Содержание
Живопись масляными красками всегда было не из дешевых увлечений. Хороший холст средних размеров в магазине стоит приличные деньги, около 1000 рублей, поэтому многие начинающие художники, чтобы хоть как то сэкономить, делают их самостоятельно.
Для изготовления холста нам понадобятся такие инструменты и материалы:
- Готовые деревянные рейки, сечением 20*50 мм. или 15*40 мм., либо сухая 50*100 мм. доска для самостоятельного изготовления реек.
- Циркулярная пила (опционально).
- Отрезок фанеры или ДВП для уголков.
- Ткань для холста (желательно лён).
- Клей по дереву (ПВА или др.)
- Грунт для холста.
- Пищевой желатин.
- Кисть широкая, пила по дереву, угольник или «стусло», степлер для скоб со скобами или мелкие гвозди, ножницы.
Вариантов изготовления классического натянутого холста для живописи существует несколько, давайте сделаем самый простой из вариантов, а именно, без натяжных клиньев. Наш холст будет не больших размеров 600*400 мм, поэтому натяжные клинья не обязательны, если делать более большие холсты, то клинья будут обязательны.
Изготовление реек.
Если есть готовые рейки, то можно переходить ко второму пункту, а для самостоятельного изготовления реек потребуется циркулярная пила и хорошо высушенная древесина, желательно использовать старую, много лет полежавшую древесину. Хорошо подойдут толстые доски, брусья, которые лежали десяток лет в сарае или сваленные под навесом, они имеют старый, неприглядный вид, но внутренняя часть слежалась и очень твердая. Главное проверить, чтобы она не была гнилой, с чернотой.
На циркулярной пиле распускаем заготовку на бруски нужного размера, вынимая хорошую внутреннюю часть.
Изготовление рамки.
Рейки надо выбрать без сучков, ровные, с минимальным содержанием смолы.
Используя приспособление стусло, отпиливаем рейки под углом 45 гр. и длиной необходимой для сторон рамки, уменьшая длину каждой рейки на 2-3 мм., что бы при соединении не выйти за приделы нужного нам размера.
Полученные рейки по углам промазываем клеем и соединяем в прямоугольник, выставляем углы 90 гр. и диагонали, фиксируем жестко струбцинами.
Зассверливаем отверстия для стяжных саморезов, стягиваем углы, выступивший клей удаляем.
Из ДВП или тонкой фанеры выпиливаем крепежные уголки, размеры катетов по 10-12 см.
Обрабатываем края наждачной бумагой.
Наносим клей на контактные места.
Приклеиваем уголки по углам рамки.
Стазу пробиваем скобами.
Готовую рамку оставляем сохнуть в тени на 24 часа.
На следующие сутки обрабатываем рубанком и наждачной бумагой.
Стягивающие саморезы можно удалить или сточить торчащую головку и замазать сверху клеем или краской, чтобы ржавчина со временем не проступила наружу.
Рамка полностью готова для натяжки холста.
Натяжка холста.
Хорошим материал для холста считается лен, сейчас найти хороший лен тоже не просто, да и цена на него кусается. Так для меня лучшим вариантом стала покупка ткани в интернет магазине из Китая, отрез размерами 140*100 см. за $9 с доставкой (). По идеи его должно хватить на четыре 3-4 холста.
На отрез накладываем рамку.
Замеряем отступ 6-8 см. на загиб.
Отмечаем линии реза и отрезаем необходимый кусок ткани.
Приготовим степлер со скобами длиной 8-10 мм. Натяжку начинаем от средины противоположных сторон. Равномерно натягиваем и пристреливаем стань.
Минус тонкой ткани, во время сильной натяжке её можно порвать!
Дошли до углов, сворачиваем их конвертом или как у вас получится лучше и пристреливаем.
Проверяем ровность натяжки, при необходимости можно вынуть отверткой несколько скоб и поправить натяжку.
Проклейка и грунтование холста.
Для проклейки материи холста, в домашних условиях, применяют обычный пищевой желатин, нам примерно надо 8-10 гр.
Замачиваем желатин (по инструкции на пачке) в холодной воде на 1 час, затем медленно греем на огне, не давая подгорать и закипать, до полного растворения.
Охлаждаем до состояния холодца.
Наносим на ткань и втираем ложкой или ножом в волокна, лишнее удаляем обратно в тарелку.
Оставляем холст на пол дня лежать, сохнуть.
Шлифуем поверхность наждачной бумагой, не сильно, только удаляем неровности.
Теперь нагреваем оставшийся желатин до 40-50 гр. и широкой кисточкой вскрываем все вторым слоем.
Затем снова просушка, шлифовка и еще слой желатина.
После высыхания третьего слоя, приступаем к нанесению грунта, его лучше использовать покупной.
Грунт наносится как обычная белая краска, широкой кистью.
После сушки холст полностью готов для творчества.
Но это не значит, что старинные шедевры не могут украшать вашу скромную квартиру, радуя вас и вызывая зависть гостей. Услуга «репродукция картин» позволит воссоздать все тонкости и штрихи художества, повторив каждую деталь на холсте.
Что такое репродукция?
Репродукция – это уникальная технология, позволяющая создать аналог любой картины. Благодаря использованию современного оборудования удается буквально скопировать каждую деталь, черточку и цветовую гамму. Результат заставляет восхищаться – картина, оформленная багетной рамкой, точно передает настроение художника, его стиль и особенности работы с кистью. Рамку можно заказть в любой багеьной мастерской, которая наверняка есть в любом крупном городе, например в Москве можно обратиться в мастерскую «Real-master».
Чтобы сделать репродукцию, потребуется лишь фотография картины, которую вы хотите получить. Она может быть представлена как в натуральном, так и в электронном виде. Затем изображение распечатывается на холсте, дорабатывается кистью, покрывается лаком и вставляется в рамку-багет. Кажется, что работа простая, но на самом деле она очень ответственная и требующая правильного обращения с холстом.
Репродукция или копия?
Многие современные художники предлагают сделать аналог знаменитых картин, нарисовав ее на холсте. Это называется копия, которую отличить от оригинала не составит труда. Художник не сможет передать все нюансы, теплоту оттенков и особенные штрихи, нанесенные создателем. Даже вставленная в рамку-багет, такая картина будет лишь повторять сюжет, но не впечатление о шедевре.
Репродукция – это не копирование картины. Это перенос шедевра на холст, благодаря чему сохраняется вся оригинальность живописи. Даже вблизи такую картину сложно отличить от настоящей. Еще более шикарный вид изображение принимает благодаря багету, который может быть с эффектом состаривания.
Недорогая картина
Сделать репродукцию, по сути, можно своими руками. Также этим занимаются многие компании, имеющие оборудование для распечатывания изображения на холсте. Услуга достаточно доступная, но не всегда результат оправдывает ожидания. Нередко изображение, перенесенное на холст, требует доработок. Это может быть увеличение яркости красок, штрихование углов и многое другое. В этом случае за работу принимается художник, который вручную кистью дорабатывает картину.
Сэкономить вы можете на рамке-багете, выбрав недорогой вариант. Стоимость самой работы зависит от вида картины и необходимых доработок. В среднем, репродукция популярной живописи на холст среднего размера обойдется вам в 7-8 тыс.р. А это, согласитесь, намного дешевле, чем стоимость оригинальной картины.
Репродукция картины – это уникальная возможность сделать изысканный подарок себе или близкому человеку. Создайте в своей квартире небольшой музей, показывайте живопись друзьям и рассказывайте ее историю. Ваши дети будут вам благодарны за подаренный уголок искусства, позволяющий познакомиться с творениями известных на весь мир художников.
Сегодня все больше людей задаются вопросом, как преобразить собственное жилище, сделав его более уютным и в то же время элегантным. Какую-нибудь особенно эффектную деталь интерьера можно купить. Но зачем тратить свои кровные, если практически каждому из нас по силам создать шедевр самостоятельно?
Чтобы украсить свой дом красивой картиной, даже не обязательно брать уроки живописи. Relax.com.ua подскажет, как легко и быстро научиться рисовать! И для этого, кроме красок, вам понадобятся…
Малярный скотч
Широкой кистью раскрасьте холст, как вам заблагорассудится. Когда акриловая краска подсохнет, расположите на картине одинаковые отрезки малярного скотча – шахматкой по диагонали. Поочередно нанесите на холст два слоя белой краски. После высыхания второго слоя удалите скотч. Картина готова!
Ажурная салфетка
Нет, мы не будем рисовать картину на салфетке – мы лишь используем ее в качестве трафарета. Разместите салфетку на белом картонном листе. Смешав акварельную краску с небольшим количеством воды, прокрасьте узор на салфетке. Освободите картон от высохшего трафарета. Получилась замечательная картинка, не так ли?!
