Содержание
Береста — это берёзовая кора, которая является одним из самых востребованных материалов среди любителей рукоделия. С её помощью можно изготовить огромное количество полезных в быту вещей, а также элементов декора. Самые лучшие берестяные поделки получаются только при правильном изготовлении и вкладывании души в работу. Изделия из бересты довольно трудно сделать, однако если есть определённые навыки в рукоделии, можно без труда этому научиться.
Подготовка к работе
Перед тем как изготовить поделку из бересты, необходимо правильно заготовить исходный материал. Именно от его качества и будет зависеть привлекательность готового изделия.
Бересту можно заготовить несколькими способами. Среди них стоит отметить цилиндры, пласты и ленты. Последний вариант пользуется наибольшей популярностью, так как с лентами намного проще работать. Именно его и следует выбирать для начинающих. Поделки из бересты своими руками можно сделать, предварительно заготовив основной материал. Для этого необходимо выполнить следующие действия:
-
Выбирается подходящая берёза, и с её южной стороны делается небольшой надрез. Не стоит срезать слишком большие части коры, так как можно серьёзно навредить дереву и подвергнуть его риску заболеваний или гибели. Выбор стороны, с которой срезается кора, тоже не случайный. Именно с южной части она гораздо проще отслаивается.
- Отслоившаяся часть берёзовой коры аккуратно поддевается специальной деревянной лопаткой или любым подходящим предметом.
- Снятые пласты собираются в стопку. Выкладывать нужно так, чтобы попеременно чередовались внешние и внутренние стороны коры.
- Уже в домашних условиях береста расщепляется на тонкие ленты или пласты. Делать это нужно как можно быстрее, так как кора берёзы быстро пересыхает и становится менее податливой.
- На следующий день природный материал подвергается обязательной обработке. Для этого верхний слой обрабатывается мелкозернистой наждачной бумагой. Эта операция позволит удалить все прилипшие частицы пыли, растительного мусора и грязи.
- Затем более нежная внутренняя часть с предельной аккуратностью протирается кусочком ткани. Важно во время подготовки не повредить нежный материал.
- В глубокую ёмкость наливается тёплая вода, и добавляется небольшое количество соли.
- В полученный солевой раствор кладётся кора берёзы и выдерживается там на протяжении 2 или 3 дней. Период вымачивания зависит от возраста дерева и грубости исходного материала.
- Подготовленная береста расслаивается на тонкие ленты.
- Каждая из них проглаживается утюгом для устранения излишней влажности.
- После этого береста сортируется по цвету и узору.
Изготовление поделок
Основы плетения из бересты для начинающих предусматривают использование идеально подготовленного материала. Для этого можно обратиться за помощью к профессионалам в этом деле или постараться самостоятельно выполнить всю работу. Из бересты можно сделать много полезных вещей, таких как корзинки, коробы, спортивные принадлежности, предметы мебели.
Корзина для ягод
Изготовление этой поделки является наиболее простым и быстрым. Для выполнения работы вам не понадобятся особые умения и навыки, а также дорогостоящие материалы. Всё это даёт возможность новичкам пробовать свои силы в рукоделии и не бояться больших потерь времени и денежных средств.
В процессе изготовления корзинки понадобятся следующие материалы и инструменты: подготовленная берёзовая кора, клей, ножницы, простой карандаш, линейка, дырокол, шаблон.
Процесс изготовления корзины прост и состоит из следующих этапов:
-
Из бересты вырезается квадрат. Для небольшой корзинки будет достаточно кусочка со стороной 15 сантиметров.
- С помощью линейки и простого карандаша, на заготовке рисуются две диагонали.
- После этого делаются небольшие надрезы по проведённым линиям. Ножницы должны зайти в заготовку не менее чем на 3 сантиметра. Чем больше сделать эти надрезы, тем глубже будет готовая корзина.
- Стороны заготовки аккуратно отгибаются к середине.
- С помощью дырокола делаются отверстия по всему периметру стенки корзинки и у основания её будущих ручек.
- Из другого кусочка бересты вырезается ручка поделки.
- С помощью любого быстросохнущего клея она приклеивается к основанию.
- Для более прочного склеивания, места соединения ручки и самой корзинки придавливаются прищепками или специальными зажимами.
- Из оставшейся бересты вырезаются тонкие полоски материала. Их толщина должна быть на несколько миллиметров меньше, чем проделанные дыроколом отверстия.
- С помощью этих полосок оплетается весь периметр изделия.
- Затем оно оставляется на несколько часов для окончательного просыхания клея.
- После этого корзинка наполняется ягодами, фруктами или любыми сладостями.
Если вы не знаете, что подарить своим близким на праздник, то решить эту проблему поможет сделанная своими руками поделка из бересты. Для детей и взрослых это будет замечательным подарком, и они по достоинству оценят его.
Плетение короба
Если вы хотите оригинально украсить своё жильё или создать полезную в хозяйстве вещь, то стоит попробовать сплести берестяной короб. Делается он из тонких слоёв бересты, которые предварительно обрабатываются и нарезаются на нужной ширины полоски. Для изготовления короба необходимо подготовить: острый нож, шило с прямыми загнутым стержнем, плоскогубцы, 12 берестяных лент длиной 45 сантиметров и шириной 20 миллиметров, канцелярские скрепки.
Делается короб с соблюдением такой последовательности действий:
-
Берутся 6 одинаковых лент и раскладываются вертикально на рабочей поверхности рядом друг с другом.
- Одна из оставшихся полосок располагается горизонтально и попеременно переплетает все вертикальные ленты.
- Точно так же вплетается вторая горизонтальная полоска бересты, только чередование плетения идёт в обратном направлении. Если первая полоса начинала оплетать исходные ленты сверху, то вторая — снизу.
- Все оставшиеся берестяные полоски вплетаются по тому же принципу.
- Затем все горизонтальные ленты двигаются до соприкосновения друг с другом.
- То же самое делается и с вертикальными полосами.
- Все углы полученной заготовки скрепляются канцелярскими скрепками.
