Содержание
- Основы техники
- Расшифровываем символику
- Впервые!!! уникальный курс по Мезенской росписи:
- Мезенская роспись: главные элементы и орнаменты для начинающих эстетов
- Галерея: мезенская роспись (фото)
- Мезенская роспись: урок (видео)
- Мезенская роспись доски: мастер-класс от профессионалов
- Мезенская роспись: рисуем коня по классической схеме
- Что надо знать начинающему
- Лаки, краски, материалы
- Мезенская роспись: олени (видео)
- Выбор холста для начинающих
- Инструменты для мезенской росписи
- Учимся рисовать животных
Мезенская роспись, мастер-класс по которой предоставлен ниже, зародилась на берегу реки Мезень на севере современной России в районе Архангельской области. Северные жители расписывали посуду, прялки, фасады и интерьер домов. Как и многие народы тех времен, они занимались ремеслом резьбы по дереву, изготовление предметов быта, но самое первое упоминание о данном виде росписи по дереву в Палащелье появилось позднее, уже в конце XIX века. Сама техника очень напоминает наскальную живопись, а рисунок перекликается с древнегреческим стилем.
Что примечательно, испещренный орнамент мелкими завитками, ромбами и полосками несет в себе схематически изображениями птиц, животных, деревьев, явлений природы, что говорит о символическом сюжете рисунков. При доскональном изучении, исследователи определяют религиозность и язычество в основе мезенской росписи. Мастер-класс по символике геометрических узоров расскажет нам об основах рисования данной техники.
Основы техники
По исторически сложившейся традиции, роспись выполняют двумя цветами черным и красным. На готовое деревянное изделие наносили узоры тонкими кистями — перьями глухаря или человеческих волос, а раскрашенный предмет покрывали олифой, для закрепления краски. В древние времена роспись производили исключительно мужчины. Как уже говорилось ранее, мезенская роспись очень отличается от всех известных на то время художественных приемов рисования по деревянной утвари.
Причем отличие это очень контрастно в сравнении с нежностью растительных орнаментов других видов искусств, мезенский орнамент как наскальное письмо древних пещерных людей символизирует схематический сюжет разделенный на ярусы, что также дает на архаичную отсылку.
Картинки на посуде и досках, ставнях ворот и окон рассказывают о восходах и закатах солнца, о традициях народов населявших тогдашнюю землю, также несли в своих знаках значения символов плодородия и изобилия, определяли функцию оберега. Как видите, очень заметны черты шаманского наследия северных народов, которые сохранились и дошли к нам в палащельском искусстве.
Расшифровываем символику
Истоки символов росписи расшифровываются исследователями в мифологии древней наскальной живописи. О символике ярусности можно сказать, что она отражала три мира — подземный, наземный и небесный, между ними оставляли место — окно, в котором помещали животных и птиц. В нижних ярусах отображались схематические кони и олени с причудливыми завитками вместо гривы и парящими, неестественно длинными конечностями с кисточками на концах, напоминающих перья. Животных изображали, следующими друг за другом. Иногда они соприкасались копытами в мнимом поединке, а иногда просто были обращены лицом к лицу.
Элементы на животных могли видоизменяться, грива меняла направление, рассказывая нам в какую сторону бежало животное или в основном использовали красную расцветку для тел животных. Поэтапное рисование животных отображено на фото ниже:
Красный цвет служит основным цветом для замалевок, а черный дополняет завитки и изгибы, завершая контуры.
Элементы узоров статичные, периодически повторяються. Прямая линия обозначает земную или небесную твердь, а графически часто земля изображалась как квадрат. Все известные явления природы, такие как гроза, дождь, облака, ветер, огонь, растущие растения, воплощались в определенных значениях орнамента. Интересно то, как незамысловатость техники рисования легко и ненавязчиво раскрывает сюжет картины. Рисуем оленя, звездочку, спиральку и завитки и получаем благородного оленя, бегущего по зимней ночной дороге.
В рисунках присутствуют вспомогательные связывающие зигзагообразные и спиралевидные простые элементы, которые в свою очередь дополняют вид изображения зверей и растительного мира.
Уроки по рисованию мезенской техники преподают в художественных школах и изучаются на ряду с остальными. Традиция северной росписи остается и в наше время, привнося современные изгибы и новшества в искусство, хотя основные черты и знаки сохраняются в своем схематическом исполнении, выдержанными веками. Изделия, выполненные в этой росписи, изготавливаются многими мастерами современности, как в массовом производстве, так и домашнем хозяйстве. Незамысловатые рисунки легко осваиваются детьми.
Впервые!!! уникальный курс по Мезенской росписи:
Посмотреть видео
Мезенская роспись – это древнейшая и уникальная славянская роспись, это целая система знаний о мире. Здесь каждый символ несёт определённый сакральный смысл. Эта роспись считается бесценным материалом для исследования и является самой благоприятной для пробуждения исторической памяти.
Современные люди изучают всевозможные системы и практики (типа фэн-шуя) других народов, а накопленную мудрость своих предков забыли. А ведь она в разы драгоценнее и мощнее, так как заложена у нас в ДНК с рождения.
Люди в своём большинстве живо интересуются всем на свете, за исключением того, что действительно стоит знать. (Оскар Уайльд) Народ, не имеющий национального самосознания – есть навоз, на котором произрастают другие народы. (Пётр Аркадьевич Столыпин)
Давайте будем вспоминать, изучать наше прошлое. Постепенно изменится отношение к себе, к своим корням, к своему народу, придёт понимание смысла нашего существования. Ведь мы – Великий народ с богатейшим прошлым и достойным будущим!
В видео-курсе Мезенской росписи даются теоретические знания, практические техники и приёмы росписи, которые в наше время практически отсутствуют в доступных источниках. Мы будем подробно и пошагово изучать:
- Кратко (не более 5 минут) о происхождении мезенской росписи. (Если кому-то нужна будет более подробная информация, то позже на этом сайте создадим дополнительную страницу с историческими данными – это всё сейчас можно найти в интернете).
- Символы и элементы мезенской росписи (начертание и значение каждого символа).
- Структура и композиция мезенской росписи.
- Краски для росписи и цвета (традиционные, а также возможные).
- Кисти для росписи (лучшие, а также доступные и недорогие).
- Подготовка поверхности для росписи.
- Эскиз на бумаге или сразу разметка на дереве.
- Роспись изделия.
- Финишная обработка расписанного изделия.
Курс состоит из 16 уроков, в среднем по 30 минут.
Теоретическая часть в наглядном виде, можно в любой момент остановить видео и просмотреть более детально. К теоретической информации добавлена практическая часть – очень подробно показывается прорисовка всех символов.
На курсе Вы научитесь подготавливать поверхность для росписи. Узнаете какие краски необходимо использовать для качественного результата и длительного срока пользования расписанного изделия. Даются ценные советы по выбору кистей для мезенской росписи.
В результате этого экспресс-курса вы пошагово распишете деревянное панно, которое сможет стать оберегом для Вас и Вашей семьи (фото ниже).
А в дальнейшем уже сможете расписать любое изделие — бижутерию, браслет, кухонную утварь, одежду, фасады мебели или что-то на своё усмотрение.
Проводит видео-курс высококвалифицированный художник-дизайнер Ирина Даронина с большим опытом по росписи. Тем, кто ещё не обучался на её онлайн-курсах, сообщаем: она даёт знания, которые собирались по крупицам в течение нескольких лет, теория и практические занятия чередуются в каждом видео-уроке – подробно, поэтапно и очень доходчиво. Даже человек никогда неумевший рисовать, сможет после первого урока уже почувствовать себя намного увереннее, а через неделю занятий стать мастером мезенской росписи.
