Содержание
В этой статье хотелось бы обобщить все то, что написано за время существования сайта «Батик и Я». Мы рассматривали самые разные вопросы, касающиеся росписи ткани, изучали техники и стили, рассматривали работы мастеров, перечисляли материалы, которые нужны нам, чтобы постичь искусство рисования на ткани.
Но тем, кто столкнулся с этим искусством впервые, еще трудно разобраться, что к чему. Настало время сделать понятным батик для начинающих.
Пусть этот пост будет своеобразным путеводителем для того, кто впервые взял в руки кисть и краски для ткани. Переходим по ссылкам и внимательно читаем
Итак, приступим. Вы «загорелись» батиком! Увлеченно рассматриваете работы батичистов и читаете рекомендации по работе с тканями (например, на этом сайте). Что в первую очередь вам следует делать?
Самым простым способом окрашивания ткани считается узелковая техника — ведь здесь не нужно рисунок наносить на ткань, ни на раму ее натягивать.
Попробуйте сделать в этой технике платочек или шарфик, поиграть с оттенками, почувствовать всю прелесть плавных цветовых переходов батика. Вам нужны только краски (сухие, анилиновые красители или на водяной основе), шелковый шнур, кусок белого материала и можно еще пуговки или камешки для особого декора.
Ну, а если вам не терпится изобразить на ткани какой-нибудь сюжет, то самым лучшим вариантов для начинающего художника по ткани будет холодная технология. Сегодня не нужно разогревать воск до определенной температуры, чтобы с помощью чантинга сделать контуры вашего орнамента — в продаже есть масса контуров и резервов для замыкания краски в пространстве шаблона.
Только запастись вам теперь придется гораздо большим арсеналом инструментов — подрамником, кнопками, резервами, кисточками различного размера, палитрой и т.д.
Горячий батик делается как раз с использованием горячего воска, поэтому обычно его выбирают лишь те, кто уже набил руку в ручной росписи (я только-только попробовала его, но пока не прикипела к этому стилю). Об этой технике я тоже уже писала.
Ну, а теперь жду ваших вопросов по батику для начинающих художников. Постараюсь ответить на них. Или спросить совета у профессиональных художников, которые тоже нередко сюда заглядывают, как показала статистика
Совсем скоро я опубликую несколько мастер-классов по батику от них.
Удачи!
Это стоит почитать:
Батик: техники и виды
Материалы для росписи ткани
Что нужно для занятий батиком?
Краска для росписи по шелку под запарку
(концентрат 200 мл.) — 230 руб./шт. (25 цветов)
Краска для росписи по шелку под запарку
(концентрат 1 л.) — 960 руб./шт. (25 цветов)
Набор красок из 9 основных цветов + резерв
по 200 мл концентрата
(желтая лимонная, оранжевая, алая, красная холодная, изумрудная, бирюзовая, ультрамарин, ярко-фиолетовая, глубоко-черная) + бесцветный или черный резерв 200мл (по выбору) — 2500 руб./набор
Инструкция по применению:
Художественные краски «БАТИК» предназначены для росписи по шелку и шерсти в техниках свободной росписи, холодного и горячего батика. Краски готовы к применению и используются, как концентрированными, так и разбавленными до 95% водой. Средний по насыщенности цветовой тон получается при 40% краски и 60% воды. Для получения прекрасного солевого эффекта необходимо не менее 30% краски и 70% воды. Краски различных цветов свободно смешиваются между собой, создавая богатую колористическую палитру. Роспись, выполненную красками «Батик» необходимо закрепить паром в домашних условиях при температуре 100 градусов в течении 2 часов. Подробная инструкция по закреплению росписи в книге С.Давыдова » Батик. Энциклопедия».
Резерв — бесцветный, черный
(концентрат 200 мл.) — 430 руб./шт.
Резерв — серебряный
(концентрат 200 мл.) — 480 руб./шт.
Резерв — золотой
(концентрат 200 мл.) — 480 руб./шт.
