Содержание
- Исторический экскурс
- В чем преимущества и недостатки использования антифриза?
- Разновидности антифриза
- Как выбрать подходящий охладитель для алюминиевого мотора?
- Наиболее популярные бренды хладогенов
- Что такое теплоноситель и какие бывают виды
- Основные требования к теплоносителю для отопления загородных домов
- Вода в качестве теплоносителя
- Что такое антифриз и его виды
- Сравнение антифриза с водой
- Основные виды антифризов и их свойства
- Плюсы использования антифризов с присадками
- Расчет жидкости в системе отопления
- Что залить в систему отопления частного дома – выбор производителя антифриза
- Как самостоятельно приготовить антифриз
- Как заливать незамерзающую жидкость в систему отопления самостоятельно
- Для чего нужен и как работает антифриз?
- Почему нельзя выбирать дешевый антифриз?
- Виды антифризов
- Правильная классификация антифризов
- Какой антифриз нужно использовать в моем автомобиле?
- Что будет, если смешать несколько разных антифризов?
- Как правильно поменять антифриз?
- Спирт для систем отопления
- Виды теплоносителей для радиаторов из алюминия
- Антифриз в качестве теплоносителя для алюминиевых радиаторов отопления
- Антифриз на основе этилового спирта
- Условия использования теплоносителя
Нередко бывает так, что вместо антифриза для алюминиевых радиаторов автомобилей, владельцы заливают обычную воду. В итоге, такие действия приносят серьезный вред транспорту, уменьшают срок эксплуатации техники и совершенно не защищают коррозии. Когда я интересовался у автомобилистов, почему они не покупают антифриз, то узнал, что они просто опасаются нанести движку из алюминия вред.
На самом деле, достаточно знать, как выбрать антифриз, чтобы не навредить машине. Выбор должен основываться на том, какой продукт лежит в основе хладогена. Сегодня очень много различных охладителей, поэтому давайте разбираться в том, какие составы подойдут наилучшим образом.
Исторический экскурс
Для начала, кратко расскажу об истории двигателестроения. Первые моторы были спроектированы и воплощены в реальность порядка двухсот лет назад. Раньше антифризов не было, а воду использовать в качестве охладителя еще не сообразили. В итоге, мотор охлаждался естественным путем – при помощи воздуха.
Буквально через несколько лет появился мотор с водяным охлаждением, которые в последствие стали активно внедрять. Первые антифризы были разработаны лишь в 19 веке, и выпускались в виде слоевые, спиртовых или глицериновых (с добавлением сахара и меда) составов. Лишь к началу 20 века в продажу поступили вещества, защищающие ДВС от негативного воздействия коррозии.
В чем преимущества и недостатки использования антифриза?
Выбирая подходящий продукт, стоит оперировать тем, что включено в состав вещества. Дело в том, что антифриз – это жидкость, которая не замерзает при очень низких температурах. Многие растворы сделаны на основе этиленгликоля, а для защиты отопительных контуров от негативного воздействия, в состав добавлены специальные примеси – присадки. Именно эти вещества обеспечивают стабильную работу авто длительное время. Обычная вода не отличается такими свойствами, поэтому обеспечить полноценную защиту мотору не в состоянии.
Несмотря на то, что антифриз может долгое время сохранять свои тех.параметры и выступать в качестве теплоносителя и теплоотводчика, есть у такого продукта и отрицательные характеристики. Здесь стоит отметить, такие параметры:
- невысокая теплоемкость;
- при использовании потребуется специальное оборудование – насос. Антифриз более густой, нежели вода, поэтому состав требуется разгонять автоматически;
- высокая текучесть. Особе внимание нужно уделять в этой связи вам и соединениями с радиатором;
- отдельные хладогены могут быть ядовитыми и вредными для здоровья человека. Здесь важно отметить, что токсичные антифризы категорически не стоит использовать совместно с горячим водоснабжением.
Несмотря на наличие недостатков, антифриз намного лучше защищает алюминиевые моторы от перегрева и продляет срок его эксплуатации.
Разновидности антифриза
Все антифризы различаются между собой по двум параметрам — по составу и по добавленным присадкам. В результате такого распределения можно выделить следующие составы:
- глицериновае. Продукты полностью безвредны и нетоксичны. Прекрасно растворяются и имеют длительный срок эксплуатации. Вредных отложений продукт не образовывает;
- этиленгликолевые. Такая основа требует особой осторожности со стороны пользователей, поскольку может быть токсичным. Стоимость вещества невысокая. Состав может быть использован в отопительных контурах;
- пропиленгликолевые. Такие вещества очень дорогие, но и полностью безвредные. Подходят для длительного периода работы и полностью предотвращают образование осадков.
Для алюминиевых моторов стоит выбирать наиболее безопасные и безвредные составы. Это связано с тем, что токсичные антифризы могут начать разъедать тонкий металл.
Как выбрать подходящий охладитель для алюминиевого мотора?
Важно правильно выбрать подходящий для автомобиля продукт. Заливка вредного охладителя может привести к нарушению работы мотора и даже к его деформации. Есть ряд советов, которые позволят купить подходящий по всем характеристикам продукт:
- Многие хладогены имеют разный оттенок. Нередко, цветовое решение соответствует классу жидкости. Для G 11 свойственен зеленый и синий цвета, для G 12, 12+ и 12++производители выбирают красный, оранжевый, иногда зеленый оттенок. G 13 – преимущественно красного, иногда фиолетового, сиреневого оттенков.
- Важно изучить состав продукта. Для алюминиевых моторов стоит выбирать минимально токсичный продукт.
- Необходимо принимать во внимание, что добавлено в антифриз в качестве присадок.
Обязательно нужно удостовериться, что вещества, продаваемые в магазине, являются оригинальные. Для этого, нужно тщательно осмотреть канистру и попросить у продавца сертификат качества.
Наиболее популярные бренды хладогенов
Сегодня есть несколько брендов, которые заслуживает внимания со стороны водителей. Неплохую автохимию и для алюминиевых моторов производят такие фирмы:
- «Тосол-Синтез». Российская компания, выпускающая антифризы популярной линейки Felix. Существует четыре типа составов, которые имеют различные свойства.
- Liqui Moly. Немецкий производитель. Составы от этой компании весьма качественные и сегодня входят в число лидеров по продажам.
- Motul. Французская компания, уделяющая особое внимание биологической защищенности материалов и полной безопасности пользователей.
- «Обнинскоргсинтез». Российский бренд, занимающийся разработкой и выпуском антифризов Sintec.
В России пользуются популярностью разные антифризы. Помимо указанных, можно выделить еще Long Life и Nord.
Закончить сказанное можно нескольким выводами:
- Алюминиевые моторы беззащитнее, чем ДВС, изготовленные из более прочного материала. Даже антифриз, изготовленный на базе особенно активных веществ, может негативно повлиять на агрегат и разъесть металл.
- Существуют разные антифризы, но выбирать подходящий стоит с учетом того, какое вещество лежит в основе продукта и что в него добавлено в качестве присадок.
- Оптимальным вариантом может стать покупка брендового продукта, но перед приобретением рекомендуется обратить внимание на технические параметры и инструкцию по использованию хладогена.
Индивидуальная система отопления в зимнее время должна функционировать непрерывно, даже при отсутствии жильцов, в экономичном режиме работы. Но если хозяева на долгое время покинули загородный коттедж или дачный дом, могут возникнуть непредвиденные ситуации, приводящие к замерзанию воды в трубах отопления, и в этом случае становится актуальным вопрос – что залить в систему отопления частного дома.
Задача усложняется тем, что существует несколько вариантов замены воды морозоустойчивыми жидкостями, имеющими различные химические свойства и физические характеристики. Также необходим точный расчет объема теплоносителя в системе – это позволит правильно определить нужное количество незамерзающей жидкости для функционирования в системе отопления, и соответственно сэкономить финансовые средства и время.
Рис. 1 Система отопления в частном доме
Что такое теплоноситель и какие бывают виды
Теплоносителем называют жидкое или газообразное вещество, предназначенное для передачи тепловой энергии, в индивидуальной отопительной системе дома используется только жидкое рабочее тело.
В домашнюю систему отопления заливаются следующие виды теплоносителей:
- Вода. Самый доступный и универсальный теплоноситель, не требующий финансовых затрат на его приобретение и используемый в большинстве систем отопления, обладает наибольшей теплоемкостью среди жидких веществ.
- Антифризы. Для передачи тепловой энергии используются два вида антифризов – этиленгликоль и пропиленгликоль. Они имеют низкую температуру кристаллизации и разводятся с водой в определенном соотношении – это позволяет изменять точку замерзания жидкости.
- Смеси антифризов. Наиболее популярные антифризы этиленгликоль и пропиленгликоль обладают разными химическими и физическими свойствами. Некоторые производители добавляют в их состав гликоли для получения жидкостей, сочетающий в себе преимущества двух компонентов.
- Автомобильные антифризы. Этиленгликоль является одним из основных компонентов автомобильных охлаждающих жидкостей, поэтому можно использовать общеизвестный Тосол для отопления дома. В его марках цифры 40 (голубой цвет) и 65 (красный цвет) означают температуру замерзания.
При эксплуатации раствор тосола меняет цвет на сине-зеленый, затем зеленый, желтый и в конце обесцвечивается (точнее становится грязно-коричневым из-за отложений ржавчины). Это говорит о снижении ее эксплуатационных качеств и необходимости замены. Нормальной рабочей температурой эксплуатации Тосола считается показатель до 95º С, при превышении этого порога срок службы жидкости резко падает.
Рис.2 Антифризы – виды
- Другие вещества. Чтобы понизить точку замерзания воды, можно использовать любые солевые растворы (хлористые натрий, калий, кальций), спирты, глицерин, гликоли, анилин и многие другие химические компоненты. Очень хорошим антифризом считается вода с 40% содержанием этилового спирта, но его использование довольно дорого и ограничено высокой летучестью и воспламеняемостью. Аналогичными свойствами обладает и более дешевый метиловый спирт, который опасно использовать в качестве теплоносителя вследствие его высокой ядовитости.
На рынке встречаются антифризы на основе глицерина – ни в коем случае не следует использовать эти составы в отопительной системе, они обладают температурной неустойчивостью, разлагаются с образованием вредных для материалов компонентов, затрудняют настройку котла отопления.
Основные требования к теплоносителю для отопления загородных домов
Теплоноситель, который следует заливать в систему отопления загородного дома, должен обладать следующими свойствами:
- Иметь высокую теплоемкость. Данный показатель характеризует свойство вещества накапливать тепловую энергию – чем больше рабочая жидкость впитает в себя энергии, тем больше ее будет подано на радиаторы отопления.
- Вязкость. Рабочее тело должно иметь низкую вязкость – в этом случае электронасосу для подачи жидкости потребуется меньше электроэнергии.
- Экологичность. Многие жидкости, обладающие подходящими физическими параметрами для применения в роли теплоносителя, не используются в качестве рабочего тела из-за высокой опасности нанесения вреда здоровью человека.
- Безопасность. Проводящая тепло жидкость не должна быть взрыво- и пожароопасной.
Рис. 3 Однотрубный контур отопительной системы с открытым расширительным баком
- Нейтральность. Теплоноситель не должен оказывать вредного воздействия на трубы, котлы, отопительное оборудование, радиаторы, приводящего к их коррозии, химическому повреждению и соответственно быстрому выходу из строя.
- Стоимость. Цена теплопроводящей жидкости является наиболее важным параметром при выборе подходящих материалов, многие из них с хорошими физическими характеристиками не используются в системах по той причине, что слишком дороги.
- Температура. Подающая тепло жидкость должна выдерживать максимальную и минимальную рабочие температуры, а также их нижний и верхний предел с учетом экстренных ситуаций (отключение электроэнергии, поломка оборудования, повреждение магистрали).
- Срок эксплуатации. Все антифризы в процессе эксплуатации меняют свои химические свойства с ухудшением технических параметров. При использовании в автомобильной технике их рекомендуется менять раз в 3 – 5 лет, этот параметр необходимо учитывать и при использовании в качестве незамерзающей жидкости, выбирая состав с наиболее длительным сроком службы.
Рис. 4 Однотрубная система отопления с герметичным контуром
Вода в качестве теплоносителя
Применение воды в отопительной системе оптимально в том случае, если в доме постоянно проживают люди – даже при каких-то неполадках или длительном отключении электроэнергии в зимнее время, если не удастся быстро устранить неисправность и подключить электричество, можно просто слить воду из системы.
Идеальным вариантом для заполнения магистрали отопления является дистиллированная вода, но ее получение или приобретение в больших количествах обходится слишком дорого. Выходом из положения может быть сбор дождевой воды и ее дальнейшее использование после фильтрации, также воду можно умягчить кипячением или использовать для этого химические реагенты.
Плюсы и минусы воды в роли теплоносителя
Вода является самым распространенным элементом среди используемых жидкостей для переноса тепла, она обладает следующими свойствами:
- Доступность. Вода есть везде, она практически ничего не стоит, в экстренных ситуациях ее всегда можно слить и снова наполнить систему.
- Высокая удельная теплоемкость. Среди всех жидкостей вода обладает наивысшей теплоемкостью со средним значением 4200 Дж./кг.*К. (4,2 КДж./кг.*К.) – это означает, что она медленно нагревается, и медленно остывает.
- Низкая вязкость. Вода имеет низкую кинетическую вязкость 1,006 м.кв./с.(10-6) при температуре 20º С, с увеличением вязкость падает и при рабочей температуре котла около 70 С. данный показатель имеет значение около 0,4 м.кв./с.(10-6). Это означает, что вода меньше поддается сопротивлению при движении во время проталкивания ее в систему рабочим колесом электронасоса.
- Низкий коэффициент объемного расширения. При нагреве вода незначительно увеличивается в объеме, по сравнению с нулевой температурой при 80 градусах ее объем увеличивается на 2,8%.
- Экологичность. Применение воды безвредно для здоровья, при аварийных утечках она не нанесет ущерба здоровью человека.
- Нейтральность. Вода химически нейтральна по отношению ко всем синтетическим материалам, она не оказывает вредного воздействия на широко используемые в настоящее время трубопроводы из сшитого полиэтилена (металлопластик), применяемые для систем отопления.
Рис. 5 Физические свойства воды
К недостаткам относятся следующие свойства воды:
- Высокая температура замерзания. Это основной недостаток, не позволяющий эксплуатировать систему отопления дома зимой в отключенном состоянии.
- Коррозионное воздействие на сталь. Использование воды не позволяет применять в качестве материала трубопроводов дешевую сталь длительное время, приходится эксплуатировать трубы из более дорогих материалов и сантехническую арматуру из цветных или нержавеющих сплавов.
- Накипь. При повышении температуры, соли, содержащиеся в воде, оседают на трубах, в радиаторах и сантехнических приборах – это приводит к уменьшению сечения рабочего канала и нарушению работы запорной и регулирующей арматуры.
