Содержание
В последнее время очень популярным становится такой вид рукоделия как «Лоскутное шитьё» или как сейчас его часто называют «Пэчворк» (от англ. patchwork — одеяло, покрывало, изделие из разноцветных лоскутов). Недаром в музее проводится уже вторая выставка посвященная этому увлекательному ремеслу. Поэтому мы решили познакомить посетителей с печворком и немного описали техники лоскутного шитья.
История лоскутного шитья
Сборка полотна из лоскутов, аппликация из ткани, стёганые изделия издавна существовали независимо друг от друга у многих народов мира. Известен египетский орнамент, созданный из кусочков газельей кожи около 980 года до н.э., в одном из музеев Токио экспонируется сшитый примерно в то же время костюм с украшениями из лоскутов. В 1920 году в Пещере тысячи Будд был найден ковёр, собранный приблизительно в IX веке из множества кусочков одежд паломников.
На Руси издавна было распространено бережливое отношение к ткани, как произведённой дома, так и покупной. В 18 веке вечера у женщин проходили за прялкой, пяльцами и ткацким станком. Ткань женщины ткали сами, полотна делали шириной 40 сантиметров, что соответствовало крою полотенца или рубахи, чтобы при шитье отходов не оставалось. Постепенно в домашний обиход начали входить недорогие яркие хлопчатобумажные ткани, ширина которых составляла 75-80 сантиметров, то есть шире кроя одежды. Мудрые хозяйки оставшимися при крое лоскутками стали удлинять одежду, украшать рубахи, а самые мелкие лоскутки сшивались в одно разноцветное полотно. А так же использовались старые вещи, которые уже никто не носил.
Так и зародилось лоскутное шитье, символом которого стало лоскутное одеяло, непременный атрибут крестьянского дома, знак уюта и гостеприимства.
Лоскутное одеяло
Лоскутное одеяло, непременный атрибут убранства крестьянского дома, где царил уют, созданный талантливой женской рукой. Лоскутное одеяло вносило красоту в скромный повседневный быт, дарило радостные краски немудреному крестьянскому жилью. Когда родители собирали невесте приданое, то не забывали приготовить и лоскутное одеяло.
Фото лоскутных одеял, представленных на выставках в музее
На первый взгляд технология сшивания лоскутков проста: вырезаешь и сшиваешь, воплощая в жизнь свою задумку. На самом же деле лоскутное шитьё требует наличия художественного вкуса, трудолюбия, усидчивости, аккуратности, а также умения шить. Результаты порой потрясают своей красотой!
Разглядывая готовые изделия, порой задаёшься вопросом: как с помощью одинаковых элементов (квадратов, треугольников, полос, уголков, ромбов) создаются разные узоры? Оказывается дело тут в способах, которыми сшиваются эти элементы. Рассмотрим наиболее популярные из них.
Лоскутная техника «Русский квадрат»
Сборка этого узора достаточно сложная. В его основе лежит квадрат, равнобедренные треугольники составляют верхний и нижний ярусы. Следующие ярусы собраны из треугольников и полос. Ярусы могут быть одинаковыми по размеру, могут «расти» от центра к краям.
Лоскутная техника «Быстрые квадраты»
В её основе лежат квадраты, которые вырезаются из сшитых заранее полос ткани. Такие квадраты ещё называют сборными квадратными блоками или «быстрыми» квадратами. Нарезав необходимое количество, можно комбинировать и сшивать квадратные блоки в произвольном порядке.
Отличительной особенностью данной техники является то, что уголки не нужно вырезать, их нужно складывать из полос ткани или квадратов. Получившиеся уголки сшиваются в полосы, из которых затем сшивается объёмное полотно.
Техника достаточно популярна и в ней тоже используются квадраты. Главное условие — подбор правильной цветовой гаммы. Комбинация ткани от светлого к темному создаст эффект рисования акварелью. За основу можно взять 7 видов ткани с некрупным рисунком, например, цветочным принтом, тогда вам будет несложно сложить из них красивый узор.
В основе этого способа лоскутного шитья тоже лежат полосы, которые собираются вокруг центрального квадрата и располагаются по спирали. Центральный квадрат можно сместить в угол, тогда рисунок получится уже другим.
«Треугольник» — очень распространённый элемент лоскутного шитья. Треугольники удобны в работе: из них можно составить и простые квадраты, и сложные звёзды. Чаще всего в лоскутном шитье используются равнобедренные треугольники. Соединяя короткие стороны, получаем узоры из пёстрых многоцветных полос, сшивая длинные стороны — цветные квадраты. Узоры из треугольников носят такие названия, как «Мельница», «Алмаз», «Звезда».
Очень, своеобразное, озорное, национальное русское изобретение. Цветные необработанные полосы ткани, настроченные на основу, создают объёмное полотно. Здесь в ход могут пойти старые трикотажные вещи, например, футболки. Лучше, если ткань не будет сильно осыпаться. Эта техника пришла с севера нашей страны, «Ляпок» с немецкого переводится как лоскуток. Техника «Ляпочиха» появилась с изобретением швейной машины.
Узор, напоминающий соты, собирается из шестиугольников. Из шестиугольников легко собрать цветок, середину которого можно выделить пуговицей, обтянутой тканью.
Рисунок в данном случае собирается из разноцветных полос ткани, расположение и сочетание которых может варьироваться по-разному. Большое лоскутное покрывало или озорной коврик в виде паркетных дощечек, которые уложены зигзагом, уголками, ромбиками или лесенкой, принесут вам массу приятных эмоций.
Маленькие квадратики укладываются в шахматном порядке. Если развернуть квадраты углом вверх, то получим «шахматку» из ромбов. При желании сначала можно сшить несколько маленьких квадратиков в «шахматные» блоки, которые в дальнейшем сшивать, как ромбы.
Техника лоскутного шитья настолько занимательна, что говорить о ней можно без остановки. Сколько вариантов узоров, столько в лоскутном шитье существует и техник. И если у вас будет свободное время советуем обязательно попробовать себя в этом ремесле, ведь результатом будет красота созданная своими руками.
Выставки лоскутного шитья в музее
— «Лоскутное вдохновение»
— «Лоскутные забавы»
Начало искусства лоскутного шитья очень сложно проследить в истории. Путь пэчворка хорошо заметен со средних веков. Ведь ткань не долговечна. Примеры из Европы, Индии, Дальнего Востока можно увидеть в музеях. Но стежка также практиковались в Персии, Туркестане, Африке.
Но о том, что это искусство существовало уже в IX веке до нашей эры, свидетельствует экспонат, хранящийся в BOULAK-MUSEUM в Каире. Это лоскутное одеяло выполненное в технике аппликации египетскими женщинами. Сохранились так же мозаичные лоскутные работы, изготовленные в Индии в VI — VII вв н.э.
Увлекательное рукоделие, шитье из лоскутов, всегда практиковалось и на территории Киевской Руси. Однако особую популярность оно приобрело во второй половине XIX века. Во многих городах в это время наладился выпуск замечательных тканей: узорных ситцев, ярких сатинов, бязей, миткалей и т.д., весьма доступных рядовым покупателям. Купцы торговали материей даже в самых отдаленных северных уголках. Да и крестьяне все чаще отправлялись в город за покупкой отреза для желанной обновы. Ценился каждый кусочек от раскроенных тканей.
Отсюда и «дерюжки» и «ляпачихи».
- Длинные ленты из обрезков вставляли в челнок и ткали полосатые напольные дорожки, называемые в народе «дерюжки».
- Живописностью славились «ляпачихи» — покрывала с густым, мохнатым ворсом из обрезков тканей, заправленных в основу.
Как отдельный вид изысканных произведений, была очень развита стежка. В Историческом музее (Москва) хранятся великолепные стеганые атласные одеяла и юбки второй половины 18 века.
