Содержание
Один из старейших художественных промыслов России – дымковская роспись. Игрушки, сделанные в этой традиции, отличает яркость и завершенность, жизнерадостность, колорит, который идет от самого народа. О том, что отличает дымковскую игрушку, из чего ее делают, а также как самому расписать дымковскую барыню, узнаете прочитав эту статью.
История и традиции дымковской росписи
Дымковская игрушка, XIX в.
Согласно старинной легенде, глубокой ночью встретились возле города две дружины. И хоть были союзниками, в темноте вояки не смогли узнать друг друга, и свершилась битва, сложившая много голов. Каждую весну местные справляли тризну по жертвам нелепого, случайного, от того еще более трагического боя. История стала забываться, а традиция устраивать весеннюю встречу осталась. И превратилась она в массовые гуляния, праздник свистопляски, на котором принято было шутливо кидаться расписными лепными шарами.
Вот такая интересная история возникновения направления. Именно спрос на шары и свистульки способствовал развитию направления. Случилось это в Дымковской слободе, родине выдающегося промысла. Со временем приемы лепки и роспись стали использовать мастера: один за другим они бережно передавали умения и навыки последователям. Когда ритуальный смысл игрушек стал теряться, сами изделия начали меняться – в них стало больше красоты и художественности. И сегодня роспись дымковской игрушки стала частью декоративно-прикладного искусства, обрядовое значение ушло на самый дальний план.
Более подробно об истории ремесла вы узнаете из статьи: «История и технология создания поделок дымковских глиняных игрушек».
Элементы и орнаменты
Дымковская барыня, лошадь, петушок – это символ самой жизни, радости каждого дня. Изображенные на изделии орнаменты представляют собой гладкую роспись, которая сочетается с геометрическими узорами. Элементы росписи дымковской игрушки напрямую связаны с обережным значением, с символикой матери-природы.
Различные круги — символ солнца, волны — неба
Например, солнечные и лунные знаки – это символ зарождения жизни, ромбы ассоциируются с плодородием, волны являются знаком неба и небесной влаги. Изображать эти знаки на игрушке – значит делать ее не просто потешкой, украшением, а кодировать на ней важную, сакральную информацию.
Цветовая палитра
Цвета мастер подбирает по принципу контрастности, так, чтобы при рисовании один цвет подчеркивал другой. Для Дымково роспись стала визитной карточкой: кони и петухи, нарядные барышни и кавалеры с синими, красными, желтыми, изумрудными, голубыми и оранжевыми узорами узнаваемы и любимы народом.
Каждый цвет передает в работе свой смысл: белый означает чистоту, черный может говорить о лжи, зеленый символизирует природу, красный – здоровье и силу, синий – небо. В старину мастера разводили краски на яичном желтке, а все рецепты были секретны.
Материалы
Если мы захотим сделать дымковскую лошаку, например, создание ее предполагает несколько этапов: лепку, сушку, обжиг, побелку, роспись. Лепят игрушку по частям. Берут жирную промытую глину, разбавленную песком, и из нее катают шарики. Потом шарики сплющивают для плоских лепешек, из них делают корпус игрушки. А уже к корпусу прикрепляют более мелкие детали.
Затем игрушку ожидает сушка и обжиг, побелка. И лишь после высыхания поверхности мастер приступает к росписи. Все яркие узоры, украшающие петуха или барыню, просты и незатейливы. Именно поэтому очень любят процесс росписи дети-дошкольники. Ребенку нравится делать белую фигурку яркой, оживлять ее краской. Но сначала узоры дымковской росписи, представленные для детей, прорабатываются на бумажных заготовках. Дети учатся орнаменту, работают с основными цветами.
Потому материалы для будущей игрушки могут быть разными: и глина, и акриловые краски, и гуашь, и бумага. Детский труд предполагает самый простой набор материалов и инструментов – плотная акварельная бумага, гуашь, кисти. Старшие дети могут работать с папье-маше, то есть расписывать уже объемные фигурки.