Что такое антифриз и его виды
Антифризами называется класс жидкостей, не поддающихся кристаллизации при низких температурах, их основное назначение – охлаждение автомобильных двигателей и работа в низкотемпературных установках.
Известны два основных вида антифризов: пропиленгликоль и этиленгликоль (также в продаже есть составы на основе глицерина), они обладают разными химическими и физическими свойствами и сферами применения.
Использование незамерзающей жидкости в отопительных системах оправдано в тех случаях, если хозяева индивидуальных домов отсутствуют в них зимой некоторое время – при возникновении экстренной ситуации (поломки, отключение электроэнергии) может произойти размораживание отопительной системы. Как только температура воды в трубах упадет до нуля градусов, произойдет ее замерзание и расширение на 10%, связанное с меньшей плотностью льда по сравнению с водой на аналогичную величину. При этом придется менять весь трубопровод, полностью заполненный водой, радиаторы отопления и нагревательный котел – убытки будут огромны.
Рис. 6 Физические свойства гликолей и температуры замерзания антифризов
Плюсы использования антифриза
Помимо предотвращения размораживания трубопроводной системы применение антифризов имеет следующие преимущества:
- Температурный диапазон работы незамерзающих составов для отопительных систем, лежащий в диапазоне от -70º до +110º С обеспечивает сохранение трубопровода при любых существующих в природе низких температурах и эффективную работу в качестве теплоносителя.
- При температуре охлаждения гликолей ниже кристаллизации, они становятся желеобразными, незначительно расширяясь в объеме – это не приводит к размораживанию системы и выходу ее из строя. После оттаивания труб жидкость можно разморозить и использовать повторно без потери качества.
- Наличие специальных присадок (ингибиторы коррозии и другие) в составе гликолей предотвращают появление накипи, ржавчины, пены, завоздушивание, увеличивая тем самым срок службы системы.
- Использование красителей позволяет легко обнаружить протечки, а изменение цвета жидкости говорит о необходимости ее замены.
Минусы использования антифризов
Использование антифризов имеет следующие недостатки:
- При применении незамерзающих составов необходимо помнить, что этиленгликолевые антифризы ядовиты, смертельная доза для человека при приеме внутрь составляет 2 мг. на 1 килограмм массы тела. В связи с этим был разработан экологически чистый и абсолютно безопасный пропиленгликоль.
- Большой минус незамерзающих жидкостей – их слишком высокая цена, стандартная 20-литровая емкость этиленгликоля с предельной температурой – 65º С стоит в среднем около 30 у.е. Такую же стоимость имеет 20-литровая канистра пропиленгликоля с максимальной температурой -30º С – фактически это говорит о том, что пропиленгликолевый состав стоит в 2 раза дороже.
- Применение относительно недорогого ядовитого этиленгликоля невозможно в доме с открытым расширительным баком.
- Незамерзающие жидкости имеют ограниченный срок службы, в среднем он составляет 5 лет или 10 отопительных сезонов, после чего жидкость необходимо сливать, промывать трубопровод и заливать новый состав, а при использовании ядовитого этиленгликоля придется дополнительно решать вопрос о его утилизации. Данная процедура приводит к существенным финансовым затратам и потерям времени.
Рис. 7 Влияние процентного содержания этиленгликоля в растворе на температуру его кристаллизации
- Применение некачественного антифриза или использование его после истечения срока службы может стать причиной повреждения водопроводной арматуры, засорения труб и фитингов – в интернете есть немалое количество подобных примеров.
- Один из критических недостатков применения незамерзающих составов заключается в том, что многие производители котлов отказывают потребителю в их в дальнейшем гарантийном обслуживании после заливки в систему антифриза.
- При использовании гликолей придется устанавливать более мощный циркуляционный насос, пропиленгликоль потребует увеличения его напора на 10% и производительности на 60%, аналогично понадобится более объемный расширительный бак.
- Не рекомендуется использовать пропиленгликолевые составы в электролизных котлах (Галан) и отопительных системах с оцинкованными трубами.
Сравнение антифриза с водой
Используемые в системах обогрева незамерзающие составы уступают воде по всем параметрам:
- Имеют на 10% меньшую теплопроводность – это говорит о том, что для передачи одинакового с водой количества тепла скорость их движения по трубам должна быть больше на 10%.
- Вязкость некоторых антифризов в 5 -10 раз превышает аналогичный показатель воды, поэтому насосу понадобится приложить больше кинетической энергии (возрастут затраты электроэнергии) для продвижения жидкости по трубам.
- Антифризы обладают высокой текучестью, то есть будут проникать через мелкие щели, в которых ранее задерживалась вода – это может привести к дополнительным протечкам, данный недостаток устраняют применением высококачественных соединений и уплотнителей (паронитовые или тефлоновые прокладки).
- Коэффициент теплового расширения этиленгликоля в 1,5 раза больше, чем у воды, то есть при температуре + 80º С он может достигать 4,5% от общего объема и в некоторых случаях понадобится установка расширительного бака больших размеров.
Рис. 8 Сравнение характеристик антифриза и воды
Основные виды антифризов и их свойства
Антифризы применяют для того, чтобы не разморозилась отопительная система, их основные виды – водные пропиленгликолевые и этиленгликолевые растворы, порог замерзания которых зависит от соотношения гликоля и воды.
Состав антифризов
Низкозамерзающие жидкости состоят из активного вещества (антифриз 60 – 65%) дистиллированный или деионизированной воды (около 30 – 35% от общего объема) и 3 – 4% специальных присадок (ингибиторов коррозии), которые поставляются крупными зарубежными химическими концернами (BASF). Иногда производитель поставляет на рынок дешевые низкозамерзающие жидкости, в состав которых входит диэтиленгликоль, обладающий низкой химической стабильностью и соответственно малым сроком службы.
Этиленгликолевый антифриз – когда стоит выбрать
На рынок поставляются две основные разновидности этиленгликолевой незамерзающей жидкости (красный цвет), температура кристаллизации которых составляет -30 и -65º С, несмотря на токсичность использовать его можно без сильных опасений в закрытых отопительных системах. Большой угрозы в закрытом контуре он здоровью детей и животных не представляет, в отличие от лекарственных препаратов и бытовой химии, находящихся дома в доступных местах.
Этиленгликоль вреден только при попадании внутрь организма (детей может привлечь его сладкий вкус), долгое вдыхание его паров вызывает кратковременное расстройство здоровья, при попадании на кожу рук в случае ликвидации протечки или прорыва трубопровода нужно будет их просто промыть водой.
Рис. 9 Сравнение температуры замерзания антифризов
Пропиленгликолевый антифриз когда стоит выбрать
Положительные качества пропиленгликоля – малый коэффициент теплового расширения и абсолютная безвредность для человека (он является пищевой добавкой), поэтому использовать его можно в контурах с открытыми расширительными баками. На рынок поставляется пропиленгликолевый состав зеленого цвета (в название часто добавляют ЭКО) с температурой замерзания до -30º С, для получения стандартной температуры замерзания в пределах 20 градусов его следует разбавить водой приблизительно на 40%. К недостаткам относят низкую теплопроводность (на 30% меньше, чем у воды), поэтому при использовании низкотемпературной жидкости производительность насоса придется повышать.
Триэтиленгликолевый антифриз – когда стоит выбрать
Основное отличие триэтиленгликоля от других теплоносителей – способность выдерживать рабочую температуру до 170 – 180º С, и высокая вязкость (в 2 раза больше этиленгликоля), что делает проблематичным его использование в качестве антифриза в высоких концентрациях. Триэтиленгликоль используют в качестве добавок в смеси с другими незамерзающими жидкостями в антифризных составах для повышения верхнего температурного порога.
Плюсы использования антифризов с присадками
Отличительные особенности антифриза различных производителей – наличие присадок разного химического состава и назначения, в большинстве случаев они предназначены для борьбы с ржавчиной в металлических трубах и содержат ингибиторы коррозии. При использовании незамерзающих жидкостей в системах со стальными трубами и элементами отопительной системы, чугунными радиаторами польза от таких присадок несомненна – они замедляют коррозионные процессы в 100 раз.
При применении незамерзающей жидкости в современных пластиковых трубах и алюминиевых радиаторах антикоррозионные присадки бесполезны (за исключением веществ, растворяющих накипь) и не оказывают положительного влияния на работу системы.
Рис. 10 Объем теплоносителя, который заливают в трубы для отопления
Расчет жидкости в системе отопления
Определить объем жидкости можно двумя способами: путем расчетов и экспериментов, в последнем случае магистраль заполняют водой и затем ее сливают, измеряя полученное количество ведрами или другими емкостями с известными параметрами.
Для расчета по формулам складывают объемы следующих составляющих (кроме расширительного бака):
- V(объем) = V(труб) + V(радиаторов) + V(котла)
Для расчета объема жидкости в трубах используется следующее уравнение:
- V(объем) = S(площадь сечения трубы) х L(длина трубы)
Площадь сечения можно вычислить вручную по формуле площади круга:
- S = 3,14(число пи) х R2(радиус в квадрате)
или определить по таблицам объема жидкости в одном погонном метре трубы заданного внутреннего диаметра (Рис. 10) – такой вариант намного проще и точнее.
Объем воды в радиаторах обычно указывается в паспорте, при его утере можно воспользоваться таблицами с указанием данных для одной секции батарей различного образца и материала изготовления (рис. 11), параметры котла берут из паспортных данных.
Рис. 11 Таблица расчета объема радиаторов
Объем расширительного бака берут не менее 10% от общего объема системы – этого должно хватить для любого теплоносителя, наибольший коэффициент теплового расширения имеет этиленгликоль, и данный показатель не превышает 5% при температуре до 80º С.
Что залить в систему отопления частного дома – выбор производителя антифриза
При покупке антифризов следует выбирать составы от отечественного производителя – их стоимость значительно ниже импортных при одинаковых показателях (многие жидкости изготавливаются на основе импортного фармакологического пропиленгликоля, отсюда их высокая стоимость).
Наиболее известными поставщиками своей продукцией считаются фирмы Форвард групп (торговые марки Dixis, Теплый дом), ВинтХим (марка Hot Blood), Primoclima, Обнинскоргсинтез (марки Thermagent, Sintec, Sintoil), при выборе товара сложно отдать предпочтение какому-либо производителю – все гликоли имеют практически одинаковый состав, приблизительно равную стоимость и высокий срок службы в 5 лет.
Рис. 12 Популярные марки гликолей
Как самостоятельно приготовить антифриз
Единственным приемлемым вариантом самостоятельного изготовления антифриза является использование 40% спиртового раствора с достаточно низкой температурой замерзания (около -28,9º С).
Если рассматривать затраты на изготовление данной смеси, то стоимость 5-литровой канистры 95% этилового спирта составляет около 20 у.е., 20-литровая емкость будет стоить 80 у.е., а 40% раствор такого же объема обойдется потребителю в 33,7 у.е. – это близко к цене пропиленгликоля, который заливается как теплоноситель.
Если вместо высококачественного этилового спирта использовать денатурат (метанол не стоит рассматривать – он очень ядовит), то по затратам можно получить стоимость относительно недорогого этиленгликоля.
Применение самостоятельного приготовленного спиртового раствора в качестве теплоносителя имеет неоспоримые преимущества по сравнению с составами промышленного изготовления, основные из них:
- Длительное использование. Через 10 лет, если не раньше, антифриз придется сливать и заливать в систему новый состав. Спиртовой раствор в закрытой системе можно использовать очень долгое время – это уменьшение затрат минимум в 2 раза.
- Экономия электроэнергии. Спиртосодержащий раствор имеет значительно меньшую вязкость, чем незамерзающие жидкости, поэтому электронасос будет работать в таком же режиме, как и при использовании воды.
- Водно-спиртовой раствор имеет аналогичное с водой поверхностное натяжение – это уменьшает риск протечек в отличие от незамерзающих жидкостей.
- Если воду со спиртом сравнивать с промышленным антифризом, то состав оказывает полезное влияние на трубопроводную магистраль, растворяя накипь и препятствуя коррозии.
- Проверить качество теплоносителя в отличие от антифризов намного проще – для этого понадобится простейший спиртометр. А при понижении процентного содержания спирта его легко повысить доливанием основного компонента и использовать раствор дальше.
- У производителя будет слишком мало оснований отказать в гарантийном обслуживании котла при применении данного раствора.
- Некачественные антифризы засоряют систему осадком и даже способны повредить сантехническую арматуру, вызывая ее ускоренную коррозию продуктами распада – с водно-спиртовым раствором этого можно избежать.
Рис. 13 Характеристики некоторых марок гликолей
Как заливать незамерзающую жидкость в систему отопления самостоятельно
Перед применением состава, его разводят водой для получения необходимой точки замерзания. При использовании пропиленгликолей оптимальным считается раствор с температурой кристаллизации -25º С для котлов на жидком и твердом топливе, при применении нагревателей газового или электрического типа, выбирают нижний температурный порог – 20º С.
При использовании полипропиленгликолевого состава с температурой -30º С, для получения необходимых температурных значений обычно добавляют 10% и 20% воды (для температур -25º С и -20º С соответственно). Если используют растворы этиленгликоля с предельной температурой в -30º или -65º С, то количество добавленной воды рассчитывают с учетом процентного содержания гликолей для разных температур по таблицам (Рис. 7).
К примеру, если мы имеем состав объемом 20 л. с температурой кристаллизации -30º С с 46% содержанием гликоля, то для получения жидкости с температурой замерзания -20º С. необходима его 36% концентрация, умножаем 20 на 46, делим на 36 и получаем искомое значение 25,55.
Для получения состава с температурой кристаллизации -20º С. необходимо долить 5,5 литра воды – для разбавления используют умягченную или дистиллированную воду.
Рис. 14 Плотность этиленгликоля в зависимости от температуры
При самостоятельной заливке жидкости в систему поступают следующим образом:
- Сливают теплоноситель через кран опорожнения и заполнения, расположенный в области водонагревательного котла, также минимум один раз промывают систему.
- Это делают с помощью электронасоса любого типа (можно использовать недорогие вибрационные модели Малыш). Промывают трубопровод и элементы отопительной системы, подавая в магистраль воду из емкости под давлением около 2 бар.
- После наполнения магистрали прекращает подачу воды, перекрывают кран подачи и включают котел на некоторое время (от одного часа) до нагрева воды. Не обязательно производить нагревание до 80 градусов, следует лишь добиться чистого состояния грязевого фильтра, который до и в процессе промывания периодически очищают. Промывку магистрали считают законченной, если в течение 30 минут работы на фильтре не появится грязь.
- По завершении промывочной процедуры сливают воду, и приступают к заполнению радиаторной системы. Для этого накачивают насосом (можно использовать ручные гидравлические насосы) глюколь до двух атмосфер и начинают стравливать воздух из радиаторов, при этом важно учесть, что работу следует начинать с нижних этажей.
- Воздух в радиаторах выпускают через краны Маевского, открывая их шлицевой отверткой или специальным сантехническим ключом до появления жидкости. При этом давление в магистрали немного падает, и его снова поднимают до необходимого порога подкачкой гликоля в систему.
- Процедуру стравливания и подкачки производят повторно, после чего теплоноситель нагревают до температуры приблизительно 65º С и проверяют радиаторы на нагрев с двух противоположных сторон. Если одна половина более холодная, значит воздух стравлен не полностью и процедуру необходимо повторить.
- Если при стравливании воздуха из радиатора идет пена (она образуется при прохождении гликоля через крыльчатку компрессионного насоса), оборудование и насос отключают, давая жидкости возможность отстояться.
Рис. 15 Как незамерзающую жидкость залить в систему
Решая, что залить в отопительную систему для предотвращения ее размораживания, можно прийти к выводу, что наилучшим вариантом является спиртовой 40% раствор, изготовленный самостоятельно. Его стоимость сопоставима с выпускаемыми промышленностью гликолями для теплоносителей, а совокупные физические характеристики состава (вязкость, теплоемкость, экологичность, срок службы и другие) на порядок выше широко разрекламированных незамерзаек.
Антифриз, охлаждающая жидкость, тосол — варианты названий жидкости для заполнения системы охлаждения двигателя. Расшифровки:
- Слово «антифриз» просто является транслитерацией от английского antifreeze — незамерзающий.
- «Тосол» — первая отечественная охлаждающая жидкость общего применения, название расшифровывается как «Технология Органического Синтеза».
- Термин «охлаждающая жидкость» наиболее точно отображает суть для обозначения подобных составов.
- По-немецки охлаждающая жидкость называется Kuhlerfrostschutz и расшифровывается как защита радиатора от замерзания.
Для чего нужен и как работает антифриз?
Функционал современных автомобильных антифризов:
- Отвод тепла от двух ключевых компонентов: двигателя и автоматической коробки передач.
- Отопление салона в холодное время года, создание комфортного микроклимата.
- Обеспечение антикоррозионной защиты системы охлаждения.
Важно знать! Функция антикоррозионной защиты системы охлаждения является одной из определяющих для антифриза, поэтому влияет на конечную стоимость.
Отведение тепла и обогрев производятся за счет передачи тепла твердому телу: радиатору или рубашке охлаждения двигателя. Процесс исследован и описывается математической формулой.
Антикоррозионная защита организуется по следующему принципу. Конструкция системы охлаждения состоит из большого количества элементов, которые изготовлены из разных материалов: сталь, чугун, алюминий, медные и свинцовые сплавы, резина и другие эластомерные компоненты. Каждый из перечисленных пунктов нуждается в отдельном виде защиты, причем на длительное время. Для этого разработчиками был использован низкозамерзающий компонент — моноэтиленгликоль, который является для автомобильных антифризов основным. В зависимости от пропорций в составе он обеспечивает необходимые низкотемпературные свойства.
Различия между антифризами базируются на использовании разных пакетов антикоррозионных присадок. Последние отличаются между собой:
- принципами антикоррозионной защиты;
- совместимостью с материалами;
- сроками службы.
Поэтому каждый антифриз ориентирован под определенные марки автомобилей и отдельные условия эксплуатации. Разница в присадках напрямую влияет на совместимость.
Почему нельзя выбирать дешевый антифриз?
Подавляющее большинство антифризов хорошо справляется с основной функцией отвода тепла от двигателя и автоматической коробки передач. Так почему же не выбрать самый дешевый антифриз?
Как уже упоминалось выше, одной из базовых функций антифриза является антикоррозионная защита системы охлаждения. За это отвечают специальные дорогостоящие пакеты присадок. По этой причине именно качество и количество присадок напрямую влияет на конечную стоимость антифриза.
Крайне внимательно подходите к выбору марки антифриза. Помимо нужной спецификации обращайте внимание на цену. Это тот случай, когда не стоит экономить лишние несколько сотен рублей, выбирая наиболее дешевый продукт на полке. Лучше выбирайте антифриз только известных вам брендов, которым доверяете.
Антифризы Liqui Moly делаются на основе высококачественных пакетов антикоррозионных присадок и выпускаются в виде концентратов или готовых к использованию жидкостей. Подобрать рекомендованный производителем вид антифриза можно
Виды антифризов
Антифризы можно разделять по нескольким критериям. Сами потребители чаще всего их различают по цветам. Отличаются пакетами антикоррозионных присадок и индивидуальны практически под каждого автопроизводителя, имеют региональные особенности и различный цвет.
В США распространены антифризы с фосфатными присадками, а в Европе такой формат не используется. В Японии применяют гибридные антифризы, содержащие фосфаты и карбоновые кислоты, то есть нечто среднее между США и Европой.
Формула каждого антифриза разрабатывается и испытывается годами с учетом материалов, используемых в конкретной системе охлаждения, поскольку у каждого автопроизводителя свои поставщики комплектующих. Даже сорта резины могут отличаться, не говоря уже о составе металла, из которого изготавливаются двигатели и радиаторы. Антифриз должен быть окрашен как и любая техническая жидкость, но выбор цвета ничего не говорит о качественных показателях. Один и тот же антифриз может быть любого цвета по прихоти производителя.
Важно! Выбор антифриза по цвету – заблуждение покупателя, которое может привести к серьезным негативным последствиям.
Правильная классификация антифризов
Широкий ассортимент комбинаций и цветов антифриза с легкостью вводит автомобилиста в заблуждение. Но на деле, систематизация возможна и имеет под собой основание. В зависимости от пакета присадок антифризы для легковых автомобилей делятся на группы и подгруппы.
-
Неорганические (гибридные первого поколения) антифризы. Часто называемые силикатными из-за содержания силикатов. Могут быть зеленого, сине-зеленого или желтого цвета. Зеленые и сине-зеленые — одни из первых, появившихся на свет и прошедших весь процесс эволюции. Силикатные антифризы можно условно разделить на 2 подгруппы:
- Североамериканские. Присутствуют фосфаты. Есть отдельная подгруппа антифризов, называемых Low Silicate Formula. Они имеют пониженное содержание силикатов.
- Европейские. Использование фосфатов запрещено. Отсутствует содержание аминов и некоторых из видов нитритов.
За последний десяток лет у большинства антифризов, произведенных в Европе, содержание силикатов снизилось, поэтому они идут как аналог американских Low Silicate Formula.
На этикетке антифризов силикатного типа присутствует маркировка G11 или G48.
В ассортименте Liqui Moly GmbH такой антифриз называется Kuhlerfrostschutz KFS 11.
- Органические антифризы. Используют карбоксилатные органические кислоты в качестве основного ингибитора коррозии. Различаются по составу и цвету:
-
G12, G12+ и G30 (VW), G33 (PSA) и G34 (GM) окрашиваются в оранжевый, красный или розовый цвет. По составу практически идентичны, а также схожи с антифризами Texaco Havoline Extended Life, DexCool и Shell ELC. Главной особенностью является содержание преимущественно двух и более типов карбоксилатных кислот, но не включают силикатов, фосфатов, боратов, нитратов, аминов и нитритов. В ассортименте Liqui Moly GmbH антифризу G12+ соответствует Kuhlerfrostschutz KFS 12+, а G33 соответствует Kuhlerfrostschutz KFS 33.
- Honda Genuine Coolant Type 2 (синий) и Toyota Long Life Coolant (красный) содержат один тип карбоксилатных кислот и фосфаты. Другой тип карбоксилатных кислот не используется по причине негативного воздействия на некоторые прокладки двигателя.
-
-
Лобридные (G40). Используется один тип карбоксилатных кислот (тот же, что и в Honda Type 2 или Toyota LFC) и небольшое количество силикатов. Согласно описанию не содержит фосфатов. На деле они присутствуют в незначительном количестве. Цвета антифриза разные: желтый, зеленый или оранжевый. Этому классу антифризов соответствует Liqui Moly Kuhlerfrostschutz KFS 12++. Здесь много нюансов: какой используется автопроизводитель, модель автомобиля и даже заливка (конвейер или сервис).
Все три группы содержат также некоторые другие ингибиторы коррозии и присадки.
Какой антифриз нужно использовать в моем автомобиле?
Еще раз! Не выбирайте антифриз только по цвету! Очень велика возможность ошибки!
Правильно использовать продукт, который заливался при производстве автомобиля. Класс антифриза вносится в инструкцию по эксплуатации и попадает в программы подбора. Поэтому не стоит обращать внимание на цвет антифриза. Например, один и тот же продукт итальянской компании Fraber может быть окрашен в синий, зеленый, красный или желтый цвет.
Рекомендуется выбирать антифриз исключительно в соответствии с требованиями автопроизводителя!
Нужно долить. Как не ошибиться?
Если вы не знаете или не помните, какой антифриз залит в машине (например, предыдущим автовладельцем), мы советуем: полностью заменить содержимое системы охлаждения с промывкой на рекомендованный автопроизводителем сорт антифриза, записать или запомнить его сорт и далее по мере необходимости доливать уже только его. При доливке малого количества антифриза можно использовать дистиллированную воду.
Если требуется незначительная доливка, а подходящего антифриза в наличии нет, то доливается дистиллированная вода. Она компенсирует потерю объема жидкости от испарения.
Что будет, если смешать несколько разных антифризов?
Большинство автовладельцев не знают о различии антифризов и ориентируются на цвет. Красный к красному, зеленый к зеленому и так далее. Это недопустимо. Важно понимать, что цвет антифриза определяется красителем, то есть чернилами, которые добавляются при производстве, поэтому цвет не несет информации о рабочих качествах и свойствах.
При смешивании антифризов различных производителей, даже одного цвета, возможны негативные реакции, и одно из наиболее опасных и дорогостоящих последствий – потеря антикоррозионных свойств. Разные типы присадок реагируют между собой непредсказуемо.
Возможные последствия от смешивания антифризов разных производителей:
- Коррозия системы охлаждения (разъедание каналов, просачивание антифриза в камеры сгорания, течи радиатора).
- Размягчение шлангов и прокладок, утечки по патрубкам.
- Образование осадков и шлама, ухудшение теплоотдачи, перегрев двигателя.
- Забивание радиатора печки – соответственно, печка не греет в салоне автомобиля.
Таблица смешивания антифризов различных стандартов.
Как правильно поменять антифриз?
Не приобретайте дешевые антифризы от неизвестных производителей!
Если вы заметили, что антифриз стал уходить, то в системе у вас, скорее всего, образовалась течь. В этой ситуации мы советуем определить место утечки. Если это не гибкий шланг, а повреждение составляет менее 0,2 сантиметров, то не расстраивайтесь — воспользуйтесь герметиком системы охлаждения. Крайне важно выбрать герметик беспорошковой консистенции, который не забьет каналы и остатки сольются вместе с антифризом. Мы рекомендуем воспользоваться герметиком системы охлаждения Liqui Moly.
Если вы решили заменить антифриз в системе охлаждения, то рекомендуемая последовательность действия следующая:
- Использование очистителя (промывки) системы охлаждения перед тем, как слить антифриз. Эта важный шаг, который позволит очистить контур охлаждения от накипи и уже накопившихся загрязнений.
- Слить антифриз из современного автомобиля — задача для профессионала. Достаточно часто отсутствуют специальные сливные пробки, обычно расположенные на нижнем бачке радиатора и на блоке цилиндров. В этом случае необходимо снять нижний патрубок радиатора и сливать антифриз с него. Важно: любой антифриз ядовит для человека и крайне вреден при попадании в почву или в водоемы. Поэтому необходимо приложить все усилия для сбора и правильной утилизации старого продукта.
- Заливается антифриз непосредственно в радиатор, через пробку, или, при отсутствии пробки на радиаторе, через горловину расширительного бачка.
Европейские инструкции чаще рекомендуют использовать водорастворимые концентраты, но следует помнить, что европейские зимы более мягкие, нежели российские реалии и пропорции должны быть другими. Разбавляя 1:1 европейский концентрат, вы получите защиту от замерзания -36°С, что маловато для России, так как первые кристаллы льда появляются уже при температуре -32°С. Европейские концентраты нужно разводить в увеличенной пропорции. При разведении желательно использовать дистиллированную воду, но допускается использование и чистой водопроводной воды.
Если перед заменой антифриза использовалась промывка, то в системе охлаждения есть остаток промывочной воды. Надо заливать сначала чистый концентрат исходя из полного объема системы. То есть, если в системе всего умещается 10 литров, то залейте 5 литров концентрата, а затем долейте водой до заполнения. Так вы получите правильную концентрацию и температуру застывания.
Не выбирайте антифриз по цвету! Ориентируйтесь на спецификацию производителя. Старайтесь избегать дешевых антифризов. Выбирайте антифризы проверенных производителей, которым вы доверяете. Мы советуем использовать антифризы немецкого производителя Liqui Moly. Продукция великолепно выполняет функции по отводу тепла от двигателя, а также содержит дорогостоящие комплексы антикоррозийных присадок.
Как правильно очистить систему охлаждения двигателя легкового автомобиля.
Как правильно очистить систему охлаждения двигателя грузовика
Спирт для систем отопления
Подробности Категория: Информация о СпиртПроме Просмотров: 7093
Незамерзающая жидкость или спирт для систем отопления. Незамерзающий теплоноситель для систем отопления (концентрат). Использовать в смеси 1:3. Идеально подойдет для отопления зимой.
Предлагаем Вам концентрат ЭКОТЕРМ -96 С для изготовления незамерзающей жидкости или ТЕПЛОНОСИТЕЛЬ для систем отопления Данный теплоноситель на основе спирта этилового с применением антикоррозионных и стабилизирующих добавок. С помощью концентрата Вы можете изготовить незамерзающую жидкость до -114 С
Концентрат (ЭКОТЕРМ -96 С) незамерзающая жидкость для систем отопления на основе (этанола) или спирта этилового изготовленного из биологически чистого сырья, безвредного для Вас и членов Вашей семьи. Данный продукт для отопительных систем — ЭКОТЕРМ — безвредный.
Применение спирта технического в системах отопления, как теплоносителя улучшает следующие показатели:
1. Теплоноситель на спиртовой основе Обеспечивает стабильную работу систем отопления, охлаждения, вентиляции и кондиционирования.
2. Теплоноситель на спиртовой основе Страхует системы отопления от замерзания, связанного с увеличение объема замерзающей воды.
3. Теплоноситель на спиртовой основе В режиме консервации системы, когда температура окружающей среды ниже нуля, не происходит разрыв трубопроводов, батарей, оборудования, т.к. водно-спиртовой раствор не переходит в гелеобразное состояние и не увеличивается в объеме.
4. Сокращает затраты на энергию в случае, когда нет необходимости отапливать помещение постоянно (например дачи)
5. Является консервирующим средством системы водопровода и канализации летних домиков, а также водных транспортных средств(яхт, катеров).
6. Срок эксплуатации антифриза на спиртовой основе – в течении 5-8 лет в зависимости от условий эксплуатации
7. В водно-спиртовом растворе (Екотерм или РОУ96) оголенный алюминий перестает разлагать воду с выделением водорода.
8. Сталь гораздо меньше корродирует в водно-спиртовом растворе чем в воде
9. Теплоемкость почти такая же как у воды (выше чем у антифризов).
10. Вязкость близка к воде (не потекут стыки секций, как на антифризе).
11. t кипения 78 градусов Цельсия, при 2 атм температура кипения водно-спиртового раствора будет составлять 93 градусов Цельсия.
Удельная теплоемкость спиртосодержащего теплоносителя при 20°С — 2,50 кДж/кг при плотности 0.800.
Лучше всего разбавлять данный теплоноситель на основе спирта технического этилового дистиллированной водой. Иначе накипь будет осаждаться в теплообменнике котла, ухудшая его работу.
Меры предосторожности
В первую очередь, заливатьв систему отопления стоит только в хорошо проветриваемых помещениях для предотвращения скопления опасных концентраций спирта в воздухе. На случай возгорания нужно иметь хоть самый простой огнетушитель или кошму из несгораемого материала. Это можно приобрести в спец. магазинах противопожарной безопасности. Обычные хозяйственные тканевые перчатки защитят ваши руки от возможных ожогов. Главное, перчатки должны быть сухими, мокрые не защитят Вас от ожогов..
Концентрация должна быть не более -32 градуса Цельсия, так как спирт является легковоспламеняющейся жидкостью. При более концентрированном растворе спирта возможны выделения взрывоопасных паров!!!
Для предприятий, которые на зиму заливают его в систему отопления для предотвращения замерзания и растрескивания труб. Можем красить в любой цвет для того-чтобы у работников не возникло желания его попробовать на вкус(так как это будет сильнейшее отравление или смерть)
Не питьевой!
С добавками предотвращающими попадание внутрь организма. Растворяется с водой в любых пропорциях. Позволяет изготовить незамерзающую жидкость для отопления в любых климатических условиях (Восточная Антарктида — 89,2С)..
Теплоноситель на основе спирта этилового не протикает через все щели и прокладки как этиленгликоль.
Основной компонент денатурации – это битрекс.
Незамерзающие теплоносители на основе спирта этилового широко распространены в Россси, а теперь уже и в Европе. Так как температура воздуха может быть очень низкой доходя до минус 35.
На этой странице Вы можете найти альтернативу спиртовой смеси
Данный спирт идеально подходит для отопительных систем, вы можете купить этилен гликолевый теплоноситель или глицериновый, но мы Вас уверяем в то, что теплоноситель на основе спирта это лучший выбор. все немецкие производители котлов говорят так: или используйте спирт в систему отопления или у вас будет не действительна гарантия.
Так что Вам решать что заливать.
Можете почитать статью по поводу теплоносителей для систем отопления
Мы советуем Вам выбирать теплоноситель только на основе спирта технического!
Ниже приведена таблица соотношения растворителя и воды, с указанием граничных температур и температур кипения незамерзающей жидкости для систем отопления.
Соотношение Температура Плотность Температура
спирт/вода замерзания С кг/дм кипения, C
1:0 -110 0,807 78
1:1 -32 0,910 85
1:2 -17 0,947 88
1:3 -11 0,962 93
Реализуем по всей Украине и на экспорт. Хладагент с использованием незамерзающего компонента — этиловый спирт. Спирт технический для отопительных систем, а так же для обеззараживания и обезжиривания поверхностей. Как опт так и в розницу. Спирт технический может использоваться в отопительных системах, как противозамерзающее средство. Спирт в батареи в концентрации -32 градуса Цельсия. спирт для теплообменных систем, спирт для батарей, спирт в батареи, лопнувшие батареи, лопнули батареи, спирт в котел, спирт для котла, отопление спиртом, спирт зима, теплоноситель для отопления, жидкость для отопления, антифриз в систему отопления, купить теплоноситель, теплоноситель продажа, купить жидкость для отопления
спирт в отопления, спирт в батареи, купить теплоноситель киев, цена теплоносителя, теплоноситель украина
При устройстве отопительной системы дома следует не только правильно выбрать трубы и радиаторы, но и обратить внимание на теплоноситель. Выясним, какой теплоноситель выбрать для алюминиевых радиаторов, какие условия использования подобных жидкостей существуют.
Если пространство комнаты более 20 кв.м., то необходима установка дополнительного радиатора.
Виды теплоносителей для радиаторов из алюминия
Установка алюминиевых радиаторов.
Самым обычным теплоносителем для отопительной системы является вода, но ее порой приводит к многочисленным трудностям. Это не только коррозия, но и образование накипи, необходимость более частой прочистки системы. Кроме того, вода замерзает уже при температуре, близкой к нулю градусов, трубы и отдельные элементы контура могут просто лопнуть при температурном расширении. Поэтому важно не только правильно выбрать батареи, но и воспользоваться незамерзающим теплоносителем. Из плюсов необходимо отметить полную безопасность для человека. Если система протечет, то вреда здоровью не будет нанесено, тогда как антифриз ядовит.
Антифриз в качестве теплоносителя для алюминиевых радиаторов отопления
В качестве теплоносителя применять можно не только обычную воду, но и специально выпускаемый антифриз. Такие смеси не замерзают даже при низких температурах, совершенно не меняя своих качеств. Каждая разновидность рассчитана на свои пределы, это необходимо учитывать при выборе.
В состав антифризов входят специальные присадки, которые являются ингибиторами коррозии, различных минеральных отложений.
Схема монтажа алюминиевого радиатора.
Но при покупке следует выбирать именно те составы, которые подходят именно для алюминиевых радиаторов отопления. Но у подобных теплоносителей есть и свои недостатки:
- теплоемкость на пятнадцать процентов ниже, чем у воды;
- высокая вязкость, то есть необходим насос для обеспечения циркуляции в системе;
- при нагреве наблюдается сильное расширения;
- текучесть на 50 процентов выше, чем у воды, то есть к герметичным соединениям предъявляются высокие требования;
- этиленгликолевые антифризы ядовиты, использовать их можно только для одноконтурных котлов.
Антифриз на основе этилового спирта
Смесь для радиатора можно сделать самостоятельно. Для этого понадобиться: дистиллированная вода и 40% этиловый спирт.
Для использования в системе отопления антифриза не всегда есть возможность заливать готовые покупные смеси. В этом случае можно использовать теплоноситель, который легко подготовить своими руками. вы спросите, как это возможно? Все очень просто, такой теплоноситель представляет собой незамерзающую смесь из дистиллированной воды и сорокапроцентного этилового спирта. Подобный антифриз, приготовленный своими руками для системы отопления, отличается следующими характеристиками:
- вязкость жидкости немного выше, чем у воды, но намного ниже, чем у покупных антифризов;
- текучесть меньше антифриза, что позволяет несколько снизить требования, предъявляемые к герметичности соединений контура. Резиновые уплотнители не повреждаются при использовании именно такой жидкости;
- смеси на основе спирта обладают еще одним преимуществом, что делает их отличным выбором для металлических радиаторов. Дело в том, что спирт препятствует развитию коррозии, а это важно для систем, разрушение которых может привести к самым различным неприятностям;
- в данном случае для системы отопления рекомендуется применять жесткую воду, которая вместе со спиртом препятствует образованию на внутренних поверхностях накипи. Осадок образуется в твердом виде, при профилактической промывке он очень легко удаляется из системы;
- при содержании спирта в смеси от 30 процентов, он не испаряется отдельно;
- температура кипения спиртового теплоносителя примерно равна значению для обычной воды. То есть когда температура повышается до 85 градусов тепла, не происходит ее закипания с образованием больших масс пара;
- спирт в составе теплоносителя снижает температурное расширение, то есть при замерзании отопительные трубы и прочие элементы не повреждаются.
Если приходится выбирать между водой и спиртовой смесью, то многие специалисты рекомендуют отдавать предпочтение второму варианту (если конструкция котла позволяет это сделать). Пропорции такого состава рассчитываются, исходя из того, какие температурные значения планируются:
Если по каким-то причинам отключают котел, обязательно следует слить с радиатора горячую воду, в противном случае может произойти разрыв труб.
- при понижении температуры до минус 10,6 градуса – содержание спирта должно составлять 20,3 процента;
- при понижении до значения в минус 23,6 градуса – содержание спирта составляет 33,8 процента;
- при замерзании до минус 28,7 градуса – содержание спирта должно составить 39 процентов;
- при понижении до минус 33,9 процента – содержание спирта составляет 46,3 процента.
При подготовке теплоносителя для радиаторов из алюминия объем надо рассчитывать, исходя из того, что в одном литре 96% этилового спирта содержится 960 мл спирта безводного. Чтобы получить 33% спиртовой раствор, необходимо разделить 96 на 33, что даст объем равный 2,9 литра. При введении в один л спирта воды в количестве 2,9 литра получаем 33% спиртовой раствор, являющийся отличным теплоносителем, заливаемым в алюминиевый радиатор для системы отопления. Полученный раствор не будет замерзать даже при температуре до минус 22,5 градусов.
Когда нельзя использовать антифриз?
Но не всегда для системы отопления можно использовать такой удобный и эффективный теплоноситель, как антифриз. Если вы еще выбираете, что именно вам использовать, учтите такие факторы:
Расчет необходимой мощности радиатора.
- категорически нельзя брать антифриз, если используются ионные (электролизные) котлы. В них нагрев осуществляется при пропускании тока через весь объем емкости котла, а это недопустимо для антифриза. При проектировании системы отопления дома убедитесь, что ее можно применять с определенным типом теплоносителя;
- нельзя использовать антифриз в открытой системе. Но в данном случае такой запрет действует только на те смеси, которые производятся на основе ядовитого этиленгликоля, остальные могут применяться в открытых контурах, если есть показания производителя для этого;
- нельзя снижать температуру больше, чем до уровня минус 20 градусов. Это способно серьезно снизить характеристики присадок, входящих в состав, то есть внутри системы возникнут очаги коррозии, появится накипь;
- при выполнении герметичных соединений не рекомендуется использовать льняную подмотку, которая сверху покрывается обычной масляной краской. При использовании в отопительных алюминиевых радиаторах антифриза допускается применять льняную намотку только с герметиками, так как масляная краска легко разъедается антифризом, а это приводит к полной потере герметичности;
- нельзя использовать антифризы, когда для отопительного контура применяются фитинги и трубы из оцинковки;
- при нагреве котлом теплоносителя до температуры выше 70 градусов тепла, применять антифриз уже нельзя. Такое значения является предельным для большей части подобных смесей, которые имеют высочайшее температурное расширение при более высоком нагреве.
Условия использования теплоносителя
При выборе для алюминиевых радиаторов антифриза, необходимо помнить о некоторых условиях работы с ним. Эти правила являются обязательными к использованию, они позволят сделать работу контура не только более эффективной, но и безопасной:
- систему отопления надо оборудовать более мощным насосом для циркуляции, чем это требуется для водяного обычного отопления. Если протяженность контура довольно большая, то необходимо ставить внешнюю установку циркуляционного насоса;
- требуется установка специального расширительного бака, то есть вместительного экспанзомата, у которого объем будет превышать примерно в два раза необходимый для традиционного водяного контура;
- рекомендуется использование алюминиевых радиаторов большого объема, также и отопительных труб;
- нельзя монтировать автоматические воздухоотводчики, при использовании антифриза в системе монтировать можно только ручные краны, например, Маевского;
- при выполнении разъемных соединений можно использовать уплотнительные прокладки только из паронита, химически стойкой резины, тефлона. Многие специалисты советуют пользоваться льняной подмоткой, которая уплотняется герметиком, устойчивым к этиленгликолю (если применяется теплоноситель на его основе);
- разбавлять антифриз водой не рекомендуется, но если это допускается его составом, то использовать можно только очищенную, дистиллированную воду. Талая, дождевая вода для этого категорически не подходит;
- перед тем как заливать антифриз для алюминиевых радиаторов, необходимо провести подготовительные работы. Весь контур, включая котел, следует промыть при помощи воды. Сроки замены регламентируются производителями антифриза, но специалисты рекомендуют делать это один раз в два-три года, нельзя оставлять теплоноситель в системе на большее время;
- после того как антифриз залит в систему, не следует давать сразу очень большую нагрузку на котел, то есть ставить его на высокую температуру. В данном случае рекомендуется делать повышение постепенно, чтобы теплоноситель имел время на плавный разогрев. У такой жидкости теплоемкость ниже, чем у воды, поэтому это условие необходимо соблюдать неукоснительно.
Отдельно следует сказать о водяном теплоносителе. Если в холодное время по различным причинам производится остановка котла на длительный срок, то необходимо из системы отопления слить всю горячую воду, которая может там находиться, чтобы не допустить разрыва труб.
Отопление дома: как выбрать теплоноситель для радиатора?
При выборе антифриза или любого другого теплоносителя для системы отопления, необходимо учитывать многочисленные факторы. Делать это надо еще на этапе проектирования всего отопления, так как водяная система не подходит под использование антифриза.
Если температура в холодный сезон в общем контуре не будет падать ниже пяти градусов тепла, то лучше всего предпочитать такой тип теплоносителя, как вода, но из ее состава надо по максимуму вывести все солевые соединения. Ккогда ожидается падение температуры в доме до минусовых ее значений, применять можно только антифриз, так как вода при таких условиях просто замерзнет. Чтобы избежать замерзаний, можно полностью сливать всю воду из системы отопления, но здесь есть один серьезный минус. Дело в том, что радиаторы при этом заполнит воздух, а это приведет к появлению коррозии при наличии высокой влажности.
Есть и другой выход избежать промерзания при использовать воды в качестве теплоносителя, но для этого необходимо встраивать специальные электротэны, которые будут управляться при помощи температурных датчиков либо установленным дистанционным управлением. Такой вариант позволяет поддерживать уровень температуры в системе выше 5 градусов тепла, но вот стоимость отопительного контура возрастает во много раз, то есть дешевле сразу ставить систему, рассчитанную на антифриз. При выборе необходимого антифриза для контура следует обратить внимание на такие характеристики:
- предельно низкая температура, которая может выдерживаться теплоносителем;
- состав жидкости, ее назначение, то есть, для какой именно системы она предназначена;
- назначение антифриза. Предназначен ли теплоноситель для работы в алюминиевых радиаторах, как он взаимодействует с пластиковыми трубами, резиной, стальными элементами и прочее;
- длительность срока для использования антифриза;
- безопасность теплоносителя. Следует обратить внимание, насколько безопасна жидкость для человека при необходимости ее слива после того, как сроки эксплуатации окончены).
А вот цвет антифриза для радиаторов не имеет никакого значения, он просто показывает, к какой марке принадлежит жидкость.
Выбор теплоносителя при установке системы отопления – это довольно важная часть работы всего контура. Именно от правильной покупки зависит эффективность отопления дома, его безопасность, сроки службы. Сегодня для алюминиевых радиаторов, которые приобретают все большую популярность, можно использовать несколько типов теплоносителей. Это обыкновенная вода, антифриз на основе различных составляющих и специальная смесь из воды и этилового спирта. Выбор теплоносителя во многом зависит от того, какие условия использования системы наблюдаются, так как не всегда есть возможность заливки именно его.