Содержание
Сиккативы для художественных красок
Сиккативы для художественных красок
Маслом можно писать годами. Бывает такое, что картина уже висит на выставке, а красочный слой еще сырой. Но иногда хочется, чтобы работа сохла быстрее. Для ускорения высыхания масленой краски используют художественные сиккативы.
Сиккативы – это вещества на основе солей поливалентных металлов и одноосновыных монокарбоновых кислот (металлические мыла). Они служат ускорителями высыхания художественных материалов — олиф, лаков, эмалей, грунтовок и масленых красок. Самыми эффективными в художественном творчестве считаются сиккативы на основе солей кобальта, они обеспечивают равномерное высыхание всех слоёв краски , от самых верхних до самых нижних. Они вмешиваются в краску при письме или наносятся тонким слоем еще на сырую работу. Сиккатив на химическом уровне бережно «выжигает» масленую основу краски, тем самым ускоряя процесс высыхания. Кобальтовые сиккативы не затрагивают цветовой пигмент краски, не ухудшают ее насыщенность и яркость.
Для удобства в работе с маслеными красками или лаками, при декоративном творчестве, существует несколько видов сиккативов: жидкие, гелеобразные и аэрозольные. Все эти сиккативы Вы можете найти у нас в магазинах.
Итальянская компания Maimeri разработала для художников целую линейку сиккативов для масленой живописи. Каждый сиккатив по-своему уникален. Например, для улучшения высыхания краски существуют жидкие сиккативы для масла. Они вмешиваются в тройники при письме или добавляются в масленую краску на палитру. Увеличивают текучесть краски и способствуют высыханию красочного слоя на всех уровнях и этапах работы. Сиккатив-гель не нарушает вязкость краски, равномерно вмешивается и позволяет быстрее высушивать плотные и пастозные работы. Производитель предлагает разные объемы сиккативов. Если же картина была написана без смешения сиккатива с краской, а ее высыхание необходимо как можно быстрее, то можно воспользоваться аэрозольным сиккативом-спреем с UV-светофильтром. Он увеличивает скорость высыхания, а также способен защитить красочный слой от ультрафиолетовых лучей. Не желтеет с течением времени и сохраняет оптический эффект живописи.
Американская компания Krylon создает высококачественные аэрозольные краски общего назначения. Помимо эффектных текстурных покрытий, металликов и красок , также разработаны , защитные покрытия для художественных работ, фиксативы, клеи и сиккативы. Специализированный художественный сиккатив в аэрозоле от Krylon , служит для ускорения процесса высыхания промежуточных и финишных красочных слоев в традиционной многослойной масляной живописи. Можно применять на всех этапах работы, использовать между тонкими слоями красок. Хорошо смешивается с масляными красками при письме и обеспечивает глубокое и ровное высыхание красочного слоя по всей его толщине. Со временем не желтеет. Содержит UV-светофильтр и защищает цвет работы от преждевременного выцветания и выгорания.
Сиккатив кобальтовый от чешской компании Koh-i-noor для масляной живописи ускоряет время высыхания красок, также делает масляные краски менее плотными и концентрированными. От чрезмерного использования может нарушить пигментацию краски и предать ей темно-желтый оттенок.
Вы сможете подобрать необходимый для Ваших задач и техник сиккатив в наших магазинах.
Смотреть раздел Специальные Жидкости
Состав масляных красок.
Состав масляных красок
В состав таких красок входит пигмент и связующее вещество, в роли которого, как правило, используется олифа. А в качестве пигмента берется тонко размолотая минеральная мука, которая не имеет способности растворяться ни в воде, ни в масле, ни в бытовых растворителях.
В отличие от основы, он имеет большей вес, поэтому он одновременно с красящим веществом опускается на дно емкости. Как раз по этой причине, перед работой с масляными красками их требуется хорошо взболтать.
Технология производства таких красок заключается в использовании малого количества олифы с основным пигментом. После того, как в данную смесь добавляется минеральный порошок, она разбалтывается до получения однородной массы, затем пропускается чрез краскотер. В случае если красящее вещество будет густотертое, то в него добавляется примерно 30 процентов олифы.
В зависимости от того, какая олифа использовалась, стоимость масляных красок может сильно отличаться. В настоящее время более востребованными являются масляная олифа. Она может быть натуральной, в виду чего будет являться более дорогостоящей, но качественной. Комбинированные олифы, в отличие от нее в своем составе имеют только 70 процентов масла, а остальные 30 процентов – растворители.
Кроме этого, стоимость масляных красок, может варьировать в зависимости от вида пленкообразующего вещества. Так, масляные краски ГОСТ 10503-71 различаются по таким маркам:
- На комбинированной олифе;
- На натуральной олифе;
- На глифталевой олифе;
- На пентафталевой олифе.
Масляные краски для художественных работ.
Стоимость масляных красок
Современный рынок может предложить потребителям художественного товара краски разных производителей. Стоимость масляных красок будет напрямую зависеть от страны производителя.
Более востребованными являются краски для художественных работ производства России. Связано это не только с тем, что они являются качественными и долговечными, кроме всего прочего стоимость масляных красок данного производства на порядок ниже, чем импортного.
Так, к примеру, масляная продукция завода «Подольск-Арт Центр» выпускается в более чем 60 цветовых гаммах. Стоимость отдельных ее цветов колеблется в пределах 116 рублей за тубу весом 46 мл. В таких красках не присутствует имитация, в них имеются только натуральные пигменты, которые являются достаточно дорогими.
Завод «Гамма» выпускает краски нескольких серий, которые имеют разные ценовые критерии. Так, к примеру, если вы остановите свой выбор на серии «Студия», то за туб краски весом в 46 мл вам нужно будет заплатить в пределах 100 рублей. Эта серия хоть и является недорогостоящей, о причине того, что в ней содержится имитация, но ее можно с легкостью использовать в домашнем творчестве. Тем более, если вы являетесь начинающим творцом и делаете новогодние поделки своими руками, тогда зачем вам переплачивать?
Самая дорогая серия красок завода изготовителя «Гамма» — «Старый мастер». Их ценовой диапазон варьирует в пределах 100-200 рублей за тубу в 46 мл. Несмотря на то, что стоимость масляных красок данной серии такая высокая, в своем ассортименте они имеют достаточно мало цветов, но зато они отличаются повышенным качеством и их можно даже использовать для профессиональных работ.
Советы при работе
В работе с масляными красками, как и с любым материалом, существуют свои особенности. Для удобства рекомендуется пользоваться следующими советами:
- Для получения матовой поверхности в результате окрашивания, то перед нанесением в лакокрасочный материал добавляется 40% раствор мыла хозяйственного (на 3 литра краски 100 грамм мыла).
- При появлении плёнки на поверхности её не нужно процеживать. В ёмкость окунается капроновый чулок, через который и выполняется набор материала на кисть.
- Окрашенная поверхность моется при помощи раствора питьевой воды, пищевой соды и нашатырного спирта. После того как уборка закончена, поверхность вытирается насухо.
- Для избавления от неприятного запаха растворителей используется 2—3 ведра подсоленной воды.
- При большом остатке материала после работы, в ёмкость заливается подсолнечное масло, которое предотвратит его застывание.
- После работы кистью рекомендуется для очистки окунуть её в керосин, скипидар или нашатырный спирт.
- Рекомендуется обработать мыльным раствором участки поверхности, не подлежащие покраске, для упрощения уборки.
Придерживаясь этих простых советов, процесс нанесения масляных лакокрасочных материалов на поверхность значительно упрощается.
Создание уютного домашнего интерьера лежит в основе любого жилищного строительства, а работа с деревом является его неотъемлемой составляющей. Это особый вид отделки, требующий определенных знаний и навыков. Обработка дерева включает не только шлифовку и декорирование, но и защиту природного материала. Олифа способна не только уберечь дерево от порчи паразитами, но и придать ему неповторимую «теплоту», создав идеальный домашний интерьер.
Натуральная олифа служит для разведения густых масляных красок для внутренней отделки помещения. Ей пропитывают деревянные поверхности для защиты от внешних факторов. Также олифа играет роль штукатурки перед обработкой дерева масляными красками. Качественная олифа хороша, как для внутренних, так и для внешних работ.
Как приготовить олифу
Олифу можно свободно купить в строительном магазине. Но огромный выбор часто вводит в заблуждение и заставляет теряться в догадках, какой товар качественнее. Воспользовавшись несложными инструкциями, можно сделать олифу своими руками на собственной кухне. В этом случае вы будете уверены в натуральности всех ингредиентов, а следовательно – в качестве самой олифы.
Олифа из льняного масла
Раньше олифу изготавливали при помощи варки и использовали для этого исключительно льняное масло.
Для приготовления классической олифы понадобится:
• любой металлический сосуд (тарелка, тазик, ковшик, кастрюля);
• нагревательный прибор (керосинка, газовая или электрическая плита);
• льняное масло;
• канифоль;
• перекись марганца;
• перчатки;
• респиратор.
Во время приготовления льняной олифы следует помнить, что масло может воспламениться, поэтому не стоит наливать его слишком много – достаточно 3/6 от общего объема.
Налейте масло в железную емкость и нагрейте на медленном огне. Сперва будет видно, как масло выделило воду. Это происходит, когда его температура не достигла 110 градусов. После этого вода начинает испаряться. Следите, чтобы температура нагрева не превышала 160 градусов.
Льняное масло должно томиться на медленном огне при температуре не выше 160С около 4 часов. Когда вся вода испарится и перестанет образовываться пена, можно добавлять сиккатив из расчета 30-40 г/1 л масла. При введении сиккатива образуется много пены, поэтому делать это надо максимально медленно и осторожно. После этого поварить смесь несколько минут на слабом огне и оставить охлаждаться при комнатной температуре.
Сиккатив или резинат марганца – это особе вспомогательное вещество, которое способствует скорейшему высыханию олифы. Он также присутствует и в масляных красках, выполняя ту же функцию.
Чтобы приготовить сиккатив, необходимо смешать канифоль и перекиси марганца из расчета 100:5. Сперва 100 частей канифоли надо расплавить в отдельной емкости при 150С, после чего постепенно добавить 5 частей марганцевой перекиси. Учтите, что смесь будет сильно пениться, поэтому каждую часть марганца следует добавлять по мере убывания пены. Когда все ингредиенты смешаны, увеличить температуру до 200С и варить 3 часа. Проверить готовность сиккатива можно, капнув им на стекло – если капля прозрачная, процесс завершен.
Олифа из подсолнечного масла
Такая олифа – прекрасная и общедоступная альтернатива льняному рецепту. Она так же, как и натуральная, оставляет упругую прочную пленку на поверхности и прекрасно защищает дерево. Единственное, цвет подсолнечной олифы будет гораздо светлее. Этим можно воспользоваться при дизайнерских хитростях во время создания уютного интерьера. Готовить такую олифу можно двумя методами – холодным и горячим. Во втором варианте пленка на дереве получается особо прочной.
Вне зависимости от метода приготовления, подсолнечное масло нужно подвергнуть термической обработке. Выведение воды из масла и окисление примесей в его составе являются неотъемлемой составляющей процесса варки олифы.
- Заполните железную емкость маслом на 3/5 объема и поставьте на медленный огонь.
- Когда температура достигнет 110-120 градусов, начнется выделение пены и обезвоживание.
- Греть масло, поддерживая температуру до 170 градусов 3-5 часов.
- Когда вода полностью испарится, увеличить температуру до 280С. Станет видно, как из него выделяются отчетливые темные хлопья.
- Остудить масло и процедить через фильтр (марля, войлок). Основа для приготовления олифы готова.
Полезный совет: чтобы проверить, разогрелось ли масло до 260-280С, опустите в него гусиное или голубиное перышко. Если его края заворачиваются и съеживаются, вы достигли необходимой температуры. Чтобы «укротить» обильно выступающую пену, влейте в железную емкость немножко готовой холодной олифы.
- Холодный способ — нагреть масляную основу до 120-150С и, непрерывно помешивая, добавить сиккатив из расчета 5-8% от объема масла. Чтобы максимально обезопасить процесс, сперва лучше смешать сиккатив с равным количеством масляной основы, и только после этого добавить к основной массе. Если пена будет выделяться слишком обильно, уменьшить скорость введения сиккатива и усилить размешивание. Когда ингредиенты соединены, выключить огонь и остужать олифу при комнатной температуре.
- Горячий способ — нагреть масляную основу до 170С и аккуратно ввести в нее сиккатив в расчете 1,5-2% от общей массы. Сиккатив необходимо предварительно растереть с равным количеством обезвоженного подсолнечного масла. Когда весь сиккатив добавлен, а пена больше не выделяется, нагреть смесь до 280С. Непрерывно помешивая будущую олифу, поддерживать температуру варки около 4х часов до получения нужной степени вязкости.
Пропитка олифой
Перед покраской какого-либо деревянного предмета или поверхности, необходимо в обязательном порядке провести предварительную обработку. Пропитка олифой нужна для того, чтобы защитить дерево от разрушения и обеспечить качественную основу для нанесения краски или лака.
Натуральная олифа придаст дереву теплый и естественный оттенок, который не утратится с годами. Особые качества смеси способны подчеркнуть каждое волокно природного материала и придать ему эффектный и выразительный вид. Благодаря высоким защитным качествам пленки, которая прочно покрывает поверхность, дерево не пострадает ни от паразитов (термитов, грибков, мышей), ни от случайных механических повреждений (царапины, пятна, вмятины).
Способы пропитки олифой:
- Горячей олифой – пропитка проводится в водяной бане и подходит для небольших предметов. Деревянную деталь опустить в емкость с горячей олифой, выдержать там от 3 до 8 часов и высушить в течение 4-6 суток. Если добавить в олифу 2-3% свинцового сурика, пропитка будет более высокого качества и высохнет гораздо быстрее – всего за 2-3 суток.
- Масляная олифа с керосином – смешать ингредиенты 1:1. Можно применять как в холодном, так и в горячем виде. Если использовать холодную олифу, то выдерживать дерево 1-2 дня, если горячую – около 3 часов. Высыхает за 2-3 суток.
- Олифа со скипидаром и парафином – смешать 10 частей олифы с 2мя частями скипидара и 16ю частями парафина. Парафин предварительно растворить в скипидаре, нагрев смесь на водяной бане. Ввести в олифу и перемешать. Покрыть горячей олифой дерево. Высыхание за 2-3 дня.
- Олифа с воском – на 10 частей олифы 1,5 частей воска. Воск измельчить (натереть) и добавить в горячую олифу. Высыхание за 2-3 дня.
Обработка олифой – очень ответственный процесс, который не заканчивается после нанесения ее на дерево. Прежде чем продолжать работу с поверхностью, необходимо выждать определенное время, пока сохнет олифа. Скорость высыхания напрямую зависит от качества исходных материалов, характера и количества сиккатива.
Олифа с полиметаллическими сиккативами высыхает гораздо быстрее, чем олифа, в составе которой присутствуют монометаллические сиккативы. К примеру, если добавить в натуральную льняную олифу марганцевый или свинцовый сиккатив, она высохнет за 12 или 20 часов соответственно. Если же добавить в нее марганцево-свинцовый сиккатив, скорость высыхания сократится до 7,5 часов.
Также на продолжительность высыхания в значительной степени влияет температура и влажность воздуха. Олифа с кобальтовым сиккативом сохнет в полтора раза быстрее, если повысить температуру до 25С. Марганцевый сиккатив при таких условиях высохнет в 4 раза быстрее. Влажность воздуха во всех случаях не должна превышать 70%.
Олифа
Когда пишут о растительном масле — говорят, что на нём вредно жарить, потому что оно при высоких температурах превращается в олифу. Чем вредна олифа — не очень понятно. Пока — статья о том, что такое олифа и как её готовят. Сейчас, конечно, проще готовую купить, в старину — варили сами.
Старое название натуральной олифы — «варёное масло». В некоторых древних рецептах в состав олиф вводится янтарь и прочие смолы, но по современной классификации такие составы относятся к лакам.
Олифы (от греч. — мазь, масло) — плёнкообразующие вещества на основе растительных масел, подвергнутых термической обработке, либо алкидных смол. Олифы хорошо смачивают дерево и металл. Применяются в качестве защитных покрытий, пропиток, основы для натуральных красок, масляных красок и т.п.
Натуральная олифа практически полностью (по ГОСТ — на 97 %) состоит из натурального растительного масла (льняного, реже — подсолнечного, соевого или другого), оставшуюся долю занимает сиккатив. Масло в процессе производства может проходить термообработку с продувкой воздухом или без таковой. Олифа, полученная термообработкой без продувки, называется полимеризованной, с продувкой — окисленной или оксидированной.
Натуральная олифа имеет вид непрозрачной густой маслянистой жидкости чёрно-коричневого цвета со слабым запахом.
Льняная олифа
В старину изготовление олифы производили методом варки льняного масла, получалась олифа льняная. Для этого пригодна любая металлическая посуда и любой способ нагрева — газовая плита, керосинка. Льняное масло может воспламеняться, как вообще любое масло, поэтому при работе с ним следует соблюдать осторожность: заполнять сосуд маслом не более чем на половину объема и нагревать медленно.
Сначала масло выделяет воду (ее выделение прекращается только при 110— 120° С) , образуется пена, особенно если брать свежее льняное масло. Нужно следить, чтобы масло не поднималось выше 160° С. Через 3— 5 часов нагрева льняное масло полностью обезводится, и пена в нем больше образовываться не будет.
Тогда к нему можно начинать добавлять сиккатив (от лат. siccativus — высушивающий) — особые вспомогательные вещества, которые вводятся в масляные краски для ускорения процесса высыхания. В льняное масло сиккатив вводят, чтобы олифа быстрее высыхала.
Добавляют сиккатив по 30—40 г на каждый литр нагретого масла. Введение добавки бурно вспенивает массу, вводить сиккатив надо очень осторожно!, небольшими порциями. Готовую смесь греют еще несколько минут, а потом охлаждают.
Приготовление сиккатива
Для приготовления сиккатива (резината марганца) 100 весовых частей канифоли расплавляют при температуре 150° С. Затем в расплав небольшими порциями добавляют 5 весовых частей перекиси марганца. Эта масса тоже сильно пенится, поэтому каждую следующую порцию окиси марганца следует добавлять только после того, как спала пена от предыдущей добавки. Когда введение перекиси марганца закончено, температуру массы доводят до 190—200° С, после чего варят З-1—4 часа.
Чтобы установить, готов ли сиккатив, каплю массы наносят на стекло: если капля получается прозрачной, сиккатив готов.
В качестве сиккативов используются соединения металлов, таких как кобальт, свинец, марганец, железо, цирконий, литий, стронций. Содержание сиккативов в олифе очень незначительное. Их наличие ускоряет окисление масла за счёт того, что сиккатив активно поглощает кислород воздуха, который и идёт на окисление. Воздействие сиккатива на олифу не прекращается после высыхания, поэтому добавление слишком большого его количества недопустимо — покрытие быстро темнеет, становится хрупким. Состав сиккатива существенно влияет на скорость высыхания олифы, так, например, полиметаллические сиккативы дают скорость высыхания, в несколько раз большую монометаллических.
Олифа из подсолнечного масла будет хуже, чем из льняного, так как подсолнечное масло — полувысыхающее.
Начинаем с постепенного подогрева масла до 280°С — обратите внимание — гораздо выше, чем для льняного масла. Когда в нем начнут образовываться густые темные хлопья, нагрев прекращают. Затем подсолнечное масло охлаждают, после чего фильтруют через сложенную несколько раз марлю.
К профильтрованному маслу добавляют сиккатив — по 20 г сиккатива на каждый килограмм масла.
Общая информация об олифе
Многие растительные масла под влиянием кислорода, света и теплоты, густеют на воздухе, а в тонком слое «высыхают», превращаясь в полутвердую массу. Это характерное свойство присуще тем растительным маслам, в состав которых входит жирная кислота, называемая линоленовой (льняномасляной). Чем больше содержится её в масле, тем оно обладает большей способностью высыхания. Масла, не содержащие линоленовой кислоты, не высыхают. Наибольшим содержанием глицеридов линолеиновой кислоты отличаются масла: льняное — с содержанием их до 80 % и конопляное — с содержанием до 70 %. Другие масла, как подсолнечное, маковое, ореховое, содержащие от 30 до 50 % глицеридов линолеиновой кислоты, высыхают слабее и медленнее. Растительные масла: сурепное, оливковое и др., содержащие только следы линоленовой кислоты, лишены способности высыхания.
Растительное масло в естественном виде, даже при большом содержании линоленовой кислоты, окисляется очень медленно. Чтобы ускорить высыхание, масло подвергают термообработке с добавлением в его состав соединений металлов (сиккативы). При нагревании в масле разлагаются вещества, замедляющие отвердение, а соли металлов обеспечивают более быстрое окисление. Таким образом получаются олифы — составы, которые в течение 6-36 часов (в зависимости от состава, технологии приготовления и применённых добавок) после нанесения на поверхность превращаются в твёрдую, эластичную плёнку. Большинство современных олиф имеет время высыхания порядка суток.
Исторически олифа применялась для покрытия и пропитки дерева, в качестве основного средства защиты деревянных изделий от влаги, гниения и древесных паразитов. В XX веке, когда появились другие средства защиты дерева, в том числе и более эффективные, применение олифы ограничилось покрытием внутренней деревянной отделки помещений и предварительным покрытием пористых поверхностей под последующую покраску (предварительное покрытие олифой улучшает прилипание краски и снижает её расход за счёт уменьшения впитывания в поверхность). Также олифа применяется в качестве основы для масляных красок, шпатлёвок.
Испытание льняного масла на подмесь канифольного
Смешивают в маленькой бутылочке, при обыкновенной температуре (не ниже 15° С), равные объемы испытуемого льняного масла и азотной кислоты (1,4 уд. веса), хорошо взбалтывают смесь около 1/2 минуты и дают устояться. По отделении масла от слоя кислоты замечаются следующие окрашивания.
Чистое льняное масло даст: верхний слой — светло-коричнево-бурого цвета; нижний слой — бесцветный.
Льняное масло с 5% канифоли даст: верхний слойсветло-коричнево-бурый и нижний слой — соломенно-желтый.
Льняное масло с 12% канифоли даст: верхний слой — темно-оливковый и нижний слойтемносоломенно-желтый.
Льняное масло с 50% канифоли даст: верхний слой — черноватый и нижний слой-светло-оранжевый.