Для освоения мезенской росписи художественная подготовка человека не важна. Кто-то из вас научится украшать собственными руками простые бытовые изделия, а другие – кто уже достаточно хорошо рисует – дополнит свои умения и сможет создавать произведения искусств, как культурную и историческую ценность нашего народа.
Давайте вместе возрождать наши славянские традиции и ремёсла!
Отзывы реальных покупателей
Незнакомая Русь, так можно назвать то, что показывает мезенская роспись. Волшебные узоры и орнаменты, непохожие на привычных животных, чудесные деревья. Мезенская роспись или, как ее еще называют, палащельская — это тип росписи исключительно домашней русской утвари. Прялки, ковши, братины и многое другое расписывали в Мезени с начала 19-го века. Минимум цветов — красный и черный, но насколько завораживают эти сказочные вещи, каждую из которых хочется иметь дома! Попытки возродить это искусство не увенчались успехом. Но что мешает попробовать сделать это своими руками?
Незнакомая Русь, так можно назвать то, что показывает мезенская роспись
Мезенская роспись: главные элементы и орнаменты для начинающих эстетов
Этот тип росписи действительно имеет всего два цвета — черный и кирпично-красный. Наносили ее на дерево — негрунтовку, специальной кисточкой — палочкой «тиской», перьями глухаря и тетерева и кисточками из человеческих волос. Затем на изделие наносилась олифа. В наше время, если где-то эту роспись используют, то в ход идут уже обычные кисти — за глухарями и тетеревами уже никто не будет бегать. Ранее росписью занимались исключительно мужчины. Сегодня этого правила нет.
Мезенскую роспись и ее элементы характеризует символьный орнамент. Это и является ее особенной, неповторимой чертой. Черточки, звездочки, квадратики, ромбики, солярные знаки — каждый имеет свой глубокий смысл. Нужно только уметь его прочитать. Символы огня, воды, воздуха, урожая гармонично встроены в мезенский орнамент. По факту можно классифицировать эти орнаменты как особый вид древнего письма. Подробно познакомиться с каждым элементом поэтапно позволяет рабочая тетрадь Мезинская роспись, разработанная для детей автором Ю.Г. Дорожиным и художником Ольгой Знатных.
Конь, к примеру, в мезенской росписи, это не просто лошадки — он является символом восхода солнца. Утка — порядок вещей. Утка уносит с собой солнечный диск в подводное царство до рассвета солнца и охраняет его там. Олениха — небесная родительница, дарующая жизнь всему живому на Земле. Елки — символ мужской силы. Эти символы очень сильно перекликаются с наскальными рисунками, которые были найдены на берегу Белого моря и Онежского озера.
Символика мезенской росписи включает в себя также знаки воздуха и огня. Эти стихии многое значат. Воздух сродни Духу Божьему, положившему начало всей жизни, а огонь близок по значению к Солнцу. Чтобы он «не вышел из-под контроля» и из необузданной разрушающей силы превратился в подчиненную и созидательную, мастера изображали его «пойманным»: размещали короткие черточки как бы надетыми на скрещенные линии.
Откуда идут истоки мезенской росписи, сложно ответить — они теряются так глубоко в веках, что доискаться истины уже невозможно.
Галерея: мезенская роспись (фото)
Мезенская роспись: урок (видео)
Мезенская роспись доски: мастер-класс от профессионалов
Попробуйте сделать такую доску, как предлагает этот мастер-класс, и ваш интерьер украсится настоящим шедевром, который не купишь в магазине. Удовольствие гарантировано, как и восхищенные оценки гостей и домочадцев. Если сомневаетесь, что сможете сами детально продумать рисунок — в интернете можно скачать картинки или раскраску и сделать из нее трафарет.
Попробуйте сделать такую доску, как предлагает этот мастер-класс
Для мезенской росписи по посуде потребуются следующие материалы:
- обычная разделочная кухонная доска — болванка (некрашеное дерево);
- гуашь;
- кисточки 1, 3 и 5;
- карандаш простой;
- линейка;
- ластик;
- коей ПВА;
- кисточки для клея и лака;
- лак для дерева.
