Содержание
- История и особенности ремесла
- Галерея: городецкая роспись (фото)
- Городецкая роспись: урок (видео)
- Городецкая роспись: основные элементы пошагово
- Поэтапное декоративное рисование по мотивам городецкой росписи для детей
- Узоры городецкой росписи для старшей группы
- Городецкая роспись: как нарисовать цветы?
- Городецкая роспись: как нарисовать коня?
- Городецкая роспись: как рисовать цветок Купавку (видео)
- Символ коня в городецкой росписи
- Как нарисовать лошадь? Мастер-класс
- Ход занятия:
- История появления промысла
- Основные художественные приёмы
- Украшение разделочной доски
Городецкая роспись является одним из старинных русских художественных промыслов. Эти цветочные трафареты картинки-раскраски позволяют создавать невероятно красивые узоры и орнаменты. Благодаря декоративному рисованию можно создать цветы, павлина, лошадку, птицу, розана, петушка и многое другое.
Городецкая роспись является одним из старинных русских художественных промыслов
История и особенности ремесла
Начало городецкая роспись берёт отрезных прялок. Из дерева вырезались различные фигурки и вставлялись в углубления по соответствующей форме. Позже мастера стали красить деревянные фигурки, постепенно добавляя больше новых цветов.
В 19 веке у мастеров получались красивые деревянные фигуры зелёных, красных, синих и других окрасов. Ими украшали дома, дворы. Фигурки радовали глаз, их любили делать, ими восхищались дети. Петух росписью получался очень красивый.
Что могли украшать городецкие прялки?
- Сани.
- Сундуки.
- Шкатулки.
- Мебель.
- Предметы обихода и т. д.
Обычно, роспись была символичной. Ценились жанровые рисунки. Например, на доске изображался купец и его конь или петушок. Элементы такой росписи сохранились и в наши дни.
Цветочным мотивам в данном ремесле отдавалось особое предпочтение. Также рисовались животные, например, львы или быки.
Любимые фонами в городецкой росписи для мастеров 19 века были синий, зелёный, словом, яркие и многоцветные. Реже использовался чёрный фон.
Как ведётся роспись? И тогда и сейчас работу поэтапно расписывают кистью. Поэтапное ремесло не предусматривает рисование по готовому макету. Удар кисти по доске должен быть плотным и сильным. Вся работа мастера довольно кропотлива, но, в то же время, и быстра. По характеру приёма работа несложная.
Для детей в саду, подготовительной группы и дошкольников есть масса способов начать с несложных схем городецкой росписи, распечатать которые можно в интернете, например, изобразить её на асфальте.
Галерея: городецкая роспись (фото)
Городецкая роспись: урок (видео)
Городецкая роспись: основные элементы пошагово
Для такой росписи необходимы специальные краски. Их называют «темперу». Делаются темперу-краски из сухих порошков либо из их аналогов. Альтернативой таким краскам может стать обычная гуашь, в которую добавили клей ПВА. Если выбор мастера пал на гуашь, то он должен знать, что при городецкой росписи перед промазыванием второго слоя рисунка, нужно дождаться полного высыхания первого слоя, иначе работа будет иметь белёсый оттенок.
Все кисти должны быть сухими, иначе после работы они испортятся.
Спецификой городецкой росписи является рисование без макета, то есть, художник плавно ведёт кисть по поверхности. Какие могут быть художественные приёмы при росписи? Их много, например:
- Широкие мазки кистью.
- Тонкие линии конкой кисточкой.
- Виртуозны штрихи средней кистью.
Для такой росписи необходимы специальные краски
На какой поверхности выполняется городецкая роспись? Обычно за основу берётся дерево. При желании можно создать на нём цветной фон, раскрасив поверхность в красный, жёлтый или другой цвет.
Схема работы следующая:
- Для начала мастер помечает на поверхности приблизительные размеры композиции. Для этого можно использовать карандаш. При этом он не делает прорисовку макета! Это нужно для того, чтобы наметить будущий размер всех узоров росписи.
- Многие мастера советуют намечать контур узора не карандашом, а сразу красками. По их мнению, именно такая технология считается правильной.
