурки животных из дерева, то стоит озадачиться подбором материала. Гуляя по парку или лесу, выпиливая старые деревья в саду, стоит рассматривать коряги, полешки, пенечки, корни не как досадную помеху, а как возможный материал для обработки. Иногда из одного полена можно выточить замечательную фигурку. А если фантазия просит чего-то более объемного, несколько деталей, скрепленных между собой, образуют отличную скульптуру из дерева. Когда наука будет освоена, можно заказать материал в специальных мастерских, где для покупателя обрабатывают древесину должным образом.
Рисуем эскиз
Если изготовление фигурки из дерева — дело решенное, стоит продумать, что именно должно получиться в итоге. Настоящие мастера, рассматривая дерево, могут предложить сразу несколько вариантов его обработки и тут же приняться за работу. Они видят в материале потенциал с высоты своего опыта. Однако для начинающих резчиков стоит сначала прорисовать свой замысел на бумаге, стараясь вместить свою задумку в выбранный материал. Далее с бумаги переносим рисунок на заготовку. Еще раз детально прорисовываем его уже на дереве. Стоит отметить, что рисунок должен быть немного меньше заготовки. Даже очень опытные мастера не обрезают сразу все лишние детали, так как за них удобнее закрепить изделие.
Черновая работа
Перед тем как вырезать из дерева фигурку, нужно материал привести в нужный вид – отпилить по размеру, убрать кору, если она есть, и хорошо зачистить неровности. При переносе рисунка на дереве отмечаются основные линии, которые будут вырезаться первыми. Если эта фигурка человека, стоит определить, где голова, ноги, руки, туловище. Если это животное или некая абстракция, то также стоит отметить самые широкие и узкие места в фигурке. Излишки выпиливаются. Это называется грубая обработка. Ее предназначение — оставить на руках мастера готовую к детальной обработке форму. И на данном этапе не стоит срезать абсолютно весь излишек, так как иногда для большего правдоподобия может понадобится рельефная обработка. Но даже если изделие не предусматривает ничего подобного, стоит помнить, что это только первый этап обработки фигурки.
Детальная проработка
Когда на руках оказалась готовая форма, снова пригодятся эскиз и карандаш. Теперь на готовую болванку нужно нанести детальный рисунок. Исходя из него, начинается ювелирная работа резчика. Перед началом работы каждый мастер затачивает все инструменты. Заточка производится под внимательным оком мастера. На наждачном круге затачивается полотно с обеих сторон. При заточке лезвие опускается в воду, остужается, затем вынимается, дальше продолжается заточка с капелькой воды на самом кончике лезвия. Нужно внимательно следить за ней, так как когда она испаряется, это говорит о том, что лезвие вновь пора опускать в воду.
После делается доводка лезвия на алмазном круге или корундовом, при этом вал вращается в обратную сторону от инструмента. И, наконец, нужно править острие с помощью войлочного или кожаного круга, смазанного пастой ГОИ. Как можно увидеть на представленных в статье фото, фигурки из дерева своими руками можно обрабатывать как ножом, так и целым набором инструментов. По рисунку вырезается контур основы фигурки, затем детально прорабатывается стамесками и остальными резаками.
Заключительная обработка фигурки
Фигурки из дерева, обработанные стамесками, не считаются законченными. Шероховатости и неровности остаются даже при самой тщательной обработке. Иногда при работе на изделии появляются трещины. Все это нужно зашпаклевать. Шпаклевку можно приготовить самостоятельно из мелких опилок и клея ПВА. Место заделывания нужно промазать олифой, подсушить примерно 6-8 часов, только после этого тщательно замазать трещины и оставить еще на сутки-двое. После этого сначала выровнять заделанные места, а уже затем шкуркой зачистить все изделие. При желании изделие можно обжечь с помощью газовой горелки или паяльной лампы.
В таком случае изделие приобретает теплые натуральные древесные оттенки. Можно использовать морилку или специальные текстурно-лаковые смеси, которые предохраняют древесину от поражения паразитами и агрессивной окружающей среды. Несколько слоев лака, распределенных и высушенных по технологии, предлагаемой его производителем, придадут благородный блеск изделию и позволят сохранить изделие как можно дольше.
