Содержание
- Подготовка стекла
- С чего начинаются рисунки на стекле?
- Роспись по стеклу акриловыми красками: создание рисунка
- Витраж по стеклу своими руками
- Как выбрать краски для рисования на стекле
- Понятие о краске для рисования на стекле
- Краски по стеклу
- Промышленные способы росписи на стекле
- Как сделать краску своими руками
©/joruba75 Техника росписи по стеклу известна со времён эпохи Возрождения. Тогда опытные мастера в качестве красок использовали металлы и их оксиды. В наши же дни достижения современной химической промышленности позволяют применять более широкий набор материалов для росписи по стеклу. Вдобавок ко всему технология стала более простой и доступной, благодаря низкой стоимости красок и возможности осуществлять роспись с использованием трафаретов.
Одним из самых популярных материалов для росписи по стеклу являются акриловые краски, завоевавшие признание, как у профессионалов, так и у любителей, и позволяющие создавать эксклюзивные вещи самостоятельно. В связи с этим мы считаем своим долгом научить вас работать с этим материалом.
Итак, давайте разбираться, что такое роспись по стеклу акриловыми красками, кому она – по силам, и что нужно для создания красивых и полноценных рисунков на окнах, зеркалах, бутылках и прочих стеклянных поверхностях…
Для работы вам понадобятся:
- акриловые краски
- акриловый лак
- обыкновенные кисти различной толщины
- ватные палочки и зубочистки (для корректировки изображения)
- контуры разных цветов (продаются в специализированных магазинах или магазинах с канцелярскими товарами)
- специальный разбавитель для акриловых красок (необязательно, может понадобиться для разбавления густых красок, также его можно заменить обычной водой)
- палитра на случай, если вы будете смешивать оттенки
Подготовка стекла
Перед росписью стекла акриловыми красками требуется тщательно очистить поверхность. Чтобы избавиться от этикеток, если таковые имеются, необходимо положить стеклянное изделие в горячую воду на 15-20 минут, затем очистить остатки клея железной щеточкой или абразивным чистящим средством. Последний этап подготовки – обезжиривание (спиртом или жидкостью для снятия лака с ногтей) и просушка.
С чего начинаются рисунки на стекле?
Выбрав понравившееся изображение, его следует перенести на стекло, предварительно зрительно определив его месторасположение. Сделать это можно двумя способами:
- Сразу же нанести рисунок на прозрачную поверхность с помощью тонкого маркера. Так быстрее, однако для этого необходимо быть, как минимум, на 98% уверенным в своих художественных способностях и непревзойденном таланте.
- Подложить изображение под область росписи и немного смочить водой, дабы оно слегка приклеилось к стеклу. Затем обвести «контуром» или маркером.
К слову, «контуром» называется специальная краска в небольшом тюбике с длинным тонким наконечником, имеющим отверстие. Наносить изображение с его помощью следует аккуратно, так как сильный нажим на тюбик спровоцирует излишек краски. Но если рука дрогнет, и та линия, которая должна быть ровной, станет волнистой или зигзагообразной, неровности всегда можно будет поправить с помощью ватной палочки или зубочистки. После нанесения контура, необходимо оставить стекло для высыхания на 1-2 часа.
Стоит отметить, что нанесение специального контура – вовсе не является обязательным. Тут все зависит исключительно от эффекта, который вы хотите получить в итоге. С четко прорисованным контуром изображение будет похоже на витраж. Если же вы ограничитесь черновым рисунком, нанесенным маркером, и потом заполните его акриловыми красками, ваше творение будет в большей степени похоже на живописный шедевр.
Роспись по стеклу акриловыми красками: создание рисунка
Последний этап, наиболее простой и увлекательный, – непосредственно рисование акриловыми красками на стекле. В данном случае вы как бы разукрашиваете свой «черновик». После завершения необходимо запастись капелькой терпения и дать изделию высохнуть. Время высыхания можно прочесть в инструкции к краскам. Но, как правило, достаточно не более 10 минут, чтобы «акрил» полностью высох.
