Вот и стали антиквариатом символы Нового года XX века — ватные и пластиковые Деды Морозы, занимавшие когда-то почётный пост под нарядной ёлкой. Отдельные их представители ещё хранятся на чердаках старых домов и ждут своего мастера. Реставрировать Деда Мороза эпохи Советского Союза — занятие модное и увлекательное. Волшебники, возвращающие жизнь старым игрушкам, делятся опытом в интернете. Возможно, их советы послужат читателю источником вдохновения.
Ватно-тканевые игрушки
Подставочные игрушки начали производить в довоенные годы, когда празднование Нового года вернулось в традиционные рамки. Первоначальные материалы — папье-маше и вата — больше других подвержены загрязнению и порче насекомыми, но именно над таким Дедом Морозом будет интересно потрудиться.
Главное правило — не навредить. Следует максимально бережно отнестись к «родным» составляющим игрушки, сохранить её образ. Мастера никогда не выбрасывают старые материалы, а новые используют в случае крайней необходимости.
Основные этапы работы над ватно-тканевой игрушкой:
- разборка изделия;
- дезинфекция ваты, стирка деталей из ткани;
- выпрямление подставочного конуса;
- смывка «неродной» краски;
- прорисовка лица;
- послойная проклейка и сушка ватных деталей;
- нанесение красочного слоя (если игрушка была покрашена при производстве).
Обработка деталей
Ватные части (опушку шапки, воротник, бороду) аккуратно разбираются и раскладываются в прозрачные пакеты с надписями. Вату с туловища лучше снимать слоями, чтобы выявить и удалить скопления личинок.
Маску лица обычно легко отделить и обработать отдельно. Все составляющие помещаются под кварцевую лампу на несколько часов или в морозильник на сутки. Старая вата имеет грязно-жёлтый оттенок. Это не страшно: хорошо собранной игрушке этот цвет придаст очарование старины.
В случае сильных загрязнений и неприятного запаха вату можно постирать вручную. После сушки распушить волокна и спрессовать слои, придавая детали первоначальный вид.
Конус чаще всего делался из картона. Если исправить вмятины не удаётся, его можно укрепить, заполнив изнутри кусочками пенопласта или вставив в старый конус новый из более прочного материала.
С лица Деда Мороза из папье-маше или композита удаляют пыль влажной салфеткой. Если имеется слой поздней краски, его лучше смыть растворителем лака для ногтей. Поверхность обезжирить одеколоном. Замазать трещины, сколы, восстановить утраченные части лица можно готовой смесью папье-маше.
Маску подкрашивают акриловой краской похожего тона. Опытные мастера-реставраторы советуют не менять черты лица, какими бы неудачными они ни казались: это реставрация, а не переделка. После тщательной просушки деталь покрывают матовым лаком.
Ранние экземпляры Дедов Морозов делались с восковыми масками. В этом случае применяют масляные краски, а дефекты устраняют нагретой металлической лопаткой или паяльником для страз.
Сборка изделия
Если у куклы отсутствовала голова (маска крепилась к вате), можно сделать её из скомканного куска фольги, обтянув трикотажной тканью. Это сэкономит оригинальную вату, которая наверняка потеряла объём. К болванке приклеивают маску и закрепляют на конусе с помощью деревянной палочки и прочного клея. Далее приступают к креплению ватных деталей.
Для работы варят крахмальный клейстер (на 1,5 ст. воды 2 ст. л. крахмала), остужают его и начинают приклеивание первого слоя ваты на конус и голову. Каждый слой рекомендуется просушивать в течение 1−3 суток. Если старой ваты недостаточно, под неё помещают новую. Моделируют рукавицы и валенки. Последние слои смазывают густым клейстером, для образования корочки.
Готовую игрушку наряжают в тканевую одежду или окрашивают акриловой краской в тон, максимально приближённый к оригинальному.
Реставрация пластика и пенопласта
Деды Морозы эпохи 60-х изготавливались из более совершенных материалов — пенопласта и пластмассы. Порче обычно подвергается красочный слой. Реставрация пластикового изделия проводится в 3 этапа:
- удаление старой краски;
- зачистка и грунтовка;
- нанесение новой краски и декора.
Для смывки краски с пластика используют обычный ацетон. Следует избегать длительного контакта растворителя с чистой поверхностью: некоторые пластмассы могут им повреждаться.
Въевшиеся красители, возможно, получится очистить механически. Кусочками мелкой наждачной бумаги обрабатывается вся фигура Деда Мороза. Затем поверхность обезжиривается спиртом и поролоновой губкой наносится акриловый грунт. После полного высыхания приступают к окрашиванию.
Изделия из пенопласта обрабатывают только водными растворами и красками. Игрушку тщательно моют щёткой с мылом, высушивают и покрывают специальным аэрозольным грунтом для пенопласта или водно-дисперсионной краской. Вмятины выравнивают готовой массой папье-маше. При сильных дефектах фигуру оклеивают салфетками с помощью крахмального клейстера.
Краски в обоих случаях используют акриловые, которые наносят тонким слоем и закрепляют лаком на водной основе. При желании скучный дизайн советской эпохи можно оживить техникой декупажа, что подчеркнёт винтажность игрушки. Важно только не перегрузить её традиционный образ современным синтетическим декором.
Оживший Дед Мороз с радостью займёт своё место под ёлкой и непременно принесёт удачу в Новом году.
Неподдельная радость у взрослых, возвращение веры подростков в чудо, проницательность детей и доброта, которая «сводит лицо», — «Бумага» поговорила с теми, кто работает Дедами Морозами и Снегурочками в праздники, и узнала, почему им скучно встречать Новый год с друзьями и семьей, что может свести всё волшебство на нет и зачем нужны «новогодние штаны».
Егор Бакулин
Актер Театра имени Комиссаржевской
— Я уже не смогу вспомнить, когда в первый раз отработал аниматором. Наверное, это было где-то в году 2002-м: тогда я еще был студентом СПбГАТИ (Санкт-Петербургский институт сценических искусств — прим. «Бумаги»), шел просто зарабатывать деньги. Это был самый показательный период, как должен работать Дед Мороз в праздники. В ту пору мы начинали репетиции с числа 15 декабря, 18-го уже был генеральный прогон. А потом отыгрывали по три-четыре выступления на губернаторских Елках в СКК, далее — на новогодней Дворцовой, на «Рождественской сказке», на Старом Новом году для пенсионеров и еще много где.
Я люблю свою работу. Но если по-честному, то Дедом Морозом быть очень сложно. Детей ведь не обмануть: они сразу всё чувствуют и понимают. В последнее время мы часто ездим в разные города России: бываем в детских домах, больницах, детских садах для трудных детей и так далее. У этих ребят глазки у всех жесткие, звериные. И ты понимаешь, что нет смысла 9–12-летним подросткам говорить про Деда Мороза. Хотя ты должен. И вот уже проходит 20–30 минут общения с ними «на равных», а у них и глаза улыбаются, и они играть соглашаются — соглашаются быть детьми. И за это стоит любить профессию.
У этих ребят глазки у всех жесткие, звериные. И ты понимаешь, что нет смысла 9–12-летним подросткам говорить про Деда Мороза. Хотя ты должен
Взрослые, напротив, намного более восприимчивы, чем дети. В любом городе, на любой улице, в любое время — взрослые сразу согласны и в игры играть, и хороводы водить. Они кричат: «Дедушка, дедушка!». В эти моменты понимаешь, что здесь ты — символ Нового года и от тебя многое зависит. У меня это уже привычка на генетическом уровне: раз Новый год, то нужно одеваться, бороду себе клеить, куда-то ехать.
Однажды, мне это особо запомнилось, мы выступали на Дворцовой площади, и сцена была повернута спиной к Александрийскому столпу. Толпе, которая собралась на нас смотреть, конца не было видно. И я уже кричу: «С Но-о-овым годо-о-ом!». А толпа кричит в ответ. И нет слов, чтобы передать эту мощнейшую энергетику. После я сидел дома: уши заложило от шума и музыки, сам уставший и охрипший, а эта волна энергии до тех пор меня переполняла.
Я встречал Новый год с друзьями всего раз или два, в конце 90-х. Скучнейшее времяпрепровождение, скажу я вам. Даже с семьей, после того как поработаешь на праздниках, непривычно отмечать. В нашей семье праздником, например, считается Рождество, когда мы собираемся с детьми и дарим подарки.
Я встречал Новый год с друзьями всего раз или два, в конце 90-х. Скучнейшее времяпрепровождение
Вообще, для актера, играющего Деда Мороза, важно найти «свою» Снегурочку. Нам с женой очень повезло друг с другом, потому что и я, и она — актёры. Работаем в паре, всё друг о друге знаем, можем «прикрыть спину» в случае чего. Тем более до этого у нас был опыт работы с другими аниматорами — мы понимаем, как все может быть запущено. Там нужно долго репетировать, что-то объяснять, беспокоиться. А здесь — мы понимаем друг друга с полуслова, полувзгляда, не беспокоимся о мелочах.
Новогоднее настроение со мной всегда. У меня нет такого понятия как «чёс» (выступление на очень низком уровне — прим. «Бумаги»), я не спешу снять свою бороду и бросить ее в дальний угол. Нет сейчас у нас и гонки, когда пытаешься успеть всё и сразу. Да даже когда было много работы, все волшебство Нового года остается. У нас же каждый выезд — это приключение, авантюра. А в этом, на мой взгляд, и состоит новогоднее настроение.
Светлана Бакулина
Актриса Санкт-Петербургского театра музкомедии
— В этом году у меня стаж будет уже 20 лет. Я долго танцевала в коллективе районного масштаба, и там часто проводились различные праздники, деловые программы и все-все-все. Соответственно, проводились новогодние Елки. И я на них играла в спектаклях, различных праздничных вечерах. Получается, в 14 лет впервые примерила на себя роль Снегурочки — и продолжаю ее играть до сих пор.
Я думаю, Егор, мой муж, многое рассказал про детские праздники. Если говорить о корпоративах и празднованиях для взрослых, то здесь несколько меняется сама программа. Например, часто мы бываем ведущими, но — в штатском. Как сказочные персонажи одеваемся только на вставные номера. Ведь Дед Мороз, который на протяжении четырех часов с тобой, уже теряет свое волшебство. Взрослые очень любят, когда их окунают в детство, просят встать на табуреточку по старой традиции. Даже когда мы работаем с детьми, пытаемся втянуть родителей. Взрослые вообще любят вспоминать детство, на этом основывается любая программа: пляски, хороводы, подарки.
Но работать бывает и сложно. Как сказал артист Евгений Тиличеев, мой педагог по пантомиме: «От доброты уже лицо сводит». Я люблю свою работу, но этот ее аспект не особо естественен для мышц лица. Однажды мы с мужем, моим Дедом Морозом, решили провести одну новогоднюю ночь вместе. Это, скажу я вам, было нестерпимо. Нам было очень хорошо, но не было того ощущения. Знаете, все ходят в баню 31 декабря, а мы на работу.
Когда я еще не работала с мужем, мне попадались разные Деды Морозы: кто был ненадежен в плане алкоголя, кто стоял для мебели, а я тянула весь спектакль на себе, кто просто непрофессионал
Вообще, наша основная цель — это дарить радость. Но часто случаются и форс-мажоры, от которых никуда нельзя уйти. Это не только новогодний, но и в целом актерский критерий. Так, когда я еще не работала с мужем, мне попадались разные Деды Морозы: кто был ненадежен в плане алкоголя, кто стоял для мебели, а я тянула весь спектакль на себе, кто просто непрофессионал. А с мужем, особенно на корпоративах или каких-то празднованиях для взрослых, — спокойно. Не нужно волноваться о том, что кто-то может лапать, что соведущий опоздает или еще что.
Многим артистам почему-то не нравится играть детские спектакли, а я люблю, потому что это очень интересно: взять и захватить внимание ребенка. Ведь они самые наблюдательные. Был забавный случай, когда муж отыгрывал на утреннике Деда Мороза и в спешке надел под пальто синие джинсы. Так этот новогодний кафтан задрался только раз, а все дети заметили — было дико неловко. После этого у нас и новогодние штаны, и новогодние футболки, и новогоднее всё. К образу важно подходить очень внимательно, потому что дети же проверяют всё опытным путем. Они подходят, трогают, рассматривают, садятся на корточки, трогают косы, шапки. И если они после этого говорят: «Да ты ж настоящая!..» — всё не зря.
Константин Кузнецов
Заведующий спортивно-массовым сектором
ДК «Сувенир»
— Первое мое знакомство с этим образом произошло еще в старшей школе, в 10-м или 11-м классе, тогда была Елка для начальных классов. Всё было очень странно и спонтанно: я сильно нервничал, переживал, но всё прошло довольно хорошо. Меня даже никто не узнал. И я понял, что это здорово, интересно, потому что дети смотрят на Деда Мороза совершенно невероятным взглядом. И когда ты ловишь этот взгляд на себе, то сам начинаешь верить в чудеса.
Основательно же и серьезно я начал работать три года назад, когда пришел в Дом культуры. Здесь я, помимо основной работы, изображаю Деда Мороза, регулирую проведение мероприятий и занимаюсь их организацией.