Если сразу не получилось сделать задуманную фигурку, стоит снизить планку и начать с более простого. Мастерство постигается постепенно, от простого к сложному. Через некоторое время нужные навыки будут наработаны, и дело станет настоящим хобби.
Фигурная резьба по дереву по праву признана наиболее трудной в данном виде искусства. Различные фигуры животных из дерева станут украшением для любого участка. Поэтому создать фигуры из дерева своими руками задача не из простых, но вполне выполнима. Ведь можно украсить свой дачный участок персонажами из любимых детских сказок и мультфильмов. Для создания таких декоративных элементов, потребуются разные инструменты для резьбы, хорошее воображение и обязательно, усидчивость.
Инструменты и фурнитура.
Дерево – материал, легко поддающийся обработке, но все-таки, для того, чтобы сделать статуэтки из дерева, лучше использовать специальные инструменты, работать которыми будет проще.
- Резак. Нож, имеющий укороченное и скошенное лезвие. Является основным инструментом, так как, используется для обработки, как крупных, так и мелких деталей, и для резьбы в труднодоступных местах.
- Нож-косяк. Нож, имеющий также короткое лезвие. Применяется он для создания орнамента.
- Стамески. Необходимы они для формировки углублений на будущем изделии. По своей форме они могут быть: плоскими, полукруглыми, загнутыми.
- Стамески-клепики. Имеют копьеобразное лезвие, и используются для создания мелких деталей.
Особенно удобны они для работы в труднодоступных местах.
Это основные инструменты, которые необходимы на первоначальном этапе. Но помимо этого, необходимы будут еще некоторые устройства:
- дрель (при необходимости, для создания сквозных отверстий),
- шлифовальная машинка,
- пила (для создания заготовок),
- наждачная бумага и рашпили (для обработки изделия на завершающем этапе).
Чтобы конечный результат получился как можно качественнее, и выглядел презентабельно, необходимо для работы необходимо правильно подобрать материал.
Для начала необходимо определиться, какого размера будут будущие фигурки из дерева. Если планируется фигурку сделать небольшого размера, то подойдут сучки и некрупные бревна. А если же в планах скульптура более масштабная, то свой выбор лучше остановить на крупных массивных бревнах. Стоит обратить внимание, чтобы заготовки не имели повреждений и сколов.
Мастера с опытом, советуют для начинающих, использовать бруски прямоугольной формы, поскольку на них легче всего переносится изображение.
Касаемо выбора самого дерева, то наиболее часто используются следующие:
- Липа. Легко поддается резке, а ее структура не имеет выраженного рисунка. Поэтому переносить будущее изображение на нее будет проще. Такой материал редко подвергается трещинам.
- Ольха. Имеет такие же положительные характеристики. Работа с таким материалом не составляет особых трудностей.
- Осина. Хорошо подходит для крупных скульптур, поскольку может подвергаться сколам. Не покрытая лаком осина, спустя время, приобретет серебристый оттенок. В работе также не вызывает затруднений, имея мягкую структуру.
- Береза. Более твердый материал, и резать его уже сложнее. Чаще используют для создания мелких деталей. Имеет необычный рельеф.
- Орех. Отлично подходит для случаев, когда речь идет о тонкой резьбе. Он легко поддается обработке, не подвержен сколам. Часто используют для создания декоративных элементов.
- Дуб. Чаще используют для скульптур больших размеров, поскольку материал подвержен сколам, и резать его значительно труднее.
Перед использованием любую выбранную древесину, необходимо хорошо высушить. Чтобы, в дальнейшем, уже на готовом изделии, она не давала трещин. Сушат обычно в теплом месте, обернув заготовку полиэтиленом.
Как создаются резные скульптуры?
После приобретения необходимого набор, и определившись, какую именно фигуру мы вырезаем из дерева, можно приступать к непосредственной работе.
Основные ее этапы:
- Создание эскиза будущей скульптуры. При помощи карандаша, на листе бумаги рисуем эскиз того персонажа, который будем впоследствии вырезать, например животного (см. фото). Лучше, если сделать несколько вариантов: вид спереди, сзади и сбоку.
