Содержание
- Развивающие игры для детей, творчество, игрушки своими руками
- Как действуют компоненты и что происходит во время опыта
- Что понадобится для проведения опыта
- Проведение опыта: 3 простых способа
- Меры предосторожности при работе с химическими веществами
- Полезное видео
- Как это работает?
- Рецепты для экспериментов
- Предостережения
- Все что нужно
- Делаем сказочный остров
- Проведение эксперимента
- Послесловие
- Детям о вулканах…
- Как образуется извержение вулкана?
- Географический объект. Значение вулканов
- Характеристика вулканов
- Виды вулканов
- Типы извержения вулканов
- Самые большие вулканы в мире
- Из пластилина
- Для научной деятельности
- Химические опыты
- Бумажное творчество
фролова лариса
Макет горного рельефа и вулкан
Для изучения темы «Планета Земля» мне захотелось сделать макет горного рельефа и вулкан. Это оказалось очень интересным занятием.
Для начала подбирался бросовый материал: салфетка под горячее зеленой расцветки-создает видимость равнины,пластиковая бутыль средней высоты, пластиковые стаканы от сметаны, скотч, лист ДВП для твердой подставки макета, трубка или трубочка для коктейля, клей, строительная пена, баллончик с краской, немного цветной бумаги.
1. На ДВП приклеиваем салфетку.
2. В бутыли для основы вулкана проделываем отверстие (чуть выше дна бутыли) и вставляем трубочку не до конца (оставьте 7-9см.).
3. Соединяем при помощи скотча бутыль и баночки, для надежности приклеиваем их к основе равнины.
4. Приступаем к работе с пеной в несколько этапов. Накладываем пену с нижней части небольшим слоем, даем закрепиться и высохнуть. Повторяем действия (хорошая возможность добавить или исправить детали макета). Хорошо просушиваем.
5. Предлагаю промазать макет клеем ПВА и просушить, чтобы краска ложилась на пену ровно. Малярным скотчем прикройте зелёную равнину (это сбережёт цвет зелени).
6. Теперь при помощи баллончика накладываем цвет гор (на Ваше усмотрение).
7. По горлышку бутыли приклейте красные ленточки или бумагу, можно аккуратно засыпать золу в бутыль (для эффекта огня вулкана). Вот для чего нужна трубочка! В неё мы дуем, вылетает пепел и движется огонь.
При желании, можете зеленой краской добавить эффект растительности на горах.
Макет «Море». Мастер-класс Продолжаем пополнять наглядными пособиями свой «Центр природы». Для изготовления макета «Море» нам понадобятся: — Лист плотного картона.
Макет вулкана. Мастер-класс Не так давно, Галина Шинаева опубликовала мастер-класс изготовления макета вулкана. Ее замечательная идея мне очень понравилась и я, добавив.
Мастер-класс: макет «Аквариум» Организация развивающей среды — процесс очень увлекательный и творческий, идеи появляются сами собой, а воплощение приносит удовольствие.
Мастер-класс «Макет «Аквариум» Аквариум чистый сверкает стеклом, И рыбки нарядные плавают в нём. Спросил я : «Хотите ли корм из рачков?» Но рыбки на это молчали молчком.
Мастер-класс «Макет «Мир динозавров» Макет-модель объекта в уменьшенном масштабе или в натуральную величину,предназначен для представления объекта. Сегодня хочу поделиться.
Мастер-класс «Макет «Перекрёсток» Мастер — класс макет «Перекрёсток» Новикова Наталия Основы знаний по безопасности жизнедеятельности закладываются уже в дошкольном возрасте.
Мастер-класс. Макет «Сад и огород» Сколько всего нужно узнать и запомнить малышам! Наша задача сделать путь познания для детей максимально ярким и интересным. Для этого мы.
Мастер-класс «Макет «Подводный мир» Алексеенко Татьяна Анатольевна,воспитатель МКДОУ детского сада «Солнышко». Описание: Красота подводного мира завораживает и успокаивает:.
Мастер-класс по композиционной лепке «Туристы в горах» Уважаемые коллеги и родители хочу предоставить вашему вниманию композиционную лепку «Туристы в горах».Занятие проводила по учебно-методическому.
Мастер-класс: макет «Зимняя сказка» Мастер-класс «Зимняя сказка » Добрый день, дорогие друзья и коллеги! В предверии нового года мне захотелось,что то сделать Что- то такое.
Развивающие игры для детей, творчество, игрушки своими руками
Предлагаем провести незабываемый опыт для детей «Извержение вулкана», который легко сделать своими руками в домашних условиях. Химический эксперимент, особенно, будет интересен дошкольникам и детям младших классов.
Вы можете приобрести готовый набор для опыта (на Ozon.ru, на My-shop.ru) или изготовить вулкан из доступных материалов, которые есть в каждом доме. Рассмотрим два эксперимента.
Внимание! Все химические опыты проводятся под строгим наблюдением взрослых!
- солёное тесто (рецепт тут) ;
- фольга;
- пластиковая бутылка;
- пищевая сода;
- уксус;
- средство для мытья посуды;
- пищевой краситель (по желанию);
- противень с высокими бортиками или контейнер.
Разрежьте пластиковую бутылку пополам.
Разместите верхнюю часть от бутылки на подносе горлышком вверх. Нарежьте полосы из фольги, оберните вокруг бутылки и создайте форму вулкана.
Приготовьте соленое тесто, раскатайте, разделите на три части и аккуратно выложите поверх фольги.
Для реалистичности раскрасьте жерло вулкана красным пищевым красителем.
Насыпьте две чайные ложки соды в горлышко бутылки и добавьте столовую ложку средства для мытья посуды.
Налейте в стакан уксус и подкрасьте пищевым красителем. Вылейте жидкость в вулкан и увидите как из жерла потечет густая окрашенная пена. Дети будут в восторге от эффектного извержения вулкана!
- пищевая сода;
- уксус;
- вода;
- жидкость для мытья посуды;
- жидкая акварель или разбавленные пищевые красители.
Для того чтобы сделать массу для лепки вулкана, возьмите один стакан пищевой соды и смешайте с тремя столовыми ложками воды. Для создания вулкана как на фото вам понадобится 6 стаканов соды. Вы можете сделать вулкан меньшего или большего размера.
Тщательно смешайте соду с водой и сформируйте вулкан. Правильная масса для лепки должна хорошо держать форму. Дайте высохнуть в течении нескольких часов.
Далее предложите ребенку раскрасить вулкан при помощи пипетки и жидкой акварели.
Разместите вулкан в контейнере или другой емкости с бортиками. Положите столовую ложку средства для мытья посуды в середину вулкана и добавьте немного уксуса. Реакция не заставит долго ждать — из жерла вулкана с шипением потечет густая пена. Извергающийся вулкан — очень увлекательное зрелище!
(Кликайте на изображение, чтобы узнать подробности).
Уксусная кислота и сода пищевая — это недорогие, доступные средства, нашедшие широкое применение в домашнем хозяйстве.
Их используют при выпечке кондитерских изделий как разрыхлитель или в качестве чистящих и моющих средств, помогающих избавиться от накипи, жира, известковых отложений и пятен на одежде.
А ещё при помощи этих веществ можно провести познавательный опыт для детей, сделав в домашних условиях «настоящий вулкан” из соды и уксуса.
Как действуют компоненты и что происходит во время опыта
При соединении соды с уксусом можно наблюдать обильное выделение пены и услышать характерное шипение. Почему это происходит?
Подобное явление — это простейшая химическая реакция , протекающая довольно бурно и зрелищно .
Что понадобится для проведения опыта
Чтобы порадовать детей и устроить дома «извержение вулкана”, понадобятся следующие материалы:
- уксус;
- пищевая сода;
- вода;
- пластиковый или стеклянный сосуд;
- поднос или большая тарелка;
- ложка.
Проведение опыта: 3 простых способа
Проявив фантазию и творческий подход, можно придумать различные варианты проведения этого опыта.
Начнём с самого простого.
Способ 1: «Буря в стакане воды»
Чтобы провести эксперимент, понадобится стакан воды, столовая ложка уксуса и столько же соды .
Действовать нужно в такой последовательности:
- Установить сосуд на поднос или большую тарелку.
- Налить в воду уксусную кислоту и размешать.
- Добавить в ёмкость соду. Можно высыпать весь объём вещества сразу же, но реакция будет продолжительнее, если вводить его постепенно.
В результате соприкосновения молекул используемых веществ гидрокарбонат натрия начнет выделять углекислый газ, за счёт которого и происходит бурление.
Способ 2: «Проснувшийся вулкан»
Действовать нужно в таком порядке:
- Облепить пластмассовую емкость пластилином, имитируя жерло вулкана.
- Установить заготовку на поднос и заполнить содой примерно до половины.
- Добавить несколько столовых ложек уксуса.
Способ 3: «Радужная лава»
Подготовка опыта займет немного больше времени , нежели в предыдущих случаях, но эффект того стоит.
Для организации эксперимента будут нужны:
- 6 маленьких стаканчиков или емкостей из-под детского питания;
- гуашевые краски разных оттенков;
- сода;
- лимонная кислота;
- вода.
Потребуется сделать следующее:
- Скатать 6 разноцветных шариков из гидрокарбоната натрия и гуаши и отложить их в сторону.
- Установить на подносе баночки на некотором расстоянии друг от друга и наполнить их водой.
- Растворить в сосудах лимонную кислоту. Если ее в доме не оказалось, можно налить уксус.
- Бросить в каждую баночку по одному шарику и наблюдать за разноцветной реакцией.
Благодаря этому эксперименту детки смогут не только понаблюдать за радужным извержением, но и по завершении реакции долго рассматривать причудливое смешение цветов на подносе.
Знаете ли вы? Натрий двууглекислый в сочетании с уксусом поможет без труда надуть воздушные шарики . Для этого потребуется налить в бутылку разведенную водой уксусную кислоту в пропорции 1:1, а шарик заполнить содой.
Потом его нужно надеть на горлышко сосуда, зафиксировать скотчем или канцелярской резинкой (иначе он сорвется) и приподнять, чтобы сыпучий состав попал в жидкость.
При взаимодействии составляющих начнется бурная реакция, в результате которой будет выделяться углекислый газ, он и наполнит шарик.
Меры предосторожности при работе с химическими веществами
Чтобы «брызжущий шипящей лавой вулкан” принес только радость и веселье не закончилось неприятностями, необходимо соблюдать следующие меры предосторожности :
- Опыт должен производиться только под присмотром взрослых . Нельзя допускать, чтобы дети экспериментировали с химикатами самостоятельно.
