Содержание
Палехская роспись является одним из самых узнаваемых художественных промыслов русского народа. Свои истоки палехская роспись берет из послереволюционной центральной России. Нынешняя Ивановская область тогда была Владимирской губернией, а промысел взял название от поселка Палех, что был в Вязниковском уезде. Ранее в дореволюционный период мастера Палеха больше славились своим мастерством писать иконы и расписывать церкви, поэтому можно считать, что палехская роспись берет свое начало в иконописи.
История промысла
Изначально художники Палеха более всего славились своей церковной живописью, но в послереволюционный период, в Палехе создали Палехскую художественную артель, мастера которой стали заниматься росписью по дереву. А в 1925 году работы художников этой артели были выставлены на выставке в Париже и приобрели всемирную известность.
(Город Палех)
Особый бум палехской росписи характерен для конца 1960-х — начала 1980-х годов:
- выпускалось огромное количество советских открыток с миниатюрами, выполненными в палехской технике;
- выпускались марки с палехской росписью;
- сувенирные и подарочные косметические наборы продавались в коробках с палехской росписью и с такими же изображениями на этикетках;
- большой популярностью пользовались декоративные подносы и шкатулки для украшений, где были изображены не только сюжеты былин и сказок, но и истории достижений советского народа.
Элементы палехской росписи
(Рисунок)
Отличительная особенность палехской росписи:
Самым важным отличием палехской росписи, от иных исконно русских живописных промыслов, является прорисовка миниатюрных композиций — изображений, которые рассказывают определенный сюжет.
В отличие от орнаментной росписи и персонажного изображения, палехская роспись требует прорисовки мельчайших деталей рисунка, для передачи тонкостей и характера всех персонажей или явлений. Выбираются в качестве основы: сюжеты былин, басен и сказаний; бытовые сценки.
Основным цветом для фона выбирают черный, а основными цветами для росписи считаются золотые тона и их вариации.
(Раскрашенная работа)
Другими важными отличиями считаются:
- многотональная прокраска теней;
- несколько вытянутое изображение персонажей;
- точная прорисовка элементов, например, листва деревьев прописывается в соответствии с натуральным изображением;
- большое количество прорисованных нюансов и деталей.
Даже сейчас можно встретить книги, в которых для иллюстрации классических произведений великих русских авторов, используют сюжеты, выполненные палехской росписью.
Техника выполнения
Выполнение палехской росписи на шкатулке, ларчике, подносе или пудренице требует соблюдения определенных последовательных этапов. Сначала делают заготовку необходимого предмета, который будет расписываться, например — шкатулки.
(Палехская миниатюра)
Заготовка выполняется путем наслоения листов картона до достижения необходимой плотности изделия. Далее всю заготовку покрывают грунтом в несколько слоев (поочередно затирая каждый слой) и в конце наносят шпатлевку, которая остается до полного высыхания. На следующем этапе заготовку затирают пемзой для достижения структурной поверхности, на которую лучше ложиться лак и краска. На всю внешнюю поверхность заготовки наноситься черный лак, а на внутреннюю чаще всего красный лак.
После подготовительных работ будущий рисунок прокрашивается белилами, а детали прорисовывают тонким карандашом.
Затем занимаются приготовлением темперных красок, а точнее яичной эмульсии, при помощи которой разбавляют сухой пигмент краски. Для этого яичный желток отделяют от белка, а затем взбивают его венчиком с добавлением уксуса. После смешивания с эмульсии с пигментом консистенция получается пластичной, поэтому краска ложиться более мягко. Особый нюанс при изготовлении яичной эмульсии в Палехе — это разбавление её не водой, а уксусом или хлебным квасом.
(Палехские шкатулки)
Наносят краску на черную лаковую основу при помощи беличьих кистей, которые создаются чаще всего самими мастерами, для получения необходимых мазков при росписи.
Часто при росписи мастера используют лупу или увеличительное стекло.
