Мастер-класс «Роспись ткани в технике «холодный батик». Знакомство» Екатерина Александровна Гулькова, преподаватель художественного отделения МУ ДО ВДШИ Талдомского муниципального района МО.
Мастер-класс предназначен для детей среднего и старшего школьного возраста, преподавателей технологии и педагогов дополнительного образования, родителей.
Цель:
Знакомство с росписью ткани в технике «холодный батик»
Задачи:
• Закрепление навыков работы по росписи ткани
• Развитие чувства гармонии, цвета, композиции
• Развитие аккуратности, внимания, художественного вкусаМатериалы и инструменты:• Ткань (хлопчатобумажная, искусственный шелк, натуральный шелк (туаль, крепдешин, шифон) на выбор)
• Пяльцы или рама с кнопками
• Краски по шелку (возможно использование акварельных красок)
• Резерв
• Аппликатор или стеклянная трубочка
• Кисти (белка, пони, колонок на выбор)
• Декоративный контур по ткани.Ход работы:1. Обязательно простирываем ткань с мылом (ткани продаются со специальным покрытием, оно будет мешать впитыванию краски).
2. Еще влажную ткань натягиваем на раму или закрепляем в пяльцах. Даем высохнуть.
3. Выбираем шаблон, подходящий по форме и размерам к пяльцам или раме. На просторах интернета огромное количество разнообразных шаблонов и эскизов. Не берите шаблоны с мелкими и многочисленными деталями – для небольшого формата подойдут простые и достаточно крупные формы. Мой шаблон нарисован от руки.
Если Вы используете свой рисунок, то необходимо маркером все обвести по контуру и подогнать шаблон по форме.
4. Закрепляем шаблон с изнанки бумажным скотчем.
5. С лицевой стороны обводим по контуру карандашом. Обычно шаблон хорошо просвечивает через ткань. (Можно обойтись без карандаша – наносить резерв сразу по шаблону, который виден сквозь ткань. Но в этом случае шаблон должен находиться на некотором расстоянии от ткани и не соприкасаться с ней. Иначе в местах соприкосновения шаблона и ткани резерв будет расплываться некрасивыми пятнами).
6. После того, как Вы обвели контуры карандашом, шаблон нужно убрать. И можно приступать к нанесению резерва. Резерв используется для предотвращения растекания и смешения краски. Наносить его следует очень тщательно, чтобы резерв обязательно пропитывал ткань. Все линии необходимо замыкать аккуратно, без разрывов. В противном случае, жидкая краска найдет даже самую маленькую дырочку и расплывется за контуром пятном. Когда резерв нанесен, оставляем его сохнуть. В зависимости от вида резерва время на сушку может варьироваться. Резерв «Батик Хобби» я оставила сушить на сутки. Так же хочу добавить, что у стеклянных трубочек и аппликаторов существуют разные диаметры сопла.
7. Заливку цветом начала с фона. Краску можно брать неразбавленную, либо для получения более светлых тонов в отдельной емкости разводить ее с водой (делать нужный колер). Берите краски немного – она весьма концентрированная. При желании, цвета можно смешивать и получать новые оттенки. Очень похоже на смешение акварели.
8. Затем приступаем к окрашиванию фигур и элементов композиции. Это самая увлекательная часть работы! Оставляем до полного высыхания. При высыхании краски немного бледнеют, так что можно добавить цвета вторым слоем там, где это необходимо.
9. На этом можно закончить работу или добавить некоторые нюансы и акценты декоративным контуром по ткани. Я использовала контур Dekola. Опять даем полностью высохнуть.
10. Для придания работе законченного вида обрезала ткань по кругу с небольшим припуском и с изнаночной стороны приклеила к внутреннему кольцу пяльцев. Вуаля! Работа закончена и можно ей украсить интерьер! Место, где пяльцы затягиваются можно использовать как крепеж.
Важные нюансы при выборе материалов: 1. Ткань:
• Безусловно, самым идеальным вариантом будет натуральный шелк, но это весьма недешевое удовольствие.
• Искусственный шелк будет давать работе блеск, но он весьма сложен в использовании: ткань довольно плотная, и резерв может не пропитать ее насквозь с первого раза, краска по искусственному шелку растекается крайне неохотно, так как она плохо впитывается в ткань.
• Хлопчатобумажная ткань – золотая середина. Материал недорогой, краску принимает хорошо, работать на этой ткани легко.
2. Краски:
• Данный мастер-класс сделан при использовании красок по шелку «Батик Хобби» (Гаммовские). Это самый бюджетный вариант красок по шелку. Они хорошо смешиваются друг с другом, расходуются довольно экономно. Без закрепления краски на ткани (запаривания изделия на водяной бани) изделие боится влаги. Попадание воды на готовое изделие и влажная уборка недопустимы.
• Можно использовать краски для шелка, закрепляемые на ткани при помощи утюга (например, «Батик Хобби Акрил», «Марабу», «Явана»)
• Возможно использование акварельной краски.
