Содержание
Гульнара Скорюпина
Лоскутная аппликация в детском творчестве
Лоскутная мозаика
Аппликация из ярких разноцветных лоскутков ткани вызывает только добрые эмоции.
Лоскутные узоры живут и радуют нас уже не одну сотню лет, практически в каждой стране есть свои традиции лоскутного творчества. Возможности аппликации из лоскутков практически неисчерпаемы, здесь и элементы плоскостного конструирования, и основы цветоведения, и формирование художественного вкуса, чувства прекрасного. Есть возможность воспитывать у детей доброжелательное отношение к своим близким, любовь и заботу, желание порадовать их подарком, выполненным своими руками.
Основное отличие аппликации из лоскутков от лоскутного шитья в том, что элементы не сшиваются, а приклеиваются на основу. В остальных моментах, таких как подбор ткани по цвету, особенностям рисунка, по свойствам материала, лоскутная аппликация похожа на лоскутное шитье.
Занятия по аппликации из ткани могут выступать, как первый этап к лоскутному шитью.
На подобных занятиях дети знакомятся со свойствами ткани, учатся различать геометрические фигуры, цвета, устанавливать соотношение частей композиции по размерам и объединять части в целое, ориентировать в пространстве узора и сюжетной композиции.
У ребенка целенаправленно формируется чувство цвета, умение использовать многообразие расцветок и текстуры ткани для различных комбинаций. Наши занятия проходят в виде игр, где дети учатся тому, что цвета делятся на тёмные и светлые, на контрастные и плавные, на тёплые и холодные. Находят однотонные и пёстрые лоскутки ткани.
Также дети получают элементарные представление о растительных и геометрических орнаментах. Из самых простых фигур – квадратов, полос, треугольников – можно, по желанию, составить много различных по построению узоров /простые или сложные орнаменты, изображения растений, птиц, животных и др. /. Лоскутная аппликация может украсить практически любой предмет из ткани /покрывала, подушки, занавески…/.
Экспериментирование с тканью разной фактуры обогащает знания ребенка о свойствах, возможностях применения данного материала.
В процессе творческой деятельности ребёнок делает свои личные маленькие открытия. И пусть он, в принципе, не создает ничего совсем нового, но в этом самом процессе заключена для ребенка его первостепенность. Полученный результат труда – вот первая и весьма важная ступенька детского творчества. Ступенька его роста.
Цель работы кружка «Лоскутная мозаика»: ввести детей в мир фантазий, самостоятельного творчества, используя богатые возможности лоскутной аппликации.
При выполнении работ необходимо научить детей не копировать готовые образцы, а по возможности работать творчески: что-то дополнять, изменять в цвете, размере, соотношении частей.
На занятиях происходит интеграция образовательных областей «Познание» и «Художественное творчество».
На первом этапе работы по созданию отдельных работ и композиций основными задачами являются:
— Заинтересовать детей с ОВЗ данным направлением народного декоративно-прикладного искусства.
— Обучать детей навыкам работы с шаблонами геометрических фигур, элементов растительных фигур и фигур животных, сооружений архитектуры.
— Формировать начальные навыки лоскутной аппликации.
Задачи второго этапа:
— Научить детей создавать наброски будущих композиций самостоятельно.
— Развивать творческую фантазию детей с ОВЗ, используя возможности лоскутной аппликации.
В ходе работы закрепляем с ребятами правила безопасности при обращения с ножницами, правило «чистых рук» при работе с тканью, выясняем различия между аппликацией из бумаги и из ткани. Незаметно для детей развиваем мелкую моторику, внимательность, что очень для нас важно.
Наряду с выполнением индивидуальных работ большое внимание уделяется коллективному творчеству, результат которого часто бывает красочнее по цветовому решению и разнообразнее по содержанию.
Наиболее простая и часто применяемая форма коллективных работ состоит в том, что каждый ребенок выполняет определённое задание, а затем все части объединяются в единую композицию. Ценность коллективных работ состоит в том, что они объединяют детей, ведь всем предлагается одна тема. Дети заинтересованы в общем результате, они являются равными «соавторами» одной работы.