Процесс:
- По поверхности доски нужно нанести клей. Отложить в сторону, чтобы клей полностью высох. Ограничьте доступ к изделию домашних животных — их, как магнитом, тянет к таким вещам.
- После того, как доска просохла, на переднюю сторону необходимо нанести цвет фона (охру). Работу вести самой крупной кистью, не меньше пятерки.
- Простым карандашиком набросать базовые линии выбранного узора.
- Далее покрыть коричнево — красным цветом верхнюю часть рукоятки доски, основную ее часть и боковины.
- Далее обвести контуры основного узора коричнево — красным цветом. Эта работа выполняется кисть номер три. Верхнюю полоску поделить на треугольники. Низ разделить на автономные клетки.
- Сделать набросок базовых частей сюжетной линии в середине доски: прорисовываем контуры лошади, солнце, орнаментные дуги по верхнему краешку полосы клеток.
- Закрасить фигуру коня. Нарисовать птиц (одна птичка — на ручке, другая — в основной композиции).
- Добавить в клеточный узор диагональные линии.
- Теперь в действие входит черный цвет. Узор разбавляется деталями (треугольники, капельки, завитушки, кружки, волнистые линии). Работу необходимо выполнять тонкой кистью первого номера.
- Рисуется верхняя полоса орнамента деталями черного цвета.
- Затем прорисовывается грива, ноги. Хвост коня. Сделать набросок крыльев птички в полете. Нарисовать солнечные лучи.
- Довести до конца птицу вверху доски.
- Нарисовать елку и еще одну птичку в полете. Под конем нарисовать полоску завитушек.
- Композиция дополняется мелкими деталями (завитушки, ветер, мошки).
- Расписанную поверхность доски покрыть бесцветным лаком. Обратную сторону красить не надо — она может потребоваться для разделки продуктов.
Будьте осторожны при работе с лаком — проветривайте помещение. Не держите лак возле открытого огня. Рабочий стол лучше покрыть пленкой на случай, если лак попадет на поверхность стола. Когда работа будет завершена, лак и растворитель нужно хорошо закрыть. Кисти промыть. Еще раз проветрить помещение.
Мезенская роспись: рисуем коня по классической схеме
Конь или лошадь, как становится понятно — одна из центральных фигур мезенского символизма. Поэтому на редком количестве существующих предметах расписанных данным типом росписи, его нет. Как он рисуется — показано ниже.
Конь или лошадь, как становится понятно — одна из центральных фигур мезенского символизма
- Чтобы нарисовать коня в мезенском стиле, можно сразу писать кистью или, если это сложно, сначала прорисовать простым карандашом.
- Кони бывают разными — совсем простые и с «вывертом». Отличие обычно в хвостах, гривах и прочих частях фигуры коня.
- Роспись начинать лучше с ног. Сначала пишутся крайние, затем те, что в середине.
- Обязательно нужно помнить о пропорциях туловища и шеи коня. На некоторых предметах, украшенных мезенской росписью, можно встретить совершенно непропорциональных коней. Но это, скорее, исключение из правил. Мастера с именем рекомендуют соблюдать общепринятые пропорции.
Что надо знать начинающему
Прежде всего, то, что занятие мезенской росписью может принести не моральное удовлетворение и эстетическое наслаждение, но это еще и неплохой вариант заработать деньги. Мода на старину никогда не пройдет, а мезень — слишком редкая роспись даже в ряду самых больших раритетов.
Учитывая то, что ей мало кто владеет, можно легко понять, какой на нее спрос среди знающих людей. Если задаться целью и сконцентрироваться на этом редком искусстве, можно завоевать большой авторитет и параллельно зарабатывать неплохие деньги.
Мода на старину никогда не пройдет, а мезень — слишком редкая роспись даже в ряду самых больших раритетов
Материалы, требующиеся для начала работы, не требуют больших затрат — позволить себе заняться искусством мезенской росписи может себе каждый.
Лаки, краски, материалы
Занятие мезенской росписью по дереву требует всего два цвета красок, но качественных. Мезенцы пользовались углем — понятно, что сегодня это редкая практика. Начинающим можно посоветовать гуашь. Более продвинутые профессионалы подбирают краски индивидуально. Материал зависит от того, что предполагается расписывать. Основное направление большинства, занимающихся этим искусством — доски. Безусловно, труднее расписывать прялку или короб — техника усложняется, а все ищут более простых путей.
Лаки должны быть бесцветными, но не самыми дешевыми — они дольше сохнут, трескаются, в общем — пустая трата денег.
Мезенская роспись: олени (видео)
Замечено одно: люди, которые занимаются какими-то редкими видами рукоделия, искусствами, не испытывают душевного дискомфорта и разногласий с самими собой. Делая ту или иную вещь, делающий мысленно переносится внутрь свой поделки — он вживается в то, что исполняет. Главное – выбрать правильный путь и не сворачивать с него. Тогда мир в душе будет обеспечен, а вместе с этим придет и все остальное. Мезенская живопись медитативна и несет только радость и счастье.
Другие виды росписи и рисования
Городецкая роспись
Точечная роспись
Хохломская роспись
Роспись по шелку
Цветы гуашью
Приятного чтения!
Узоры мезенской росписи на разделочной доске. Мастер-класс с фото
Елена Алексеевна Надеенская, учитель изобразительного искусства МОУ «Арсеньевская СОШ», п.Арсеньево, Тульская область.
Описание: данный материал будет интересен учителям изобразительного искусства, воспитателям, педагогам дополнительного образования, творческим детям.
Назначение: использование во внеурочной деятельности по изобразительному искусству, работа может служить украшением интерьера, отличным подарком или выставочным экспонатом, полезно в быту.
Цель: выполнение росписи разделочной доски мотивами мезенской росписи.
Задачи:
— знакомить с технологией украшения разделочной доски;
-знакомить с особенностями мезенской росписи;
— развить чувство композиции, воображения, развить творческие способности;
— совершенствовать навыки работы гуашью; упражнение в умении работать с кистью различного размера в соответствии с поставленной задачей;
— воспитать интерес к изобразительному и декоративно-прикладному искусству; воспитать аккуратность, любовь к творчеству.
Материалы:
— деревянная (фанерная) заготовка разделочной доски;
— гуашь;
— кисти №1, №3 ,№5;
— карандаш;
-линейка;
— ластик;
— клей ПВА;
— кисти для клея и лака;
— лак для работы по дереву.
Ход работы.
1. Поверхность доски покрываем слоем клея ПВА. Оставляем до полного высыхания.
2. Лицевую сторону доски покрываем фоновым цветом (охра). В работе используем более крупную кисть не менее №5. После высыхания намечаем основные линии орнамента.
3. Красно-коричневым цветом покрываем верхнюю часть ручки, боковые стороны и основание доски. Обводим основные линии орнамента.(Используем кисть №3)
4. Верхнюю полосу орнамента делим на равные треугольники, нижнюю — на квадраты.
5. Красно-коричневым цветом намечаем основные элементы сюжетной композиции в центральной части доски: рисуем фигурки оленя и птичек.
6. Вводим в работу черный цвет. Начиная с верхней части доски, дополняем орнамент мелкими элементами. Работу следует вести тонкой кистью №1.
7. Прорабатываем полоску орнамента в нижней части доски.
8. Переходим к работе над сюжетной композицией в центре доски: рисуем крылья и хвостики птичкам, ножки и рожки оленю; дополняем образ солнышка лучиками.
9. Дополняем в композицию отдельные элементы: завитки, ветерки, мошки и т.д.
10. Украшенную поверхность доски покрываем бесцветным лаком по дереву. Изнаночную сторону оставляем не окрашенной, так как она предназначена для нарезки продуктов.
Не забываем и о технике безопасности при работе с лаком:
-перед работой внимательно прочитайте инструкцию к выбранному лаку!
