Правилом хорошего тона при монтаже источников бесперебойного питания является установка байпаса.
Байпас (англ. bypass) – механизм, который позволяет оперативно и легко подключить нагрузку в обход ИБП, что бывает необходимо при сервисных работах, в режимах перегрузки и в случае выхода бесперебойника из строя.
На одном из объектов нас попросили осуществить шеф-монтаж однофазного ИБП. Инженер выехал на объект и увидел следующую картинку реализации байпаса:
Давайте разбираться. Левый верхний двухполюсный автомат, это автомат с которого идет байпасная линия на нижние автоматы 1, 2, 3, 4, 5. На средний автомат приходит линия с ИБП и его выход также идет на нижние автоматы. Правый автомат – питание ИБП, предположим, что он включен и источник находится в on-line режиме – с него подается питание в средний автомат.
Что будет, если мы включим средний автомат, оставив включенным крайний левый? Предлагаю читателям подумать, а пока ещё пару фотографий:
Итак, мы с вами видим, что на нижних автоматах стоит шина, которая раздает фазу по автоматам, через них байпасная фаза и фаза и ИБП соединяются. В итоге, при включении среднего автомата (при включенном левом) бесперебойник получит встречное сетевое напряжение, отчего немедленно выйдет из строя – у него взорвутся конденсаторы (есть вероятность того, что сработает автомат раньше, но так бывает далеко не всегда). Ситуация усугубляется тем, что левый верхний автомат, как правило, считают за вводной в щиток, и он как бы в рабочем режиме всегда должен быть включен.
Как же надо сделать? Организация байпаса или схемы питания от двух вводов обязательно предполагает переключение, исключающее возможность одновременной подачи напряжения в одну точку. Для этого используются реверсные рубильники, реверсные схемы контакторов с механической блокировкой, автоматы с опережающим контактом. Переделываем схему с использованием рубильника ABB OT40F3C:
При выборе стабилизатора напряжения внимание обращают на его технические характеристики. В первую очередь на рабочий диапазон входного напряжения, максимальную мощность подключаемой нагрузки и точность стабилизации. А между тем, стабилизатор может поддерживать дополнительные опции и функции, расширяющие его возможности. Одной из таких функций является работа в режиме «байпас» (транзит). Расскажем подробнее что это за режим, для чего предназначен, принцип работы и примеры использования на практике.
1. Что такое — режим «байпас»
2. Виды байпаса в стабилизаторах напряжения
3. Использование режима «байпас» на практике
Что такое — режим «байпас»
«Bypass» с английского переводится как «обход» и означает резервный путь для гарантированного функционирования системы при возникновении аварийной ситуации.
Байпас — это функция в стабилизаторе напряжения, позволяющая выполнить коммутацию входного сигнала непосредственно на выход, минуя все функциональные блоки. Т.е. в данном режиме напряжение подается через стабилизатор к электропотребителю без выравнивания его до номинальных значений.
Виды байпаса в стабилизаторах напряжения
1. По принципу работы байпас может быть механическим или электронным.
Механический (ручной) байпас — коммутация, когда напряжение подается со входа на выход без стабилизации, осуществляется вручную с помощью переключателей, кнопок или тумблеров. Вот как это выглядит на примере моделей из нашего каталога.
Механический байпас обеспечивает абсолютное невмешательство электроники во входной сигнал, и является более надёжным поскольку не содержит активных элементов, способных выйти из строя вследствие нестабильности параметров.
Электронный (автоматический) — коммутация осуществляется автоматически с помощью полупроводниковых ключей. Например, при неисправности какого-либо узла стабилизатора или при токовой перегрузке.
Автоматический и ручной байпас не являются взаимоисключающими. Так, стабилизатор напряжения со встроенным электронным байпасом можно оборудовать внешним ручным байпасом. Автоматический будет срабатывать в случае неисправности стабилизатора, а ручной использовать при необходимости подать питание в обход стабилизатора. Например, при подключении нагрузки большой мощности, или проведении ремонтно-профилактических работ.
2. По способу исполнения байпас может быть внешним или встроенным.
Внешний байпас выполнен в виде отдельного блока с переключателем, который подключается к стабилизатору. Применяется как для однофазных, так и трёхфазных стабилизаторов.
Встроенный байпас конструктивно находится внутри корпуса стабилизатора, и включается автоматически или вручную с помощью тумблера.
Использование режима «байпас» на практике
1. Если стабилизатор напряжения выйдет из строя, байпас позволит не остаться без электропитания. В таком случае нужно просто включить для стабилизатора режим «байпас» и напряжение будет подаваться в обход него без изменений. Если стабилизатор не поддерживает работу в транзитном режиме, придется вызывать электрика чтобы он перекинул провода и восстановил питание напрямую от сети.
Причем, в этом случае байпас может выполнять защитную функцию, контролируя выходное напряжение — если входное напряжение выйдет за пределы рабочего диапазона, он отключит нагрузку. В случае с электронным байпасом, подача напряжения на нагрузку возобновляется автоматически при нормализации сетевых параметров.
Электронный байпас позволяет задавать параметры рабочего диапазона входного напряжения. Кроме того, в зависимости от заданных настроек, при аварии он может: выводить на табло причину неисправности и отключать нагрузку, либо выводить причину неисправности и подавать напряжение на нагрузку непосредственно из сети.
Если у стабилизатора напряжения сгорит блок питания, то вместе с ним выйдет из строя и электронный байпас. Ручной байпас в этом плане более надёжен.
2. Если необходимо подключить нагрузку, мощность которой заведомо превышает максимально допустимую для стабилизатора. Например, сварочный аппарат. Чтобы не сжечь стабилизатор, нужно на время сварочных работ переключить его в режим «байпас».
По условиям эксплуатации запрещено перегружать стабилизатор. Если он в результате выйдет из строя — это не будет считаться гарантийным случаем.
3. Если стабилизатор требует проведения ремонтно-профилактических работ. Например, стабилизатор необходимо отдать в ремонт. Отключаем питание стабилизатора и включаем байпас — питание подается в обход стабилизатора. После этого стабилизатор можно снимать со стойки, везти его в ремонт или менять на новый. Некоторые компании на время ремонта устанавливают резервный стабилизатор.
Запрещается производить переключение (механическое) в режим «байпас» при включенном стабилизаторе.
4. Если стабилизатор требуется включать или отключать на определенное время. Например, в вашем поселке напряжение проседает утром и вечером, а днём когда все уезжают на работу — напряжение нормализуется. Или например, если вы на длительный период уезжаете и отключаете все электроприборы в доме. В этих случаях вы можете на свой страх и риск отключить стабилизацию с помощью байпаса, что позволит сберечь ресурс стабилизатора и сэкономить на электричестве.
Резюмируя можно сказать:
— байпас позволяет при необходимости подавать питание на нагрузку в обход стабилизатора;
— по принципу работы байпас бывает электронным (автоматическим) и механическим (ручным);
— на практике ручной байпас во многих случаях полезнее автоматического;
— если стабилизатор подключается на весь дом, желательно чтобы он был оснащен байпасом.
Смотрите также видео о режиме байпас/транзит в стабилизаторе напряжения: