Содержание
- История филимоновской росписи
- Виды и рисунки детских филимоновских игрушек
- Галерея: филимоновская игрушка (фото)
- Значение узоров или орнаментов
- Какие цвета нужны для создания филимоновской игрушки
- Этапы создания филимоновской игрушки
- Занятия по филимоновской росписи в детском садике
- История появления игрушки
- Особенности изделий
- Символика цветов и узоров
- Этапы росписи
- Занятия в детском саду
- Филимоновская игрушка: история
- Техника изготовления
- Символизм филимоновской игрушки
- Фото — картинки
- Музей филимоновской игрушки
Филимоновская роспись возникла в самом центре России недалеко от городка Одоев, который находится в Тульской области. Согласно существующей легенде, еще при царе Иване Грозном в том месте возникло великое ремесло — гончарство, и во владении у князя Воротынского был знаменитый гончар Филимон, в честь которого и прозвана данная роспись. Считается, что именно он смог найти качественную глину, которая потом расписывалась в превосходные филимоновские узоры или орнаменты.
История филимоновской росписи
Свое происхождение она имеет еще задолго до палеолита, так как были найдены древние гончарные черепки изделий, которые датируются именно к IX—XI вв. Более большого распространения достигла в XIX веке, потому как появились уже более качественные акриловые краски, которыми можно было пользоваться для совершенной росписи.
Созданные игрушки-свистульки с филимоновской росписью хранятся в течение длительного времени. Они пережили множество различных событий. Их все лепили и разукрашивали. Начинали мастера из Филимоново это делать поздно осенью и сушили на печках, а затем в феврале и марте их обжигали. Затем брали краски и разукрашивали их. По традиции жители деревни Филимоново игрушками торговали на организованных ярмарках в Пасху и это был один из основных их заработков.
Виды и рисунки детских филимоновских игрушек
В начале XX века данное ремесло почти что пропало, но в послевоенные годы опять начало активно развиваться, так как тогдашнее руководство страны всячески поддерживало народное искусство. Среди старинных образов из таких игрушек самыми основными являются:
-
Филимоновская уточка — это основной символ водной среды. Использовали как оберег для малышей.
- Филимоновская лошадка (конь либо всадник на нем) является символом основного языческого бога Солнца — Велеса, которому все поклонялись.
- Филимоновский петушок являлся хранителем очага семьи.
- Филимоновские бык, коза, баран, олень считались оберегами от разных злых духов. Специально для этого у них были кольца на шеи.
- Филимоновская корова являлась символом достатка в доме.
- Филимоновская курочка была достатка и семейного благополучия.
- Филимоновская барышня — оберег огромного семейного и прекрасного счастья. Всегда изображается с маленьким младенцем именно в правой руке, а с утиной в левой. Давний прообраз единичного женщины божества — главной богини Мокошь.
Более поздними филимоновскими игрушками считаются:
- Танцевальная пара солдата и барышни, которые назывались прозвищем Любота.
- Образ Ивана, который согласно сказке словил красавицу Жар-птицу.
- Солдат с куркой или с конем — это символ повседневной жизни в маленькой деревушке.
- Образ Чаепития, посвященный самовароварению.
Характерной особенностью филимоновских игрушек является то, что при изготовлении отсутствует шаблон. Мастер просто из куска глины делает опрятную, определенную заготовку согласно традиционным параметрам.
Галерея: филимоновская игрушка (фото)
Значение узоров или орнаментов
Данные узоры либо же орнаменты имеют нотки языческой символики. Например, изображение двух перекрученных линий, что означает символ языческого бога Солнца. Все элементы должны напоминать неразрывающую связь природы с человеком, поэтому каждый символ что-то означает, а именно:
- Треугольник изображает землю.
- Елочки — живую растительность.
- Зигзаг — это вода.
Филимоновская роспись совершенно неповторима и уникальна в своем образе. Орнаменты все время изменяются. Рисунки постоянно меняют цветовую гамму. По старинным верованиям каждый узор заключает в себя сильную духовную силу, защищающую людей от любого зла.
Какие цвета нужны для создания филимоновской игрушки
Цвета — это основная деталь в филимоновской росписи. Основными являются желтый, красный, зеленый, потому что любой из них означает определенный смысл, а именно:
- Красный — символ земли, волшебной красоты, сила огня либо духа.
- Зеленый — возобновление самой жизни.
- Желтый — цвет величественного солнца, а также огня.
Характерная особенность филимоновской росписи — это то, что при обработке методом обжига она после приобретает идеальный белый цвет, поэтому нет необходимости ее поверх грунтовать, так как нам как раз нужна такая идеальна и белая поверхность для того, чтобы ее разукрашивать узорами.
Этапы создания филимоновской игрушки
По такому принципу можно сделать любую филимоновскую свистульку из глины. Первым делом сначала мастер игрушку желтит, для этого широкой кисточкой наносят краску на фигуру, закрашивая ее определенные части тела. Можно чередовать линии, а потом круги или наоборот. Элемент свистульки, где человек касается губами остается незакрашенным.
Вторым этапом является использование малиновой раскраски. Тонкой кисточкой нужно мастеру нанести разные узоры (елочки, треугольники, кружочки, полосы).
И последним штрихом станет озеленение игрушки. Тоже берется тоненькая кисточка и таким же образом окрашивается.
Главным инструментом этой росписи служит гусиное или же куриное перышко. Для данных изделий с филимоновской росписью необходимо применять специальную глину — синика, которую нашли в Филимоново.
Занятия по филимоновской росписи в детском садике
Для развития творческих способностей для детей будет полезными занятия по изготовлению филимоновской игрушки. Специально для ребенка можно делать ее из бумаги. Чтобы нарисовать филимоновскую игрушку, например, лошадь, сначала ищут соответствующие изображения лошадок, петушков, котов и т. д. Найти и распечатать из интернета шаблон для раскрашивания карандашом поэтапно совсем несложно. В основном в саду делают шаблон петуха, он самый простой. Знакомят деток с историей возникновения, и принципами филимоновской росписи и приступают к занятию. Для создания росписи будут нужными такие инструменты:
- Плакат с расписанными элементами росписи
- Несколько глиняных свистулек
- Шаблоны лошадок или петушков с нанесенным на них уже желтым цветом
- Палочки ватные либо кисточки
- Гуашь или цветные карандаши
- Палитра
- Емкость для мытья кисточек
- Салфетки
Благодаря таким занятиям у малыша совершенствуется фантазия, развивается мелкая моторика и сенсорная чувствительность. При занятиях можно читать стихи, художественную литературу, напевать песенки, показывать деткам картинки. Есть множество программ и курсов на тему — изучение филимоновской росписи в детском садике. Такие методы преподавания увлекут детей и большему научат. Заодно ребенок освоит культуру и традиции своего народа, а также приобретет новые навыки и научится рисовать простые элементарные геометрические элементы. А если ваш ребенок учится в школе, например, во 2 классе, и ему понадобилась презентация по филимоновской игрушке – будет полезно ознакомиться с нашей статьей.
В современном мире филимоновские игрушки делают более разнообразными, яркими и броскими. Также есть множество различных материалов, которые можно использовать вместо традиционных. Например, можно вместо глины взять гипс и т. д.
Другие виды росписи и рисования
Живопись маслом
Аквагрим
Точечная роспись
Роспись пряников
Акриловые краски
Приятного чтения!
Птичка-свистулька
Птичка-свистулька
Вам потребуется
Глина, стеки, доска для работы с глиной, миска с водой, салфетка для рук, губка, масляные краски.
Ход работы
Из куска глины вылепить пластину и обернуть ее вокруг указательного пальца. Примять глину вокруг пальца, придав ей форму цилиндра.
Изготовление птички-свистульки (первый этап)
Стенки цилиндра немного расплющить, чтобы образовался кувшинчик с толстым дном. Острым концом стеки проткнуть донышко кувшинчика, чтобы ее конец упирался в палец. Над ногтем сделать клиновидный вырез. Глину надрезать под прямым углом до пальца, второй надрез выполнить под острым углом. Вынуть нарезанную глину.
Изготовление птички-свистульки (второй этап)
Края кувшинчика постепенно сблизить и затем соединить вместе. Из образовавшегося выступа вылепить голову птички-свистульки.
