Содержание
Вентиляционные приточные системы промышленно-хозяйственного назначения, как правило, оснащаются дополнительными модулями. Благодаря внедрению таких модулей, обработка приточного воздуха выполняется более эффективно. Традиционно модулями поддерживаются режимы нагрева, охлаждения, увлажнения. К примеру, требуемая температура нагрева воздуха в холодное время года достигается при помощи водяных медных калориферов. Система нагрева приточного воздуха медными калориферами обычно имеет защиту. Но размораживание медного калорифера приточной вентиляции – явление достаточно частое. Как сделать ремонт калориферов из меди? Об этом здесь.
Причины ремонта медных труб калориферов вентиляции?
Для начала следует отметить: ремонт медных труб калориферов приточной вентиляции видится сложной процедурой. Между тем существует достаточно простая технология восстановления размороженных калориферов с медными трубами при минимальных финансовых затратах. Рассмотрим проблему перед тем, как описать технологию ремонта.
Размораживание водяного медного калорифера на установке вентиляции сопровождается, как правило, значительными повреждениями тел медных труб.
Классическая конструкция калорифера отопления вентиляционной установки – это змеевик (двух-, трёх-, четырёх-, рядный), дополненный алюминиевыми рёбрами.
Калориферы малой и средней мощности (двух-, трёх-, рядные) в эксплуатации встречаются чаще остальных. Соответственно и случаев размораживания здесь фиксируется больше.
Однако именно этот вид радиаторов нагрева поддаётся ремонту своими руками проще, чем более мощные и массивные конструкции. Почему? Об этом чуть ниже.
Конструкция классического калорифера очевидна:
- Медные трубы в один, два, три ряда.
- Калачи, соединяющие трубы.
- Рёбра на трубах (алюминий).
- Стальной каркас.
Современная технология изготовления медных радиаторов отопления, наделённых алюминиевым оребрением, предполагает создание тонкой стенки трубы, достаточно крепкой для давления теплоносителя, но крайне слабой для давлений в условиях замерзания воды.
Процесс замораживания труб калорифера вентиляции проходит практически моментально. Быстрому охлаждению меди способствует сильный поток воздуха, продуваемый сквозь змеевик из медных труб. К тому же медь обладает высоким коэффициентом теплопроводности, что лишь усугубляет картину размораживания.
ТЕПЛООБМЕННИК
Примерно с такими видами разрывов приходится иметь дело при восстановлении размороженного радиатора приточной вентиляции. Ремонт заключается в пайке таких разрывов труб припоем ПОС-60
Внутри медных труб образуется лёд, обладающий свойствами быстро расширяться. В результате, буквально за несколько минут, тонкостенные трубы калорифера вентиляции попросту разрываются в точках наиболее слабых.
Такими точками чаще всего является область сгиба калачей. Иногда возможны порывы непосредственно на прямых стенках труб.
Как ремонтировать размороженный калорифер вентиляции
Обычно практикуемая методика ремонта размороженного радиатора нагрева для вентиляции – это пайка медных труб в области порыва.
Технология пайки, к примеру, газовой горелкой, вполне эффективная, применяется достаточно часто, но такой ремонт имеет свои особенности:
- требуется специальное дорогостоящее оборудование,
- обязательно необходим опыт и навыки пайки тонкостенных медных труб,
- финансовые затраты на производство работ высоки,
- после ремонта прочность мест пайки снижается (отжиг меди).
Если точек порыва множество, обычно повреждённый медный калорифер пускают на лом, предпочитая купить новый и установить на место размороженного. Логичный вариант, если учитывать стоимость профессионального ремонта только одного пробоя (300-500 руб.).
Профессиональный ремонт калорифера по стоимости получается в несколько раз дороже покупки нового экземпляра. Другой вопрос – не всегда имеется возможность купить новый калорифер определённой модели по причинам отсутствия в продаже. Тогда без ремонта точно не обойтись.
Простая технология ремонта водяного калорифера
Спешить отправлять размороженный медный радиатор вентиляции на лом не рекомендуется. При желании и наличии «прямых» рук, размороженный радиатор вентиляции вполне подлежит ремонту. Причём выполнить такую работу по силам каждому, кто обладает навыками слесаря 3 разряда и выше.
Что потребуется для производства ремонтных работ?
- Электрический строительный обогреватель.
- Электропаяльник мощностью 65-100 Вт.
- Припой ПОС-60 или подобный.
- Сетка металлическая хозяйственная.
- Пинцет медицинский крупный.
- Обезжиривающее жидкое средство (спирт, растворитель и т.п.).
Собственно, технология ремонта заключается в пайке припоем ПОС-60 медных трубок в местах разрыва. Однако чтобы получить возможность паять обычным способом используя электрический паяльник, необходимо нагреть калорифер.
Для этих целей удачно подходит строительный обогреватель. Прибор без проблем обеспечивает ремонт калориферов малой и средней мощности. Однако рассмотрим порядок исполнения всех работ.
НАГРЕВАТЕЛИ
Электрический строительный обогреватель и набор основных инструментов. Всё это потребуется для ремонта водяного медного радиатора приточной вентиляции. Однако виды инструмента и оборудования могут отличаться от указанного варианта
До начала ремонта необходимо полностью освободить медные трубы от воды и просушить. Даже малая доля влаги в местах ремонта пайкой даёт дефектный результат.
Первым делом следует подготовить точки пайки. Подготовка подразумевает выполнение тщательной зачистки мест ремонта. Удобнее всего и достаточно эффективно зачистка выполняется хозяйственной металлической сеткой.
Такую сетку можно купить недорого в магазине бытовых аксессуаров. После механической зачистки медных труб обязательно выполнить очистку химическую (обезжиривание), применяя технический спирт или подобные вещества.
Следует отметить важный момент ремонта:
Зачищать медные трубки нужно в текущем состоянии. То есть не следует пытаться выправлять разрыв, поджимать порванную стенку трубы. Такие действия приведут к деформации участка пайки, что значительно затруднит равномерное лужение припоем области разрыва.
Поджимать разорванные стенки медной трубы допустимо уже после лужения кромок области пробоя. Делать это лучше пинцетом или похожим относительно слабым инструментом. Стенка трубы очень тонкая – легко повреждается, если, к примеру, взять для ремонта плоскогубцы.
Подготовив таким способом несколько (4-5) точек порыва, можно приступать непосредственно к процессу ремонта (латания) медных труб калорифера.
Использование припоя ПОС-60 не ограничивает технических характеристик радиатора. Температура плавления ПОС-60 минимум 185ºС. Тогда как в большинстве случаев, радиаторы обогрева вентиляции работают при температурах теплоносителя не выше 50 — 90ºС.
Производство пайки медных радиаторов вентиляции
А) Повреждённый медный калорифер вентиляции рабочей областью (область пайки разрывов) поместить на электрический строительный нагреватель. Подключить обогреватель к сети 220 вольт. Дождаться нагрева тела калорифера до температуры 100 — 120ºС. Также подключить к сети электрический паяльник.
Б) Традиционной методикой аккуратно залудить кромки первого пробоя медной трубки. Затем аккуратно пинцетом поджать кромки разрыва как можно ближе одну к другой и нанести достаточно толстый слой припоя ПОС-60 паяльником на область разрыва. Операция обычно занимает 1-2 минуты. Далее аналогичным порядком выполнить ремонт других подготовленных разрывов.
КОАКСИАЛЬНЫЙ
Радиатор, подготовленный к ремонту пайкой, уложен на строительный электрический обогреватель той областью, где необходимо выполнить пайку припоем ПОС-60
Конечно, в зависимости от сложности порыва, не всегда удаётся выполнить качественную пайку за один раз. Некоторые виды порывов видятся в принципе не пригодными к восстановлению.
Однако, как показывает практика ремонта, запаять можно практически любой разрыв, применяя разные подходы и конфигурацию жала паяльника.
Вовсе необязательно стремиться запаять сразу все имеющиеся разрывы медных труб калорифера. Периодический ремонт 5-7 разрывов за раз – вполне подходящая методика. При таком темпе ремонта полностью пробитый калорифер (повреждены все трубы) восстанавливается за 3-4 дня.
Ремонт калорифера из меди — проверка качества
Проверяют отремонтированный водяной калорифер приточной вентиляции стандартным способом:
- Заполняют водой без давления.
- На входную/выходную трубы ставят краны.
- При закрытых кранах осматривают места пайки.
Если утечки не обнаружено, добавляют воду под давлением до рабочего параметра (обычно не выше 6 кг/см2). Повторно проверяют на утечки. Труднодоступные для пайки места могут иметь «непропаи».
ТИТАНОВЫЙ
Запаянные припоем ПОС-60 разорванные точки медных труб водяного радиатора. В зависимости от сложности доступа к месту пайки, в процессе ремонта не исключены образования точек «непропая». Эти точки впоследствии изолируются «холодной сваркой»
Такие точки «непропая» не стоит пытаться запаять вновь. Проще и надёжнее воспользоваться «холодной сваркой». Этой пастой достаточно надёжно ликвидируются мелкие протечки.
Перед применением «холодной сварки» скрепить разрыв припоем в доступных точках необходимо обязательно.
Отремонтированный калорифер также допустимо проверить воздухом под давлением. После закачки воздухом проконтролировать по манометру падение давления. Если давление падает, проверить все места пайки труб при помощи мыльного раствора. Наличие воздушных пузырьков укажет на место течи.
Как известно, все типы калориферов относятся к электроприборам, задачей которых является обогрев внешнего, приточного воздуха перед подачей его в помещения. Разогрев происходит за счет пропуска воздушных масс через нагревающие их элементы, а источником тепла служит электрическая энергия либо горячая вода (иногда заменяемая паром). С точки зрения конструктивного решения калориферы – обычные воздуховоды с помещаемыми внутрь элементами нагрева, однако даже столь несложная система нередко выходит из строя.
Необходимость соблюдения стандартов чистоты
Прежде всего, помимо ряда требований к самому калориферу и его теплоносителю, таковые предъявляются и к поступающему воздуху. Основными из них принято считать:
- ограничение на процентное содержание загрязняющих веществ (к которым относится пыль, волокнистые структуры, жиры, разнообразные липкие компоненты и т.д.);
- ограничение на химически агрессивные вещества (нормы приведены в ГОСТе 12.1.005-88).
Низкое качество воздушных масс, не отвечающее вышеперечисленным условиям, в обязательном порядке приведет к быстрому ухудшению работоспособности калориферного оборудования – разъедая поверхность, забивая воздушные каналы, оседая на крыльчатках, радиаторах и, в конечном итоге, создавая такой уровень дефектов, при которых произвести ремонт агрегатов иногда не удается.
Особенности водяных калориферов
В отличие от своих электрических конкурентов, аппараты водяного типа более дешевы и удобны в эксплуатации (поскольку теплоноситель может подаваться из уже функционирующей отопительной системы).
Тем не менее, водяные калориферы высшего класса надежности приходится оборудовать дополнительной схемой «антизаморозки». Цена ее в среднем составляет $150-300 за счет сложности автоматики обвязочного узла, содержащего:
- блок управления;
- набор датчиков;
- циркуляционный насос;
- 3-х ходовой клапан;
- собственную трубопроводную систему с соответствующей арматурой и крепежами.
Однако, как показывает практика, отказы автоматики, выводящие калориферы из строя, встречаются даже в таких случаях (правда, в основном по вине не электроники, а неграмотного монтажа и, особенно, невнимательности владельцев или эксплуатирующего штата на предприятиях). После этого приходится делать дорогостоящий ремонт, а в исключительных случаях – и вовсе покупать новое оборудование.