- Узлы рисунка делаются тонкой кисточкой и светлой краской. Так работа смотрится аккуратнее.
- Поверх светлых пятен ставятся более тёмные. В этом состоит особенность данного ремесла.
- Перед началом работы следует собрать несколько разных кистей, так как различные детали удобно прорисовывать по-своему. Например, тонкие линии получатся красивыми только в том случае, если прорисовать их тоненькой кисточкой.
- Главными элементами городецкой росписи являются так называемые «оживки». К ним относят точки, круги, спирали, штрихи и дуги.
Поэтапное декоративное рисование по мотивам городецкой росписи для детей
- Начало рисунка – это набросок схемы на дереве в натуральную величину. Следует наметить размер будущей работы и её основных элементов.
- Для упрощения задачи можно прорисовать размер композиции на бумаге, а только потом перенести изображение на деревянную поверхность.
- Когда размер орнамента будет нанесён на деревянную поверхность, нужно выделить главный центр композиции. После этого можно продумать цветовую гамму.
- Когда будет решён вопрос о составе и цветовой гамме композиции, можно приступать к детальной прорисовке орнамента.
- Для детей рекомендуется выбирать несложные рисунки. Например, можно изобразить солнце. В центре рисуется красный круг, а рядом – лучи. Лучевые стежки должны быть одинакового размера.
- В конце работы деревянная поверхность покрывается лаком. Для такой работы отлично подойдет разделочная доска.
Ребенку будет проще рисовать простые элементы
Узоры городецкой росписи для старшей группы
В средней и старшей группе в детском садике не нужно выбирать слишком сложные элементы росписи, ведь если ребёнок не сможет справиться с ней, то ему будет скучно. Для начала можно провести знакомство с данной техникой рисования, записать конспект. Презентация не займет много времени, зато ребенок будет знать все азы. Можно остановить свой выбор на простом орнаменте и нарисовать красивый цветок. Благодаря такой городец росписи можно создать закладку для книги. Это увлекательное занятие, аппликцация всегда быстро заинтересовывала детей.
Способ рисования:
- В работе будут использованы белые, красные, коричневые и зелёные краски. Рисовать дети должны либо на досках из дерева, либо на деревянных не глубоких тарелках.
- Карандашом следует наметить центр композиции и её размер.
- Затем можно приступать к прорисовке цветка. В центре рисуется маленький красный круг. Затем красная краска смешивается с белой для того, чтобы получился розовый цвет. Розовым рисуется ещё один круг, больше первого. После этого снова красный круг и снова розовый. Таким образом, у цветка получается разноцветная середина.
- Лепестки делаются зелёной и коричневой красками. Лучше их чередовать, так работа будет красивее.
- Можно соединить зелёную краску с белой для получения более светлого зеленоватого цвета. Им можно прорисовать лепестки изнутри. Данная прорисовка выполняется тонкой кисточкой.
В средней и старшей группе в детском садике не нужно выбирать слишком сложные элементы росписи
Завершает работу лаковое покрытие поверхности.
Городецкая роспись: как нарисовать цветы?
Мастер-класс:
- Для начала выбирается поверхность и материал, которым будет выполнена работа. Чем красочнее она будет – тем лучше.
- Центры цветов отмечаются на поверхности карандашом. Рисуется яркий круг. Затем в каждом круге прорисовываются лепестки. Для этого используется цвет темнее сердцевины цветка.
- У каждого цветочка должен быть лепесток. Салатовые лепестки можно прорисовать тонкой кистью изнутри. Также можно прорисовать контуры лепестков и цветов более темной краской, но не чёрной.
- Дополнят композицию синие ягоды, нарисованные рядом с цветами.
цветок может быть как сложным, так и легким – выбирать мастеру
Городецкая роспись: как нарисовать коня?
- Для этого необходимо использовать чёрную либо коричневую краску. Но чтобы конь выделялся, фон работы должен быть светлым.
- Туловище коня рисуется средней кистью. Сначала можно прорисовать ей контур, а затем покрасить его. Конечности, хвост и шея рисуются более тонкой кистью. Отдельно прорисовываются копыта животного.
- Гриву коня можно нарисовать красным цветом.
- Украсит и дополнит композицию красивый орнамент. Можно сделать им рамку рисунка. Также, можно нарисовать лошадь, бегущую к солнцу.
Городецкая роспись: как рисовать цветок Купавку (видео)
Городецкая роспись сможет подарить массу положительных эмоций своему творцу. Главное – рисовать с душой, ведь тогда даже начинающий умелец сможет создать настоящий шедевр.
Другие виды росписи и рисования
Точечная роспись
Хохломская роспись
Роспись по шелку
Цветы гуашью
Свадебные бокалы
Конь в жизни русского крестьянина – это и показатель его состоятельности, и верный помощник, и самое желанное приобретение. И, конечно, такой герой крестьянской жизни не мог не отображаться в народном творчестве. Знаменитая городецкая роспись, кони которой легко отличимы от лошадей других промыслов, тоже поет гимн главному помощнику крестьянина.
Легко узнаваемый образ, традиционно черный конь был острохарактерным и по цвету, и по форме. Написанный в два этапа, он и сегодня является одним из центральных элементов обучения городецкой росписи. Научиться его рисовать можно с помощью поэтапной техники, или же с использованием шаблонов. В данном материале вы узнаете, что символизировал конь в городецком промысле, какие традиции лежат в основе его изображения, и как новичку научиться рисовать коня по-городецки.
Символ коня в городецкой росписи
Изображение нарядных городецких коней
Если говорить о самых красивых элементах промысла, то это, вне сомнений, будет городецкая лошадка. Умение нарисовать ее – это уже виртуозное владение кистью, выдерживание канона. Ни один профессиональный городецкий мастер не мог признаваться таковым, пока не покажет искусный рисунок с конем в центре изображения.
Многие века художники обращались к образу коня. Он считался символом света, возрождения солнечного тепла, самой жизни. Конь был добрым и верным помощником пахаря, без которого на селе прожить было почти невозможно. Оттого такое почитание животного, стремление изобразить его как сильного, благородного и красивого героя; существо даже наделялось некоторыми сказочными, мистическими чертами.
Изображение лошади использовалось и в других видах росписи. Об этом в данной статье : «Символика и элементы мезенской росписи».
По характеру изображения конь в городецкой росписи всегда величав, всегда торжественен. Художники рисуют не усталое от тяжкого труда животного, а сказочную Сивку-Бурку, под которой земля горит, которая гордо бьет копытом о землю. У скакуна изящные тонкие ноги, на нем богатая упряжка, а пышный его хвост струится водопадом. Не животное, а картинка!
Изображались городецкие кони часто по бокам от большого дерева, могла окружать лошадок и цветочная гирлянда. Мастера с большой любовью, терпеливо и тщательно украшали героя, стремясь изобразить его максимально эстетично, ярко, филигранно.
Традиционно в городецкой росписи лошадь черная. Этот канон обращен еще к тем временам, когда местные прялки украшала не роспись, а резьба. Вырезанный из черного (или, как его называли, мореного) дуба конь врезался в светлое прялочное донце. А так как работа эта была физически тяжелой, умельцы принялись закрашивать лошадку на прялке черным цветом, так и дешевле было. Так конь и остался строго черным: и на расписных деревянных досках, и на других изделиях городецкого промысла.
Как нарисовать лошадь? Мастер-класс
Тот конь, что изображается с помощью трафаретов, настоящими мастерами не признавался. Но если вы новичок в изобразительном искусстве и пытаетесь постичь основы городецкой росписи, то можете попробовать два способа изображения коня – поэтапное рисование по Коновалову и Соколовой, а также рисование по шаблону. Первый способ более ценный, но и более сложный.
В следующем видео показывается способ рисования городецкого коня.
Учиться рисовать нужно на плотной акварельной бумаге. Сначала художник тренирует руку на бумаге, делает множество повторений, и только потом переносит изображение на дерево. Для работы по рисованию лошади поэтапно в стиле городецкой росписи вам понадобятся: акварельная бумага, черная краска, краска другого яркого цвета, белая краска и беличьи кисти разных размеров.
