Содержание
- Окунемся в прошлое
- Урок плетения
- Видео по теме статьи
- Изготовление
- Использование
- История
- Типичные виды лаптей, и способы изготовления
- В русском фольклоре и культуре
- См. также
- Примечания
- Литература
- Ссылки
- Мастер-класс: игрушки из лыка
- Поделки из лыка – особенности изготовления
- Alexgrim Studio: выездной мастер-классы по созданию игрушек из лыка
Рукодельницы всегда стараются удивить своим трудом и создать нечто неповторимое. К разряду таких вещей можно отнести и обувь наших предков. Она может применяться для декора помещений в старорусском стиле, украшения кукол. Тем, кто хочет узнать, как сплести лапти, мастер-класс по их изготовлению из газетных трубочек придется весьма кстати. Также в этой статье будет рассказано, как и из чего эту обувь делали в старину.
Окунемся в прошлое
Плетение является одним из самых древних видов рукоделия. В старину многие предметы быта плели своими руками – корзины, заборы, мебель, обувь, игрушки. Этот вид рукоделия носил сакральный смысл, считалось, что все созданное с любовью для кого-то являлось ему оберегом. Нередко матери творили своим детям плетеные игрушки или вешали ловец снов, в нитях которого запутывались дурные сновидения.
На Руси самым распространенным плетеным предметом были корзины и лапти. Оба этих предмета активно использовались в быту. Лапоть — обувь легкая, приятная в носке (конечно же, для защищенной онучами или портянками ноги), но недолговечная. В среднем за год один член крестьянской семьи стаптывал 50—60 пар лаптей из лыка. А семьи тогда были очень большими, соответственно заготовкой обуви занимались все члены семейства, от мала до велика. Про тех, кто не умел плести эту обувь, говорили «лыка не вяжет», в современном мире пословица чаще применяется к выпившему человеку. Тогда же это значило, что он самых элементарных действий выполнить не может.
Плели обувь из растительного материала. И сами лапти носили название того дерева, из которого они сделаны: берестяники, дубовики, ракитники. Еще их названия происходили от количества полос материала, участвовавшего в плетении – пятерики, шестерики, семерики и т. д.
Заготовкой материала для плетения занимались ранней весной. С началом сокодвижения с молодых лип обдирали тонкие полосы лыка – коры. Его требовалось очень много. Перед началом работы кору замачивали и соскребали верхний слой, обнажая луб. Несмотря на то, что крестьяне заготавливали очень много лыка, русские леса не вымерли. Наши предки обожествляли природу и бережно относились к ней. Они умели собирать древесную кору так, чтобы не погубить дерево.
У различных народов плетеная обувь отличалась внешним видом. По фасону лаптя можно было легко догадаться, откуда его владелец. Крепились лапти на манер греческих сандалий. К ним привязывали веревку, которая опоясывала ногу поверх онучей (портянок).
Лапти пятерики плелись по подобной схеме, которую каждый плетухан знал назубок.
В современной России не встретишь человека, который не знает, что такое лапоть, но носить эту обувь могут разве что любители фольклора. Зато она нашла обширное применение у рукодельниц, которые плетут лапти в качестве сувениров и декора.
Урок плетения
Некоторые мастера умеют плести лапти из лыка и бересты, как это делали встарь. Но чаще всего рукодельницы выбирают для плетения бумажную лозу – трубочки, скрученные из газет. Они не требуют сложного подготовительного этапа.
Такой материал дешев, легок и гибок. Это качество дает возможность создавать неповторимые вещи из газетных трубочек.
Подготовка трубочек
Для начала следует научиться крутить газетные трубочки. Это дело не сложное, но требует некоторой сноровки. Порой мастера прибегают к необычным способам скручивания трубочек, используя модифицированную дрель. Предлагаем вам ознакомиться с мастер-классом по скручиванию трубочек. Для этого вам понадобится:
- Газеты;
- Карандаш;
- Клей;
- Ножницы;
Разверните газетный лист и разрежьте его пополам. Начиная от правого верхнего угла, аккуратно накрутите газету на карандаш, зафиксируйте края клеем. Для изготовления лаптей не требуется тугая намотка, главное, чтобы один конец трубочки был уже другого. Это нужно чтобы наращивать ее размеры в процессе плетения. Узкий кончик смазывается клеем и вкручивается в широкий, трубочка удлиняется.