- Оставшиеся с каждого края части лент также плетутся шахматным узором. Работа начинается с двух центральных полосок, и постепенно конструкция плетётся до обоих краёв.
- В итоге получается прямоугольное изделие с прочным дном и высокими стенками.
- Отдельно можно сплести крышку для короба из бересты. Делается она точно так же, только с немного большими размерами по периметру и минимальной глубиной.
Таким же способом можно сделать хлебницу из натурального материала.
Сувенирные магниты
Этот вариант поделки из бересты можно использовать не только в качестве украшения своей комнаты, но и для подарка дорогому вам человеку. Готовое изделие получается красивым и аккуратным. Для воплощения своих идей понадобятся следующие материалы: плотный картон, береста, клей, который при высыхании не оставляет следов, дырокол, ножницы, губка, акриловая краска, точилка, ветка берёзы, маленький магнит.
Пошаговый мастер-класс:
-
Из кусочка бересты вырезается круглая или квадратная основа нужного размера.
- На неё наносится рисунок при помощи фигурного дырокола.
- Заготовка переворачивается на тыльную сторону и к её середине приклеивается небольшой картонный кружок.
- Затем к нему крепится при помощи клея магнит.
- Ветка берёзы помещается в точилку для карандаша и вращается в одну из сторон. В итоге получаются тонкие срезы коры, которые по форме немного напоминают розы.
- Губка смачивается в акриловой краске и ею выделяются края изделия.
- К передней части магнита приклеиваются берёзовые розочки.
- Готовое изделие оставляется на несколько десятков минут до полного высыхания клея.
Берестяное панно
Правильно и аккуратно изготовленное панно способно украсить любое помещение. Его можно использовать для оригинального оформления картин или фотографий. Чтобы поделка получилась идеальной, для неё нужно взять следующее: картонная рамка, береста, древесная кора любого тёмного цвета, лист белой бумаги, клей ПВА, простой карандаш, ножницы, салфетки, кисточка.
Создать панно можно следующим образом:
-
Древесная кора измельчается любым удобным для вас способом. Лучше всего будет прокрутить её через мясорубку.
- Из пласта бересты снимается несколько максимально тонких слоёв. Так они получатся более гладкими и податливыми для дальнейшей обработки.
- Картонная рамка полностью смазывается клеем ПВА и сразу же посыпается тонким слоем измельчённой древесной коры. Таким образом, создаётся оригинальный фон изделия.
- Рамка прикладывается к белому листу бумаги и обводится простым карандашом.
- Затем в появившейся области рисуется необходимое изображение.
- После этого берётся береста и из неё вырезаются отдельные элементы нарисованной композиции.
- Все элементы приклеиваются к основе и панно сразу же преображается.
Красивый кораблик
С помощью этого мастер-класса можно изготовить прекрасный кораблик, который будет хорошо держаться на воде и не намокать. Готовое изделие станет любимой игрушкой вашего ребёнка, и он не будет расставаться с ней даже во сне. Для кораблика нужно подготовить такие предметы: пласты берёзовой коры, линейка, ножницы, шаблон, дырокол, простой карандаш, клей, деревянные палочки, небольшой кусочек фанеры, морские ракушки.
Поделка выполняется в несколько простых этапов:
-
Из бересты аккуратно вырезаются по шаблону две заготовки.
- Их края прокалываются по всему периметру дыроколом. При этом очень важно, чтобы отверстия одной заготовки точно совпадали с проделанными во второй.
- На всей поверхности берестяных деталей делается ещё несколько отверстий.
- Из оставшейся бересты вырезаются тонкие ленты, который без труда будут проходить в проделанные отверстия.
- Обе детали корпуса корабля сплетаются между собой полосками берёзовой коры.
- Во внутренней части основания устанавливаются упоры из деревянных палочек. Они продеваются в отверстия по всей поверхности корпуса.
- Точно так же мастерятся упоры и для всех остальных рядов отверстий.
- Изделие переворачивается на другую сторону и к нему приклеивается дно кораблика.
- Затем формируются паруса. Для этого деревянные палочки втыкаются в палубу и на них надеваются предварительно изготовленные по шаблону детали.
- В самом верху приклеивается вырезанный из цветной бумаги флаг.
- Из кусочка бересты вырезается якорь и приклеивается на одну из сторон.
- Готовое изделие можно ещё поставить на деревянный постамент и сделать из него красивый элемент декора.
Поделки из бересты являются красивым и оригинальным вариантом украшения вашей комнаты. При правильном изготовлении и соблюдении всех советов по заготовке материала можно добиться максимальных результатов и превратить простую заготовку в настоящий шедевр рукоделия.
Друзья, в этой записи я собрала ценнейшие сведения по созданию поделок и изделий из бересты своими руками. Древнейший, исконно русский промысел, представляет огромный интерес для нас, ведь мы наследники великой культуры. С помощью этой публикации мне бы хотелось расширить ваш кругозор в области прикладного творчества.
Каждому приходилось встречать в лесу сгнивший березовый пень. Ударишь ногой — мелкой трухой рассыплется древесина, но целой и упругой останется береста. Люди давно заметили долговечность бересты, ее способность не поддаваться гниению.
Бересту иногда называют древнерусским папирусом. Обработанная береста становится податливой и не коробится.
Бытовые предметы из бересты нередко украшали прорезным ажурным орнаментом.
Неповторимую декоративность придают бересте узкие коричневатые черточки, так называемые чечевички. Это своеобразные окна, через которые ствол дышит летом. На зиму эти окошки закрываются, заполняясь особым веществом.
Бересту очень легко обрабатывать, и самыми простыми инструментами можно с успехом выполнять различные декоративные изделия.
Время заготовки бересты
Заготавливают бересту в конце мая или начале июня. В это время года она легко снимается и имеет красивый золотистый оттенок. Помните, что снимать бересту можно только с поваленных деревьев, там, где проводится их плановая рубка. Снимать бересту с дерева, стоящего на корню, нельзя: это принесет ему непоправимый вред.