- Далее, наброски переносим на заготовку. Чтобы контуры были хорошо видны, обводить их лучше несколько раз.
- Выбираем подходящий инструмент, в зависимости от того, какие фигурки животных будут изготавливаться. Очень удобно, если предварительно слепить эскиз из пластилина будущей из дерева фигурки.
- Обрезаем лишние части заготовки, которые больше не пригодятся для работы. Делать это удобней ножовкой или топориком, придавая будущему животному, обобщенный геометрический вид. Срезы необходимо делать по контуру, пока деревянный брусок не примет нужную форму.
- Затем уже, начинаем вырезать мелкие детали. Для этого тоже лучше воспользоваться предварительным нанесением контура на брусок, чтобы избежать ошибок. Используют при этом, нож-косяк и стамески.
- При помощи ножа для резьбы оформляем контуры каждой части будущей статуэтки. Чтобы удобнее было работать, вырезать начинают с углов бруска, производя разделение детали на восемь граней.
- Срезая постепенно все более тонкий слой дерева, заготовке придается необходимая форма, с учетом рельефа будущей фигурки.
- Очень тщательно прорабатываются все углубления, используя копьеобразное лезвие, а все края формируются при помощи угловой стамески.
- Когда в статуэтке запланированы сквозные отверстия, сделать их необходимо при помощи тонкого сверла, а затем обработать края резцами.
- На места с гладкими поверхностями наносится повторяющийся рельеф.
Когда же деревянная статуэтка уже готова, наступает очередь завершающего этапа. При помощи наждачной бумаги, отшлифовываются все элементы фигуры, которые по задумке выглядят абсолютно гладкими. А такие поверхности, которые имитируют мех или чешую рыбы, также необходимо обрабатывать абразивом, чтобы не было заусенцев. Но это очень деликатная работа, и выполнять ее нужно предельно осторожно, чтобы не испортить всю текстуру.
После такой обработки, изделие тщательно протирается от пыли. А затем обрабатывается специальным раствором, который сможет защитить древесину от гниения и вредных микроорганизмов.
После высыхания, изделие покрывается лаком, что защитит его от влаги. И оно, наконец, приобретает законченный и привлекательный внешний вид.
Все вышеизложенные советы, помогут ответить на главные вопросы, как вырезать из дерева красивые изделия, и как сделать это наиболее качественно. Но в любом случае, изготовление различных фигур требует опыта, только теории здесь будет недостаточно. И начинать, конечно, нужно с самого простого. Перед работой изучить различные материалы и фото готовых изделий. И когда будут освоены основные приемы резьбы, создать фигурку медведя или слона для украшения сада, не составит уже особого труда.
Видео: фигурки из дерева своими руками
Скульптурная резьба по праву считается вершиной резчицкого искусства. К технике создания объемных фигур наиболее логично переходить после уверенного освоения рельефной резьбы, которую можно рассматривать как своеобразную промежуточную ступень. В представленном материале мы расскажем о базовых принципах скульптурной резьбы по дереву, сделав это на примере работы американской художницы Леи Вахтер.
Чем для новичка удобен именно этот проект? Во-первых, он имеет относительно простой алгоритм резьбы, при этом сама работа выглядит очень эффектно. Во-вторых, здесь используется базовый набор инструментов, с которым в дальнейшем придется иметь каждому резчику, решившему заняться скульптурой. И, наконец, этот проект дает возможность познакомиться с техникой текстурирования шерсти. Освоить данный прием – особенно важно для начинающих, так как к нему придется постоянно обращаться в дальнейшем, создавая скульптуры животных в объемной резьбе по дереву.
Начните с переноса рисунка на липовую заготовку. На ленточной пиле или лобзиковом станке вырежьте основу по внешним контурам схемы бокового и верхнего видов. Прочертите осевую линию, которая поможет сохранять симметрию в процессе резки.
Используя богородский нож, симметрично скруглите тело кролика: от хвоста до основания ушей (фото 1). Затем переходите к проработке подбородочного угла: отделив нижнюю челюсть от тела. Длинными продольными движениями ножа придайте лицу коническую форму. Режьте симметрично, ориентируясь на центральную линию (фото 2).