Изготовление птички-свистульки (третий этап)
Звук в свистке возникает благодаря тому, что воздух, проникающий в канал мундштука, рассекается о клиновидный острый срез стенки. Только часть его попадает в свисток, а остальной выходит через отверстие.
В Вятской губернии в середине XIX в. справляли праздник поминовения предков. Сначала совершалась тризна (часть погребального обряда в честь умерших), а после этого начинались народные гулянья и игра на свистульках. Этот обряд называли «свистопляской».
Если свисток не зазвучит, причина может быть в том, что в канал попали крошки глины или затупился клиновидный срез; также он может опуститься или, наоборот, подняться слишком сильно. Обычно достаточно подправить только эти недочеты, чтобы свистулька зазвучала.
Влажной губкой следует осторожно сгладить птичку, стекой выделить крылья и перья на хвосте. Скатать два небольших шарика и приклеить их к голове, сделав глаза. Высушить и запечь изделие в духовке, затем раскрасить птицу.
Лось
Лось-свистулька
Вам потребуется
Глина, стеки, доска для работы с глиной, миска с водой, салфетка для рук, губка, масляные краски.
Ход работы
Кусок глины раскатать в пластину. Облепить ею указательный палец и сформировать кувшинчик с толстым дном. Проткнуть его дно и сделать клиновидное отверстие.
Изготовление лося (первый этап)
Скатать небольшой шар и вылепить из него задние ноги. Для этого шар разделить на две половинки, вытянуть в стороны и присоединить к туловищу.
Изготовление лося (второй этап)
Передние ноги и часть туловища вылепить из другого куска глины. Причем переднюю часть туловища также сделать полой внутри. Для этого сформировать шар, разделить его на две неравные части. Из меньшей части вылепить шею, а из большей – ноги.
Указательным пальцем выполнить углубление в середине туловища.
Усложненные по форме и конструкции свистульки иногда используют музыканты профессиональных и самодеятельных ансамблей вместе. Самой известной среди таких игрушек является окраина – итальянская игрушка-свистулька, форма, которой напоминает голову гуся.
Голову и рога вылепить отдельно, приклеить рога к голове, предварительно смочив их водой. Голову присоединить к передней части туловища.
Затем слепить переднюю и задние части, смочив места соединения водой.
Изготовление лося (третий этап)
Стекой выделить рот, глаза. Влажной губкой сгладить все шероховатости. Высушить и запечь готовую свистульку в духовке. Затем раскрасить фигурку.
Собачка-свистулька
Собачка-свистулька
Вам потребуется
Глина, стеки, две палочки (одна с острым, другая с круглым концом), доска для работы с глиной, миска с водой, салфетка для рук, губка, масляные краски.
Ход работы
Скатать глиняный шарик и расплющить его в круглую пластинку толщиной 0,3–0,4 см. Пластинку согнуть пополам в том и другом направлении, соединив края таким образом, чтобы получилась крестообразная фигура, одна часть которой была бы немного меньше другой.
Изготовление собачки-свистульки (первый этап)
Слепить края меньшей части в мундштук, выделив лапы. Из второй части сформировать шею и голову собачки.
Изготовление собачки-свистульки (второй этап)
Сделать отверстие со стороны мундштука при помощи круглой палочки. Снизу выполнить клиновидное отверстие при помощи стеки, сделав два надреза: первое под углом 90°, а второе – под углом 45°.
Из маленьких кусочков глины слепить ушки и приклеить их к голове. Стекой выделить глаза, рот и ноздри собачки. Готовую поделку высушить, запечь в духовке, раскрасить масляными красками.
Веселая коровка-свистулька
Веселая коровка-свистулька
Вам потребуется
Глина, стеки, две палочки (одна с острым, другая с круглым концом), доска для работы с глиной, миска с водой, салфетка для рук, губка, масляные краски.
Ход работы
Глину раскатать в тонкий пласт и слепить из него кувшинчик так, чтобы внутри образовалась полость. Горлышко кувшина закрыть и выровнять поверхность при помощи стеки и влажной губки.
Свистульки можно расписывать масляными или нитрокрасками, которые своей блестящей поверхность напоминают глазурь. Масляные краски для росписи игрушек под присмотром взрослых можно давать детям старше 8 лет.
Из шарика следует слепить ноги и приклеить их к туловищу. Из другого шарика сформировать голову и длинную шею, сделать уши и рога. Присоединить детали к туловищу.
Стекой выделить ленту с колокольчиком на шее коровы, глаза, рот и ноздри.
Круглой палочкой сделать отверстие, прокалывая его под углом 90° в нижней части игрушки там, где начинается полость и заканчивается горло. Со стороны горла сделать еще одно отверстие. Плоский конец палочки ввести в узкий конец фигурки так, чтобы ее было видно из первого отверстия.
В боках туловища сделать еще несколько отверстий. Они должны входить в глину под углом от узкого конца туловища и быть круглыми. Все отверстия должны быть ровными и чистыми, иначе извлечь звук не получится. Высушить фигурку в течение нескольких дней, затем обжечь в духовке. Готовую свистульку расписать красками.
Медвежонок-свистулька
Медвежонок-свистулька
Вам потребуется
Глина, стеки, две палочки (одна с острым, другая с круглым концом), скалка, доска для работы с глиной, миска с водой, салфетка для рук, губка, масляные краски.
Ход работы
Скатать шар и расплющить его в тонкую овальную лепешку при помощи скалки. Обернуть лепешкой внахлест указательный палец правой руки. Стекой разгладить шов. Узкая часть хвоста – мундштук.
Осторожно вынуть палец, не помяв бока. Соединить серединку лепешки внахлест, образовав животик медвежонка. Сформировать голову, соединив нижнюю часть лепешки и немного приподняв ее. Вытянуть лапки по сторонам. Закончить лепку головы, оттянув уши и нос.
Формирование туловища медвежонка
Сделать два отверстия: первое – при помощи круглой палочки со стороны мундштука, а второе, клиновидное, выполнить снизу. Острым концом палочки надрезать глину под углом 90°, затем еще раз надрезать острым концом уже под углом 45°. Вырезанную глину убрать. Все отверстия должны быть выполнены чисто и ровно. Если есть глиняные крошки, их надо убрать.
Игрушки-свистульки лепили еще в глубокой древности. Язычники использовали их как магические инструменты. НЛаманы и колдуны с их помощью в жару вызывали дождь и ветер. В настоящее время игрушки-свистульки – это просто веселая забава для детей.
При помощи стеки сделать углубления для глаз, ноздрей и рта, а также вдавить ею пальчики на передних и задних лапках медвежонка. Легкими касаниями стекой нарисовать шерстку штрихами по всему туловищу.
Готовую фигуру медвежонка высушить, запечь в духовке, раскрасить красками.
Барашек-свистулька
Барашек-свистулька
Вам потребуется
Глина, стеки, две палочки (одна с острым, другая с круглым концом), доска для работы с глиной, миска с водой, салфетка для рук, губка, масляные краски.
Ход работы
Из довольно большого куска глины надо скатать шар, придать ему форму яйца. Визуально разделить фигуру на три части, круговыми движениями большого и указательного пальцев отделить голову. Эта часть должна быть немного больше остальных.
Скользящими движениями приподнять вверх немного глины с верхней части головы, вылепить из нее рога и ушки. Сформировать мордочку барашка. Стекой вдавить глазки, ротик и ноздри.
Из средней части слепить широкую выпуклую грудь и передние ноги барашка, собрав глину в нижней части. Затем сформировать животик и хвост из последней части фигуры. Опорой игрушки должны быть ноги, животик и хвост, который необходимо сделать в виде короткого цилиндра.
Для изготовления свистка в бок барашка практически прямо под углом 90° вставить круглую палочку и ввести ее до середины фигурки. Затем вращательными круговыми движениями расширить туловище барашка с помощью палочки, сделав его полым внутри. При этом само отверстие не должно измениться в диаметре. Сделать еще один прокол острой палочкой, введя ее ровно по центру спины барашка под углом 45°, к боковой стенке первого отверстия практически до соприкосновения с его краем. Вынимать палочки надо осторожно, чтобы не нарушить форму отверстий. Стекой нарисовать завитки по всей поверхности игрушки. Готовую фигурку высушить, обжечь в духовке, раскрасить.
Гусенок-свистулька
Гусенок-свистулька
Вам потребуется
Глина, стеки, две палочки (одна с острым, другая с круглым концом), доска для работы с глиной, миска с водой, салфетка для рук, губка, масляные краски, стержень для шариковой ручки.