3. Резерв:
• В данном мастер-классе был использован резерв «Батик Хобби» на бензиновой основе. У него есть один весьма существенный минус – очень сильный запах. Поэтому работать с ним могу только дети старшей возрастной группы в хорошо проветриваемых помещениях. При этом, это один из самых надежных резервов – прекрасно держит краску. Продается он в пластиковых баночках и для работы с ним нужны специальные стеклянные трубочки, либо аппликаторы (пластиковые емкости с пластиковыми или металлическими наконечниками). Я использую аппликаторы фирмы «Явана»
• Существуют резервы на основе гутты. С ними я пока не работала, но по отзывам запах у них не такой сильный, как у бензиновых резервов.
• Самый лучший вариант – это резерв на водной основе. Он не имеет запаха. Но работать с ним необходимо более осторожно, так как его качества удержания краски ниже, чем у других. Я использую водный резерв фирмы «Марабу» — продается в тубах, готовых к использованию без дополнительных трубочек и аппликаторов.
4. Кисти:
• Подойдут белка, пони, колонок. На мой взгляд, наилучший вариант – белка. Она более гладкая и заостренная, чем пони, но мягче колонка.
• Синтетические кисти я не рекомендую использовать в данной работе. Они по-другому держат жидкую краску и зачастую при соприкосновении кисти с поверхностью материала (бумаги, ткани) отдают всю жидкость сразу. То есть получается не плавная отдача краски, а резкая, большой каплей.
• Щетина так же не подходит – слишком жесткая.Вывод:При наличии необходимых материалов и инструментов техника холодного батика довольно проста в исполнении и прекрасно адаптируется для детей разного возраста. Ребята проявляют к ней большой интерес, ведь работы получаются яркими, красочными, да и процесс растекания краски очень увлекает. Эта техника росписи ткани дает большой простор для фантазии и самовыражения.
Рекомендуем посмотреть:
Холодный батик. Мастер-класс «Подводное царство» Мастер-класс «Аквариум» в технике холодный батик Панно в технике горячего батика. Мастер-класс с пошаговыми фото. Осенние цветы Холодный батик Тюльпаны к 8 марта. Мастер-класс
Роспись по ткани – это новое направление в современной живописи. Но, как известно, все новое – хорошо забытое старое. Например, техника батика (или роспись шелка) была популярна в Китае еще в 8 веке нашей эры. А раскрашивать ткань всевозможными красителями люди стали еще за долго до того, как изобрели буквы или цифры. Сейчас же роспись по ткани – это целая индустрия в искусстве. Существует огромное количество техник и столь огромное количество производителей красок и сопутствующих материалов для росписи ткани. Потребителю, а тем более новичку порой сложно разобраться без советов и подсказок в таких вопросах: какими красками рисовать по ткани? Краски по ткани — как пользоваться? Какой производитель лучше? Где купить краски по ткани?
Не стоит забывать: художественная роспись ткани – это не полное окрашивание текстильного изделия, а нанесение на него рисунков, роспись, частичное разукрашивание. Для полного окрашивания лучше использовать специальные красители.
Акриловыми красками по ткани можно рисовать почти на всех видах тканей: хлопковых, джинсовых, льняных, синтетических. Для росписи шелковых тканей необходимо применять специальные краски для росписи шелка (батика).
Не стоит забывать об акриловых контурах по ткани. Их при работе можно комбинировать с красками, возможно так же использование исключительно контурной техники росписи ткани.
В отличии от контуров, маркеры по ткани не имеют резервной функции (то есть не предотвращают растекание красок на текстильном изделии). Но к их плюсам можно отнести бюджетную цену, удобство при использовании и яркие цвета.
Какими кистями рисовать по ткани? Для росписи ткани подойдут синтетические кисти. Рекомендуется использовать инструмент на короткой ручке. Кисть должна иметь мягкий, но упругий ворс, не оставлять следов на мазке. Помимо среднего размера желательно иметь угловую (скошенную) или круглую кисть, так как именно они помогут нарисовать мелкие детали или контуры. Кроме того, можно выбрать готовый набор кистей.
Также для росписи ткани можно использовать спонжи. Их можно использовать для придания рельефного эффекта рисунку.
Как закрепить ткань? Рисовать по ткани удобнее всего, если изделие закреплено на планшете. Он обеспечит твердую основу.
Роспись ткани акрилом, контурами, фломастером – увлекательное занятие, которое позволит создать уникальную, можно сказать, дизайнерскую вещь. Рисовать по ткани несложно, с этим справится даже начинающий художник.
Н.Н. Немеренко
Высшая школа народных искусств (институт)
Структура и содержание учебника «Основы производственного мастерства»
(художественная роспись ткани)
Учебник для студентов высшего образования, обучающихся по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», профиль «Художественная роспись ткани» содержит материалы по изучению дисциплины «Основы производственного мастерства». В учебнике приведена информация о необходимом оборудовании, инструментах и материалах, подробно раскрываются способы работы в различных техниках художественной росписи ткани — «холодный батик», «горячий батик», «свободная роспись ткани», а также их комбинирование в процессе выполнения изделий по авторским проектам и образцам повышенной сложности.
Цель учебника — развитие творческих способностей студентов и организация познавательно-творческой деятельности при выполнении системы предложенных практических заданий.
Задача учебника — подробно и доходчиво донести до студентов теоретическую и практическую сторону художественной росписи ткани.
Каждая глава направлена на включение студента во все формы познавательной активности — учение, практику и проектную деятельность. Учение предполагает изучение теоретического материала, практика -выполнение практических заданий, а проектная деятельность — обретение студентами умений научно-исследовательского характера, необходимых как при написании курсовых и пояснительных записок для дипломных работ, так и в будущей профессии.