Займитесь проработкой хвоста: скруглите его, частично отделите от тела и придайте ему заостренности (фото 3). Продолжайте симметричное скругление тела. Используя карандаш, постоянно перерисовывайте рабочие линии, которые помогут придерживаться правильных пропорций.
Переходите к черновой проработке задних лап. С обеих сторон заготовки нарисуйте схематические контуры; ориентируйтесь на осевую линию, дабы убедиться, что они равны по форме и размеру. Сделайте ножом глубокие надрезы вдоль линий. С помощью узкой прямой стамески с каждой стороны скульптуры удалите древесину выше контура задних лап, создав выраженный полуобъем (фото 4).
Переходите к черновой проработке передних лап. Нарисуйте рабочий контур и отделите его от основной части тела, сделав прямоугольный выступ (фото 5).
Используя все тот же богородский нож, проработайте складки на задних и передних лапах, сделав их контуры более детализированными (фото 6).
Переходите к проработке глаза. Вырежьте симметричные полусферы. Эти круги должны быть пропорционально больше, поскольку в дальнейшем на них будут вырезаться глаза и веки. Нарисуйте контур мордочки и задней части щеки (фото 7).
Детализируйте рельеф лица по очерченным контурам мордочки и щек. Часто меняйте стороны, чтобы сохранять симметричность резьбы (фото 8).
Закончив детализацию лица, переходите черновой резьбе ушей. У нашей скульптуры уши расположены не на одном уровне, что придает ей еще более реалистичную пластику. Чтобы добиться этого эффекта, по предварительно нанесенной штриховке срежьте прямой стамеской заштрихованную часть дерева (фото 9).
Отделите уши друг от друга, сделав серию V-образных надрезов. Разделение должно быть глубоким, но не широким (фото 10).
Ориентируясь на шаблон, придайте задней части ушей нужную форму. Заштрихуйте контур ущных полостей и выберите их с помощью церазика – небольшой полукруглой стамески (фото 11). Работайте осторожно и медленно. Не забывайте чередовать стороны, чтобы резьба по дереву была симметричной, а сама скульптура сбалансирована.
Переходите к детализации пальцев на передних и задних лапах, используя основной инструмент – богородский нож (фото 12). Завершите формирование очертаний хвоста (фото 13).
Детализируйте форму глаза, сформировав нижнее и верхнее веко (фото 14). По нанесенным контурам сделайте мелкую проработку рельефа носа и рта (фото 15).
Как и в классической богородской резьбе по дереву текстура меха на этой скульптуре создается с использованием мелкого штихеля. Данный процесс требует определенной усидчивости, терпения и аккуратности. Углубления, имитирующие структуру шерсти, желательно создавать по предварительно нанесенной разметке. Единственными нетекстурированными зонами на скульптуре оставляют уши, мордочку, кончики лап и веки.
Закончив этот этап, смените штихель на уголковую стамеску с шириной лезвия 6 мм и вырежьте на груди отельные области, создав таким образом на грудке своеобразные клочки шерсти (фото 16).
Отшлифуйте заднюю часть ушей, используя свернутые кусочки мелкозернистой наждачной бумаги (фото 17).
Подготовьте скульптуру к окрашиванию, тщательно почистив ее зубной щеткой. Для раскрашивания можно использовать акриловые или масляные краски для живописи.
Основную часть шерсти выдерживают в светло-коричневом тоне. Мордочка, грудь, полость ушей и область вокруг глаз – темно-серая (фото 18). Глаз закрашивают черным. Светло-розовым цветом окрашивают кончик носа, а также заднюю и внутреннюю часть ушей (фото 19).
Принцип создания бликов и теней при раскрашивании фигур стандартен. Для начинающих мастеров, осваивающих объемную резьбу по дереву, отработать этот прием особенно важно. Его можно выгодно использовать, создавая любые работы в объемной резьбе по дереву: животных, людей, садовые скульптуры и пр. Игра света и тени способна делать фигуры более реалистичными и эффектными.
