Эта типизация позволит лучше ориентироваться в безбрежном мире тканей. Самое главное в этой классификации — запомнить, что ткани различаются по назначению. Они делятся на: покровные и обивочные.
ПОКРОВНЫЕ ТКАНИ
Находят широкое применения в покрытии пружинных блоков, в качестве основания для мягких внутренних элементов, для обивки внутренней стороны чехлов, задней спинки мебели. Они состоят из хлопка, льна, прочих натуральных, а также и из некоторых синтетических материалов.
ОБИВОЧНЫЕ ТКАНИ
Это специальная мебельная ткань, ее существует масса разновидностей. Обивочные ткани покрывают видимую часть мягкой мебели — это ее своеобразная одежда.
Кроме этого, ткань может быть тканой (созданной путем переплетения поперечных и продольных нитей) и нетканые (они получаются путем скрепления нескольких слоев различным способом).
Характеристики ткани по составу сырья
Полиэстер/Polyester (PES) — это название целого класса полиэфирных волокон и материалов. Эти ткани обладают прекрасными функциональными характеристиками. Они легки, быстро сохнут, могут долго находится в эксплуатации, просты в уходе, устойчивы к воздействиям.
Из полиэстера производят множество тканей различных фактур — блестящих и матовых. Эта ткань очень похожа на натуральную, поэтому и используется в производстве гладких тканей, велюров и основ под флока.
Нейлон/Nylon (PA) — это широко известное синтетическое волокно. Нейлон прочен, эластичен, устойчив к действию химических реагентов, к истиранию и многократному изгибу. По своим свойствам он очень похож с полиэстером, но нейлон используют для приготовления ворса.
Акрил/Acrylic — еще одно синтетическое волокно. Он похож на шерсть, однако, устойчив к воздействию кислот и щелочей, органических растворителей и свету. Чаще всего акрил используется для производства шениллов.
Вискоза/Viscose (CV) — это трикотажное синтетическое полотно. Вискоза прекрасно пропускает воздух, поглощает влагу, сберегает тепло. Она придает ткани мягкость и гладкость. Но нельзя не упомянуть и о недостатках — вискоза не долговечна, она легко мнется и теряет прочность в мокром состоянии.
Хлопок/Cotton (CO) — это натуральное волокно растительного происхождения. Из хлопковых нитей прядут и ткут, причем хлопок используют и самостоятельно, и в сочетании с волокнами другого типа. Это мягкий и прочный материал, он легко отстирывается, особенно после предварительного замачивания. От воздействия прямых солнечных лучей хлопок может потерять прочность, поэтому чаще всего в него добавляют синтетические нити. Они могут входит в состав ткани в разнос соотношении — от 90/10 до 10/90 процентов соответственно.
100 — процентный хлопок сегодня можно найти редко — он не столь практичен, чем его собрат, укрепленный синтетикой. Хлопок очень часто используют в обивке мебели, также он незаменим в набивных тканях, флоках, шениллах, микрофибре или велюрах. Он используется как в ткане-основе, так и может входить в состав ворса. Считается, что наличие хлопка в обивочной ткани — большой плюс. Натуральный хлопок пропускает воздух — ткань «дышит», а значит, покупатель приобретает не только красивую, но и полезную для здоровья вещь.
Характеристики ткани по виду нитей
При производстве мебельной ткани используют нити нескольких видов — простые, плетеные или распушенные. Простые — это обычная 72-волокновая нить, плетеные состоят из нескольких простых, заплетенных в косичку. А вот распушенные получаются из обычной нити, которую распушают воздушном потоке.
Самыми дорогими считаются нити букле и шенилла. Шенилловая нить образуется путем сплетения в одну двух обычных нитей, между которыми кроме всего зажаты обрезки этой же нити. Нить букле получается при создании на нити фиксированных петелек, это делается при помощи специальной машины.
Совершенно отдельным видом является искусственная замша — она может производиться как тканым, так и не тканым путем. Более ценная — тканая замша. Она делается таким образом: микрофибру обрабатывают на специальной щеточной машине, которая расщепляет каждую нить на ворсинки различной частоты и высоты. Чем дольше длиться этот процесс — тем дороже стоит ткань.