Лист картона
А этот урок рисования совсем прост. Берем акриловую краску, создаем на холсте «волны», к которым прикладываем картонку и несколько раз проводим по красочным линиям. Вуа-ля! Простая, но очень эффектная «марина» готова украсить ваш дом!
Читайте также: Мастер-класс Скетч-бук. NEW!
Художественный шпатель
Шпатель на то и художественный, чтобы помочь новичкам в изобразительном искусстве. «Разбросайте» на холсте шарики акриловой краски, растушуйте их шпателем, создавая кляксы и размывки. Немного фантазии и ловкости рук, — и кто сказал, что создавать шедевры абстракции самому невозможно?
Это интересно: При желании, в некоторых местах можно добавить фольгу, по краям которой краску также стоит растушевать.
Фольга и картон
Эти две вещи помогут добавить блеска и цвета вашим работам. Просто смажьте холст клеем и рассыпьте на нем крошку из фольги. Затем нанесите второй слой клея. Чтобы раскрасить картину, возьмите кусок картона, нанесите на него акриловую краску и растушуйте ее по холсту. Крэкс-пэкс-фэкс — и поистине блестящая картина готова!
Мыльные пузыри
Как нарисовать картину мыльными пузырями? — спросите вы. Очень просто: 2 столовые ложки гуаши + 2 столовые ложки мыла + полчашки воды. Смешайте в неглубокой посуде, вставьте соломинку и подуйте в нее, чтобы смесь покрылась пузырьками. Если к ним прислонить белую бумагу, на листе появятся причудливые и, что самое главное, неповторимые узоры, которые однозначно станут достойным украшением вашего интерьера!
Читайте также: Живопись маслом
Пульверизатор
Картина в технике мокрой живописи стоит недешево. Но сделать ее своими руками — не проблема, если есть акварель и пульвелизатор. Краской рисуем узор. Например, крону дерева, к которой потом добавим ствол. Для этого окунаем кисточку в акварель и стучим ею по деревянной палочке, стряхивая краску на холст. Когда рисунок нанесен, просто обрызгиваем картину водой из пульверизатора. Подождите, пока полотно высохнет, и убедитесь: оно просто великолепно!
Фен и восковые карандаши
Сделать эффектную «текучку» тоже не составит труда, если есть эти две вещи. А еще клей, с помощью которого нужно прикрепить восковые карандаши к холсту и расплавить их феном. Разноцветный воск растечется, воплотившись в эксклюзивную картину в духе абстракционизма, которая достойно украсит ваш дом!
Читайте также: Пастель. Мастер-класс
Как видим, нарисовать картину своими руками вовсе не сложно. Главное — не бояться экспериментов! Смешивайте техники, пробуйте новые стили, изобретайте! И будьте уверены: ваш интерьер будет украшен действительно уникальными, модными и красивыми полотнами, которым позавидуют признанные художники! Дерзайте!
Иногда неискушенный новичок спрашивает: зачем делать холст своими руками, ведь в магазинах для творчества можно приобрести холсты разных видов и размеров. Так то оно так! Но бывают ситуации, когда изготовление холстов своими руками просто необходимо!
Например, у вас есть прекрасная идея для городского пейзажа с вечерним городом, но в магазине нет такого формата холста 50/100 см. Но вам для рисования нужен холст уникальной формы, которой не бывает в магазинах. Или вы задумали написать модульную картину на нескольких холстах, а подобрать их в готовом виде просто нет возможности.
Идея картины на нестандартном холсте
А кроме этого, АРТ-магазины продают грунтованные холсты в рулонах, так почему бы не сделать картину своими руками прямо с нуля нужного вам формата? О том, как выбрать холст, читайте дополнительно в статье «Холст для рисования: важные вещи простыми словами», там я все подробно описала.
Основная сложность работы поджидает на первом этапе нужного формата подрамника. Самостоятельно изготовить подрамник без специальных навыков и инструментов вряд ли получится. Поэтому тут необходимо определиться что лучше:
- купить уже готовый подрамник
- заказать изготовление специалисту, обычно у плотника
- приобрести подготовленные модули (планки), чтобы собрать подрамник самостоятельно.
Кстати, подрамники обычно делают из хорошо просушенной древесины сосны, но есть смелые художники, которые делают подрамники из пластика! Картины на таком подрамнике не деформируются даже спустя много лет!