Используя светло-черный цвет, сделайте тонкой кистью штрихи на всех углублениях животного: в складках шеи, передних и задних лап, ушей, хвоста и т.д., чтобы создать на скульптуре реалистичную тень (фото 20). Промокните избыток краски бумажным полотенцем.
Смешайте белую и коричневую краски, добившись светло коричневого тона (на порядок светлее, чем основной цвет шерсти). Нанесите блики на наиболее выступающие места скульптуры: щеки, задние и передние лапы, спину животного (фото 21). Для создания дополнительного блеска закрасьте глаза кролика прозрачным акрилом.
Фигурная резьба по дереву по праву признана наиболее трудной в данном виде искусства. Различные фигуры животных из дерева станут украшением для любого участка. Поэтому создать фигуры из дерева своими руками задача не из простых, но вполне выполнима. Ведь можно украсить свой дачный участок персонажами из любимых детских сказок и мультфильмов. Для создания таких декоративных элементов, потребуются разные инструменты для резьбы, хорошее воображение и обязательно, усидчивость.
Виды резьбы и их история
Самыми первыми мастерами использовался достаточно примитивный инструмент: перевоплощение древесины происходило с помощью тесла, ложкаря, струга, долота и топора.
До наших дней сохранилась композиция, изображающая оленей, которая датируется 5-2 веками до н.э.
- Домовая резьба отличается от остальных видов своей масштабностью. Для ее выполнения потребуется виртуозное владение пилой, долотом и топором. Чаще всего в качестве материала используются хвойные породы дерева.
Фото домовой резьбы
Домовая резьба имеет много общего с корабельной, разделяется на прорезную, рельефную и объемную. Первая объемная резьба красовалась на носовых частях кораблей, морские просторы бороздили корабли с деревянными фигурами коней, птиц и оленей.
Рельефный вид и сейчас можно увидеть на фронтонах домов, наличниках и окнах. Первые мастера прорезной резьбы появились только в 19 веке, когда на перилах и входах в дома создавались ажурные витиеватые украшения.
Домовая резьба возникла еще во времена язычества, первые элементы выполняли функцию оберегов, принимали форму Солнца и должны были защищать дом и его жильцов
- Объёмную резьбу можно справедливо назвать наиболее сложным видом обработки древесины. Скульптурный метод позволяет создавать изображения, отделенные от общего фона, что требует немалого мастерства. Именно этот метод использовался на Руси для изготовления игрушек, фигурок животных, свистулек и церковной атрибутики.
Резьба по дереву перестала быть лишь маленьким хобби. Ежегодно лучшие мастера соревнуются на чемпионате Reedsport carving festival, который проходит в США
Обратите внимание!
Корнепластика также относится к объемной резьбе. Для создания оригинальных образов используют нижнюю часть дерева, обладающую самыми разнообразными формами.
- Контурная резьба – вид орнаментной, получила широкое распространение с 15 века. Выполняется по дереву в форме прямых линий, которые прорезаются по контуру рисунка.
Внешне обладает неким сходством с гравировкой, имеет простую, сухую, четко обозначенную композицию, разнообразие которой придают окрашиванием.
Резной натюрморт – несъедобно, но очень красиво
- Геометрическая резьба – наиболее простой вид, подходящий для начинающих. Рисунок создается на основе клинорезных выемок, различной глубины и направленности.
К данному виду относится и скобчатая резьба, рисунок которой создается при помощи круглой стамески. Наиболее подходящей древесиной мастера считают липу, осину и все многообразие хвойных пород.
Именно с геометрической резьбы стоит начинать обучение резьбе своими руками
- Рельефная и плоскорельефная резьба отличаются тем, что орнамент имеет одинаковую высоту. В большинстве случаев за основу берется изображение листьев растений, птиц, животных, геометрических фигур.
Увлечение рельефной резьбой потребует немалого количества инструментов, среди которых обязательно должны быть ножи, стамески, чеканы, скребки, рашпили. Для выполнения работ выбирают твердую древесину: бук, дуб, пихту, кедр.