Стойкость к истиранию
Для измерения стойкости ткани к истиранию подсчитывают количество циклов на истирание. Имеется несколько методов проведения этого теста. Самый широко известный и популярный — тест Мартиндейла: кусок ткани, которую проверяют на истирание закрепляют на гладкой поверхности из пенопласта, трущим материалом выступает войлок, который прикрепляют к металлическому диску. Затем диск начинает тереть ткань — один круг — один цикл. Испытания на гладких тканях могут привести к появлению до трех рваных нитей, на ворсовых может быть полностью уничтожен слой ворса.
В результате, каждому образцу ткани присваивают коэффициент истираемости. Высокий коэффициент свидетельствует о малой истираемости ткани, такая ткань послужит долго.
Огнеустойчивость
Огнеустойчивость тканей также проверяется при помощи тестов:
- Два кусочка поролона следует обтянуть тканью, которую мы хотим испытать, эти кусочки прислоняют друг к другу, имитируя диван, туда кладут раскуренную сигарету. Это испытание проводится трижды, если все три раза сигарета дотлела до конца, и возгорания не произошло — тест удачно пройден — ткань безопасна;
- еще один тест, его называют сигаретным. Он чрезвычайно прост — на кусочек ткани на пять секунд кладут горящую сигарету. Тест пройден, если на ткани не осталось видимых пятен.
Конструкция и плотность тканей
По своей конструкции ткани делятся на одноосновные и двухосновные. Одноосновная ткань изготавливается на станке, который переплетает нити основы и утка как плетеную корзину. Это самый дешевый вид.
При производстве двухосновных тканей шенилл или жаккард на станке сшиваются с простой основой. Это может происходить в несколько проходов. В наше время очень широко используются шениллы, имеющие основу и верхний слой. При среднем и низком качестве прошивки основы не редко отслаиваются друг от друга.
Двухосновные шениллы — плотны и цельны. При высоком качестве у них достаточно частая прошивка.
Существует и объемное плетение — основа и уток переплетаются между собой. Технология создания этой ткани настолько сложна и дорогостояща, что ее могут осилить лишь солидные компании. Это надежно защищает от подделок.
Если говорить о плотности применительно к ткани, то она зависит от ее конструкции и обусловливается весом одного квадратного метра ткани: плотность или удельный вес ткани зависит от количества нитей на одну единицу площади и количества слоев. Принято, что наименьший показатель плотности для обивочных тканей 200 г/м2.
Цветоустойчивость
Она показывает, насколько цвет ткани стабилен к воздействию света, трения и влаги. Ведь свойства ткани напрямую зависят от качества краски. Никто не хочет, чтобы его недавно купленный диван полинял через год. Если показатель цветоустойчивости равен 5 и выше — беспокоиться не нужно. Но если этот показатель ниже 3 — цветоустойчивость низка. Для России стандартным является показатель 3,5 ,но если хотите быть уверенными в качестве своей мебели, выбирайте ткань с показателем 4 и выше.
Характеристики и состав тканей
♦ ♦ ♦
Lacoste — это новое поколение трикотажа с восьмиугольным плетением для избежания пилинга ткани. Замечательно подходит для осеннее-зимнего сезона. Трикотаж Lacoste при носке не кошлатится, не теряет цвет и форму. Ткань мягкая, приятная к телу, выглядит дорого.
История ткани начинается с 1926 года. Известный французский теннисист Рене Лакост носил сделанную собственноручно белую рубашку с короткими рукавами, полностью сделанную из легкой трикотажной ткани, в которой было очень комфортно играть в сильную жару.
Сегодня «Лакоста» — это одна из самых популярных в мире тканей. Футболки-поло ассоциироваться у людей только с этим видом ткани. Лакоста — это не синтетическое полотно, как многие думают, а хб ткань, которая практически не мнётся, и в которой очень конфортно в любую погоду.
Состав ткани: 30% хлопок, 40% вискоза, 30% полиестер.
♦ ♦ ♦
Атлас — плотная шелковая или полушелковая ткань с блестящей и очень гладкой поверхностью. Атлас используют и в качестве подкладок на пальто, головные уборы.
Атлас — стрейч — классика среди вечерних тканей. Он красив, комфортен и кроме всего прочего обеспечивает безупречную посадку по фигуре.
Атлас — крэш — блестящая жатая ткань (с «морщинками», замятыми в долевой направлении), будет оригинально смотреться в свадебном наряде. Блестящая ткань с характерными «жатыми» складками, белоснежная или цвета шампанского, хороша уже сама по себе, поэтому не потребует сложного фасона и дополнительных украшений.