-обработку изделия следует проводить в проветриваемом помещении;
-лак держим в дали от источников открытого огня;
— при работе с лаком стол необходимо закрывать клеенкой;
-необходимо избегать попадания лака в глаза, в рот, на слизистые носа;
-по окончании работы лак, растворители закрыть, вымыть кисть для лака, вымыть посуду (или выбросить), дополнительно проветрить помещение.
Время высыхания работы зависит от вида лака, как правило, оно указано в инструкции.
Работа готова.
Спасибо за внимание! Творческих вам успехов!
Рекомендуем посмотреть:
Как нарисовать обезьянку гуашью поэтапно для детей Украшение доски узорами мезенской росписи. Мастер-класс с фото
Искусство предков имеет свойство переосмысливаться новыми поколениями. Разгадывать послания народных мастеров и повторять самобытные рисунки интересно и нынешнему поколению. Пример тому – мезенская роспись, поэтапное рисование элементов которой может стать не простой «пробой кисти», а серьезным увлечением.
Когда-то росписью занимались строго мужчины, сегодня все, и женщины и мужчины, и дети, и взрослые могут попробовать свои силы в искусстве, которому уже не одна сотня лет. О том, как рисовать символьный орнамент, какими инструментами пользоваться и как работать с краской в технике мезенской росписи, читайте далее.
Выбор холста для начинающих
Очень важно, на чем вы будете учиться рисовать. Мезенская роспись – это декорирование деревянных поверхностей. Но так как обучение поэтапное, то отрабатывать каноничные элементы можно начинать на акварельной бумаге высокой плотности. Очень часто мастера предлагают на листе сделать подробный эскиз будущей работы, которая впоследствии перенесется на дерево.
Внимание! Мезенская роспись для начинающих – это еще и специальные прописи, которые помогают отработать навык прорисовки отдельных элементов. Если вам посчастливилось найти такое пособие в книжном магазине, оно будет отличным тренажером. Кое-какие картинки есть и в интернете, их можно распечатать и тоже использовать как прописи, но качество бумаги будет не лучшим.
Потому начинать обучение удобно с плотной акварельной бумаги, которая помогает понять, как ложится краска, как работает кисть, что получается после застывания краски. Начинайте всегда с простого рисунка, с самых легких элементов. Принцип «от простого к сложному» позволит поступательно изучить технику мезенских мастеров.
Сначала вы на акварельном листе красками прорисовываете отдельные элементы будущего изображения. Каждый элемент повторяете столько раз, сколько нужно для закрепления навыка. Затем из этих элементов составляется эскиз будущего изображения. Вы в карандаше, а затем и в цвете изображаете его на бумаге. Потом через трафарет он будет перенесен на дерево.
Дерево – это и есть главный мезенский холст. Обычно новички учатся расписывать разделочные доски, как наиболее удобные изделия для первых художественных проб. Затем в ход идут шкатулки, короба, подносы и сундуки. Деревянные ложки и лопатки тоже можно расписывать, как и гребешки. Дерево должно быть без пропитки, гладкое, качественное. Буковые, березовые, дубовые, доски из гевеи и акации – подойдут любые заготовки или доски из магазина, которые вы можете найти.
В данном видео показана расписанная деревянная домашняя утварь.
Прекрасно, если попадется вам заготовка из дуба. Если мастер-класс сначала пройден на бумаге, а затем повторен на деревянной доске, о «пробах кисти» останется не только эмоциональное воспоминание, но и вполне себе материальная декоративная вещь.
Инструменты для мезенской росписи
Основной инструмент художника – кисть. И для мезенской росписи исключения нет. Обычно в ход идут круглые колонковые или беличьи кисти, размеры которых варьируются.
Для начала вам понадобятся:
- Круглая колонковая кисточка No1 и No2, имеющая ворс средней длины. Такая кисть нужна для обводки черной краской, а также для контурной работы.