- Перед началом эксперимента стоит запастись кухонными полотенцами , чтобы вовремя произвести уборку, если едкая жидкость прольётся.
- При работе с кислотой важно предотвратить ее попадание на открытые участки кожи во избежание ожога, а если это произошло, немедленно смыть жидкость водой. Можно защитить руки резиновыми перчатками.
- При «извержении вулкана» не стоит подходить к нему вплотную или наклоняться над сосудами, чтобы лучше рассмотреть происходящее. Во время бурления едкие брызги могут попасть на кожу или слизистую оболочку глаз.
- После завершения опыта нельзя оставлять использованные материалы , следует сразу же слить остатки жидкости в раковину, вымыть посуду и убрать химикаты в недоступное для детей место.
Полезное видео
Воспользовавшись описанными методами проведения экспериментов и соблюдая технику безопасности, можно радовать детишек самодельными извержениями хоть каждый день, что и увидите на экране
Лизун из соды в домашних условиях — менее яркий, но столь же радостный для детей эксперимент.
Дети — очень любознательные создания, которые с удовольствием экспериментируют с различными веществами и составами. Для создания домашней химической лаборатории вовсе необязательно отправляться в магазин за дорогостоящими наборами из серии «Юный химик». Достаточно воспользоваться подручными средствами, которые есть в каждом доме. Например, сделать вулкан из соды и уксуса.
Как это работает?
В основе эксперимента лежит простейшая химическая реакция. При смешении уксусной кислоты и Na2CO3 происходит активная нейтрализация этих компонентов, которая сопровождается шипением и появлением пены. Именно эта пена и выступает в качестве вулканической «лавы», а шипящий звук, сопровождающий реакцию уксусной кислоты, является отличным «дополнением» к картине извержения вулкана.
Рецепты для экспериментов
Существует несколько вариантов создания вулканического извержения в домашних условиях. Все они просты и станут отличным решением, чтобы удивить и надолго занять маленького непоседу.
Готовим вулкан из соленого теста
Вот что нужно для эксперимента:
- Возьмите пластиковую бутылку объемом 1 литр, разрежьте ее пополам. Вырежьте из бумаги или фольги полоски, и оберните их вокруг верхней части отрезанной бутылки. Тару лучше укладывать горлышком вверх, а для обертывания брать фольгу — она более мягкая и лучше держит форму;
- Приготовьте пластилин или соленое тесто. Если делать содовый вулкан из теста — опыт будет многоразовым. Разделите массу для лепки на три равные части, выложите ее на фольгу, сформировав подобие горного склона. Для большей реалистичности воспользуйтесь красителем, чтобы раскрасить жерло будущего вулкана. Хорошо подойдет обычная гуашь или акварельные краски;
- В жерло (горлышко бутылки) высыпьте 2 ч. л. пищевой соды и влейте 1 ст. л. обычного моющего средства. Можно использовать самое простое средство для мытья посуды, которое есть у вас на кухне;
- Возьмите стакан уксусной кислоты, подкрасьте ее любой краской. Заливайте раствор в вулкан — уксусная кислота плюс сода даст бурную реакцию. Вулканчик сразу же начнет «извергаться», а юные химики будут в восторге от произведенного эффекта. В ходе реакции будет выделяться углекислый газ, о котором экспериментаторам также можно подробно рассказать.
Красочный содовый вулкан
Если нет желания возиться с соленым тестом или заниматься лепкой из пластилина, вы всегда можете продемонстрировать дошкольникам чудеса природы из простейших ингредиентов, своими руками создав настоящий «Везувий».
- Для изготовления вулканического «каркаса» возьмите стакан пищевой соды и перемешайте её с 3 ст.л. теплой воды. Этого достаточно для формирования небольшого вулканчика. Если нужна гора большего размера, увеличивайте количество ингредиентов в соотношении 1:3 (три столовые ложки воды на стакан порошка);
- Тщательно вымешайте все компоненты до образования однородной плотной массы. Правильно приготовленный состав должен легко принимать заданную форму и держать ее;
- Слепите из полученной смеси вулканчик. Дайте ему высохнуть 3-5 часов, в зависимости от величины вашей поделки. После высыхания, предложите ребенку раскрасить поделку. Используйте для раскрашивания пипетку и жидкую акварель — она дает наиболее устойчивый цвет;
- Поместите изделие в контейнер или другую вместительную емкость с высокими бортами. Это нужно, чтобы в процессе эксперимента ваша «лава» не отправилась путешествовать по столу. В центр (жерло) капните 1 ст.л. Fairy или другой моющей жидкости;
- Финальный аккорд — добавление чайную ложку уксуса. Извержение началось — из жерла потечет подкрашенная пена, издающее громкое шипение.
Учтите, что для изготовления такого вулкана дома обязательно использовать большую емкость — при попадании кислоты, основа начнет растворяться, образуя большое количество пены и жидкости.
Соединяем пищевую соду и лимонную кислоту
Такие опыты будет интересны ребятам любого возраста. Однако, уксус довольно сильно и резко пахнет, поэтому для совсем маленьких ученых стоит выбрать менее «пахучий» способ. Чтобы сделать взрыв без уксуса, вам нужно:
- Подготовить основу для будущего вулкана из пластиковой бутылки, теста, пластилина или другого материала;
- В готовую основу засыпьте 2 ст.л. пищевой соды, затем залейте столовую ложку жидкого мыла. Лучше брать средство с минимумом ароматизаторов, иначе ваш вулканический взрыв будет изрядно благоухать;
- Смешайте 150 мл. воды и две столовые ложки лимонной кислоты. По желанию добавьте красящий компонент для подкрашивания лавы и усиления визуального эффекта;
- Залейте раствор к содово-мыльной смеси. «Лимонка» при взаимодействии с гидрокарбонатом натрия создаст щелочную среду, которая и вызывает «извержение».