Удивительно, но некоторые акриловые краски на водной основе требуют не высыхания, а запекания. Запечь расписанные красоты можно в духовке. При этом важно выдержать температуру, опять же указанную в инструкции.
Полезные советы:
- Рисунки акриловыми красками на стекле наносятся несколькими слоями. Однако каждый слой обязательно должен успеть высохнуть.
- Чтобы акриловые краски ложились ровно, необходимо брать на кисточку больше цвета и затем, слегка прикасаясь к стеклу, равномерно распределять его по поверхности тонким слоем. Делать это необходимо быстро, иначе края окрашенной области могут засохнуть и получатся некрасивые разводы.
- Чтобы придать фактурность рисунку, необходимо использовать поролоновую губку или жесткую кисть, которая позволит оставлять «бороздки».
- Получить необходимый оттенок можно путем смешивания между собой имеющихся цветов.
- Покрыть большую поверхность (например, фон) можно с помощью акриловой краски в форме аэрозоли.
- Использовать акриловые краски на основе алкидных смол следует в хорошо проветриваемых помещениях. В некоторых случаях может понадобиться использование респиратора.
- После завершения работы необходимо сразу промывать кисти проточной водой, в противном случае краска склеит ворс, и инструмент можно будет отправить в урну.
- Чтобы рисунки, нанесённые акриловыми красками на стекло, как можно дольше радовали вас и окружающих, их следует покрыть акриловым лаком.
Что ж, теперь вы знаете, как создаются рисунки акриловыми красками на стекле, и можете сделать вывод по силам вам это или нет. Тем не менее, мы всё же надеемся, что наши нехитрые рекомендации помогут вам создать хотя бы один оригинальный предмет декора…
Успехов!
После высыхания и закрепления акриловые краски по ткани образуют очень прочный рисунок, который не смывается водой даже при использовании моющих средств, поэтому они широко применяются для росписи футболок, джинсов, сумок и других предметов гардероба из натуральных тканей.
Предлагаемые акриловые краски по ткани разбавляются водой. Рекомендуется не добавлять много воды, чтобы краски по ткани не растекались и не снижали окрашивающую способность. Кисти и принадлежности промывайте водой до высыхания краски.
Наши краски по ткани предназначены для украшения натуральных тканей, таких как лен и хлопок. Структура натуральных тканей позволяет краскам по ткани проникать в глубь волокон и прочно закрепляться на них. Если Вы используете несмываемую краску по ткани для синтетических материалов, учитывайте, что они более чувствительны к стирке, так как синтетика не обеспечивает прочного сцепления с краской.
Для получения промежуточных цветов краски по ткани можно смешивать между собой в любых соотношениях. При использовании новых тканей перед применением краски по ткани необходимо произвести стирку. Мятую ткань следует тщательно прогладить, чтобы устранить все складки.
Ткань можно натянуть на рамку или просто разложить на рабочем столе, подложив под нее лист бумаги или картона для защиты стола. Проникновение краски по ткани на тыльную сторону ткани является положительным фактором, способствующим наилучшему закреплению рисунка. Если вы украшаете футболку или наволочку, необходимо изолировать переднюю сторону от задней с помощью бумаги или картона. Для упрощения работы ткань можно закрепить на столе с помощью липкой ленты.
ВНИМАНИЕ! Для создания долговечного рисунка на ткани следует избегать наложения краски по ткани плотными слоями друг на друга.
Существует несколько простых способов нанесения краски по ткани на материал.
При работе кистью (для росписи используются преимущественно синтетические кисти) сначала необходимо с помощью цветного карандаша или копировальной бумаги для портных (она не оставляет пятен на ткани) нанести на ткань любой рисунок, взяв его например из журнала по вышиванию.
Для выполнения цветовых проб необходимо держать под рукой кусочек холста или похожей ткани. При работе с оттенками важно помнить, что начинать удобнее со светлых тонов, постепенно переходя к темным. Светлые тона получают, смешивая белые краски по ткани с цветными до необходимого оттенка.