В завершении, рисунок закрепляется несколькими слоями прозрачного лака от 5 до 10 слоев и полируется до блеска.
Палехская роспись очень трудозатратный промысел, который требует от художника больших временных затрат. Поэтому изделия с палехской росписью очень ценятся и стоят достаточно дорого.
Палех: районы, отдых, экскурсии, музеи и церкви, кухня и рестораны, шоппинг и магазины, достопримечательности Палеха.
Палех дал свое имя знаменитому на весь мир народному промыслу. Этот небольшой поселок в Ивановской области входит в перечень исторических городов России. Палехский бренд — шкатулки, броши, панно и другие лаковые миниатюры, расписанные золотом и яркими красками по черному фону. На этих самобытных работах оживают сюжеты народных былин, сказок и песен.
Жители Палеха считают свой поселок родиной жар-птицы. Чудо-птица с длинным хвостом не только украшает палехские миниатюры, но и красуется на флаге и гербе города.
Своими искусными живописцами Палех славится еще с допетровских времен — поселок поставлял иконописцев и реставраторов для Московского кремля, Новодевичьего монастыря и Троицко-Сергиевой Лавры. После революции люди искусства были вынуждены искать иные формы самовыражения. Палехские мастера стали создавать необычные миниатюры, которые приобрели мировое признание. В 1925 г. лучшие образцы этого народного промысла экспонировались на парижской Всемирной выставке и получили золотую медаль.
Как добраться до Палеха
Чтобы без пересадок попасть в Палех, в Москве нужно сесть на автобус, идущий до Южи. Отправление с Щелковского автовокзала, время в пути — 7 часов, стоимость проезда — от 800 RUB. Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.
Ближайшая к Палеху ж/д станция находится в Шуе (75 км), до нее удобнее добираться путешественникам из Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода. Из Москвы лучше ехать до Иваново. Поезд Москва — Кинешма идет с Ярославского вокзала столицы, в дороге 7 часов, билет стоит от 680 RUB. Из столицы можно доехать туда и на автобусе — есть рейсы с Щелковского автовокзала и автостанции Новогиреево. Поездка продлится минимум 7 часов, а стоимость проезда составит 750 RUB.
Между Иваново и Палехом интенсивное автобусное сообщение — автобусы отходят каждые полчаса (цена билета — 150 RUB, в пути — 1,5 часа).
По автомобильной дороге между Москвой и Палехом около 400 км. Ехать нужно по М7 через Владимир и Иваново, а затем по Р152 через Шую — переезд займет около 6 часов.
Транспорт
Палех — маленький поселок, вдоль и поперек его за полчаса обойдешь пешком. Съездить можно в соседние села Холуй (30 км) и Мстеру (110 км), где тоже есть музеи лаковой миниатюры. На автобусе в Холуй надо ехать через Южу, а в Мстеру — через Вязники. Таксисты с готовностью откликаются на просьбу показать местные достопримечательности. Цены разнятся — в среднем 15-25 RUB за км.
Не рекомендуется приезжать в Холуй весной — во время паводка река Теза так заливает село, что местные передвигаются по нему исключительно на лодках.
Велобум еще не докатился до родины жар-птицы — предложений по аренде велосипедов почти нет. Говорят, что гостевой дом на улице Зиновьева предлагает своим постояльцам двухколесных друзей напрокат.
Гостиницы Палеха
Только в душевном русском поселке можно встретить гостевой дом под названием «Вера. Надежда. Любовь». Хозяева предлагают погрузиться в этническую атмосферу: гости живут в деревянном доме с русской печью (от 1000 RUB в сутки с человека). По соседству — пруд, есть баня.
Еще парочка отелей — это обычные номера по средним ценам на уровне 2200 RUB за двухместный. К гостям относятся радушно, как липку не обдирают, прислушиваются ко всем пожеланиям.