Детское одеяло 18 век, Москва
Одеяло 18 века — простегано льняными нитями по алому атласу, Москва
Одеяло 18 век — простегано шелковыми нитками по зеленому атласу, Москва
На фото, одно из лучших по декоративному решению одеяло. Выстегано узором в стиле рококо. Сложный орнаментальный рисунок из ломаных линий, решеток, пучков волн и рокайлей передан вышивальщицей с высоким профессиональным мастерством.
Словно в веселом вихре, переплетаются и сталкиваются разнообразные узоры.
Слово «quilt» ( «одеяло»), впервые был использовано в Англии в 1200, и соединяется с латинским слово «cucita» означает, валик или подушку.
Одеяло «Солнечные часы», Англия 1797, наиболее известное в коллекции музея V&AЦентральная часть одеяла
Первые стежки были использованы в средневековых покрывалах, которые часто становились семейными реликвиями. Стегание применялось в производстве одежды: для декора и утепления. Она также используется для защитной одежды, такие как телогрейки под броню, чтобы сделать ее более удобной. Бедные воины не могли позволить себе позволить себе металлическую броню, потому стежкой особо уплотняли защиту. Наибольшая популярность этого искусства в Европе начинается с 17 века.
В моде шелковые стеганые штаны и дублеты, которые носили богатые придворные. А так же юбки, жакеты и жилеты.
Как правило это было мужским ремеслом. И не только в Англии, но и в Африке.
Первые европейские поселенцы привезли с собой в Америку свое мастерство. Оригинальные американские работы в технике пэчворка появляются в XVIII веке. Сохраненные работы, являются документальным свидетельством истории Америки и изобретательности поселенцев.
«Log Cabin Village» исторический музей, Техас
Если на родине ирландцы набивали стеганые одеяла грубой овечьей шерстью, то в Америке для этой цели стали использовать бумагу, листья кукурузы и все то, что могло придать изделию объем.
Во время Гражданской войны между Севером и Югом женщины из южных штатов шили пледы и подушки из лоскутков для своих мужчин-воинов. Скарлетт из «Унесенных ветром», была увлечена подборкой заплаток из разных тканей.
Этим рукоделием заставляла заниматься нужда. Трудолюбие женщин превращала старые вещи в неповторимые работы, которые путешествовали с ними по всему миру, согревая в повозках и палатках, украшая не слишком богатые дома. Постоянно совершенствуя этот вид рукоделия, женщины утверждались не только в умении шить, но и в способности к художественному творчеству.
В этот период зарождается символика пэчворка: так, например, свадебное покрывало с мотивом перекрещивающихся обручальных колец, рисунок с тюльпанами, скопированный с декора керамических изделий, чайный лист, напоминающий об Англии, бревенчатый домик и т. д.
Уже в XIX веке это искусство достигает здесь своего расцвета и стало частью американской культуры. Лоскутные одеяла, настенные панно шили повсеместно и индейцы, и белые поселенцы, они были непременной частью приданого.
Позже к этим работам стали относиться, как прикладному искусству, стали коллекционировать. Хранящиеся сейчас в музеях Европы квилты индейцев Америки — стеганые одеяла и настенные панно в технике пэчворка поражают тонкостью работы, подбором цвета и формы.
Лишь немногие музеи мира могут похвастаться постоянной экспозицией древних и современных квилтов. В Европе их всего два: один из музеев Цюриха и Музей текстиля Макса Берка – Textilmuseum Max Berk — в Гейдельберге.
- Музей основан немецким промышленником Максом Берком и существует на средства, оставленные им по завещанию. В экспозиции представлены древние индейские лоскутные одеяла и настенные панно, сделанные вручную, в те времена, когда еще не было электричества, не было машин, когда собственноручно красили материал. Они производят неизгладимое впечатление богатой гаммой цветов, точностью подбора лоскутов, порой очень непростой формы, тонким шитьем.
Сегодня самые модные мотивы на изделиях черпаются в подражании тем работам.
Ильзе Грининжер, панно «Застывшее движение»
Творчество не имеет границ, и современный пэчворк с характерной символикой отражает новое восприятие в новых линиях и создает новые сюжеты. Для многих женщин рукоделие стало большим, чем хобби.
Ведь это не просто рукоделие — это игра с формой и цветом, это творчество и ремесло, требующее мастерства, это сочетание традиции и современного дизайна.
В то же время оно доступно буквально всем, не требует больших затрат и каких-либо особых материалов.
Все зависит прежде всего от фантазии и рук мастерицы и, конечно же, вкуса.
Современные работы, широко представленные в музеях, это чаще всего настенные панно, сложные и ценные произведения искусства.
Эрика Одемер панно «Глобус» — 1 премия на Международной выставке
Возможно именно просветительская работа музеев, организация выставок, обращение к этой технике художников по текстилю, способствовали возрождению этого вида искусства в наши дни. Так или иначе, но искусство лоскутного шитья в последние десятилетия получило самое широкое распространение. Появилось много школ, в которых обучаются пэчворку или получают профессиональное образование. Издано множество вдохновляющих книг и журналов.
Ремесло продолжает жить и привлекать все большее количество поклонников. Не только домашние рукодельницы, но и профессиональные художники создают в этой технике панно, ковры, модели одежды.
Материал подготовила Герасимова София, P.S. Стряхнем пыль со швейных машинок?
Екатерина4 Февраля, 2014 Спасибо за Вашу работу, статья очень помогла.
Виды пэчворка – это огромное разнообразие техник, приемов, особенностей работы с лоскутками тканей. Все они пришли к нам из разных уголков планеты и представляют собой интереснейшее занятие и как результат неповторимые изделия, созданные своими руками.
Лоскутное шитье, пэчворк, квилтинг — все эти понятия относятся к интересному виду рукоделия — шитью предметов из разных тканей контрастных оттенков. Ткань соединяют особыми способами в блок, а из них затем шьют различные изделия. Как и любое рукоделие, пэчворк не является точной наукой, и строгая классификация в нем вряд ли уместна. Тем не менее можно выделить основные виды лоскутного шитья, которые сейчас наиболее распространены.
У каждого вида лоскутного шитья своя история, в ходе которой сформировались определенные приемы и особенности, делающие тот или иной стиль узнаваемым. Развиваясь, разные виды пэчворка приобретали свои характерные черты. Освоив их, научившись смешивать и дополнять разные стили, современные мастера создают совершенно неповторимые и оригинальные вещи.
Пэчворк во всем мире
Английская техника пэчворка — самый распространенный вид пэчворка во всем мире. Считается, что зародился он в Англии и потом перекочевал вместе с переселенцами в Америку. Основные характерные черты, присущие классическому английскому стилю, — четкая геометрия и лаконичность и в рисунке, и в элементах. Вещи в английском пэчворке сшиваются из одинаковых по форме и размеру фрагментов.
Классический пэчворк — это тот же английский — это цельное полотно, сшитое из ситцевых квадратов, чаще всего двух основных цветов, расположенных в строгом порядке, например, в шахматном. Его схемы очень просты и именно с него начинают осваивать лоскутное шитье новички.
Современный английский стиль, разумеется, предполагает гораздо большее разнообразие — это и треугольники, и полосы, и более свободная компоновка деталей, и использование ярких многоцветных элементов. К наиболее распространенным техникам в стиле английской классики можно отнести «шахматку», «акварель» (небольшие элементы с некрупным, чаще цветочным принтом и плавным переходом от светлых цветов к темным), «быстрые квадраты», «полоса к полосе», «волшебные треугольники» (их еще называют «веселые»).
Пэчворк в технике крейзи – это пэчворк без каких-либо правил и рамок. Слово «крейзи» переводится как «сумасшедший, безумный». Основная идея стиля — экстравагантность и даже эпатаж. Самые невероятные сочетания расцветок, фактур, техник и форм.