Инструкция по применению:
Резерв «БАТИК» прекрасно ложится на ткань, даёт равномерную линию, быстро высыхает и надёжно ограничивает растекание краски по ткани. Резерв «БАТИК» выпускается в виде концентрата, что делает его расходование максимально экономным. Требует разведения очищенным бензином до необходимой консистенции (в зависимости от диаметра трубочки для наводки резерва и плотности ткани). Перед каждым употреблением резерв необходимо взбалтывать. Резерв медленно наносится стеклянной трубочкой на ткань, натянутую на раму. Линия резерва должна быть непрерывной и пропитывать ткань насквозь. Подробная инструкция по нанесению резерва в книге С.Давыдова «Батик. Энциклопедия» и на дисках DVD «Мастер-класс Сергея Давыдова. Роспись по шелку. Техника.»
Горячий батик известен как техника росписи ткани, традиции которой корнями уходят вглубь веков. Еще в древности для создания узоров на ткани использовали смолу или нагретый воск. Наносили состав на участки, не подлежащие окрашиванию, а после весь отрез опускали в емкость с красителем.
.com
В результате получали белый рисунок на окрашенном фоне. Техника горячего батика была распространена в Китае, в Японии, на Шри-Ланке и во многих африканских странах. Традиционно для горячего батика использовалась исключительно хлопчатобумажная ткань и пчелиный воск. В наши дни так красят и шелк, а в качестве резерва применяют состав на основе парафина или стеарина. Некоторые зарубежные производители красок предлагают холодный воск для работы в такой технике.
Особенность технологии
Принципиальное отличие техники горячего батика от холодного в том, что резервирующий состав (или воск) может наноситься на ткань не только линией, но и пятном. Линия не обязательно должна замыкаться, ведь основная функция воска – защищать определенные участки ткани от окрашивания, а не ограничивать растекаемость краски.
Однослойный и многослойный горячий батик
Расплавленный воск можно наносить на ткань в один слой. Такой способ называется однослойным.
.com
Если слоев два и более – это уже многослойный горячий батик.
Принципы работы над однослойным и многослойным батиком схожи, различия только на заключительных этапах росписи.
Подготовительные этапы в технике горячего батика
В работе с техникой горячего батика выделяют несколько подготовительных этапов.
Разработка эскиза
Возможны контурный, пятновой или смешанный эскизы.
.com
Иногда работа может выполняться и без эскиза. Например, если на ткань наносится узор «горох», какие-то произвольные линии, задуман простой геометрический принт или незамысловатые силуэтные картинки.
Подбор цветовой гаммы
Продумывается на этапе подготовки и цветовое решение. При работе в технике однослойного горячего батика на поверхности, не защищенной воском, краска свободно перетекает от одного участка к другому. Поэтому советуют подбирать гармоничную цветовую гамму, красивые сочетания и дополняющие друг друга оттенки. Работу можно выполнить и в рамках одного цвета, используя светлые и темные его оттенки.
art-home.ru
При многослойном способе подбирать цветовую гамму нужно исходя из того, что последующий слой краски будет наноситься на уже окрашенный участок. Важно понимать, какой цвет должен получиться при нанесении нескольких слоев друг на друга. А также учитывать, что краски для батика при смешивании не всегда дают ожидаемый результат. Зачастую при смешивании красной и зеленой красок, к примеру, фирмы ”Marabu” получается фиолетовый, а не коричневый цвет. Поэтому перед началом работы сочетаемость цветов проверяют на образце.
Подготовка ткани
Ткань перед работой нужно обезжирить. Для этого ее стирают, что предупреждает и последующую усадку. Правило работает для любой техники батика. После материал натягивают на подрамник. Некоторые мастера для большей эластичности ткань смачивают.
Подготовка рабочего места
Рабочую поверхность защищают, накрывая пленкой.
Подрамник располагают горизонтально.
Если подрамник большого размера, его устанавливают на специальные козлы.
stylepark.com
Основные этапы работы
Перенос эскиза на ткань
Для переноса эскиза используют исчезающий маркер для ткани или смываемый карандаш. Следы графитного могут остаться на готовой работе.
Если точность в переносе эскиза не так важна, его можно разместить под тканью и наносить воск по нечетким контурам.
Резервирование воском
Воск наносят для фиксации естественного цвета ткани, то есть краска не проникает на зарезервированные участки. Работа начинается с самого светлого оттенка. Если он белый, то просто резервируют чистое полотно. Когда наиболее светлый цвет в палитре не белый, воск уже наносится на предварительно окрашенную и высушенную ткань.
Инструменты и приемы для нанесения воска
Воск наносится только на сухую ткань при помощи кисти, поролонового валика, штампа, чантинга. Возможно использование и штифта – электрического инструмента, поддерживающего внутри постоянную температуру. Многие мастера свободно выливают воск на ткань из любой удобной емкости. Его наносят каплями, линией, пятном, используют и трафареты.
etsy.com
Подготовка воска к работе
Перед нанесением воск нужно хорошо разогреть, чтобы он насквозь пропитал ткань. Нагревать его лучше на водяной бане (это исключает перегрев) и на электрической плите – на газовой воск может воспламениться.
Перед началом работы степень нагрева проверяется на образце.
Если разогрет хорошо, то воск пропитает ткань насквозь, а в зоне нанесения полотно немного потемнеет, оставаясь прозрачным на просвет.
Если воск остался на поверхности ткани белой непрозрачной каплей, то температура недостаточная и нужно продолжить нагрев.
Нанесение краски
Краска наносится на свободную от воска поверхность кистью, ватным тампоном или поролоновый кисточкой.
Если батик однослойный, то насыщенность цвета может быть любой, зависит только от идеи автора. На поверхности воска не должно оставаться высохших капель краски, иначе они останутся и на готовой работе. Поэтому после нанесения работу протирают и высушивают, избегая нагревания.
При многослойном варианте каждый последующий слой должен перекрывать предыдущий. Поэтому роспись начинают с самого светлого и ненасыщенного участка, постепенно переходя к более темному. Слой за слоем воск фиксирует цвет на окрашенном участке, а следующий цвет наносят на свободные поверхности. После работу высушивают. Процессы нанесения воска и красителя повторяют вплоть до последнего, самого темного цвета.
Эффект кракле
На заключительном этапе можно применить прием кракле. Он выполняется самой темной из имеющихся красок. На всю поверхность наносится воск.
После его полного остывания поверхность ткани подвергают деформации, создавая заломы.
В эти заломы втирают краситель, смешанный с мыльным раствором. Благодаря воздействию щелочи краситель проникает к ткани и окрашивает ее.
В результате получаются ярко выраженные трещинки, создающие так называемый «эффект старины».
Заключительные этапы работы
Удаление воска
- Высушенную работу снимают с подрамника.
- Ткань мнут, чтобы воск скрошился с поверхности ткани.
- После этого изделие прокладывают бумагой, горячим утюгом вытапливают остатки воска. Для этой цели часто используют старые газеты, свежая типографская краска может отпечататься на ткани. Также слой между газетными листами и непосредственно работой можно выстелить белой папиросной бумагой или бумажными полотенцами.
- По мере того, как бумага пропитывается воском, ее заменяют на чистую.
- Процедуру повторяют до тех пор, пока полотно не перестанет «отдавать» воск.
Закрепление красителя
Если работа выполнена акриловыми красителями, то в процессе вытапливания закрепляется и краситель. При работе с парозакрепляемыми красящими веществами фиксация идет при помощи запаривателя.
Обратный батик
Кроме традиционных однослойной и многослойной техник батика существуют экспериментальные – например, обратный батик.
batik-center.ru
Принцип работы схож с вышеописанным. Главное отличие в том, что эта техника выполнения росписи предполагает работу в обратном порядке – от темных цветов переходят к светлым. В первую очередь расписываются и покрываются воском те участки, которые по эскизу должны быть холодных оттенков. Они лучше теплых удаляются из волокон ткани. После раствором отбеливателя с обеих сторон ткани удаляется краситель, свободный от воска. Используется краситель бес хлора, но даже он может повредить шелк, поэтому чаще всего обратный батик выполняют на хлопке.
После отбеливания изделие промывается чистой водой. Затем роспись продолжают красками теплых оттенков. Очень интересно смотрится эффект кракле с отбеливателем. После финального слоя краски работа над изделием продолжается в обычном порядке.
Горячий батик для новичков и профессионалов
Техника горячего батика может быть очень разнообразной. С одной стороны, горячий батик подходит и для новичков, не имеющих художественного образования. Все потому, что полноценную законченную работу можно получить, используя различные приемы, не требующие специальной подготовки.
Приемы горячего батика
- «Набрызг через трафарет».
- Выполнение графических работ валиками.
- Использование штампов.
- Нанесение точек.
С другой стороны, горячий батик имеет большой потенциал. С его помощью можно решать сложные художественные задачи. К нему зачастую возвращаются, даже овладев другими смежными техниками.