Содержание
- Основа для малахитовой шкатулки
- Имитация малахита из пластилина
- Сборка малахитовой шкатулки из пластилина
- Изготовление шкатулки из камня своими руками
- Распиловка камня своими руками.
- Как отполировать камень.
- Финальный этап изготовления шкатулки своими руками.
- Шкатулка своими руками из мрамора, малахита или другого декоративного камня
Урок технологии в 4 классе по курсу «Технология» авторов Н.И. Роговцевой и др. (УМК «Перспектива»)
Тема урока: Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая Шкатулка».
Целевые установки:
— повторить основные сведения о полезных ископаемых (понятие, транспортировка, группы);
— познакомить с поделочными камнями, используемыми для изготовления предметов искусства, с новой техникой работы с пластилином (лепка слоями), с технологией изготовления изделия, имитирующего технику «русской мозаики»;
— совершенствовать навыки лепки;
— закрепить знания о мозаике (материалы, использование) , о видах пластичных материалов, об их свойствах;
— показать возможности использования пластилина в мозаике;
— формировать умение самостоятельно выполнять изделия;
— раскрыть содержание понятий поделочные камни, имитация, мозаика, пластичные материалы, «русская мозаика»;
— рассказать о профессии (мастер по камню).
Планируемые результаты:
-
предметные: знать основные сведения о полезных ископаемых;
выполнять мозаику из пластилина; рационально использовать материалы при выполнении имитации малахита; работать в группе; самостоятельно заполнять технологическую карту, проводить анализ изделия;
-
метапредметные:
— регулятивные: сохранять учебную задачу при выполнении изделия и реализация проекта; планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей; проводить контроль и рефлексию своих действий самостоятельно;
— познавательные: находить и отбирать информацию о технологии выполнения «русской мозаики» из текстов учебника и других источников; выбирать информацию, необходимую для изготовления изделия; на основании текста учебника определять способ создания изделий при помощи техники «русская мозаика», заполнять технологическую карту, овладевать технологией лепки слоями для создания имитации рисунка малахита;
— коммуникативные: вести диалог при работе в паре и группе; находить конструктивные способы решения проблемных ситуаций, аргументировать свою точку зрения; принимать чужое мнение;
-
личностные: положительно относиться к труду и профессиональной деятельности человека на производстве; бережно относиться к результату профессиональной деятельности человека; проявлять интерес к поисковой и исследовательской деятельности; осмыслять этические нормы (взаимопомощь, ответственность, долг, сочувствие, сопереживание); открывать новые способы выполнения изделия и решения учебных задач; испытывать потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов.
Ресурсы и оборудование
Учебник: «Полезные ископаемые» (с. 24-27). + СД приложение
Рабочая тетрадь: «Малахитовая шкатулка» (стр. 18)
Демонстрационные материалы и оборудование: интерактивная доска изображения (образцы) поделочных камней, предметы из поделочных камней, презентация «Поделочные камни и изделия из них», образцы мозаики, образец готового изделия.
Материалы и инструменты для выполнения изделия: пластилин, стека или нитка, коробочка, влажные салфетки, подкладная доска.
Ход урока
-
Актуализация знаний и умений учащихся. Мотивация к учебной деятельности.
— Мы продолжаем тему «Полезные ископаемые».
Вспомним: что такое полезные ископаемые? ( Полезные ископаемые — это природные образования, которые человек добывает и использует для различных целей ( для своей пользы).
Как их добывают ( из недр или с поверхности земли), как транспортируют (по нефтепроводам или в цистернах), на какие группы можно разделить полезные ископаемые (твёрдые, жидкие и газообразные)? (таблица)
— Какие полезные ископаемые вы знаете? Отгадайте загадки о них:
На кухне у мамы помощник отличный-
Он синим цветком расцветает от спички.
(Природный газ.)
Очень прочен и упруг.
Строителям надёжный друг-
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны.
(Гранит.)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
Чтобы сделать миску, вазу,
Она понадобится сразу.
(Глина.)
Белый камешек растаял-
На доске следы оставил.
(Мел)
Покрывают им дороги,
Улицы в селении.
А ещё он есть в цементе
Или в удобрении. (Известняк)
Он очень нужен детворе.
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
Росли на болоте растения –
Стали топливом и удобрением. (Торф)
Он несёт в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Он чёрный и блестящий-
Помощник настоящий. (Уголь.)
Без неё не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это. (Нефть)
Не зря она варилась
В доменной печи-
На славу получились
Ножницы, ключи. (Железная руда)
— Сегодня мы познакомимся более подробно с одним из видов полезных ископаемых – это поделочные камни, которые широко используют для создания предметов декоративного характера.
II. Работа с теоретическим материалом
— Откроем учебник на стр. 24 и прочитаем новую информацию о полезных ископаемых. ( дети читают слова Ани, рассматривают иллюстрации с изображением поделок )
— Объясните значение понятия «поделочные камни» (Поделочными называют камни, используемые как в качестве украшения, так и для производства камнерезных изделий. Иногда поделочными называют менее ценные или непрозрачные камни.)
Мультимедиа-презентация «Русский малахит»
Физминутка
Уральские горы (шаги на месте, одновременно руки поднимаем вверх)
По каменным плитам (изображаем руками спуск по ступенькам)
Ведут за собой нас
В страну малахита – (разводим руки в стороны)
В страну, где не счесть
Драгоценных камней,
В страну работящих (руки сгибаем в локтях, затем прикладываем к сердцу)
И добрых людей.
В.Степанов
III. Работа с рубрикой «Путешествуем во времени»
Учебник стр.24-25
— Прочитайте текст.
— Какое изделие нам предстоит выполнять?
-Какой приём будем использовать? (Мозаика)
-Какие приёмы лепки будем использовать? (Имитация
IV. Планирование работы
Прочитайте план работы на стр 26-27 учебника
-Назовите этапы работы.
— Расположите этапы изготовления изделия «Малахитовая шкатулка» в нужной последовательности ( СД приложение — работа с интерактивной доской)
Заполним технологическую карту в Рабочих тетрадях .
V. Работа над изделием.
Повторим правила работы в группе.
Выполнения задания в группе по плану и слайдам в учебнике
VI. Анализ изделия.
-
Оценить изделия в группе.
-
Ответить на вопросы по критериям на стр.7 учебника.
VII.Итоги
Ответим на вопросы на стр. 27 учебника.
VIII. Рефлексия
Выберите понравившуюся фразу и продолжите её
-
На уроке технологии я узнал…
-
Мне было интересно…
-
Теперь я могу…
-
Я научился…
-
Меня удивило…
Продолжаем серию поделок по мотивам сказа П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка». Малахитовая шкатулка из пластилина
Эта поделка из пластилина предназначена для семейного творчества, но дети старше 10 лет вполне могут справиться с ней самостоятельно, разделив всю работу на 2-3 раза. Работа предполагает умение работать с канцелярским ножом и перечерчивать выкройку по клеткам. Для основы поделки потребуется плотная бархатная бумага или цветной картон, бумага в клетку для составления выкройки, скотч для соединения деталей. Из приемов работы с пластилином применяются раскатывание, нарезание, мраморное смешивание цветов, винтовое скручивание.
Основа для малахитовой шкатулки
1. Срисуйте выкройку по клеткам.
2. Перенесите выкройку на обратную сторону бархатной бумаги.
3. Вырежьте с помощью канцелярского ножа. Продавите с изнанки все сгибы, чтобы шкатулка лучше сгибалась. Вырезать заготовку можно и ножницами.
4. Согните детали и соедините стыки с внешней стороны с помощью скотча.
Имитация малахита из пластилина
1. Подберите цвета пластилина, встречающиеся в природном малахите. На фото сверху для примера показан кулончик из уральского малахита.
2. Скатайте пластилин каждого оттенка в колбаску, затем раскатайте в длинную полоску. Сложите полоски слоями и слегка раскатайте их вместе. Нарежьте полоски толщиной 1-2 мм. На срезе полосок будет виден рисунок.
3. Сверните полоски кольцами и соедините между собой. Таким способом мы получим имитацию самого ценного малахита «павлиний глаз»Имитация малахита из пластилина
4. Часть полосок сложите вместе и снова скатайте из них колбаску. Катать надо только в одном направлении, тогда цвета будут смешиваться в полосатый узор. Полученную колбаску раскатайте в широкую пластину толщиной около 1мм.
Сборка малахитовой шкатулки из пластилина
1. Разделите выкройку на крышку и стенки. Разложите детали выкройки на пластинах пластилина и вырежьте с помощью канцелярского ножа.
2. Облепите пластилиновыми деталями заготовку шкатулки.
3. Желтый или золотой пластилин раскатайте в длинную пластину толщиной 2мм, затем нарежьте ее на полоски по 2мм (в идеале на срезе должен получиться квадратик) Аккуратно скрутите полоски в винтообразные спирали.
4. Прилепите полученные спирали по всем сгибам шкатулки.
5. Из пластинки желтого пластилина вырежьте замочек и прилепите его к передней части шкатулки. Дополнительно можно слепить маленькую ящерицу из пластилина и поместить ее на крышке шкатулки.
— Что же такое малахит, предлагаю вам окунуться в историю.
— Малахит очень красивый камень зеленого цвета разных оттенков, от голубого до темно-зеленого, с причудливым рисунком. В России малахит известен с 17 века, а массовое его использование началось в конце 18 века. (Слайд 2)
Русскими мастерами был разработан особый способ изготовления изделий из малахита, называемый «русская мозайка». При этом способе куски малахита распиливались на очень тонкие плитки, из которых подбирался единый рисунок. Затем полученные плитки наклеивались на металл, мрамор или другой материал. (Слайд 3)
— Предлагаю вам посмотреть изделия, изготовленные из малахита. (Слайд 4)
— Сегодня мы с вами будем работать в технике «русской мозайки», кто запомнил, что это за техника?
— Молодцы! Вы верно сказали, мы будем делать малахитовую шкатулку, но не из настоящего малахита, а изготовим только ее имитацию.
— Имитация – это подражание кому-либо или чему-либо.
— Из чего мы будем изготавливать шкатулку? (Из пластилина)
— Давайте вспомним, какие есть техники работы с пластилином? (Отщипывание, скатывание, сплющивание, размазывание)
— А сейчас повторим правила работы с пластилином. (Слайд 5)
— Какой прием мы будем использовать? (сплющивания)
— Сейчас посмотрим план нашей работы. Первый этап: вы берете 4 цвета пластилина: черный, белый, и два оттенка зеленого.
(картинка 1)
— Дальше вы берете брусок пластилина разогреваете его после чего очень тонко его сплющиваете, до такой степени, чтобы его толщина была 2 мм. (картинка 2). Проделываете такую же работу с остальными брусками.
— Следующий этап: сложите полученные пласты один на другой, и плотно их прижмите. (картинка 3)
— Дальше полученный пласт скрутите в плотную трубочку. (картинка 4) Боковые стороны трубочки разгладьте.
— Для следующего этапа вам понадобится помощь соседа. Берем нить, делаем небольшой надрез, даем брусок соседу, и до конца разрезаем брусок путем скрещивания нити. Пластинки должны быть очень тонкие. (картинка 5)
— Дальше прикрепляем полученные пластинки к крышке и стенкам коробки, повторяя технику русской мозайки. Края пластинки разглаживаем. (картинка 6)
— Перед работой сделаем пальчиковую гимнастику, и между тем, повторим этапы работы.
— С чего нам нужно начать?
(Для начала нам нужно взять 4 цвета пластилина)
— А дальше?
(Дальше мы разогреваем пластилин и сплющиваем бруски, после этого складываем полученные пласты друг на друга и прижимаем их.)
— Какой следующий этап?
(Полученный пласт скручиваем в плотную трубочку. Полученную трубочку разрезаем на пластинки при помощи нити.)
— Что делаем на последнем этапе? (Прикрепляем пластинки к крышке и стенкам коробочки)
— Молодцы.
— Посмотрите внимательно на слайд, что вы видите? (Пословицу)
— Озвучьте ее («Терпение и труд – все перетрут»)
— Как вы понимаете значение этой пословицы?
— Я желаю вам на уроке огромного терпения, оно вам пригодится, чтобы достичь конечного результата.
