Содержание
Резные стулья – это классика, которая никогда не выйдет из моды. В таком художественном исполнении они не просто выполняют функции мебели, но и являются оригинальными элементами интерьера. Практичные, необычные, элегантные или роскошные резные стулья удовлетворят любой замысел дизайнера, подарят атмосферу уюта и подчеркнут безупречный вкус владельца.
Деревянная резная мебель всегда прекрасно смотрелась в следующих стилях:
- классический;
- ампир;
- барокко;
- рококо;
- кантри;
- прованс;
- этно.
Преимущества резных стульев
Стулья из дерева, украшенные резьбой, продолжают оставаться востребованным предметом мебели благодаря эстетичному облику и высоким показателям прочности. Достоинства деревянных стульев заключаются в следующем:
- эксклюзивность изделий украшенных художественной резьбой;
- красивая и оригинальная структура натурального дерева;
Резные стулья и стол с натуральной структурой дерева
- экологичность и положительная энергетика природного материала;
- большой ассортимент и возможность воплощать любые дизайнерские идеи;
- высокая механическая прочность;
- долговечность и износостойкость.
Новейшие технологии в сочетании с традициями резчиков по дереву, позволяют создавать изделия не только уникальные по своей красоте, но и способные прослужить многие десятилетия. Некоторые экземпляры ручной работы из массива прекрасно сохранились с XVII века.
Техника резьбы для декорирования стульев
При создании резных стульев используются всевозможные техники резьбы. Стулья украшаются самыми разнообразными геометрическими резными орнаментами, растительными мотивами, розетками, фигурами животных и резными завитками.
Простой узор резных стульев
Из традиционных методов украшения стульев из дерева различают многообразные виды прорезной, плоскорельефной, контурной, плосковыемчатой резьбы, а также богатейшие варианты рельефной и скульптурной резьбы.
- Сквозная (прорезная) резьба. Особенность данной техники – полное удаление участков фона для получения красивых ажурных орнаментов.
- Плосковыемчатая резьба. Имеет множество подвидов: контурная резьба, скобчатая, геометрическая, чернолаковая. Главная особенность в том, что рисунок резьбы погружается в плоский фон.
- Рельефная резьба. Очень эффектный вид резьбы, который требует большого мастерства от резчика. Особенность техники состоит в том, что фон располагается ниже орнамента, а сам узор или даже целая картина может располагаться на разной высоте.
- Скульптурная резьба. Создаются целые трехмерные изображения и настоящие резные скульптуры.Стулья выполненные скульптурной резьбой
Считается самым сложным видом художественной резьбы по дереву.
Древесина для стульев
Выбирая материал для изготовления резных стульев, учитывается множество факторов от внешнего вида до механических особенностей.
Выбор дерева по цвету
Считается, что мебель темных оттенков особенно роскошна: красное дерево, венге, эбен, черный орех – относят к элитным и дорогостоящим породам древесины. Стулья и мебель темных оттенков доминирует в и богатых дворцовых интерьерах. Светлые оттенки древесины требуют более темного оформления стен, чтобы резные детали не сливались с помещением.
Используется следующая классификация по цвету:
- чернильная и темно-коричневая – эбен, палисандр, гинкало, амарант;
- шоколадная и темно-коричневая – зебрано, венге, орех;
- красная – вишня, ярра, ятоба, кемпас, мербау;
- светло-коричневая и охристо-желтая – дуб, тик, кедр, лиственница, ольха;
Стул из ольхи выполненный в средневековом стиле
- светло-песочная и кремовая – бук, сосна, клен, береза, ясень.
Конечно, всегда следует помнить, что натуральный оттенок можно изменить с помощью разнообразных тонировок, лаков, морилок для достижения более темного цвета.
Рисунок древесины
При выборе материалов для изготовления резных стульев и прочих предметов мебели структура древесины очень важна. Так древесина с ярким рисунком нуждается в более сдержанном однотонном цвете стен, а мебель с однородной структурой будет эффектнее смотреться в более декоративном окружении.
По выразительности структуры древесина подразделяется:
- слабовыраженную – ольха, бук, эбен, венге;
- рисунок в виде полос – тик, гинкано, палисанд, зебрано;
- кольца – дуб, вишня, клен, ясень.
Заставить древесину более ярко проявить свой рисунок можно с помощью различных средств: браширование, искусственное состаривание, морение.
Плотность древесины
Твердые сорта древесины очень прочны, долговечны и влагостойки. Однако такие высокопрочные породы обычно очень сложно обрабатываются и имеют высокую цену. Мягкая древесина стоит дешевле, легче режется, полируется и принимает любую обработку, но и прочность такого изделия будет заметно ниже.
Классификация пород по твердости следующая:
- очень мягкая – сосна, кедр, липа;
- умеренно мягкая – береза, осина;
- умеренно твердая — орех, дуб, бук, вишня, лиственница;
- твердая – граб, клен, ясень и большинство экзотических пород.
На что обратить внимание при выборе стула из массива
Чтобы не ошибиться при выборе резных стульев и не приобрести некачественный продукт, важно обратить внимание на следующие пункты:
Несколько вариантов резных стульев
- Следует заранее определиться с дизайном и учитывать интерьер помещения, чтобы резные стулья не стали бесполезным приобретением.
- Каркас должен быть надежным, стул устойчивым, а толщина ножек не менее 25 мм.
- Желательно, чтобы поверхность изделия была обработана и покрыта лаком при изготовлении.
- Следует убедиться, что материал для изготовления стула действительно массив дерева, а не прессованная стружка.
- Лучше выбирать изделия с более надежным болтовым соединением.
- Изделия европейских марок имеют высокое качество, хотя и российские производителя в последние годы также предлагают мебель не хуже, при этом цены отечественных марок намного демократичнее.
Обивка и наполнитель деревянных стульев
Обивка резных стульев может быть выполнена из различных материалов:
- натуральная кожа;
- искусственный заменитель под кожу;
- текстиль;
- экокожа.
В качестве наполнителя для стула используют:
- поролон;
- синтепон;
- холлофайбер;
- войлок;
- асселлекс.
Обивка и наполнитель важный параметр при выборе стула. От прочности материала обивки зависит, насколько долго изделие будет сохранять свой презентабельный внешний вид. Прочнее и долговечнее всего кожа и ее заменители, они практичны, за ними легко ухаживать.
Процесс обивки деревянного стула
Из мягких наполнителей для сиденья и спинки лучшую упругость обеспечивает асселекс. Гипоаллергенным аналогом натуральной шерсти выступает прочный периотек.
Текстиль в этом плане хуже – он маркий, впитывает запахи, в случае загрязнения отстирать обивку не всегда просто. При большом желании можно выбрать текстиль, если рассмотреть варианты со съемными чехлами.
Как сделать стулья из резного дерева своими руками
Резные изделия очень привлекательны и оригинальны, но их цена порой баснословно высока, особенно для мебели ручной работы со сложным деревянным резным украшением. При определенном опыте в столярном деле стул из дерева можно изготовить самостоятельно.
Инструменты и материалы
Если опыта в резном деле нет, можно начать с изготовления простейшего табурета с резными ножками. Для работы потребуются следующие инструменты:
Резные стулья и стол из цельной древесины
- Доски из массива сосны. Сосна проще всего обрабатывается, достаточно прочна, имеет красивый рисунок и цвет, устойчива к влаге. Стоимость сосны доступна, поэтому будет не так обидно испортить заготовку, чем массив из дуба или красного дерева.
- Столярный инвентарь: дрель, электролобзик, пила, молоток, стамески.
- Крепежные детали, отвертки, шуруповерт.
- Средства для декорирования и защиты древесины. Если планируется окрасить дерево в другой оттенок, используется лак, морилка или краска.
Процесс изготовления резного стула
Перед изготовлением резного стула, нужно составить схему будущего рисунка для резьбы. Для сквозного орнамента на спинке стула можно взять фанеру. Она стоит дешевле, легко режется, не скалывается и не трескается.
Доски для работы берутся хорошо просушенные, без значительных дефектов.
Детали для сборки резного стула
В зависимости от того какой сложности планируется резьба понадобятся специализированные инструменты. Это разнообразные стамески, уголки, напильники, лобзик, токарный или фрезерный станок и ручной фрезер.
Изготовление деревянного стула включает следующие этапы:
- Заготовку располагают на устойчивой плоскости для раскроя. С чертежа разметка наносится на доски. Каждую деталь следует пронумеровать.
- Для выпиливания удобнее всего использовать круглопильный станок, при его отсутствии понадобится электролобзик.
- Все детали тщательно шлифуются, и на заготовки наносится контур будущего резного узора.
- Заготовка фиксируется на верстаке. Закреплять деталь нужно надежно, а при резке следует соблюдать осторожность и аккуратность.
Самый простой вариант для начинающих пропильная резьба, которая осуществляется электролобзиком. Также резной стул можно украсить несложным геометрическим узором. Для изготовления более сложных фигурных деталей, например фигурных ножек, потребуются специальные станки. Самые простые точеные элементы изготавливаются на токарных станках. Декоративные резные выемки создаются с помощью фрезерного станка.
Сборка деревянного стула
Готовые отполированные детали собираются согласно чертежу с помощью саморезов по дереву или деревянных шкантов, которые дополнительно промазывают клеем. Пока клей сохнет, детали соединяют специальным прессом или струбцинами. После высыхания мебель очищается от пыли влажной тряпкой.
Через некоторое время готовый стул покрывается нитролаком и оставляется для высыхания примерно на сутки.
Далее поверхность шлифуется и покрывается вторым слоем полировки. После полного высыхания для придания древесине красивого блеска стул покрывается политурой.
Процесс сборки деревянного резного стула
Резные стулья из дерева эффектный способ создать изысканный и роскошный интерьер, наполненный уютом и благородством. Прочные, экологически чистые стулья из массива выбор в пользу естественной красоты и практичности.
Мой деды были столярами и плотниками — вот, видимо, гены и задали нужную тягу… Освоившись на поприще любительской резьбы по дереву, искренно полюбив художественную стружку, потянуло меня и к столярному делу. Захотелось сделать своими руками небольшую мебель, покрыть резьбой. Заодно сверить свои ощущения, отыграть сценарий «а был бы столяр?»
Резьба и столярное дело
анекдот от Михаила Ильяева:
Один резчик спрашивает другого:
— Почему ты работаешь сидя?
— Пробовал лежа, неудобно!
Удивительно, насколько близки резьба по дереву и столярное дело, … и насколько они далеки друг от друга. Ведь очень редко резчик — он же и столяр. Почему? Не уверен в точном ответе. Быть может, устройство мозгов. Столярные люди, возможно, более выносливые на длинной дистанции «от проекта до результата», и более «прямолинейные».. Резчики же — спринтеры, им быстрее давай результат? Или так: резчики ближе к художникам, а столяры к ремесленникам?
Резьба по дереву более демократична, чем столярное дело. Резать можно на балконе, на кухне, даже за письменным столом, или вообще на коленках. А столярным ремеслом заниматься на кухне, балконе невозможно, и здесь главное ограничение. Нет у большинства из нас возможности заниматься «столяркой». Но, уверен, если захотеть, варианты можно найти: оборудовать дачу, гараж, найти столярную мастерскую и договориться и т.д. Осваивая столярное ремесло, можно расширить спектр своего творчества в сторону художественных, но более функциональных, «житейских» вещей, нежели традиционные для резчиков-любителей фигурки, поделки.
Я записался в школу известного столяра-реставратора Всеволода Полтавцева: http://forum.woodtools.ru/index.php?board=66.0. В этой школе царит дух учителя, дерева, дружбы и строительства. Смотрите
фильм-зарисовку о столярной школе
Первое, что меня спросили ребята в школе — как твое отчество?
— Станиславович, говорю, а что?
У столяров принято называть друг друга по имени-отчеству, во как! Причем, не только в школе Всеволода Полтавцева, а, как оказалось, везде! Сговорились, что-ли? Или мода такая в столярной конфессии, я так и не понял. Но по имя-отчеству кличут без пафоса, скорее это какая-то веселая игра: «Олег Станиславыч, чайку?». А спустя минуту и без отчества, а потом опять по имя-отчеству, короче, без всякого протокола.
Резчики работают сидя, а столяры работают стоя. Сидя столярить неудобно, хотя меня, резчика-любителя, первые месяцы все время тянуло присесть. Да и еще плюс конфликт навыков, столярных и резчицких. Там где столяр работает исключительно стамеской, меня тянуло залезть ножом.
Основа столярного дела, как я уяснил с потом и ссадинами — это линии и углы. Можно обчитаться книжек с интернетом, наслушаться советов друзей-столяров, но так и не стать столяром. Потому что сначала нужно выстрогать рубанком идеально ровный параллелепипед из деревянного бруска. Это очень не просто для новичка. Очень не просто состыковать две рейки в рамку под 90 градусов, а также пристругать плоскости реек для склейки. Потому что малейшая ошибка в распиле, выстругивании даст щель. А щель у столяров — это непрофессионально. Плоскости, линии и углы преследуют начинающего столяра каждую минуту.
Табуретка
Мебель начинается с табуретки. Табуретка — это прекрасный «тренажер» для начинающего столяра (но только после пары месяцев обязательных штудий на ровность строгания, пиления, соединений).
Поскольку я не искушен в гармонии мебельных форм, для первого своего опыта выбрал готовый проект, из книги Ольги Струговой «Мебель в русском интерьере конца XIX — начала XX веков». Автор этого проекта, известная художница Е.Д.Поленова, табурет изготовлен в 1870-х годах, сейчас хранится в Государственном историческом музее. В разных книгах я встречал небольшие модификации этой табуретки. В проекте я позволил себе немного вольностей, и даже умонтировал в табуретку один прикол, но об этом чуть позже.
С виду-то все просто! Нарезаешь на циркулярке заготовки, простругиваешь детали до нужных размеров, выдалбливаешь пазы, вырезаешь шипы, соединяешь, отделываешь…
В процессе отрабатываешь с подсказки учителя и коллег массу полезных приемов. Например, дуб в торец проще резать, если побрызгать водичкой — стружка становится «пластмассовой». Вообще, дуб сильно и приятно удивил, полюбил я дуб! Неоднородный, и с виду хрупкий, но на деле очень пластичный и хорошо держит детали.
Столяры придумали для облегчения своей работы массу полезных приспособлений. Вот на фото донце для пиления. Есть еще донце для строгания торцов рубанком, и много, много, много разной-другой оснастки. Слышал байку (а может это и не байка?), что в «тогдашние» времена начинающий столяр сам себе делал инструмент: сначала рубанок, потом этим рубанком малку… Справа на фото — моя самоделишная киянка из корня акации.
Приспособление для склейки щитов из реек.
Трещина на ножке. Всеволод Борисович показывает как ее ремонтировать. Обрезок ленты от рулетки — это инструмент для запихивания клея в трещину, называется «подпускалочка».
А вот и еще один из моих косяков. Как ни старался держать углы и блюсти линии, после сборки половинок получился винт. Всеволод сказал не смертельно, что «при сборке удавим».
Сборка-разборка конструкции «насухую» дело увлекательное! — …дцать раз, пока все не срастется.
Резьба
Узоры удобно разрабатывать (повторять с картинки-образца) на бумаге-миллиметровке. Делаем рисунок сначала на половине, ищем гармоничную линию, потом сгибаем лист, прокалываем иголкой реперные точки и прорисовываем вторую половину. Переводим рисунок через копирку на детали и начинаем резьбу.
Профессиональный способ рельефной резьбы заключается в следующем: сначала полукруглыми стамесками и уголками разных профилей накалывается контур, затем работается сам узор.
Самая физически трудоемкая операция, и с непривычки неприятная — накалывание, а подрезка, напротив, зело приятна и скора. Накалывая узор, с непривычки потянул руку, или нерв защемил.. Зато открыл еще один способ резьбы, любительско-дилетантский, «щадящий», доступный даже для нежных женских рук при резьбе по твердой древесине. Возьмите нож-косячок как авторучку и проведите по узору, без особого нажима, оставляя легкую царапину. Затем этим-же косячком подрежьте линию с боков. Получилась ограничительная канавка. Дальше работайте стамеской, снимая материал до канавки. Углубляйте канавку косячком.
Сеточку можно работать без стамесок.
Обсуждаем с Игорем Федотовым, как будем сажать сидушку на шканты. Многие столярные операции лучше делать вдвоем.
Ну вот, а теперь можно и посидеть!
Покрыл готовую табуретку восковой мастикой с легкой патиной «Borma Antik Wachs» (оттенок «светлый дуб»). Слегка «состарил» табуретку мелкой шкуркой, задал светотени. С возрастом дуб еще потемнеет. Всеволод Полтавцев сказал, что такую табуретку можно сбросить с восьмого этажа, и не факт что она сломается. Вес 9,15 кг.
Отсебятина
Коллега Антон подсказал, что неплохо было бы сделать у табуретки двойное дно. Тогда-то и родилась небольшая отсебятинка — прорезь на сидушке под руку — она же щелка для копилки. Получилась табуретка-копилка.
Спасибо Завитаеву Алексею за фотографии!