Теперь давайте поближе познакомимся с процессом изготовления изделий из бересты. На самом деле все просто, главное, узнать азы, как и в любом другом деле. Изучать технологию мы будем на примере создания туеса — традиционной емкости древней Руси.
Основные инструменты для работы с берестой:
1. Резак
2. Пробойник из трубок различного диаметра, которым придают формы треугольника, круга, овала, ромба и т. д. (вместо трубок для изготовления пробойников можно использовать листовую сталь.)
3. Чеканы — инструменты для, нанесения углубленного рельефа, из толстого медного прутка или из плотной древесины самшита, груши, можжевельника.
4. Шило с притупленным концом.
5. Подрезная доска из липы или осины.
6. Молоток — желательно деревянный
7. Проволока
8. Металлическая линейка
9. Ивовые прутья для туеса
10. Еловый или кедровый кусок древесины для дна туеса.
Технология работы с берестой
Внутреннюю сторону бересты считают лицевой. С лицевой стороны аккуратно снимите влажной тряпкой остатки коры. Наружный белый слой очистите наждачной бумагой. Пока береста не просохла, она сравнительно легко расслаивается. А высохшую бересту придется распарить в горячей воде и расслоить с помощью деревянного ножа. Тонкая береста пойдет на мелкие работы, толстослойная пригодится для крупных изделий.
Чтобы заготовленная береста не скручивалась, уложите ее между двумя досками и придавите грузом.
Кусок бересты приколите к подрезной доске кнопками. Сверху наложите заранее разработанный рисунок. Твердым карандашом передавите рисунок на бересту — он получится достаточно заметным. При желании его можно усилить, обведя карандашом или шилом.
Сложные элементы орнамента вырезайте резаком. Одинаковые и многократно повторяющиеся элементы удобно вырезать пробойниками. Для усиления декоративности прорезной бересты часто применяют чеканку.
Точки и штрихи наносят на бересту шилом или канфарником — стержнем с насечкой на торце.
Для начала вырежьте простой орнамент, предварительно изготовив соответствующие пробойники. Затем можно перейти к более трудному рисунку, в котором сложную сквозную резьбу выполняют только резаком, а штрихи наносят шилом.
Закончив вырезание, снимите бересту с подрезной доски и подклейте под нее другую, гладкую бересту, которая будет служить фоном. В качестве фона можно использовать и цветную фольгу, Склеивают бересту столярным клеем и обязательно под прессом. Если береста во время работы слегка пожухнет, протрите её мягкой тряпкой, смоченной подсолнечным или льняным маслом, затем разотрите чистой сухой ветошью.
Мастер-класс по изготовлению туеса
Вы можете попробовать самостоятельно изготовить туес. Этот небольшой сосуд из бересты, поражающий простотой и мудростью конструкции. Больше всего ценится в качествах туеса его способность быть своего рода термосом. Например, вода, молоко или квас долго остаются в нем холодными, а горячая вода, наоборот, долго не остывает.
Само устройство туеса напоминает термос. Он имеет наружную и внутреннюю стенки, между которыми остается небольшая воздушная изоляционная прослойка. На внутренней стороне стенок белая меловая поверхность способствует отражению тепловых лучей. Когда туес стоит, например, на столе, между столешницей и его донышком образуется воздушная прослойка.
Внутренняя стенка должна быть без единой трещины: ведь она удерживает жидкость. У наружной стенки задача иная — быть красивой и нарядной. Недаром ее называют рубашкой.
Для внутренней части туеса нужен сколотень — это береста, снятая со ствола целиком. Снять сколотень можно только со спиленной березы. С длинного кряжа можно снять поочередно несколько сколотней, с коротких — один или два. На нашем рисунке длина кряжа равна длине сколотня.
Достаточно слегка постучать черенком ножа по коре — и она легко снимется «чулком». Примерно так же снимают сколотень, применяя самые простые инструменты — деревянный молоток и проволоку. На одном конце толстой проволоки согните ручку, а рабочий конец прокуйте на наковальне и закруглите. На проволоке не должно быть острых граней и заусенцев — они могут поцарапать бересту.
Просуньте проволоку примерно до середины кряжа под слой бересты и осторожно продвигайте ее по окружности вокруг ствола. Ту же операцию проделайте с другого торца. Как только береста полностью отслоится от ствола, легкими ударами молотка выколотите ствол из сколотня. Нужно обязательно снимать сколотень по направлению к вершине, иначе вы рискуете разорвать его.
Бересту для рубашек заготавливать намного проще. Сделайте ножом вдоль ствола надрезы и, приподняв края руками, отслаивайте берестяной пласт. Куски бересты распрямите и уложите на деревянный щит. Сверху стопу бересты накройте другим щитом, на который положите груз. Высохнув, береста останется плоской и удобной для работы.
Пропорции и размеры будущих туесков будут зависеть от заготовленных сколотней. Выбрав подходящий сколотень, сделайте по нему выкройку рубашки из плотной бумаги. Высоту рубашки сделайте с таким расчетом, чтобы ее верхний и нижний края отступали от краев сколотня примерно на 3—5 см.
Затем оберните бумагой сколотень так, чтобы один край перехлестнул другой. Этот запас необходим для изготовления замка. С учетом диаметра сколотня на выкройке рубашки начертите и вырежьте элементы замка. Замкните замок и наденьте выкройку на сколотень.
Если выкройка плотно прилегает к сколотню, а верхний и нижний края не перекошены — выкройка рубашки сделана правильно. Наложите выкройку на кусок пластовой бересты и обведите карандашом или шилом с закругленным концом. Положите бересту на доску и резаком с помощью металлической линейки сделайте прорези по намеченным контурам. Рубашка готова, но при желании ее можно сделать нарядной. На рисунке вы видите туеса с различным оформлением рубашек.
На одном туеске украшением является естественный рисунок бересты. Рубашки других туесов украшены тиснением, прорезным орнаментом, росписью, а у одного туеса рубашка выполнена из узких полос бересты. Такая рубашка выполняется прямо на сколотне. Роспись наносят на готовый туес, а тиснение и резьбу выполняют на рубашке до надевания ее на сколотень. Расписывают туески обычно масляными красками.