Рисование коня поэтапно:
-
- Не тонкой кистью, черной краской делается первый мазок. Если до того вы уже рисовали птицу, то мазок будет сродни тому, каким прорисовывалась ее грудь и шейка. К данному мазку нужно приписать еще один, вместе с первым он должен образовать каплевидный элемент. В нем будут просматриваться изогнутая шея и грудная клетка лошади.
- К передней части тулова следует приписать очертание седла. А от задней части седла нужно писать круп животного.
- К изящной шее художник пририсовывает маленькую продолговатую головку округлой формы. К головке животного приписываются маленькие острые ушки.
- Далее нужно дописать к туловищу верхние отделы ног, передняя же традиционно будет поднятой.
- Затем к верхним отделам ног приписываются нижние части – от коленца до копыт. Не нужно следовать анатомической правильности, образ лошади у городецких мастеров всегда обобщенный, но при этом колоритный и убедительный. Копыта рисуются как черные остроконечные листочки.
- Хвост рисуется плавными, легкими кистевыми движениями.
- Теперь нужно ярко закрасить седло, прописать уздечку.
- Настало время белильной разживки – ею прорисовывают круглый глаз животного, тонкими штришками описывают его гриву, хвост. Мелкие мазки оттеняют копытца коня.
Сегодня можно рисовать и белых, и красных лошадей. Можно рисовать и пару лошадей, которым доводится счастливо пастись на цветочном лугу. Но каноничный конь черный, потому учиться писать главного городецкого героя лучше традиционным путем.
Использование шаблонов
Если вы следуете традициям городецкой росписи, рисуете коней, которые пасутся на лугу, может возникнуть проблема с симметрией изображения. Например, один конь получается хорошо, а вот другой, который должен стать зеркальным отображением первого, никак не получается. В такой ситуации и приходят на помощь декоративные шаблоны. Нужно нарисовать коня на плотной бумаге, вырезать его, перевернуть и приложить к поверхности, которая будет расписываться.
Так, с помощью шаблона, удается создать безукоризненные симметричные городецкие композиции. Шаблоны применяются и в детском творчестве. Ребенок в силу возраста еще не способен повторить точно городецкого коня, шаблоны и трафареты упрощают эту задачу. У маленького художника есть силуэт, и ему остается только красиво его расписать.
Если хочется утилитарных вещей, то можно всей семьей, к примеру, с помощью шаблонов расписать лошадку-качалку. Приобрести деревянную игрушку, которая пока ничем не украшена, и самостоятельно ее расписать. Получится красивая и символичная вещь: маленькая игровая лошадка с изображением сказочного городецкого коня.
Раскраска городецкой лошадки для детей
В магазинах творчества могут продаваться наборы с трафаретами, шаблонами и прописями в стиле разных народных промыслов. Если удастся найти такое пособие, это будет ценным приобретением для освоения традиционной росписи.
Городецкий конь – выразительный, изящный, сказочный. Так и хочется, чтобы его изображение выходило точь-в-точь таким, как на работах профессионалов. С помощью мастер-классов, пособий, шаблонов это желание может успешно реализоваться.
Инна Карпушкина
Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Украшение разделочной доски по мотивам городецкой росписи»
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное
азвитие», «Речевое развитие».
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Цель: Познакомить с историей возникновения Городецкого промысла. Научить писать элементы росписи: цветок ромашка, листок.
Задачи:
Обучающие:
— учить рисовать ромашку и листья с соблюдением характерных цветосочетаний городецкой росписи;
— учить изображать узор в указанной последовательности от центра к краям;
— закрепить умение рисовать всей кистью и ее концом. Использовать разные кисти.
Развивающие:
— развивать умение смешивать цвета;
— развивать чувство композиции;
— развивать интерес к народному творчеству;
Воспитательные:
— воспитывать чувство отзывчивости, желание помочь;
— воспитывать любовь и интерес к народным промыслам;
Материал:
предметы городецкой росписи: доски, бочонок; иллюстрации работ городецких мастеров; заготовки нарисованных разделочных досок; образец узора из элементов городецкой росписи на разделочной доске; кисти обычные, кисти оформительские,гуашевые краски: красная, белая.
Предварительная работа: знакомство детей с разнообразием росписей, рисование элементов хохломской и дымковской росписей. Рассматривание альбомов, слушание рассказов педагога о видах декоративно-прикладного искусства.
Словарная работа: городецкая роза, ромашка, купавка, розан, виноград.
Метода и приёмы: наглядные, словесные, игровые.
Ход занятия:
Дети становятся в круг на ковре.
Воспитатель: «Ребята, сегодня почтальон принёс для нашей группы письмо : Здравствуйте, дорогие ребята, пишут вам ваши повара. Помогите нам, пожалуйста. Мы много работаем, готовим вам вкусные завтраки и обеды, и многие наши разделочные доски пришли в негодность. А те, что у нас есть, обыкновенные и некрасивые. Мы знаем, что вы хорошо рисуете. Пришлите нам доски расписные, с цветами и узорами. Ваши повара”.
– Ребята давайте поможем нашим поварам, они нас так вкусно кормят. А где же доски? Вот они! /Воспитатель достает заготовки из конверта/. Какими же узорами нам их расписать? Есть одна
замечательная роспись, сейчас я вам о ней расскажу. На берегу Волги есть древний русский городок Городец. В этом городе жили люди, которые начали делать посуду из дерева. Раньше у людей не было такой, как сейчас, посуды. Они вырезали её из дерева. Вырезали чашки, ложки, миски, разделочные доски, блюдца, хлебницы, шкатулки. Эти изделия были очень нужными, но получались не очень красивыми. Поэтому люди стали расписывать эти изделия различными узорами. Сейчас я вам покажу несколько образцов таких деревянных изделий (воспитатель демонстрирует доски, бочонок).
Дети садятся за столы.
Воспитатель читает стихотворение о городецкой росписи:
Это городецкая роспись.
как её нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что не в сказке сказать.
Жёлтый вечер, чёрный конь и купавки как огонь.
Птицы смотрят из ларца.
Чудо роспись Городца.
Дети рассматривают иллюстрации городецкихмастеров и отвечают на вопросы: Какие элементы росписи использованы? Какие краски по цвету использованы?
— Ребята, вы так долго и внимательно рассматривали иллюстрации и ваши глазки устали. Давайте дадим им отдохнуть и сделаем гимнастику для глаз.
1. Поднимать глаза вверх и опускать вниз.
2. Посмотреть влево-вправо.
3. Хлопать ресницами часто-часто.
4. Зажмуривать – широко раскрывать глаза.
Воспитатель:
— Ребята, у меня для вас есть сюрприз! Это подарок от ученицы 2-го класса Александры – две композиции из элементов городецкой росписи. Посмотрите, какие сложные элементы изобразила Александра. Саша уже школьница и у неё получилось нарисовать такие сложные элементы, как городецкая роза, фазан, конь с гирляндами из цветов. Вы, ребята, ещё посещаете старшую группу детского сада, получится у вас нарисовать такие же элементы, как у Саши или нам нужно начать осваивать городецкую роспись с более простых элементов? Предлагаю сначала научиться рисовать не менее красивый цветок ромашку. У меня для вас есть два образца украшения разделочных досок, которые нам прислали наши повара.
— Ребята, а теперь посмотрите, как располагаются элементы росписи на образце. Ромашка расположена в центре. Воспитатель показывает схему написания ромашки.
– Посмотрите на ваши краски. Все ли необходимые цвета у вас есть? Какого цвета не хватает? (розового). Что же нам делать? Какие краски нужно смешать, чтобы получить розовый цвет? (в белую краску добавить немного красной).
На доске вы видите образец написания цветка, который называется ромашка, его поэтапное выполнение. 1 этап называется подмалевка (изображение розового круга в центре листа, 2-ой оттеневка красный краской круг в центре и лепестки ромашки) и 3-ий оживка (белой и черной краской выполнены завитки, точки).
Давайте приступим к первому этапу выполнения. Берём розовый цвет и рисуем подмалёвок – круг в центре нашей работы. Пока наш круг будет подсыхать, предлагаю немного отдохнуть.
Физкультурная минутка.