Самое страшное для актера, играющего Деда Мороза, когда его узнают. Тогда дети понимают, что там не Он, а кто-то другой. Страшный сон, короче говоря. Меня как раз недавно узнали на Елке. Мы там с коллегой работали вдвоем, поэтому сначала я играл отрицательного персонажа, пирата, а потом уже Деда Мороза. И эти пятиклассники, видимо, по глазам узнали! Хотя я сменил и костюм, и голос, и походку. Здесь важно не подавать виду и продолжать играть.
Каждая ошибка играющего Деда Мороза актера — это десять ошибок любого другого актера
Чтобы тебя не узнали, важно сохранять образ. Так, на мой взгляд, у Деда Мороза должен быть низкий приятный на слух голос, чтобы завлекать публику. Обязательно нужна качественная борода, желательно из натуральных волос. И, конечно, Дедушка Мороз должен быть крупным по телосложению, для того чтобы его было приятно обнимать. Должна быть четко поставленная речь. Каждая ошибка играющего Деда Мороза актера — это десять ошибок любого другого актера. К тому же важно понимать, о чем ты говоришь и кому ты это говоришь: взрослым или детям. И, последнее, но самое важное: актер должен верить в то, что он и есть тот самый настоящий Дед Мороз. Потому что без этого тебе не поверят, а самые проницательные люди на свете — дети.
В основном праздники с Дедом Морозом устраиваются для детей детсада — младшей школы. Даже среди них часто встречаются те дети, которые не верит в Деда Мороза. Что уж говорить о более старших? Многие родители уже не скрывают, что это они сами приносят подарки. Но, замечу, именно в этом году я обратил внимание на то, что родители всё больше хотят превратить Деда Мороза в такое мифическое существо для своих детей.
Если ребенок не верит в Деда Мороза, то это абсолютно нормально. Нужно просто работать как сказочный персонаж. Может быть, нужно не заострять на этом внимания, не стараться переубедить ребенка. Потому что это только подтвердит его сомнения. Необходимо продолжать свою программу, чтобы ребенок, даже понимающий, что ты актер, смог насладиться и порадоваться, чтобы он вспоминал о тебе по-доброму.
Самое страшное для них наказание — это если Дед Мороз узнает, что они могли плохо себя вести
Недавно на Елке был интересный случай. Родители одной девочки говорили ей, что Дед Мороз есть, но он не успевает всем дарить подарки, поэтому ему нужны помощники — подменяющие его актеры. И когда я вышел на сцену, поздравил их, исполнил желания, она маме громко так прошептала: «Он настоящий!». Это было очень мило. Даже по глазам было видно, что она говорила это искренне.
На мой взгляд, обязательно нужно говорить, что Дед Мороз настоящий. В детях необходимо сохранить веру в чудо, веру во что-то волшебное. Мои племянницы, несмотря на то, что они видели, как я гримируюсь, как в гардеробе висят костюмы, — они верят в настоящего Деда Мороза. А я в их понимании просто хороший человек, который помогает Дедушке. Самое страшное для них наказание — это если Дед Мороз узнает, что они могли плохо себя вести.
У меня новогоднее настроение появляется лишь в тот самый момент, когда я достаю свою шубу из гардероба. Это уже число 18 ноября — ко дню рождения Деда Мороза. И уже тогда у меня есть ощущение праздника, надвигающегося чуда. Ведь что я был бы за Дедушка, если у меня не было бы новогоднего настроения?
Анна Склярова
Студентка юридического факультета
— Впервые это было на мероприятии в колледже, года три назад: тогда я была и ведущей, и Снегурочкой. Чтобы подготовиться, мы с Дедом Морозом почитали в интернете разные сценарии, выучили реплики и в итоге отыграли. У нас получилась интересная программа: дети попадали в сказку, мы обустроили всё так, будто это и есть настоящий дом Деда Мороза.
Хотя и было сложно, итог оказался приятным, я ощутила нечто необыкновенное: что внесла какой-то вклад, дети и дальше продолжили верить в Деда Мороза. Потом мы начали ездить к детям на дом, чтобы повторить это заново. И это также было здорово. Вера в волшебство так или иначе отражается на всей последующей жизни ребенка: он становится более добрым, а потом передает это и своим детям, которые передают своим. А мы этому способствуем.
Даже малейшей ошибки быть не может. Потому что наша ошибка — это погубленные эмоции ребенка
Вообще, самые яркие воспоминания связаны с тем, что ребенок сначала не верил в Деда Мороза, а после нас начинал верить. Был один случай, когда мальчик, к которому мы приехали, сидел и дергал Дедушку за бороду, а тот ему отвечает: «Вот, посмотри на мои варежки, посмотри на посох, на шапку — они мокрые, потому что я таю от твоего неверия». И ребенок уже спрашивает у родителей, правда ли он настоящий, правда ли он существует. Это всегда очень мило и приятно, это и есть настоящее чудо, когда ребенок открывает для себя что-то волшебное заново.