Надев готовую рубашку на сколотень, распарьте его выступающие края в кипятке. Затем из ивового прута согните два обруча и скрепите их концы нитками. Обручи должны плотно прилегать к сколотню. Теперь заверните распаренные края сколотня вокруг ивовых обручей, напустив их на рубашку. Обручи придают краям стенок округлую форму и делают конструкцию жесткой, закрепляя донышко и удерживая крышку туеска.
Из еловой или кедровой древесины выпилите донышко. Диаметр донышка должен быть на несколько миллиметров больше диаметра внутренней стенки туеса. Перед тем как вставить донышко, края стенок вновь распарьте. После этого донышко легко вставится, а, когда стенки высохнут, донышко прочно закрепится в туеске, одновременно исчезнут щели между ним и стенками.
Крышку выпилите из еловой или кедровой доски с небольшим запасом. Затем, осторожно срезая ножом края, подогните ее к туеску. Добейтесь, чтобы края крышки плотно прилегали к стенкам туеса. Крышка должна входить в туес с некоторым усилием.
Форму ручки выберите, учитывая назначение туеса. Если туес предназначен для хранения каких-то продуктов, а не для переноски, ручку можно сделать в виде тычка. Тычок вырежьте ножом или выточите на токарном станке, вставьте в просверленное в крышке отверстие и с нижней стороны забейте для крепости короткий деревянный клин.
Если же туес предназначается для переноски продуктов на дальние расстояния, нужно обязательно сделать ручку-дужку. Простая дужка делается так. В крышке просверлите под углом друг к другу два отверстия. Затем в кипятке распарьте слегка подструганный с одной стороны ивовый прут. Согнув прут дугой, вставьте его концы в отверстия. После высыхания прут станет жестким и прочно закрепится в крышке. Для надежности торцы ручки можно расклинить.
Но самой надежной и красивой получается ручка-дужка с замком (она изображена на чертеже). Независимо от размеров туеса такая ручка имеет довольно постоянные пропорции и размеры. Чаще всего ее делают по руке взрослого человека.
Из ивовой древесины выстрогайте заготовку ручки (1, а). В крышке (2) выдолбите два прямоугольных отверстия. При разметке отверстий обратите внимание на то, чтобы древесные волокна на крышке шли поперек линии, на которой размещены отверстия. На чертеже эта линия дана красным цветом.
Заготовку ручки-дужки распарьте в кипятке, осторожно согните в дугу (1, б) и вставьте концы ручки в отверстия крышки. В выступающих снизу концах ручки просверлите два отверстия и стамеской придайте им форму под клин. Из ели выстрогайте клин (3) и заколотите его в отверстия дужки. Клин прочно свяжет крышку с ручкой. Но он имеет еще и другое назначение, — располагаясь поперек волокон крышки, он не даст ей коробиться, особенно если в туес будут наливаться жидкости.
Испытание туеса на прочность
Чтобы испытать туес, налейте в него воду и плотно закройте крышкой. Взяв туес за ручку, сильно потрясите его, раскачайте, переверните вверх дном. Если крышка подогнана точно, туес с честью выйдет из этого испытания — из него не выльется ни капли воды.
Открыть крышку можно лишь осторожно наклонив, и, как только между крышкой туеса и стенкой появится щель, крышка легко снимется.
Видео мастер класс по созданию туеса из бересты от Александра Юлина
На этом руководство по созданию туеса из бересты заканчивается. Однажды освоив данную технологию, вы сможете делать прекрасные берестяные изделия для себя, в подарок друзьям и даже на продажу.
Поделиться ссылкой:
Мастер Классы По Рукоделию, Посуда, Хенд Мейд Идеи
8 Основные приемы плетения
8.1 Легенда о «секретах», которые мастера якобы тщательно хранили от посторонних, придумана ленивыми либо бездарными для оправдания себя. Никогда русские мастера и умельцы, не держали втуне свое умение. Другое дело, что далеко не каждому давалось это умение, а мастер был строг и ревнив. Он позволял прикасаться к делу лишь человеку, истинно заинтересованному этим делом, терпеливому и не балоболке. Бездарному и ленивому и вовсе не понятно, почему человек может не часами даже не днями, а неделями трудиться над каким-нибудь лукошком. ( Л.26 )
8.2 Свойства податливого мягкого материала определяют технику плетения из гибких берестяных полос. Для плетения не требуется большой силы в руках, качество работы гораздо больше зависит от правильного усвоения приемов работы.
Получить удовольствие от занятий этим ремеслом может как молодежь, так и люди преклонного возраста.
Для лучшего взаимопонимания условимся о небольшой терминологии:
— Косое плетение — квадраты плетева расположены на стенках изделия так, что диагональ квадрата параллельно горизонтальной или вертикальной линии изделия.
— Полоса — материал для плетения, подготовленный из листовой пластины бересты.
— Лента — материал для плетения значительной длины, снятый с березы по винтовой линии.
— Квадрат — в плетеном изделии квадратный прямоугольник со сторонами, равными ширине полосы.
8.3 Осваивать приемы работы надо с прямого плетения. Прямое плетение считается проще, чем косое (диагональное), но если развить его, то можно получить очень высокохудожественное изделие.
Обучение плетению можно начать на полосках бумаги (ватмана), картона, прессшпана или другой плотной цветной бумаги. Ширину полосок желательно выбирать 10 — 15 мм.
Готовое изделие из ватмана желательно окрасить, что придает изделию жесткость и привлекательный внешний вид.
8.4 Начало плетения
8.4.1 Основное начало плетения изделия можно назвать «ковриком». Такое начало используют при изготовлении корзин, пестерей, хлебниц и т. п. Две, четыре, шесть, восемь и т. д. полосок собираем, складываем, протягиваем, переплетаем на горизонтальной плоскости. Лицевая сторона ленты бересты должна быть сверху и эта полученная поверхность будет дном внутри корзины, например.