Трубочки из газет можно окрасить сразу же или по окончании работы. Как это сделать вы узнаете, посмотрев данные видео-уроки.
Процесс посложнее
Соедините три трубочки клеем, таких заготовок вам понадобится пять штук, ведь плести вы будете лапти пятерики, в основе которых лежат пять полос лыка или бумажной лозы.
Процесс плетения пятериков не очень сложен, а бумага является отличным материалом для работы. Плетение начинается с закладки задника. Процесс пошагово показан на фото.
Далее, плетется подошва. Для формирования носков обуви, трубочки приподнимаются. Используйте бельевые прищепки для фиксации. Закончив плетение, спрячьте концы трубочек, протянув их в подошву.
Окрасить готовое изделие (если вы не сделали это сразу) можно акриловой краской на водной основе или морилкой. Для прочности лапти можно покрыть лаком. Используйте джутовый шпагат для украшения, это придаст лаптям натуральный вид.
Носить такую обувь вряд ли получится, зато ее можно подарить в качестве сувенира или использовать для украшения куклы в русском стиле.
Освоив плетение лаптей из газетных трубочек, можно попробовать самому сделать их из лыка или из бересты.
Видео по теме статьи
Из предоставленного ниже видео вы можете узнать, как плести лапти из различных материалов.
русские лапти лапти (бахилы) лыковые
мужик плетёт лапти
лубок XVIII (?) векасходный вид обуви применяли североамериканские индейцы: сандалии XII века
Ла́пти, ед. ч. ла́поть — низкая обувь, распространённая на Руси в старину, и бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-х, сплетённая из древесного лыка (липовые, вязовые, ивовые и другие), берёсты или пеньки. Для прочности подошву подплетали лозой, лыком, верёвкой или подшивали кожей. Лапоть привязывался к ноге оборами (шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти).
Лапти отличались крайне низкой себестоимостью, ввиду обилия материала и простоты изготовления (мужчин с детства учили плести лапти и в дальнейшем сноровка позволяла изготавливать такую обувь буквально «между делом»), и недолговечностью.
Лапти, а под иным названием «лычаки», были также распространены y западнославянских, балтских, прибалтийско-финских и поволжских народов. Сходный вид обуви применяли и японцы (варадзи), и североамериканские индейцы, и даже австралийские аборигены.
Биркебейнеры, участники гражданских войн в Норвегии во 2-й половине XII — начале XIII вв., главным образом обедневшие крестьяне-бонды, часто носили обувь из бересты, откуда их прозвище (биркебейнеры — буквально «берёзовоногие», «лапотники»).
Изготовление
![]() |
Статья содержит инструкцию (руководство).
Статьи Википедии или их разделы не должны выглядеть как инструкции, консультации (юридические или медицинские) или указания, или содержать пошаговые инструкции (в стиле «как сделать»), включая пошаговые обучающие руководства, схемы прохождения, инструкции по эксплуатации, пособия по прохождению компьютерных игр и рецепты. Подробнее см. ВП:НЕИНСТРУКЦИЯ. В то же время, не всякое описание любого производственного процесса нарушает это правило. Так, достаточно подробное описание всех практически важных путей синтеза химического соединения обязано быть в полноценной статье о соединениях, обладающих практическим значением. |
Для изготовления одного лаптя требуется семь лык длиной по два метра каждое. Ширина одного лыка равна примерно ширине большого пальца на руке мужчины, который сам и заготавливал лыко и впоследствии сам плёл лапти. Для плетения требовалось лыко с ровной части ствола липы, чтобы по всей длине оно не имело дефектов. То есть для заготовки лыка выбирались взрослые, ровные, высокие липы. Нередко после суммарной потери коры, пригодной для плетения, дерево стояло с голым «ободранным» стволом. Это нашло отражение в русском языке в виде образного выражения «ободрать как липку» в значении «отобрать все имеющиеся у кого-либо или у чего-либо полезные ресурсы».
Лапти плелись не во всех областях России, но употреблялись в большем количестве областей, чем изготавливались. То есть они были товаром или предметом меновой торговли. Как правило, не плелись лапти в деревнях, где население большей частью занималось не земледелием, а ремёслами, например, гончарным или кузнечным ремеслом. Для плетения лаптя требовалась деревянная колодка, примерно соответствующая размеру мужской или женской ноги. Можно сказать, что примерные размеры, вроде современных S, M, L, XL, XXL и XXXL употреблялись русским крестьянством уже в древние времена. Кроме колодки ещё был необходим нож для подрезания лыка и особенный инструмент кочедык, представляющий собой нечто вроде отвёртки с деревянной ручкой и с металлическим стержнем, имеющим плоское, горизонтальное окончание, но, самое главное, искривлённым в вертикальной плоскости и имеющим форму части круга с диаметром 1,5 — 2 дюйма. Назначение этого инструмента — приподнимать одну из петель уже сплетённой части лаптя для того, чтобы просунуть в неё свободный конец лыка.
Лапоть начинают плести с пятки. Для начала используется только пять лык. Плетение простое, при котором одно лыко попеременно сначала прижимает своей плоскостью соседнее, оставаясь сверху, но далее само прижимается последующим лыком и располагается под ним и так по всей своей длине. Когда все лыки переплетутся и достигнут края своими концами, то они перегибаются назад и переплетаются дальше, продолжая длину образующейся при этом плоскости.
Урок по плетению лаптей
Пятку начинают плести, перегнув лыки пополам через «говенник» — ссучёное в шнур лыко. Говенник должен представлять собой связанный в виде круга лыковый шнурок, образующий край проёма будущего лаптя, в который просовывается нога. После того как пятка будет сплетена и «утянута» по колодке, то тогда с обеих сторон (также будучи перегнутыми посередине, сначала одной, а потом и другой половинами) вплетаются последние два лыка и продолжают плестись сначала подошва, а потом и «голова» лаптя. Когда длины подошвы хватает для того, чтобы загнуть её наверх и закрыть пальцы стопы до подъёма (образовать «голову» лаптя), то подошва огибается через говенник (теперь уже с передней стороны лаптя), а оставшиеся концы лык продолжают плестись сверху в обратном направлении по длине подошвы, образуя тем самым второй, внешний, слой лаптя. Именно на этой стадии плетения и начинает применяться кочедык. Им приподнимаются уже сплетённые петли для просовывания в них концов лык. Ручкой кочедыка приподнятая петля прибивается назад. Дойдя до краёв подошвы, некоторые из лык, симметрично с правой и с левой сторон, также огибаются через говенник, притягивая подошву к нему и придавая бокам лаптя вертикальное положение, а самому лаптю форму, похожую на туфлю. Став «двуслойным», лапоть приобретает большую прочность. После того как внешний слой лаптя износится до такой степени, что носить лапоть становится неудобно, лапоть можно на некоторое время починить. Это в крестьянской среде называлось «подковырнуть». Значит вместо изношенных лык внешнего слоя, при помощи кочедыка, всунуть обрезки новых лык. Но считалось, что к такой операции «подковырки» прибегали только бедняки, не имевшие возможности приобрести даже новые лапти. В классической русской литературе это нашло отражение, например, у Н. А. Некрасова в стихотворении «Калистрат»:
А хозяйка занимается На нагих детишек стиркою. Пуще мужа наряжается, Носит лапти с подковыркою.
Использование
трофейные эрзац-валенки. Зима 1942/1943.
Лапти носились с портянками (онучами). От лаптя вверх и вокруг голени, на манер древнегреческой сандалии, шёл лыковый шнурок, который внизу крепился за говенник лаптя и удерживал портянку от разматывания. Тем не менее при длительной ходьбе периодически приходилось переобуваться и перематывать сбившиеся портянки.
Плетение лаптей было на Руси зимним занятием крестьян, когда не было полевых работ. Заготовкой лыка занимались в определённое летнее время года, когда лыко обладало необходимыми прочностными характеристиками.
Новые, только что сплетённые лапти были сделаны по одной колодке и в паре не отличались левый от правого.
Мужчине пары лаптей хватало на неделю, не более. Отсюда поговорка: «В дорогу идти — пятеры лапти сплести!».
Академик Петербургской академии наук И. Лепёхин в конце XVIII века писал, что для изготовления одной пары лаптей требовалось два крупных и три-четыре мелких липовых ствола. В год крестьянин изнашивал от 50 до 60 пар лаптей. По расчётам историка Л. Милова, на семью в 4 человека иногда требовалось до 150 пар лаптей (на сумму около 1,5—2,5 руб.). Крестьяне шли на такие трудозатраты, так как необходимая денежная сумма на покупку кожаной обуви была слишком велика. Чтобы купить себе сапоги, крестьянин должен был продать четверть собранного хлеба, а для жены и детей — ещё две четверти.
История
Одно из первых упоминаний о лаптях встречается в «Повести временных лет» (XII век), при этом сами лапти гораздо древнее: инструменты для плетения (кочедыки) известны с каменного века. Описывая победу киевского князя Владимира Красного Святославича и его дяди Добрыни над волжскими булгарами, летописец приписывает Добрыне такие слова: «Съглядахъ колодникъ, и суть вси в сапозѣхъ. Симъ дани намъ не платити, поидевѣ искать лапотникъ» («Посмотрел пленных, а они все в сапогах. Эти нам дань платить не будут; пойдем с тобой искать лапотников».
Нижеприведённое описание основывается на статье из энциклопедии Брокгауза и Ефрона (нач. XX века) :
Лапти в XIX веке плели из лыка, с помощью железного крючка, называемого кадачем, и деревянной колодки. Иногда, как, например, в Полесье, лапти состояли только из одной подошвы, в большинстве же случаев им придавали форму башмака, и тогда оплетали лыком верх передней части колодки и приделывали задники. Свободные концы лык загибали снова внутрь и закрепляли, отчего края отверстия получали ровность и не натирали ноги. По краям отверстия приделывали из тех же лык ушки, чтобы при помощи просунутых в эти ушки ремней стягиванием последних можно было бы сузить отверстие и тем самым прикрепить лапоть к ноге. Лучшим материалом для лаптей считалось липовое лыко, сдираемое с молодых, не толще 1½ вершков, липок и отличающееся крепостью. В северных губерниях за неимением липы лыко драли с березы; такое лыко малопрочно, и лапти из него носятся не более недели. Лозовое лыко употреблялось только в Полесье. Длина липового лыка большей частью 3 аршина; на пару лаптей идет 32 лыка, а одна липка дает 3-4 лыка, так что на пару лаптей нужно 3-4 деревца. Так как большинство жителей северной и восточной России носило лапти, то и потребление березового и липового лыка и связанное с ним истребление молодого леса было очень велико. Точного учета производства лаптей не было; значительная часть этой обуви делалась непосредственно потребителями, большей частью старейшими членами семейств, к другой работе уже малоспособными. Иногда, впрочем, производство лаптей получало значительную концентрацию; так в конце XIX века, в селе Смирнове Ардатовского уезда Нижегородской губернии, этим делом занималось до 300 человек, причем каждый в зиму заготовлял до 400 пар лаптей. В селе Семеновском, близ Кинешмы, производили на 100 тыс. руб. лаптей, расходящихся по всей России. Из села Мыт Шуйского уезда (Владимирской губернии) отправлялось в Москву 500 тыс. пар лаптей.
В Гражданскую войну (1918-1920) в лаптях ходила бoльшая часть Красной армии, их заготовкой занималась специальная комиссия.
Типичные виды лаптей, и способы изготовления
Чуни — лапти из верёвок (аналог пеньковых).
Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка, а самыми плохими — ивовые коверзни и мочалыжники, которые делали из мочала. Нередко лапти назывались по числу лыковых полос, использованных в плетении: пятерик, шестерик, семерик. В семь лык обычно плели зимние лапти. Для прочности, тепла и красоты лапти проплетали вторично, для чего применяли пеньковые веревки. С этой же целью иногда пришивали кожаную подметку. Для праздничного выхода предназначались писаные вязовые лапти из тонкого лыка с черной шерстяной тесьмой, которая закреплялась на ногах. Для осенне-весенних хозяйственных работ во дворе более удобными считали простые высокие плетеные ступни без всякой тесьмы. Лапти, изготавливаемые из полосок ткани, называли плетешками. Ещё лапти делали из пеньковой веревки — крутцы, и даже из конского волоса — волосянника. Такую обувь носили дома или ходили в ней в жаркую погоду.
Великорусские лапти имели косое плетение, тогда как в западных районах использовали прямое плетение, или «прямуя решетку». На Украине и в Белоруссии лапти начинали плести с носка, русские крестьяне делали работу с задника. Для московских лаптей, плетенных из лыка, характерны высокие борта и округлые носки. На Севере обычно мастерили лапти из бересты с треугольными носками и сравнительно низкими бортами. Мордовские лапти, распространенные также в Нижегородской и Пензенской губерниях, плели из вязового лыка.
В русском фольклоре и культуре
Поскольку кожаная обувь всегда стоила дорого, беднота ходила в лаптях, вследствие чего лапти стали символизировать нищету, низкое происхождение, а в советское время также бескультурье и отсталость.
В самовосприятии русских лапти — один из важнейших символов традиционного национального быта.
Отсюда ряд устойчивых выражений в русском языке:
- «лапоть» как троп обозначает простака, необразованного человека;
- производное прилагательное «лапотный» в том же значении;
- «(Чай,) не ла́птем щи хлеба́ем» означает «мы учёны, не надо нам пояснять да указывать»;
- шутливое выражение «плюс-минус лапоть» в науке означает «плюс-минус максимальная погрешность, при которой измерение ещё имеет смысл».
- выражение «на три лаптя влево от солнца» — синоним известной поговорки «в белый свет, как в копеечку» (то есть, неизвестно куда, наугад).
- «лапотниками» или «лаптёжниками» в период Великой Отечественной войны называли немецкие военные самолёты «Юнкерс-87» из-за характерной формы обтекателей неубираемого шасси.
В рассказе «Лапти» из цикла «Шкидских рассказов» Л. Пантелеева и Г. Белых описывается, как в 1921 году за неимением сапог воспитанников «Школы имени Достоевского» обули в лапти.
Лапоть является одним из центральных персонажей сказки Пузырь, Соломинка и Лапоть
В стоптанном лаптей на новое место жительства перевозили домового.
Сейчас лапти часто занимают центральное место в экспозициях некоторых музеев, используются на эстраде и в спортивной жизни. Например, в городе Суздаль в 2007 году с успехом прошёл «Спортивный праздник Лаптя», который в 2008 году приобрел статус международных состязаний. Плетение лаптей — как развивающее мелкую моторику у детей — используется в детских образовательных учреждениях, а сами лапти — в детских и взрослых фольклорных ансамблях.
Примечательно, что «лапоть» был ещё и одной из единиц измерения на Руси, равной примерно 1/4 аршина (длина лаптя). В народной практике она применялась при измерении небольших расстояний, прежде всего при разделе земли, покосов, при посадке растений.
См. также
Лапти в Викицитатнике
Лапти на Викискладе
- Русский национальный костюм
- Поршни
- Варадзи
- Лыко
- Рогожа
- Вятский лапоть
- Штрошу (Strohschuh) — традиционная швейцарская обувь из соломы
- Чипсин (нонхари) — корейская соломенная обувь
-
Плетение соломенных швейцарских «лаптей»
Примечания
Литература
Ссылки
- И. И. Звездин, «Лапотный промысел в Бакшееве, Малой Поляне, Румстихе и Березниках» «Нижегородский сборник» под редакцией А. С. Гациского, Том 7. (1880-е годы). (Современный Дальнеконстантиновский район Нижегородской области)
- § 98. Обувь — Глава VI «Одежда и обувь» книги Д. К. Зеленин. «Восточнославянская этнография»
- Мастер-класс по плетению лаптей
Как сплести сувенирные лапти из газетных трубочек
Лапти из газетных трубочек
Для работы приготовила всего 10 трубочек, каждая из которых скручена из четверти газетного листа, разрезанного в длину. Четыре трубочки выкладываем и переплетаем между собой крестом.