Предостережения
Опыт с содой и уксусом проводится только под контролем взрослых. Не допускайте попадания щелочных компонентов на слизистые оболочки или в дыхательные пути, после окончания эксперимента уберите все ингредиенты в недоступное для детей место.
Если вы показываете фокус совсем маленьким ребятам, вместо уксуса лучше воспользоваться лимонной кислотой — она менее токсична и нет риска пролить её в процессе использования.
Посмотреть, как извергается вулкан в домашних условиях можно не только по телевизору. С помощью небольшого химического эксперимента вы устроите настоящее извержение на сказочном острове.
Из этой статьи вы узнаете
Все что нужно
Для опыта понадобится немного бытовой химии и декоративные элементы для создания острова. Остров с вулканом можно сделать из природных материалов или использовать наборы сенсорных коробок с динозаврами.
Макет вулкана лепят из пластилина. Создание сказочного вулканического острова для опыта является главной его составляющей и служит для развития у ребенка воображения и творческих способностей. Такие занятия помогут привить любовь к химии и географии. Мелкую моторику пальцев рук, ребенок будет разрабатывать во время изготовления пластилинового рельефа местности и его обитателей.
Для изготовления острова нужны:
- картон;
- степлер или узкий скотч;
- коробка с цветным пластилином;
- маленькие игрушки животных;
- разноцветные камешки;
- большая пластиковая коробка или миска, в которой будет стоять остров;
- стеклянная или пластиковая емкость объемом 200 мл для жерла вулкана.
Для проведения опыта понадобятся:
- сода 20 г;
- пищевой краситель:
- уксус 9%;
- моющее средство для посуды 25 мл;
- вода 100 мл.
Обычно опыт происходит до тех пор, пока у мамы не заканчивается вся сода и весь уксус, поэтому запаситесь терпением.
Самостоятельно без взрослых опыт детям проводить нельзя. При попадании уксуса в глаза или в рот ребенка может произойти ожог слизистых, а при проглатывании – ожог пищевода.
Делаем сказочный остров
Можно соорудить остров в большой пластиковой емкости. Налить настоящую воду, выложить дно круглой галькой. Емкость для вулкана сделать из баночки для детского питания или старого стакана. Для горы, внутри которой будет стоять емкость нужно сделать картонный макет, его ребенок с удовольствием обмажет пластилином.
Последовательность изготовления вулканической горы:
- вырезают из плотного картона круг нужного диаметра;
- делают надрез от края до центра круга;
- сворачивают конус;
- края конуса скрепляют при помощи степлера или скотча;
- обрезают верхнюю часть конуса на высоте равной выбранной для вулкана емкости;
- помещают емкость внутрь конуса.
Сверху гору обмазываю пластилином. Для этого раскатывают небольшие пластилиновые лепешки коричневого цвета и прилепляют к бумажному конусу, полностью закрывая картон. Верх вулкана можно сделать из красного пластилина, который будет имитировать раскаленную лаву.
Устанавливают вулканическую гору на сухой островок из гальки. Рассаживают вокруг маленьких резиновых зверей, которые есть среди детских игрушек. Разноцветных удивительных динозавров или волков, лисиц, зайчиков, медведей и других обитателей леса и джунглей. В зависимости от того каких зверей посадили, подбирают растительность для острова. Большие древовидные папоротники и хвощи для динозавров, и обычные елочки и березки для зайчиков и лисиц.
Пластмассовые растения тоже часто продаются в наборах для детских игр. Можно использовать листик живого папоротника и веточки растений, если за окном лето. Растения можно также слепить из пластилина, изготовить из ниток и бисера или обычного картона.
Можно сделать из картона небольшие домики, для пластмассовых индейцев и солдатиков. Использовать картон для изготовления растений и домиков лучше в том случае, когда остров будет находиться в емкости с окрашенным в голубой цвет песком вместо воды или на синем пластилиновом море.
Проведение эксперимента
Наконец остров готов. Все игрушечные звери и люди замерли в ожидании интересного события – извержения вулкана. Они знают, что вулкан ненастоящий и поэтому не боятся его.
Для проведения опыта насыпают в баночку-жерло вулкана столовую ложку соды. Добавляют столовую ложку моющего средства для посуды. Пищевой краситель красного или оранжевого цвета растворяют в 100 миллиграммах воды и вливают к соде и моющему средству. Основа для опыта готова, осталось добавить уксус. Маме, можно дать ребенку наливать самостоятельно уксус в вулкан, под ее присмотром, чтобы он не сделал это в ее отсутствие. Лучше повторить опыт на бис, наливая уксус в «жерло» вулкана и насыпая туда соду, пока ребенку это интересно и он просит повторить опыт.
При добавлении уксуса сода начнет пениться, извергаясь из «жерла вулкана», как красная или оранжевая лава. Моющее средство позволит «лаве» дольше и обильнее пениться, переливаясь из жерла и затапливая окрестности вместе с растениями и животными, которые по неосторожности разместились слишком близко.