И все это обильно сдабривается элементами декора — тесьмой, аппликациями, бусинами, стразами, блестками, кружевами. Но это только кажущаяся вседозволенность — хаотичные на первый взгляд сочетания на самом деле тщательно подобраны и выглядят гармонично, пусть даже это крайне своеобразная гармония. Одной из характерных черт крейзи-пэчворка является декорирование швов — они полностью скрыты под тесьмой, кружевом, бусами или цепочками.
Восточный пэчворк — яркий и красочный стиль. сочетающий в себе классические геометрические и свободные узоры, строгие прямые и плавные линии. В восточном стиле, так же как в современном классическом, создаются не только орнаменты и симметричные рисунки, но и сюжетные картины. В отличие от остальных видов пэчворка, где предпочтение отдается относительно плотным тканям, в восточном пэчворке в качестве основного материала используется дорогой и сложный в работе шелк. Характерная особенность восточного стиля — богатое декорирование вещей кистями, бахромой, бусами, камнями, а также активное использование элементов вышивки.
Японская техника пэчворка — появился благодаря существовавшему давным-давно запрету для простолюдинов носить дорогую яркую одежду (даже если они могли себе это позволить) и крайней бедности, до которой доходили низшие слои в некоторые моменты истории Японии. Не просто сложить вместе и простегать две-три изношенные куртки для тепла, а сделать стежку красивой и изысканной, украсить темную одежду из дешевого полотна так, чтобы она выглядела нарядно, но сдержанно — из этого и выросло искусство японского пэчворка и квилтинга. Со временем необходимость переросла в самостоятельный вид рукоделия, на который наложили свой отпечаток уникальная японская эстетика и философия.
Японский пэчворк — один из самых сложных стилей, требующий от мастера большого умения, терпения и хорошего вкуса. Для него характерно использование традиционных японских техник «сашико» (стежка швом «вперед иголку») и «йосиги-ре» (составление рисунков и картин из отдельных лоскутков), животных и растительных орнаментов, создание целых сюжетов с помощью выстегивания.
Сейчас мастера пользуются для создания вещей в стиле японского пэчворка современными инструментами, в том числе и швейной машинкой, но настоящий японский пэчворк, выполненный в традициях японской философии творчества, отшивается исключительно вручную.
Вязаный пэчворк — может быть либо комбинированным, сочетающим пряжу и лоскутки ткани, либо полностью трикотажным. В первом случае текстильные фрагменты обвязывают или просто соединяют друг с другом с помощью вязального крючка.
Во втором детали пэчворк-полотна не выкраивают, а вывязывают вручную из пряжи. Для этого вида рукоделия не требуются инструменты для традиционного пэчворка, по сути он является не шитьем, а ручным вязанием.
В завершении, посмотрите разные виды пэчворка в интерьере на фото, где проиллюстрированы самые интересные работы мастеров:
Как пишет наша любимая Википедия, лоскутное шитьё, лоскутная техника, лоскутная мозаика, текстильная мозаика (также пэчворк, от англ. patchwork — «одеяло, покрывало, изделие из разноцветных лоскутов») — вид рукоделия, в котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани (лоскутков). В процессе работы создаётся полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой. Современные мастера выполняют также в технике лоскутного шитья объёмно-пространственные композиции. Все швы стачивания в лоскутном полотне находятся на его изнаночной стороне.
Очень популярным в последнее время становится такой вид рукоделия. В результате этого увлекательного процесса можно получить вполне узнаваемые изображения каких-то предметов, правильные орнаменты или непредсказуемые причудливые узоры.
С помощью обычной иголки, нитки и ткани искусные мастерицы создают настоящие шедевры лоскутного шитья! Изначально лоскутки сшивались исключительно из-за экономии материала, и лоскутное шитьё имело совершенно конкретные задачи. Сегодня же лоскутное шитьё — это желание создавать красоту, а главное наслаждаться этим поистине волшебным действием.