Добавляем пятую, затем оплетаем ею первые четыре.
Поворачиваем заготовку на 20 градусов, чтобы обозначить ось симметрии для дальнейшего плетения и проплетаем по фото две палочки с середины. Получается фигура, похожая на сердце, это задник лапотка. Точно так же оплетаем две оставшиеся верхние палочки, одновременно придавая руками форму задника.
Продолжаем плести тем же способом до мыска лапотка. Мои лапоточки маленькие, трубочки не наращивала, хватило стандартной длины. От задника до мыска около шести сантиметров.
Начинаем закруглять мысок: загибаем вверх все трубочки. Берем крайнюю левую и проплетаем ее через все остальные, выводя ее с краю справа (больше она в плетении участвовать не будет). То же самое проделываем и с крайней правой.
Обрезаем ножницами все оставшиеся трубочки, оставляя около 2-2,5 см. Выбираем из обрезков самую длинную (если все короткие – отрезаем от новой) и проплетаем ее – это будет последний третий ряд мыска.
Загибаем все трубочки кроме крайних боковых (две справа, две слева) таким образом: в шахматном порядке, одну вовнутрь, другую наружу и подклеиваем клеем ПВА. Чтобы ускорить приклеивание, можно закреплять палочки обычными прищепками. Крайние палочки загибаем под мысок и также подклеиваем.
Красим готовые сувенирные лапти и прикрепляем бечевку с петелькой для подвешивания.
Мастер-класс: игрушки из лыка
Поделки из лыка – это неотъемлемая, удивительная часть русской народной культуры. Поэтому так важно, приобщать детишек к такому занятию. Это отличная возможность для того, чтобы окунуться в нашу историю. Ведь в старину игрушки из лыка детишки самостоятельно изготавливали для себя. А так как для этого использовался натуральный материал, поделки получались родными, удивительными, теплыми. Но не только для забавы с древних времен на Руси использовали игрушки, они были оберегами и ритуальными предметами в различных обрядах. Изделия из лыка олицетворяли собой продолжение рода, везение, благополучие, добро. Такие игрушки не разбрасывались по избе, они складывались в корзинки, ларчики или коробочки. Их было принято брать с собой на праздник или жатву. Куклы дополняли приданное невесты, а в игрушечных забавах проиграли все праздничные русские обряды с использование обрядовых песен.
Главное, для того, чтобы сделать такую поделку, не требовалось специальных навыков. И в этом можно убедиться, заказав мастер-класс по изготовлению игрушек из лыка.
Поделки из лыка – особенности изготовления
Наши мастера расскажут об интересной истории народных игрушек, уходящих корнями в далекое прошлое. Ознакомят с примерами готовых работ. Из лыка можно сделать птичку, куколку, лошадку и многое-многое другое. Умельцы научат, как правильно изготавливаются поделки, ознакомив с технологией их изготовления.
Готовые изделия украшаются яркими разноцветными нитями и ленточками. Лыко – природный ароматный материал, наполняющий радостью, теплом, особой энергией. И работать с ним невероятно приятно:
- игрушки из лыка делаются без выкройки, чертежа;
- размеры соразмерны своим создателям;
- приятный материал, лыко, дает ощущение нежности, уюта, тепла;
- все изделия — неповторимые;
- самодельные куклы дают возможности для творческой реализации.
Alexgrim Studio: выездной мастер-классы по созданию игрушек из лыка
Увлекательное мероприятие по созданию поделок из лыка – это не только полезный опыт, но и возможность прикоснуться к старым традициям и получить незабываемые эмоции.
Знакомство с традиционными русскими игрушками из лыка поможет узнать некоторые грани культуры своего народа. А сами куколки станут необычным подарком для коллег, близких или отличным берегом, сохранившим тепло ваших рук. Более того, поделки экологические и уникальные. Все желающие могут научиться необычному ремеслу на наших выездных творческих мастер-классах по созданию игрушек из лыка.