Для того, чтобы сделать своими руками икону, вам не нужно обучаться иконописи. Достаточно найти дощечку, вырезать изображение святого, или Богоматери, как на фото. Процесс изготовления такой самодельной иконы прост и доступен даже для начинающих.
Конечно, она будет сделана не по канонам, но по любви! А это значит, что и вера и помощь Божья, от такой иконы будет. Причем, может быть даже большей, нежели от покупной. Я так считаю. И могу за свои слова поручиться.
Икону мы будем создавать в технике декупаж. Если вы не знакомы с этой техникой, то посмотрите подробнее вот здесь — http://home-sweet.ru/archives/29118.
Ход работы
Подготавливаем дощечку — грунтовка материала.
Подготавливаем фон для иконы.
Создание многослойного фона.
Обратите внимание на то, что краска должна быть нанесена не слишком густо.
Использовать газету для промакивания обязательно. Иначе не получится должного эффекта.
Потрясающий эффект старины.
Если вам кажется, что эффект состаривания — это слишком сложно, то можете пропустить часть этапов, и после нанесения грунтовки, и первого слоя лака, можно сразу приступать к последнему шагу.
Вот такая красивая икона у нас получилась! Конечно, к иконе не применимо слово красивая, они в любом случае — как врата в духовность. А значит, их красота и сила проявляется на невыразимом для нас уровне.
«А ты что рисуешь?» — разговорились с парнем у стеллажа в одном из минских магазинов для художников.
«Иконы. Это моя работа», — Артем Глибчук, с которым мы познакомились, вот уже 7 лет в стенах минского Свято-Елисаветинского монастыря пишет лики святых и утверждает: икона сегодня востребована. Как профессия, от которой веет древностью, находит свое место в нашей высокотехнологичной реальности и какими приемами пользуются при работе иконописцы, узнала корреспондент «Р».
Художники ориентируются на образцы византийских и русских мастеров XII–XV веков и строго придерживаются древней технологии написания икон.
ФОТО ДЕНИСА МАЛЫШИЦА Технология эпохи Рублева и фотошоп
Иконописная мастерская Свято-Елисаветинского монастыря, на первый взгляд, мало чем отличается от обычных мастерских художников. Мольберты, беличьи кисти, краски в баночках — такая творческая уютная атмосфера. Артем Глибчук проводит небольшую экскурсию и садится за работу: за короткий срок нужно успеть написать икону, которая отправится во Францию:
— Поступил заказ написать икону с изображением распятия Иисуса Христа. Как это происходит? У нас есть сайт, где представлены работы, выполненные в наших мастерских. Также любой желающий может заказать икону, которую иконописец напишет специально для него. Обращаются в том числе и люди из дальнего зарубежья. У католиков, например, не сильно развита традиция иконописи, поэтому они нередкие заказчики. Чаще всего просят написать Богородицу. На этом же сайте заказчик указывает срок, к которому икона должна быть готова. Работники монастыря сообщают нам про заказ, и мы приступаем к работе. Когда икона будет готова, ее освятят в алтаре храма, и наша монахиня во время поездки во Францию отвезет работу. Кстати, бывает, что иностранцы приезжают учиться в нашу иконописную мастерскую. Недавно гостила монахиня из Австрии.
Иконопись требует не только наличия редких натуральных материалов, таланта и усидчивости, но и духовности того, кто ею занимается.
ФОТО ИЗ АРХИВА ГЕРОЯ МАТЕРИАЛА
Захожу на сайт с каталогом икон Свято-Елисаветинского монастыря. В разделе «Иконы ручной работы» представлены 63 работы. К примеру, писаная икона в окладе и киоте с изображением Богородицы размером 30 х 40 обойдется в 2270 рублей, икона каменная 24 х 18 см — в 820 рублей, а резная 26 х 20 см — в 390 рублей.
Тихо слежу за работой Артема и начинаю подмечать детали: мастерская эта необычная. Художники здесь (а их около 25 человек в монастыре) ориентируются на образцы византийских и русских мастеров XII–XV веков и строго придерживаются древней технологии написания икон. Пишут на хорошо просушенных досках, покрытых паволокой с натуральным грунтом — левкасом (смесь мела с животным клеем). Фон покрывают сусальным золотом высокой пробы. А те самые краски в баночках, которые я сперва приняла за обычные, изготовлены на основе измельченных минералов, таких как малахит, лазурит, гематит, киноварь, глауконит, вивианит. Их художники перед нанесением смешивают с эмульсией, состоящей из яичного желтка и белого вина. И, казалось бы, как среди этого может затесаться работа в программе Photoshop?
— На компьютере в этом редакторе мы создаем эскиз иконы. Так удобнее. Иногда, например, нам приходится писать современных святых, чей образ нужно создать по фотографии. Необходимо продумать все детали фона, одежды — все в иконе должно быть связано с деятельностью изображенного человека. Эскиз мы показываем заказчику, перед тем как приступить к работе. Далее уже, если нет никаких замечаний, переносим контур рисунка на доску тушью, золотим нимб и фон, прорисовываем красками детали. Завершает работу над иконой покрытие защитным слоем — натуральной олифой, — делится деталями рабочего процесса Артем.
Пост, молитва и талант
Иконопись требует не только наличия редких натуральных материалов, таланта и усидчивости, но и духовности того, кто ее пишет. Артем подчеркивает, что важно соблюдать пост, причастие, произносить молитву перед началом работы, так как писать образ святого — большая ответственность:
— Прежде чем написать свою первую икону, я пришел в храм за благословением и рассказал о своем желании батюшке. Был готов к тому, что мне могут отказать. Батюшка долго смотрел на меня, задал несколько вопросов и благословил. Кстати, позже он открыл храм Покрова Пресвятой Богородицы в Юзуфово, и я туда написал свою первую храмовую икону.
Около 7 лет назад у Артема Глибчука — заядлого тусовщика, диджея и фотографа в прошлом — в один день родилось желание писать иконы. Предпосылки, конечно же, были: духовный поиск беспокоил парня с 25 лет. В те времена Артем встретил человека, который смог ответить на его вопросы, и жизнь парня изменилась полностью и навсегда. Тусовки остались позади, и возвращаться к такому образу жизни у моего собеседника не было никакого желания. Зато появилось стремление выражать свою духовность с помощью творчества:
— У близкого друга намечался праздник, и мне хотелось подарить ему что-то особенное, именно мое. Пока я перебирал в голове варианты, взгляд упал на икону Иисуса Христа, которая стоит у меня на полке. Она не писаная, изображение наклеено на доску, но лик на ней мне очень нравится. И меня озарило — я же сам могу написать икону! Не знаю, откуда была такая уверенность.С головой погрузился в интернет, сидел днями… Понемногу у меня сложилось представление об иконописи. Теоретически я уже был подготовлен, но начать практику было страшновато. Икона — это не просто живопись.
Из диджея в иконописцы
В юности Артем Глибчук проучился 5 лет в художественной школе и собирался поступать в Академию искусств. Навыки рисования ему пригодились при освоении иконописи, но многому все же пришлось учиться с нуля. Своей первой работой автор остался недоволен. Говорит, что икону хоть и подарил другу, но позже написал ему еще одну, получше:
— Сначала был уверен, что освою процесс самостоятельно. Информации ведь много в интернете. Оказалось, этого мало. Тогда я нашел школу иконописи в Свято-Елисаветинском монастыре. Но пока собрался, группы уже набрали! Не успел к началу учебного года, чтобы попасть к новичкам. Так как уже немного изучил тему самостоятельно, практиковался дома, то решил показать свои работы отцу Сергию Нежборту и напроситься в действующую группу. Принял он меня сразу на 2-й курс. Сначала не совсем в меня верил, но потом предложил работать в мастерской.
Заказов, по словам Артема, более чем достаточно для того, чтобы каждый день приходить в мастерскую и творить. Иконы просят как в храмы, так и домой. По традиции работы своим именем иконописцам подписывать нельзя. Сколько их всего вышло из-под руки и где они сейчас находятся, Артем Глибчук затрудняется ответить. Но говорит, что это и не важно:
— Я не знаю, куда и к кому они уходят. Но точно знаю, что икона говорит с тем, кто стоит перед ней, и делает его жизнь лучше. К этому я чувствую свою причастность, и это причина, по которой я работаю. Хочется, чтобы людей, которые обращались к духовности, было еще больше. Это необходимо в современном мире. Я был резидентом ночного клуба, а потом ушел в совершенно другую сферу. Реакция многих знакомых остается такой: «Ну понятно все с ним…» Да, иконопись меняет твой внутренний мир, но она ничего твоего не забирает. Только убирает лишнее. Внешне, как видишь, я ничем не выделяюсь.
Перекидной православный календарь на скрепках «Чудотворные и исцеляющие иконы с отверстием под кнопку или гвоздик, чтобы можно было повесить на стену.
Обложку календаря украшает изображение «Владимирской» иконы Божией Матери. На обратной стороне обложки — информация о православных праздниках и постах в 2020 году, а дальше — 12 страниц с изображениями известных почитаемых икон, их краткой историей происхождения и местом нахождения святыни. На каждой странице под иконой и ее историей — календарь на месяц, где разными цветами отмечены дни поста, когда в пищу можно упортеблять только рыбу, или только горячую пищу с растительным маслом, или когда нужно воздреживаться от приема еды.
В конце календаря представлена информация о православных праздниках и постах: что такое двунадесятые переходящие праздники, о трапезе в праздничные дни, о видах постов и что можно и нельзя делать потящимся.
Формат: А4
«Чудотворные и исцеляющие иконы» — это календарь на 2020. Авторы издания заботятся о клиентах, знают, как важно помнить посты, седмицы, Пасху. Все почитаемые иконы православного мира собраны в одном месте и подробно расписаны.
Профессиональный иконописец рассказал о том, как становятся иконописцами, много ли среди них аскетов, сколько стоит икона, как не купить «задурок», где продаются чудотворные иконы и какова ценность коллекции Павла Лазаренко.
О профессии
Ошибочно думать, что настоящие иконописцы – это месяцами истязающие себя строжайшими постами и круглосуточными молитвами аскеты. Много поститься и молиться можно в монастыре. А иконописец, живущий в миру, если проявит излишнее рвение в постах и молитвах, просто протянет ноги. При этом иконы он писать лучше не станет. Иконописцы ведут обычную жизнь православных христиан – отказываются от мясного по средам и пятницам, отдыхают по воскресеньям и даже предаются чревоугодию по праздникам. Правда, бывает так, что срок исполнения заказа поджимает, и я работаю в воскресенье. Но я думаю, что такой грех мне Господь простит.
Как становятся иконописцами? Да так же, как слесарями или врачами. Господь сам решает, кто и в каком качестве должен ему служить. Я увлекаюсь иконописью почти всю свою жизнь. Потому после окончания художественного училища закончил еще и школу иконописи. Но в Криворожскую иконописную школу часто приходят люди взрослые, получившее светское образование по профессиям, далеким от церкви и живописи. Принимают их по рекомендациям духовников и после собеседования. Кроме художественных способностей, абитуриент должен быть православным христианином, регулярно посещать богослужения и исповедоваться. Впрочем, люди, далекие от Веры, в таких школах просто не задерживаются. Многие из них продолжают писать иконы ради заработка. Но в церковных лавках их работы не продают.
О работе
Иконы пишутся чаще всего под заказ. Больше всего их заказывают храмы. Но в последние годы среди людей состоятельных появилась традиция заказывать и дарить иконы к знаменательным датам в жизни человека – на свадьбу, в честь рождения ребенка или на юбилеи. Стоит такая работа от 500 до нескольких тысяч или даже десятков тысяч гривень. Потому пишу я то, что требует заказчик, и так, как требует он. Случается, меня просят написать фон в тон обоев комнаты, в которой икона будет висеть. Я выполняю. Единого канона тут не существует. Я видел иконы Богородицы с белым, голубым, красным и даже золотым фонами. Единственное «но» — я не советую делать фон черным. Все так черный – цвет темных сил. С Богоматерью он как-то не ассоциируется.
Где купить чудотворную икону
Купить заранее чудотворную икону невозможно. Чудотворной ее делает не иконописец. Чудотворная икона является откликом Господа на искреннюю веру людей, к этой иконе обращающихся. Поэтому и заплакали обычные бумажные репродукции икон в квартире одной из прихожанок киевского храма. И случаи чудесного обновления старых икон, происходившие в нашем городе, связаны именно с искренностью молитв верующих. Более того, попав в недобрые руки, такие иконы теряют свои свойства. Так что соблюдайте заповеди, обращайтесь Господу с молитвой, будьте искренними в своей Вере, и способность творить чудеса может появиться и у вашей домашней иконы.
Что такое «задурок» и как не стать жертвой мошенников
Старинные иконы высоко ценятся на рынке антиквариата. Потому желающих купить такую икону даже за огромные деньги всегда хватает. Такую псевдо-старинную икону на жаргоне называют задурком. Вероятно потому, что рассчитана она на покупку дураками, и теми, кто на грош пятков приобрести хочет. Есть спрос – будет и предложение. В Интернете вы найдете массу рецептов, позволяющих искусственно состарить икону, материал из которой она изготовлена, навести на изображение свидетельствующие о возрасте «святыни» трещинки на краске – кракелюры. Элементарное озонирование картины плюс чуток перегретого пара из чайничка плюс особые краски и эмульсии – вот вам и готов раритетный экспонат редкостной иконы. Для искусственного состаривания иконы используют ломаный грунт «Левакс», прожарку в духовке и еще массу вполне доступных в домашних условиях приемов.
В мошенники от иконописи не идет кто зря. Еще в 19 веке в Москве существовала банда, мастерски подделывавшая работы великого Андрея Рублева. Что уже говорить о мошенниках современных, работающих с помощью всех достижений науки. Впрочем, если внимательно присмотреться к предлагаемой на продажу иконе, можно будет обратить внимание на возможные несовпадения деталей. К примеру, на иконе 16 века обязательно должно быть небольшое углубление в несколько миллиметров почти по всей площади доски с выпуклыми полями по краям. Современный мастер тоже может его сделать. Но вот если этого углубления нет, то икона явно новее. Много может сказать и само изображение. Умилительно пухленьких ангелочков любили рисовать в 19 веке, богато отделывать киот или оклад золотыми завитушками – в 18-м.
Хотя, если речь идет о действительно ценной покупке, лучше заплатить за экспертизу и довериться профессионалам. Я читал, что работники киевских музеев, описывая коллекцию картин бывшего премьер-министра Украины Павла Лазаренко, обнаружили только один подлинник действительно ценного полотна. Все остальное оказалось подделками. А ведь возможности у экс-премьера были неограниченными. Но поскупился на экспертов, и купил дешевые «задурки» за огромные деньги. Не зря же говорят, что скупой платит дважды.
Из глубины веков
Техника декупажа известна из глубины веков. Сначала её применяли для украшения мебели. Пик его популярности пришёлся на 17 век. Венецианцы искусно инкрустировали мебель в восточном стиле. Мастера вырезали картинки и наклеивали на поверхность и закрепляли 30-40 слоями лака. Относительно тех времен особенно недорогое удовольствие.
После Германии и Франции декупаж завоевал Англию, а во время войны Америку. В викторианской Англии почти в каждой семье был альбом для вырезания с пасторальными картинками, ангелочками. Юные мисс украшали свой дом в этом стиле.
Волшебный шар. Украшаем дом к Новому Году своими руками Подробнее
Сегодня эта техника снова пользуется большой популярностью. В ней оформляют всё, что угодно. Чаще всего этот способ используют при украшении подарков. Обычная бутылка может превратиться в красивую вазу, а старая обшарпанная шкатулка в образец утонченности.
Почему, в таком случае, при подготовке подарка, к примеру, на Рождество или Новый год, не обратиться именно к этой технике? Предлагаем вам вместе с нами попробовать сделать картину-икону в стиле декупажа.
Нам потребуются:
1. доска,
2. отпечатанный рисунок,
3. клей ПВА,
4. кисточка,
5. шпатель,
6. платок или любая ткань.
Фото: АиФ/ Людмила Максимова
Процесс:
1. Выбираем изображение для нанесения на дерево. Редактируем его в любом иллюстраторе, увеличиваем контраст для печати. Отразите картинку по горизонтали – чтобы получилось зеркальное отображение. Распечатывайте картинку на хорошей глянцевой бумаге.
Фото: АиФ/ Людмила Максимова
Важно: отразить по горизонтали, распечатать на глянцевой фотобумаге.
2. Выбираем поверхность нужного формата. Дерево можно выпилить самому, в таком случае, не забудьте «ошкурить» доску, чтобы защитить ее от неровностей.
Фото: АиФ/ Людмила Максимова
3. Наносим равномерно тонким слоем клей ПВА на доску и размазываем кисточкой.
Фото: АиФ/ Людмила Максимова
4. Прикладываем к доске распечатанный рисунок. Приглаживаем тканью.
5. Выдавливаем воздух. Для этого подойдет шпатель или другой твердый предмет. За неимением шпателя, мы используем плоскую деревянную расческу.
Фото: АиФ/ Людмила Максимова
Важно: если вы плохо выдавите воздух, изображение не закрепится на доске.
Кладем на доску груз. Через десять часов снимаем и приступаем к последнему этапу работы.
Фото: АиФ/ Людмила Максимова
6. Отрываем приклеенный рисунок. Если слой бумаги останется на доске, аккуратно отслаивайте пальцем его от изображения, возможно, придется увлажнить поверхность слегка (!) намоченной тряпкой.
Смотрим на результат. Изображение полностью не отразилось на поверхности, вероятно, мы недостаточно хорошо выдавили воздух. Но, тем не менее, декупаж удался, получилась старинная икона.
Фото: АиФ/ Людмила Максимова
Разумеется, этим способом вы можете сделать не только икону, но и любую другую картину.
Кстати, в средние века в православной Церкви украшали иконы с помощью декупажа. В иконописи эта техника называется аппликацией на деревянную основу: изображения, вырезанные из дерева, кожи, ткани, бумаги наклеивались или прикреплялись на икону. В России такой декупаж стали использовать с 17 века, когда эту технику передали мастерам Оружейной палаты западные художники.
Декупаж салфетками
Приведем пример еще одного способа декупажа – салфетками.
- Зашкурьте сначала грубой наждачной бумагой, а потом мягкой деревянную поверхность, стеклянную — обезжирьте спиртом. Если ваша основа из металла – очистите ее от ржавчины и протрите спиртом.
- Задекорируйте основу белой акриловой краской. Это не только спрячет прежний, возможно, неприглядный фон, но и сделает вашу поделку более яркой.
- Выберите салфетки с нужным рисунком. Вырежьте изображение. Если вам лень мучиться с неудобной салфеткой и ножницами, просто промокните влажной кисточкой контур рисунка и вырвите из него изображение.
- Промокните рисунок в воде, отсоединяя два нижних белых слоя.
- Покройте поверхность клеем и приложите рисунок. Либо, наоборот, приложите сначала рисунок, а сверху покройте его клеем. Не спешите расправлять намокшую под клеем салфетку. Выдавите воздух чуть позже.
- Когда рисунок высохнет, покройте его несколькими слоями лака. Если ваша работа будет выставляться на улице, выберите лак на водной основе.
Все эти советы весьма просты, зато результат впечатляет. Творите, друзья. Дарите радость себе и близким, украшая то, что вас окружает.
Продолжение следует…