Валяем объемный шарф
Потихоньку продвигаемся дальше и раскрываем новые возможности войлока. Написать и отснять мастер-класс — дело довольно трудоемкое, поэтому чаще одного-двух раз в месяц у меня выкладывать МК не получается. Я не люблю писать поверхностно, а описание деталей отнимает кучу времени.
Сегодня рассказываю об изготовлении объемного полотна. Это совершенно несложно и получается интересный трехмерный эффект.
Мы будем делать довольно длинный шарфик нежных пастельных оттенков. История создания этой модели интересна. Не так давно моя дочь Полина захотела купить себе шарф. Мое предложение свалять шарф было отклонено, потому что «не мой стиль». Когда дочь привезла домой симпатичный объемный шарфик, я сказала – «я тоже такой могу!». На что дочь пожала плечами и недоверчиво покосилась на другие мои валяные труды. Для меня уже стало делом принципа свалять что-нибудь «волнистое». Я засела за образцы, и после 4-й попытки я, наконец, добилась нужного результата. К слову сказать, я сразу наметила именно такой путь раскладки, который и дал мне необходимый результат, но на доведения эффекта волны до нужного уровня пришлось поэкспериментировать немного с шириной слоев и их количеством.
Для изготовления шарфа нам понадобится примерно 100 грамм австралийского мериноса двух оттенков – белого и светло-коричневого или бежевого, немного шелковых волокон, а также скалка или иной предмет для катания полотна в рулоне.
Начинаем свою работу. Для интриги проводим хронометраж – интересно, сколько времени уйдет на двухметровый шарф?
Часть 1. Раскладка
На часах 20:20.
Предполагается, что на моем шарфе шелковые волокна лежат с обеих сторон. Чтобы не переворачивать шарф, я делаю обратную раскладку, т.е. начинаю с нижнего слоя и иду вверх. Я выкладываю шелковые волокна в 3 ряда по всей длине рабочей поверхности – 2,3 м. Обратите внимание на направление волокон – строго поперечное! Ширина рабочей поверхности – 65 см.
20:25
Теперь кладем на шелковые волокна в том же направлении 3 ряда шерсти белого цвета. Каждый ряд состоит из двух прядей в ширину (примерно 15 см), т.к. одной пряди будет явно мало на волан. Пряди немного перекрываются посередине, но в целом, боремся за однородность полотна. Перекрытие прядей лучше производить несвободными концами шерсти (т.е. теми сторонами, которые зажаты в руке). А свободными концами укладывайте шерсть в разные стороны. Так получается более равномерный цветовой переход. Между рядами остается небольшое свободное пространство не более 5-7 см в ширину.
20:40
Теперь заполняем пространство между выложенными белыми рядами шерстью бежево-коричневого цвета. Шерсть кладем в том же направлении, что и белую. В результате, когда шарфик будет готов, вы увидим только плавные цветовые переходы одного цвета в другой, без резких границ (если бы клали продольный ряд, шерсть смешалась бы хуже и границы были бы более резкими). Также не забудем положить два поперечных ряда и по краям шарфа.
20:45
Выкладываем продольные ряды из коричневой шерсти. Они идет строго по предыдущим поперечным коричневым рядам. Ширина ряда – сантиметров 5-6. Здесь можно положить шерсть немного потолще – за счет этого ряда наш шарф будет держать воланы. Это очень важный ряд.
Обратите внимание: нижний поперечный коричневый ряд немного шире, чем верхний продольный, нам так и надо, мы боремся за плавные цветовые переходы. А если бы мы положили верхний продольный ряд шире, он мог бы проступить через внешний слой и границы перехода цветов могли бы стать резче.
20:55
Теперь кладем еще один белый поперечный слой – в три ряда, по две прядки в каждом ряду. (Как вариант дизайна, можно положить внутренний слой из какой-нибудь созвучной гаммы, или наоборот, контрастной. Когда вы будете растягивать воланы, внутренний слой частично проступит и даст интересный цветовой эффект, который может оптически подчеркнуть объемность изделия.)
21:05
То же самое, но с коричневой шерстью – кладем ее в поперечном направлении на продольный коричневый слой. Ширина слоя – одна прядка. Следите, чтобы полотно было равномерным, пряди красиво перекрывают друг друга с нормальным нахлестом, без тонких сомнительных мест, которые при растягивании могут впоследствии превратиться в дырки.
21:10
Последний ряд шерсти – опять поперечный белый. У нас ведь обратная раскладка – внизу первым был поперечный белый, значит и сверху должен лежать поперечный белый.
21:20
Накрываем белый слой шерсти тонкими прядками шелкового волокна.
21:25 – через час с небольшим наш шарф выложен и готов к валянию.
Часть 2. Мокрое дело
Поливаем шарф водой, накрываем пленкой пупырками внутрь и валяем 10 минут виброшлифовальной машинкой. У кого нет – трут руками и думают о пользе научно-технического прогресса.
21:35 – снимаем пленку и накручиваем наш шарф на скалку. Валяем 5-10 минут. Следите, чтобы слои шарфа не привалялись друг к другу!