Послесловие
Опыт с вулканом для маленьких детей безопаснее всего проводить с помощью соды и уксуса. Его можно повторять много раз, а достать необходимые материалы для опыта не составит труда.
Самое интересное в опыте это создание с ребенком своего сказочного острова, который можно использовать не только для химического опыта «Вулкан», но и для увлекательной игры.
С детьми старшего возраста можно провести опыт «Вулкан» в домашних условиях с применением
, перманганата калия и глицерина. Для опыта дихромат аммония насыпают в выпарительную чашу в виде горки, в середине которой делают углубление. Добавляют в углубление немного перманганата калия и несколько капель глицерина.
Через несколько минут из-за взаимодействия перманганата калия и глицерина произойдет возгорание дихромата аммония. Из вулкана посыплют искры во все стороны, и начнет извергаться фонтанчик огня. Чашу перед началом эксперимента необходимо поставить на фольгу, чтобы не сжечь поверхность, на которой будет проходить эксперимент.
Дихромат аммония можно просто поджечь, и он будет гореть подобно вулкану, извергая искры. Опыт захватывающий, но без присутствия взрослых детям его лучше не разрешать делать. Ожоги могут вызвать не только искры, но и используемые химические вещества.
Удачных вам экспериментов!
Вулканы для детей
Детям о вулканах…
Делаем и изучаем вулкан…
Расскажите ребёнку о том, как образуется вулкан, как происходит извержение, когда кипящая магма- лава (смесь расплавленных горных пород и газов) устремляется вверх, находит в земной коре отверстия и через них выходит наружу, происходит извержение вулкана.
Проведите вместе наглядный опыт. Сделайте вулкан, вулкан можно сделать многими способами, например: вулкан на пляже или в песочнице, вам понадобится сода + уксус.
1. Из песка, сделайте горку, внутрь горки поставьте баночку из под детского питания, или маленькую пластиковую бутылку. В которую предварительно дома вы залили смесь уксуса и красного пищевого красителя (или красной гуаши для имитации лавы). С собой в небольшом контейнере (например от киндер сюрприза) возьмите соду, попросите ребёнка высыпать содержимое в «жерло вулкана» . Можно сделать и наоборот, сначала насыпать соду а потом вливать уксус. Понаблюдайте вместе, как происходит извержение. Если вулкан перестал извергаться, долейте в него немного обычной воды и он снова начнёт своё извержение!
2. Вулкан можно делать из глины, пластилина, или папье маше. Делать очень просто,берём маленькую бутылочку, я ещё оборачиваю её фольгой, что бы сэкономить глину и обклеиваем всё пластилином или глиной, не особо старайтесь сделать вулкан гладким, чем больше трещинок, тем натуральней он будет выглядеть, даём ему высохнуть, вулкан готов. Внутрь так же как и в первом способе будем добавлять соду + уксус с красителем.
Потом подливайте водички и ваш вулкан снова будет извергаться с новой силой!
Такой вулкан можно делать из глины или пластилина, вот несколько фотографий для вдохновения
Можно сделать вулкан из папье маше
Вам понадобится клей пва, бутылка и газеты, обильно промазывайте клеем каждый слой, делали самолёт
После высыхания
осталось только подкрасить
Можно сделать небольшую панорамную модель в коробке
________________________________________________________________________________
3. Ещё один способ это , попав в воду, они шипят, бурлят, с их помощью можно не только устроить извержение, но и рассказать ребёнку о гейзерах. Такие бомбочки можно сделать самостоятельно, в интернете много рецептов. Основные компоненты таких бомбочек это лимонная кислота и обыкновенная сода, соотношение должно быть 1:2. , то есть две части соды и одна часть лимонной кислоты. В продаже, кстати есть готовые наборы для самостоятельно изготовления бомбочек . А из готовой смеси для бомбочек можно слепить и вулкан, добавляйте на него водичку по капельки (например из пипетки или используйте шприц без иглы) и ваш вулкан будет бурлить (извергаться).
Наталья Крайнова
Тип НОД : занятие по сообщению новых знаний
Вид НОД : комплексное занятие
Возраст детей : страшая группа (5-6 лет)
Цель : познакомить детей с природным явлением — извержением вулканов , видами вулканов .
Задачи :
обучающие : знакомить детей со строением вулкана , причинами извержениями вулканов , рассказать о пользе и вреде вулканов для человека ;
развивающие : способствовать развитию познавательной активности детей в процессе выполнения экспериментов, развивать логическое мышление;
воспитывающие : воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
Словарная работа : жерло, кратер, вулкан , лава, магма, вулканолог .
Предварительная работа : просмотр развивающего мультфильма «Почемучка. какие бывают вулканы ?».
Развивающая предметно-пространственная среда : макет вулкана , уксус, красная краска, жидкость для мытья посуды, сода, блокнот для фиксации наблюдений, компьютерная презентация «Мир вулканов «, стаканы с водой, камни, лупа.
Испольуемые технологии и методы : икт-технологии, игровые технологии, экспериментирование
1. Вводная часть :
Воспитатель : сегодня мы с вами снова пришли в нашу «Лабораторию ученых». Скажите, а для чего мы с вами приходим сюда?
Дети : чтобы изучить что-то новое и интересное
Воспитатель : сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуете ее отгадать, и узнать то, что сегодня мы будем изучать и исследовать?