Работа с камнем своими руками дело тонкое, но очень интересное. Из декоративного камня можно изготовить своими руками массу интересных и очень красивых вещиц, которые сгодятся как дома, так и очень хорошо подойдут для подарка кому-либо. В данном случае если нет желания делать шкатулку то нарезанные пластинки из камня всегда можно использовать для украшения всего чего только может прийти в голову.
Виды мозаики.
Сегодняшний рассказ мы посвятим изготовлению мозаики из камня. Как известно, существует три вида мозаики: римская, флорентийская и русская.
В римской предпочтительно применять одноцветные минералы. Узор образуется сочетанием разных камней.
Во флорентийской используются узорчатые камни. Художник подбирает их так, чтобы отдельные кусочки образовывали сюжетные части изображения. Например, волнистый узор камешка превращает его в перья птицы, концентрический — в глаз и т.д.
Русская мозаика сюжета, как правило, не имеет. Ее смысл — показать красоту самоцвета как такового, раскрыть «душу» камня. Поэтому используются раскладки из напиленных пластинок узорчатого камня, например малахита, чем так славились уральские мастера, воспетые Бажовым. На фото (1) — малахитовая чаша 18-го века, изготовленная на Урале для Петра Первого. Ее диаметр — около метра. Хранится чаша в Московском минералогическом музее им А. Е. Ферсмана
Изготовление шкатулки из камня своими руками
Мы решили познакомить вас с камнерезным искусством на примере изготовления простейшей шкатулки.
Подготовка к работе.
Сначала мастер составляет эскиз, чтобы «образмерить» придуманную им самим или заказанную ему вещь. Сюда входит раскладка каменной основы и предполагаемый узор камня. Затем по эскизу с некоторым запасом напиливают пластинки мрамора, а отдельно — того поделочного камня, в данном случае малахита, который пойдет на отделку вещи.
Распиловка камня своими руками.
Для нее применяется дисковая алмазная пила, точнее, камнераспиловочный станок с водяным охлаждением материала и маятниковым механизмом подачи камня. Камнерезные пилы очень тонкие, и при малейшем перекосе камень их повреждает, придавая форму тарелки.
Для более ценных камней, например малахита (фото 2), применяются так называемые растянутые пилы. Они имеют центральное отверстие, окантованное алмазным слоем, и закреплены за внешний край в специальном пустотелом шпинделе большого диаметра Поскольку диск такой пилы работает на растяжение, он имеет очень малую толщину (десятые доли миллиметра), что уменьшает потери сырья.
На другом распиловочном станке со столиком мастер распиливает в размер (по разметке, а при изготовлении более сложных поделок — по параллельному упору) мрамор на пластинки (фото 3). Дальше на планшайбе с «грубым» алмазным покрытием он делает на краях пластинок фаски под нужным для сборки пластин в цилиндр углом (4). Угол этого соединения зависит от количества частей стенки будущей шкатулки.
Сборка основы.
Если речь идет о круглой шкатулке, то в центре будущего донышка просверливают отверстие, вокруг которого проводят окружность. Затем с помощью цилиндрического предмета, выровненного по этой окружности, напиленные пластины склеивают в кольцо прямо на основании (фото 5). Точность подгонки может быть не очень велика, так как прочность применяемого эпоксидного компаунда выше, чем у мрамора, а все дефекты будут скрыты под тщательно подогнанным слоем малахитовой мозаики. Крышку приклеивают сразу, так как только обточкой цельной заготовки реально получить идеальное совпадение диаметров самой шкатулки и крышки.
Собранную многогранную основу шкатулки приклеивают к планшайбе кругло-шлифовального станка (фото 6), в данном случае изготовленного на базе школьного токарного по дереву.
ПРИМЕЧАНИЕ: это не токарный, а именно круглошлифовальный станок, общий вид которого показан на фото (фото 7). Различия между ними в том, что в токарном быстро вращается заготовка, а подается резец. В круглошлифовальном заготовка вращается медленно, а рабочим инструментом служит высокооборотистый алмазный круг с водяным охлаждением, который вместе со своим мотором медленно перемещается вдоль обрабатываемой детали.
Мастер раскладывает кусочки малахита по столу, подбирая такое их взаимное расположение, при котором изделие будет красиво выглядеть (фото 8). Найдя его, он размечает, как нужно разрезать малахит для поделки (фото 9). Для резки подойдет тот же станок со столиком и подачей воды (фото 10).
Грани напиленных пластинок шлифуются по углам (фото 11), чтобы после складывания в мозаику полоски совпали с большой точностью. В данном случае мозаика предельно простая, она состоит из вертикальных полос (фото 12), которые нужно будет приклеить. В общем, задача мастера — сделать так, чтобы не сразу можно было увидеть, где одна полоса переходит в другую.
Для наклейки применяют тот же двух-компонентный клей, причем разводить его приходится понемногу, наклеивая зараз два-три кусочка малахита (фото 13). Когда все сделано, шкатулку переставляют обратно на круглошлифовальный станок и шлифуют до гладкого цилиндра сначала алмазным диском, а затем уже на планшайбах.
Материал планшайбы должен задерживать в себе зерна абразива (этот процесс называется шаржированием) и вместе с тем обладать желаемой твердостью. Слишком твердый может случайно сформировать площадки, которые неуместны на круглом предмете, а слишком мягкий не удобен. При работе с камнем своими руками на полировальнике применяются свободные абразивы — в отличие от спеченных в круг или наклеенных на шлифленту это просто порошки.
В камнеобработке используются разные материалы: карбид кремния, оксид алюминия, оксид церия, алмаз. Первый — самый дешевый, но пригоден только для шлифовки относительно мягких камней. Оксиды церия и алюминия намного тверже, к тому же они дешевле алмаза. Но при обработке некоторых горных пород с неравномерной твердостью может возникать эффект «лимонной корки»: более мягкая составляющая камня вышлифовывается быстрее, и на нем возникает хаотичная сеточка углублений, похожая на лимонную корку. Для ее предупреждения используют более жесткий полировальник в сочетании с алмазным порошком, который настолько тверже всех составляющих поделочного камня, что одинаково обрабатывает все его слои, создавая совершенно ровную поверхность.
Этот процесс пришлось фотографировать на примере плоского образца агата (фото 14). Впрочем, для невооруженного глаза шлифовальная планшайба и полировальник на металлической основе выглядят одинаково, и различить их можно только по маркировке.
Шлифовка камня.
Шлифовка камня своими руками — очень грязный и вместе с тем чистый процесс – после каждого абразива нужно мыть станок, поделку, руки и даже вычищать шлам из-под ногтей, так как всего одна частичка более грубого абразива способна испортить многочасовой труд.
Меняя абразивы и планшайбы на все более мелкие (шлифовка начинается с 120-го и заканчивается 2000-м абразивом), мастер через много часов получает полностью отшлифованную вещь.
Как отполировать камень.
Существует множество свободных абразивов для полировки камня — окись хрома, алмазный микронорошок, окись церия. Для малахита, который сам по себе зеленый и к тому же имеет твердость по шкале Мооса всего 4-5 единиц, вполне подходит окись хрома на войлочном полировальнике. Но имейте в виду, что применение окиси хрома для светлых или пористых камней ограничено его сильной «красящей» способностью.
На вертикальном шпинделе полировочного станка закрепляют планшайбу (полировальник). На ней фиксируют войлок и наносят на него полировальный порошок. Работа ведется при подаче воды (чтобы не перегреть поделку) и сопровождается большим количеством брызг.
Финальный этап изготовления шкатулки своими руками.
Как вы заметили, шкатулку изготавливают как целый пустотелый цилиндр. После шлифовки и полировки ее очень бережно распиливают на коробку и крышку (фото 15). Такой прием позволяет добиться абсолютного совпадения и диаметра, и узора частей шкатулки.
Затем на внутреннюю сторону крышки приклеивают упоры из мрамора (чтобы крышка стояла ровно и не сползала) либо делают в ней прорези для вклейки петель.
Возможен также вариант сборки на металлических кольцевых втулках (фото 16). Тогда их нужно приобрести отдельно и учитывать, что диаметр будущей шкатулки будет зависеть от их размера.
Это очень короткий рассказ о камнерезном деле — нереально в одной статье охватить все стороны этого увлекательного и сложного ремесла, посему тему обязательно постараемся продолжить.
© Автор текста: Алексей АЛЕСКОВСКИЙ
Шкатулка своими руками из мрамора, малахита или другого декоративного камня