Теперь хочу заметить, что холсты, купленные в магазинах для художников, уже проклеенные и грунтованные, даже те, что продаются в рулонах. Так что после натягивания его на подрамник, вполне можно приступать к работе.
Важно: все подрамники под живопись должны быть подвижными, то есть рейки не должны быть склеенными между собой. Как правило, они продаются с 8 -ю клинками, которые вставляются сзади и при необходимости могут раздвинуть рейки на несколько миллиметром.
Как сделать холст своими руками
До недавнего времени, холст закрепляли на подрамник с помощью гвоздей, сейчас все упростилось благодаря такой вещи, как степлер! Прекрасная вещь для крепежа, быстро и без лишних повреждений ткани от гвоздей.
Для изготовления подрамника нам потребуются: подходящий подрамник, грунтованный холст, молоток, степлер, ножницы, рулетка или линейка. И конечно, уверенность в своих силах!
Степлер для закрепления холста на подрамник
Итак, пошаговый ход работ:
Вначале необходимо определить размеры холста по подрамнику. Надо вырезать холст с запасом по 5-6 см на каждую сторону, для того, чтобы края холста хорошо завернулись на обратную сторону подрамника.
Положить холст на стол, сверху поместить подрамник так, чтобы нити полотна находились параллельно планкам подрамника. Это очень важно для того, чтобы готовый холст не деформировался в дальнейшем.
Важно: Подрамник нужно положить на холст правильно, чтобы случайно не перепутать стороны. Стороны на подрамнике не одинаковые, кладем его спиленной стороной во внутрь. Чтобы было эстетически красиво и не было касания холста с подрамником, и нужны такие спилы реек. На фото внизу видно, что рейки подрамника не прилегают плотно к ткани. Так и должно быть…
Пример натяжки холста
Обращу ваше внимание на то, что натянуть грунтованный холст на подрамник сложнее, так как ткань уже не так тянется под слоем клея и грунта. Поэтому, некоторые художники слегка смачивают холст с обратной стороны, чтобы он стал эластичнее, податливее. Не переживайте, после высыхания все вернется на свои места и ткань натянется еще плотнее! В этом случае, желательно сделать дополнительный слой грунта, так как могут получится микро разрывы в грунте при смачивании.
Кстати, считается, что смачивать холст с обратной стороны нельзя, позволю себе с этим не согласиться…Легкое увлажнение не повредит, если конечно, не замачивать на столько, что с него течет вода
Завернуть края полотна и зафиксировать их степлером. Вначале работать с длинной стороной, начиная от середины планки подрамника. Наметить крепление в 3-4 скобы и перевернуть холст на 180 градусов. Закрепить ткань на противоположной стороне. Следить за тем, чтобы расстояние между скобами было не более 2-3 см.
Теперь закрепить холст на коротких планках подрамника. Хорошо натягивать холст, шаг за шагом закреплять его степлером. С углами полотна работать в последнюю очередь. Это самый ответственный участок работы, и от него будет зависеть внешний вид будущей картины. Аккуратно натянуть ткань, подвернуть и зафиксировать скобами.
Важно: натягивать холст от центра нужно плотнее
Осмотреть полученный результат, простучать молотком по скобам, при необходимости добавить еще крепежи. Перевернуть холст лицевой стороной вверх и проверить качество работы.
На что обратить внимание:
- плотность натяжения должна быть равномерной
- недопустимы сгибы и заломы полотна
- при постукивании пальцами должно быть ощущение поверхности барабана.
Если холст натянут слабо, имеются провисания или другие огрехи, не волнуемся, все поправки в наших руках! Запасаемся терпением, снимаем скобы и переделываем работу там, где есть в этом необходимость. Каждый художник знает, что под весом красок идет колоссальная нагрузка на холст. А значит, он растянется еще больше.
Готовый холст рекомендуется оставить на несколько дней в мастерской или другом помещении с нормальной влажностью. За это время он хорошенько подтянется, то есть будет готов к живописному письму. Кстати, как вы думаете, живопись и рисование, это одно и тоже? И если нет, то в чем разница? А художник пишет или рисует картину? Об этом и многом другом читайте в статье-рассуждении.
На заметку: если предстоит сделать холст для рисования большого размера, то без специальных плоскогубцев (щипцы для натяжки холста) сложно обойтись. Их можно приобрести в художественных магазинах.
Щипцы для натяжки холстов
Если вы хотите натянуть холст еще не грунтованный, то лучше делать как показано на фото внизу. Сначала натягиваем и закрепляем центр всех четырех сторон крестообразно, постепенно натягивая холст стараясь сохранить параллельность линий ткани. Чтобы ткань не перетянуть, используйте одинаковую силу натяжения.
Не забывайте, что ткань тянется, и если перетянуть в одном месте, может провиснуть в другом.. По крайней мере, это касается больших холстов, если вы натягиваете его в одиночку. Мне приходилось это делать,… Если все таки что то пошло не так, советую перетянуть холст до того, как вы продолжите изготовление холста.
Картинка с примером натяжки холста
На фото пример с использованием гвоздей для крепежа в боковую часть подрамника. В магазине можно встретить такие, именно так раньше их делали. Главное, помните, чтобы натяжение было равномерным и нити ткани шли параллельно планкам подрамника
Проклейка и грунтовка холста
А теперь мы поговорим о том, как грунтовать холст, если изначально была куплена обычная ткань, то есть хлопчатобумажное, синтетическое или льняное полотно. Информация будет интересна тем, у кого нет возможности покупать готовые холсты, а также для тех, кто хочет пройти все этапы и сделать холст полностью сам!
Писать картину на неподготовленном материале сложно, а главное, не практично, потому что краски будут впитываться через отверстия в переплетении нитей. К тому же краски на не грунтованном холсте со временем склонны к растрескиванию и осыпанию.
Поэтому следующий этап – его проклеивание!
Зачем проклеивать холст? Во- первых, проклейка делает тканевую основу стабильной, во- вторых, предохраняет холст от прохождения на тыльную его сторону связующего из красок и грунта, и в третьих, «закупоривает» поры в ткани, не позволяя краске просачиваться во внутрь
К тому же, после нанесения проклейки холст приобретает эластичную прочную пленку. На проклеенное полотно лучше наносится грунт, проклейка препятствует вытягиванию масла из красок. А значит, повышает долговечность живописи и предотвращает пожухлость красок. Знаете ли вы, что от неправильной проклейки и грунтовки пострадало не одно написанное полотно!
Проклейку можно купить или сделать самостоятельно.
Проклейка в магазине для художников представляет собой пасту, изготовленную на основе натуральных смол и клея, растворяется водой. Как правило, магазинные готовые проклейки содержат специальные вещества, которые предотвращают появление плесени и грибка на холсте. Это тоже очень актуально, так как с годами ткань может пострадать от плесени, если например, в помещении высокая влажность.
Работать с ней легко и просто. Для нанесения проклейки на холст потребуется широкая кисть или шпатель, стол или другая горизонтальная поверхность. Шпателем или кистью нанести тонкий слой пасты, не продавливая ее через ткань. Просушить 3-6 часов. При необходимости повторить еще один слой. В любом случае, на баночке написано сколько раз наносить проклейку.
Готовая проклейка для холста
А вспомните, как раньше художники проклеивали холст без специальных средств! Для проклейки холстом многие художники варили сами столярный клей или рыбий (осетровый) и казеиновый. Очень трудоемкий и длительный процесс! Причем такой клей наносился только один раз и тонким ровным слоем. Если холст переклеить самоварным клеем, то он становится жестким, и даже могут появится трещинки с последующей нагрузкой на холст.
Сегодня многие художники делают проклейку пищевым желатином. Для этого нужно залить пакет желатина водой так, чтобы он полностью покрылся, перемешать и оставить на пару часов. После набухания желатина, залейте кипятком, в такой же пропорции.
Наносится шпателем, так получается ровно. Просушите сутки, и сделайте вторую проклейку. На плохо проклеенном холсте имеются дырочки, (не проклеенные поры ткани). Поэтому, чтобы определить качество проклейки, посмотрите холст на просвет, если просвечивает, проклейте еще раз.
Проклейка холста желатином
Также для проклейки холстов используют полужидкий клей ПВА, правда отзывы о такой проклейке далеко не лесные. Знаю, что ПВА- проклейки используют для картона. Многие художники считают наилучшим клеем из осетра, то есть рыбий, поэтому я считаю , что желатин, лучшая альтернатива, так как является натуральным клеевым продуктов из соединительных тканей животных!
Во Франции, где я живу последние 17 лет, для проклейки холста используют кроличий клей, из кожи кролика. Я думаю, что в каждой стране есть свои предпочтения клеевому составу, главное, чтобы он был натуральный! Если вы заинтересовались живописью, то вам будет интересна статья о малоизвестных художницах из Франции с очаровательным шармом! Ведь знакомство с живописью начинается не только с холстов, красок и кистей, а также с прекрасным творческим миром художников!
Замечу, что есть художники, которые вообще не делают проклейку, а потихоньку затягивают поры, дырочки только грунтом. Правильно это или нет, покажет только время жизни картины. Кстати, что приводит картину в плачевное состояние, и как можно ее восстановить читайте в этой статье.
Как грунтовать холст
Зачем нужен грунт на холсте? Это важный промежуточный слой, «прочный проводник» между основой и живописью, чтобы она могла прочно держаться на холсте. Также помогает создать необходимую фактуру и цветовой тон. Грунт можно купить готовый как и проклейку или сделать самому.
Грунт холста может быть клеевой, эмульсионный, акриловый, масляный, полу масляный, синтетический. Те холсты которые есть в продажах покрыты эмульсионным, акриловым грунтом. Например, у нас на холсте пишут: «Акриловым грунтом Gesso покрыт холст 4 раза» на французском языке
Поэтому самый оптимальный выбор – это акриловый, эмульсионный грунт для холста. Он является универсальным, отлично подходит для живописи масляными, акриловыми и гуашевыми красками.
Акриловый грунт для холста
Хотя есть художники, которые ругают такой грунт и считают, что для масляной живописи он не подходит. Скажу, что у нас только такие и продаются…. иногда я сама делаю дополнительный грунт полу масляный поверх акрилового. Вариантов грунтовок – множество, причем каждый мастер предпочитает свои рецепты и секреты в этом деле.
Непосредственно грунтовка состоит из двух-трех этапов, поэтому не стоит форсировать события и стремиться загрунтовать холст за один раз!
Для грунтовки можно использовать акриловую краску для строительных работ и сделать грунт самостоятельно (смотрите рецепт ниже) или купить готовый грунт в художественном магазине. Для первого слоя краску немножко развести водой до консистенции очень жидкой сметаны. Иногда в первый грунт рекомендуется добавлять немножко проклейки, о которой говорилось ранее. Это повышает сцепляемость грунта с холстом.
Итак, широкими мазками флейцем или широкой кистью нанести грунтовку на холст. Стараться не проводить кистью несколько раз по одному месту и не делать наплывы. Чтобы грунтовка была супер ровной, можно воспользоваться строительными широкими шпателями или мини- валиком, это быстро и с меньшими затратами грунта.
Равномерная грунтовка холста валиком
После просушивания первого слоя грунта, нанести второй. Просушить и осмотреть холст. Время просушки 12-14 часов в зависимости от влажности вашего помещения.
На заметку: Смотрите чтобы во время просушки не было сквозняков! По наблюдениям многих художников это сказывается не благоприятно для холста.
Если вас устраивает фактурность холста и его фон, то можно на этом завершить работу. При необходимости сделать еще несколько слоев грунта.
Ну, а если вы решили сделать грунтовку самостоятельно, то вот отличный рецепт для хорошей адгезии, то есть сцепление краски с грунтом
- 200 гр строительной эмульсии
- 1 желток
- 2 ч.л. глицерина, то есть 10 гр в качестве пластификатора
- ½ пакета желатина, заранее замоченного и разбавленного
- 5 ч.л. льняного масла, что сделает грунт эластичнее
- 1 ч.л. полужидкого меда в качестве натурального антисептика
Вот и все! Холст готов к живописи! Пишите свои красочные картины и наполняйтесь энергией цвета, ведь он, как известно, делает настоящие чудеса! О всей прелести цветотерапии читайте в этой статье
Вывод: как видите, собрать холст своими руками можно по разному, можно смотреть на вещи консервативно-правильно, а можно подойти и творчески, не шаблонно…. Главное, чтобы холст получился эстетически правильным и результат ваших трудов долго радовал вас яркостью красок!
Помните: «Никогда не бывает больших дел без больших трудностей» — так сказал Вольтер, французский поэт, философов, историк
Друзья, чтобы статья не затерялась среди множество других статей в интернете, сохраните ее в закладках. Она всегда будет под рукой, если вы захотите к ней вернуться!