Ото сна гора проснулась,
Забурлила, закипела.
И из шапки вверх взметнулось
Много дыма, сажи, пепла.
Лаву льёт, как мёд, густую.
Как назвать гору такую?
Дети : вулкан
Воспитатель : правильно! а что такое вулкан и как происходит его извержение, нам предстоит сегодня узнать! Вы поможете мне в этом?
Дети : да
2. Основная часть :
Воспитатель : ребята, давайте посмотрим на экран (Слайд 1 «Вулканы «) . Что вы видите на картинке?
Дети : вулканы
Воспитатель : правильно, это вулкан . На вид вулкан , это обычная гора, внутри которой находится очень горячая жидкость -лава, и пока лава живет в своем домике, вулкан считается спящим , а как только вулкан просыпается , то вулкан начинается извергаться и лава вытекает на поверхность, а клубы дыма попадают в воздух. Такие вулканы называются действующими. (Слайд 2 «Какие бывают вулканы ?»)
Дети : рассматривают изображение
Воспитатель : в нашей лаборатории есть макет настоящего вулкана (обращает внимание детей на стол , где стоит макет, давайте его рассмотрим.
Воспитатель и дети подходят к макету вулкана , организуется обсуждение :
1. Какой формы вулкан ?
2. На что он похож?
3. На что похожа его верхняя часть?
Дети : вулкан имеет форму конуса , похож на пирамиду, а верхняя часть напоминает яму, воронку.
Воспитатель : Правильно, вулкан — это большая гора с крутыми склонами. На самой вершине находится кратер (огромная яма, а внутри находится жерло (дыра, уходящая глубоко в землю, внутри которого находится лава.
(Слайд 3 «Извержение вулкана «)
Воспитатель : а вы хотите, чтобы и наш с вами вулкан ожил ?
Дети : да, хотим
Воспитатель : в нашей лаборатории уже все готово для проведения этого опыта.
Дети и воспитатель проводят опыт «Извержение вулкана «
Дети по очереди подходят в макету вулкана и добавляют в него соду, жидкость для мытья посуды, краску красную (гуашь, усус добавляет воспитатель.
Воспитатель : что вы наблюдаете?
Дети : как извергается вулкан , и лава вытекает на поверхность
Воспитатель : а теперь возьмите блокноты и зарисуйте опыт
Дети : схематично выполняют зарисовку опыта
Воспитатель : во время извержения вулкана , на поверхность вытекает не только лава, но и выбрасываются кусочки вулканического пепла , которые застывают и получается камень — пемза. (Слайд 4 «Вулканические камни «)
Давайте посмотрим на приготовленные на ваших столах камни и найдем среди них пемзу.
Дети : находят пемзу, среди остальных камней
Воспитатель : а теперь давайте сравним пемзу с другими камнями (на примере гальки) и проведем опыт «Тонет-не-тонет»
Дети : бросают в стаканы с водой гальку и пемзу. Сравнивают, делают вывод : галька тонет в воду, так она тяжелые, а пемза нет
Зарисовка опыта в блокнот
Воспитатель : а теперь давайте с вами посмотрим на поверхность этих двух камней и сравним ее.
Дети : галька гладкая, а пемза имеет пористую поверхность
Воспитатель : а теперь давайте возьмем лупы и посмотрим на поверхность камней в увеличенном виде
Дети : рассматривают камни, убеждаются в том, что пемза состоит из множества пузырьков воздуха и именно поэтому она не тонет в воде. Зарисовывают опыт.
Воспитатель : Все вулканы извергаются по-разному. Иногда они как будто взрываются, а бывает лава вытекает «спокойно». И у нас в стране есть много вулканов . Почти все они находятся на Курильских островах и Камчатке
Слайд 5 «Вулканы Камчатки «
А как вы думаете опасно ли жить вблизи вулканов ?
Дети : размышляют, высказывают предположения
Воспитатель : проводит беседу «Есть ли польза от вулканов и какой вред они приносят?».
Воспитатель : ребята, а как выдумает можно ли заранее предсказать извержение вулкана ?
Дети : высказывают предположения
Воспитатель : извержение можно предсказать заранее и занимаются этим ученые — вулканологи
Слайд 6 «Профессия — вулканолог «
Заключительная часть :
Воспитатель : Ребята, сегодня на занятии вы узнали много нового о вулканах . И сейчас мы с вами поиграем в игру «Найди вулкан » и проверим на сколько вы были внимательны
Слайд 7 «Где спрятался вулкан «
Дети : Находят на изображении на экране вулканы
Воспитатель : теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается. Вы сегодня были внимательны, работали аккуратно, и все у вас получилось замечательно! Я надеюсь, что когда вы вырастите, вы сможете изучать и беречь нашу планету.
«Таинственный мешочек». Конспект занятия по речевому развитию в средней группе Конспект занятия с детьми средней группы «Таинственный мешочек» Программные задачи: Закреплять умение использовать в речи обобщающее понятие.
Программное содержание: Образовательные задачи: Продолжать учить детей выделять геометрические фигурыв формах окружающих предметов. Упражнять.
Интегрированное занятие с использованием ИКТ в старшей «Таинственный космос» Видео Программное содержание: — Закрепить знания детей о космосе (звезда, созвездие, солнечная система, планета); — Уточнить знания об исследованиях.
Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Таинственный мир насекомых» Тема занятия:»Таинственный мир насекомых» Пр. сод-е: О. -Закрепить представления детей о мире насекомых. Р. -Развивать навыки конструирования.
Одним из самых удивительных и загадочных геологических образований на Земле являются вулканы. Однако многие из нас имеют о них лишь поверхностное представление. Какова природа вулканизма? Где и как образуется вулкан?
Как образуется извержение вулкана?
Каким же образом и почему процесса кроются в недрах Земли. В процессе накапливания магмы образуется большое количество тепловой энергии. Температура магмы достаточно высокая, однако она не способна расплавить поскольку на нее сверху давит кора. Если слои земной коры давят на магму слабее, раскаленная магма становится жидкой. Она постепенно насыщается газами, расплавляет на своем пути горные породы и таким путем простилает себе путь к поверхности земли.
Если вулканическое жерло уже наполнено застывшей и затвердевшей лавой, то извержение не произойдет до тех пор, пока величина давления магмы не будет достаточной для выталкивания этой пробки. всегда сопровождается землетрясением. Пепел может выбрасываться на высоту до нескольких десятков километров.
Вулканы представляют собой образования, напоминающие по форме горы, из которых извергается раскаленная магма. Как образуется вулкан? При наличии трещин в земной коре раскаленная магма извергается к ее поверхности под давлением. Склоны вулкана образуются в результате оседания горных пород, лавы, пепла вблизи жерла.
В Древнем Риме имя Вулкан носил могучий бог, покровитель огня и кузнечного ремесла. Мы же называем вулканами геологические образования на поверхности суши или на океаническом дне, через которые из глубоких земных недр на поверхность выходит лава.
Часто сопровождаемые землетрясениями и цунами, извержения крупных вулканов оказывали существенное влияние на историю человечества.
Географический объект. Значение вулканов
Во время извержения вулкана по трещинам в земной коре на поверхность выходит магма, образующая лаву, вулканические газы, пепел, вулканические камни и пирокластические потоки. Несмотря на опасность, которую представляют для человека эти могучие природные объекты, именно благодаря исследованиям магмы, лавы и других продуктов вулканической деятельности нам удалось получить знания об устройстве, составе и свойствах литосферы.
Считается, что благодаря извержениям вулканов на нашей планете смогли появиться белковые формы жизни: извержения высвобождали диоксид углерода и другие, необходимые для формирования атмосферы, газы. А вулканический пепел, оседая, становился отличным удобрением для растений благодаря содержащимся в нем калию, магнию и фосфору.
Неоценимо важна роль вулканов в регуляции климата на Земле: наша планета во время извержения «выпускает пар» и охлаждается, что во многом спасает нас от последствий глобального потепления.
Характеристика вулканов
Вулканы отличаются от остальных гор не только составом, но и строгими внешними очертаниями. От кратеров на вершине вулканов вниз тянутся глубокие узкие овраги, образованные потоками воды. Существуют также целые вулканические горы, сформированные несколькими рядом расположенными вулканами и продуктами их извержений.
Однако вулкан далеко не всегда является горой, дышащей огнем и жаром. Даже действующие вулканы могут выглядеть как прямолинейные трещины на поверхности планеты. Особенно много таких «плоских» вулканов в Исландии (самый известный из них, Эльдгья, имеет длину 30 км).
Виды вулканов
В зависимости от степени вулканической активности различают: действующие , условно активные и потухшие («спящие») вулканы. Деление вулканов по активности весьма условно. Известны случаи, когда вулканы, считавшиеся потухшими, начинали проявлять сейсмическую активность и даже извергаться.
В зависимости от формы вулканов различают:
- Стратовулканы — классические «огненные горы» или вулканы центрального типа конусообразной формы с кратером на вершине.
- Вулканические расщелины или трещины — разломы в земной коре, через которые выходит на поверхность лава.
- Кальдеры — впадины, вулканические котлы, образовавшиеся вследствие провала вулканической вершины.
- Щитовые — называются так из-за большой текучести лавы, которая, протекая на многие километры широкими потоками, образует подобие щита.
- Лавовые купола — образованы скоплением вязкой лавы над жерлом.
- Шлаковые или тефровые конусы — имеют форму усеченного конуса, состоят из рыхлых материалов (пепел, вулканические камни, глыбы и т.д.).
- Сложные вулканы.
Помимо наземных лавовых вулканов существуют подводные и грязевые (извергают жидкую грязь, а не магму) Подводные вулканы более активны, нежели наземные, через них происходит выброс 75% извергаемой из недр Земли лавы.
Типы извержения вулканов
В зависимости от вязкости лав, состава и количества продуктов извержения выделяют 4 основных типа извержения вулканов.
Эффузивный или гавайский тип — относительно спокойное извержение лавы, образовавшейся в кратерах. Выходящие при извержении газы образуют лавовые фонтаны из капель, нитей и комков жидкой лавы.
Экструзивный или купольный тип — сопровождается выделением газов в больших количествах, приводящих к взрывам и выбросам черных туч из пепла и обломков лавы.
Смешанный или стромболианский тип — обильный выход лавы, сопровождающийся небольшими взрывами с выбросами кусков шлака и вулканических бомб.
Гидроэксплазивный тип — характерен для подводных вулканов на мелководье, сопровождается большим количеством пара, выделяющегося при контакте магмы с водой.