Контуры рисунка наносятся светлой краской с помощью мягкой тонкой кисти. Раскраску внутри контура и переход тона от светлого к темному осуществляют с помощью более крупной кисти.
Рисунок получится наиболее удачным, если сделать большое количество переходов от светлого тона к темному. Старайтесь работать как можно быстрее, тогда еще не проникшие в глубь материала краски по ткани будут перемешиваться, не оставляя заметных границ между тонами.
Другим способом нанесения рисунка на ткань может быть трафаретная печать. Необходимо закрепить выбранный трафарет на ткани, убедившись в его плотном наложении. В зависимости от размера украшения подобрать кисть для тамповки, использовать поролоновый тампон или валик.
Слегка обмакнув тампон в краску, тщательно обработать прорези трафарета так, чтобы краски по ткани проникли в глубь волокон. Можно использовать как чистые, так и смешанные цвета в одной или разных прорезях. По окончании работы осторожно снять трафарет.
Часто акриловые краски по ткани используют совместно с акриловой рельефной краской «Контур». То есть создается рельефный контур рисунка, а затем когда он высохнет, внутренние части рисунка закрашиваются выбранными цветами.
Закрепление:
После завершения работы необходимо выждать 12-15 часов, после — закрепить рисунок, проглаживая горячим утюгом с изнаночной стороны в течение 2-3 минут.
Помните о том, что краски по ткани содержат термозакрепляющуюся смолу, которая гораздо прочнее держится на поверхности после термообработки (акриловая краска по ткани и так является несмываемой, но термообработка значительно улучшает адгезию краски). Температура утюга должна соответствовать типу ткани, проглаживание проводите медленно и непрерывно, не задерживайте утюг в одном месте. Во время глажения доску защитите тканью. По окончании ткань необходимо перевернуть и быстро прогладить рисунок, накрыв его материалом.
Уход:
Украшенная ткань — результат ручной работы, поэтому созданные с помощью краски по ткани рисунки нуждаются в бережном отношении во время стирки. При использовании машинной стирки лучше выбирать программы для тонких тканей с температурой не выше 40 °С. Не используйте продолжительный отжим, это приводит к преждевременному износу рисунка. Если изделие имеет небольшой размер, лучше стирать его вручную. Не используйте отбеливатель, чтобы краски по ткани не потеряли в цвете.
Также вы можете посмотреть видео-урок о применении акриловых красок по ткани:
Видео мастер-класс по нанесению акриловой краски по ткани через трафарет:
Если вас заинтересовал этот материал, вы всегда можете купить краски по ткани в нашем интернет-магазине.
Спасибо, что выбрали нас!
Витраж по стеклу своими руками
Мастер – класс «Сладкий сон» в технике комбинированный витраж (заливные краски и бисер)
Шушканова Ирина Юрьевна, педагог-психолог, МДОУ №133 г Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край
Мастер – класс рассчитан на проведение с детьми 5-6-7 лет.
Назначение: арттерапия, изготовление подарков, оформление интерьера, может использоваться в кружковой работе.
Цель:
1) Развитие творческой деятельности детей.
2) Ознакомление детей с новой изобразительной техникой – комбинированный витраж.
3) Развитие эстетического вкуса у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1) Обучать различным приемам работы с витражными красками, стеклом и бисером.·
2) Поддерживать проявление самостоятельности, инициативности, активизировать творческие проявления детей.
3) Способствовать созданию условий для психологической разрядки детей, учить получать удовольствие от изготовления арт объектов, повышать самооценку, создавать ситуацию успеха.
4) Развивать пространственное воображение, фантазию, мелкую моторику рук и глазомер.
5) Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
6) Развивать коммуникативные навыки.
Предварительная работа: беседа с детьми, рассказ об истории витража, использование демонстрационного материала (иллюстрации, интернет, книги по истории).