Резные элементы ценятся при создании мебельных гарнитуров, способны одним своим присутствием придать помещению величественность и роскошь
Инструменты и материалы
Перед тем как вырезать узоры на дереве, позаботьтесь о наличии необходимых инструментов и материалов.
Стандартные наборы резцов состоят из 18 инструментов, их размер варьируется от 2 мм до 5 см. Главное в инструменте – максимально острая заточка, позволяющая обойтись без больших усилий.
Перед тем, как научиться вырезать фигурки из дерева, позаботьтесь о наличии подходящего инструмента (цена набора – от 3000 руб.)
Обратите внимание!
Инструмент для резьбы по дереву, в том числе и стамески, затачивают с двух сторон.
Это обеспечивает простор для выбора угла резания древесины.
Стамески плоского типа обладают одинаковым углом заточки с каждой стороны, круглые имеют больший скос с внешней стороны. Для заточки таких инструментов потребуются фасонные оселки и высококачественные точильные камни.
Выбираем древесину
Перед тем, как научится вырезать по дереву, позаботьтесь, чтобы у вас в руках был подходящий материал. Например, самшит считается самой прочной древесиной в Европе, он поддается только рукам профессионала
Успех вашего творческого порыва во многом определяется правильно подобранной древесиной.
Если в ваши планы входит создание элементов, которые будут находиться на открытом воздухе (оконные и дверные наличники, карнизы), используйте древесину хвойных пород. Благодаря содержанию смол резные творения получают защиту от гниения.
Для резьбы на домашней утвари рекомендуется использовать древесину лиственных пород, которая имеет мелковолокнистую структуру. К данной категории относится липа, дуб и береза.
Совет!
Выбирая материал, обратите внимание на наличие сучков.
Их присутствие делает древесину непригодной для резьбы.
Заготовка дерева
Если вы занимаетесь самостоятельной заготовкой древесины, после ее высушивания проводится распил. Для ветровых досок, резных наличников и карнизов потребуется доска толщиной не менее 20-25 мм. Если после распила заготовка имеет различную толщину, выровняйте ее с помощью рубанка.
Доски, заготовленные для резьбы, после строгания не обрабатываются шкуркой. Игнорирование данной рекомендации может привести к быстрому затуплению инструмента из-за застрявшего в древесине абразива.
Мастер-класс по геометрической резьбе
Рисунок «Одиночные треугольники», «Змейка», «Розетка»
Варианты резьбы на основе треугольников
Этап | Инструкция по проведению |
Подготовительный |
|
Основной |
|
Дополнение | Отметьте центры верхних фигур и соедините их с углами. Вырезав вышеописанным способом, вы получите узор «Змейка».
Если вы начертите еще одну строчку, нанесете аналогичный рисунок и вырежете нижние треугольники, образуется «Розетка». |
Круговой орнамент
Круговой орнамент можно превратить в сложный центральный элемент, но только в том случае, если вы мастерски владеете базовыми элементами
- Для создания кругового орнамента начертите окружность необходимого диаметра и разделите на произвольное количество частей.
- Соедините центр фигуры с точками. Внутри окружности начертите еще один круг меньшего диаметра.
- Углубите острие резца, наклоните его до основания треугольника и выньте скол.
- Аналогичным образом вырежьте все треугольники.
- Сделайте надрез на внутренней линии луча.
- На внешней линии луча, наклоняя резец вправо, вырежьте одну сторону. Таким же движением вырезается вторая сторона.
- В результате у вас получается узор «Сияние». В завершение обработайте поверхность наждачной бумагой.
Секреты профессионалов
Быть маэстро – это значит знать все тонкости и секреты ремесла, жить им и вкладывать душу
Если вы всерьез решили овладеть мастерством резьбы по дереву, вам потребуется не только стандартный набор стамесок, но и более мелкий инструмент: уголок, царазик и клюкарза.
Для перевода сложного рисунка на поверхность потребуется копировальная бумага, калька и карандаш. Сначала орнамент переносят на кальку, а затем на брусок или доску с помощью копировальной бумаги. Чтобы листы не сдвигались, их закрепляют кнопками.