- Круглая беличья No2 и No3 – с ее помощью вы будете наносить красную краску.
- Плоская синтетическая кисть или щетинная кисть No 4,5,6. Они подойдут для нанесения грунта, а также для лакировки поверхности.
Если вы ищите идеальную кисточку, которая поможет быстро и естественно научиться основам мезенской росписи, нужно обращать внимание на каплевидные кисти, кисти, напоминающие семечко или пламя свечки. При покупке обязательно оценивайте качество кисти – волоски ее должны быть ровные, аккуратные, густые. Можно даже макнуть в воду кисточку и стряхнуть ее: так будет видно качество кисти, а точнее, ее кончика.
Хорошую, любимую кисть найти бывает непросто. А если художник находит ее, то бережет инструмент и дорожит им. Кисти тоже имеют свой почерк. И деревянный кончик кисти, к слову, тоже становится инструментом мезенской росписи. Его используют в качестве своеобразного тычка для нанесения таких мелких элементов как «семечка» и «росинка». И даже если кисть уже отслужила свое, можно ровно срезать ее ворс и в дальнейшем использовать любимый инструмент как тот же тычок.
Понадобится мастеру в работе и палитра. Она нужна для смешивания красок, для съема с кисти лишней краски. В качестве палитры можно использовать обычное белое блюдце (тарелка), кафельную плитку или даже кусок оргстекла.
Расписывают древесину теми же красками, что применимы и в живописи – масляными, темперными, гуашью, анилином.
Основным материалом в мезенской росписи считают краски. Расписывают древесину теми же красками, что применимы и в живописи – масляными, темперными, гуашью, анилином. Но лучше гуаши и темперы найти сложно, на них обычно и останавливают выбор.
Расписное деревянное изделие нужно обработать лаком. Лак защищает рисунок на дереве от различных негативных внешних воздействий: воды, активных веществ и температурных перепадов. Да и дополнительный декоративный эффект лака совсем не лишний для готовой работы.
Учимся рисовать животных
Сувениры. Мезенская роспись.
Конь, олень и птица – самые распространенные, центровые образы мезенских мотивов. И обычно кто-то из этих персонажей становится первым героем изображения на деревянной доске или другой поверхности, которую декорирует новичок.
Лошадь
Один из любимейших образов мезенских мастеров – конь (лошадь). Наверное, в этом виде росписи их больше, чем где-либо еще. Конь символизирует удачу, жизненную силу, благополучие. Большинство мезенских коней красно-оранжевые, и это отдаляет изображение от реального прототипа. Туловище коня мог покрывать решетчатый узор, что делает образ животного еще более сказочным.
Рисовали мастера и очень длинные, неестественно тонкие ноги, на концах которых могли изображаться перья. Перья не роднили лошадь с птицей, а передавали быстрый ход скакуна. На то, что конь не являлся реалистичным животным, в росписи мезенцев указывали и солярные знаки, сопровождающие изображение коня.
Мезенская роспись – поэтапное рисование коня:
- Настоящие мастера не пользуются карандашом, но новичку нужен набросок, потому возьмите простой мягкий карандаш и, на всякий случай, ластик.
- Сделайте разлиновку листа акварельной бумаги. Мысленно поделите линию (строку), в которую будете вписывать элемент, на две части, поровну. Туловище коня займет верхнюю часть линии. Нарисуйте контур туловища карандашом по образцу. Сделайте три одинаковых контура в одной линии.
- Возьмите кисть для красной краски, наберите краски на кисточку и прорисуйте красным туловище коня. Сделайте это с каждым туловищем в линии (строке).
- Далее вам понадобится черная краска и тонкая кисть для обводки. Ваша задача – обвести контур туловища коня, пририсовать тонкие ноги, хвост и уздцы. Сделать это нужно с каждым конем в линии, это помогает натренировать навык рисования элемента.
- Работа становится все более филигранной. Теперь у лошади должны появиться грива и хвост. Это прямые линии, рисование которых требует просто аккуратности и усидчивости. Работаем все той же черной краской и тонкой обводочной кистью.