Глядя на стрелки нарисованных вариантов начала плетения ковриков, можно не заметить разницы. Однако. при освоении плетения сложных изделий надо обращать внимание на угол коврика, чтобы не переплетать вновь. Направление полосок соединяемых клеток двух изделий может оказаться «не в строку». Требуется проявить внимательность. Для плотного соединения полосок пpименяем кочедык. Начинать учебу рекомендую с плетения коврика.
8.4.2 Второй вариант начала плетения заключается в том, что подготовленные ленты в середине длины перегибаем под углом 90 градусов, складываем и переплетаем. Это начало применяется при плетении лаптей с народным названием «четверик» или «пятерик».
На первом рисунке этого варианта — начало плетения лаптя — «четверика», простейшего вида северной обуви. Загиб полосок в указанную сторону отразится при заплетении носка для правого лаптя. Второй рисунок – это начало плетения задника левого лаптя — «пятерика».
8.4.3 Более сложное начало плетения применяется при изготовлении лент-закладок для книг, ремней к пестерю, берегинь, ремешков, поясов и др.
Берем две длинные ленты и перекрещиваем их в средней части под углом
60 градусов. Далее начинаем перегибать и переплетать имеемые четыре
конца в последовательности указанной на этих рисунках. Более подробно эти варианты рассмотрены в современной литературе, например, в книжке В.В. Финягина «Изделия из бересты”, М., АСТ «Астрель”, 2001.
Для начала плетения звуковых рожков, » объемных ” браслетов и т. п.
Бесконечно творчество мастеров плетения в нашей России. Нанайский 8.5 Оформление края изделия
8.5.1 Освоив оформление края, кромки изделия, уже можно самостоятельно сплести многие вещи. Кромка изделия должна быть ровной и крепкой, т. к. она чаще всего имеет повреждения при использовании изделия в хозяйстве.
8.5.2 Край прямого плетения делается обязательно с добавлением третьей полоски или тонкой ивовой вицы для корзины, лукошка. В настоящее время мастера добавляют внутрь плетения кромки проволоку из нержавеющих материалов. Для практики возьмем «коврик» и оформим его края. Дополнительная, короткая (на длину кромки), средняя полоска не дает возможности расходится крайним «квадратам» изделия. Она проходит через все петли перегнутых полос (лент).
Такой прием плетения придает изделию твердость и прямолинейность оформленного края.
8.5.3 Края прямого или косого вида плетения можно оформить «зубчиками». Это оформление кромки используем для плоских и объемных изделий, для солонок, шкатулок, конфетниц и т. п. «Зубчики» желательно сжать и оставить их в зажимах. Изделие подсохнет и край будет более плоским. Можно зубчики прижать шпагатом, резинкой к шаблону, который вставлен внутрь изделия. Также зубчики можно прогладить утюгом.
Для крупных изделий применяют укрупненные, из двух полосок зубцы. Чтобы край получился более прочным и твердым, необходимо по основанию зубчиков также проложить узкую полоску бересты или несколько витков крепких ниток, связанных в «кольцо — обруч» по диаметру кромки изделия.
8.5.4 Следующее оформление края изделия применяется достаточно редко из-за малой прочности и в основном используется для плетения закладок для книг, лямок, поясов и т. п.
Цвет и внешний вид поверхности у длинных лент с двух сторон желательно иметь одинаковыми. Дополнительная полоска вставляется внутрь края для прочности.
8.5.5 Наиболее распространенное оформление края изделия применяется при
плетении корзин. Все ленты кромки перегибаются и вплетаются в поверхность изделия. Перед этим в край при плетении прикладываем элемент жесткости, т. е. вицу, полоску, проволоку, шпагат или другой материал, закрепляя его временно зажимами.
Загибаем вниз пару перекрещивающихся лент по диагонали клетки. Прижимаем зажимами эту пару по краю и дальше используем другие зажимы. Затем от этого начала края слева или справа в зависимости от направления верхней ленты берем следующую пару лент. Верхние ленты, формирующие край изделия, могут быть направлены в другую сторону. Это зависит от того на какой высоте изделия делаем край, т. е. на высоте «полной» или половине диагонали, считая диагонали по вертикали от угла на дне (подошве) изделия.
Перегибаем налево под углом 90 градусов четный по рисунку номер ленты и протаскиваем ее под имеемое плетево. Затем сверху на нее перегибаем нечетный номер парной ленты и протаскиваем ее под лентой заштрихованного квадрата. Далее также поступаем с находящейся рядом парой лент и т. д.
Концы загнутых лент с четными номерами протаскиваем в плетево по всей окружности изделия с помощью кочедыка, находящегося в правой руке. Все остальные концы вплетаем в поверхность изделия и таким образом получаем двойной слой плетения с прекрасным внешним видом.
Если длина лент взята значительна, то можно вплести третий, четвертый слои бересты, делая повороты лент там, «где мера и красота скажут».
8.6 Плетение углов
8.6.1 После освоения техники плетения плоских изделий начинаем изучать приемы плетения углов необходимых для получения объемных изделий. Самый простой в исполнении — прямой угол под 90 градусов. Из сделанного ранее коврика поднимаем все концы полосок вертикально вверх и соединяем их в пучок. Берем дополнительные полоски и вплетаем их в вертикальные полоски. Объемный шаблон, находящийся внутри плетения, помогает создать ровное, симметричное, красивое изделие.
8.6.2 При косом плетении прямой угол под 90 градусов получаем также из коврика. В выбранной точке угла изделия переплетаем полоски попарно, т. е. 1-2, 3-4, поднимая закрепленные зажимами углы коврика вверх. В местах переплетения полосок необходимо вставлять еще по зажиму на каждый угол, а если изделие большое, то используется дополнительное количество зажимов. На рисунке ясно видно, как оформляется угол.
8.6.3 Плоский угол из согнутых попарно на 180 градусов полосок получается путем перекрещивания их под углом 90 градусов. Затем приплетаются остальные полоски с одновременным разводом поверхностей сторон будущего изделия. Этот угол применяется для получения хвостика у солонки-уточки. Два зажима устанавливаются в обе плоскости в указанные места на этом рисунке.