Список рекомендуемой литературы включает учебники, учебные пособия и
монографии, изданные в последние годы, а также основные фундаментальные
работы по художественной росписи ткани.
Дисциплина «Основы производственного мастерства» входит в базовую часть профессионального цикла Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). Совместно с дисциплинами «Пропедевтика», «Проектирование», «Совершенствование мастерства» обеспечивает подготовку и развитие определенных профессиональных компетенций, оценка которых осуществляется в процессе экзаменационных просмотров в конце каждого семестра.
Общие требования для бакалавров по направлению подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», профиль: «художественная роспись ткани» обозначены в новых образовательных стандартах третьего поколения. После изучения базовой части профессионального цикла, к которой принадлежит дисциплина «Основы производственного мастерства» обучающийся должен:
знать
— приемы работы с цветом и цветовыми композициями;
— основные технологические процессы ручного и промышленного изготовления продукции;
— правила техники безопасности при работе в учебных мастерских.
уметь
-реализовать проект в материале;
-профессионально выполнять копии и вариативные повторы изделий с ручной художественной росписью;
-решать самостоятельно различные технологические задачи и исправлять
допущенный брак.
владеть
— различными техниками художественной росписи ткани;
— навыками выполнения изделий в материале по собственным проектам в разных техниках художественной росписи ткани;
— способами самостоятельного определения задач профессионального и личностного развития;
— навыками работы в коллективе и команде, взаимодействия с руководством, коллегами и социальными партнерами.
Учебник включает в себя пять больших глав, каждая из которых, в свою очередь состоит из нескольких частей.
В I главе даются общие сведения о художественной росписи ткани:
-правила техники безопасности,
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
-организация рабочего места,
-правила натяжения ткани на раму,
-выполнение технической кальки-шаблона и перевод рисунка на ткань,
-рецепты и правила приготовление резервирующих составов для ручной художественной росписи ткани,
-основные и вспомогательные материалы для работы (ткани, красители и краски, лудигол, мочевина и.т.д.),
-оборудование, инструменты, приспособления и правила работы с ними (рама, подставки, кружка для разогрева воска, стеклянные трубочки и.т.д.)
В этой же главе подробно описываются правила и способы обработки и ухода за изделиями с ручной художественной росписью ткани. Заканчивается первая глава комплексом вопросов и заданий для повторения и закрепления знаний.
II глава посвящена изучению техники «холодный батик», подробно и доходчиво описывается методика выполнения каждого задания, от тренировочных упражнений до выполнения сложных изделий.
Изучение техник ручной художественной росписи ткани ведется в порядке возрастания технологической сложности, от наиболее простой и доступной техники «холодный батик» к наиболее сложной технике «горячий батик».
Техника ручной художественной росписи ткани «холодный батик», зародилась в начале ХХ века, и получила широкое распространение в России. Характерная особенность этой техники состоит в том, что в качестве резерва применяется холодный состав, в основе которого — резиновый клей. Резервирующий состав наносится на ткань специальными стеклянными трубочками в виде контура рисунка, который обязательно должен быть замкнутый. В пределах контура ткань расписывается краской, которая за границы резерва не проходит и это придает рисунку четкий графический характер. В технике «холодный батик» применяется бесцветный и цветные резервирующие составы.
Техника «холодный батик» хорошо сочетается с другими техниками художественной росписи тканей и является самой популярной и распространенной.
Изучение любой техники ручной художественной росписи ткани начинается с выполнения тренировочных упражнений для отработки различных приемов, в результате чего закладываются основы будущего профессионализма.
На занятиях обязательно должны быть наглядные методические пособия и рекомендации по ручной художественной росписи ткани в технике «холодный батик», образцы готовых изделий. Перед выполнением каждого задания студенты составляют технологическую карту выполнения изделия с подробным описанием всех процессов. Приведем пример:
Технологическая карта выполнения тренировочных упражнений в технике «холодный батик»:
1. Организация рабочего места. Подготовка материалов и инструментов для работы.
2. Натяжение ткани на раму. Подбор раздвижной рамы, подходящий по размеру, Подгонка рамы под конкретный размер ткани (100х100см). Выравнивание
и натяжение по всем четырем сторонам. Измерение и анализ качества натяжки, по итогам которого исправление допущенных ошибок.
3. Выполнение технической кальки — шаблона. Калька-шаблон — это калька с нанесенным контуром рисунка. Калька-шаблон должна быть чёткой и аккуратной, не искажать контуры рисунка. Калька накладывается на проект или изделие и аккуратно закрепляется булавками. Рисунок на кальку переводится маркером или гелиевой ручкой. Толщина линии — 1-2мм. При выполнении кальки-шаблона необходимо следить, чтобы не было перекоса рисунка, необходимо постоянно отслеживать совместимость мотивов.
4. Перевод рисунка на ткань простым, хорошо наточенным карандашом НВ едва заметно, нельзя пользоваться ластиком. Прикрепление кальки-шаблона к ткани аккуратно булавками. Разметка конструктивных линий на натянутой ткани и перенос рисунка на ткань карандашом.
5. Наводка резервирующим составом. Наводка линии резерва должна быть равномерной, без клякс. Резервирующий состав должен пропитывать ткань насквозь, но не растекаться.
6. Просушка. Резервные линии необходимо хорошо просушить. Сырой резерв может размазаться и пропускать краску в процессе работы.
7. Составление колорита для росписи изделия, выполнение выкрасок на ткани и утверждение составленных цветов с преподавателем.
8. Роспись красками с точной передачей цвета. Расписывать необходимо с самых светлых цветов до самых насыщенных и темных.
9. Подпись работы, выполнение таблички на кайме с названием учебного заведения, годом выполнения и фамилией студента.
10. Исправление допущенных ошибок в процессе работы над изделием (под руководством преподавателя).
11. Снятие готового изделия с рамы.
Перечень заданий по изучению техники «холодный батик»:
Задание № 1. Выполнение тренировочных упражнений в технике «холодный батик»
В учебнике подробно и доходчиво даются методические рекомендации к выполнению каждого задания по программе, от тренировочных упражнений до выполнения сложных изделий в изучаемой технике. Приведем пример:
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Методические рекомендации к выполнению тренировочных упражнений в технике «холодный батик»
а
б
в
д
Тренировочные упражнения выполняются на натуральном шелке: тонкий шифон, размер 50х90см. и представляют собой готовое изделие.
На ткани размещены 15 квадратов размером 15х15см, и палитра с двух сторон (рис. 1, 1-3 — а, б, в, г, д )
Первое упражнение: Наведение вертикальных линий на ткани бесцветным резервирующим составом (рис. 1, упражнение 1.а).
Линии резерва, должны наводиться равномерно, без клякс. Резервирующий состав должен пропитывать ткань насквозь, но не растекаться. Прежде чем наводить рисунок на изделии, резервирующий состав необходимо проверить на палитре. Для пробы, с помощью стеклянной трубочки следует обвести замкнутый
г
контур резервирующим составом, после чего кистью смочить ткань внутри замкнутого контура. Если за рамки контура не выступит вода, значит, линия хорошо держит и можно приступать к работе на изделии. Прямые линии резервом можно наводить как от руки, так и по линейке.
Второе упражнение: Наведение вертикальных линий на ткани черным резервирующим составом (рис. 1, упражнение 2.а).
Данное упражнение аналогично первому, различие лишь в цвете резерва.
Третье упражнение: Наведение прямых вертикальных линий бесцветным резервирующим составом с последующей заливкой их краской
(рис.1, упражнение 1.б).
В первом упражнении описана технология наведения линий резервирующим составом. После полного высыхания резервирующего состава и проверки наведенных линий можно начинать работу в цвете. Сначала заливается один цвет и только после полного высыхания другой цвет и.т.д.
Четвертое упражнение: Наведение прямых вертикальных линий черным резервирующим составом с последующей заливкой их краской (рис.1, упражнение 2.б).
Четвертое упражнение аналогично третьему, различие лишь в цвете резерва, однако для правильного выполнения задания необходимо заливать один и тот же цвет одновременно в двух квадратах (рис.1, упражнения 1.б и 2.б).
Пятое упражнение: Наведение прямых вертикальных и горизонтальных линий бесцветным резервирующим составом с последующей заливкой краской (рис. 1, упражнение 1.в).
В первом упражнении описана технология наведения линий резервирующим составом, но необходимо учитывать, что время высыхания резерва не менее часа и поэтому, чтобы не испортить работу сначала наводятся все линии по вертикали и только после полного высыхания резерва — по горизонтали.
Шестое упражнение: Наведение прямых вертикальных и горизонтальных линий черным резервирующим составом с последующей заливкой краской (рис. 1, упражнение 2.в).
Шестое упражнение аналогично пятому, различие лишь в цвете резерва. Работа в цвете ведется по тому же принципу что и в предыдущих упражнениях, одновременно в двух квадратах (рис.1, 1.в и 2.в).
Седьмое упражнение: Наведение прямых линий по диагонали бесцветным резервирующим составом с последующей заливкой их краской (рис.1, упражнение 1. г).
В данном упражнении работа ведется по тому же принципу что и в предыдущих упражнениях, с той лишь разницей, что линии направлены по диагонали. При наведении линий по диагонали изменяется скорость течения резерва из трубочки и происходит это потому, что направление линий не совпадает ни с основой, ни с утком, поэтому обязательно проверяется качество наведенных линий.
Восьмое упражнение: Наведение прямых линий по диагонали черным резервирующим составом с последующей заливкой их краской (рис.1, упражнение 2.г).
Данное упражнение аналогично седьмому, различие лишь в цвете резерва. Работа в цвете ведется по тому же принципу что и в предыдущих упражнениях, одновременно в двух квадратах (рис.1, 1г и 2г).
Девятое и десятое упражнение: Рисунок «Шотландка», наведение прямых вертикальных и горизонтальных линий бесцветным и черным резервирующим составом с последующей заливкой краской (рис. 1, упражнение 1.д и 2.д).
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Работа ведется по тому же принципу что и в предыдущих упражнениях. Каждое последующее упражнение усложняется, в этом упражнение необходимо использовать больше цветов и оттенков.
Одинадцатое упражнение: Геометрические фигуры с растяжками разных цветов (рис. 1, упражнение 3.а, 3.б, 3.в, 3.г, 3.д.)
В ходе выполнения этих заданий идет знакомство с понятиями «тон и тональность», «холодный и теплый колорит», правильное смешивание цветов.
Задание № 2. Выполнение изделия с линейным рисунком в технике «холодный батик»
Шарф с линейным рисунком, техника «холодный батик»
Задание № 3. Выполнение изделия с орнаментальным рисунком в технике «холодный батик»
Шарф с орнаментальным рисунком, техника «холодный батик»
Задание 4. Выполнение изделия с цветочным рисунком в технике «холодный батик»
Платок с цветочным рисунком, техника «холодный батик»
Задание № 5. Выполнение изделия с цветочно-орнаментальным рисунком в технике «холодный батик».
Шарф с цветочно-орнаментальным рисунком, техника «холодный батик»
III глава посвящена изучению техники «свободная роспись ткани», в ней очень подробно описывается методика выполнения каждого задания, от тренировочных упражнений до выполнения сложных изделий.
Техника «свободная роспись ткани», восходит к традиционной китайской,
японской и корейской школе «Живописи на шелке» водяными красками или тушью. Данная техника, требует знания законов цветоведения и композиции, свободного владения живописной техникой без предварительного рисунка. Расписывать необходимо быстро и точно, каждый мазок ставить на свое место.
Существует множество способов свободной росписи тканей: по сухой ткани, по мокрой ткани, работа с применением загустителей, работа с соляными растворами, аэрография и др. Техника «свободная роспись ткани» хорошо сочетается с другими техниками художественной росписи тканей.
Изучение техники начинается также с выполнения тренировочных упражнений для отработки различных приемов свободной росписи ткани.
Перечень заданий по изучению техники «свободная роспись ткани»:
Задание № 1. Тренировочные упражнения в технике «свободная роспись ткани»
«ащццпн
Тренировочные упражнения в технике «свободная роспись ткани»
Задание № 2 Роспись декоративного панно в технике «свободная роспись ткани»
Роспись декоративного панно «Выборг» в технике «свободная роспись ткани» (по загустке)
Задание № 3. Копирование изделия из методического фонда в технике «свободная роспись ткани».
Шарф цветочно-орнаментальный, техника «свободная роспись ткани»
Задание № 4. Копирование изделия из методического фонда в
комбинированной технике
Палантин «Пионы» с цветочным рисунком, техника «свободная роспись ткани»
IV глава посвящена изучению техники «горячий батик».
Техника художественной росписи ткани «горячий батик» является одной из древнейших техник оформления ткани. Эта техника зародилась на Востоке и была широко распространена в Африке и Центральной Америке. В основе техники «горячий батик» лежит принцип резервирования рисунка. При росписи рисунка, отдельные участки покрываются горячим резервирующим составом. Горячий батик традиционно выполнялся на хлопчатобумажной ткани. Само слово батик означает рисование горячим воском. Батик — batik — индонезийское слово. Часть слова — tik — на всех индонезийских языках означает «точка» или «капля»; — ба -хлопчатобумажная ткань. Ambatik — рисовать, покрывать каплями, штриховать.
Современный «Горячий батик» несколько отличается от традиционного батика. Во-первых, в качестве резервирующего состава используется не воск, а смесь парафина и технического вазелина, а во-вторых — ткань после резервирования не красится целиком в специальных емкостях, а расписывается вручную с помощью специальных инструментов и приспособлений. После высыхания ткани, выполняется повторное резервирование тех участков, которые должны остаться светлыми, а остальное пространство расписывается в более темные тона. Этот цикл: резервирование — роспись — сушка — повторяется
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
несколько раз и заканчивается нанесением самой темной краски. В горячем батике резервирование ткани является временным, вспомогательным процессом. По окончании работы горячий резервирующий состав с ткани удаляется, изделие проглаживается горячим утюгом через бумагу (газета, салфетки).
При выполнении практических работ в технике «горячий батик» следует строго соблюдать правила техники безопасности при работе с нагревательными электроприборами:
— Только в присутствии преподавателя и с его разрешения допускается включение и отключение электрических приборов при выполнении работ в технике «горячий батик», запрещается работать с неисправными электроприборами.
— Нельзя включать и выключать электроприборы мокрыми руками. Электроприборы должны располагаться на расстоянии не менее двух метров от шкафов с горючими материалами.
— Нельзя оставлять без присмотра включенные электроприборы. Электроприборы должны размещаться на специальных негорючих подставках.
— Соблюдать осторожность при работе с горячим резервирующим составом, нельзя допускать перегрева парафина и попадания воды или краски в горячий резерв. Резервирующий состав необходимо нагревать на водяной бане в хорошо проветриваемом помещении при наличии средств пожаротушения.
Изучение техники «горячий батик» ведется по той же схеме — от тренировочных упражнений до выполнения сложных изделий в изучаемой технике.
Перечень заданий по изучению техники «горячий батик»:
Задание № 1. Тренировочные упражнения в технике «горячий батик»
Тренировочные упражнения в технике «горячий батик»
Задание № 2. Копирование образца из методического фонда в технике «горячий батик»
Шейный платок в технике «горячий батик»
Задание № 3. Роспись изделия в технике «горячий батик» способом «от пятна»
Платок в технике «горячий батик» способом «от пятна»
Задание № 4. Роспись изделия с цветочно-орнаментальным рисунком в технике «горячий батик»
Палантин «Бабье лето».
Техника «горячий батик» способом «от пятна»
Пятая глава посвящена выполнению изделий повышенной сложности по авторским проектам в разных техниках художественной росписи ткани.
Исполнение изделий по собственным проектам дает возможность импровизировать, выработать «свой стиль» художественной росписи ткани. Проект для выполнения изделия в материале отбирается преподавателем и утверждается на заседании кафедры.
Перечень заданий:
Задание № 1. Роспись изделия с цветочным рисунком по собственной композиции в технике «горячий батик»
Парео «Солнечные каникулы».
Техника «горячий батик» способом «от пятна»
Задание № 2. Роспись выставочного изделия с рисунком повышенной сложности по собственной композиции в комбинированной технике
Шаль «Торжество». Комбинированная техника «холодный батик» и «свободная роспись ткани»
Завершается учебник страницами с приложением, в котором включены изображения изделий с ручной росписью ткани, которые выполняются в Высшей школе народных искусств. Здесь же в приложении включены фотографии поэтапного выполнения одного изделия в технике «холодный батик» — от натягивания ткани на раму до полного завершения изделия и снятия с рамы и поэтапное выполнение изделия — в технике «горячий батик».
Учебник «Основы производственного мастерства» (художественная роспись ткани) может быть использован в преподавании следующих учебных дисциплин по профилю «Художественная роспись ткани»: Основы производственного мастерства, Пропедевтика, Проектирование, Технический рисунок, Совершенствование мастерства.
И так, рисуем платок в технике холодного батика.
Материалы:
Ткань — креп-сатин, белого цвета, размер приблизительно метр на метр. Ткань берем с запасом, т. е. готовое изделие будет где то 90х90 см.
Резерв — прозрачный фирмы Гамма
Краски — акриловые для шелка Silk, Гамма
Стеклянная трубочка для резерва
Тряпка, для удаления капли резерва с трубочки, и для сушки кистей.
Кисти — 3 беличьих кисти разного размера, №5 для мелких деталей, №12 для заливки крупных деталей, №24 плоская кисть для фона.
Карандаш, большой лист бумаги для рисунка, маркер для обводки рисунка.
Деревянная рама, или подрамник (я использую раздвижную раму)
Перед тем как натягивать ткань на раму, ее следует промыть в легком мыльном растворе, для того, чтобы смыть заводскую обработку ткани, потому как если ее не промыть, краска будет плохо растекаться. После высыхания ткани, ее следует слегка прогладить.
Натягиваем ткань на раму.
Для начала очень ровно позиционируем ее:
Затем прикрепляем ткань канцелярскими кнопками, делаем это начиная от середины к краям. Важно ткань натягивать очень ровно, чтобы не перекосить ее.
После того как ткань натянута, нам нужно сделать рисунок нашего платка в размер рамы. Можно сделать предварительный эскиз маленького размера, а затем увеличить его до размера платка. Я рисунок делаю без предварительного эскизирования, прямо на большом куске бумаги. Для того, чтобы рисунок был лучше виден, я обвожу его поверх карандаша перманентным маркером.
Затем подкладываем рисунок под ткань таким образом, чтобы он был хорошо виден сквозь нее. Если рисунок находиться слишком низко и не виден, то можно подложить книги или журналы, чтобы он был ближе к ткани.
Когда рисунок размещен под тканью, начинаем наносить резерв.
Наносим резерв тщательно, чтобы не было разрывов, иначе краска потечет. Когда прошли резервом весь рисунок, оставляем его высыхать. Высыхает где то за час. Если время на работу ограничено, то можно ускорить процесс сушки феном.
Когда резерв высох, начинаем непосредственно роспись. Перед тем как наносить краску, нужно смочить раскрашиваемую область чистой водой. Это нужно для того, чтобы краска текла более свободно, а так же для того, чтобы выявить те места, которые плохо пропитал резерв.
Роспись по ткани напоминает акварельную живопись, потому, как в акварели, мы постепенно вплавляем один цвет в другой, добиваясь неповторимых переходов и игры цвета. Я обхожусь без палитры, смешивая краски прямо на ткани. Новичкам такой фокус будет наверное сложен, поэтому советую воспользоваться пластиковой палитрой.
При нанесении краски следует учитывать вид ткани. На различной ткани краска ведет себя по-разному. Она может течь равномерно, либо больше по утку, либо больше по основе.
Наносить краску нужно аккуратно, чтобы не попасть другим цветом на уже прокрашенные области, так как исправить это уже не удасться.
По моей задумке цветы на платке будут светлее фона, я делаю их золотисто — оранжевыми, листья же будут темнее фона,я делаю их красно коричневыми.
Если все таки в некоторых местах резерв был нанесен плохо, и мы этого не заметили при смачивании ткани водой, в этих местах краска протечет на другую область рисунка. Нам этого не нужно, но так как фон предпологаеться довольно таки темным, то протечки можно особо не размывать. Но обязательно эти места вновь пройтись резервом, чтобы цвет темного фона не затек на светлые цветы. Если же вы делаете фон светлым, то как только краска протекла, ее нужно тут же размыть на сколько это возможно и место протечки пройтись резервом.
Постепенно, расписывая небольшие детали, переходим к росписи фоновой области. Необходимо помнить, что большую область нужно писать быстро, не прерываясь, чтобы краска текла равномерно и нигде не высыхала раньше времени, иначе можно получить некрасивые пятна и затеки.
Чтобы добавить интересный эффект «капель», посыпаем мокрую ткань в некоторых местах мочевиной. Мочевина продается в любом садово-огородном магазине. Есть какая то специальная присыпка для подобного эффекта, но стоит конечно на порядок дороже (не знаю как называется). Либо можно вместо мочевины посыпать крупной солью, соль создает «звездочки» более светлого цвета.
И так, мы закончили роспись. Если в каких либо местах цвет не настолько насыщенный как вам хотелось бы, можно добавить цвета, заново смочим нужные участки и усилить контраст.
После высыхания, ткань нужно аккуратно снять с рамы, вынув кнопки.
Рисунок закрепляем при помощи не очень горячего утюга с изнаночной стороны на средней температуре допустимой для даного типа ткани.
После закрепления рисунка, ткань нужно прополоскать в теплой воде с добавлением малого количества мягкого шампуня, это нужно сделать для того, чтобы избавится от жесткости ткани после утюжки.
После того как ткань прополощена и высушена, нужно ее опять прогладить и ровно обрезать в размер, а затем обработать края. Для тех кто не дружит со швейной машинкой, можно отнести платок в ближайшее ателье и за не большую плату вам там обработают край на оверлоке.
И вот наш платок готов!
Наталья Зинорова — «Учимся искусству батик»
Я хочу рассказать вам о способе художественной ручной росписи тканей, который называется батик. Это интересная идея, которую можно использовать в оформлении абсолютно любого интерьера. Большинство из нас старается сделать свой дом как можно более уютным, украшая интерьер необычными и интересными вещами. Кто-то покупает готовые изделия, отдавая предпочтение произведениям известных мастеров или модным брендам, кто-то ищет творения умельцев народных промыслов. А есть люди, которые считают лучшим интерьерным украшением вещи, сделанные своими руками. Батик – это увлечение как раз для таких творческих и неординарных людей!
Немного истории
Учёные не пришли к единому мнению о времени возникновения искусства батика. Большинство считает, что этот способ оформления ткани появился в XIII-XIV вв. Но корни его, несомненно, уходят в глубокую древность. Родиной батика принято считать индонезийский остров Ява, где это искусство получило наибольшее развитие. Мне довелось побывать в одной мастерской, занимающейся художественной росписью тканей. Индонезийки – настоящие мастерицы, украшающие неповторимым и сказочно красивым рисунком предметы одежды и интерьера.
Виды ручной росписи тканей способом «батик»
Батик – это способ росписи ткани, при котором участки ткани, которые не должны быть окрашены, покрываются специальной смесью – резервом. В качестве резерва может быть использован парафин, пчелиный воск или различные смолы. Батик бывает нескольких видов: холодный, горячий, узелковый и свободная роспись ткани. У каждого из них есть свои особенности.
- Холодный батик. Этот способ подразумевает нанесение резерва в виде замкнутого контура, в пределах которого осуществляется роспись красками.
- Горячий батик. Расплавленный резерв может наноситься на контур рисунка и/или покрывать отдельные участки полотна.
- Свободная роспись ткани. Первоначальный рисунок наносится краской, резерв используется только в завершающей обработке.
- Узелковый батик имеет существенные отличия от предыдущих способов. Его трудно назвать росписью, это – окрашивание ткани. Полотно складывается различными способами, перевязывается в нескольких местах или прошивается нитками, после чего окрашивается краской.
Батик не имеет каких-либо жёстких рамок или традиций. Каждый мастер может применять различные варианты росписи, внося что-то новое, постоянно совершенствуя свою методику. Украшать художественной росписью можно любую одежду (платья, платки, шарфы, рубашки и т.д.), предметы интерьера (шторы, покрывала, скатерти) и создавать отдельные панно.
Для начала давайте попробуем научиться искусству художественной росписи тканей холодным батиком.
Подготовка ткани
Для художественной росписи можно применять различные виды ткани. Наиболее удобны в работе гладкие ткани, имеющие полотняное переплетение. Чаще всего используют хлопок, вискозу или натуральный шёлк. В изготовлении этих тканей применяются разные добавки, которые желательно удалить. Для этого ткань замачиваем в воде на 1-3 часа, затем вывариваем в воде с добавлением любого стирального порошка или мыла в течение 30 минут. Далее ткань прополаскиваем и сушим.
Рама для ткани
Готовая к работе ткань натягивается на деревянную раму. Если роспись осуществляется на небольшом полотне, можно использовать обычные пяльца. Для более крупных полотен можно приобрести в магазине раздвижной подрамник или изготовить раму самим.
Как изготовить раму
Четыре деревянных бруска необходимой длины скрепляем между собой саморезами по углам, чтобы в итоге у нас получилась квадратная или прямоугольная рамка. Толщина бруска может быль любой, но лучше брать не очень тонкий брусок (во время работы раму с натянутой тканью нужно положить на ровную поверхность так, чтобы ткань не соприкасалась с поверхностью). На раму при помощи канцелярских кнопок закрепляем ткань. Можно крепить слегка влажное полотно. Сначала прикалываем углы, затем фиксируем кнопки по центру каждого края, следом крепим все остальные кнопки.
Краски, резерв и инструменты
Красок для тканей существует много, как отечественного, так и импортного производства. Обязательно покупайте краску в специализированном магазине, так как от качества краски будет зависеть внешний вид изделия и его долговечность.
Резерв для холодного батика может быть различного состава. Можно купить готовый резерв или сделать его самим. Состав может быть следующим:
- Резиновый клей — 200 г, бензин – 250 г, пчелиный воск – 50 г.
- Резиновый клей – 200 г, бензин – 250 г, парафин – 50 г.
- Резиновый клей – 215 г, бензин – 200 г, вазелин – 85 г.
Для приготовления резерва можно использовать металлическую или стеклянную банку. Банку помещают в металлическую посуду (ковш, кастрюлю). Варят резерв на водяной бане. Сначала в банку кладут парафин, потом – резиновый клей и остальные добавки. Бензин вливают в последнюю очередь осторожно и постепенно. Это делается для того, чтобы при необходимости можно было уменьшить или увеличить количество бензина в зависимости от густоты полученной массы. Всё хорошо перемешивают и снимают готовый резерв с электроплиты. Хранить резервную смесь нужно в банке с плотно закрытой крышкой.
Обязательно соблюдайте меры противопожарной безопасности и не забудьте открыть окна, чтобы проветрить помещение.
Инструменты
Краски на ткань наносятся с помощью кисти. Кисти бывают различных форм и размеров, с натуральной и искусственной щетиной. Для мелких деталей возьмите тонкие кисти с острым кончиком, фон или крупные детали удобно прокрашивать поролоновой плоской кистью.
Резерв наносится с помощью стеклянной трубочки с заострённым концом или пластмассовой бутылочки с металлической насадкой. Их можно купить в магазине вместе с красками. Для нанесения резерва также используют чертёжный рейсфедер.
Для устранения подтёков краски вам понадобятся ватные палочки и спонжи.
Ну вот, теперь, когда подготовка к работе закончена, можно немного отдохнуть и приступить непосредственно к ручной росписи ткани способом «батик».
Технология работ
Для работы нам понадобятся:
- мягкий карандаш
- краски
- кисти
- спонж
- ватные палочки
- резерв
- инструмент для нанесения резерва (стеклянная трубочка или рейсфедер)
- Карандашом наносим рисунок на ткань или переводим рисунок с бумаги. Если вы используете второй вариант, то бумагу нужно приколоть иголками с изнаночной стороны и через ткань обвести контур рисунка.
- По карандашным линиям аккуратно наносим резервную смесь. От угла наклона инструмента зависит толщина линий – чем меньше угол, тем будет тоньше линия. Перед нанесением краски нужно дождаться полного высыхания резервной смеси, чтобы избежать смешивания различных цветов (около 40 минут). При холодном способе резервная смесь не удаляется с ткани.
- Когда вы используете для росписи ткань, по которой краска хорошо растекается (хлопок, натуральный шёлк), ставьте кисточку в центре обведённого контуром участка, и краска сама будет подтекать к краям. При использовании ацетатных или капроновых тканей кисть можно подводить к самому контуру, так как на таких тканях краска растекается гораздо хуже.
- Если при работе всё же не удалось избежать затекания краски, то получившееся пятно можно попробовать органично вписать в рисунок. В любом случае, это – авторская работа, и никто не ограничивает вашу фантазию.
- Сушим готовое изделие на рамке в горизонтальном положении.
Если вы изготовили декоративное панно, то можно смело поздравить себя с окончанием работы. Те же изделия, которые в дальнейшем предполагается стирать (одежда, скатерти, шторы), необходимо подвергнуть «запариванию» для закрепления краски. Делается это следующим образом.
- Если у вас в домашнем хозяйстве имеется автоклав, то это – идеальный вариант. При отсутствии автоклава для запаривания можно использовать большую кастрюлю, ведро или пароварку. Кастрюлю наполняем водой примерно на 1/5, доводим до кипения. Накрываем её куском хлопчатобумажной ткани (ткань должна немного провисать).
- Готовое изделие раскладываем на ровной поверхности лицевой стороной вверх. Чистой тканью закрываем рисунок. Аккуратно сворачиваем ткань трубочкой и перевязываем. Если изделие большое и не помещается в кастрюлю, тогда его нужно свернуть так, как мы сворачиваем носовые платки (пополам, затем снова пополам и т.д.).
- Кладём наше изделие на хлопчатобумажную ткань, которой мы накрыли кастрюлю. Очень важно, чтобы вода при кипении не попала на ткань. Сверху нужно положить свёрнутое в несколько раз одеяло и накрыть всё это крышкой. Время запаривания зависит от вида красителя. Для активных красителей достаточно 30 минут, для других видов красок – от 1 до 1,5 часов.
- Достаём готовое изделие. Теперь его можно с удовольствием использовать и стирать сколько угодно с любым порошком.
В статье был рассмотрен только один способ ручной росписи батик, но, главное – начать. Зная основы, изучить другие способы или придумать самому что-то новое будет уже гораздо проще. Ручная роспись «батик» – процесс настолько интересный и увлекательный, что он легко может превратиться в любимое хобби.
Источник — статья на сайте «DIY: Сделай сам»