Мастер-класс росписи дымковской барыни
Рассмотрим роспись красочной дымковской барыни на примере детских работ. В данном случае можно взять не глину, а более доступный и комфортный для ребенка пластилин. Для работы понадобятся пластилин, доска для лепки, стеки, пластиковая бутылка, гуашь, кисти беличьи, маркер и ватные палочки.
План действий:
- Из пластилина любого цвета нужно раскатать валик. Сверху отступив место на голову, приминаем пластилин так, чтобы получилась шея. Голову и туловище слепить можно и из двух частей.
- Если отрезать от небольшой пластиковой бутылки верхнюю часть, это будет хорошей заготовкой для юбочки. Туловище барыни (пластилиновое) нужно прикрепить сверху пластиковой заготовки.
- Обмазываем всю конструкцию пластилином, из двух пластилиновых валиков делаем руки и лепим кокошник, не забываем сплести и пластилиновую косу.
- Готовую барыню покрываем белой гуашью, очень плотным слоем. Нужно дождаться, пока фигурка высохнет.
- Теперь начинается самый интересный этап – роспись. Предполагается, что ребята уже потренировались основам дымковской росписи на бумаге: элементы росписи для детей можно изучать по специальным прописям. Можно сделать и эскиз на бумаге, опираясь на который ребенок будет расписывать уже объемную фигурку.
- Действовать нужно поэтапно: точки и круги очень удобно рисовать ватными палочками, которые служат своеобразными штампами. Глазки и брови удобно нарисовать черным маркером, а ротик – красным.
- Заранее ребята инструктируются, какие цвета они могут использовать в росписи. Можно проговорить и значения цветов, и символизм элементов. Так ребенок изображает не абстрактную картинку, а как истинный мастер вкладывает в работу смысл, передает какое-то послание.
Пример росписи дымковской барыни, вы можете увидеть в представленном видео.
Изучение народных промыслов очень нравится ребятам: хохлома, гжель, дымковская игрушка, жостовский поднос впечатляют детей красочностью, понятностью, яркостью. Из готовых расписных барынь преподаватель может сделать целую выставку, к каждой работе прикрепив описание, название. Подобные занятия продлевают век промысла, а также способствуют развитию художественного мышления ребенка.
Удачных стартов!
Тема: Роспись игрушки дымковским узором
Задачи:
Образовательные: закрепить полученные знания, умения, навыки о дымковской игрушке, её многообразии, характерных признаках, особенностях узоров и элементов.
Продолжать учить украшать орнаментами вылепленные фигурки, использовать в работе навыки рисования знакомых элементов определять последовательность выполнения росписи. Учить самостоятельно, составлять узор на изделии новой формы из знакомых элементов
Закреплять умения рисовать элементы кончиком кисти, подбирать цвета и композицию узора.
Развивающие: развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
Воспитательные: воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.
Предварительная работа: рассматривание альбома «Дымковские игрушки», дымковских игрушек, беседы о них, об особенностях узора, композиции, цветосочетании. Раскрашивание книжек-раскрасок, д/и «Составь узор», изготовление моделей дымковской игрушки для росписи. Рисование элементов дымковского узора.
Методические приемы: чтение стихотворений воспитателем, вопросы к детям, рассматривание дымковских игрушек, напоминание о технике рисования, наблюдение за работой детей, индивидуальные объяснения, анализ работ воспитателем и детьми.
Ход занятия.
Воспитатель. Загадаю вам загадку, отгадайте её, ребята!
Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники и ребятня,
Собачки, гусары и рыбки.
А ну назовите меня.
(дымковская игрушка)
Воспитатель. Правильно, молодцы! Сегодня я приглашаю вас на выставку замечательных умельцев. Посмотрите, сколько вокруг красивых, ярких, нарядных предметов. Эти вещи радуют нас своей красотой. Как называются эти игрушки? (Дымковская игрушка)
Воспитатель. Правильно. А вы знаете, почему её называют именно дымковская игрушка? (потому что её делают в селе Дымково.)
Воспитатель. Молодцы!
Дым из труб идет столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали. И село большое
Дымково назвали.
— С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка, видно заречное село Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом, когда туман, все село – будто в дыму, в дымке. Отсюда и название. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка, которую и назвали дымковской, или ласково – дымкой.
— Из чего делают эти игрушки? (Из глины)
— Да, из глины. Но как же эти глиняные фигурки искусные мастера превращали в веселые игрушки? (Дети рассказывают процесс изготовления: лепили, подсушивали, обжигали, грунтовали и расписывали)
— Мастера из Дымкова лепили коней, оленей, козлов, уточек, индюков, барынь, водоносок, кормилиц, всадников и пр. А росписью игрушек из глины занимались только женщины и дети. Оказывается, глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весенней ярмарке »Свистунья». Что же это за игрушки? Давайте посмотрим.
– Особой выдумкой отличаются игрушки, изображающие животных и птиц. Дымковские кони с пышной гривой и хвостом.
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
— Посмотрите на оленя.
Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Краснорогий, желторогий
Мчится глиняный олень.
— Народная фантазия, любовь к красочности проявляется и в образе обычного петушка. Он кажется экзотическим, со своим пышным хвостом и красным гребнем, похожим на причудливый цветок. Дымковский петушок полон достоинства и боевого задора. На его груди всегда сияет круг — символ солнца.
Вот петух нарядный
Весь такой он ладный,
У большого петуха
Все расписаны бока.
— А это индюк. Индюк, сразу видно, хозяин птичьего двора. Не индюк, а жар-птица!
Индюк сказочно красив,
Он напыщен, горделив.
Смотрит свысока вокруг,
Птица важная — индюк.
— Самой известной дымковской игрушкой была женская фигура. Дымковская барыня очень нарядна. На голове непременно – кудри, шляпки, кокошники. На плечах – пелерина, пышные рукава. На шее были бусы. По низу юбки или передника – оборки. В руках — сумочка, зонтик, собачка, коромысло и т. д. По белому фону мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, крупные и мелкие горошины.
Посмотри, как хороша
Эта девица-душа
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.
— И по сей день дымковская игрушка продолжает радовать нас своей яркостью, красочностью, праздничностью. Промысел дымковской игрушки сохраняется благодаря дымковским мастерицам из города Кирова.
Мы игрушки знатные,
Складные да ладные,
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся!
Воспитатель. Ребята, а вы хотите стать дымковскими мастерами? (дети отвечают).
Воспитатель. Сегодня мы с вами будем расписывать игрушки, которые вылепили из пластилина. Но сначала давайте внимательно рассмотрим дымковские игрушки:
— Какие цвета использовали мастера? (Красный, синий, голубой, зеленый, желтый, оранжевый).
— Какие элементы входят в дымковский узор? (Полоски, клеточки, волнистые линии, круги, колечки, точки).
— Что у барышень окрашено полностью одним цветом? (Шляпа, жакет, оборочки)
— А что украшено узором? (юбка)
— Обратите внимание, ребята, что и цвета, и элементы узора сочетаются друг с другом и повторяются в определенной последовательности.
Воспитатель. А сейчас я приглашаю всех в нашу художественную мастерскую, где мы будем расписывать наших дымковских барышень.
— Каждую дымковскую игрушку лепит и расписывает мастер по своему вкусу, поэтому они не похожи одна на другую, но каждая прекрасна по-своему. Сегодня вы изобразите каждый свою барышню по своему желанию. Но сначала давайте разомнём наши ручки и пальчики. Возьмите правильно кисточку, локоть поставьте на стол.
Пальчиковая гимнастика.