Выбираем ткань для выполнения картины /приходилось ограничивать азарт, напоминая о выбранной теме нашей работы, иначе мы «утонули» бы в ворохе лоскутков
Определяемся с тканью для фона /здесь ребятам немного легче, так как задана зимняя тема/
Вырезаем детали, потихоньку заполняем пространство.
Заготовки для домиков.
Не забываем «укрыть» дома «снежком» /эту роль отлично выполняет шитье/
Остаётся самая малость – окошки, заборчики.
Дети назвали картину «Зимняя сказка». С удовольствием теперь рассматривают её, находят /показывают родителям/, какие детали вырезали и наклеивали.
В дальнейших планах у нас птички-невелички, картины «Чаепитие» и «Цветочная лужайка», весёлые Петрушки, забавные зверята и многое другое. Ведь просторы нашей фантазии так же безграничны, как узоры «Ситцевой» страны!
Разноцветная страна из шелков и ситца.
Лоскутка размер неважен –
Здесь любой сгодится!
Из полосочек – кружков, завитушек разных
Получается души разноцветный ПРАЗДНИК!
Спасибо за внимание:)
Прекрасный способ сделать приятное своей матери или бабушке – создать красивое панно-аппликацию всей семьей. Несложно заметить, что дерево состоит из мощного ствола и трех ладоней – дети и мать. Но вы можете варьировать количество ладоней или вообще сделать ствол-руку. Это настолько простая поделка, что ваши дети вполне справятся с задачей почти самостоятельно.
Аппликация из ткани
Итак, для изготовления дерева вам понадобится:
- ткань для фона с учетом того, что она будет натянута на подрамник;
- ткань для ствола и листьев;
- клей ПВА;
- портновский мелок;
- ножницы.
Шаг 1. Обрезаем ткань по размеру подрамника с учетом захода на подрамник. Проглаживаем ее утюгом. Можно брать любую ткань, кроме шелка, так как к нему плохо приклеиваются детали. Идеально – натуральные ткани, довольно плотные.
Как сделать аппликацию дерево
Шаг 2. На ткани, которую вы приготовили для ствола, рисуем ствол с пальцами-ветками. Проще обвести собственную руку по контуру и добавить контуры рук ваших детей. Вырезаем ствол и откладываем в сторону.
Шаг 3. Делаем лекало для листиков из картона. Складываем ткань в несколько слоев, обводим контур листика и вырезаем по нескольку листочков сразу. Понадобится довольно много листочков, ведь ствол мощный, поэтому и крона должна быть большой и густой.
Шаг 4. Примеряем ствол к фону и намечаем контур кроны. Начинаем клеить листики с верхушки кроны и далее рядами в виде чешуи рыбы. Листочки должны расходиться веером от центра кроны. Не переживайте, что приклеенная ткань морщится, после высыхания все разгладится само собой.
Шаг 5. Промазываем ствол клеем и приклеиваем так, чтобы руки-ветви покрывали листья сверху.
Шаг 6. После высыхания можно прогладить панно утюгом через марлю.
Шаг 7. Закрепляем ткань на подрамник гвоздиками или приклеиваем края клеем.
Аппликации с детьми
Можно взять в качестве фона мешковину, а ствол и листья вырезать из ткани более натуральных расцветок. Экспериментируйте и дарите деревья близким людям!
В данном мастер-классе предлагаем Вам научиться пришивать готовые шаблоны цветов для аппликации из фетра с помощью обметочного шва.
Шаблоны цветов для аппликации
С помощью шаблонов цветов приготовьте аппликацию из фетра.
Сделайте разметку на ткани, разложите части аппликации.
Добавьте точечно клей к деталям аппликации и аккуратно приложите их обратно.
Теперь все готово для пришивания деталей аппликации. Начнем.
Подбор нитей для аппликации
Чаще используют нитки похожего цвета или, по крайней мере, в той же цветовой гамме, если подходящие невозможно подобрать, иногда используют шёлк для вышивания.
В этом проекте, использовали обычные нитки для листьев, потому что необходимо прошить большой объем , и как акцент, использовали коралловый шёлк для цветов.
Вы можете использовать подходящий по цвету шёлк для вышивания. В этом случае возьмите свой шёлк и раскрутите его (у стандартного шёлка для вышивки есть 6 прядей нити), и разделите его на или 2 или 3 части. Нить из 3 прядей будет более толстой и более видимой, чем нить из 2 прядей, но оба варианта хороши, таким образом, можете попробовать оба варианта на небольшом участке и выбрать какой Вам больше нравиться.
Так выглядят разделенные пряди шёлка для вышивания.
В данном проекте использовали нить кораллового цвета из двух прядей.
Выбор стежков для пришивания аппликации
В данном случае использовали простой обметочный стежок. Старайтесь делать маленькие прямые стежки, оставляя 3мм между стежками, 3 мм от края фетра и всегда прямо к воображаемому центру Вашей аппликации (если на круглой части) или просто прямо (если на прямой части). Это необходимо, если Вы хотите, чтобы Ваши стежки были прямыми относительно середины Вашей аппликации, и не были с уклоном.
Здесь показано, как стежки поворачиваются вместе с формой, чтобы всегда быть направленными в сторону «воображаемого центра».
Для традиционной и простой аппликации из фетра используют традиционный обметочный шов. Это — стежок, который обычно длиннее, чем сделано здесь и создает границу похожую на веревку вокруг Вашей аппликации. Вы можете использовать такой стежок, если Вам нравится.
Пришиваем аппликацию к основе
Шаг 1: Отрежьте нить или шёлк длиной до 46 см и завяжите узел на конце, отрежьте лишние.
Шаг 2: Чтобы начаться, поместите иглу с изнаночной стороны ткани и аппликации из фетра, отступив 3 мм от края фетра.
Помните, что первый стежок, будет определяющим для всех остальных.
Вы можете сделать несколько проколов через ткань, пока не определите какой размер стежка Вы хотите. Потяните нить через ткань, пока не почувствуете, что узелок зацепился, затем делаете прямой стежок прямо в фоновую ткань рядом с краем Вашей аппликации. Для следующего стежка повторите стежок снизу, так, чтобы стежки были одинаковой длины. Это — основной прямой обметочный стежок.
Первый стежок через фетр уже показан. Теперь помещаем иглу в «то же самое положение», как сделали с первым стежком, чтобы получился маленький прямой стежок.
Теперь возвращаемся через фетр с изнаночной стороны.
И назад снова (показано белым цветом).
Шаг 3: Продолжайте шить по кругу Вашей аппликации, закрепив нить узелком с изнаночной стороны, когда закончите.
Стежки сливаются с фетром, таким образом, получается законченный вид.
Стежки из шёлка для вышивания более декоративны и их лучше видно (показано белым цветом).
Фактический вид.
Различие между обычной ниткой и шелком для вышивания.
Шаг 4: Убедитесь, что стежки получаются одинаковыми, и продолжайте. Старайтесь не затягивать стежки слишком туго и не оставлять их слишком свободными.
Шаг 5: Закрепите нить узелком с изнаночной стороны и оставьте маленький хвостик.
Шаг 6: Аккуратно прогладьте аппликацию, когда закончите.
Информация о машинном шве
Машинный шов тоже выглядит хорошо, швейная машина делает процесс еще более простым для тех, у кого ещё не набита рука. Этот метод удобно использовать на прямых частях аппликации.
Подберите шов, который похож на обметочный, отрегулируйте ширину и длину, чтобы шов был похож на ручной. У большинства машин с множеством видов швов обязательно будет шов похожий на обметочный.
В данном проекте использовали шаблон цветов для аппликации, Ваша аппликация может быть любой.
Автоо МК Джоанна