Содержание
Происхождение стиля
Японский стиль – это народный стиль оформления жилых квартир и домов в стране Восходящего Солнца. Причем так как японцы являются достаточно консервативной нацией, они сумели сохранить и усовершенствовать принципы и традиции оформления помещений, придуманные около 5 веков назад. Раздвижные бамбуковые двери, низкие столики из натуральных материалов, легкие шторы и композиции из засохших цветов – элементы, присутствующие и в современном японском стиле, и, согласно описаниям историков, в обстановке домов живших в средние века самураев.
Своим происхождением и характерными особенностями японский стиль обязан специфическим климатическим и природным условиям Японских островов. На сравнительно небольших территориях островов, регулярно подвергающихся землетрясениям, люди не могли строить каменные дома. Ведь в таком случае они рисковали бы быть погребенными под руинами при первом же извержении подводного вулкана. Да и возводить здания большой площади японцам не было смысла. Во-первых, территории, выделяемые каждой семье сегунами, не отличались большой площадью, а во-вторых, люди понимали, что в любой день может случиться землетрясение, которое уничтожит результаты всех их трудов.
Для японского стиля характерно использование природных материалов и минимальное присутствие в интерьере элементов из металла. Такая особенность оформления жилищ в Стране Восходящего Солнца объясняется тем, что залежей металлов на островах очень мало. В прошлые века сталь в Японии стоила очень дорого, и поэтому японцы считали, что неправильно такой дефицитный ресурс расходовать на производство бытовых вещей.
И конечно, на происхождение и становления японского интерьерного стиля оказали существенное влияние мировоззрения и верования жителей этой страны. Сдержанность, практичность, любовь к красоте и гармонии и способность видеть красоту в деталях – эти черты, присущие японцам, нашли отражение в этностиле.
Так как традиционное жилище японцев было небольшой площади, японский стиль как нельзя лучше подходит для маленьких однокомнатных и двухкомнатных квартир. Этот стиль дает возможность использовать каждый квадратный метр площади с максимальной пользой и при этом создать ощущение пространства и гармонии.
Принципы и традиции оформления
Интерьеры, оформленные в японском стиле, одновременно похожи и не похожи друг на друга. Общее в них – это ощущение пространства, отсутствие любых лишних элементов и контрастность, а индивидуальное – сочетание цветов, элементы декора и особенности разделения функциональных зон. Данный этностиль – это один из немногих стилей, сочетающих в себе минимализм, функциональность и ярко выраженную индивидуальность.
Принципы и традиции оформления интерьеров в Японии формировались веками и остались практически неизменными. И главными в этом стиле являются следующие 8 принципов:
- Все излишнее – лишнее. Много свободного пространства, минимум мебели и декоративных «безделушек» и наличие в доме только необходимых вещей – важнейший принцип японского стиля.
- Только гладкие поверхности. Пол, стены, мебель и бытовая техника должны обладать гладкими блестящими поверхностями. Причем на них не следует ставить декоративные украшения, застилать салфетки или класть вещи.
- Только легкие природные материалы. Рисовая бумага, бамбук, светлые сорта дерева, керамика – материалы, которые японцы традиционно используют для оформления интерьера.
- Гармония достигается через контрасты. Инь и Ян, огонь и вода, черное и белое – баланс противоположностей является одним из основных принципов философии японцев. Этот принцип нашел отражение и в оформлении обстановки жилья, поэтому для этого этностиля характерно сочетание контрастных цветов.
- Чем больше света, тем лучше. Большие окна, светлые стены, раздвижные двери с белыми матовыми стеклами, рассеивающие свет светильники акари — неизменные атрибуты жилища японцев, призванные сделать помещение светлым и визуально добавить ему пространства.
- Минимум стен и дверей. Для японского стиля характерно разделение пространства на функциональные зоны посредством ширм, бумажных перегородок, освещения или контрастных цветов. В традиционных домах японцев вообще не было отдельных комнат – все пространство делилось на зоны исключительно бумажными перегородками.
- Живые и засушенные растения – лучшие украшения интерьера. Традиционными украшениями японского интерьера выступают икебаны, бонсай, керамические фигурки, посуда для чайной церемонии, вазы, веера и акари. Причем другие украшения, помимо бонсай и икебан, должны присутствовать в обстановке по минимуму.
- Жизнь на полу. В японских жилищах вся мебель низкая, и чаще всего стулья, кресла и кровати вообще не имеют ножек. Жители «Страны Восходящего Солнца» привыкли сидеть и спать на полу, поэтому большие мягкие кресла и диваны с множеством подушек не впишутся в обстановку квартиры в этом этностиле.
Цветовая палитра
Японская сдержанность в полной мере проявляется при выборе цветов для оформления жилища. Здесь нет слишком ярких цветов и кричащих рисунков, интерьер, как правило, оформляется в светлой гамме цветовой палитры. Жители японских островов предпочитают теплые светлые цвета – кремовый, светло-желтый, бежевый и оливковый. Для создания контраста применяются более темные теплые оттенки.
Как правило, в интерьере одной комнаты должны присутствовать минимум два цвета – базовый, в котором оформлены все основные элементы обстановки, и дополнительный, оттеняющий основной цвет и создающий контраст. Удачные сочетания цветов собраны в таблице.
Базовый цвет | Дополнительный цвет |
Белый | Коричневый, красный, бордовый, цвет древесины Венге |
Бежевый | Цвет темного дерева, теплые оттенки темно-красного, коричневый |
Оливковый | Темно-коричневый, светло-коричневый, белый |
Светло-розовый | Вишневый, черный, темно-коричневый, цвет древесины Венге |
Персиковый | Теплые оттенки коричневого, черный |
Песочный | Черный, серый, коричнево-красный |
Светло-коралловый | Пурпурный, черный, темно-бордовый, коричневый, белый |
Светло-серый | Оттенки темно-красного, черный, цвета темный пород дерева |
Апельсиновый | Черный, красно-коричневый, белый, вишневый |
В современном японском стиле часто сочетают три цвета – один основной и два контрастных. Как правило, стены и потолок, а также часть мебели сделаны в основном цвете, а элементы декора – в одном или двух дополнительных. Чаще всего используются следующие сочетания:
- Белый с черным и розовым;
- Бежевый с коричневым и красным;
- Светлые оттенки желтого с черным и серым;
- Светло-коричневый с белым и черным;
- Теплые оттенки коричневого с белым и бежевым.
Материалы
На Японских островах и для отделки стен, пола и потолка, и для создания мебели и интерьерных украшений используются природные материалы – рисовая бумага, бамбук, массив из древесины светлых и темных сортов. Металл и пластмассы применяются по минимуму.
При оформлении квартиры или комнаты в этом этностиле лучше вообще не использовать пластмассовых и металлических элементов. В оптимальном варианте, в помещении все, помимо техники, должно быть сделано из природных материалов.
Стены
Стены помещения, оформленных в японском стиле, обязательно однотонные. На них могут присутствовать элементы декора – одноцветный настенный рисунок, панно, японский веер или минималистичная картина. Ни традиционные для нас цветные обои, ни краски для внутренних работ для отделки стен в японском стиле не подойдут.
Идеальным вариантом для отделки стен будет рулонное покрытие из натуральных материалов (рисовой бумаги, шпона дерева и др.). Такое покрытие скрывает все неровности стен и абсолютно неприхотливо в эксплуатации. Но помимо рулонного покрытия, в качестве отделочного материала можно использовать и однотонные обои белого, бежевого или другого теплого светлого цвета. На одну из стен в таком случае клеятся фотообои с рисунком в японском стиле.
Пол
Современным линолеуму и плитке японцы предпочитают классические деревянные полы. Причем в этом стиле лучше использовать не паркет или паркетную доску, а просто настелить пол доской светлой или темной породы и покрыть ее лаком.
В кухне и коридоре полы ничем не застилают. А в гостиной, спальне и других жилых помещениях на напольное покрытие кладут татами – маты из тростника, набитые рисовой соломой или ватой. Причем настилать татами следует так, чтобы углы трех и более матов не соприкасались друг с другом – считается, что это привлечет в дом беду.
Если возможности покрыть все полы в жилой зоне квартиры татами нет, можно положить маты только возле кровати, стульев и другой мебели.
Потолок
Потолок оформляется в том же цвете, что и стены. Он должен быть ровным и однотонным, поэтому для отделки оптимально использовать натяжные потолочные полотна. Причем глянцевые и зеркальные потолки в японском стиле – это нонсенс, как и картины на потолочном покрытии. Ровный матовый потолок в цвет стен – лучшее решение для оформления жилья в этностиле «Страны Восходящего Солнца».
Мебель
Мебель в доме, оформленном в японском стиле, должна быть изготовлена из природных материалов и выполнена в минималистичном дизайне. Причем чем меньше мебели будет в помещении, тем лучше. Поверхности столов, комодов и стульев должны быть гладкими и лакированными и сочетаться по цвету с обстановкой комнаты. Как правило, японцы выбирают мебель таких оттенков, которые будут создавать контраст и в то же время гармонично сочетаться с основным цветом оформления комнаты.
Как можно ближе к полу – один из основных принципов японского интерьерного стиля, поэтому диваны, стулья, кровать и столы в японском доме имеют низкие ножки либо вообще не имеют их. В центре дома (гостиной) должен стоять стол для чайной церемонии, на котором в качестве украшения можно поставить красивый керамический сервиз.
Для хранения вещей в японских домах используются шкафы-купе с раздвижными дверями. Двери и боковые стены этих шкафов должны быть выполнены в том же цвете, что и стены, и потолок. Шкафы-купе ставятся возле стен в прихожей, гостиной и спальне так, чтобы они не выделялись в интерьере, а «сливались» со стеной.
Если на стенах в комнате нет элементов декора, допускается, чтобы дверь шкафа-купе украшал яркий рисунок, выполненный в соответствующем стиле.
Интерьер кухни и столовой
Кухня и столовая в Японии – это одна комната, разделенная на две зоны. В «кухонной» зоне готовят пищу, поэтому там установлена вся необходимая техника. Так как японцы предпочитают минимализм и функциональность, на их кухнях нет места массивным приборам и множеству шкафов. При оформлении кухни в японском стиле используют встроенную кухонную технику и один или два вместительных кухонных шкафа из дерева.
В зоне для приема пищи располагается стол со стульями. Как и вся остальная мебель, кухонный стол должен быть низким, а вместо стульев можно использовать циновки. На время приема пищи стол застилается однотонной скатертью либо циновкой.
Основным цветом для оформления кухни может быть как светлый, так и темный оттенок. В качестве элементов декора в этой комнате дизайнеры рекомендуют использовать напольные вазы, утонченные однотонные сервизы, настенные панно и абажуры из рисовой бумаги.
ВАЖНО: На кухне традиционные японские шторы не вешаются. Вместо них используются легкие белые или бежевые занавески из хлопка.
Посуда
Японцы в быту пользуются посудой из керамики, выполненной в простых прямоугольных, круглых или треугольных формах. Для повседневных приемов пищи используют однотонную посуду, а на праздники стол сервируют сервизами.
На кухне в японском стиле обязательно должна быть такая посуда:
- Ван — глубокие, но небольшие блюда с крышкой для риса и первых блюд;
- Хати — неглубокие широкие сервировочные чаши для вторых блюд;
- Тяван — пиалы для чая;
- Катакути — чаши с носиком для соусов;
- Тяцу — чаши на ножке для гарниров;
- Добин – заварочные чайники;
- Бон — круглые или квадратные подносы.
Мастер-класс. Панно в этническом стиле «Луна и бамбук». История одного интерьера…
Вид творчества/техника/стиль: Декоративная роспись. Панно в этническом стиле на холсте, в бамбуковой раме.
Материалы: стволы бамбука 4 шт., грунтованный холст, деревянные рейки для изготовления подрамника, джутовая веревка, «жидкие гвозди», картон для эскизов, акриловая краска белая, колеровочная краска, художественные акриловые краски, плоская малярная кисть, художественные кисти, акриловый лак,
Время работы: 1 месяц (учитывая наши переговоры с заказчицей и поиск нужных материалов)
Сложность: 3 -4
Фото и текст мастер — класса: Наталья Строганова
Фото в интерьере Nati (Наталья)
Изготовление панно: Наталья Строганова, Александр Пентешин
Как Вы общаетесь с заказчиками из других городов? Для меня этот опыт был сложным, поскольку у нас была долгая переписка, когда пожелания по форме и по цвету, да и вообще по идее работы мы вели буквально на «пальцах». Но и радостным одновременно, когда я увидела результат работы — в интерьере своей заказчицы! Хочу поделиться своим первым, а главное позитивным опытом, ведь это моя первая работа, которую я делала для заказчицы из другого города.
А теперь я получила фото моей работы в заданном интерьере. Спасибо за эти фотографии моей заказчице Наталье! Ведь она не только замечательная рукодельница с Ярмарки — Nati , но и молодая мама, которая вьет уютное гнездышко, чем и делится с нами в своем блоге . Там она с интересом рассказывает, как у нее родилась эта идея и получилось сложить этот интерьерный «пазл»!
В своем интерьере Наташа была и дизайнером, и декоратором, и идейным вдохновителем мастеров, которые делали для нее свои работы: панно, светильники с росписью и шелковые шторы — тоже с росписью. Ну скажите мне, кто же лучше любящей жены, мамы и хозяйки сделает уютным любимый дом? Да никто! Даже самый продвинутый и образованный дизайнер! Удивительным было то, что все мы живем в разных городах: и мастера, и заказчица, общались исключительно по переписке, высылали друг другу фото. Мастера не общались друг с другом, выполняя свои работы — всю концепцию придумала Наташа, а мы старались понять ее, воплотить ее идеи в своих работах!
А теперь я покажу этапы своей работы «Луна и бамбук», которые я делала исключительно по согласованию с заказчицей. Перед отправкой работы я решила сфотографироваться, чтобы реально был виден размер работы. Мой рост 1, 7м.))))
Холст, акрил, рама — бамбук, джут. Финишное покрытие — лак. Размеры: высота 1,5м. ширина 1м.
У меня в доме только желтые стены, оббитые вагонкой, на фоне которых я делаю фотографии большинства своих работ. Фон для фото особо выбирать не приходится, теперь вы поймете мою радость, когда я увидела фото своей работы в интерьере и была удовлетворена результатом того, что у нас получилось!
Эта работа — моя стилизация стилизация живописных приемов Суми-е (японская разновидность китайской живописи) и Сеи (китайская свободная манера письма широкой кистью). Конечно, классический вариант Суми-е — это рисование на бумаге в черно-серо-белой гамме, китайской тушью, китайской же кистью. У меня же на холсте — рисование акрилом, да еще финиш лаком.
А теперь этапы нашей совместной работы с заказчицей!
1. Первый мой эскиз после переговров с Наташей. Я предложила сделать вот такую раму из стволов бамбука, перевязав ее для декоративности джутом. Само панно крепится к раме на дужутовых веревках. Дальше мы определялись, из чего делать основу панно. Из холста, натянутого на подрамник или из фанеры? Остановились на итальянском холсте. Подрамник делал мой муж — художник, реставратор Александр Пентешин он же и натягивал холст, делал бамбуковую раму и все крепления из джутовой веревки.
Самое смешное, что в переписке мы вначеле не совсем поняли друг друга, и я сохранив заданные пропорции, сделала горизонтальный эскиз.
2. Бамбук цвета шоколад, вот такой — из магазина. Пришлось его ошкурить, немного затонировать морилкой, чтобы цвет совпадал с цветом пола в комнате заказчицы, покрыть матовым лаком.
3. Дальше делаем эскиз в цвете, на картоне, формата А3. «Бамбуковую рощу» решили не рисовать, оставив ассиметрию, характерную восточному искусству. Но ограничили композицию 2-3 стволами с крупными листьями, луной и иероглифами (которые я нарисую уже позже)
4. Пока я работала над эскизами мой муж Александр обрезал стволы бамбука до нужных размеров, стараясь сделать симметричными коленца бамбука на противоположных сторонах бамбуковой рамы. Соединил бамбуковую раму с помощью «жидких гвоздей», а также сделал подрамник и натянул на него холст.
5. Листы картона формата А3 я склеила между собою до нужных размеров. В нужной пропорции, в натуральную величину я сделала окончательный эскиз, который и утвердила заказчица, а также она «дала добро » делать уже этот рисунок на холсте.
6. Поскольку, мы с заказчицей боялись не попасть в оттенок стен (нежно — фисташковый), я сделала фото, положив на эскиз белый лист бумаги, для ориентира по цвету. По этому фото заказчица могла уже как-то представлять исход нашего с нею творчества.
7. Поскольку я работала с загрунтованным холстом, мне осталось подобрать базовый нежно — фисташковый цвет и нанести его на холст широкой синтетической кистью.
На этом фото уже окрашеный холст я полоджила рядом с эскизом, чтобы был виден одинаковый оттенок основного фона.
8. Наносим заданный рисунок на холст. Мне так понравилось работать на большом холсте, совершенно другое ощущение плоскости, в отличии от росписи мебели. моя кисть была, как у настоящего маляра — в запястье толщиной )))))) После окончательной просушки 2-3 часа. покрываем финишным акриловым лаком.
9. Аккуратно сверлим сквозные отверстия, попадая в деревянную рамку подрамника. Крепеж из веревок джута завязываем морским узлом.
10. С изнаночной стороны аккуратно крепим концы джутовых веревок на «жидкие гвозди». стараемся, чтобы клей не попал на лицевую сторону работы.
11. С лицевой стороны крепеж рамы и панно выглядит так!
12. Остается отснять работу и показать результат нашей работы заказчице. Фото сделаны в темной комнате, со вспышкой. Японские иероглифы: мир, красота, любовь.
13. А эти фото при дневном освещении, без вспышки. На идеально белой стене. Дневной свет дает холодные голубые оттенки работе.
14. Когда фото работы отправлено заказчице и получен ее позитивный отклик на результат, то остается запаковать работу и отвезти в транспортную компанию, для пресылки в другой город.
Ну и напоследок, еще фото мастера со своей работой!