Громко цокают копытца (шаги на месте)
По мосту лошадка мчится (скакать, как «лошадка»)
Цок, цок, цок.
А за ней вприпрыжку (бег на месте с подскоками)
Жеребёнок и мальчишка.
Цок, копытце жеребёнка (топнуть правой ногой).
Цок, каблук о доски звонко (топнуть левой ногой).
Понеслись, лишь пыль клубится («моталочка» руками).
Всем пришлось посторониться (пятиться на пятках назад).
Теперь переходим ко второму этапу выполнения.Красным цветом выполняем оттеневку: рисуем красный круг в центре цветка, а теперь по кругу располагаем лепестки напротив друг друга. Кто мне подскажет, как можно бы это сделать? (путем примакивания кисти). Далее приступим к выполнению третьего этапа – оживка. В центре красного круга поставим крупную белую точку, а по краям маленькие. Таким же образом, как мы рисовали красные лепестки, рисуем белые лепестки ромашки.
– Молодцы ребята, все постарались, помогли поварам украсить доски. Они вам очень благодарны.
Дети читают стихи:
Городецкие узоры
Сколько радости для глаз
Подрастают мастерицы
Может быть и среди нас.
***
Кто рисует Городец
Ах какой он молодец!
И листочки и цветы –
Это всё для красоты.
***
Рисовали мы цветы
Небывалой красоты.
Красоты той нет конца
Это всё для Городца.
Рефлексия.
— Понравилось вам занятие?
— Ребята, с какой росписью мы с вами сегодня познакомились?
— Какую посуду вырезали мастера и из чего?
— Что на ней нарисовано?
— Какие цвета использовали мастера для городецкой росписи?
— Какие элементы чаще всего встречаются в росписи?
Самоанализ ООД.
Содержание ООД основано на требованиях основной программы ФГОС «От рождения до школы» по ред. Н. Е Вераксы, Т. Т. Комарова, А. Е. Васильева. Время проведения соответствовало СанПину и гигиеническим требованиям длительностью 25 мин. Мною были соблюдены нормы педагогической этики и культуры общения. В ходе ООД дети были активны, любознательны, внимательны. Считаю, что при проведении ООД были реализованы все цели и задачи.
Литература:
2. ФГОС. Сакулина Н. П., Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду». Издательство «Просвещение», стр. 176.
Тяга к прекрасному свойственна человеку с древних времён. Ещё на заре человечества люди пытались украшать свой быт произведениями прикладного искусства, что приводило к образованию целых организованных промыслов. Один из них — городецкая роспись. Трафареты и шаблоны для создания простых, но очень красочных композиций, сделали её очень популярной далеко за пределами родины.
История появления промысла
Ещё в далёком 19 веке о мастерстве городецких художников было известно не только в России. Изделия этих мастеров украшали многие ярмарки и базары и были востребованы из-за своей невероятной красоты.
Зародился этот популярный до сего дня промысел на берегах Волги, в небольшом городке Городец, что в Нижегородской области. В те времена вокруг города стояли непроходимые леса, поэтому искусство обработки дерева было широко распространено в тех местах. Естественное желание сделать свою жизнь краше побуждало местных умельцев и умелиц украшать деревянную утварь яркими рисунками.
Незатейливые сюжеты повседневной жизни и яркие праздничные картины, украшенные красочными цветами, стали неотъемлемой частью местных деревянных изделий. В то время деревянным было почти всё: посуда, прялки, разделочные доски, игрушки, дома, мебель и многое другое. Красиво оформленный товар всегда продаётся быстрее и лучше, поэтому мастерство городецких кустарей очень быстро стало популярным и востребованным.
Сегодня во многих нижегородских школах преподаётся городецкая роспись. Шаблоны на уроках технологии во 2 классе позволяют юным мастерам осваивать азы этого замечательного искусства. Благодаря этому народный художественный промысел живёт и по-прежнему очень популярен.
Основные художественные приёмы
Бытовые и праздничные сюжеты чаще всего встречаются в работах местных мастеров. Однако это далеко не весь потенциал их творчества. Современные художники вносят оригинальные мысли и находки в традиционные композиции.