На то, что я этим занимаюсь, наверное, повлияло и мое детство. Я верила в Деда Мороза до того, как увидела папины волосатые ноги в тапочках у Дедушки. Тогда поняла, что здесь что-то не так. И так, в 6 лет перестала верить в него. Зато теперь я учитываю каждую деталь костюма: и шапка не должна слететь, и парик крепко-накрепко прикреплен, и ничего сорваться не должно. Даже малейшей ошибки быть не может. Потому что наша ошибка — это погубленные эмоции ребенка.
Вся эта работа завязана на детях. И я здесь, потому что люблю детей. Люблю доставлять им счастье и радость, видеть их улыбки и горящие глаза. Важно оставить хорошие воспоминания и важно задать им новогоднее настроение, чтобы они все свои каникулы провели в радости. Это моя цель, по крайней мере. И даже несмотря на всю усталость при работе, когда ты приезжаешь домой и понимаешь, что отработал десять удачных заказов, наступает счастье.
Евгений Чукмасов
Актер на праздниках
— Началось всё еще в студенчестве, когда я срочно искал подработку. Было несколько знакомых в этой сфере — было легко туда попасть. Тогда я не сразу начал с образа Дедушки. Сперва были дни рождения, детские праздники. А теперь скоро уже будет восемь лет, как работаю в этой сфере.
Сейчас работаю на фрилансе: есть заказ — выезжаю. Со мной напрямую связываются праздничные агентства, когда на том или ином заказе хотят видеть именно меня. Выезжаю и на квартиры, и в детские клубы, где в основном проводятся большие праздники. Детские клубы, по моим наблюдениям, вообще стали очень популярны в последнее время. В них и удобнее всего работать: есть лабиринты, шарики — всё что нужно ребенку.
Умение подстроиться под одного человека приходит с опытом. Нужно найти рычажок, чтобы зацепить ребенка
Главное, хорошо вжиться в своего персонажа. С Дедом Морозом в плане актерского мастерства — это, конечно, нужно правильно имитировать его голос. Чтобы дети никогда и ни за что не подумали, что ты ненастоящий. Не менее важно в работе аниматором вообще — уметь находить общий язык с ребенком любого возраста, несмотря на то, насколько он скептичен и недоверчив.
Зарплата здесь хорошая, если к тебе идет много заказов. За 45 минут я получаю в среднем 1,5 тысячи. Конечно, это не мой основной заработок, но нашел я себя именно здесь: как минимум у меня хорошо получается и меня не бесят дети. Я люблю выступать на сцене и видеть улыбки на лицах людей. Ну, например, в дополнение к аниматорству играю в студенческом КВНе, хотя давно окончил ВУЗ. Люблю общаться с детьми на равных. Это действительно интересные люди: у них еще не обремененное проблемами взрослой жизни сознание. Есть моменты, когда я им делаю различные подарки из шариков, — в это время я с ними разговариваю, задаю вопросы. Зачастую они отвечают либо смешно, либо даже интереснее многих взрослых.
Иногда бывает и так, что аниматора заказывают лишь одному ребенку на 45 минут. И думай, что с ним делать. Когда есть большая компания, то можно любую игру растянуть на долгое время. А здесь важно, чтобы был доволен именно он или она. Подобное умение подстроиться под одного человека приходит с опытом. Нужно найти рычажок, чтобы зацепить ребенка.
Вообще, на работу я хожу как на праздник. В прямом смысле
Случаются и реально странные вещи в жизни аниматора. Помню, на одной Елке в детском саду — я тогда играл другую роль — Дед Мороз не смог прийти. И роль пришлось отыгрывать девушке. А она, видимо, не подумала посмотреться в зеркало перед выходом. В общем, подол чуть задрался — и дети с огромными глазами выкрикнули почти хором: «А почему Дед Мороз на каблуках?!».
Вообще, на работу я хожу как на праздник. В прямом смысле. Это моя работа-мечта. С одной стороны, я неплохо зарабатываю: мне хватает и на проживание, и на всё остальное. С другой, здесь не бывает плохого настроения: это хорошая разрядка как физически (ты всё время бегаешь и прыгаешь с детьми), так и эмоционально. Даже если попадаются неадекваты-родители, дети сглаживают ситуацию.