21:40 – раскручиваем шарф, и заматываем его с другого конца. Валяем в рулоне еще примерно 10 минут
21:50 — Развернули шарфик и полюбовались на красоту )). Теперь можно немного повалять руками – аккуратно подровнять края шарфа, немного потереть в коричневых местах. Белые слои активно тереть не получится – они то и дело норовят растянуться.
21:55 – можно приступать к производству воланов. Растягиваем шарф в местах с белой шерстью. Сначала аккуратно, потом все сильнее и сильнее – главное не порвать, но это и впрямь сложно.
22:05 – вот что у нас в итоге вышло
Несем шарф в контрастный душ, его надо доваливать аккуратно, стараясь следить за воланами, чтобы они не сели – постоянно растягивать их, поправлять. Можно постучать – кто как привык валять, так и делает.
22:25 – отжали шарф, стряхнули и пришли гладить.
Плохая новость для тех, кто ненавидит утюг. Эта модель – не ваша. Здесь надо прогладить каждую сторону волана, а их у нас 6! Не для слабонервных. Я использую гладильную доску. Натягиваю фрагмент шарфа на острый угол доски и проглаживаю часть волана по окружности, одновременно растягивая сам волан на доске. Тоскливое занятие длиться минут 20-30, у кого на сколько хватит терпения. У меня хватило ровно на 20 минут.
22:45. Шарф готов. В идеале, после того, как он высохнет, его неплохо бы погладить еще раз – он лучше станет. Объемнее. Но с меня пока хватит.
В итоге, работа заняла 2 с половиной часа, из которых 20 минут ушло на то, чтобы вещь выгладить. Примерно 10 минут ушло на фотографирование.
Посмотрите, как сильно он сел в ширину, больше, чем в 2 раза! А вот длина «пострадала» не так сильно.
Можно заматываться и идти на улицу! И пусть все завидуют!
Мастер-класс с большим удовольствием провела Ninika,
Всем удачи!
P.S. Надеюсь, что кат получился — я честно его ставлю, но при просмотре у меня его все равно не видно. Также волнуюсь по поводу картинок — видны ли? Если что не так — сигнализируйте. Правда не факт, что я раньше следующей ночи смогу ваши комментарии прочесть.
Мокрое валяние из шерсти — самая старая техника изготовления текстиля, ей более 8000 лет. Древние валяли одежду и предметы домашнего обихода из шерсти диких животных. Прясть и изготавливать ткани они научились много позже.
Техника мокрого валяния значительно отличается от сухого способа. Нужна только шерсть, вода и руки. Но таким скудным набором обходились разве что наши далекие предки, а вы может позволить себе дополнительные материалы и инструменты.
Тема нашего мастер-класса — мокрое валяние для начинающих. Мы изготовим самое простое — небольшой образец шарфа-паутинки. Приготовьте все необходимое для работы.
Вам понадобятся следующие материалы:
- шерсть
- тесьма базовая и декоративная
Инструменты:
- пульверизатор с мыльным раствором
- упаковочная пленка с «пузырьками»
- сетка
- полотенце
- ножницы
Мокрое валяние из шерсти: делаем шарф-паутинку
1. Стелим на стол упаковочную пленку пупырышками вверх.
2. Выкладываем основную тесьму волнами или зигзагами, формируя прямоугольник.
Сверху выкладываем узор из декоративной тесьмы.
3. Раскладываем кусочки шерсти.
Чтобы отрывать ровные, тонкие пряди, положите один конец шерсти на пальцы и, зажав его ладонью, вытяните кусочек.
Выкладываем аккуратно, внахлест, не оставляя прорех.
Используя различные цвета, можно чередовать полоски шерсти и создавать различные узоры. Учтите, что полотно должно быть втрое больше готового изделия, так как техника мокрого валяния предполагает сильную усадку шерсти.
4. Поверх слоя шерсти еще раз выкладываем тесьму. Закрепляем ее небольшими полосками шерсти, чтобы полотно лучше свалялось.
5. Накрываем заготовку сеткой, предварительно смочив её мыльным раствором так, чтобы она полностью им пропиталась.
6. Начинаем слегка разглаживать заготовку, стараясь ничего не сдвинуть, постепенно увеличивая нажим.
Трём до тех пор, пока шерсть не перестанет смещаться и не начнет отходить от сетки. Обычно этот процесс занимает около получаса. Постоянно следим за количеством теплой воды и пены.
7. Снимаем сетку, переворачиваем полотно и валяем его с изнаночной стороны.
8. Снова накрываем заготовку сеткой, скручиваем в рулон и валяем так, будто раскатываем тесто скалкой.
9. Готовое полотно хорошо полощем в чистой воде, слегка растягиваем и сушим на горизонтальной поверхности.
Образец, выполненный в технике мокрого валяния из шерсти, можно использовать в качестве салфетки, подставки под горячее, шали для куклы.
Мастер-класс любезно предоставлен хобби-студией «Клубок».