Декоративные панно, прихватки для кухни, стёганые покрывала, стилизованные лоскутные одеяла и подушки, а также модная одежда для детей и взрослых — радуют наш взор. Существует множество видов и техник работы с лоскутками. Чтобы узнать и понять основы лоскутного шитья необходимо познакомиться хотя бы с некоторыми видами этого интересного занятия.
Разглядывая готовые изделия, выполненные в технике пэчворк, кажется, что ничего сложного в собирании и сшивании лоскутков и быть не может. Да, технология лоскутного шитья и правда не такая уж сложная, но порой воплотить задумку автора не так просто. Познакомимся с тремя основными этапами техники лоскутного шитья.
Подбор исходного материала
Для начала необходимо собрать все имеющиеся остатки и обрезки тканей. Затем их нужно рассортировать по фактуре и цвету, а потом приступить к созданию схемы будущего изделия. Иногда делается наоборот: сначала задумывается узор, а затем из имеющихся или специально купленных тканей нарезаются заготовки. В этом случае первый и второй этапы просто меняются местами.
Создание эскиза будущего изделия
Это второй этап, который для опытных мастериц не представляет большой сложности, потому как они в совершенстве владеют различными способами сшивания лоскутов. Начинающим рукодельницам даем совет: воспользуйтесь готовыми схемами из журналов, книг или Интернета. Выглядят они примерно так: Соединение лоскутов в цельное полотно Процесс соединения лоскутков включает в себя несколько этапов: сшивание отдельных фрагментов соединение в полотно готовых блоков пришивание к готовому полотну подкладки Кроме сшивания лоскутков существует ещё и вязаный пэчворк, где при помощи крючка и контрастной нити лоскуты соединяются друг с другом.
Лоскутное шитьё включает в себя различные виды и техники. Поговорим о наиболее популярных из них. Традиционный пэчворк Целью традиционного пэчворка является создание цельных полотен из отдельных лоскутов, которые сложены в геометрические узоры. В такой технике шьются и маленькие изделия, такие как, прихватки на кухню и наволочки на подушки, и большие, такие как покрывала и пледы. Отличительной особенностью этих изделий является лицевая сторона, выполненная именно в технике лоскутного шитья и подкладка, которая может быть сделана из цельного отреза ткани.
Crazy Patchwork (Крэйзи-пэчворк)
Crazy Patchwork в переводе с английского означает сумасшедший лоскуток. Характерной особенностью этого вида лоскутного шитья является использование фигур произвольной формы, часто неправильной, а также кривых полос и нестандартных аппликаций. Швы маскируются вышивкой, тесьмой, лентами или кружевом. Кроме этого, изделия часто украшаются бисером, бусинами, металлическими подвесками, пуговицами и т. п. В технике Крэйзи-пэчворк могут быть выполнены подушки и покрывала, сумочки, декоративные панно и одежда.
Вязаный пэчворк
Этот вид пэчворка знаком многим рукодельницам. Отличие от традиционного пэчворка состоит лишь в том, что в вязаном пэчворке лоскутки не сшиваются, а привязываются друг к другу крючком нитками подходящего цвета. При этом лоскутки могут быть как из ткани, так и вязаные. Самыми распространёнными изделиями в этой технике являются большие покрывала на кровать, а также женские сумки.
Японский пэчворк
Восточные и западные традиции были объединены в этой технологии лоскутного шитья. Активно используя стёжку и шёлковые ткани, изготавливают шикарные лоскутные покрывала, одежду и декоративные панно. В основе узоров используются геометрические фигуры: треугольники, квадраты, уголки, ромбы. Квилтинг В переводе с английского quilting (квилтинг) означает стёганое полотно. Смысл этой техники рукоделия заключается в том, что два полотна соединяются между собой машинной строчкой, имитирующей различные узоры. При этом между двумя полотнами прокладывается мягкая прокладка из ватина или синтепона. Изделия, изготовленные в технике квилтинга более элегантны, чем собранные из лоскутков ткани. В этой же технике можно изготовить диванные подушки, кухонные прихватки, детскую одежду и даже оформить целую комнату!