Содержание
В период взросления, с 10 до 13 лет, для детей особенно важна психологическая стабильность. Фигурки-оригами из бумаги – хороший способ снять стресс от быстрого роста, выразить внутренний мир и поднять самооценку. Заниматься бумагопластикой можно всей семьёй. Тогда связь между родителями и детьми, ослабевающая в подростковом возрасте, получит новый окрас, выражаясь не в круглосуточной опёке, а в совместном творческом развитии.
Какие модели выбрать
Многое зависит от уровня подготовки ребёнка. Если он с ранних лет занимается оригами или другими видами искусства, сложность работы может быть как минимум средней. Тем же, кто только знакомится с японской бумагопластикой, не следует спешить, чтобы не разочароваться в собственных способностях. В возрасте 10 – 12 лет, оригами из хобби незаметно превращается в подспорье школьному обучению. Оно прекрасно развивает память, логику, абстрактное и пространственное мышление. А также способствует концентрации, что важно для подростков, теряющихся под грузом внутренних и внешних изменений.
Пора взросления неизбежно сопровождается тягой к самоутверждению. Ребёнку важно, чтобы коллектив – в школе, во дворе или кружке по интересам признавал его, как личность. С помощью оригами легко добиться внимания и восхищения окружающих. Достаточно извлечь обычный квадратный листок и у всех на глазах превратить его в цветок, птицу, рыбку или зверька. А практичные модели, вроде конверта, закладки или украшения, заслужат двойную порцию восторга. Несколько минут – и готов подарок: одноклассникам, учительнице или, например, тренеру в спортивной секции.
Для спонтанных проявлений таланта лучше всего подходят несложные модели, схемы которых легко запоминаются. Особый эффект производят кинетические оригами – летающие сюрикэны, прыгающие лягушки, «говорящие» головы и так далее.
Простые и красивые фигурки
Следуя пошаговым схемам, дети 10 лет соберут несложные оригами-модели без участия взрослых. Для удобства чтения рисунков, существует единая система условных обозначений, разработанная японским мастером Акиро Ёсидзавой в середине прошлого века. Тем, кто ещё не знаком с «азбукой оригами», необходимо изучить её, перед тем как приступать к складыванию бумажных фигурок по схемам.
Птица, хлопающая крыльями
Чтобы журавлик-цуру «полетел», его нужно потянуть за хвостик, как показано на рисунке. В Японии эти птицы служат символом удачи, процветания, долголетия и любви. Если подарить бумажную фигурку, добавив к ней добрые пожелания, она приобретёт особую ценность в глазах адресата.
Мигающий глаз
А это – подходящий вариант для Хэллоуина. Недремлющее око, отслеживающее каждый шаг и недобро сощуренное на окружающих, выглядит по-настоящему страшно. Или всё-таки забавно?
Квакающая лягушка
Сказка о зачарованной Василисе Прекрасной, поймавшей стрелу Ивана-Царевича может воплотиться в захватывающем моно-спектакле. Рассказ будет вестись «от лица» царевны-лягушки, умеющей «разговаривать». Такая бумажная кукла способна устроить настоящее шоу, конечно, если её владелец обладает хорошими артистическими способностями:
Кувыркающийся пони
Миниатюрная лошадка хоть сейчас готова выступать в цирке. Стоит лишь слегка помочь, и она начнёт совершать головокружительные прыжки.
Пропеллер
Не так давно человечеством правили спиннеры – незатейливые игрушки-антистресс, которые крутили на пальце, чтобы успокоиться и прийти в равновесие. Сегодня от былого увлечения не осталось и следа. Но спиннер в технике оригами – нужная поделка для детей 10 лет. Он действительно поднимает настроение, если не своим вращением, то в процессе складывания точно.
Оригами повышенной сложности
Школьные учителя отмечают, что в 10 – 12 лет у многих подростков наблюдается снижение интереса к учёбе и падение показателей. Это связано с глобальными внутренними изменениями, которые дестабилизируют организм на всех уровнях. Избежать отставания по школьным дисциплинам легко, если регулярно складывать фигурки оригами. И не только простейшие, которые хорошо тренируют руки и память, но и более сложные, способствующие развитию интеллекта.