Кисточку возьмём вот так:
Это трудно? Нет, пустяк!
Вверх-вниз, вправо-влево,
Гордо, словно королева,
Кисточка пошла тычком,
Застучала каблучком.
А потом по кругу ходит.
Как девицы в хороводе.
Вы устали? Отдохнём
И опять стучать начнём
Мы рисуем: раз, раз…
Всё получится у нас.
— А сейчас закройте глаза, представьте, каким узором вы будете расписывать свою дымковскую барышню, цвет узора, как расположите, с чего начнете рисовать. Теперь откройте глаза и приступайте к рисованию: рисовать начинаем сверху — вниз, полоски и точки мы рисуем кончиком кисти. Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными, не набирайте много краски, лишнюю воду с кисточки промакивайте о салфетку.
Дети украшают узором модели барышень (во время рисования звучит народная музыка), по окончании работы ставят их «хороводом» на стол в центре группы и встают вокруг него, рассматривают какие получились красивые барышни .
Воспитатель. Ай да, барышни у нас получились! Настоящие — дымковские!
Анализ детских работ:
— Какая работа тебе больше всего понравилась? Почему?
— Что тебе больше всего здесь понравилось?
— Что особенного в этой работе?
— А какая барышня отличается от всех остальных? Почему?
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные,
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
Занятие по декоративному рисованию «Дымковская сказка»
Программное содержание:
- закреплять у детей умение составлять узоры по мотивам дымковской росписи, используя её элементы;
- развивать чувство цвета, умение расположить узор на силуэте;
- совершенствовать технические навыки работы гуашью и тонкой кистью № 2-3;
- воспитывать у детей интерес к искусству народных мастеров, вызвать чувство сопереживания и желание помочь персонажам сказки.
Предварительная работа: рассматривание альбома «Дымковские игрушки», дымковских игрушек, беседы о них, об особенностях узора, композиции, цветосочетании. Раскрашивание книжек-раскрасок, д/и «Составь узор», изготовление моделей дымковской игрушки для росписи. Рисование элементов дымковского узора.
Ход занятия
I. Вступительная беседа.
Жили, не тужили король Карандаш и королева Кисточка. Однажды скучно стало королю в своем государстве. И говорит он королеве:
– Поедем, матушка, королева Кисточка попутешествуем, на людей посмотрим, себя покажем.
Королева согласилась. Путешествовали они по разным царствам-государствам, заезжали в маленькие города и сёла. Но вот приехали они в одно государство, где все удивило наших государей: и народ, и животные в этой стране были красивые и нарядные.
Идут король с королевой по улице, а навстречу им индюк:
Вот Индюк нарядный!
Весь такой он ладный!
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил!
Петух.
Посмотрите пышный хвост
Вот петух нарядный У него совсем не прост —
Весь такой он ладный, Точно солнечный,
У большого петуха Краской красною горя,
Все расписаны бока. Как корона у царя.
Пошли они дальше. Навстречу им барышня идёт
Посмотри, как хороша
Эта девица-душа
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.
Идут король с королевой дальше и видят разноцветных лошадок:
Ой, люли, ой люли!
Кони на лужок пошли!
Кони удалые
Гордые, лихие.
— А это олень
Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Краснорогий, желторогий
Мчится глиняный олень.
Вопросы педагога:
– Догадались ребята, в какое село попали король с королевой? (Дымково.)
– Какие разные и в тоже время чем-то похожие дымковские игрушки и узоры на них.
– Какие цвета используют дымковские мастера в росписи своих изделий? (красные, оранжевые и т.д.)
– Из каких элементов состоит дымковский узор? (Круги, точки, линии, и т.д.)
– Загрустили Карандаш с Кисточкой, нет в их царстве таких ярких, красочных игрушек. Как же их развеселить? (Предложения детей.)
– Давайте, дети, распишем для их королевства барышень, которых мы с вами вылепили, используя элементы дымковской росписи.
II. Самостоятельная работа.
Дети украшают узором модели барышень (во время рисования звучит народная музыка), по окончании работы ставят их «хороводом» на стол в центре группы и встают вокруг него, рассматривают какие получились красивые барышни .
III. Итог занятия.
Воспитатель. Ай да, барышни у нас получились! Настоящие — дымковские!
Анализ детских работ:
1. Какая работа тебе больше всего понравилась? Почему?
2. Что тебе больше всего здесь понравилось?
3. Что особенного в этой работе?
4. А какая барышня отличается от всех остальных? Почему?
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные,
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
Молодцы, все старались создать новые красивые дымковские узоры. Занятие окончено.
Роспись начинают с изображения чёрной краской двух прядей волос; тонкой лучинкой — «глазничкой» — наносят две точки глаз и тонкие дуги бровей, другой палочкой из луба — «пятнушечкой» — печатают рот и два красных кружочка румянца щек. Игрушка оживает. На втором этапе ровно закрашивают («мажут») желтой или красной краской головной убор и другим насыщенным цветом — кофту. На заключительном этапе свободной кистью импровизационно наносят узорочье на юбку, платье, передник, кокошник. Характер узоров глиняной дымковской игрушки определился обобщенной формой фигур, потребовавшей условных декоративных элементов: кружочков, полосок, прямых и волнистых линий, точек и штрихов, из которых складывается геометрический орнамент. Вместе с этим в дымковском узоре своеобразно запечатлелись особенности естественной окраски животных; яблоки в виде цветных кружочков, колец, точек на крупах лошадей, оленей, коров и коз. В орнаментации фигурок людей отразились тканые узоры льняной пестряди, вышивок, яркие узоры росписей дуг, саней, коромысел и пр. Широкие и узкие разноцветные полосы, проведенные всей кистью или ее острым концом, создают узорную сетку, напоминающую расцветку ткани шотландки, или намечают основу будущего узора. По этим полосам проводят мелкие прямые или волнистые линии — змейки. Иногда с обеих сторон змеек ставят тонкой палочкой цветные точки, равномерно заполняющие всю полоску. Часто сплошные цветные полосы заменяют полосками из точек и кружков, украшенных двумя-тремя короткими штрихами или двойными крестами. Применяют также в росписи сетчатый орнамент из полос и клеток, заполненных кружочками, точками и штрихами.
Какие основные элементы геометрического орнамента чаще встречаются на игрушках?
( Круги, овалы, клетка, полоска, точки, штрихи)
Видите, как по-разному в узорах расположены элементы относительно друг друга.
- в ряд;
- в шахматном порядке;
- в клетке между линиями.
Обратите внимание на точки:
- между кольцами;
- на кольцах;
- по краю колец.
Физкультминутка «Лошадки».
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
По дорожке белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
Чок-чок-чок,
Чок-чок-чок.
Скачет резвый табунок.
Цели:
Образовательные:
— знакомство с народным творчеством – Дымковской игрушкой;
— развивать умение видеть форму, цвет, декор игрушек и правильно передавать единство этих качеств в рисунках;
— учить наносить узоры, используя геометрический орнамент.
Коррекционные:
— развитие наглядно-образного мышления, фантазии, творчества, воображения;
— развитие связной описательной речи;
— развитие мелкой моторики рук;
— расширение активного словаря.
Воспитательные:
— воспитание чувства прекрасного, приобщение к миру искусства;
— воспитание интереса и любви к народному творчеству, бережного отношения к традициям народа.
«Барышня водоноска» и «Девушка в кокошнике». Они носили яркие расписные юбки, украшенные оборками фартуки, жёлтые кофты и малиновые кокошники, на шее были бусы. Наряды их были неповторимы, и мастера своей росписью пытались это передать. Дымковская роспись очень славна тем, что она сказочно красива, а узоры просты, цвета яркие и сочные.
Мастер-класс «Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи» для детей 6-7 лет.
В наши дни дымковская игрушка по праву считается настоящим символом Вятского края. Она не похожа ни на одну другую керамическую игрушку:
И по сей день дымковская игрушка изготавливается вручную. Каждая дымковская игрушка – неповторимая авторская работа от лепки и до росписи. Верно говорят мастерицы: «Нет и не может быть двух одинаковых изделий».
На занятиях рисованием, дошкольники учатся бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущего рисунка, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы.
Мы все, безусловно, с самого раннего детства знакомы с Дымковской игрушкой. Если честно, когда была маленькой, не понимала: «почему о ней так много говорят, ведь вроде ничего особенного, я и сама смогу так разрисовать глиняные фигурки». А любовь и уважение к дымке, пришли позже.
Цель:
1.Знакомство детей с народной культурой.
2. Формировать представление о народном декоративно — прикладном искусстве.
3. Учить детей украшать выбранные силуэты изделий элементами дымковской росписи, подбирая цвет при составлении узора.
Задачи:
1.Воспитывать уважение к труду народных умельцев, воспитывать желание сделать игрушку самостоятельно.
2.Формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек, умение создавать узоры по собственному замыслу. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины). Учить расписывать дымковскими узорами.
3. Прививать интерес и любовь к народному искусству, к Родине, к своему народу.
Материал:
1. Иллюстраций с изображением дымковских изделий.
2.Трафареты для раскрашивания «Дымковская игрушка»
3.Гуашь.
4.Кисти.
5.Баночка для воды.
6.Листы бумаги.
7.Салфетки.
8.Ватные палочки.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением дымковских изделий. Знакомство с новыми видами народно-прикладного искусства. Прорисовывание всех элементов дымковской росписи, отработка их в самостоятельной и совместной деятельности. Знакомство с дымковскими игрушками, их происхождением.
Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного, что серости серей!
В ней что-то есть от радуги, от капельки росы.
В ней что-то есть от радости, гремящей как басы!
Воспитатель:
Предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать трафареты дымковской игрушки. Мои дорогие мастера, сейчас вы будете творить чудо! Но, сначала, скажите мне, какие краски используют дымковские мастера? (Малиновые, черные, красные, желтые, белый, синие, голубые)
Дымковская игрушка. Это сказочная игрушка, которая притягивает к себе своими яркими, цветами-просто завораживает, поможет маленькому человечку познать мир.
Ведь каждый её цвет обладает магическим действием:
Красный, малиновый цвет- обостряет реакции, и усиливает умственную деятельность;
Желтый – развивает фантазии, придает смелость, вызывает радость;
Зеленый — успокаивает и обостряет зрение;
Голубой — снимает тревожные предчувствия;
Синий — помогает сконцентрироваться и создает гармонию;
Черный — мистический побуждает к любопытству;
Белый — символизирует чистоту и открытость.
Воспитатель:
Кто напомнит, какой орнамент характерен для дымковской игрушки? (Яркие пятна, круги, зигзаги, полоски, точки, волнистые линии, сеточки)
Напечатанные трафареты раздается детям. Гуашью они начинают с удовольствием (расписывать). Я ненавязчиво советую детям, которые испытывают затруднения, подбадриваю, если нужно.
Через 20 минут самостоятельной работы физкультминутка.
Мы старались рисовать (руки в стороны)
Трудно было не устать (наклоны туловища в стороны)
Мы немножко отдохнём (присесть, руки вперёд)
Рисовать опять начнём (встать, опустить руки)
Когда дети закончили работу, со своими рисунками подходят к столу, где организована выставка и расставляют свои экспонаты.
В конце занятия воспитатель показывает детям их работы и предлагает оценить, как соблюдены пропорции, выполнены форма и движение. Ребята отвечают, а воспитатель дополняет их ответы. Важно, чтобы дети научились критически и доброжелательно оценивать свою работу и работу товарищей.
Воспитатель:
Спасибо за вашу работу, дорогие мои мастера!
Дети давайте выберем рисунок, который вам больше нравится, я выставлю его на конкурс.
(Вечером я привлекла внимание детей и родителей к рассматриванию этих замечательных рисунков)
Юлия Репкина
Мастер-класс по росписи дымковской барыни
ЦЕЛЬ: роспись гипсовой фигурки «Дымковская барыня»
ЗАДАЧИ:
— продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства
-формировать представление о художественных ремёслах
-познакомить с многообразием игрушек и спецификой декора-характерными элементами и цветосочетаниями
-совершенствовать технику рисования гуашевыми красками
-воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству; уважение к труду мастеров.
ИСТОРИЯ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ
Дымковская игрушка-оригинальный глиняный промысел, зародившийся и сохранившийся исключительно на территории Вятского края (Кировской области, в слободе Дымково, где издавна селились печники и гончары.
История дымковской игрушки насчитывает около 400 лет. Первыми дымковскими игрушками были свистульки в виде коней, баранов, козлов и уточек.
В прошлом изготовление дымковской игрушки было семейным промыслом. В летние месяцы заготавливали глину, толкли вручную или растирали в краскотёрках комовой мел, в остальное время-лепили, сушили, обжигали изделия, ближе к Свистунье белили мелом, разведённым на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали ромбиками золотистой потали. А весной на лодках привозили дымковскую игрушку в город на праздник, радуя своим искусством детей и взрослых.
ЦВЕТОВАЯ ГАММА: малиновый, красный, зелёный, желтый, оранжевый, синий.
ЭЛЕМЕНТЫ ДЫМКОВСКОЙ РОСПИСИ: кружочки, прямые полоски, клеточки, пятна, точки. Узор кажется довольно простым. Но вы не сможете найти двух одинаковых игрушек, так как один и тот же узор никогда не повторяется. Существует одна тонкость при росписи барышни: в узоре на юбке, обязательно, используются цвета головного убора и жакета и ещё любые два цвета.
Посмотри, как хороша эта девица-душа.
Щечки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво,
Барышня так красива.
Как лебедушка плывет, песню тихую поет.
НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Для воспитателя:
Дымковская игрушка
плакаты «Дымковская игрушка»
Презентация «Дымковская игрушка»
Фрагменты народной музыки в исполнении оркестра народных инструментов ВГТРК для создания музыкального фона
Для детей:
Модель для раскрашивания
Акриловые краски, гуашь
Кисти
Баночка для воды
Лист бумаги
Салфетка
Тычок (ватные палочки)
Простой карандаш
Ластик
ПОЭТАПНАЯ РОСПИСЬ:
1. Начинаем роспись: простым карандашом намечаем контуры одежды нашей барышни и лицо.
2. Вначале раскрашиваем желтой краской все элементы: кофту, оборку юбки и кокошник.
3. Оранжевой краской рисуем орнамент на юбке – кружки.
4. Даем немного подсохнуть орнаменту на юбке и следующим этапом будет прорисовка в кружках прямых тоненьких линий, которые создают эффект снежинки.
5. Берем зеленую краску и украшаем ворот.
6. Далее приступаем к окраске волос. В наборе не было коричневой краски. Поэтому мы сначала смешали черную краску и красную, получили необходимый оттенок и приступили к прорисовке волос.
7. Остались последние штрихи – пуговицы на кофте нашей барышни. Прорисовываем их черной краской.
8. Заключающим этапом будем украшение нашей барышни золотой краской. Берем ватную палочку и украшаем кокошник тремя кружочками.
Все, наша красавица готова!
Посмотрите на нашу красавицу. В ней столько доброты и веселья. Глядишь на неё и улыбаться хочется.
От дымковской игрушки,
Идёт тепло и свет,
Он не иссякнет годы, десятки,
Сотни лет…