Ход работы
Раскатать тонкую пластинку из глиняного теста и обернуть ее вокруг указательного пальца, сформировать цилиндр. Из него сделать кувшинчик с толстым дном. Вынуть палец.
Из другого куска глины скатать яйцо и разделить его на две неравные части. Большую часть вытянуть в шею, из меньшей слепить голову. Легкими скользящими движениями стянуть глину на один конец головы и вылепить клюв.
Стержнем для шариковой ручки сделать гусенку глаза. Из короткого толстого жгута вылепить хвост. Соединить все детали игрушки.
Круглой палочкой проколоть отверстие в боку фигурки. Острым концом сделать надрез в верхней части туловища, введя палочку внутрь него так, чтобы ее было видно из первого отверстия. Выполнить еще одни надрез под углом 45°. Убрать срезанную глину.
Влажной губкой сгладить все шероховатости. Высушить фигурку и обжечь в духовке. Затем раскрасить красками.
Лошадка-свистулька
Лошадка-свистулька
Вам потребуется
Глина, стеки, две палочки (одна с острым, другая с круглым концом), доска для работы с глиной, миска с водой, салфетка для рук, губка, масляные краски.
Ход работы
Из куска глины скатать шар, придать ему форму яйца и расплющить в тонкую пластину. Обернуть ее вокруг указательного пальца и слепить кувшинчик с толстым дном. Разровнять его поверхность при помощи стеки и влажной губки – это задняя часть туловища.
Сушка – процесс длительный. Сушить следует в помещениях без сквозняков в течение 2–3 дней, причем в первый день игрушку лучше держать накрытой сухой тряпкой. На второй день тряпку нужно убрать. На третий день свистульку можно досушить на батарее центрального отопления или в печи. Если во время сушки образовались трещины, их необходимо замазать жидкой глиной и продолжать сушить.
Скатать еще одну заготовку в форме яйца и слепить из нее ноги лошадки. Для этого разделить фигурку пополам вдоль и вытянуть из каждой половинки по две ноги, оттянув их в разные стороны.
Из шара слепить голову с шеей, для чего разделить его пополам на две неравные части и из меньшей части вылепить голову. Поднять глину вверх скользящими движениями и сформировать из нее уши и челку. Вторую часть вытянуть, слепив шею. Указательным и большим пальцами по всей длине шеи оттянуть немного глины и сделать гриву.
Из короткого толстого жгута сформировать изогнутый хвостик.
Все части фигурки смочить водой или жидкой глиной в местах соединения и собрать в лошадку. Стекой нарисовать волосы, глаза, рот и ноздри.
Круглой палочкой сделать отверстие в боку игрушки. Острой палочкой выполнить надрез в спине лошадки, чтобы ее было видно из круглого отверстия. Второй надрез сделать под углом 45°. Все отверстия должны быть ровными и чистыми.
Высушить и запечь готовую фигурку в духовке. Затем раскрасить ее масляными красками.
Рыбка-свистулька
Рыбка-свистулька
Вам потребуется
Глина, стеки, две палочки (одна с острым, другая с круглым концом), доска для работы с глиной, миска с водой, салфетка для рук, губка, масляные краски.
Ход работы
Шар из глины раскатать в тонкий пласт и обернуть его вокруг указательного пальца.
Слепить полый внутри кувшинчик. С одной стороны оттянуть немного глины и сформировать рыбке рот. Затем все края кувшинчика соединить и разгладить влажной губкой.
Из небольшого куска глины скатать жгут и слепить из него хвост, сделать плавники. Приклеить все детали к фигурке рыбки, предварительно смочив их водой. Стекой нарисовать чешую и глаза.
В боку рыбки палочкой с круглым концом сделать отверстие.
Острой палочкой выполнить два надреза на спине фигурки. Первый надрез сделать, держа палочку под прямым углом так, чтобы ее было видно из круглого отверстия. Второй надрез выполнить под углом 45°. Убрать срезанную глину.
Высушить и запечь игрушку в духовке, раскрасить ее масляными красками.
Коза-свистулька
Коза-свистулька
Вам потребуется
Глина, стеки, две палочки (одна с острым, другая с круглым концом), доска для работы с глиной, миска с водой, салфетка для рук, губка, масляные краски.
Ход работы
Шар из глины раскатать в тонкий пласт и обернуть его вокруг пальца. Слепить полый кувшинчик и разгладить его влажной губкой.
Из небольшого шара сформировать ноги, из другого слепить голову и шею. Скатать толстый жгут и сделать из него хвост. Вылепить уши и рога и прилепить их к голове. Глаза сделать из маленьких лепешек. Стекой выделить ноздри и рот.
Глиняные свистульки были во все времена и у всех народов. Их всегда обжигали при высокой температурой и раскрашивали яркими красками, а орнамент на них носил обрядовый характер. Кроме того, все фигурки были наделены определенным символическим значением. Например, птичка-свистулька символизировала представление древних людей о счастье.
Соединить все части игрушки при помощи воды или жидкой глины. Влажной губкой разгладить всю поверхность.
Выполнить одно круглое отверстие на боку игрушки и второй угловое – на животике козы. Угловое отверстие выполнить острой палочкой двумя надрезами под углами 90° и 45°. При осуществлении первого надреза палочка должна быть видна из круглого отверстия. Все отверстия сделать чисто и ровно.
Высушить и запечь готовую фигурку. Раскрасить козу-свистульку масляными красками.
Тюлень-свистулька
Тюлень-свистулька
Вам потребуется
Глина, стеки, две палочки (одна с острым, другая с круглым концом), доска для работы с глиной, миска с водой, салфетка для рук, губка, масляные краски.
Ход работы
Из куска глины скатать шар, придать ему форму яйца. Палочкой с круглым концом сделать прокол внутрь шара. Вращательными движениями по часовой стрелке сформировать полость внутри фигуры и придать ей овальную форму. Отверстие не расширять.
Снизу сделать надрез острой палочкой, держа ее прямо таким образом, чтобы она коснулась круглой. Выполнить второй надрез острой палочкой под углом 45°.
Узкая часть получившейся заготовки будет хвостом, широкая – животом, а верхняя – головой фигурки.
На лицевой части головы стекой нарисовать усы, брови, нос, сделать основания для глаз и углубление для рта. Скатать маленькие шарики для глаз, расплющить их между пальцами и приклеить в намеченные места.
Обжиг свистулек – очень важный и сложный процесс. Прежде чем начинать обжиг самого изделия, надо сделать пробу на небольшом комочке глины. Если он не растрескался, то температура была выставлена правильно.
Оттянуть глину по бокам фигурки, вылепить ласты, нарисовать на них продольные полоски.
Готовую фигурку высушить в течение нескольких дней, затем обжечь в духовом шкафу, раскрасить.
Русалка-свистулька
Русалка-свистулька
Вам потребуется
Глина, стеки, две палочки (одна с острым, другая с круглым концом), доска для работы с глиной, миска с водой, салфетка для рук, губка, масляные краски.
Ход работы
Сформировать шар, расплющить его в тонкую пластинку, согнуть ее пополам и слепить края внахлест. Сформировать туловище и хвост русалки.
Из отдельных кусочков глины вылепить грудь, голову вместе с шеей и руки. Волосы сделать из тонкой пластинки. Приклеить все части к туловищу. Выделить нос. Стекой провести отдельные прядки волос и нарисовать кулон на шее.
Каргопольские народные игрушки изготовлялись в деревне Гриневе Каргопольского района Архангельской области. Чаще всего они представляли собой оленей, медведей, стоящих на двух ногах, сказочных птиц, фигурки людей, которые выполняли различные действия.
В хвосте круглой палочкой сделать отверстие, а острой выполнить два надреза – прямой и под углом. Один надрез должен располагаться в начале полости, а второй – в верхней части туловища. На боку круглой палочкой следует выполнить еще два отверстия. Готовую игрушку высушить, обжечь, раскрасить.
Дракон-свистулька
Дракон-свистулька
Вам потребуется
Глина, стеки, доска для работы с глиной, миска с водой, салфетка для рук, губка, масляные краски.
Ход работы
Сделать шар из глины, раскатать его в тонкий пласт. Сложить его пополам крестообразно, чтобы одна часть была немного меньше другой. Соединить края.
Из меньшей части слепить дракону хвост, большую приподнять и разделить стекой еще на три части. Слепить из центральной части голову дракона, боковые части расплющить и вытянуть, сформировав приподнятые крылья. Оттянуть немного глины на шее и спине и сформировать из нее гребень. Скатать маленькие шарики и приклеить их к голове на месте глаз. Вдавить стеку на лицевой части головы, расширить небольшое углубление, сделав рот. Слепить задние ноги из маленьких частей фигурки. Передние лапы сделать из жгутиков. Стекой разделить пальчики на задних и передних лапах. Выделить ноздри и чешую на груди дракона.
Вставить в хвост круглую стеку, острой стекой сделать надрез в нижней части хвоста под углом 90°, чтобы она коснулась круглой стеки. Затем выполнить еще один надрез острой стекой под углом 45°. Вынуть стеки.
Готовую фигурку высушить, обжечь в духовом шкафу, раскрасить.
Тигр-свистулька
Тигр-свистулька
Вам потребуется
Глина, стеки, доска для работы с глиной, миска с водой, салфетка для рук, губка, масляные краски.
Ход работы
Скатать шар из куска глины. В середину его ввести круглую стеку, круговыми движениями по часовой стрелке сделать углубление в шаре и придать ему овальную форму. Вынуть стек и закрыть отверстие внахлест.
Из маленьких шариков слепить глаза и нос. Сформировать две лепешки небольшого размера – щеки; из маленького жгутика сделать рот. Приклеить эти детали к лицевой части головы. Скатать два шарика, немного расплющить их, сделав лапы. Из жгутика выполнить хвост. Прилепить эти детали к туловищу. Стекой обозначить на лапах пальцы, влажной губкой сгладить все неровности.
Сделать круглой стекой отверстие на боку игрушки. На спине острой стекой сделать два надреза: один под прямым углом, второй – под углом 45°. При выполнении первого надреза стека должна быть видна через круглое отверстие.
Тигренка высушить, запечь в духовке, раскрасить.
Слоненок– свистулька
Слоненок-свистулька
Вам потребуется
Глина, стеки, доска для работы с глиной, миска с водой, салфетка для рук, губка, масляные краски.
Ход работы
Сформировать шар из глины, расплющить его в тонкую пластину, согнуть ее пополам в виде овала. Слепить края пластины так, чтобы внутри образовалась полость.
По бокам одной части легкими сглаживающими движениями оттянуть глину и слепить из нее уши. Хобот сделать из жгутика. Из маленьких шариков слепить бивни. Скатать жгут и разрезать его на 4 части, из которых сформировать ноги. Хвост слепить из жгутика меньшего размера. Приклеить все части к туловищу, смочив их водой или жидкой глиной. Стекой выделить пальцы на ногах, глаза и отверстие в хоботе. Сделать круглое отверстие на спине. В нижней части острой стекой выполнить два надреза: один под прямым углом, второй – под углом 45°.
Высушить и обжечь фигурку в духовке. Раскрасить.
Курочка-свистулька
Курочка-свистулька
Вам потребуется
Глина, стеки, доска для работы с глиной, миска с водой, салфетка для рук, губка, масляные краски.
Иногда на первом этапе изготовления свистка вместо чистого звука слышно только шипение воздуха. Для устранения этого недостатка надо убрать немного глины с внутренней стороны, изменить отверстие для выхода воздуха, уменьшив или увеличив его, а также при необходимости выровнять дно стаканчика.
Ход работы
Из куска глины скатать шар диаметром 4–5 см.
Изготовление курочки (первый этап)
Расплющить его, сделав круглую пластинку. Большим пальцем надавить на ее середину и сделать полость, чтобы получилась форма с двумя выступами для изготовления головы и хвостовой части игрушки. Скрепить края и сгладить всю фигуру.
Изготовление курочки (второй этап)
Разделить игрушку на две части.
Придать хвостовой части овальную форму, немного примяв глину.
Изготовление курочки (третий этап)
Сформировать голову и шею. Оттянуть небольшое количество глины вверх и слепить клюв, бородку и гребешок. Стекой нарисовать контуры крыльев.
Сделать свисток – самую сложную часть фигурки. Круглой стекой проколоть хвост, как показано на рисунке. Отверстие должно быть сквозным. У края хвоста острой стекой сделать косой срез.
Изготовление курочки (четвертый этап)
Готовую фигурку высушить, обжечь, раскрасить.
Цель
Воспитательная: воспитать коммуникабельность, чувство коллектива, взаимопомощь и поддержку в работе на уроке.
Обучающая: научить выявлять особенности традиций филимоновской игрушки в росписи.
Развивающая: научить детей обобщать свои знания, анализировать новый материал и применять его на практике.
Задачи
1. Закрепить знания и приемы лепки филимоновской игрушки.
2. Научить правильно, передавать особенности промысла через любой образ, используя символику солярных знаков при росписи игрушки;
3. Научить анализировать символику росписи филимоновской игрушки, правильно использовать основные цвета промысла.
4. Научить совместной работе в коллективе, взаимопомощи.
Оборудование
а) для педагогов: образцы изделий, набор шаблонов, выставка детских работ, пособие по росписи и лепки филимоновской игрушки, схема анализа символики, вспомогательный материал для показа работ.
б) для воспитанников: краски, кисти, перышко, банка с водой, тетрадь или альбом, тряпка, палитра.
Ход занятия
1. Оргмомент.
2. Сообщение темы занятия.
3. Определение команд. Конкурс ”Название команды”.
4. Повторение пройденного материала.
5. Конкурс «Образы глиняной игрушки”.
6. Конкурс «Техника лепки филимоновской игрушки”.
7. Объяснение нового материала: «Приемы и особенности филимоновской игрушки”
8. Конкурс «Значение старинной символики”.
9. Конкурс «Магический узор”. Практическая работа по росписи.
10. Конкурс «Аукцион сюжетов”.
11. Подведение итогов.
12. Обобщение пройденного материала на занятии.
13. Задание на дом
Методические приемы
1. Беседа по пройденному материалу.
2. Демонстрация образцов и иллюстраций.
3. Рассказ учителя.
4. Постановка проблемы и поиск решения.
5. Объяснение, пояснение, индивидуальная работа.
6. Игровые моменты (конкурсы, викторина).
7. Самоанализ, выявление недостатков.
8. Метод поощрения (объявление команды победителя, отбор лучших работ).
1 Оргмомент
2 Сообщение темы
Филимоновская деревушка |
Да, из красной обычной глины |
Учитель. Ребята, вы уже, наверное, догадались, о чем сегодня пойдет речь? Да, сегодня мы будем продолжать говорить о филимоновской игрушке и промысле. Наше занятие называется «Филимоновская игрушка: образы, сюжеты, роспись”. Сегодня наше занятие пройдет в виде конкурса. Оценивать выполнение ваших заданий будет компетентное жюри (представление жюри – приглашенные на занятие учителя).
3 Конкурс «Определение команд”
Учитель. Вы разделитесь на две команды. Каждой команде необходимо выбрать капитана и определить название. А название нужно сложить из букв, которые находятся в конвертах. Итак, наш веселый конкурс объявляется открытым (ребятам даются на выбор конверты, 3 минуты на составление из букв названий команд, справившиеся с заданием поднимают руку.). Теперь у нас образовались команды с названиями «Малинка”, ”Лимонка”.
4 Повторение пройденного материала
Учитель. Сейчас мы послушаем краткую справку о возникновении промысла Филимонова (рассказ учащегося).
Учащийся. В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, Тульской области, на высоком берегу реки Уны стоит деревня Филимоново. По местным преданиям, истоки гончарного ремесла относятся к временам Ивана Грозного. Именно тогда в местные владения князя Воротынского будто бы прибыл гончар Филимон. Он обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.
Гончарили здесь всегда мужчины, а женщины лепили звонкие свистульки, за что жители окрестных деревень прозвали их «свистулечницами”, потому что игрушки делались со свистками (демонстрация свистульки). Свистулька – ее еще называют в разных местах сопелкой, гудухой, улюткой, соловьем – древняя и до сих пор популярная игрушка на Руси. В далеком прошлом она, возможно, имела религиозное значение. Известно, например, что вятичи встречали бога солнца (Ярилу) пением глиняных дудок, а магическими узорами на игрушках и пронзительным свистом отгоняли злые силы от душ умерших.
Женщинам помогали в работе девочки, которых приучали к ремеслу с 7-8 лет. Работали зимой в свободное от сельских трудов время. Игрушки продавали на ярмарках и базарах в Туле и ближайших уездных городах. Игрушки или «забавки” стоили на базаре копейки, поэтому нужно было их изготовить очень много. Вот и работали женщины, не покладая рук, днем – хозяйство, а как только наступали сумерки, приступали к любимому делу. Бывало, длинными зимними вечерами собирались мастерицы и лепили игрушки под удивительные напевы русских народных песен.
Весной, до начала полевых работ, как только устанавливалась ясная сухая погода, все готовые изделия обжигали в специальных горнах. На склоне большого оврага, что разделял две деревни – Филимоново и Карасинки, была построена из кирпича печь, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками. Обжиг был необыкновенно красочным зрелищем. До глубокой ночи горели эти могучие костры, освещая раскаленные горшки и игрушки. Для всех жителей деревни день этот был торжественным событием – итогом всей зимней работы. У печей собирались нарядно одетые жители. Все ожидали чуда – появления преображенных огнем глиняных изделий. И это чудо возникало перед их восхищенным взором: местная глина после обжига приобретала белый цвет, и ее можно расписывать без предварительной побелки.
После обжига игрушки группировали по сюжетам для росписи. Сюжеты Филимонова – это барыни, крестьянки, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных – коровы, бараны, лошадки, медведи; из птиц – курицы и петухи.
В отличие от дымковских, все филимоновские игрушки – свистульки, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц. Игрушка отличается особым изяществом форм, своеобразной пластикой, вытянутой пропорцией. Это потому, что природные свойства местной глины, жирной и пластичной, отразились в облике игрушек.
Филимоновская глина при сушке быстро покрывается трещинами, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Пока глина сохнет, игрушку много раз оглаживают, «подтягивают”, выравнивая ее поверхность. «Подтягивать” и подглаживать ее приходится дней пять. С каждым таким подтягиванием игрушки удлиняются в пропорциях. Но красота и оригинальность игрушки не только в особых качествах местной глины, а также в форме и росписи. Народная игрушка в своем первородном виде культовая и обрядовая скульптура, инструмент магии. Она представляет собой явление народного искусства, в котором эстетическое и культовое начала были слиты воедино, и непременно учитывались мастером. Рассматривая работы народных мастеров, можно только удивляться устойчивости традиций в выборе тем и сюжетов игрушек (показываются иллюстрации).
Учитель: Эти сюжеты характерны для искусства всех народов, они стали главными в русской глиняной игрушке и многократно варьировались в каждом мастеровом центре по-своему, никогда не повторяясь (Сравниваем игрушки разных промыслов, одинаковые по сюжету). Часто фантазия мастеров настолько изменяет образ животного, что игрушка не имеет прототипа, получаются сказочные звери неведомой породы. Мастера не стремятся к простому правдоподобию, жизненные впечатления у них – основа для вымысла, сказки. Пользуясь этим методом, они создают бесчисленное множество вариантов, подобных собирательных образов – типов. А в различных центрах производства эти образы вообще неповторимы, имеют особенности, присущие именно той или иной художественной школе.
5 Конкурс «Образы глиняной игрушки” (коллективный).
Учитель. Сейчас каждая команда возьмет по карточке (рисунок 1), где изображены образы глиняной игрушки. Вы должны подумать и рассказать, что же символизирует каждый образ в жизни древних славян. Эти образы – воплощение языческих верований, которые таят мифологию жизни в древних дохристианских формах славянского культа. (Вспомним их).
1-ая команда. Женская фигурка олицетворяет великую богиню «Природу”. Женское начало несло знак добрых сил: Мать – кормилица, Весна, Купава, Берегиня, Лада и т.д. Доможириха – вот перечень имен и смыслов, которыми народ наделил глиняную женскую фигуру. Этот образ – продолжение рода всего живого. Медведь – один из ведущих персонажей народных сказок – предвещал пробуждение природы, был символом могущества. Олень – изображал удачный брак, тепло и плодородие.
2-ая команда. Конь – считался слугой Солнца. Впряженный, он возил по небосводу бога-солнца и приносил людям его благодать. Конь в искусстве языческой Руси имел охранительный смысл и занимал важное место в магии плодородия. Он символизировал как культ солнца, так и воды. В народном искусстве конь – это время, свет, богатырская сила. Птицы – знак воскресения природы, пробуждение земли, рассвета, хорошего урожая, счастливой семьи. Они вестники богини Матери – земли и обязательные спутники женских изображений. Корова символизировала бодрую силу, плодородие и могущество.( Жюри оценивает конкурс.)
Учитель. Во всех этих сюжетах отображалась наивная вера крестьянина в добро и зло, поэтическое одушевление сил природы, от которых зависело благополучие человека, счастье и достаток. При создании этих образов главная задача мастера не в том, чтобы предать игрушке особенности конкретной птицы, лошади, человека, а в стремлении передать черты того явления природы, которое воспринималось им в метафорическом – мифологическом познании мира. Конь – солнце, баба – Мать – земли. Единство человека и природы, основа культурной традиции.
6 Конкурс » Техника лепки филимоновкой игрушки” (коллективная)
Учитель. Каждая команда получает лист с заданием. В течение нескольких минут надо написать и объяснить последовательность лепки (женской фигуры). Потом по схеме (рисунок 2) проверим правильность работы учащегося.
1-ая команды. Изображение людей примитивны и монолитны в филимоновском промысле. Неширокая юбка – колокол в узкую талию, узкие плечи, руки, голова, составляют одно целое с шеей, переходящей в шляпку с козырьком. Вытянутые плоские фигурки с небольшой головой на непомерно длинной шее, тонкие длинные руки – таков характерный облик филимоновской женской фигуры. Лепится игрушка в такой последовательности:
- Скатаем между ладонями шар, наденем его на указательный палец (открываем на планшете первый пункт и проверяем).
- Затем шар вытягиваем и начинаем расширять углубление, сделанное указательным пальцем.
- Сплющивая между большим и указательными пальцами стенки юбки – колокола, постепенно добиваемся того, чтобы толщина их у края была примерно 5-6 мм.
- Теперь заготовку ставим на дощечку и приступаем к лепке туловища и головы, которые первоначально намечают лишь в общих чертах.
- Вслед за этим намечаем головной убор и приступаем к лепке рук. Их «вытягивают” из кома глины, находящегося в средней части фигуры.
- На следующей стадии лепки поле шляпки слегка прижимаем с двух сторон, а сверху прикрепляем так называемую тулью – цилиндрическую часть шляпки.
- Теперь на некоторое время фигурку «барынь” отставляем в сторону и принимаемся лепить птичку или «курицу” (как называли мастера).
-
Когда слепили «курицу”, закрепляем в руках барыни и хорошо разглаживаем.
( Такие шляпки, тулья которых едва прикрывали пучок волос на голове, были модными в конце прошлого века.).
2 -ая команда (объясняет технику лепки животного, рисунок 3). (Жюри, оценивает конкурс).
7 Объяснение нового материала.
Учитель. Главное, что поражает при взгляде на филимоновскую игрушку, – ее смелая роспись. Расписывать филимоновскую свистульку начали только в середине прошлого столетия, когда появились анилиновые краски. Поначалу краски разводили «на полном яйце”, и роспись была сочных естественных тонов. К сожалению, она быстро тускнела и жухла. Тогда мастерицы начали использовать ацетон. Краски стали более стойкими, яркими, даже несколько пронзительно – ядовитыми.
До наших пор игрушечницы брали для росписи куриные и утиные перышки, «ведь перышко краску лучше держит и прочнее оно”- говорят филимоновские женщины. И сейчас они пишут перышками: с кисточки краска к чистой глине не пристает, и остаются ворсинки, а с перышка – ложится чисто и ровно.
Расписывают свистульки прямо по белой обоженной глине, причудливыми полосками – желтых, лиловых, зеленых, реже синих и фиолетовых цветов. Кроме того, мастерицы варьируют цвет. Ложится синий мазок на желтый – получается зеленый, красный на желтый — дает оранжевый. Роспись строится по традиционной схеме:
- сначала накладывают желтые полосы и пятна;
- потом их обводят красным;
- затем зеленым, синим, иногда фиолетовым.
Лимонка, малинка, зеленка – так ласково называют мастерицы свои краски. Гамма цветового решения почти не меняется. Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова окрашивается одним цветом, чаще зеленым или красным (рисунок 4)
В раскраске человеческих фигурок – барынь или толстоногих кавалеров – меньше всего уделяется внимание лицам: зеленые, черные или синие мазки и точки, изображающие брови и глаза. Малиновые штрихи – рот. Главное – наряд: яркая малиновая кофта, длинная шляпка, две-три цветные каемки на тульи шляпки и вороте платья и пестрая, вся покрытая небрежно, лихо написанными узорами, юбка – в глазах рябит, как солнышко. Мы видим, в орнаменте нет строгой геометричности дымковской росписи: штрихи, веточки, звездочки, розетки, овальные листики, пятна, иногда разделенные полосами, иногда в веселом беспорядке разбросаны по фону.
Начинают мастерицы писать всегда с центра, а от него уже развивается роспись дальше, повинуясь чутью и воображению. Все эти узоры напоминают о связях человека и природы. Елочки, кружочки, солнышки, что используют мастера – это очень древние обрядовые знаки. Впрочем, по старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную заклинать любое зло и несправедливость стихийных сил природы. Эти символические знаки, пришедшие к нам из древних обрядовых праздников, – с магической символикой.
В филимоновской игрушке мы видим символы солнца, земли, воды, плодородия. В филимоновской росписи мастера по-своему показывают близость к природе. Они пропустили через свое мироощущение все образы и символы и показали в росписи свое восприятие мира. Древние символы мы с вами встречали и в дымковской и каргопольской, игрушке. Но они везде разные в орнаменте. В каждом промысле мы замечаем символы солнца, воды и д.р. Тонкой нитью проходит в них древняя символика крестьянской религии (рисунок 5).
8 Конкурс «Значение стариной символики”
Давайте вспомним древние символы. Каждой команде предлагается по одной карточке, где перепутаны символы. Надо найти ошибки и исправить. За каждый правильный ответ начисляется по одному баллу. Каждая команда объясняет ошибки.
Ученик 1-ой команды. Знаки солнца – очень многообразны и изображаются кружками с лучами, даже есть изображение ночного солнца. (Изображение солнце на карточке под номерами 1,3,5, на карточке под номером 2 изображена земля, под номером 4 – вода.)
Ученик 2-ой. команды. Знак воды – полосы в виде и треугольников. Дождь обозначается прерывистыми линиями. (Изображение воды на карточке под номером 1,4,5) На карточке под номером 2 изображены побеги, засеянные в землю. Под номером 3 – засеянное поле (рисунок 6).
Учитель. Правильно. Молодцы, все хорошо справились с заданием. Мы вспомнили символы, которые нам пригодятся в дальнейшей работе над росписью. В филимоновской игрушке мы видим, что единство природы, выразилось в особой форме зверей и птиц. Воображение мастера наделяло вещи чертами живого мира, у животных подчеркивалось то, что свойственно самому человеку.
В русском народном искусстве нет устрашающих изображений, нет ужаса, нет зла. Эти замечательные черты, оказывается, тоже имеют древние исторические корни. Множество удивительных мотивов, образов создают филимоновские мастера – игрушечники, и за каждым из них стоит большой мир, частью которого воспринимает себя человек. Источником творчества народных умельцев является любовь к природе, доброта и щедрость души.
Каждая игрушка имеет неповторимый узор, хотя есть некоторые приемы росписи (показ образцов) Кофты у барынь и рубахи у солдат филимоновской игрушки обычно окрашены одним цветом: лиловым, зеленым, желтым. Но сколько выдумки появляется у мастериц, когда они рисуют орнамент на юбках, передниках и штанах у своих кукол! Только лица у игрушек остаются чисто белыми, лишь точки – глаза, пятнышки – рот.
Для мастериц прошлого роспись игрушек была особым праздником. В деревне «дом перед домом” соревновался – кто лучше распишет свистульку. Давно исчезли голосистые крестьянские базары, где филимоновцы продавали свои «чудо – развлечения”. Пройдя долгий и сложный путь от мифа-сказки до детской забавы, игрушка сейчас превратилась в самостоятельное произведение скульптуры (мелкой пластики). В наши дни мастерицы везут свои работы на художественные выставки.
Современная лепная свистулька стала еще ярче, наряднее, больше (до 20 см. в высоту), превратилась в скульптуру малых форм и поменяла и свой облик. Наряду с традиционными барынями, всадниками, животными, возникли сложные групповые композиции и бытовые сценки из деревенской жизни, согретые сердечным теплом мастеров. В музеях народного искусства, в частных коллекциях можно увидеть загадочных животных А.Ф. Масленниковой, одухотворенных глиняных кукол Л.Г.Зайцевой, ласковых зверей А.Г.Карповой, свистульки Е.К.Евдокимовой и других замечательных мастериц (показ иллюстраций работ мастериц). Только вот беда, если раньше в Филимоново почти в каждом доме гончарили, да лепили игрушку, продолжая многовековое дело предков, то теперь промысел все больше уходит в прошлое. Народная игрушка-явление в русской культуре значительное, в ней своеобразно отразились жизнь, труд и мировоззрение нескольких поколений людей. Филимоновская свистулька, прославившая свою деревню, у нас в стране и далеко за ее пределами, должна быть сохранена для будущего.
9 Конкурс «магический узор” (индивидуальный)
Практическое задание на роспись (рисунок 7, 8).
Учитель. Возьмем по игрушке, слепленной на предыдущем уроке, и попытаемся, как филимоновские мастера, раскрасить игрушку куриным перышком. Смотрим на плакат с элементами росписи (схема 4–5) и на иллюстрации игрушки. Роспись будет строиться по традиционной схеме (показ росписи на шаблоне). Дети украшают силуэт филимоновской барышни по своему усмотрению: можно скопировать рисунок художника, а можно самим придумать наряд. Каждая команда выставляет свои работы для оценки жюри и рассказывает о своем образе. Лучшие работы отбираются в методический фонд.
10 Конкурс «Аукцион сюжетов” (коллективный)
Каждая команда по очереди называет сюжет филимоновской игрушки. Кто назвал больше, тот выигрывает.
Ученик 1-ой команды. Барышня, всадник, петух, свинья, доярка, олень.
Ученик 2-ой команды. Солдат, козел, медведь, лошадь, солдат с птицей, барышня.
11 Подведение итогов
Жюри подводит итоги конкурса и награждает победителя (грамотой лучшего мастера).
12 Обобщение пройденного на уроке (ответы на вопросы)
- Где возник промысел филимоновской игрушки?
- Почему игрушка называется филимоновской?
- Особенности филимоновской игрушки?
- Какие цвета традиционны при росписи игрушки?
- Как ласково филимоновцы называют свои цвета?
- Какие символы встречаются в филимоновской игрушки?
- Ход росписи в филимоновской игрушке.
Учитель. Молодцы. Вы сегодня очень хорошо занимались.
Сегодня на занятии мы попытались по новому взглянуть на народное декоративно- прикладное искусство, понять смысл филимоновских узоров и орнаментов. Научились правильно расписывать филимоновскую игрушку и самостоятельно оценивать свою и чужую работы, анализировать ошибки и достижения.
13 Задание на дом
Дома в альбоме разработать узор для филимоновского всадника.
Литература
Веселая и нарядная филимоновская игрушка известна всем. Собачки, лошадки, петухи и овечки со свистульками, раскрашенные яркими красками, никого не оставляют равнодушным. Особенно они нравятся малышам. В детских садах филимоновская роспись входит в программу обучения детей рисованию. Ребятишек знакомят с ее основами и историей создания игрушки. Их учат раскрашивать шаблоны филимоновской игрушки для рисования, тем самым приобщая к народному творчеству.
История появления игрушки
История возникновения филимоновской игрушки берёт начало в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области. По легенде, гончарное ремесло там появилось при Иване Грозном, когда гончар по имени Филимон нашёл в окрестностях качественную синюю глину. Она была пригодной для изготовления гончарных изделий и великолепно подходила для росписи. Но раскопки показали, что изготовлением глиняных изделий здесь занимались еще в эпоху палеолита. В древних курганах были найдены глиняные черепки со следами характерной росписи.
Филимоновская глина отличается высокой жирностью и пластичностью. Ее называют синикой. При обжиге глина меняет свой изначально черно-синий цвет на белый или слегка розоватый. Изготовлением игрушек-свистулек традиционно занимались женщины, а мужчины-гончары делали глиняную посуду. Лепить игрушки начинали поздней осенью и всю зиму сушили их на печках. К весне фигурки обжигали — из невзрачных серых они становились ослепительно белыми. Затем их расписывали яркими красками. Готовые свистульки выглядели великолепно. Их традиционно продавали на пасхальных ярмарках. В деревне Филимоново это был один из основных видов заработка.
Наибольшее распространение филимоновская игрушка получила в XIX веке, когда появились акриловые краски. С их помощью мастерицы создавали великолепную роспись, которая стала характерной особенностью их изделий.
В начале XX века ремесло практически исчезло. Возрождаться оно начало в 60-е годы, когда руководство страны стало поддерживать народные промыслы.
Особенности изделий
Образы и роспись филимоновских игрушек восходят к временам языческой древности. В дохристианские имена времена они имели сакральный смысл и часто служили оберегами:
- Уточка символизирует воду. С изготовления этой фигурки начиналось обучение ремеслу. В древности она была оберегом для маленьких детей.
- Всадник на лошади или просто лошадка изображают Велеса — языческого бога удачи и плодородия.
- Петушок охраняет домашний очаг от несчастий.
- Козочка, олень, бык и барашек с трехцветными кольцами на шеях отгоняют злых духов.
- Корова — этот оберег приносит в дом достаток.
- Курочка — символ благополучия.
- Барышня в нарядной юбке — это особый оберег. Он символизирует древнерусскую богиню Макошь. Традиционно ее изображали с младенцем в правой руке или с утицей в левой. Эта фигурка является символом огромного семейного счастья.
Позже, в 19 веке, появились другие игрушки. Их образы соответствовали особенности жизни людей этого времени:
- танцующие солдаты и барышня — их называли люботой;
- солдат с конём или с курочкой, символизирующий обыденную деревенскую жизнь;
- Иван, который поймал Жар-птицу;
- чаепитие — образ, связанный с появлением тульских самоваров.
При изготовлении игрушек никогда не используются шаблоны. Чтобы сделать игрушку, мастер просто тщательно разминает глину. Он лепит фигурки, соответствующие традициям мастерства. Мелкие детали отсутствуют. Женщин изображают с младенцем или птицей. У мужчин большие тяжелые сапоги. Главные персонажи — барыни, всадники, солдаты, изредка крестьянки. Их лица едва намечены. На людей надеты ярко раскрашенные пышные юбки или штаны. Кофточки и рубашки обычно одноцветные, украшенные орнаментом по подолу, рукавам и воротнику.
У животных длинные вытянутые шеи. Фигурки людей также несколько вытянуты. Игрушки не детализированы — филимоновских лошадок, быков, барашков, оленей, собак можно отличить только по наличию или отсутствию рогов. Почти все они являются свистульками. Расположение свистка зависит от того, какой образ используется: у животных он находится в хвосте, а у людей — в птице, которую они держат подмышкой.
Символика цветов и узоров
Мастерицы расписывали свои изделия особыми разноцветными полосками и узорами. Каждый из них имел определенное значение:
- окружности, украшенные узорами, символизируют солнце;
- треугольники — это символы земли;
- зигзаги олицетворяют воду;
- елочки — трава и деревья.
Языческая символика вкладывает в эти орнаменты сильную духовную силу, оберегающую людей от зла. Все элементы напоминают о неразрывной связи человека с природой. Форма орнаментов постоянно меняется, хотя их смысл остается тем же. Это делает филимоновские узоры неповторимыми и уникальными. Цвета росписи также несут древний сакральный смысл. Во всех игрушках присутствуют три главных цвета:
- жёлтый символизирует огонь и солнечный свет;
- красный или малиновый олицетворяет землю, человеческое тело и дух;
- зелёный обозначает природу и возрождение жизни.
Иногда помимо традиционных цветов добавляют цвет фуксии и бирюзовый окрас.
Этапы росписи
Филимоновская глина после обжига приобретает идеально белый цвет и не нуждается в грунтовке. Роспись всех игрушек производится в следующем порядке:
- Мастер желтит свистульку, для чего на ее определенные элементы наносится желтая краска. Ту часть, которую человек касается губами при свисте, не окрашивают.
- Малиновая раскраска производится тонкой кисточкой. На фигурку наносятся разнообразные узоры: ёлочки, треугольнички, полоски, окружности.
- Аналогичным образом производится озеленение игрушки.
Мастер поэтапно рисует узоры тоненькой кисточкой. Для оформления игрушек используют гусиное или куриное перо. Волосяные кисточки не применяются, так как они оставляют на глине ворсинки и разводы. Краски не смешивают — следующий цвет наносится после полного высыхания предыдущего. Основные элементы росписи — белые и желтые полосы. Они бывают достаточно широкими и задают игрушке основной тон. Поверх них наносятся тонкие полоски остальных цветов. Полосы делают ровными и аккуратными, они не должны сползать или перекрывать друг друга.
Занятия в детском саду
Занятие филимоновской росписью в детском саду прекрасно развивает творческие способности малышей. Для раскрашивания используют шаблоны игрушек, изготовленные из бумаги. Обычно это фигурки котов, лошадок, уточек. Часто используют шаблон филимоновской лошадки — на нем проще всего учиться росписи.
Существует много программ и курсов для дошкольников по изучению игрушки. В начале занятий детей знакомят с ее историей и основами росписи, затем приступают к раскрашиванию. Для росписи необходимо подготовить шаблоны раскраски филимоновской игрушки с нанесенным на них желтым цветом, несколько раскрашенных свистулек, акварельные краски или гуашь, кисти или ватные палочки. Во время занятий можно читать стихи или художественные произведения, напевать песни или показывать малышам картинки. Можно включить народную музыку.
Благодаря занятиям у детей развивается мелкая моторика и сенсорная чувствительность. Ребёнок осваивает художественные традиции своего народа, учится рисовать несложные геометрические фигуры и элементы.
Детей увлекают такие занятия, они узнают на них много нового. Иногда вместо традиционной глины используют другие материалы (например, гипс).
Здравствуйте, дорогие друзья.
Не знаю, как вы, а я люблю народные промыслы. Не важно, что это: шитье тряпичных кукол, резьба или роспись по дереву, плетение из бересты и так далее. Есть в них что-то такое душевное, теплое, родное, если хотите.
В общем, я тут подумала-подумала, и решила разукрасить сегодняшний день позитивом — Филимоновской игрушкой. А что? Промысел древний, интересный, яркий и звонкий. К тому же, о Тульской области давненько ничего кроме анонсов не писала. Так что в этой статье мы с вами заглянем в прошлое, вспомним, откуда к нам эти забавные фигурки пришли, и поговорим об их, скажем так, каноничности и символичности. Это я к тому, что в Филимоновской игрушке все имеет свое значение, и цвета, и каждая черточка со своим смыслом.
Филимоновская игрушка: история
Этому древнему прикладному художественному ремеслу примерно лет 700 по одним данным, и приблизительно 1000 по другим. Как ни крути, и так и эдак – немало. Он зародился в Одоевском районе (в прошлом Белевский уезд Тульской губернии), в деревне Филимоново (отсюда и такое название, в общем-то).
Кстати, о названии — есть легенда, которая гласит, что деревня, была так названа в честь некого деда Филимона. Он был каторжником (беглым), а так же игрушечником и гончаром. Так вот, на протяжении многих лет в этой деревне изготовляли глиняную посуду и прочую кухонную утварь, игрушки, печные трубы и так далее.
Специалисты считают, что искусство лепки и росписи филимоновской игрушки начало зарождаться еще во времена верхнего палеолита. Этому есть археологические подтверждения: при раскопках в Жемчужниковском и Снедковском курганах и городищах под Одоевом были обнаружены глиняные черепки. По данным археологов эти находки относятся к IX – XI векам. Так вот, на них уже были нанесены знаки и символы, которые сегодня мы видим на филимоновской игрушке.
Лепить такие свистульки — дело несложное, поэтому раньше им занимались, преимущественно, женщины. Девочек начинали обучать этому искусству уже лет с семи, и их называли «свистульки».
В ХХ веке мы чуть было не потеряли этот древнейший промысел навсегда. В 20-х годах он начал умирать, а все из-за того, что торговать филимоновской игрушкой запретили, а без торговли, сами понимаете, какой тут промысел — мастерам тоже надо на что-то жить. Осталось совсем немного мастериц, которые не бросали своего ремесла в ту пору.
Подъем производства начался лишь в 1950-е годы, благодаря вниманию общества к народному искусству. Но настоящее возрождение древнерусских традиций пришлось на середину 80-х годов ХХ века.
Сейчас среди мастеров, создающих эти потешки немало мужчин, а сам промысел широко известен и за пределами Тульского края. А все благодаря стараниям неравнодушных людей.
Техника изготовления
От чего же эта игрушка такая уникальная в своем роде? Отчасти это из-за ее формы, что напрямую зависит от глины: для изготовления филимоновских свистулек использовали особую глину — синику.
Синика очень пластичная (на тесто похожа) и немного жирноватая, поэтому изделия из нее приходится заглаживать, чтобы не было мелких трещинок (от этих заглаживаний они и получаются такие непропорциональные, плавные и выразительные);
После обжига глина приобретает белый цвет, без каких либо дополнительных усилий со стороны мастера.
Технология заготовки синики
- Но чтобы игрушку вылепить, глину нужного качества нужно еще заготовить: раньше это делали по морозу. Для чего выкапывались круглые колодцы до двух метров глубиной и оттуда, собственно, эта глина и вынималась. Я подчеркиваю, только на морозе, он не давал стенкам колодца обвалиться.
- После того, как глину вынимали, ее прятали в прохладное и сырое место, на несколько дней. Потом небольшую партию синики складывали в корыто и заливали на пару дней водой. Периодически переворачивали и похлопывали лопатой.
- Позже вынимали, клали либо на деревянный пол, или вымощенное кирпичом место, в стожок, и начинали топтать. Говорят, что это сопровождалось песнями и плясками. Мужик играл, а женщины босиком на этой глине танцевали.
- Топтали до тех пор, пока глина не превращалась в блин. Потом через сито присыпали золой, скатывали и прятали в стог. Спустя какое-то время снова топтали, и снова посыпали золой, и так несколько раз.
- Перед лепкой такой блин нарезали на пластины, которые уже использовали для заготовок игрушек. Очень важно, чтобы в процессе хранения синика не пересохла, поэтому глиняные пластины накрывали мокрой тряпкой.
Но такая технология была в прошлом, в наши дни все, конечно, иначе.
Технология росписи
Поначалу филимоновскую свистульку не расписывали. Это стали делать только в 19-ом веке, благодаря появлению анилиновых красок. Сначала их разводили «на полном яйце» и такая роспись, конечно, была яркая, однако очень быстро выцветала. Поэтому позже мастера взяли на вооружение ацетон. Это помогло — цвета стали еще сочнее, можно сказать, даже ядовитее, но самое ценное то, что краска дольше держалась.
Расписывают филимоновскую игрушку в три этапа. Количество цветов ограничено — традиционно их три.
-
Вначале игрушку «желтят». То есть, после обжига на ее настоящий белый цвет наносят желтый. Делают основу для дальнейшей росписи.
-
На следующем этапе берут оттенки красного (малинового), мастера это называют «малинка».
-
Последний этап — «зеленка». Цвет берут зеленый или бирюзовый, а роспись ведется между красными линиями.
Для раскрашивания игрушки используют тонкую кисть.
Сюжеты игрушек весьма различны: их, в общей сложности, насчитывают более пяти десятков (традиционно эти свистульки изображают животных и людей: барыни, их кавалеры, медведи, бараны, петухи). Но, выработанные многими поколениями народных мастеров, особенности неизменны.
Это отражается в лепке и пропорциях фигур: животные с длинными шеями, такие же пластичные люди. Мало детализации, например, барыню от кавалера отличает только юбка и головной убор. Зверей тоже можно только по голове различить. Так, у барана рога-завитки, у медведя — уши, и тому подобное.
В росписи обязателен геометрический орнамент трех цветов. Полосы чередуются с более сложными узорами, лица у фигурок всегда белые, а глаза, рот и нос намечены маленькими точками.
Символизм филимоновской игрушки
Самое примечательное в филимоновской игрушке, это, можно сказать, ее сила — языческая древность. За все века она не утратила ни одного из своих элементов, которые характеризуют жизнь древних славян.
Каждый рисунок на этой потешке — символ, отражающий крестьянские верования, глубокую связь человека с природой. В элементах росписи почти всегда встречаются два основных мотива: символ солнца и, так называемое «древо жизни» — это узор, напоминающий еловые ветки. Кольцевые линии, которыми украшена вся игрушка, заключают в себе добро и свет.
Не только роспись, но и сами фигурки тоже со смыслом:
-
Барыня – это берегиня. Символ домашнего очага, тепла и любви. Олицетворение Матери-природы. Это символ продолжения рода и всего живого.
-
Медведь – один из самых почитаемых в славянстве символов — это образ тотемного предка, хозяина, могущество, добро, олицетворение пробуждающейся природы. Медведица с медвежонком — защитница семьи, аналог берегини. Существует поверье, что именно медведица родила первую женщину, отсюда и почитание медведей, как покровителей не только женщин рожениц, но женщин в целом.
-
Олень – тепло и плодородие, защита. Ветвистые оленьи рога символизировали Мировое Древо.
-
Конь – символ солнца, воды, плодородия, света, времени и богатырской силы.
-
Всадник на коне – это с одной стороны воин, защитник. А с другой это образ солнца и света.
-
Корова – благополучие и спасение. Животные с рогами, вообще, почитались в древности: считалось, что они носят на своих рогах солнечный диск.
-
Волк – как ни странно, любовь и добро.
-
Петух – это сильнейший оберег, свет и солнце, мечта о счастье. Олицетворение наступающего дня. Славяне считали, что петух — вещая птица, что он отгоняет своим криком злые силы, разрушает чары. А вот сидящие друг против друга петухи — обозначали плодородие.
-
Утка — женский символ, связанный с культом Великой богини. Это покровитель всех женских ремесел, защитник семьи.
-
Собака – верный друг и помощник.
-
Птица – это свет и счастье, посредник между мирами.
Все филимоновские игрушки можно разделить на четыре группы:
-
люди;
-
животные;
-
птицы;
-
композиции из нескольких фигур;
Но не стоит думать, что это «законсервированное» ремесло. Со временем филимоновские сюжеты начали пополнятся и современными мотивами, и индивидуальными композициями. Но все это сделано гармонично, без нарушения веками заложенных традиций. Это касается всего: и способа лепки, и обжига, и, конечно, росписи.
Единственное что — современная филимоновская игрушка стала ярче, наряднее и больше (до 20 см. в высоту). Из маленькой свистульки превратилась в малую скульптуру.
Почти все филимоновские игрушки, по сути своей — свисток (не свистят петухи и индюки). И это тоже символично! С помощью такой свистульки наши предки отпугивали злых духов, в него свистели на похоронах, и даже клали в гроб вместе с покойным.
Можете послушать, как «поет» филимоновская свистулька в умелых руках.
Фото — картинки
Для вашего вдохновения я выбрала несколько фотографий игрушек. Там можно подсмотреть рисунок, специфику, да и просто — это интересно.
Музей филимоновской игрушки
На сегодняшний день весь промысел переехал из деревни Филимоново в Одоев. Местные филимовчане даже удивляются, когда им сообщают, что их маленькая деревенька — родина уникального и древнего художественного ремесла. Возможно, это получилось отчасти и потому, что в 2009 году там открылся Музей филимоновской игрушки.
Я там не была, не сложилось как-то, однако, знакомые посещали и оставались довольными. Неудивительно, музей богатый, в его экспозиции около 2000 глиняных игрушек не только из разных уголков России, но и мира. Там можно увидеть работы ремесленников, как прошлого так и нынешнего века. Ну и, конечно же, узнать много интересного из истории промысла.
Если захотите приобрести эту уникальную вещицу (кстати, никогда не найдете двух одинаковых фигурок), то можете сделать это в музее «Тульские самовары», в музее оружия (новое здание), в Тульском кремле. Ну, и еще почти на каждой ярмарке ими торгуют.
На этом все. Скоро увидимся, друзья.
P. S. Все фото взяты с официального сайта.