Беседа с детьми
Кто и когда создал самый первый витраж — трудно сказать, но это было очень давно.
Витраж – это сюжетная или орнаментальная декоративная композиция из фрагментов стекла или другого похожего материала, который способен пропускать свет. История создания витражей уходит своими корнями в древние времена. Считается, что первыми изготавливать цветные стекла стали древние египтяне.
Сначала люди придумали стекло, научились его делать прозрачным и тонким, затем придумали делать стекло цветным, а после кто-то из художников придумал, что из кусочков цветного стекла можно делать картинки. Прозрачные картины украсили собой храмы, дворцы и обычные жилища. И даже более того, древняя, старинная техника витража — мозаичный набор из фигурных кусочков стекла — стала активно использоваться и для украшения мебели, каминных экранов, ширм, зеркал, музыкальных инструментов, ювелирных украшений (серьги, браслеты, кольца)…
А после люди придумали новый способ, как можно соединять цветные стекла между собой и витражная техника стала применяться не только на плоских поверхностях, но и на объемных – украшая лампы и светильники самых причудливых, необычных форм. Завораживающая, волшебная, очаровывающая красота стекол, играющих красками в солнечных лучах, с каждым веком все более пленяла людей и подвигала художников к совершенствованию своего мастерства.
Затем, познакомить с работами, которые я изготовила сама и другой ребенок. Например, с моей работой «Лето», и работой ребенка «Бабочка» — изготовлены в технике комбинированный витраж.
Сегодня мы с вами превратимся в художников — ветражистов и попробуем сами изготовить картины, только стекло у нас будет обыкновенное, а мы его будем закрашивать специальными волшебными красками, которыми можно рисовать по стеклу и в работе будем использовать бисер для создания объемного рисунка.
Материал для работы: для работы вам потребуется фоторамка со стеклом, картинка или эскиз будущей картины (идеи можно брать из журналов, раскраски, рисунки на одежде, много идей в интернет).
Я выбрала рисунок из раскраски (не обязательно в совершенстве владеть кистью, главное – любить рисовать, можно брать отдельные фрагменты и создавать свою композицию). Кроме того, вам понадобятся витражные заливные краски во флаконах (их можно наносить мягкой натуральной кистью, или заливать прямо из тюбика), контурные краски, бисер разных цветов – желательно круглый и мелкий, когда появится опыт можно брать рубку, стеклярус и более крупный бисер, клей «Титан» — он не обладает резким запахом им можно работать даже в помещении вместе с детьми, несколько мягких тонких кистей, иголка, тонкие палочки или зубочистки, ветошь или салфеточки и мелкая по размеру стекла коробочка, можно из под обуви, чтобы бисер не рассыпался при работе.
Изготовление:
1 шаг: отогнуть скобы, удерживающие стекло и осторожно вынуть из рамки
2 шаг: на эскиз будущей картины наложить стекло
3 шаг: контурами из тюбика создаем границы рисунка и переносим рисунок с эскиза на стекло, контур должен быть объемным – тонкая аккуратная «колбаска», подождать пока высохнет, (ошибки, которые допустил ребенок, легко исправить. Свежую краску можно стереть ватными палочками и салфеткой, а когда высохнет аккуратно счистить – иголкой и острым лезвием)
4 шаг: поместить стекло с рисунком в мелкую коробочку с низким бортами (чтобы бисер при работе не рассыпался по комнате).
5 шаг: выбрать фрагмент. С какого начнете, значения не имеет. Из флакона нанести достаточное количество клея (его не должно быть слишком мало, т.к. он быстро густеет и бисер может не приклеиться) и распределить тонкой палочкой или зубочисткой внутри выбранного фрагмента.
6 шаг: затем засыпаем бисер на клей, распределяем, поправляем, палочкой, прижимаем пальцем, чтобы не было пустоты между бусинками, добавляем бисер, а если нужно, то и клей, даем минут пять схватиться. Клей сохнет быстро, с пальчиков скатывается легко, не пахнет, если выливается за контур, где будет основной фон залитый краской — не переживайте он после высыхания легко снимается иголочкой
7 шаг: затем выбираем следующий фрагмент, добавляем клей, распределяем, засыпаем бисер, прижимаем пальчиками, ждем минут пять, работаем дальше.
Продолжаем по той же схеме рисовать бисером медвежонка
8 шаг: так засыпать бисером все детали, которые вы хотели бы сделать объёмными
9 шаг: на крупные фрагменты рисунка, предназначенные для засыпания бисером наносить клей на небольшие участки и засыпать бисером, потому, что клей густеет быстро.
10 шаг: можно приклеить крупную бусинку или камешек для зрачка у месяца.
11 шаг: нанести желтую краску вокруг контура звезд и месяца создать эффект «свечения», подождать пока высохнет
12 шаг: затем закрашиваем синей краской основной фон — ночное небо. Где краски больше – там фон темнее, её можно смешивать с другой краской, чтобы получить нужный оттенок. Можно наносить мягкой кистью или из тюбика. Дать высохнуть.
12 шаг: вставить в рамку. Готово!
Возможности витражных красок безграничны, любой праздник или день рождения станет с их помощью незабываемым, а поделки — отличным подарком. Удовольствие получают от этого все участники процесса, родители взрослые, особенно дети! Этот вид творчества очень хорошо развивает чувство меры и вкуса. Ребенок сам видит этапы преображения вещей, потому, что эти поделки хранятся на видных местах, долгие годы он гордится своим творчеством. Так что пробуйте, удачи и творческих успехов!
Участник конкурса для педагогов «Лучший мастер-класс»
Рекомендуем посмотреть:
Поделки из бумаги в технике витраж. Мастер-класс
Поделки из бумаги в технике витраж
Техника рисования витражей с детьми
Техника витраж красками по стеклу
Как выбрать краски для рисования на стекле
Посещая выставки, музеи или иные мероприятия, где мастера показывают результаты своего творчества – рисунка на стекле, – восхищаешься нестандартными изображениями. Глядя на удивительную роспись по стеклу, узоры и миниатюры, многие задаются вопросами:
- Какими красками можно рисовать на стекле?
- Как научиться создавать подобное своими руками?
- С чего начать?
Любое дело начинается с приобретения инструментов и материалов для самостоятельной работы. Нужно заготовить кусочки стекла или керамики, на которых возникнут первые изображения.
Понятие о краске для рисования на стекле
Краситель, предназначенный для нанесения на стекло, должен отвечать нескольким требованиям:
- образовывать сильные адгезионные связи, достаточно плотно прилипать к идеально гладкой поверхности, после застывания прочность прилипания должна возрастать, а не понижаться;
- пленка нанесенной краски не должна выгорать под действием солнечных лучей, выбор красящих пигментов производят специально, учитывая их поведение под УФ-лучами;
- отсутствие вредный выделений: никому не будет приятно выполнять работу, ощущая неприятный запах (противогаз не способствует получению качественного рисунка);
- нужна краска, которую легко брать и переносить с палитры на рабочую поверхность.
Остается разобраться, какие материалы подойдут для подобной работы.
Краски по стеклу
Акриловые краски для нанесения изображений на стекло создают на поверхности непрозрачный тонкий слой. Особенность этих красителей в том, что они имеют высокую степень прилипания к гладкой поверхности, в процессе полимеризации прочность сцепления со стеклом только возрастает. Смыть высохшую краску почти крайне сложно, приходится соскребать.
Глядя на многоцветный рисунок (рис. 1), можно видеть, как художник в процессе работы над ним умело смешивал краски. Он добивался получения того оттенка, который возник у него в процессе рисования.
Рис. 1 «Жар-птица» на фужерах
Здесь использованы несколько разных техник, которыми пользуются художники на фабриках, выпускающих стеклянные изделия. Присутствуют:
- точечный рисунок, его характерной особенностью является нанесение небольших точек, которые и создают определенное видение изображения;
- художественное рисование, для которого характерным является мазок. Когда готовят кисть для многокрасочного мазка, то на ней присутствуют сразу несколько цветов. При движении кисти, каждый цвет оставляет свой цвет. Они иногда плавно переходят один в другой, но возможны и контрастные взаимодействия;
- многослойное наложение краски, указывающее на высокий профессионализм художника. На самом деле профессионалы рисунка начинают работу не со светлых тонов, они создают нижний слой из темных оттенков, а потом остальная картинка получается высвечиванием на основном фоне ярких фрагментов, которые и привлекают внимание остальных.
Акриловые краски в руках опытного художника на стеклянной поверхности дают возможность формировать сложные узоры, которые не всякий может повторить (рис. 2). Здесь трудно говорить о ремесленничестве – это великолепный творческий процесс. Только с первого взгляда все изделия кажутся одинаковыми, приглядываясь к ним внимательно всегда можно увидеть отличия. Каждый мастер, пользуясь акриловыми красителями, оставляет свою индивидуальность на расписанных предметах.
Рис. 2 Роспись по стеклу акриловыми красками
Глядя на процесс, у многих возникает желание приобщиться к такому творчеству. Оно завораживает, рождает свои картины, которые так и хочется оставить на прозрачной основе.
В свое время итальянские мастера нашли свой способ оставить след в искусстве. Они использовали краски на основе желатина. Сегодня редко, кто пользуется технологиями средневековых художников по стеклу. Их краски позволяли оставлять только тонкую прозрачную пленку с оттенками нужного цвета.
Современные мастера, используя технику рисунка из средневековья, применяют краски на органических растворителях. Их лаковая основа дает возможность получить блеск сразу после нанесения. Застывая, оттенок только увеличивает насыщенность, становясь несколько темнее. Витражная роспись удивляет свой воздушностью (рис. 3).
Рис. 3 Рисунок на стекле, выполненный красками на основе нитролака
Пигменты, придающие прозрачному лаку цветовые оттенки, ничуть не снижают прозрачности изделия. Ощущение легкой воздушности так и остается, глядя на качественную работу современного мастера.
Чтобы придать изделию вид, подобный старинному витражу, нужно дать каждому цвету особое обрамление. Его добиваются, используя контурные витражные краски. Они дают не тонкую пленку, а на поверхности формируют валики небольшой высоты. Образуются замкнутые пространства, куда заливается краска (рис. 4).
Рис. 4 Контурная краска, имитирующая медную проволоку на стекле, позволяет получить «волшебный» рисунок.
Раньше к стеклу разными способами приклеивали медную или серебряную проволоки, старались максимально приблизить ее к поверхности, чтобы исключить перетекание разных цветов из одного ограниченного пространства в другое. Приходилось и отмывать фрагменты, поэтому процесс рисования длился довольно долго. Ждали, когда засохнет один цвет, чтобы работать с другим.
Промышленные способы росписи на стекле
Использование контурного рисунка позволяет одновременно работать с несколькими цветами. Контур на некоторых фабриках наносят в виде шаблонов (рис. 5). Современные технологии позволяют максимально облегчить работу рисовальщика. Он скорее выступает, как раскрасчик контурного рисунка.
Рис. 5 Контур, переносимый на стекло
- Выбирается подходящее изображение, которое желают получить на стеклянной поверхности.
- Выполняется фотографирование выбранного изображения. Оно сохраняется в цифровом виде на компьютере.
- С помощью программы Photoshop выполняется необходимая обработка, чтобы удалить ненужное, а также выделить главное.
- Производится печать на прозрачную основу, например, на полипропиленовую пленку.
- Тепловым способом рисунок переносят на стекло. Остается только контур, куда следует выполнить заливку.
- Художник вручную заполняет предоставленные пространства по номерам красок.
Получается рисунок, который повторяется многократно. Именно так на стеклянных шарах для Новогодней елки расписывают разными «волшебными» рисунками (рис. 6).
Рис. 6 Новогодние украшения для елки, расписанные стеклянные шары
Как сделать краску своими руками
Приобщиться к творчеству росписи стеклянных изделий может любой. Только начинающий художник может проверить, стоит ли ему заниматься таким увлекательным делом. Можно попробовать свои силы, не приобретая дорогостоящих красок, изготовив их своими руками.
Главное при работе подобрать желаемый носитель для красителя.
Рисование на клеевых красках, изготовленных на основе ПВА, может освоить любой. Технология простая.
- Отлить немного клея ПВА в емкость на 1…3 мл.
- Капнуть несколько капель колера. Добавляя колер, можно контролировать насыщенность цвета.
- Смешивая разные колеры, добиваются нужного оттенка.
Готовые образцы краски нужно хранить в плотно укупоренных флаконах. Некоторые перед каждым рисованием приготавливают новые расходные материалы.
Используя прозрачный лак для ногтей тоже можно получать прозрачные краски для стекла. Процесс подобен том, что изложен выше. Различие только в несущей основе для красок.
Применив белую акриловую фасадную краску, можно получить и акриловые витражные краски. Технология ничем не отличается от описанной выше. Только используют акриловый носитель.
Роспись по стеклу – это интересное занятие, которое может стать творческой профессией.
1. Для создания аккуратного рисунка очень важно выбрать контур с удобным носиком. Декоративные контуры Decola снабжены съёмной конусообразной насадкой с длинным тонким носиком, что позволяет создавать изящные линии и мелкие точки.
2. При создании первых работ новичкам рекомендуется сначала перенести рисунок на ткань, а затем обводить его по контуру. Это можно сделать несколькими способами:
— Если ткань достаточно тонкая, то подложите эскиз под материал и обведите карандашом;
— Можно положить на ткань копировальную бумагу, а затем рисунок и обвести карандашом или иголкой проделать маленькие отверстия по контуру рисунка, сделать через них отметки карандашом, а затем соединить точки линией.
3. Перед использованием контура непосредственно на изделии рекомендуется потренироваться на образце ткани. Этот совет особенно актуален при работе с синтетикой, т.к. нужно убедиться в прочности закрепления рисунка.
4. Основное правило для начинающих — не бояться наносить контур, иначе рука будет дрожать и линии будут неровные и прерывистые.
5. Держите контур примерно под углом 30 градусов относительно декорируемой поверхности. Если держать его под прямым углом, то это будет препятствовать вытеканию краски из отверстия. Носик тюбика следует держать над поверхностью, а не вплотную к ней, тогда краска из контура будет вытекать равномерно.
6. Нанося контур, желательно равномерно давить на тюбик, чтобы линия получалась одинаковой толщины. Очень важно, чтобы в этот момент рука опиралась на стол, а не висела в воздухе, потому что так движения будут намного увереннее, а значит аккуратнее.
7. Созданную с помощью контуров роспись необходимо просушить в течение 3 часов перед нанесением акриловых красок по ткани Decola. Также контуры можно наносить для украшения готовой росписи.
8. После нанесения контура на изделие готовую роспись необходимо просушить в течение 24 часов в горизонтальном положении. Далее рисунок следует закрепить с помощью горячего утюга без пара, прогладив изделие через х/б ткань с изнаночной стороны в течение 5 минут. Для закрепления росписи на изделиях из кожи рекомендуется использовать фен или акриловый лак Decola.
9. При нанесении рисунка на большие поверхности часто нужен контур с носиком большего диаметра. Для получения необходимого диаметра можно просто срезать носик острым канцелярским ножом под прямым углом. Если подготовить несколько носиков с разным диаметром, то можно их использовать на одном контуре, получая линии и точки разного размера.
10. Часто после нескольких месяцев хранения открытый контур сложно выдавливается из тюбика. В этом случае следует прочистить носик иглой. Для удобства работы рекомендуется прочищать носик после каждого использования.