- Осталось лишь дополнить изображение коня солярными свастическими знаками, традиционными для мезенской росписи. Можно сначала прорисовать их карандашом, но даже новички часто обходятся без этого. Чтобы линии и волны получались ровными и тонкими, нужно несколько раз повторить один и тот же элемент.
Вот так на прописях можно научиться рисовать мезенского коня. Натренировавшись на бумаге, вы сможете без труда перенести уже знакомое технически изображение на доску или шкатулку.
Олень
Пошаговое рисование оленя
У многих народов образ оленя ассоциируется с небесами, а рога благородного животного связаны с Древом жизни или Мировым Древом. Считалось, что на своих рогах олень может переносить солнце. И, стоит отметить, олени и небеса – это не только славянский образ: тот же Санта-Клаус, передвигающийся на оленях по небу, роднит восприятие этого животного у разных народов.
Рисование оленя схоже с рисованием коня, потому его обычно учатся изображать после того, как уже натренировались с лошадью.
Пошаговое рисование оленя:
- Сделайте пролиновку акварельного листа. Мысленно разделите линию на две части. В начале верхней части проведите линию, основу туловища оленя. Дополните его верхним дуговым мазком. Расширьте фигуру, чтобы она стала туловищем животного.
- Прорисуйте маленькую голову и маленькие уши оленя.
- Черной краской на тонкой кисти прорисуйте оленю тонкие ноги, гриву и хвост. Далее переходите к рисованию ветвистых рогов – сначала общую витую длину, потом – ответвления.
В представленном видео рассказывается как правильно рисовать оленя и птиц.
Оленя, как и коня, нужно дополнить солярными знаками. Они делаются черной краской, и окружают фигуру животного, главным образом – его нижнюю часть.
Птица
Птица считалась счастливым вестником, она сулила приятные новости и подарки. Сидящую на вершине дерева пташку часто можно было увидеть на мезенских березовых туесах. У крестьян севера, к слову, было принято вешать деревянных птиц в красный угол избы.
Как в мезенской росписи нарисовать птицу:
- Если вы пользуетесь методом разлиновки, то на каждой линии тренировочной прописи можно научиться рисовать отдельный элемент птицы. Например, начинайте с контура, черной обводки, прорисовывающей перышки. Потому как туловище рисовать несложно, и его можно испортить неудачной прорисовкой перьев.
- После того, как поупражнялись в рисовании перышек, можно начинать рисовать птицу с начала. На середине строки у вас будет туловище птицы, напоминающее зернышко. Его рисуют красной краской. Далее прорисовывают шею и голову.
- И на уже нарисованное туловище несложно наложить черную тонкую прорисовку перьев. Украсит пташку ажурный хвост, в рисовании которого можно также потренироваться заранее.
У вас получится летящая утка – простой, но необходимый для обучения элемент. Следующей птицей будет лебедь, который состоит из S-образной красной основы и черных дополнений (перьев, хвоста, лап, клюва).
Изображения уток и лебедей
Красное туловище всегда будет более простым в изображении, а черные детали – более филигранными. Когда прописи пройдены, можно приступить к рисованию эскиза сюжета для будущей росписи деревянного изделия. И птицы могут стать главными героями этого эскиза.
Мезенская роспись может покориться даже тем, кто уже давно не брал в руки краски и кисти. И это увлекательное действо: как только первые фигуры и узоры начнут получаться, захочется совершенствовать навык. А вместе с ним приходит и любовь, восхищение незамысловатыми, но очень гармоничными и символичными народными узорами, элементами, орнаментами и сюжетами.
Также рекомендуем вам почитать статью о значении деталей мезенской росписи: «Символика и элементы мезенской росписи».
Следуя рекомендациям по подбору материалов и инструментов, а также выполняя все шаги мастер-классов, у вас обязательно получится красивое изображение в лучших традициях мезенского искусства.