Какими бы ни были сюжетные задумки, их объединяет единый стиль письма и используемых элементов. Вот главные из них, те, без которых не обходится почти ни одна композиция:
- Цветы. Это чаще всего розы, розаны, купавки и ромашки. Также почти на всех рисунках есть бутоны. Наиболее популярна круглая форма цветка.
- Листья и кустики. Здесь вариантов очень много. Подобные элементы часто служат для заполнения пустых мест и рисуются почти всегда вместе с цветами.
- Люди. Рисуются всегда анфас, в нарядной одежде. Лица обычно круглые и белого цвета.
- Животные. Это могут быть собаки, кошки, зайцы и другие. Из птиц чаще всего рисуют лебедей и петухов. Всех животных изображают в профиль в отличие от людей, которые всегда красуются только в фас.
- Кони. Этот элемент присутствует почти на всех композициях, поэтому вынесен в отдельную категорию. Кони в подавляющем числе случаев вороные и по традиции рисуются только в профиль.
Существует отлаженная веками поэтапная техника выполнения городецких рисунков. Она состоит из трёх основных шагов росписи:
- Замалёвка. После нанесения контуров рисунков их закрашивают основными цветами. Обычно это красный, вишнёвый, бордовый, белый, чёрный или синий.
- Тенёвка. После высыхания первого слоя наносят второй более тёмный. Выделяют контуры и отдельные детали.
- Оживка. Выполняется чаще всего белой краской или светлыми тонами основных цветов. Это могут быть блики, очень мелкие детали, декоративные элементы, чёрточки, точки и т. д.
Технология изготовления росписи остаётся неизменной. Чаще всего разрисовывают хорошо отшлифованную доску для городецкой росписи. Шаблон наносят прямо на неё, и текстура дерева служит фоновым декором. Некоторые мастера применяют цветную грунтовку.
Рисуют обычно гуашью, разведённой с клеем ПВА. После окончания росписи и высыхания рисунка изделие покрывают прозрачным лаком. Для этой цели чаще всего используют пульверизатор.
Украшение разделочной доски
Наиболее популярна в последнее время городецкая роспись на разделочной доске. Этот необходимый предмет в обиходе любой хозяйки может стать настоящим произведением искусства в руках хорошего мастера. Поэтапно выполняя указания из схемы работ, начинающие мастера могут создать своё первое творение:
- Нарисовать эскиз узора для оформления доски или распечатать готовую композицию.
- Вырезать шаблоны основных форм по принципу аппликации.
- Подготовить доску для росписи. Для этого её шлифуют наждачной бумагой.
- Если по замыслу предусмотрен цветной фон, то грунтуют этим цветом отшлифованную доску.
- Обводят карандашом шаблоны, вырезанных деталей.
- Производят замалёвку основных форм.
- После просыхания переходят к тенёвке. На этом этапе раскраска доски приобретает более конкретные формы.
- Заключительный этап росписи — оживка. Светлыми красками придают изделию нарядный праздничный вид.
- Распыляют лак пульверизатором, равномерно покрывая поверхность изображения и всей доски.
После высыхания лака шаблон городецкой росписи на разделочной доске обретёт сказочный вид. Так, применяя полученные знания и пользуясь полученными навыками, из начинающих многие превращаются в матёрых мастеров расписного дела.
Надежда Ковальчук
Образцы поэтапного выполнения росписи цветов из городецких узоров для старших дошкольников. Мастер-класс
Здравствуйте, уважаемые друзья и гости любимого сайта!
Городецкая роспись — это один из традиционных декоративных промыслов и стоит в ряду самых высоких достижений народного искусства России.
Ох, Россия, ты Россия,
Славы не убавилось,
Городцом ты, Городцом
На весь мир прославилась.
Сегодня вашему вниманию предлагаю мастер-класс «Образцы поэтапного выполнения росписи цветов из городецких узоров»
Описание: мастер-класс будет интересен старшим дошкольникам, воспитателям и родителям. Дети 6-7 лет смогут выполнить работу с помощью взрослых, а дети постарше — самостоятельно.
Назначение: освоить поэтапное рисование городецких цветов для составления композиции городецкой росписи по украшению посуды или составлению букета.
Цель: учить детей, воспитателей и родителей поэтапному выполнению росписи городецких цветов.
Задачи:
— закрепить три основных этапа в рисовании 5-ти видов городецких цветов: бутон, купавка, розан, ромашка и роза;
— развивать чувство композиции и цвета;
— воспитывать интерес и уважение к народному творчеству городецких мастеров.
Материалы: кисточки тонкие и толстые, краски гуашь — красная и розовая, синяя и голубая, оранжевая, черная и белая, целые листы и половинки бумаги размером А3.
Цветы являются непременной частью любой городецкой работы.
Городецкая роспись символична. Цветы в ней — символ здоровья и процветания в делах.
Цветы городецкой росписи:
Бутон
Ромашка
Розан
Купавка
Роза
Городецкие мастера любят цвет и оттенок, а поэтому используют красную (вишневую) и розовую краску, синюю и голубую, а также коричневую, черную и белую для оживки.
Выполнение цветов в технике городецкой росписи делятся на три этапа.
I этап росписи — Подмалевок — Это цветной кружочек, который будет служить основой любого городецкого цветка.
II этап росписи — Теневка — наведение лепестков. Когда мы нарисовали кружки разных необходимых нам цветов (подмалевки) даем гуаши время подсохнуть. Затем начинаем прорисовывать лепестки в зависимости от цветов, которые мы хотим изобразить. На розовом подмалевке лепестки можно навести красным цветом, на голубом – синим. Вообще, наведение лепестков выполняется всегда более темной контрастной краской.
III этап росписи – Оживка – украшение цветов точками и штрихами белого цвета. Узор оживляется. Выполняется самой тонкой кистью. Для этого нам понадобятся художественные кисти №2 или №3, а также белая гуашь.
Розан. Поэтапное рисование.
1. Простым карандашом на листе бумаги рисуем круги.
2. С помощью толстой кисти прорисовываем и закрашиваем круг оранжевого цвета.
3. В середине оранжевого круга изображаем маленький красный круг.
4. Сверху и снизу большого круга рисуем по лепестку.
5. Продолжаем рисовать округлые лепестки по краю круга.
6. Делаем оживку. Кончик кисти осторожно обмакиваем в белую гуашь и украшаем розан точками. Первым делом ставим белую точку в центре круга, а потом по кругу.
Городецкая роза. Поэтапное рисование.
1. Рисуем простым карандашом середину (бутон) и лепестки.
2. Закрашиваем середину и лепестки розы красным цветом.
3. Черной краской добавляем сверху круг, дугу,тонкой кистью обводим лепестки розы черной краской. Начинаем наводить дугу вначале лишь слегка прикасаясь к бумаге кончиком кисти, потом делаем сильный нажим на кисть (при этом кисть оставляет широкий плавный след) и завершаем дугу опять тонкой линией.
4-5. Оживка розы:точки, лепестки.
Купавка. Образец поэтапного рисования.
1. Рисуем круги простым карандашом.
2. Рисуем и закрашиваем круг розовой краской.
3. Верху большого розового круга маленький красный кружок, далее прорисовываем дугу, а внизу, в центре, красный лепесток.
4. Рисуем красные округлые лепестки к верху с уменьшением.
5. Оживка купавки:точка в центре маленького кружка, дуга и лепестки, точки в красных лепестках.
Ромашка. Образец поэтапного рисования.
1. Рисуем круги простым карандашом.
2. Рисуем и закрашиваем круг розовой краской.
3. В центре розового круга — небольшой красный кружок.
4. Рисуем вверху и внизу симметрично по одному лепестку (способ примакивания.
5. Добавляем лепестки.
6. Оживка белой краской:точка в центре ромашки, точки по кругу, белые лепестки между красными.
Бутон. Образец поэтапного рисования
1. Рисуем небольшой круг голубой краской.
2. Вверху добавляем синий маленький кружок.
3. Тонкой кистью рисуем синюю дугу в форме месяца.
4. Рисуем белые дуги — внизу и вверху.
5. Рисуем в середине бутона синюю дугу.
6. Варианты бутона сеточкой.
Спасибо за внимание!