Причины неисправностей калорифера
Более подробно останавливаясь на главных причинах выхода из строя оборудования (забывчивость владельца, в результате которой при отрицательных температурах калорифер оказывается отключенным, а также «любительский» монтаж, изобилующий недопустимыми ошибками), перечислим не только эти, но и вообще все возможные проблемы, ведущие к крайне неприятным последствиям.
- Блок автоматического управления и защиты отключен от сети (что при отрицательных температурах быстро приводит к полному замерзанию системы).
- Сервоприводы воздушных клапанов подключены (либо подобраны) неверно.
- Воздушная заслонка неплотно закрыта.
- Отсутствует воздушный фильтр.
- Сервоприводы водяных клапанов подключены (либо подобраны) неверно.
- Водяной клапан отсутствует.
- Водяной и/или воздушный клапаны установлены с нарушениями, не допускающими их полноценное открытие или закрытие.
- Неверно смонтирован шток водяного клапана.
- Циркуляция теплоносителя невозможна по причине отсутствия разницы давлений (ошибка монтажа).
- Объем теплоносителя, проходящего через тело калорифера, явно не соответствует техническим требованиям (ошибка монтажа, брак производителя либо нарушение пользователем правил эксплуатации).
- Засоренные калориферные трубки.
- «Антизамораживающий» термостат подключен неверно либо отсутствует.
- Неверно установлен комнатный или канальный управляющий температурный датчик.
- Отсутствует калибровка 3-х ходового клапана.
- Теплоноситель не удается нагреть до необходимой температуры.
- Подбор смесительного узла произведен без учета особенностей системы (отсутствует или выдает недопустимый расход циркуляционный насос, слишком большой или недостаточный диаметр клапана и пр.).
- Вход и выход на водяной калорифер перепутаны местами при подключении (результат – значительная потеря мощности и примерно 75%-ная вероятность размораживания).
- В калорифер или систему подачи попал воздух.
- Автоматика работает неверно или непредсказуемо (стандартные причины – отсутствие профессиональной пусконаладки либо ее проведение с серьезными нарушениями);
- Сервоприводы и/или температурные датчики по типу не соответствуют автоматическому контроллеру.
- Не было произведено переключение режима с «лета» на «зиму».
- Проблема с циркуляционным насосом (не функционирует или неверно подключен).
- Теплоноситель не подается либо не уходит в «обратку».
- Смесительный узел собран с множеством нарушений.
Ремонт
Таким образом, водяной калорифер может выйти из строя по самым разным причинам, и если поломка все же произошла, перед владельцем неизбежно встает вопрос – пытаться заниматься ремонтом или сразу приобретать новое оборудование. Ответ на то, какой из двух вариантов решения следует выбрать, заключается в том, насколько значительны обнаруженные дефекты. Универсального подхода в таких случаях не существует, однако специалисты обычно дают следующий совет – ремонтировать агрегат имеет смысл до стоимости работ примерно в 1/3 цены покупки нового устройства. Как правило, устранение неисправностей станет сравнительно недолгим (максимум 1,5 – 2 часа), и будет включать небольшие исправления, пайки нескольких дефектных участков и замену ряда элементов.
После работ по запаиванию такие участки трубопровода калорифера будут обязательно подвергнуты опрессовке, а трубопроводная система и каналы – тщательно очищены. При промывке используются только самые современные и безопасные химические составы, а качество очистки вернет состояние агрегата практически в первоначальное. Помимо этого, специалист сервисной службы может предложить возможный апгрейд системы (замену автоматики на более инновационную, оптимизацию обвязочной схемы и т.д.).
В компании Вентсервис-МС помогу отремонтировать и/ил подобрать и установить вадяной калорифер любой конфигурации! Звоните +7(495)761-97-86, все расскажем.