Бумажный шар-трансформер
Видео-урок по созданию необычной геометрической кусудамы с поэтичным названием «Раскрывающийся цветок». Объёмный шар из классических японских модулей в процессе трансформации превращается в звёздчатый многогранник.
Закладка в виде куклы хина нингё
Отмечаемый 3 марта в Японии День девочек – Хинамацури, традиционно сопровождается грандиозными выставками кукол хина нингё. Эти прекрасные творения, одетые в сложнейшие национальные костюмы, собираются не одним поколением, а затем бережно хранятся и передаются по наследству, как ценная реликвия. Если в семье есть маленькие девочки, на праздник Хинамацури в окнах дома монтируются семиярусные конструкции с такими куклами. Они отображают устройство японского общества с его уникальным этикетом и культурой.
Закладка-оригами – отголосок традиции хина-окури, когда бумажные куклы изготавливались и пускались по реке в специальных корзинках, чтобы отвести от дома несчастья. Позднее, в эпоху Эдо сакральный ритуал превратился в детскую забаву. Девочки изготавливали кукол из бумаги – хина асоби для игры, подбирая им наряды и украшения. Именно эти игрушки и стали прототипом всемирно известных хина нингё.
Для закладки используется двухсторонняя бумага «ками». Лучше всего выбирать листы с характерным «восточным» узором.
Понадобятся: 2 квадрата разного цвета 15х15 см для кимоно и ещё 1, размером 11х11 см – для головы.
Внешняя часть кимоно:
- Поворачиваем лист 15х15 см изнанкой вверх. Она может быть белого цвета или любого другого. Если есть рисунок, он пока остаётся с обратной стороны.
- Складываем квадрат буквой «S», чтобы разделить одну из сторон на 3 части. Слои нужно двигать, пока они не выровняются относительно друг друга.
- Когда результат нам понравится, прижимаем бумагу в нужных местах, делая «защипы».
- Разворачиваем заготовку.
- Располагаем лист на столе и складываем правый край к ближней, созданной нами отметке.
- Переворачиваем лист на обратную сторону. Подгиб находится слева.
- Правый край складываем, выравнивая по противоположной стороне. Фигура сбоку напоминает английскую «S».
- Поворачиваем её по часовой стрелке на 90°.
- Верхний слой открываем.
- Нижние углы подгибаем до ближней складки.
- Подворачиваем весь слой до верха.
- Правый край складываем на 1/3, совмещая с вершиной диагонали.
- Раскрываем. Повторяем действие для левого края.
- Раскрываем правую секцию, превращая её в треугольник, напоминающий крышу домика.
- Хорошо проглаживаем сгибы.
- Аналогично поступаем с левой частью.
- Подгибаем уголки.
- И обратной складкой заводим их внутрь фигурки.
- Раскрываем ближний к нам слой кимоно.
- Немного опускаем его вниз, чтобы по периметру появился кантик другого цвета.
- Возвращаем боковые клапаны на место.
- Придадим форму рукавам.
- Для этого их нужно отодвинуть немного назад и загладить образовавшуюся складку. Заводим боковые уголки внутрь.
Внутренняя часть кимоно:
- Берём второй квадрат. Тоже располагаем его изнанкой вверх.
- Повторяем шаги со 2-го по 4-ый. Правый край складываем на 2/3.
- Закрываем его сверху левым.
- Отгибаем верхний правый угол. Открываем ближний к нам клапан влево.
- Отгибаем свободный угол нового верхнего слоя вниз и вправо.
- Левую часть «закрываем», возвращая на место.
Объединение двух частей:
- Открываем ту часть кимоно, которую сделали первой и вкладываем внутрь вторую.
- Подвинув вертикальный фрагмент вверх, делаем у одежды двойной воротник.
- Переворачиваем модель. Подгибаем верхние уголки.
- Подворачиваем верх воротника, чтобы все слои кимоно совпали.
- Возвращаем изделие на лицевую сторону. Приоткрываем подол, как нам нравится.
- Правую часть отгибаем назад и вновь возвращаем вперёд с Z-образной складкой. Левый край укладываем наискось, чтобы у фигурки появились женственные формы.