После завершения работы над рисунком поверхность слегка обрабатывают наждачной бумагой. Дощечку из дерева грунтуют перед покраской и покрывают лаком. Мастера для этой цели выбирают масляный лак. Кисть ведут параллельно в одну, а потом в другую сторону.
После высыхания лака узор на деревянном окрашенном изделии шлифуют истертой мелкой наждачкой, чистят щеткой и повторяют процедуру лакирования, создавая 3-4 лаковых слоя.
Вывод
Творчество безгранично, и ваши фантазии можно воплотить на холсте, кусочке древесины или бесформенной глине. Выбирайте то, что будет вам по душе, а видео в этой статье расскажет вам о секретах ремесла.
Каждый может и должен вырезать деревянную ложку, так считает автор.
Он некоторое время собирал ложки со всего мира (см. Второе фото) и всегда интересовался странными ложками.
В какой-то момент он в конце концов начал делать свои собственные ложки.
Изготовление ложки методом резьбы по дереву — это длительное занятие, но в нем все же есть место для творчества. Данный материал предназначен для начинающих резчиков.
Далее автор поделится своим процессом вырезания ложки.
Шаг 1: Инструменты и материалы
Инструменты и материалы:
— острые разделочные ножи, включая, по крайней мере, средний прямой нож и закругленный или стреловидный нож;
— кусок мягкой древесины, немного больше размера ложки;
— Наждачная бумага зернистостью 80, 120, 220 и 400 единиц;
— шлифовальный барабан малого диаметра (2,5 – 5 см);
— ручка или маркер;
— безопасная для пищевых продуктов отделка для дерева (например, воск или минеральное масло);
Дополнительные электроинструменты:
— Шлифовальный станок;
— дремель;
— лобзик;
— настольная пила;
(Весь процесс может быть выполнен вручную. Автор использовал электроинструменты для создания заготовки, чтобы ускорить процесс.)
Шаг 2: Древесина
Самая важная вещь, которую нужно учитывать при вырезании ложки, — это тип дерева, которое собираетесь использовать. Несмотря на то, что при правильных инструментах и методах можно вырезать изделие практически из любого вид дерева, некоторые виды легче обрабатывать, чем другие. Так как это резьба по ложкам для начинающих, постараемся сделать все, как можно проще.
Самыми легкими в обработке видами древесины являются мягкие породы, например:
— липа
— сосна
— кедр
— красное дерево
— пихта
Автору очень понравилось работать с более мягкими лиственными породами, особенно с вишней.
Твердыми породами, которые труднее обработать, являются:
— дуб
— клен
— грецкий орех
— розовое дерево
— экзотические породы
— Тик
Следуйте этим общим пунктам при выборе дерева:
Отрежьте часть дерева и посмотрите, какая древесина.
Ищите узкое, а не широкое волокно – широкое волокно рассыпается на большие части.
Для новичка самый простой способ пробовать резьбу по дереву — липа, поэтому лучше начать с неё.
Наконец, следует отметить, что древесина, как и многие из веществ, с которыми мы живем, может быть потенциальным аллергеном для определенных людей. Некоторые породы дерева, такие как кокоболо, обладают кожным и респираторным воздействием. Известно, что другие сорта, такие как вишня, в целом безопасны и инертны. Древесная пыль от практически любых пород деревьев может оказывать вредное воздействие на дыхательные пути в течение достаточно длительного периода времени.
Шаг 3: Рисунок ложки
Как только вы выбрали деревянную заготовку (автор использует вишню в приведенном ниже примере), нарисуйте очень грубый контур ложки, которую желаете вырезать. Это не должен быть подробный рисунок, так как эта схема будет использоваться только для создания бланка ложки. Рисование профиля ложки, желательно, но не обязательно.
Некоторые вещи, которые автор учитывает при разработке своих ложек:
— размер ложки
— тип головки ложки
— должна ли она помещаться во рту целиком?
— глубина вогнутой части
— толщина и высота
— целевое назначение — салат, суп и т. д.
Шаг 4: Создание бланка
Если ложка, которую вы хотите вырезать, меньше, чем деревянная заготовка, который вы выбрали, используйте настольную пилу, чтобы разрезать заготовку на более тонкую, чтобы при вырезании пришлось удалить меньше материала вручную.
Затем используйте торцовочную пилу, чтобы обрезать части древесины по длине на концах контура вашей ложки.
Это называется создание бланка.
Шаг 5: Резка деталей
Используйте лобзик, чтобы разрезать ложку вдоль контура. Желательно отрезать, как можно ближе к эскизу своей ложки.
Сделав заготовку немного больше и толще, чем намеченная готовая ложка, вы всегда можете удалить материал позже.
Шаг 6: Грубое шлифование
Этот шаг совершенно необязателен, но автор его выполнил. Он использовал ленточную шлифовальную машину, чтобы быстро закруглить края и отшлифовать до контура ложки. Все, что сделано с помощью электроинструмента, избавляет от необходимости делать это вручную на предстоящем шаге резьбы.
Шаг 7: Переходим к резьбе
Резьба вдоль ручки ложки — самое простое место для практики. Начните с маленьких частиц, удалив небольшое количество материала, вырезая от себя.
Начните удалять небольшие части материала с вершин кривых линий. Резать вниз, в выемке сложнее.
Погружение ножа по направлению вниз обычно приводит к отщеплению кусочка материала большего размера, чем предполагалось.
Превращение квадратной блочной заготовки в гладкую ложку занимает время — например, несколько часов. Так что не ждите, что ложка мгновенно примет форму. Просто медленно продвигайтесь к цели.
Шаг 8: Добавьте больше детализации
Когда ложка начнет обретать форму и вы начнете скруглять некоторые из прямых линий в заготовке, необходимо принять решения, относительно:
— толщины ручки
— как ручка должна сужаться и подходить к руке
— какой длины должна быть ручка
— насколько широкой должна быть ложка
— будет ли ложка иметь изогнутую или плоскую переднюю кромку
— толщины головки ложки
Ложка, изображенная ниже, имеет тупую прямую головку, больше похожую на лопаточку, которая хороша для того, чтобы чистить дно кастрюли … конечно, это не очень хорошая суповая ложка.
Шаг 9: Задняя часть головки ложки
Как только ручка ложки выточена, пришло время начать работать над головкой. Легче начинать с выпуклой задней части ложки, а не с вогнутой стороны.
Начните удалять материал по краям заготовки и закруглите головку ложки, чтобы сделать плавный переход от задней части ложки к ободку.
Продолжайте закруглять заднюю часть ложки и создавайте ровный непрерывный уклон.
Шаг 10: Передняя часть ложки
На вогнутой стороне ложки — используйте закругленный стреловидный нож или крючок, чтобы начать удаление материала с поверхности ложки.
Удаляйте маленькие кусочки древесины, пока не начнется образовываться небольшое углубление. Продолжайте удалять материал, выбирая древесину все ближе и ближе к внешней стенке вашей ложки.
Автор чередовал между выдалбливанием от центра ложки к стенке и проведением инструмента вниз по стене ложки к центру.
Крючковой нож полезен для неглубокой выборки материала, но не очень хорошо работает на глубину. Вот тут пригодится стреловидный нож.
Шаг 11: Доводка шлифованием
После ручной резьбы пришло время сгладить неровности с помощью шлифования.
Автор использовал маленькую насадку для шлифования для вращающегося инструмента – шлифовальный круг диаметром 80 мм и маленькие шлифовальные головки для дремеля для шлифования внутренней вогнутой поверхности ложки.
Шаг 12: Детализация ручной шлифовкой
После механического шлифования пришло время ручного шлифования.
Начав с наждачной бумаги зернистостью 120 единиц и постепенно уменьшая зерно до 220 единиц, автор отшлифовал ручку и головку ложки, сгладив все оставшиеся следы электрического инструмента и сделав все поверхности приятными на ощупь не оставляя сколов.
Шаг 13: Защитное покрытие
В качестве последнего шага нанесите на гладко отшлифованную ложку безопасное для употребления внутрь, защитное покрытие.
Автор использовал минеральное масло, которое является вполне приемлемым защитным покрытием. Также подойдет покрытие на основе пчелиного воска.