Фото: Галина Круглик В предыдущей публикации я описывала центровой способ изготовления блока в технике crazy, когда ткань-основа заполняется лоскутками от центра к краям.
В этот раз рассмотрим ещё один из способов – веерный, когда ткань-основа заполняется лоскутками не с центра, а с нижнего угла. В этом способе есть свои секреты.
Нам потребуется:
— ткань-основа нужного размера (на неё мы нашьем цветные лоскутки). В предоставленном мастер-классе для основы взят квадрат 30 на 30 см из предварительно выстиранной (во избежание усадки) белой хлопчатобумажной ткани,
— цветные лоскутки разной фактуры, из которых будем составлять crazy блок;
— швейная машинка;
— утюг;
— портновские булавки (не обязательно); линейка, мел.
Изготовление crazy блока
1. СОВЕТ: Подбирайте цветовую гамму лоскутков на свой вкус, но всё же нужно учитывать, что сама техника crazy довольно пестрая по структуре, количеству лоскутков, не стоит перегружать изделие «буйством красок».
2. Выкройте из ткани-основы прямоугольник (квадрат) нужного размера – это и будет размер будущего блока (без припусков на швы).
3.Отрежьте лоскут в форме пятиугольника (количество углов может варьироваться по желанию), приколите его на нижний левый угол ткани основы, совмещая края.
4. Положите прямоугольный лоскут лицевой стороной на левый верхний край пятиугольника. Стачайте с основой. Отогните пришитый лоскут на лицевую сторону и прогладьте шов. Если лоскут будет выступать за границы блока – не волнуйтесь, все лишнее срежется после пришивания очередного лоскута.
5. Следующий прямоугольный лоскут положите лицом вниз на очередную грань пятиугольника, закрывая им и край предыдущего прямоугольника. Стачайте, обрежьте лишнюю ткань, отогните, прогладьте.
6. Таким же образом закройте третью свободную грань пятиугольника, повторив все этапы. Вы выполнили первый ряд, двигаясь по часовой стрелке.
7. Приступайте к следующему ряду. В процессе пришивания лоскутков меняйте (чередуйте) ткани по цвету, фактуре, рисунку.
ВАЖНО: со второго ряда используйте лоскуты разных форм и размеров. Начиная с последнего пришитого лоскута, выполняйте второй ряд против часовой стрелки (в обратную сторону).
8. Продолжайте выполнять crazy блок веерным способом, перемещаясь то слева направо, то справа налево, пока полностью не закроете ткань-основу. Обрезайте лишнюю ткань в процессе работы – нашитые лоскуты не должны выходить за пределы ткани-основы.
9. Если вдруг в процессе работы вы зашли в тупик и не знаете, как закончить блок, — не расстраивайтесь, в crazy квилте практически любую ошибку можно исправить.
10. Любые V-образные участки можно заполнить «веерами» — сшитыми в одном направлении треугольными лоскутами. Потом «веером» из сшитых треугольников заполняется V-образный участок. Выпуклый край «веера» совмещается с вогнутым краем лоскутного блока, прострачивается на машинке, отгибается и проглаживается. Можно подшить край «веера» вручную потайным швом, предварительно подогнув край примерно на 1 см.
11. Незакрытую площадь прямоугольной формы можно зашить сборным блоком. Для этого сначала сшиваются лоскутки разных размеров, форм и оттенков в одну полосу, а затем эта полоса нашивается на ткань-основу как отдельная деталь.
Рукодельницы придумали способы имитации классического crazy квилта, где каждый блок шьётся по выкройкам или лекалам и строго повторяет геометрию, но из-за некоторых хитростей чередования тканей и поворотов блоков вокруг своей оси создается впечатление некоего хаоса, свойственного технике crazy. Но об этом позже.
До встречи!
Крейзи-квилт (англ. crazy quilt) или безумные(сумасшедшие) лоскутки — очень необычная творческая техника, в которой в свою очередь смешалось множество швейных и вышивальных техник. Нам давно приглянулся этот удивительный вид творчества в котором нет границ и пределов для полета фантазии.
Забавно, но в одном из номеров американской газеты «The Carpet Trade and Review” (конца 1880-х годов), посвященной ковровой промышленности, о происхождении крейзи-квилтов говорилось, что они родились в английском сумасшедшем доме в качестве арт-терапии…
Но по -порядку.
Когда в 1876 году американские рукодельницы увидели на Столетней выставке в Филадельфии экспозицию японской керамики и тканей, воображение рукодельной Америки было потрясено. Ассиметричные мотивы, тонкость отделки, богатство узоров, изящество шелковых кимоно, декоративные швы – все это возбудило в дамах Нового Света желание воспроизвести, повторить нечто подобное, стилизовать под японское искусство. Это желание со всей своей страстью обрушилось на любимый американками квилт, на котором они тренировались, сшивая шелковые лоскуточки и украшая их декоративными швами, подсмотренными у японских мастериц.
Это было дикое, спонтанное сочетание цветов, размеров, форм и текстур. Новый квилт мог состоять из совершенно разных кусочков, двух одинаковых в одном квилте могло просто не встретиться! Такого в традиционном и строго «регламентированном” квилте еще не случалось. Дамские журналы тут же окрестили новое направление в квилте «японским пэчворком”, а затем просто «сумасшедшим” квилтом (crazy quilt).
Справедливости ради надо сказать, что техника крейзи-квилта родилась не сразу же после японской экспозиции. Мировой эксперт по крейзи-квилту Camille Cognac высказывает предположение, что крейзи-квилт появился еще при королевских дворцах, в нарядах шутов. Хорошо выполненная одежда в заплаточной технике была найдена даже в египетских гробницах. Однако именно Филадельфийская выставка дала сильнейший толчок развитию крейзи квилта.
Одни говорили о квилте, сшитом из случайно подобранных лоскутков, как о полном безвкусии, другие восторгались, но главное, – о нем говорили. Этого было достаточно, чтобы в каждом американском доме появился крейзи-квилт, большой ли, маленький. Ведь сделать его могли даже начинающие швеи – техника исполнения крейзи-квилта делала его доступным абсолютно всем. Многие типографии и журналы делали на новой американской страсти бизнес, выпуская схемы для крейзи квилта, а в газетах постоянно можно было найти объявления от частных лиц о продаже того или иного количества разномастных лоскутков. Даже табачная промышленность использовала увлечение американок себе на пользу! Производители табака вкладывали в пачки с сигарами и сигаретами кусочки шелковых тканей с изображениями цветов, флагов, животных, людей, бабочек и т.д. Хитрый маркетинговый ход был придуман не ради того, чтобы приучить женщин к курению, а чтобы женщины не отучали от этой привычки своих мужчин, а наоборот, всячески поощряли их на это. Шелковый подкуп выглядел именно так.
От традиционного, геометрически правильного квилта, крейзи квилт отличался самым кардинальным образом. В первые годы развития крейзи-квилта тон ему задавало сочетание тонких экзотических тканей (атлас, шелк, тюль) с обильным, порой громоздким украшением вышивкой, пуговицами, лентами, кружевами, бисером. Щедрость отделки вышивкой и декоративными стежками в крейзи квилтах объясняется не столько японским влиянием (вышивкой сашико или сложностью узоров самих японских тканей), сколько стереотипами того времени о занятиях женщин. Традиционной обязанностью добропорядочной жены было виртуозное владение иголкой. И чрезмерное украшение вышивкой, которая занимала в ранних крейзи квилтах едва ли не всю поверхность самого квилта, из-за чего ткань-основу сложно было даже разглядеть, было по сути демонстрацией мастерства рукодельниц друг перед другом.
Создание крейзи квилтов занимало довольно много времени, порой несколько лет. Это были одеяла и настенные панно, сделанные по самым разным случаям и поводам. В коллекциях музеев, собирающие квилты по всему миру, имеются одеяла, посвященные не только личным событиям, но и событиям страны, историческим личностям, например, солдатам гражданской войны, президентам, актерам и т.п. Большинство крейзи квилтов не является квилтами в их истинном смысле – они изначально не создавались ради тепла и уюта, в отличие от традиционных квилтов. К этой же декоративной «серии» относятся и такие техники квилта как йо-йо квилт, квилт «кафедральное окно” и бисквит-квилт.
Из-за своей непрактичности, хрупкости, многие крейзи-квилты так и не смогли найти свое место в домах американских семей в конце 19 века. По прошествии даже очень небольшого периода времени, дорогой шелк, из которого шились крейзи квилты, начинал рассыпаться. И в этом совершенно не было вины рукодельниц, что и обидно. Продавцы шелка, чтобы продать свой товар подороже, увеличивали его вес с помощью соли – вымачивали шелк в соленой воде, а затем высушивали. О подвохе становилось известно спустя лишь несколько лет.
Шелк и атлас были, конечно же, не единственными материалами для крейзи-квилтов. Сначала они были доступны только рукодельницам, достаток чьих семей был выше среднего. Рукодельницы победнее использовали лоскутки более доступных тканей, хлопчатобумажных, например. И, кстати, чем проще были ткани крейзи-квилтов, тем проще была их отделка – не было сложных декоративных швов, вышивок, нашивок и т.п. По мере развития промышленности и экономических связей, шелк и атлас становились по карману и простым семьям, что только популяризировало крейзи-квилт в Америке. Кроме того, появление швейных машин облегчало и ускоряло создание декоративных крейзи-одеял.
Увлечение crazy-квилтом стало сходить на нет после 1920 года. А затем оно и вовсе было практически предано забвению. Феминистические настроения, которыми увлеклись женщины, и развитие промышленности сделали свое дело – интерес к рукоделиям становился все меньшим. Но прошло время, и крейзи-квилт вновь обратил на себя внимание. Его возрождение началось в конце 1980-х годов и идет до сих пор. Сегодня крейзи-квилт это полноценное искусство со своими законами, принципами и течениями, о которых нужно говорить отдельно. Благодаря таланту и аккуратности некоторых мастериц крейзи-квилт уже не воспринимается как искусство дефицита, а становится искусством роскоши и вкуса, приобретает не только художественную ценность, но и бытовую практичность. Крейзи-квилт вновь возвращается в дома, и теперь уже занимает в них свое достойное место.
Еще несколько элементов крейзи-квилта для вдохновения….
Продолжение следует…..