Что привезти
Из Палеха везут лаковые шкатулки, пудреницы, портсигары и другие вещицы в фирменном палехском стиле. Здесь их можно купить дешевле, чем где-либо — большой ассортимент представлен в лавке при выставке-салоне Музея палехского искусства или в магазине сувениров «Ковчег». Еще один фольклорный артефакт этих мест — традиционные палехская строчка и вышивка. Пользуются спросом расшитые платья, салфетки, комплекты постельного белья и скатерти. В Доме ремесел продают глиняную игрушку, изделия из лозы и лоскутное шитье. Сувенирка из соседнего городка Шуи — натуральное мыло и алкогольная продукция: Шуйская водка и бальзам «Старая Шуя».
Осторожно, подделки!
Палехскую лаковую миниатюру в России подделывают много и со вкусом. На рынках полно фейковых шкатулок, портсигаров, подсвечников и других изделий. Все они быстро приходят в негодность из-за того, что работы выполнены непрофессионально. В итоге на Палех почем зря грешат покупатели, недоумевающие, почему роспись стала вдруг такой паршивой.
Специалисты советуют во время покупки изделий обращать внимание на следующие детали:
- лаковая миниатюра традиционно имеет черный цвет, внутри — красный;
- у всех изделий высокое качество полировки, на лаке нет царапин, пятен, вздутий;
- на лицевой стороне изделия в нижнем левом углу обязательно должна стоять золотая надпись «Палех», в правом нижнем — инициалы автора;
- на днище изделия должен быть фирменный знак предприятия, покрытый лаком;
- стоимость изделия не может быть низкой — палехская роспись относится к дорогим удовольствиям.
Кухня и рестораны Палеха
Палех — это не гастрономический образец старой России. Здесь занимаются иконами, а не кухней. Так что к услугам туристов — обычные едальни со стандартным набором еды: первое, второе и компот.
В поселке есть несколько кафе, столовая и ресторан. Основные посетители этих заведений — экскурсионные группы туристов, приезжающие посмотреть на здешние красоты. В обеденное время им предлагают комплексные домашние обеды, а вечером можно сделать заказ по меню. Из местной кухни славятся колбаски и жаркое по-палехски. Местная кондитерская торгует собственной свежей выпечкой, а в кафе с необычным для российской глубинки названием «Манхэттен» можно дешево перекусить фастфудом — пицца, шаурма. Цены приемлемые: средний обед или ужин обойдется в 200-300 RUB.
Роспись Палех. Куклы грелки в стиле русских промыслов, авторская ручная работа.
Филигранное древнее искусство росписи лаковой миниатюры и название исторического города России Палех, что в Ивановской области, давно стали синонимами и знакомы сегодня каждому россиянину. Название бывшего небольшого села прославляет удивительную ручную работу талантливых художников России. Палехская роспись — это традиционный народный вид прикладного творчества, коньком которого является иконопись, создание неповторимых русских сувениров, декоративных шкатулок. Художественная лаковая миниатюра выполняется темперными красками (растительного происхождения) по изделиям из папье-маше.
Изготовление и художественная роспись изделий была и остается исключительно ручной работой мастера. Художники обычно расписывают деревянные шкатулки и табакерки, заколки для галстука, женские броши. Отличительная особенность традиционного искусства палехского стиля росписи — черный лаковый фон и тщательно прописанные с ювелирной точностью детали изображения.
История Палеха
История названия села Палех уходит далеко вглубь веков. Когда образовалось на этом месте поселение древних восточных славян — точно не известно. Село Палех расположен на живописном берегу реки Палешка, в окружении дремучих лесов. Палех — очень древнее славянское поселение. Есть все основания полагать, что поселение основали в конце XII века славянские крестьяне и мастера ремесленники, бежавшие из русских городов Владимир и Суздаль в начале монгольского нашествия на Русь.
Согласно народным древним преданиям, давным-давно от удара молнии загорелось высокое дерево на вершине холма, спалив весь сосновый лес. В результате все деревья на холме выгорели, а поселившиеся здесь переселенцы назвали холм и основанную деревеньку Палёной (Палихой). С начала XIII века село принадлежало сыну Великого Князя Владимирского Всеволоду Большое Гнездо. В 1572 году русский царь Иван Грозный передал Палех в вотчину своему сыну, но через 10 лет село оказалось в руках литовского короля, а с начала XVII века стало принадлежать русскому князю Ивану Бутурлину. К этому времени русское село сильно разрослось (более 70 дворов) и стало центром волости.
Суглинистая пахотная земля была не плодородна и скудна на хорошие урожаи. Поэтому жители активно занимались торговлей и ремесленничеством, а село Палех превратилось в слободу. Вместе с художественной росписью лаковой миниатюры развились русские народные промыслы:
- Вышивка по льняным тканям;
- Художественная резьба по дереву. Особенно славились деревянные шкатулки;
- Писание церковных православных икон на заказ.
К XVII веку наиболее доходным, а потому и распространенным художественным промыслом становится иконописная живопись. Вырастают целые русские династии мастеров ручной работы, которые позже открыли собственные иконописные мастерские. Православные иконы по индивидуальному заказу стоили очень недешево, делались только для конкретного человека и пользовались на Руси большим рыночным спросом.
Художники писали русские христианские иконы всей артелью, сообща. Одни талантливые мастеровые рисовали на православной иконе архитектуру, пейзаж и одежду персонажей, другие – выписывали только лики святых. Молодые ученики обучались мастерству иконописи 6 лет, причем никакого жалованья подмастерьям в это время не полагалось. Так проверялась преданность выбранному делу.
Русские православные иконы писались по прориси (контурный рисунок, снятый со старинных икон). Бумажные листы с прорисями были самыми большими ценностями в каждой династии мастеров, они передавались из поколения в поколение, от отца к сыну. Так удавалось сохранить и сберечь классические каноны и вековые традиции палехской православной иконописи.
Слава об искусных художниках вскоре дошла и до первопрестольной Москвы. Талантливых мастеровых людей стали приглашать для нанесения и восстановления церковных фресок, художественной росписи стен и сводов христианских храмов. Наиболее известные работы палешан стенописцев — Грановитая Палата в Кремле, Успенский и Дмитровский собор во Владимире, Софийский собор в Новгороде, Благовещенский Собор в Москве, Ипатьевский собор в Костроме.
Искусство иконописи и стенописи было развито и в соседних селах Шуя и Холуй, однако наивысший расцвет и пик популярности пришелся именно на изделия Палеха. В 1894 году над росписью христианских икон трудились более 250 взрослых художников и 120 подмастерьев, в основном талантливые подростки. В течение каждого года изготавливалось на заказ около 10000 именных православных икон. Стоимость была на любой кошелек — от рубля до ста, а зачастую и более. Для сравнения: земской врач получал 10-15 руб. в месяц, литр очень хорошей водки в трактире стоил 12-15 копеек, шкура убитого медведя стоила 1,5-2 рубля. Поэтому покупка иконы палехской росписи была не всем по карману.
В конце XIX века спрос на рукописные иконы в России заметно снизился. Во-первых, сказался их избыток, во-вторых, появились типографские станки, которые массово тиражировали любые изображения. Конечно, типографские машинные иконы по своему качеству не могли сравниться с рукописными иконами, однако были очень дешевы и потому доступны всем.
Октябрьская революция 1917 года отменила христианскую религию и перемешала все яркие краски в палитре самобытного художника. Поскольку православная иконопись подвергалась массовым гонениям со стороны Советской власти, затравленные иконописцы бросали насиженные места, обустроенный быт и целыми семьями уезжали куда подальше, бросая своё художественное ремесло и искусство росписи. Новая власть рабочих и крестьян быстро сообразила, что рукотворная продукция по-прежнему пользуется устойчивым спросом за границей, и этот спрос можно перевести в звонкую валюту. Поэтому государство начало возрождать почти утерянное народное искусство.
В 1924 году, усилиями семерых коренных жителей, создается «Артель древней живописи». Немногие оставшиеся в живых мастера начали переносить свой художественный талант с церковных икон на лаковую миниатюру бытовых украшений. Уже в 1925 году рукотворный изделия с оглушительным успехом были представлены на Всемирной выставке в Париже. Широкую популярность получила палехская роспись шкатулок, табакерок и прочей домашней утвари.
Менее востребованной стала многовековая религиозная тематика, но никуда не пропала традиционная филигранная техника росписи. Популярность и славу завоевали изображения русских троек, национальные жанровые сценки бытовых гуляний, исторические и литературные сюжеты, персонажи народных сказок. Молодые художники с помощью своих коллег мастеров из Федоскино, освоили новый для себя поделочный материал папье-маше, талантливо перенеся на него свою веками отработанную технику живописи.
Идеология нового Советского государства потребовала полностью изменить сюжеты изображений. На фирменном черном фоне появились изображения советских тракторов и заводских новостроек, до горизонта засеянных кукурузой колхозных полей, румяных пионеров в красных галстуках. На долгие годы исчезли столь ценимые русским народом самобытная поэтическая красота, традиционный для России изящный стиль и возвышенный дух.
Особенности росписи Палеха
Почему же именно школа художников Палеха стала столь популярной в России? Потомственные палешане отличаются безупречным наследственным художественным вкусом и развитым чувством цвета. Им удаётся создавать изысканные сочетания неуловимых оттенков, используя голубую бирюзу, небесного цвета лазурь, изумрудную зелень, насыщенные лиловые, багряный пурпур, широкую гамму красных цветов от розового до темного кирпичного.
Особое внимание уделяется необычной технике письма — плавь, когда объём рисунка создается за счёт многослойного прозрачного лакового покрытия, поэтому переходы от темного к светлому цвету совершенно незаметны. Ну и, конечно, ювелирная точность художника в прорисовке каждой мельчайшей детали изображения. Школа палехской росписи самобытна и расположена особняком от других традиционных русских художественных традиций. Художники изображают не геометрические узоры, растительные орнаменты или отдельные фигуры людей и животных, а целостные гармоничные жанровые композиции, повествующие о реальном историческом событии, библейском сюжете или литературном персонаже из русской сказки.
Неординарное и неподражаемое искусное мастерство филигранных художников Палеха широко известно и не имеет аналогов не только в России, но и во всём мире. Популярность самобытных лаковых миниатюр настолько велика, что ассоциируется со всей русской школой художественной росписи. Слава лаковой миниатюры из древнего русского села не теряет своего блеска и в наши дни. Новое время несет новые веяния, новые предметы для декоративной росписи, новые сюжеты и технические возможности. Неизменным остается древний русский колорит, верность традициям старинного промысла села Палех, перешедшего от своих отцов и дедов к нынешним мастерам.
ПОДАРКИ С ВЫСОКОЙ РЕПУТАЦИЕЙ
Палехские и Холуйские изделия с ручной миниатюрной росписью, традиционно занимают верхние строчки в рейтинге самых популярных российских подарков и сувениров.
У нас ВЫ можете приобрести, или придумать и заказать:
— эксклюзивные и VIP-подарки;
— юбилейные и памятные подарки для Ваших близких;
— представительские подарки и сувениры;
— оригинальные и недорогие сувениры для корпоративных событий и праздников.
Собственная производственная база, соблюдение древних традиций, высокий потенциал высококвалифицированных специалистов и художников, позволяют выпускать: иконы, ларцы, шкатулки, настольные наборы, новогодние игрушки и многие другие изделия с лаковой миниатюрной росписью.
Каждое изделие имеет собственный идентификационный номер, защищено фирменным знаком и сопровождается сертификатом подлинности, заверенным печатью.
Качественная подарочная упаковка позволит Вам сделать вручение подарка торжественным и незабываемым.
История Технология изготовления Иконопись