♦ ♦ ♦
Ангора —костюмно-плательный трикотаж изготовлен из мягкой, пушистой пряжи. Ткань теплая и приятная на ощупь. Ангора широко используется для изготовления свитеров, гольфов, платьев, юбок и др.
Состав: вискоза 55%, акрил 45%
♦ ♦ ♦
Велюр-стрейч — гладкокрашеная ворсовая ткань с плотным, сравнительно коротким вертикально устойчивым ворсом. Ворс имеет гладкую наклонную поверхность. Велюр-стрейч — идеальная ткань для пошива вечерних платьев и других вещей, изящно облегающих тело и ниспадающих мягкими живыми складками. Кроме этого велюр-стрейч широко используется для пошива гольфов, юбок, брюк и др.
Состав: полиэстр 67%, вискоза 30%, эластан 3%
♦ ♦ ♦
Вискоза – трикотажное синтетическое полотно. Вискоза используется для пошиваженской одежды: блузок, водолазок, футболок, платьев, маек.
Вискоза — самое первое искусственное волокно, полученное человеком ещё в конце ХIХ века, но и по сей день сохраняющее своё значение. Оно производится из натурального материала — целлюлозы, поэтому из всех химических волокон это — самое «естественное». Изменяя толщину и характер волокон, можно получать полотна, очень похожие на натуральные — на шерсть, хлопок, шелк и лен.
Основные качества вискозы: приятна на ощупь, гигроскопична, воздухопроницаема. Высокая интенсивность цвета позволяет создавать одежду ярких расцветок. В пряжу для вязания вискоза входит в составе смесового волокна, обычно с хлопком, а также с шерстью, с мохером. С помощью вискозы можно улучшить свойства хлопка: добавление ее в хлопковую пряжу повышает скорость впитывания влаги, которая у хлопка мала. Также следует отметить, что вискоза не накапливает статического электричества.
При стирке одежды из вискозы требуют особо бережного ухода. Выкручивать их не следует — мокрая вискоза не отличается особой прочностью. Стирать такую одежду лучше всего вручную, с использованием мягкого чистящего средства или в стиральной машине в специальном мешочке для стирки.
Прочности одежды из вискозного волокна выше, чем у одежды из шерсти, но лишь половина той прочности, которая есть у одежды из природного шелка. Когда же это волокно мокрое, то оно теряет 40–70% своей прочности. Одежда из вискозы довольно долговечная и гладкая.
Эластичность одежды из вискозы выше, чем у льна или хлопка, но ниже, чем у шелка или шерсти, поэтому натяжение ткани может привести к ее осадке. Одежда из вискозы имеет довольно приличные драпировочные свойства благодаря своему весу.
Вискозное волокно хороший проводник тепла и поэтому рекомендуется для производства летней одежды. Это волокно хорошо впитывает влагу, гораздо больше, чем лен и хлопок, только шерсть и шелк превосходят его в этом.
Так как это волокно очень гладкое, то из него изготавливают ткани, которые долго не загрязняются. Некоторые ткани из район вискоза очень легко стираются, и в зависимости от конечной стадии обработки готового изделия, не теряют цвета, когда их стирают или чистят. Вискоза белого цвета не желтеет и поэтому не требует отбеливания.
Реакция одежды из вискозы на отбеливание: вискоза не меняет цвет, но от длительного пребывания на солнце на одежде из этой ткани могут появиться пятна другого цвета. Отбеливатель для этого типа ткани должен содержать гипохлорид натрия, перборат натрия или можно использовать в качестве отбеливателя перекись водорода. Нужно обращать внимание на температуру воды и количество отбеливателя. Одежда из вискозы может садиться, поэтому одежду из этой ткани нужно подвергать особой обработке против усадки, например «САНФОРСЕТ», который применяется для обработки изделий, которые требуют частой стирки.
Для моли одежда из вискозы не привлекательно, поэтому не обязательно обрабатывать его антимолью. Но может привлекать платяную моль.
Концентрированный раствор щелочи вредит вискозе, поэтому для этого типа волокна лучше применять нейтральные моющие средства и стирать вещи в теплой воде.
Одежда из вискозы довольно хорошо сопротивляется воздействию пота.