Голова:
- Используем квадрат с одной стороны коричневый или чёрный, а с другой – белый. Располагаем его цветной частью вверх. Делим на 3 секции. Правый край складываем на 2/3.
- Левый «закрываем» сверху.
- Теперь перед нами белая сторона. Правый край отгибаем назад влево.
- Аналогично поступаем с нижним клапаном.
- Полностью раскрываем все складки и переворачиваем заготовку белой стороной к себе.
- Правый нижний угол сгибаем по диагонали до третьей складки.
- Верхний край опускаем к этому треугольнику. Делаем отметку и раскрываем заготовку.
- Разворачиваем правый нижний угол. Верхний край сгибаем до только что нанесённой отметки.
- Переворачиваем заготовку.
- Снова складываем правый и левый клапаны.
- Переворачиваем обратно.
- Нижний край сгибаем вверх и раскрываем.
- Поворачиваем заготовку на 90° против часовой стрелки.
- Верхний и нижний края складываем к центральной линии, как показано на рисунке.
- Вновь поворачиваем заготовку вертикально, двигая левой стороной вперёд. Нижнюю часть складываем вверх и назад.
- Уголки сгибаем по пунктирной линии и раскрываем.
- Нижнюю часть с помощью Z-образной складки совмещаем с диагональными сгибами из шага 16.
- Правую часть раскрываем как «Домик» и разглаживаем.
- Повторяем то же слева. Ещё раз хорошо прижимаем линии сгибов.
- Нижний правый и левый углы подгибаем и раскрываем.
- Правый угловой клапан опускаем влево.
- Пальцем продавливаем диагональную складку на внутренней стороне.
- Наклоняем боковины сильнее, чтобы сформировать причёску.
- Переворачиваем голову. Нижнюю часть лица «округляем», убирая уголки.
- Повторяем тот же приём для верхней части головы.
- Можно «подрезать» низ «каре», согнув кончики волос под углом.
- Вставляем шею в вырез кимоно и склеиваем обе детали.
Кукла-закладка готова.
Если использовать её для игры, можно дополнительно сделать кроватку или другую мебель, тоже в технике оригами.
![]() |
Оригами — забавная игра, развлечение. Но помимо веселого времяпровождения этот процесс складывания из бумаги способствует развитию воображения, пространственного мышления, концентрации внимания и конечно, мелкой моторики. Коллекция схем оригами для детей, мастер-классы, пошаговые руководство с фото |
Оригами (яп. «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Это искусство своими корнями уходит к древнему Китаю, где и была открыта бумага.
Оригами для малышей
![]() |
![]() |
![]() |
Бумагопластика. Работы >>>
Схемы и мастер-классы для детей
Практически каждый взрослый человек в России при слове «оригами” вспоминает веселые школьные забавы и самые популярные в то время схемы корабликов, самолетиков, «гадалочки”, «надувные чертики” и «водяные бомбочки”.
«Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
- Складывание из бумаги развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
- Способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
- Имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
- Стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
- Знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.
- Активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
- Совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
- Способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д.
И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.
Систематические занятия с ребенком оригами — гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.”
Цитата из книги «Оригами и развитие ребенка” Тарабарина Т. И.
Орига́ми (яп. 折り紙, букв.: «сложенная бумага») — вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в Древний Китай, где и была изобретена бумага. Первоначально оригами использовалось в религиозных обрядах. Долгое время этот вид искусства был доступен только представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги. Существует множество версий происхождения оригами. Одно можно сказать наверняка — по большей части это искусство развивалось в Японии. Бумага – материал, из которого можно сделать много красивых поделок своими руками. Мы хотим вас научить этому красивому, современному искусству.
В нашем мастер-классе могут принимать участие дети и взрослые. Тематика и уровень сложности работ зависит от пожеланий заказчика и возраста участников мастер-класса. Наш мастер-класс подходит для корпоративных мероприятий, индивидуальных групп, семей, детских групп и школ.Связаться с нами можно по почте: siniykit.kiev@gmail.com или по телефону +38(093)050-75-42
Ближайшие мастер-классы: