Содержание
Пластилин – самый интересный материал для развития ребенка. Начинать работу с ним под присмотром взрослых можно с 1-2 лет. Из этого материала можно создавать как объемные фигурки, так и делать аппликации с его участием. Польза пластилина для детей заключается в том, что когда ребенок лепит, у него тренируются мышцы пальчиков, что оказывает хорошее влияние на речевое развитие. В этой статье вы узнаете, как делать аппликации из пластилина на картоне.
Разновидности способов
Подводя вышесказанное, становится ясно, что существует две основные разновидности аппликации из пластилина на картоне. Они могут быть объемными и плоскостными.
Картинка из пластилина может состоять из деталей, полученных из маленьких шариков. Чтобы малышу было легче, лучше всего работать с шаблонами.
Если вы решили заняться аппликацией из пластилина с ребенком, лучше всего выбрать материал на основе воска. Такой пластилин будет легче принимать необходимую форму.
Делать плоскостную аппликацию можно на любом материале. Для этого подойдет одноразовая посуда, лист, кусок пластика. Но все же стандартно в качестве основы выступает картон.
Техника размазывания
Для плоскостной аппликации больше всего подходит технология размазывания пластилина.
При такой технике заранее готовят шаблоны. Затем необходимо хорошо размять пластилин. Небольшой кусочек нужно положить на основу и размазать его, заполняя необходимые пространства, например, дерево или озеро. Если сделать отдельные детали объемными, это сделает работу еще более интересной. 1 класс школы – идеальное время для начала работы в такой технике. Учитель может сделать мастер-класс наглядным (презентация).
«Времена года»
Очень интересной будет композиция всех четырех времен года на одной аппликации. Зима, весна, лето, осень – ни один из периодов не останется без внимания. Для выполнения такой работы понадобится только картон в качестве основы и набор пластилина.
- Дайте ребенку необходимые цвета пластилина.
- Возьмите основу (в нашем случае это плотный картон)
- Теперь основу необходимо разделить на 4 части и раскрасить каждый сектор соответствующим цветом.
- Основа картины – дерево. Именно с него и стоит начать аппликацию.
- К стволу присоединяем несколько ветвей. Они могут быть выполнены из пластилина или же быть натуральными.
- В нашем случае она голубом фоне мы изображаем зиму. Для этого понадобится только пластилин белого цвета. Из него мы делаем импровизированные снежные сугробы.
- На желтом фоне будет весна. Внизу изобразим тающий снег – тонкая белая полоска. Под деревом распустим первый подснежник, на веточке расположим цветы.
- Лето изобразим на зеленом фоне. Добавим на ветки сочные листья и яблоки
- Четвертое время года – осень. Оранжевая основа усилит эффект пожелтевших листьев. Можно добавить первый снегопад.
- Композиция готова!
Существует довольно много вариантов аппликации в такой технике. Например – ромашковая поляна.
Лучше узнать и понять окружающий мир ребятишкам помогает творчество. Так, отражая в своих работах явления природы и смену времен года, дети хорошо запоминают их, учатся распознавать и описывать словами.
Поэтому тематические поделки станут хорошим дополнением к занятиям в детском саду и даже самых младших классах .
Например, аппликация из пластилина поможет малышам познакомиться с палитрой осенних оттенков, обратит их внимание на изменение цвета листвы и травы, на улетающих в теплые края птиц и на наших постоянных лесных жителей, которые делают себе на зиму припасы.
Основой поделки становится бумажный или картонный лист. Лучше всего получается такая аппликация из пластилина на картоне, так как он хорошо сохраняет форму и не гнется под тяжестью пластилина. Берем картон золотистого оттенка.
Из белого пластилина делаем ствол дерева.
Прикрепляем к нему крупные боковые ветви и более тонкие веточки.
Стеком наносим на ствол и веточки рисунок – как на березовой коре.
Крупные участки ствола покрываем рисунком из черного пластилина.
Кусочек пластилина желтого цвета превращаем в листочки.
Такими же листочками покрываем поверхность земли под березкой.
Из белого, красного и бордового пластилина делаем грибочки – один боровик и два мухомора.
Помещаем грибочки по разные стороны от березки: боровик – в одну сторону, мухоморы – в другую. Предлагаем малышам показать, какие из них съедобные, а какие – нет.
Берем зеленый пластилин и начинаем делать из него елочку. Для этого кусочек надрезаем стеком, превращая в бахрому.
Сверху прикрепляем еще несколько таких кусочков – как ярусы еловых лап. Обращаем внимание ребятишек на то, что елочка, в отличие от березки, свой изначальный цвет не изменила.
Не забываем про коричневый ствол елочки и остроконечную верхушку.
Приступаем к созданию главных героев картины. Первым делаем серый силуэт .
Прикрепляем глазки и носик, стеком превращаем гладкую спинку в игольчатую шубку.
На этой шубке закрепляем небольшой грибок. Становится видно, что ежик готовится к зиме.
С другой стороны от березки, возле елочки, ставим серого зайчика.
Поделка почти готова.
Но чтобы наша аппликация для детей была еще более полезной, мы дополняем ее стаей улетающих вдаль птиц и насыщенными тучками.
Остается поместить картину в раму – и работа окончена!
В процессе ее создания ребятишки повторили все, что им было известно об осени, и сделали свои знания наглядными.
Пластилин является одним из лучших материалов для развития ребенка. Лепить пластилин можно начинать а для ребенка 5-6 лет этот процесс станет увлекательным и очень интересным. Из этого материла может создать и объемные фигуры, и аппликации из пластилина на картоне. Когда ребенок лепит из пластилина, у него тренируются мышцы пальчиков, что благоприятно влияет на речевое развитие.
Самое главное, что аппликация из пластилина для детей необходима, она развивает их воображение и фантазию. При этом малыш изучает свойства материала, в том числе его свойство приклеивания.
Родителям стоит совместно заниматься с ребенком созданием аппликаций из пластилина на картоне. Во-первых, малышу может понадобиться помощь в рисовании шаблона или лепке некоторых деталей. Во-вторых, с мамой процесс станет намного интересней и увлекательней, ребенок будет занят созданием индивидуального шедевра.
Виды аппликаций из пластилина
Из пластилина можно создать разные аппликации. Они могут быть плоскостными или объемными.
Пластилиновая картина может состоять из деталей, что сложены из маленьких шариков. В таком случае она становится похожа на мозаику.
Кроме этого, чтобы упросить задачу малышу, можно нарисовать шаблон. Но стоит помнить, что аппликация из пластилина для детей является безграничным простором для фантазии, поэтому можно предоставить чаду возможность создавать картину без шаблона.
Если вы решили с ребенком создать пластилиновую аппликацию, тогда стоит выбрать материал на основе воска. Он значительно мягче и легко будет поддаваться в детских руках. Это позволит малышу создать любую фигуру, скатать шарик или жгут, слепить лепесток и другие детали.
Картины из пластилина можно создавать на любых подручных средствах: одноразовой посуде, дисках, куске пластика и так далее. Но все же чаще всего основой выступает картон . Чтобы на нем не осталось жирных пятен, его необходимо защитить полиэтиленовым пакетом или другим иным способом.
Техники создания аппликаций из пластилина
Картина из пластилина на картоне может быть создана при помощи одной из многочисленных техник. Ниже приведено несколько техник, которые помогут вашему малышу интересно провести время, создавая пластилиновую картину.
При использовании этой техники можно использовать готовый шаблон, либо же дать полную волю фантазии. Если используется шаблон, то сперва его необходимо нарисовать. Затем малыш хорошо разминает пластилин, чтобы он стал максимально мягкий. Небольшой кусочек мягкого пластилина нужно положить на картон и размазать его, заполняя нужное пространство, например, озеро или дерево. Отдельные детали, как на рисунке выше, можно сделать объемными. Это сделает аппликацию еще красивее.
Важно знать, что перед тем, как приступить к работе с другим цветом, дощечку нужно хорошо очистить от пластилина. Сделать это проще всего при помощи ножичка. Чтобы пластилин не лип к рукам, их нужно смачивать в воде, поэтому на столе должен быть стакан с водой и несколько салфеток, чтобы очистить руки от прилипшего пластилина.
Техника жгутиков
Очень оригинально и необычно будет выглядеть пластилиновая картина из жгутиков.
Процесс создания такой аппликации для малыша станет еще увлекательней. Мама рисует шаблон будущей аппликации. В это время малыш выбирает нужный цвет пластилина. Материал нужно размять и раскатать в жгутики разной длины. После этого из полученных жгутиков нужно сложить нужные детали. Их необходимо приложить к картонной основе и прикрепить.
Начать можно из несложных аппликаций, например, стрекозы или нескольких цветков. Затем перейти к более сложным работам, например, зверюшкам.
Из маленьких разноцветных шариков из пластилина можно создать аппликацию в виде мозаики. Это может быть бабочка, рыбка, цветочки и так далее.
При использовании такой техники также лучше иметь шаблон, детали которого ребенку предстоит заполнить маленькими разноцветными шариками. Малышу понадобиться немало терпения, чтобы создать такой шедевр. Но если маме удастся заинтриговать малыша, то он не покинет процесс, пока пластилиновая картина не будет готова.
Создание такой аппликации позволяет в ребенке развить усидчивость и терпение. При помощи таких занятий чадо можно научить завершать начатые дела.
Техника объемных аппликаций из пластилина
Эту технику можно назвать одной из самых распространенных. Из пластилина малыш и мама создают отдельные детали, которые затем соединяют на картоне в общую композицию. Если аппликация сложная, то лучше использовать шаблон. Простую картину можно творить без предварительного рисунка. Ребенок может самостоятельно размещать элементы композиции и подбирать цвета. Это развивает его творческие способности.
Чтобы создать аппликацию из таких вот красивых зеленых березок, шаблон не нужно рисовать. Позвольте ребенку самостоятельно расположить деревья, листики, траву и другие детали.
Соединение разных техник
Помните, что создать картину из пластилина на картоне можно, использовав несколько техник. Например, контуры можно сделать из жгутиков, а внутри детали заполнить шариками или размазыванием. Творите все, что позволяет вам ваша фантазия.
В данном случае взята картинка с цветами. Цветы нарисованные превращены ребенком в объемные, где размазыванием, где жгутиками, где скатанными из пластилина шариками. Ребенком придумана и добавлена бабочка. Девочке очень понравилась картинка, потому и украшение ее пластилином было в удовольствие.
Таким образом для аппликации из пластилина можно взять любую понравившуюся малышу картинку или использовать шаблон с эскизом картинки.
Готовые шаблоны аппликации вы можете найти без проблем в интернете. Вам останется только скачать их и распечатать, а затем заняться творческим процессом со своим малышом.
Помните, что аппликации из пластилина – это замечательная площадка для развития творческих способностей, фантазии и воображения. Но кроме этого, делая аппликацию из пластилина, малыш может с пользой и интересом провести время.
Лепка из пластилина – одно из первых видов творчества для малышей. Пластилин можно дать ребенку уже в год. Можно пробивать формировать жгутики, кружочки и просто размазывать его на картоне и, конечно же, делать аппликацию из пластилина. Ребенка это точно увлечет на длительное время. Конечно, чем старше, тем сложнее фигурки и аппликации можно сделать. При лепке из пластилина всегда будут задействованы кончики пальцев, что хорошо стимулирует речевое развитие ребенка. Верно, это еще один способ развития мелкой моторики, а также воображения, фантазии, способствует становлению координации действий и улучшает усидчивость.
Виды техник
Различают такие основные виды аппликации из пластилина:
1. Техника размазывания. При такой аппликации можно использовать готовый шаблон или рисунок, а можно дать вою фантазии. Для заполнения рисунка хорошо разминаем пластилин и растягиваем его по листу, заполняя отдельные участки рисунка. Выполнять работу следует аккуратно, не выходя за контуры.
2. Техника квиллинга или техника жгутиков. Пластилиновые аппликации, выполненные этим методом, будут иметь очень необычный и оригинальный вид. Рисунок может быть произвольным, а можно заполнять готовый шаблон. Для выполнения раскатываем тоненькие жгутики пластилина и скручиваем его в нужную форму. Для прикрепления слегка придавливаем к картону.
3. Мозаика из пластилина. Пожалуй, самый распространенный и увлекательный вид аппликации из пластилина для малышей. Эта разновидность предусматривает использование шаблона. Нужно просто отрывать небольшие кусочки пластилина и заполнять ими рисунок.
4. Техника объемной аппликации из пластилина. Подходит деткам постарше. Тут понадобится лишь три вещи: лист картона, пластилин и безграничная фантазия. Ребенок сам придумывает рисунок и создает все его детали из пластилина.
5. Комбинированная аппликация. Тут уж можно использовать все техники, перечисленные выше, используя или не используя шаблон.
Хочется обратить внимание на еще одну очень увлекательную технику — аппликации из пластилина для самых маленьких. К праздникам любая картинка, выполненная в этой технике, произведет фурор. Можно выбрать любую тематическую картинку.
Пластилиновый «Котик»
Покажем на примере аппликации из пластилиновых жгутиков на шаблоне.
Необходимые материалы: заготовленная картинка-шаблон (желательно на картоне), шприц не менее 5 мл, мягкий пластилин разных цветов, стакан с горячей водой.
1. Подготовим первый цвет, с которым будем работать. Сомнем кусочек пластилина так, чтобы он поместился в шприц.
2. Помещаем шприц с пластилином в горячую воду примерно на полминуты (зависит от температуры воды и качества пластилина), так пластилин станет мягче. Медленно выдавливаем пластилин на гладкую поверхность.
3. Повторяем пункты 1 и 2 для других цветов. С помощью этого способа получаются опрятные, одинаковые по толщине жгутики.
4. Приступаем к заполнению аппликации. Выполнять нужно поочередно каждую деталь, заполняя равномерно. Разрывов бояться не следует – берем следующий кусочек и продолжаем.
5. Основная часть работы выполнена. Фон можно выполнить также из пластилина с помощью техники размазывания. В данном варианте предложим просто воспользоваться акварельными красками или гуашью.
«Осень в лесу»
Покажем еще один пример объемной аппликации из пластилина, богатый на детали — «Осень в лесу». Это яркий пример тому, как аппликация из пластилина может быть еще и обучаемой: показать время года, лесных жителей, виды деревьев, миграцию птиц, разновидности грибов.
Нам понадобится: лист картона оранжевого или желтого цвета, мягкий пластилин, досточка и ножик для пластилина.
Рассмотрим выполнение аппликации для детей поэтапно:
1. Из белого пластилина делаем ствол и крепим его примерно посредине листа. Далее формируем ветви.
2. Кончиком ножа изображаем рельефность коре.
3. Черным пластилином доделываем ствол, просто прикрепив кусочки черного пластилина.
4. Теперь пригодится желтый пластилин. Отрываем от него кусочки, слегка прижимая их, прикрепляем к ветвям дерева.
5. Добавим опавшие листья на землю таким же способом.
6. Из белого, коричневого и красного пластилина формируем грибочки – подберезовик и мухоморы.
7. Делаем елочку. Формировать следует снизу накладным методом. «Иголочки» делаем кончиком ножа для пластилина. Крепим ствол к елочке.
Чем занять компанию малышей перед новым годом? Можно сделать маленькие новогодние открытки «Елочные шары» в технике аппликации из пластилина на картоне.
Для малышей от 3 лет надо заранее подготовить основы открыток. Чем старше дети, тем большую часть работы они могут выполнить самостоятельно. На практике оказалось, что если заранее сделать заготовки и подготовить необходимые материалы, то к изготовлению новогодних открыток с энтузиазмом подключаются не только малыши и младшие школьники, но и лицеисты со студентами. В общем, это повод устроить маленький семейный праздник.
Подготовка основ для мини-открыток «Елочные шары»
1. Вырезаем из белого картона прямоугольники размером 10,5*8 см. Из цветной бумаги вырезаем прямоугольники размером 9,5 *7см. Цветную бумагу лучше брать разных спокойных светлых оттенков. Если открытки планируется подписывать, то картон надо взять размером 21*8см и согнуть пополам. Тогда открытку можно будет подписать внутри с той стороны, на которой нет аппликации из пластилина. Можно поздравления написать на отдельных листочках и приклеить на обороте готовой открытки.
Аппликация из пластилина для детей от 3 лет «Елочные шары»
2. Приклеиваем цветную бумагу в середину картонок. При этом по краям останется рамочка шириной 0,5см.
Аппликация из пластилина для детей от 3 лет «Елочные шары»
3. Кусочки цветного пластилина раскатываем в лепешки и вырезаем из них круги диаметром около 5см. Для этого лучше заранее подобрать подходящую крышку.
4. Подбираем подходящие по цвету круги и заготовки. Прилепляем круги в нижней части открытки.
5. Из золотистого или бежевого пластилина катаем жгутик. Еще один жгутик делаем под цвет круга.
6. Скручиваем жгутики между собой, формируем петельку и прилепляем ее к кругу сверху.
7. Кусочек золотистого пластилина сплющиваем и канцелярским ножом вырезаем колпачок для шарика. Маскируем им место соединения жгутика и шарика.
Аппликация из пластилина для детей от 3 лет «Елочные шары»
Заготовка для открытки готова. Таких заготовок лучше сделать в два раза больше, чем предполагаемое число детей, чтобы у каждого была возможность украсить два шарика.
На всякий случай полезно подготовить несколько дополнительных листочков из картона и цветной бумаги (на случай, если в процессе работы к вам захочет присоединиться кто-нибудь из старших). Такие заготовки всегда можно использовать для подготовки открыток к другим праздникам.
Украшаем с детьми мини-открытки «Елочные шары»
Теперь главное не ограничивать фантазию детей. Для украшения можно использовать не только пластилин, но и бисер, блестки, кусочки цветной бумаги, фольгу, конфетти. Кстати, конфетти для этой работы можно сделать с помощью дырокола из любой блестящей упаковки или оберточной бумаги.
Техника исполнения тоже может быть какой угодно: оттиски от колпачков ручек и фломастеров, декоративные элементы из пластилина, рисование фломастерами и гелевыми ручками по светлому пластилину, торцевание.
Все дети очень любят работать с пластилином, ведь это очень увлекательно и интересно, можно лепить всё, что позволит творческая фантазия малыша: цветок любимой маме, необычных животных, посуду для кукол, смешных человечков, даже создать объёмную аппликацию! Занятие лепкой очень полезно для ребёнка: развивается творческое мышление и воображение, в действии находится моторика пальчиков, что благотворно влияет на усовершенствование речи маленького человека. Это занятие называется пластилинография.
Задача взрослых, которые хотят развивать художественные способности у ребёнка, это знакомить их с различными вариантами работы из пластилина, выполнять вместе с ними разные поделки, поддерживать интерес к проявлению фантазии и индивидуальности в своей работе.
Очень красивую картину можно выполнить для детей из пластилина на картоне, плотной бумаге, прозрачном стекле. Такие поделки бывают плоскими и объёмными , а выполняться они могут с помощью разных техник. Выбирая технику, следует учитывать, что будет изображено на будущей работе, для какого возраста малыша она рассчитана, сложность выполнения картинки.
Техника размазывания
Чтобы использовать такую технику, можно купить в специальном магазине готовый шаблон с картинкой , затем заполнить её пластилином (часто всё вместе продаётся сразу в наборе). А можно самостоятельно нарисовать шаблон на картоне, желательно цветном. Затем размять пластилин до мягкого состояния, уложить нужными цветами на изображение и размазывать, учитывая границы рисунка. Некоторые детали, на ваше усмотрение, можно сделать выпуклыми. Получится ещё эффектнее.
Главное, в этой работе, чтобы ребёнок научился делать жгутики . Сначала надо придумать, что будет изображено на картине, из каких деталей она будет состоять. Затем с помощью взрослых делается рисунок-шаблон для будущей поделки. Вначале нужно заняться лепкой жгутиков. Для этого пластилин нужно размять и скатать в длинные колбаски, это и будут — жгутики. Они могут быть разной длины и толщины, в зависимости от того, какие фигурки будут из них лепиться. Такие жгутики нужно просто сворачивать в нужном направлении, вперёд или обратно, для получения какой-либо детали. Полученные фигурки прикрепляются к основе из плотной бумаги.
Галерея: картины из пластилина (фото)
Техника мозаики
Такая техника — это аппликация из небольших цветных шариков с использованием пластилина. Для такой поделки, как обычно, надо изобразить что-нибудь на картоне, а затем заполнить рисунок, заготовленными заранее, разноцветными шариками. Занятие лепкой этого вида техники развивает усидчивость и терпение у детей.
Объёмная техника
Эта техника исполнения особенно распространена в садиках, учреждениях младшей школы. Шаблон здесь не нужен, детали для композиции лепятся отдельно, а затем переносятся на картонную основу в виде каких-нибудь фигурок, растений или сказочных героев. Выполнять такую поделку это полёт для творческой фантазии и маленький автор сам может выбирать цветовое решение и размещение предметов на своей картине.
Несколько техник вместе
Если соединить сразу две, три техники в одной картине, получится очень оригинальная и своеобразная работа. Как лучше это делать, может подсказать ваша творческая фантазия и ребёнка, который участвует в создании этой красоты.
Например, создадим картинку с цветами. Принцип будет такой : сами лепестки выполним техникой размазывания, затем стебли и листья с помощью жгутиков. С помощью них можно сделать и красивую окантовку лепесткам цветов, а в серединку поместить шарики из цветного пластилина.
Цветы в кувшине
Предлагаем вам сделать из пластилина вместе со своим ребёнком очень красивую картину, это цветы в кувшине. В работе будут использоваться несколько техник. Выполнить такую аппликацию — несложно, увлекательно и очень интересно!
Материал для работы:
- Лист картона любого цвета.
- Клей.
- Ножницы.
- Разноцветный пластилин.
Этапы работы .
Аппликация из цветов
Очень красивый букет ромашек можно сделать тоже из пластилина. Выглядит такая поделка оригинально, свежо и по-летнему.
Материал для работы:
- Пластилин цветной.
- Лист картона синего цвета.
- Стек.
- Лак для волос.
- Карандаш.
Этапы работы .
Получилась прелестная картинка цветов из пластилина на картоне — букет очень симпатичных ромашек, которые можно повесить на стену, использовать для подарка или вставить в рамку и украсить рабочий стол. Можно распечатать обычные трафареты для рисования и лепить на них.
Картины из пластилина
Тема урока: «Пластилиновая картина».
Цель: Познакомить учащихся с пластилиновой живописью; научить выполнять декоративно-прикладную работу в технике «пластилиновая картина»;
Образовательные задачи:
— дать понятие «пластилиновая живопись»
— научить работать поэтапно
— научить приёмам работы с пластилином
Развивающие задачи:
— развивать навыки и умения в работе с пластилином и стеками
— развивать чувство цвета, пропорции, ритма
— развивать пространственное мышление и творческие способности,
эстетическое воспитание средствами изобразительного и декоративного искусства
— разработка моторики пальцев рук учащихся
Воспитательные задачи:
— воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость и фантазию
Методы обучения:
— беседа
— объяснение нового материала
— педагогический показ
— диалог
Тип урока: комбинированный
Материалы и оборудование:
Пластилин, пластмассовая дощечка, набор стеков, трубочки, копировальная бумага, карандаш, ластик, картонная основа, салфетки для вытирания рук и рабочего места.
План урока:
-
Организационный момент.
-
Беседа.
-
Объяснение последовательности выполнения пластилиновой картины. Наглядная демонстрация приемов техники.
-
Практическая работа учащихся.
-
Подведение итогов урока.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Беседа по теме урока:
Чтец:
История создания пластилина
Наверное, не существует такого человека, который бы не лепил что-то из пластилина. Однако эта вещь популярна не только среди детей, но и среди скульпторов, которые считают его одним из наилучших материалов для работы. А любят его, прежде всего, за то, что он устойчив к изменениям температуры и к высыханию, и именно этим отличается от глины.
На сегодняшний день существует много разновидностей пластилина. Однако, еще 200 лет назад никто и не знал об этом чудесном веществе. А изобретение его можно приписать сразу двум людям – фармацевту Францу Колбу и изобретателю Вильяму Харбутту. Первый из них в 1880 году запатентовал модельную массу под названием «Plastilin», а второй в 1897 изобрел незасыхающую глину, дав ей название «Plasticine». Изобретения были практически идентичными, и получили общее название пластилин.
Вильям Харбутт долго пытался найти применение своему изобретению в сфере моделирования. Но однажды обнаружил, что его шестеро детей проявляют к изобретению не меньший интерес, чем он сам. Поэтому Вильям решил заполнить дом разными изделиями из пластилина – замками, фонтанами и кораблями. Поначалу вещество имело только один цвет – серый. Но уже через несколько лет в продажу поступил пластилин четырех цветов. Увидев, как быстро раскупается продукция, Харбутт принял решение открыть свою фабрику. Она просуществовала до 1968 года, пока на ней не случился пожар. После этого производство было перенесено в Таиланд. А вещество Франца Колба до сих пор можно найти в продаже в неизменном виде под названием «Мюнхенский художественный пластилин»
Постепенно изобретение приобрело огромную популярность.
Несмотря на то, что материалу этому уже около 200 лет, его популярность только растет. И, возможно, в ближайшее время будет придумано еще какое-нибудь применение пластилина.
Достоинством пластилина, является то, что он не пачкается так сильно, приобретает разную степень мягкости в зависимости от температуры, что позволяет отрываться от работы с ним и при этом не теряет своих пластичных свойств. Пластилин оказался настолько удачным материалом, что, начиная с двадцатого века, ни один скульптор уже без него не обходился.
Сейчас известны разные виды пластилина — скульптурный, плавающий, восковой, перламутровый, флюоресцентный. Кроме пластилина важным инструментом в лепке является стек. Это различные деревянные или пластмассовые палочки – (с круглым заостренным концом, с плоским режущим острием, полукруглая палочка, наподобие лопатки). Их можно купить в художественных магазинах.
Ребята, а что же можно слепить из пластилина? (Ответы детей). Совершенно верно, из пластилина можно слепить что угодно: фигуры разных животных, рыб, птиц, цветы и деревья, людей и даже целые картины, аппликации из пластилина. И сегодня мы познакомимся с новой техникой – пластилиновой живописью.
Пластилиновая живопись – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые и полу-объёмные.
Сюжетом для такой пластилиновой картины может послужить все что угодно: сюжеты из жизни, сказок, подводный мир, животные, любимые герои, птицы, пейзажи и натюрморты.
Выставка работ детей
3. Последовательности выполнения пластилиновой картины. Наглядная демонстрация приемов техники:
а) Перевод рисунка на картон и работа с фоном. Выбор рисунка. Перевод эскиза осуществляется при помощи копировальной бумаги. Копирка перекрывается сверху эскизом, скрепляется скрепками. Переводить рисунок нужно внимательно, чтобы не пропустить какие-либо фрагменты. Можно обводить рисунок карандашом, тогда легко отличить отработанные места. После того как рисунок переведён, сняты скрепки и копировальная бумага, полученное на картоне изображение надо обвести фломастером, для того чтобы изображение стало чётким.
б) Заполнение фона. Сначала вымешивается цвет, необходимого оттенка. Выполнение фона: выбор цвета неба, земли в соответствии с замыслом картины; выбор приемов нанесения пластилиновых мазков. Техника нанесения мазков такова: от куска пластилина отрываем маленький, с горошину, кусочек и, приложив его к основе, размазываем в нужном направлении. Горизонтальное направление выбирается при передаче образа спокойного неба, земли, круговое — при передаче образа кучевых облаков, волн, наклонное — для изображения солнечных лучей (рис.1)
На места, в которых будут располагаться персонажи и детали в технике мазка (деревья, кусты), пластилин на этой стадии не наносится.
Создание картины начинаем с дальнего плана и постепенно продвигаемся к ближнему плану
в) Работа над фрагментами основного изображения. Заполнив основной фон, можно переходить к фрагментам основного изображения. Эта работа выполняется так: линия контура изображения обводится жгутиком, который прижимается к контуру изображения; детали сложной формы, мелкие фрагменты заполняются скатанными маленькими шариками
Деревья, кусты.
Использование элемента «конус»: от куска пластилина отщипываем маленький кусочек и раскатываем его в форме конуса. Готовый элемент наносим на контур кроны куста, дерева; заполняем силуэт от внешнего контура к стволу растений (рис .2)
Использование элемента «шар»: создание образов лиственных деревьев и кустов: шар прикладываем к основе и размазываем по направлению вниз.
При выполнении мазка указательный или большой палец помещаем на шар, немного отступаем вниз от его верхнего края и размазываем пластилин (рис.3)
прикладываем шар к основе и размазываем сначала по направлению влево, затем вправо (рис.4 ,5)
— выполнение образа хвойного дерева — ели (выполняется в одном цвете и в двух цветах): начинаем с нижних лап в направлении от края ветки к стволу. При создании двухцветной ели сначала наносим нижний мазок темного цвета. Затем, отступив от нижнего края, кладем на него мазок светлого цвета. Двойные мазки наносятся по контуру дерева, а затем хаотично внутри контура (рис.6)
Использование элемента «валик»: кусочки пластилина раскатываем в длинные, тонкие валики. Первый валик выкладываем по внешнему краю кроны, слегка прижимаем, чтобы закрепить на основе. Затем придавливаем его пальцем, отступив от внешнего контура, и размазываем по направлению к стволу по всей длине валика. После первого ряда делаем второй, отступив необходимое расстояние. Такими мазками покрываем всю крону (рис.7)
Усложнить изображение растений можно за счет цвета, делая мазки разного тона одного цвета (от темного – к светлому, от бледного — к насыщенному, от холодного — к теплому) или разного цвета
(гармонирующие или контрастные). Сочетание цветов зависит от особенностей художественного образа.
г) Работа с накладными деталями. Когда всё изображение закрыто пластилином, может показаться, что работа готова. Но на самом деле теперь начинается самый интересный творческий этап – это работа с накладными деталями.
Трава: На «земле» можно сделать накладные траву и цветы. Для этого делаем тонкие зеленые жгутики разного оттенка, кроме зеленого можно использовать жёлтый и коричневый пластилин. Прижимаем траву под разным наклоном так, чтобы она не потеряла рельефность, края надсечь стеком.
Маленькие цветы в траве: Для изготовления маленьких цветов необходимо скатать шарики из разного пластилина диаметром около 5 мм, прижать каждый шарик, придавить к намеченному месту, чтобы получилась лепёшка. Взять шариковую ручку, в которой закончились чернила, и продавить серединку цветка. Скатать из жёлтого пластилина маленький шарик и вложить его в середину цветка. Лепестки можно изготовить двумя способами. Первый – просто сделать пять шариков вокруг серединки. Второй – сделать пять конусов и расплющить их вокруг серединки.
Листок: сформировать в пальцах небольшой шарик из зелёного пластилина, вытянуть шарик в две стороны и приплюснуть его – получиться листик, прижать листок на разогретый стебель цветка. Стеком проложить на лепестках прожилки.
Лакирование. Когда картина полностью закончена, необходимо нанести лаковое покрытие, чтобы она не запылилась, так как пластилин сильно притягивает пыль. Для этого можно использовать лак для волос. Педагог проводит лакирование самостоятельно. Лак для волос высыхает очень быстро, он безопасен и нетоксичен. Кроме лака для волос можно использовать лак для мебели.
4. Практическая работа учащихся: Учащиеся приступают к выполнению задания, которое осуществляется поэтапно.
1. Выбор рисунка.
2. Перевод рисунка на картон и работа с фоном.
3. Работа над фрагментами основного изображения.
4. Работа с накладными деталями, завершение работы.
Учитель наблюдает за работой учеников, делает замечания, указывает на ошибки и способы их исправления. Если часто повторяется одна и та же ошибка, следует указать способ ее исправления, подробно объяснить материал по этому вопросу, ответить на возникшие в ходе работы вопросы.
5.Подведение итогов урока: Выставка работ и обсуждение с учащимися. Учитель анализирует вместе с детьми учебное задание, указывает на положительные стороны, обсуждает недочеты. Рассказывает, как можно их избежать или исправить.
Работы учащихся