Самые большие вулканы в мире
Самым высоким в мире является вулкан Охос-дель-Саладо , расположенный на границе Чили с Аргентиной. Его высота составляет 6891 м, вулкан считается потухшим. Среди активных «огненных гор» самым высоким является Льюльяйльяко — вулкан Чилийско-Аргентинских Анд высотой 6 723 м.
Самым большим (среди наземных) по занимаемой площади является вулкан Мауна-Лоа на острове Гавайи (высота — 4 169 м, объем — 75 000 км 3). Мауна-Лоа также один из самых мощных и активных вулканов мира: с момента своего «пробуждения» в 1843 году вулкан извергался 33 раза. Самым большим вулканом на планете является огромный вулканический массив Таму (площадь 260 000 км 2) , расположенный на дне Тихого океана.
А вот самое сильное извержение за весь исторический период произвел «невысокий» Кракатау (813 м) в 1883 году на Малайском архипелаге в Индонезии. Везувий (1281) — один из самых опасных вулканов мира, единственный действующий вулкан континентальной Европы — расположен на юге Италии близ Неаполя. Именно Везувий уничтожил Помпеи в 79 году.
В Африке самым высоким вулканом является Килиманджаро (5895), а в России — двухвершинный стратовулкан Эльбрус (Северный Кавказ) (5642 м — западная вершина, 5621 м — восточная).
Макет вулкана своими руками может быть полезен не только на уроках географии. Процесс его создания станет запоминающимся развлечением для всей семьи. Его можно объединить с научными вставками. От выбора материала также зависит, как долго прослужит вам игрушка.
Из пластилина
Пожалуй, лепка из пластилина – это самый подходящий вариант для игр с ребенком. Пластилин позволяет воплотить любые фантазии и очень прост в работе. Творчество можно совместить с образованием – расскажите любимому чаду, где находятся самые крупные вулканы, из чего они состоят и как называются. Время, проведенное вместе, надолго ему запомнится.
Для полости, в которой будет находиться «лава», возьмем пластиковою бутылку. Для этого отрежьте сверху одну третью часть, она нам не нужна. Размяв пластилин, начните обклеивать им основу, постепенно придавая ей форму горы.
Верхнему слою нужно придать эту неповторимую, скалистую структуру. Для этого сделайте с помощью шила трещины. Другими оттенками обозначьте разные виды горных пород. Добавьте темных камешков и травы. Ваш вулкан недавно извергался? Сделайте выжженные прогалины.
Создайте имитацию дерева. Для этого отщипните разные по величине кусочки поролона и покрасьте зеленой гуашью или акриловой краской. Они должны быть не однородными, а как бы рваными. Поселите на полянки динозавров, и ваша поделка станет предметов самых разных игр.
Для научной деятельности
Из монтажной пены и пенопласта можно сделать макет в разрезе, на котором будем наглядно видно строение. Его можно использовать в проекте или на уроках природоведения. Хорошо известно, что наглядные примеры запоминаются и воспринимаются лучше.
Сначала нужно сформировать подножие. Сделайте эффект травы и прорисуйте сбоку уровни земной коры. У одного из краев начните формировать половину пирамиды. Каждый новый слой закрашивается. Теперь сбоку начинаем формировать желоб, он должен представлять собой половину трубки.
Теперь нужно аккуратно, слой за слоем, заполнить горловину вулкана монтажной пеной. Сначала нужно покрыть ее слоем побелки – это позволит выровнять тон. Первым шагом покрываем красной краской. Теперь начинаем прорисовывать детали.
Некоторые места в лаве нужно подсветить оранжевым или желтым. Искусственную траву можно купить в магазине.
Химические опыты
Если вам нужно в режиме реального времени устроить мини-извержение, в качестве материала нужно соленое тесто. Его приготовление является очень простым и не займет у вас много времени. К тому же, он легко делается в домашних условиях.
Для этого рецепта вам понадобится 400 грамм муки, 200 грамм соли и 200 миллилитров. Для большей эластичности добавьте 1-1,5 столовые ложки подсолнечного или детского масла.
Смешиваем все ингредиенты, но муки берем только 200 грамм. Когда получится однородная масса, добавляем остатки. У вас должна получиться мягкая, не липкая смесь.
На фанеру наклеиваем зеленый лист бумаги 20×20 сантиметров. Раскатываем тесто в лепешку, делаем углубление в середине и вставляем туда стеклянный стакан. Придаем нужную форму, сразу формируя поверхность. На высыхания ему нужны сутки.
Зашлифовываем неровности и закрашиваем подножие темно-зеленой краской, а само жерло коричневой. Салатовым выделяем островки зелени, подчеркиваем тени с помощью черного.
Для эффекта «лавы» нужно подкрасить красной краской уксус и влить в стакан. Теперь досыпаете немного соды и наслаждаетесь представлением.
Бумажное творчество
Из бумаги можно сделать не менее впечатляющие инсталляции. Из картона вырежьте круг. Другой лист скрутите в конус и отрежьте его основание. Сделайте цилиндр и скрепите всю конструкцию клеем.
Бумагу покройте тонким слоем клея и присыпьте песком. Сделайте переход от зеленого к коричневому с помощью акриловой краски. Сомните листы, чтобы получились естественные неровности. Покройте ими макет сверху донизу.
В песок капните воды, он скомкается и затвердеет. Посыпьте инсталляцию естественными камнями.
Полезные идеи для вдохновения: