Содержание
Окраска пластика скутера (АБС-пластик)
Пластик моего скутера Honda Tact имел несколько глубоких царапин, к тому же был уже несколько потёртым в результате эксплуатации, и неудивительно, что я решил его перекрасить. Я долго мучился выбором: а как же красить? Варианта три: самостоятельно из баллончика, самостоятельно с помощью краскопульта, либо отдать в покрасочную мастерскую.
Понятно, что последний вариант самый качественный, но цена в 7-10-15 тысяч рублей в Москве или 5 тысяч в области меня никак не устраивала. Потому что скутер старенький, а к тому же, от падений он не застрахован, поэтому надо предусмотреть ещё и возможность самостоятельной подкраски.
Вариант с краскопультом (которого у меня нет) я также рассматривал. Однако хороший краскопульт (плюс компрессор) стоит не дешевле покраски в автомастерской. А других работ, кроме как окраски скутера, я ему предложить не могу.
И в итоге я решил красить скутер баллончиками, хотя и понимал недостатки такой покраски.
В этой заметке речь пойдёт об окраске АБС-пластика, это окрашенный с завода пластик переднего обтекателя («клюва»), рулевого обтекателя («головы») и пластик вокруг сидения («унитаза»).
Необходимые материалы
Для ремонта и окраски мне потребовались следующие предметы и материалы:
- шкурка с зернистостью 120, 500 и 1000
- автомобильная шпатлёвка (я использовал Novol Bumper Fix)
- универсальная грунтовка Motip (1 баллон)
- аэрозольная акриловая краска Motip (2-3 баллона)
- аэрозольный акриловый глянцевый лак (2-3 баллона в зависимости от объёма), я пользовался лаком Dupli-Color. Лак нужен, если краска металлик
- уайт-спирит
- малярный скотч
Краску нужно брать только дорогую и хорошей фирмы (например, Motip), иначе результат будет неудовлетворительный. Дешёвые баллоны пылят неравномерно, поэтому ими невозможно покрасить пристойно.
Подготовка
Сняв со скутера пластик, для начала нужно ликвидировать глубокие царапины, для чего сначала их надо слегка зашкурить, потом обезжирить уайт-спиритом, а затем отремонтировать с помощью автомобильной шпатлёвки. После её застывания 120-й шкуркой грубо выровнять шпатлёвку, затем довести до идеально ровной поверхности 500-й шкуркой.
Поскольку заводская окраска выполнена очень качественно, я считаю, что нет смысла её удалять. Нужно лишь тщательно пройтись по всей поверхности 500-й шкуркой, чтобы сделать её чуть шершавой для лучшей адгезии грунтовки. Эту работу лучше выполнять при участии воды, тогда наждачная бумага не будет так сильно забиваться по сравнению с зашкуриванием всухую.
Затем нужно вымыть пластик с мылом, удалив пыль от шкурения, и высушить. Если на пластике есть какие-либо особо ценные наклейки (как у меня – с названием модели Honda Tact), их нужно аккуратно оклеить малярным скотчем. К сожалению, мне не удалось удалить наклейки, так как из-за старости любая попытка привела бы к их разрушению. Поэтому пришлось оклеивать и красить с наклейками, хотя это и неправильно. Но я простил себе этот маленький колхоз.
Финальный шаг подготовки – протереть обезжиривателем, например, уайт-спиритом или каким-нибудь растворителем. Когда обезжириватель высохнет, можно приступать непосредственно к окраске.
Окраска
Вначале наносим 2 тонких слоя грунтовки с интервалом минут в 15. Грунтовку (и все другие материалы) нужно наносить строго с расстояние 20-30 см, ни в коем случае не ближе. Баллончиком нужно проводить быстро, чтобы не возникли наплывы.
После того как грунтовка высохнет, нужно осмотреть поверхность. Налипшие ворсинки или образовавшиеся пузырики аккуратно сошлифовать 1000-й шкуркой.
А вот теперь наносим собственно краску. Достаточно трёх тонких слоёв с просушкой каждого в течение 10 минут. Слои должны быть тонкими, пусть даже сквозь первые два слоя и проглядывает светлая грунтовка, как на фото ниже:
После третьего слоя поверхность будет идеальна.
Если вы красите не металликом, на этом работа закончена, нужно на сутки оставить детали в укромном месте.
Если же вы красили металликом (как я), то его необходимо покрыть бесцветным лаком, и чем больше слоёв, тем лучше. Думаю, 4-5 слоёв будет в самый раз.
Сложности
Честно говоря, больше всего я намучился именно с лаком. То по дурости пшикал с небольшого расстояния и создавал наплывы (которые приходилось потом зашкуривать и наносить лак по новой), то наоборот, с большого расстояния вместо глянца получалась шагрень, потому что лак высыхал ещё не долетев до поверхности.
Краска металлик имеет такие особенности. Какую ни покупай, как баллон ни встряхивай, но под конец он будет работать неравномерно, плеваться металлическими частичками или капельками. Поэтому когда баллон заканчивается, его нельзя использовать для нанесения финишного, третьего, слоя. Лучше его отложить и использовать на первом или втором слое следующей детали.
Поскольку я красил на улице, и дело было летом, серьёзную помеху оказали маленькие мошки, которые откуда-то берутся, подлетают к струе краски и неизбежно переносятся на окрашиваемую деталь. Это не очень страшно, потом, перед покрытием лаком, их можно сошкурить 1000-й шкуркой. Но вот лак лучше наносить в чистом помещении. Например, в подъезде :).
После всех работ пластик необходимо оставить сохнуть на несколько дней, пока лако-красочное покрытие не затвердеет.
Итог
Ну что же, примерно вот так выглядит свежеокрашенный скутер Honda Tact AF-31:
И общий вид скутера:
Результатом своей работы я оказался полностью удовлетворён, так как получилось даже лучше, чем я рассчитывал.
Плюсы окраски баллончиком:
- недорогой вариант
- в случае неприятностей можно также самостоятельно подкрашивать/перекрашивать
Минусы:
- красить сложнее, чем краскопультом
- однокомпонентное ЛКП боится попадания растворителей
Как покрасить АБС пластик
При печати фигуры на 3D принтере (широкий выбор устройств разных марок представлен на сайте http://rec3d.ru/) оператор не всегда оставляет ее в первозданном виде. Созданная модель чаще всего является заготовкой, базой для дальнейшего творчества. Даже при качественной печати при изготовлении объемного предмета могут быть заметны слои пластика, из которых он состоит. Чтобы скрыть недостатки модели, делается ее окрашивание.
Предварительные работы
Сначала требуется выровнять поверхность отпечатанной модели. Даже при хорошей печати возможны некоторые шероховатости на поверхности фигуры. Шлифовка делается специальными абразивными губками. Сначала берется губка крупной зернистости, чтобы убрать основные дефекты. Затем требуется очистить объект от абразивной пыли. После этого он обрабатывается губкой мелкой зернистости для приобретения гладкой поверхности. Затем требуется снова удалить абразивную пыль с объекта.
Обезжиривание
После шлифования требуется обезжирить пластиковую поверхность. Это требуется для хорошего закрепления на ней грунта и красящего состава. Для обезжиривания стоит использовать специальные средства, которые не оказывают негативного воздействия на пластик и безопасны для человека.
Нанесение грунтовки
На пластиковую модель надо нанести несколько грунтовочных составов:
• первый – адгезионный грунт;
• второй – акриловый состав.
Адгезионный грунт наносится тонким слоем. Время его сушки составляет в среднем 15 – 20 минут. Акриловый состав наносится за 2 раза. Перед нанесением второго слоя должен высохнуть первый. Время сушки составляет около 20 минут.
После нанесения грунта надо дождаться, когда он полностью высохнет. На это может уйти от 1 до 4 – 5 часов в зависимости от количества нанесенных на модель пластов грунтовки. Если был нанесен 1 слой грунта, то продолжать окрашивание можно уже через 1 час. Если два, то через 4 – 5 часов.
Повторная шлифовка
После нанесения грунта надо снова провести шлифовку объемной фигуры. Также потребуется ее обезжирить. На модели не должно остаться загрязнений, остатков абразивной пыли, которые бы ухудшили адгезию краски.
Окрашивание
Краска наносится на модель из распылителя. Это позволит обеспечить ее равномерное распределение по поверхности. Наносить ее надо аккуратно. Не надо пытаться окрасить фигуру за один раз. Для качественного окрашивания красящий состав стоит наносить в несколько тонких слоев. При этом требуется соблюдать несколько условий:
• каждый пласт краски перед нанесением следующего должен высохнуть, на это требуется до 15 минут;
• баллон-распылитель надо держать от модели на расстоянии около 25 см, тогда получится создать ровный и тонкий слой краски.
После высыхания краски на модель надо нанести лак. Он придаст изделию блеск. Наносится лаковое покрытие в 2 захода. На высыхание первого слоя требуется до 15 минут. После этого надо дождаться полного высыхания модели. На это требуется около суток.
Подобрать АБС пластик для печати фигур и дальнейшего окрашивания можно .
Основная причина изменить цвета пластика – это придание ему гармонирующего вида с интерьером помещения или внешним видом здания. В настоящий момент есть более 2000 оттенков, которые позволяют это сделать. Остается одно – правильно нанести краску на пластиковые панели.
На фото – окрашивание пластиковых окон
Материал в процессе эксплуатации также желтеет из-за солнечных лучей, теряя свой первоначальный вид. Кроме того, нарушаются и физические его свойства. В данном случае окрашивание позволит защитить пластик ПВХ от таких воздействий.
Совет: хотите защитить металлические элементы в квартире от коррозии, для этого используется электропроводная краска Zinga , способная не допустить к их поверхности влагу.
Красители для ПВХ в гранулах
Технология
Окрашивание пластиковых профилей ПВХ полиуретановой акриловой системой на водной основе имеет ряд преимуществ:
- быстрая и качественная подготовка поверхности;
- сушка происходит за короткое время при комнатной температуре;
- набор твердости при температуре 20˚С – от 8 ч;
- ручная и автоматическая окраска распылением;
- большой спектр декоративных возможностей – фактура «под дерево», перламутр, металлик.
Акриловая краска для панелей ПВХ
Ниже рассмотрим стадии изготовления цветных профилей из пластика. А самым важным этапом при этом будет подготовка изделий к покраске.
Вы должны убедиться, что на поверхности не осталось грязи, силикона, жирных пятен и других веществ, которые станут препятствием хорошей адгезии пластика с краской.
Для этого есть небольшая инструкция:
- удалите сухой салфеткой или сжатым воздухом пыль, остатки стружки и крошки;
- пропитайте ветошь специальным очистителем, предназначенным для полистирола;
- обезжирьте и очистите своими руками поверхность изделия от остатков смазки и грязи, одновременно снимая статическое напряжение;
- подождите 5–10 мин., пока очиститель испарится с поверхности пластика.
Совет: используйте для этого специальные очистители-активаторы для ПВХ. Эта жидкость также создает на поверхности микропоры, помогающие сцеплению материалов между собой.
Краска для ПВХ пластика и внутренних работ
Еще один способ, который поможет добиться хорошей адгезии — шлифовка ПВХ, а затем его грунтование. Однако данный процесс более трудоемкий и требует некоторых навыков.
Совет: не устраивает цена профессиональных маляров, возьмитесь за дело самостоятельно.
Выбираем краску
Помните, что если вы не будете шлифовать и грунтовать изделие из пластика, вы должны приобретать только те краски, которые специально разработаны для окрашивания ПВХ.
- Выберите оттенок. Для этого можно воспользоваться каталогами NCS, RAL или Monicolor, где настолько большой выбор, что найти подходящий цвет не составит проблем.
- Определите — какие предметы, и в каком количестве нужно будет покрасить. Это даст возможность рассчитать объем краски на определенную площадь.
- Произведите колеровку до необходимого оттенка не менее чем за 60 минут до начала работ. Тонировка краски будет происходить по специальной рецептуре с добавлением пигментов. Выбранный оттенок будет максимально приближен к цвету в каталоге. Ели есть возможность, проконтролируйте вязкость с помощью вискозиметра ВЗ-6 и отрегулируйте, ели необходимо, ее добавлением предварительно очищенной воды.
Совет: перед использованием краску рекомендуется профильтровать через что-либо с диаметром отверстий 100-200 мкм.
Краска для изделий из твердого ПВХ
Окрашивание
Процесс следует производить в один слой при комнатной температуре без предварительного нанесения грунтовки. При использовании распылителя, покрытие получится более качественным.
Также краску можете наносить кистью или валиком. Сохнет материал примерно 8 часов, в зависимости от температуры, однако использовать его в полной мере можно только спустя 72 часа.
Совет: если необходимо, можете нанести второй слой, но только тогда, когда предыдущий полностью высох.
Если используете для окрашивания пистолет, следите, чтобы температура краски, его и пластика соответствовала рабочему помещению – не ниже 18°С, влажность не должна превышать 80%. Он также должен быть сухим и чистым. Наносить рекомендуется рабочим давлением 2–2,5 атмосфер, размер сопла — 1,6–1,8 мм.
Желательная толщина пленки – не менее 60 мкм, в противном случае это скажется на прочности сцепления с основой. При толщине слоя более 120 мкм, увеличится срок сушки и это отразится на декоративности покрытия.
Совет: в помещении есть достаточно предметов, которые могут пострадать во время пожара. Для их защиты используйте современные огнезащитные краски по металлу Полистил, которые разбавляются водой.
Полиуретановая краска ПВХ
Как сушить
Сушка окрашенных поверхностей из АБС пластика происходит при температуре, превышающей 40 °С. Их следует поместить в прогретую сушилку не позже, чем через 5-10 мин после окрашивания.
Ели толщина мокрой пленки составит 80–120 мкм, температура 50°С и относительная влажность 65%, сушка будет продолжаться примерно 2-3 часа. Не нужно сразу проверять степень адгезии, лучше подождать 24 ч, полная полимеризация происходит через 5-7 суток.
Помните, что время сушки из-за большой толщины мокрого слоя, более низкой температуры, больших габаритах изделия и высокой влажности сушка может в разы увеличится.
При хранении готовых изделий из пластика, их необходимо защитить пленкой или бумагой, оградить от трения и ударов по окрашенной поверхности. Также не следует их подвергать долгому воздействию влагой и отрицательными температурами до полной полимеризации.
Краска для ПВХ
Высокое качество окрашиваемой поверхности можно получить только при условии использования специально разработанных средств для покраски поверхностей из полихлорвинила любой модификации. Более простые материалы, например, рамы и облицовка металлопластиковых окон, может быть даже окрашена акриловыми материалами, но для получения образцовой глянцевой поверхности потребуется краска, содержащая модификаторы и полиуретановый лак.
Поэтому для получения высококачественной идеально гладкой фактуры из ПВХ чаще всего используют:
К сведению! Окрасочные композиции «PaliPlast» выпускаются как на водной, так и на лаковой основе.
Несмотря на тот факт, что после высыхания водоразбавляемые составы «PaliPlast» не смываются водой и выдерживают многократную помывку окон и рам, периодически необходимо восстанавливать защитный слой с помощью лака, например, «PaliPlast RP 022 Varnish».
Окрашивание пластиковых поверхностей ПВХ в домашних условиях
Наиболее востребованной процедурой окраски поливинилхлоридных пластиков является окраска рам металлопластиковых окон. Не всем нравится белый цвет стандартной ПВХ облицовки, или хозяева хотят сделать окна своего магазина или салона более выразительными, в любом случае, окраска окон не представляет особых трудностей, если использовать материалы для ПВХ «PaliPlast RP Base».
Потребуется только заклеить окно, откосы, стекло и резиновый уплотнитель рам полиэтиленовой пленкой с малярным скотчем, и можно приступать к окрашиванию по описанной выше методике. Проще всего нанести краску на ПВХ профиль кисточкой или валиком, но наилучшее качество получается при использовании краскопульта низкого давления. Вязкость краски невелика, но наличие минеральных наполнителей иногда может приводить к закупориванию форсунки или плохому распылению, поэтому раствор краски перед работой необходимо очистить от пленок и тщательно перемешать.
Более сложным является окрашивание декоративных и защитных элементов из ПВХ-пластика на автомобиле. Чаще всего это молдинги и накладки внутри салона машины. Размер деталей небольшой, поэтому лучше всего использовать аэрозольные упаковки для окрашивания ПВХ-пластика. В состав входят активатор и растворитель, обеспечивающие хорошую адгезию к пластику и укоренное высыхание нанесенного слоя.
Окрашивать небольшие детали из ПВХ можно как с предварительным демонтажем из салона автомобиля, так и непосредственно внутри машины. В последнем случае потребуется установить вентилятор для вынесения потока аэрозоля из салона и изготовить фартук из полиэтиленовой пленки, которым будет закрываться пространство вокруг окрашиваемой детали из ПВХ.
Полноразмерные детали из поливинилхлорида необходимо демонтировать, очистить от пыли спиртом или средством для мытья окон, и после этого окрашивать аэрозолем тонкими слоями, по 50-70 мкм толщиной.
Сложные варианты окрашивания ПВХ пластика
На большие детали обвеса или спойлеров краску можно нанести с помощью пульверизатора или краскопульта. Первоначально потребуется выполнить матирование поверхности с помощью плотной бумаги и порошка абразива микронного размера. Далее пластик тщательно вымывается и сушится.
Перед нанесением краски поверхность потребуется протереть ПВХ салфеткой, смоченной растворителем «Р646», и можно красить. Если вещь очень тонкая и мягкая, то первый слой лучше выполнить полиуретановым лаком «Feyco», после чего можно наносить необходимое количество слоев краски.
Аналогичным способом можно покрасить полихлорвиниловые трубы, каркасы конструкции, даже стекло и мебель. Чтобы усилить адгезию краски к абсолютно гладкой и инертной поверхности стекла, компания «Feyco» предлагает добавлять в краску специальный реактив «Fey (N) Vetro Zusatz 501». Полиуретановыми и эпоксидными составами можно достаточно легко окрашивать металлические, каменные, пластиковые, деревянные поверхности, при этом качество сцепления с основой значительно выше, чем у акриловых и водо-дисперсионных материалов.
Отдельно следует упомянуть покраску мягких пвх тканей, например, чехлов или корпуса надувной лодки. Большинство полиуретановых красок может быть использовано для плотных тканей из ПВХ при одном условии. Окрашивание выполняется с использованием барьерного подслоя из разведенного в растворителе в пропорции 1:3 грунта «FEYCO Universalprimer 2159», с добавкой «Fey (N) Vetro Zusatz 501». Подслой наносится с помощью краскопульта тонким слоем 20-25 мкм. Последующее окрашивание выполняется обычными полиуретановыми красками.
Если нет особого желания искать оптимальные рецепты для окрашивания мягких тканей, барьерный слой можно сделать с использованием аэрозольной краски для автомобилей.
Окрашивание поливинилхлорида не является достаточно сложной задачей, если использовать правильно подобранные материалы. Учитывая высокую долговечность ПВХ пластика, спрос на специальные краски для декора или ремонта только увеличивается, поэтому технология окрашивания все совершенствуется, и, видимо, в ближайшем будущем проблема с покраской пластика ПВХ окончательно будет решена.
Часто возникает необходимость покрасить пластиковые окна или двери в соответствии с цветовой гаммой интерьера, сделать менее заметными наружные коммуникации из ПВХ или просто защитить материал от выгорания и разрушения. Для этого необходима специальная краска для ПВХ, которая будет прочно держаться на гладкой поверхности обрабатываемого материала.
Подготовительные работы
Перед тем как покрасить подоконник, окна, двери или другую поверхность своими руками, следует ее тщательно подготовить. Для этого необходимо:
- Снять москитные сетки, жалюзи, шторы, отливы и прочие предметы, которые будут мешать проведению работ.
- Освободить поверхность от механических загрязнений.
- Удалить жирные пятна.
- Заклеить резиновые уплотнители и другую фурнитуру строительным скотчем, чтобы избежать попадания краски.
- Стекла следует закрыть полиэтиленовой пленкой.
Для более эффективной очистки, обезжиривания и снятия статического напряжения можно использовать специализированные очистители-активаторы для ПВХ. Их наносят на тканевую салфетку, которой протирают обрабатываемую поверхность. После этого надо дать возможность раствору полностью испариться, что занимает от 5 до 10 минут, и только после этого приступать к покраске.
В случае если поверхность имеет шероховатости, царапины и прочие неровности, их надо зашпаклевать, а затем отшлифовать мелкой наждачной бумагой. В завершение следует покрыть всю поверхность ровным слоем грунтовки. При наличии определенных навыков это можно сделать своими руками. Но если опыта нет, то лучше прибегнуть к услугам профессионалов.
Технология нанесения
Окна и другие изделия из ПВХ окрашиваются при помощи краскопульта. Перед тем как залить в него полиуретан-акриловую краску, в нее необходимо добавить подходящий колер и тщательно размешать.
После вскрытия банки на поверхности красящего состава иногда можно обнаружить пленку, которую надо обязательно убрать. В ее составе присутствуют твердые частицы, не растворяющиеся при перемешивании и забивающие сопло краскопульта.
Если краска подверглась замораживанию, то ее следует выбросить, так как после воздействия отрицательных температур она теряет свои свойства.
Для окрашивания лучше выбирать сухую, но не очень жаркую погоду. Нельзя проводить работы при температуре ниже +5.
Краска для окон наносится тонким равномерным слоем толщиной от 80 до 120 мкм. При этом нет надобности предварительно прокрашивать углы, грани и труднодоступные участки. Состав прекрасно держится и не стекает с вертикальных поверхностей. Краска начинает плотно держаться на поверхности уже через 2-3 часа. Но полное ее высыхание продолжается еще двое суток.
В промышленных условиях применяется форсированная сушка в течение двух часов при температуре плюс 50.