8.6.4 Совершенно плоский и достаточно сложный в изучении угол под 90 градусов получается из коврика. Коврик перегибаем пополам по диагональной линии изгиба, на которой образуется угол. Затем переплетаем с одновременным изгибом две крайние полоски. Эти углы применяются при плетении изделий типа футляров для очков, чехла для ножа или точильного бруска и т.п.
8.7 Плетение ручек, лямок, ремешков и т.п.
8.7.1 Для ручек корзин или лямок пестерей простейшая конструкция состоит из нескольких лент. Три, четыре или более лент, свернутых в согнутый обруч, обвиваются длинной другого цвета лентой, как показано на рисунке. Для корзины ручка изгибается, в имеющиеся петли протягивается сыромятный ремешок-шнурок, который прикрепляется к краю корзины через проколотые отверстия. Такая ручка складывается внутрь корзины, а корзина — в пестерь или кузов, занимая немного места в лесных походах.
8.7.2 Ручка у корзины, которая рассмотрена в разделе 9.4 плетется по такой же технологии. Выбирается лента бересты более толстая и твердая. В корзине делается два разреза для протаскивания основы ручки и затем она оплетается длинной лентой другого оттенка. Некоторые мастера на наружную сторону основы ручки вставляют полосу разрезанную вдоль пополам и оплетают ручку снаружи в шахматном порядке.
8.7.3 Лямки для пестеря в д. Нижмозеро плели из качественной бересты. Вначале делали основу из лент такой же ширины, что и у пестеря в виде кольца, которое затем изгибали пополам. Далее оплетали длинной лентой всю лямку, как показано на этом рисунке. Это переплетение можно назвать «восьмёркой”. Через получившиеся петли на концах лямки пропускали сыромятную кожаную полосу и соединяли с корпусом пестеря. Эти лямки получались достаточно широкими и при переноске тяжелой ноши не натирали плечи хозяину пестеря.
В настоящее время мастера для лямок применяют транспортировочную ленту. Эта черно-серая лента на фоне светлой бересты смотрится неестественно. Вместо сыромятного ремешка можно применить современный капроновый шнур, имеющий различный цвет.
8.7.4 Различные современные ремешки, закладки для книг, полоски, обручи на голову – плетежки из двух, трех, четырех, пяти и более лент подробно рассмотрены в литературе 27 и 28. Берестяная повязка на голову – гривна (берегиня) плетется из двух длинных лент, которые перед началом плетения перегибаются пополам под углом 60 градусов. Ленты в процессе плетения наращиваются приплетением дополнительных лент.
9 Основные виды изделий
9.1 Подставка под горячее
Потренируемся в оформлении краев этого плоского и простейшего изделия, которое делается из коврика. Размеры подставки зависят от ширины и количества выбранных полосок. Набираем для коврика 7 вертикальных и 7 горизонтальных полосок или 10 х 10 полосок и т. п.
Полоски лицевой стороной кладем вниз и перегибаем все на себя. Если не сгибать ни одного квадратика по диагонали, то получится квадратная подставка. Перегибаем полоски по принципу откуда пришла полоска туда и уходит по своему следу.
Другой вид подставки начинаем по-другому. Вначале загибаем две пары полосок по диагонали с любого угла. Лишнюю длину полосок обрежем согласно краю подставки в виде восьмиугольника. Затем перегибаем три полоски слева или справа от двух диагоналей в зависимости от того, где верхняя полоска в диагонали перегиба. Дополнительную третью полоску в край закладывать не следует, т. к. она придет сама в этом изделии при загибе соседних полосок. Полоски вплетаем в основу подставки. Получаем в верхнем (первом) ряду все полоски сверху. Далее по кругу перегибаем снова две диагонали, которые вплетаем в коврик и обрезаем полоски по размерам коврика. И так далее продолжаем…
Получили плоскую форму с 8-ю углами. Однако изделие не готово, если не будет декоративных элементов. Творчество украшения, создания новой формы в Вашей голове и в собственных руках. Для примера можно вставить из проволоки восьмиугольный каркас в край подставки. Каркас накладываем на коврик, а затем загибаем полоски. Далее середину каждой стороны изгибаем вверх, а каждый угол вниз и получаем вазу для сухарей или конфет. В добрый творческий путь мои юные друзья!
9.2 Лукошко
Несмотря на кажущуюся простоту многих изделий из бересты в технике их плетения немало секретов. Для самого простого изделия — лукошка берем четное число полосок вертикальных и переплетаем их с таким же числом горизонтальных полосок. Ширина полосок и их количество зависят от художественного вкуса мастера и конечной цели — получаемого изделия. Длина полосок равна двум диагоналям дна лукошка плюс четыре высоты его края. Для нашего лукошка берем 16 полосок шириной меньше 20мм и плетем коврик. В угловых линиях пересечения полосок устанавливаем 4 зажима, а наименьшее количество зажимов потребуется 8 штук.
Затем формируем углы, устанавливая еще 4 зажима на образующихся боковых стенках напротив угла. Дно уплотняем и плетем боковые стороны на желаемую высоту, например, на две диагонали, считая по углу от дна лукошка.
Далее из проволоки, вицы или толстой узкой полоски берёсты делаем обод — каркас для края лукошка. Желательно концы вицы срезать наискось и связать прочной ниткой. Этот обод через дно поднимаем на высоту 1,5 или 2 диагонали и закрепляем зажимами. Ленты плетения загибаем наружу лукошка и формируем край. Сторона лукошка и высота его должны быть пропорциональны. Например отношение 1,618 к 1,0 — это золотое сечение.
В результате плетения верхний край лукошка имеет форму круга. По окружности вплетаем один ряд лент в одну сторону, а затем второй ряд в другую сторону. После этого желательно выровнять все изгибы диагоналей по краю лукошка, чтобы они были в одной плоскости. Затем можно вплести все ленты по стенкам, а далее и в дно лукошка в любой последовательности.
Концы полосок вплетаем (выковыриваем) в дно в три слоя. Лишнюю длину обрежем или сделаем повороты и вплетем в поверхность дна и стенок.
Пpи необходимости переноски лукошка далеко делаем ручку, как у корзины, или пpикpепляем пояс (ремень) для подвешивания лукошка через плечо.
9.2,5 Коробушка
Коробушка достаточно высокое изделие в сравнении с лукошком. Она служит для различных, хозяйственных целей. В маленькой коробушке храним пуговицы, а в большой – катушки с нитками. Сделаем её высотой четыре диагонали, при размере дна, сплетенном из лык 10 х 10.
Оригинальную крышку можем сплести путём дополнительных углов. Начинаем с коврика из полосок 4 х 4, затем добавляем четыре полоски и формируем дополнительные 4 угла. Далее вновь добавляем четыре полоски и формируем ещё дополнительные 4 угла. Для разнообразия можно добавлять по восемь углов в одной плоскости крышки.
9.3 Хлебницы
9.3.1 Этот образец хлебницы сфотографирован в музее г. Северодвинска и снимок имеется в юбилейном альбоме «Северодвинск — 50».
Чтобы хлебница была размерами для двух буханок хлеба, необходим коврик из 24 полосок ( 12 х 12 ) шириной не более 20 мм. При плетении подобных больших изделий очень важно проверить в начале плетения расстояние между углами по диагонали коврика. Оно должно быть одинаковым, иначе после формирования края изделия может получиться волнистая линия или два угла будут выше, а другие два — ниже. Оформляем углы в точках между 5 и 6 полосками (лентами) и высоту основания хлебницы делаем равной 3 диагоналям. Край оформляем аналогично лукошку.
Крышку хлебницы плетем высотой 1,5-2 диагонали из лент на ~0,5 мм шире, чем ленты для основания, и край оформляем зубчиками. Крышка хлебницы используется на столе, как блюдо для нарезанных кусочков хлеба. Ленты лучше маслом не протирать, т. к. позднее может появиться грибок плесени в изделии, а затем и на хлебе.
Хлеб в берестяной хлебнице может лежать бесконечно. Он превратится в сухарь, но не заплесневеет. На дно хлебницы необходимо положить палочки из вереска. Хлеб на воздушной подушке лежит и вереск обладает бактерицидными свойствами. «В подобной берестяной хлебнице в сорокоградусный мороз хлеб не замерзал. Приедешь в Город, зайдешь в чайную, откроешь короб, а оттуда — парок идет».
Хлебница автора П.В. Черепанова находится в музее г. Москвы. Она сплетена из белых и темных полосок шириной 10-20 мм, украшена двумя рядами треугольничков по всему периметру. Плетем вначале коврик из 14 вертикальных и 14 горизонтальных лент. Далее формируем четыре угла и плетем боковую сторону, сильно затягивая ленты, добиваясь плетения квадратиков не под углом 90 градусов. В результате получим расширение в верхней части изделия. Высота хлебницы сделана в четыре диагонали. Треугольники делаются одной лентой, но другого цвета, чем основное плетение. На этом же рисунке показан вариант вплетения одной лентой косых четырёхугольников. В этом случае можно закрепить два прутка жёсткости по всему периметру изделия.
9.3.3 Эта хлебница сплетена по заказу и храниться у Боровой Е.И. Её конструкция отличается перегородкой, разделяющей на две части весь объем. Сплетена из лент шириной 14 мм и длиной более 95 см. Начало – коврик сплел из 25 лент на 25 и одновременно вплетал полоски для перегородки, которая разделяла батон от буханки ржаного хлеба. Дно хлебницы имело размеры 20 см на 30 см или 10 х 15 диагоналей. Стенки подняты вместе с перегородкой на высоту 12 см. Крышка – блюдо для нарезанного хлеба имеет небольшую высоту и ровный край без зубчиков. Чтобы крышку закрывать в одном и том же положении, на одной из боковых сторон крышки и хлебницы выплетены две звездочки.
9.4 Корзинки
Множество различных видов корзинок плетут народные мастера. Корзинки различаются габаритами, формой, ручками, декоративной отделкой.
9.4.1 Давайте попробуем сплести прабабушкину корзиночку из конца 19 века. Отличается она от лукошка вытянутым прямоугольным дном, большими размерами и овальной формой стенок.
24 ленты шириной 20 мм и длиной не менее 135 см уложим ковриком, крест — накрест. Чертим шилом или карандашом контуры дна в виде прямоугольника со сторонами 8 на 4 диагонали. Затем ленты, образующие угол, переплетаем в шахматном порядке. При этом будут подниматься все стороны корзиночки. Перегибы сторон и дна должны быть плавными. Плетем стороны до высоты 3 диагоналей и стягиваем стенки временным шпагатом. Далее плетем стенки до высоты равной 6 диагоналям, одновременно расширяя на конус форму корзинки. Клетки плетева получаются не квадратными, а вытянутыми горизонтально.
Из ивового прута вначале выгибаем круглый обруч, который в двух местах перетягиваем шпагатом так, чтобы получился овал. Высохший овал наденем через дно корзинки на плетево и оформим край. Каждую пару переплетенных лент следует отогнуть через обруч наружу и пропустить через ленты первого слоя плетения с внешней стороны, пока не будет покрыта вся поверхность корзинки.
Наконец к корзинке прикрепляется (приплетается) ручка. Сделаем это таким способом: на противоположных сторонах прорезаем узкие отверстия (ширина их должна соответствовать ширине ленты, приготовленной для ручки). Ленту ручки пропускаем через отверстия стенок несколько раз и выравниваем по длине ручки полученные 5-6 слоев. Обматываем эти ленты оставшимся концом и затем прячем его вдоль ручки. Более наглядно, как оплетаем и просовываем, видно на рисунке. Чтобы витки держались на ручке плотно и не смещались после очередного витка, конец ленты нужно поочередно просовывать под верхнюю ленту ручки. При вплетении для жесткости ивового прута на наружную часть стенок корзинки можно ручку закрепить за этот «обруч», не прорезая щели в стенках.
Третий вариант ручки изложен в технологии изготовления ручки подстаканника.
На празднике города Архангельска в парке у театра один мастер говорил о своей очень аккуратной работе: «Хуже не могу, а лучше сделать можно”.
В литературе 17 на страницах 126 и 150 рассмотрены сувенирные корзинки из поселка Калевала, сплетенные без дополнительного декора. Размеры донышка равны 3х5 диагоналей и 2х4 диагоналей при высоте стенок 3,5 и 3 диагонали соответственно.
9.4.3 Корзина с очень прочной ручкой имеется в музее Малые Корелы. Внутри плетения основания ручки видим сквозной квадрат без бересты.
9.5 Солонки
Разнообразием форм отличаются берестяные солонки. Подчас берестяным солонкам придавали форму, отдаленно напоминающую силуэт птицы. В обычае были скульптурные по форме, ловко сплетенные из берестяных полос дорожные солоники. Их раскрашивали в шахматном порядке каждый ряд плетения в особый цвет. В целом получается ослепительная радуга, особенно выделяющаяся, среди лесной зелени. В литературе 33 очень подробно расписана технология прямого плетения солонки – кубика и солонички – птички. Для повышения своего мастерства непременно сплетите для своей коллекции аналогичные образцы.
9.5.2 Образец солоницы – уточки диагонального плетения из деревни Конец Вологодской области имеется в литературе 34, стр.94. Плетение начинается с хвоста изделия из полосок 3х3.
9.5.3 Сплетем солоник-уточку аналогичный образцу, имеющемуся в музее в Москве. Она плетется из 6 лент и началом является наш коврик. Верхний угол коврика будет хвостиком. Две короткие полоски из шести вложить слева и справа от нижнего угла. Начиная с хвостика ленты поднимаем попарно вверх, перегибаем затем в обратную сторону и переплетаем вновь. Получили две плоскости хвостика уточки (кулек).
На той плоскости, которая будет дном солонки, формируем два угла на расстоянии друг от друга в две диагонали. Углы плетутся между второй и третьей лентой.
Далее плетем туловище уточки и после получения дна-основания с размерами 2 на 3 диагонали формируем еще два угла, поднимая ленты на спинку и грудь уточки. В этом месте нашей технологии две пары лент пошли навстречу друг другу, поэтому необходимо обрезать в каждой паре короткую ленту так, чтобы обрезанный конец лежал на поперечной ленте, а не выступал внутри солонки. Длинную ленту продолжаем вплетать в туловище уточки-солонки. Набравшись опыта в плетении, Вы мастерски учтете длину этих кончиков при наборе коврика и обойдетесь без лишнего обрезания.
На спинке уточки получаем 3 полных диагонали, считая с хвостика, а четвертую диагональ перегибаем вверх к горлышку. Горловина выплетается из выступающих вверх 4 пар перекрещивающихся лент по аналогии с плетением края корзины. Обязательно для долгой службы солонки вставить в край круглый или квадратный обруч-обод из крепкого материала. Второй и третий слой лент уплотняют стенки солонки и делают ее водонепроницаемой.
Необходимо намочить солоник, помять его и кончиком или пяточкой ножа обрезать аккуратно выступающие концы лент.
Крышка — пробка в виде головки уточки вырезается из кусочка тонкого дерева вместе с сучком. Она должна плотно входить в горлышко солоника и надежно держаться в нем. Для уплотнения плетева можно дополнительно вплести декоративные треугольнички — перышки на туловище уточки.
От ширины лент зависят размеры изделия. Выплетая треугольнички, можно получить эффект пёрышек на туловище уточки.
Солонка из Карельского государственного музея совмещает элементы косого и прямого плетения. Начинается плетение с коврика основанием 4х4 полоски. «Горб” у солонки делается по данному рисунку. Пробка для этой солонки также плетеная. Прямое плетение применено довольно оригинальной конструкции. Кольца из бересты в несколько слоев соединяются в прямоугольную пробку.
Солонка из музея в г. Архангельске. Она сплетена из толстой, широкой бересты и имеет деревянную пробку. Основание солонки равно 1 х 4 диагонали, а длина основания равна ~ 8 см.
9.5.6 Солонка из музея этнографии в г. Ленинграде. Эта солонка имеет такое же основание, как и предыдущая, но хвостик стилизованной уточки сплетен острым. В п.8.6.4 рассмотрено формирование этого угла.
На образце солонки спинка уточки по длине равна 2,5 диагонали и высота хвостика от основания также равна 2,5 диагоналей.
9.5.7 Плетение плоской солонки по форме фляжки не представляет труда, если имеются навыки плетения. Из 8 полосок шириной 20 мм и длиной 85 см плетем коврик, затем делаем углы и выплетаем стенки.
9.5.8 Солонка – бутылка. Автор Жильцов П.И., Архангельская обл., 1970г.
Коврик равен 6х6 полосок, высота – 4 диагонали. Крышка сделана также из бересты и у крышки – пробки сделаны повороты четырех полосок на 90 градусов в верхней части. В корпус солонки вплетены две ленты по всей поверхности для создания ритмического рисунка из треугольничков.
9.5.9 Солонка из Пинежского района. Ширина полосок ~ 40 мм. Пробка деревянная. Никогда не слеживалась и не мокла каменная соль. Основание солонки равно 1 х 6 диагоналей, а высота в хвостике – 2 диагонали.
9.5.10 Уточка – солонка, автор Пятков А.И.
Она плетется из коврика 8 х 8 полосок, а основание-брюшко равно 3 х 5 диагоналей. Хвостик имеет по своей оси высоту 3,5 диагонали. Боковые стенки плетем высотой 1,5 диагонали по три диагонали в кромке, начиная от хвостика. Затем поднимаем стенки на две полоски, как и у хвостика. Далее делаем шею и голову уточки, рассматривая подробно рисунок.
10 Литература