Стрейч-вискоза — легкая непрозрачная стрейчевая ткань разнообразных дизайнов цветочных рисунков. Ткань отличается высокой прочностью в сухом и мокром состоянии, а также большой износоустойчивостью. Ткань характеризуется мягкостью и хорошей драпируемостью, благодаря чему широко используется для пошива блуз, юбок, платьев, сарафанов, топов и т.д.
Вискоза «Березка» — легкая летняя ткань имеет высокую прочность в сухом и мокром состоянии. Вискоза «Березка» характеризуется высокой упругостью, мягкостью и хорошей драпируемостью, благодаря чему широко используется для пошива блуз, туник, юбок, летних платьев, сарафанов и т. д.
Производство: Корея, Турция
Состав: вискоза 50%, полиэстр 50%
♦ ♦ ♦
Гипюр — общее название для самых разных видов кружева. Это и грубое кружево с рельефным узором на основе-сетке и кружево без основы, как бы сплетенное на коклюшках. В составе, как правило, присутствуют полиэстер и люрекс. Последний придает гипюру характерную жесткость.
Гипюр — металлик — пожалуй, самый скромный из гипюров. Более плотный, менее прозрачный. Вплетенные мерцающие нити создают характерный металлический блеск.
♦ ♦ ♦
Джерси — тонкий податливый трикотажный материал из тех, что нежно ласкают тело. Платья, юбки, жакеты из джерси прекрасно смотрятся, благодаря способности материала мягко ниспадать. Джерси еще и очень практично: легко переносит даже длительное пребывание в чемодане и не требует особого ухода.
«Бета-джерси» — плотный материал под золото и серебро с разводами может быть интересен для купального костюма. Эту ткань не назовешь очень практичной, но в бикини из нее вы уж точно станете королевой пляжа!
♦ ♦ ♦
Жаккард — собирательное название всех тканей, в узоре которых чередуются различные виды переплетения нитей. Применение разных нитей — матовых и блестящих, светлых и темных — усиливает этот эффект. Состав ткани может быть разным, но если в названии присутствует «жаккард», значит это обязательно ткань с ярко выраженным крупным узором.
♦ ♦ ♦
Жоржет — легкая, очень тонкая, полупрозрачная ткань, на ощупь жестковатая. Эта ткань похожа на креп-жоржет. Из нее шьют дамские нарядные платья, блузы.
♦ ♦ ♦
Искусственная замша —ткань, имеющая атласное переплетение волокон и прошедшая двойную отделку: ворсование и аппретирование. Благодаря этим процедурам ткань приобретает сходство с натуральной замшей.Ткань имеет приятную бархатистую поверхность, она прекрасно драпируется, образуя мягкие, изящные линии. Этот материал легко стирается и практически не требует утюжки (при необходимости его можно гладить лишь слабо нагретым утюгом).
Производство: Корея, Турция
Состав: вискоза 50%, полиэстр 48%, еластан 2%
♦ ♦ ♦
Кожа — гипюр. На основу из тонкой кожи наклеивают гипюровое полотно. Результат — материал с умеренным блеском, подходящий для экстравагантного вечернего наряда.
♦ ♦ ♦
Креп — общее название для всех тканей из крученых (креповых) нитей и тканей особого крепового переплетения с характерной зернистой поверхностью. Из хлопчатобумажного крепа шьют сорочки, постельное и ночное белье, платья, блузки. Шерстяной креп подойдет для платьев, блузок.
Креп-сатин — хорошо драпирующаяся плотная ткань. Лицевая сторона креп — сатина гладкая и блестящая (напоминает атлас), Изнаночная — матовая, с крупнозернистой поверхностью. Этот эффект можно подчеркнуть в моделях. Например, использовать гладкую поверхность креп — сатина для отделки. Или сшить костюм, в котором для жакета и юбки выбрать матовую «изнаночную» поверхность ткани, а для топа — гладкую, «лицевую».
Креп-шифон — полупрозрачная ткань, более плотная, чем классический шифон, с характерной креповой структурой.
Мосс — креп бывает разной плотности, некоторые виды этой ткани довольно прозрачны. Обладает ненавязчивым мерцающим блеском. Подойдет для скромных вечерних платьев и костюмов.
Креп-жоржет — шелковая ткань, тонкая, полупрозрачная, более блестящая, чем крепдешин. Отличается жесткостью, упругостью, сыпучестью. Их этой ткани шьют блузки, платья, используют для отделки.
Креп двойной — довольно плотная, легкая ткань с характерной зернистой поверхностью. Эта классическая ткань — пластичная, скользящая — может быть матовой или мягко мерцающей. Она очень хороша для летних и нарядных широких струящихся брюк типа «марлен».
Крепдешин — шелковая ткань с умеренным блеском, поверхность мелкозернистая. Подойдет для блузок, платьев.
♦ ♦ ♦
Кружевное полотно — прозрачная ажурная ткань с узорами на сетчатом фоне незаменима для вечернего наряда. Большие матовые цветы по шелковой сетке, рельефное, гладкое кружево (сетка и узор плетутся одновременно) — вариантов множество. Вечерний наряд может полностью состоять из чувственного кружева, может выступать в качестве отдельных элементов, например, кружевных рукавов или спинки.
♦ ♦ ♦
Крэш — общее название для жатых тканей. В результате прессования на тонких материалах из синтетических волокон образуются долговечные мятые складки. Обычно они замяты в долевом направлении и выражены более или менее сильно. Ткани крэш не утюжат.
♦ ♦ ♦
Лайкра — гладкая, легко растяжимая ткань, полупрозрачная, с блестящим напылением. На ощупь шероховатая, с характерными узелками, напоминает парчу.
Лайкра с добавлением эластана — отличный материал для купального костюма. Плотная, упруго-эластичная, с благородным матовым блеском, она обеспечит необходимое облегание и поддержку даже пышных форм.
Лайкра из 100% полиэстера — менее плотный, но не менее красивый вариант, идеальный для модели «танкини». Выбирать можно из классической «купальной» гаммы: розовой, черной, темно-синей, голубой.
♦ ♦ ♦
Ламе — блестящая преливчатая ткань с металлическими и другими блестящими эффектными нитями.
♦ ♦ ♦
Льняное полотно — прочная, малорастяжимая ткань с выразительной рельефной поверхностью, гигроскопична. Как правило, в плательной группе тканей лен в чистом виде не используется. Часто встречаются:
Лен с лавсаном. Это шерстистая, красивая ткань. Не сминается, держит форму, но гигроскопичность у нее ниже.
Лен с вискозой. Шелковистая ткань, хорошо драпируется, гигроскопична, но легко сминается.
Льняное полотно с шелком — ткань, соединяющая в себе положительные свойства обоих натуральных волокон. Благодаря присутствию льна этот смешанный материал отличается приятной прохладой, а шелк делает его мягким на ощупь и менее мнущимся. Эта скромная с виду ткань идеальна для спортивной блузки-рубашки, жакета-рубашки.
♦ ♦ ♦
Масло-микра — трикотажное гладкокрашеное полотно различной плотности и широкой цветовой гаммы. Разновидность ткани: с гладкой поверхностью и имитацией жатой ткани. Используется для пошива женских платьев, гольфов, юбок, сарафанов и др.
Состав: полиэстер 70%, вискоза 30%
♦ ♦ ♦
Органза- легчайший, прозрачный, но плотный материал с переливчатой поверхностью. Идеальна как для блузок в азиатском стиле, так и для спортивных блузок-анораков с капюшоном.
Органза «Цветы» — особо плотная, даже жесткая, прозрачная ткань, великолепно держит форму. Особенно хороша для воздушных декоративных шарфиков.
Органза-крэш — менее прозрачная, за счет характерной «жатой» поверхности. При работе с этой тканью как можно меньше ее растягивайте, чтобы мятые складки не разгладились. Для того чтобы не растягивались проймы и плечевые швы, при прокладывании строчки прихватывается косая бейка.
Органза полиэстеровая — часто используется для шитья прозрачных пышных рукавов, а также для подкладки под кружевной лиф, укрепления тонких кружев или пышной нижней юбки «канкан».
♦ ♦ ♦
Парча — сложноузорчатая декоративная ткань с шелковой основой. Содержит металлические нити (серебряные или золотые), которые придают ей жесткость, массивность, гибкость и блеск. Используется для театральных костюмов или парадной одежды. Заменяется тканями из синтетических волокон.
Парча-лайкра — гладкая тяжелая ткань, внешне напоминающая лаке. В ней нет жесткости классической парчи, она отлично тянется.
Шелковая парча — очень плотная, тяжелая, гладкая ткань из 100% шелка. Может быть жаккардовой или с вышивкой. Подойдет и для выходного костюма.
Вискозная парча — великолепная плотная ткань цвета шампанского с ненавязчивым узором и сдержанным вкраплением люрекса.
♦ ♦ ♦
Поплин — плотная, гладкая, мягкая ткань в мелкий поперечный рубчик. Каким бы он ни был по составу — шелковым, вискозным или синтетическим — это оптимальная ткань для женственных платьев и блузок. Он отличается мягким и красивым ниспаданием и обладает благородным блеском.
Х/б поплин. Благодаря тонкости и плотности модели из такого поплина отличаются особой легкостью и прекрасно держат форму. Кроме того, эта ткань проста в работе и уходе.
Нейлоновый поплин. Мягкий, легкий, хорошо пропускает воздух, не мнется. Соединяет в себе высочайшую комфортность с эффектным современным видом. Максимально прост в уходе: стирается при 30 градусах и не требует утюжки. После высыхания одежду из поплина можно сразу же надевать.
♦ ♦ ♦
Ткань «Рюша» — мягкая, хорошо эластичная трикотажная ткань, цельная, внешне имитирующая пришитые наверх рюши. Хорошее сочетание цвета и легкой фактуры придает моделям изысканности и утонченности. Ткань не сминается, используется для пошива летней легкой одежды.
Производство: Турция
Состав: капрон 60%, полиэстр 30%, еластан 10%
♦ ♦ ♦
Сатин — хлопчатобумажная, шелковая или шерстяная гладкая ткань с блестящей поверхностью. Хлопчатобумажный сатин рекомендуют на халаты, платья, а также рабочую одежду. Из шерстяного сатина шьют нарядную дамскую одежду.
♦ ♦ ♦
Сетка — полотно, состоящее из мелких, нежных ячеек, напоминает тюль и используется для изготовления вставок и некоторых далей платья, например, невидимой линии горловины.
Сетка — стрейч с набивным цветочным узором нежное мягкое полотно, особенно актуальное наступающим летом. Оно великолепно тянется во всех направлениях, приятно для тела и отражает тенденции легкости и прозрачности в одежде.
Сетка-кружево серебристого цвета представляет собой вышитые цветочные мотивы с добавлением люрекса на сетчатой основе. Выпуклый с двух сторон узор делает ткань довольно жесткой, неэластичной, но хорошо держащей форму и очень нарядной.
Стрейч-сетка — мелкая гладкокрашеная высоко-эластичная сетка, тянущаяся в обоих направлениях. Данная трикотажная сетка-стрейч имеет широкий спектр применения.
Состав: полиэстер 70%, вискоза 30%
♦ ♦ ♦
Ситец — лёгкая хлопчатобумажная гладкокрашеная или ткань полотняного переплетения. Благодаря большому разнообразию узоров и расцветки, а также способов заключительной отделки (мягкая, жёсткая, матовая, блестящая, с тиснением) ситец широко используется для изготовления лёгких женских и детских платьев, мужских сорочек, постельного белья, занавесей и т. п.
Производство: Корея, Турция
Состав: 100 % хлопок
♦ ♦ ♦
Тафта — нарядная, хрустящая ткань, на ощупь плотная, с характерной, ярко выраженной структурой — рубчиком на поверхности, «сухим» туше и ненавязчивым блеском. Жесткость придается отделкой (химической обработкой) и поэтому тафта сильно мнется. Еще один недостаток — сыпучесть и склонность к усадке, что необходимо учесть при раскрое. Из нее шьют вечерние платья, блузы. Используются чехлы под платья, на нижние юбки. Очень подойдет также для классических вечерних брюк или стильных брючек 3/4.
Тафта полиэстеровая — плотная очень гладкая, чудесно шелестящая ткань с благородным блеском, она очень подойдет для нарядного платья.
Тафта вискозная хороша для летнего наряда: она менее жесткая с приятной для тела «хлопковой» структурой и мерцающим блеском.
Тафта под гобелен — очередной «писк», в который вылился новый полет фантазии дизайнеров. Из нее получаются такие очаровательные жилетки и юбочки-колокольчики! Тафта приветствует соседство с другими изысканными материалами, например, гипюром, кружевным полотном. Это можно использовать в вечерней модели брюк и платьев.
Тафта-атлас — плотная легкая, чудесно шелестящая ткань с эффектом перелива цветов выступает как альтернатива эластичным материалам для облегающих моделей. Для нее характерна некоторая жесткость, благодаря которой одежда прекрасно держит форму. Лучше всего тафта-атлас подойдет для блузки, которая будет достойно выглядеть и с жакетом, и без него.
♦ ♦ ♦
Трикотаж — такой многоликий, но всегда эластичный, струящийся, плотно облегающий фигуру трикотаж незаменим для силуэта слим — лайн, который многие предпочитают для вечернего платья или костюма.
Трикотаж «Джерси» в современном исполнении — тончайшая, нежная, удивительно приятная на ощупь ткань. Она способна и великолепно облегать, и мягко струиться — все зависит от выбранного вами силуэта. Это может быть открытое вечернее платье, легкий костюм в спортивном стиле, топ, сидящий как вторая кожа. Еще один плюс этой ткани — модная песочная гамма и оттенки «сафари». Впрочем, сочные набивки, разнообразная клетка и полоска тоже ждут себе применения.
Трикотаж «День-ночь» — полупрозрачная струящаяся ткань, которая благодаря игре света выглядит то матовой, то блестящей.
Трикотаж с люрексом — довольно плотная, но легкая ткань с наклеенным узором. Есть несколько интересных вариантов покрытия: на одной мазки и пятна ослепительно яркой краски, кажется, нанесены вручную; другая — ослепительно-белая — как бы густо «припорошена» искрящимся инеем.
Трикотаж «Реновелла» — плотное легкое полотно, с чуть бархатистой поверхностью. Неброский жаккардовый рисунок «прожилками» отдаленно напоминает тонкую кожу. Топ или рубашка из этого трикотажа будут смотреться с любым теплым костюмом. Традиционный комби — партнер — твидовая двойка, актуальный — брюки из атласной ткани.
Трикотаж из полиэстера — менее эластичный, но очень эффектный материал. Кстати придется трикотаж с расцветкой под джинсу, ведь супер актуальные джинсовые купальники дороги и не слишком комфортны в носке.
Удобная, нежная, неприхотливая ткань — что может быть лучше для купального костюма? Для смелых раскованных девушек — броский мерцающий трикотаж. Самый экстравагантный купальник получится из трикотажа «Галограмма»- полотна с блестящим покрытием.
Французский трикотаж — трикотажное полотно, обладающее прекрасной растяжимостью. Рыхлая структура придает трикотажу мягкость. Трикотаж широко используется для изготовления гольфов, платьев, женских костюмов, жакетов, юбок, свитеров, туник, а также головных уборов и др. Французский трикотаж позволяет свободно дышать коже человека, одинаково защищая ее, от жары и холода. Изделия из французского трикотажа не нуждаются в обработке антистатическими средствами. Они элегантны, красивы, нежны, мягки и приятны для тела. Французский трикотаж есть трех видов: теплый — зимний, средний- сезону весна-осень и тонкий — летний.
Производство: Турция
Состав: вискоза 50%, полиэстер 40%, шерсть 10%
♦ ♦ ♦
Фукра — общее название для тканей, имеющих сжатую структуру (как бы выбитый рисунок). Чаще всего встречается тафта-фукра, костюмная фукра.
♦ ♦ ♦
Шанжан — применяя различно окрашенные нити при выработке гладких тканей, получают эффект переливающегося цвета — эффект «шанжан». Такая ткань, независимо от состава, всегда выглядит нарядно. Из нее шьют блузы, платья, и даже куртки.
♦ ♦ ♦
Шелк — благородная ткань с прочной и гладкой поверхностью используется шитье таких изделий, как блузы, платья, платки, костюмы.
Мокрый шелк — шелковая ткань со слегка пушистой «персиковой» поверхностью. Такой шелк не стирают, а отдают в химчистку.
Шелк «Кошибо» — плотная, непрозрачная, матовая ткань. Менее гладкая, чем классические виды шелка.
♦ ♦ ♦
Шифон — тонкая струящаяся ткань из синтетических или шелковых нитей креповой крутки полотняного переплетения с характерной зернистой поверхностью. Очень прозрачна, напоминает вуаль. Сейчас в магазинах можно найти бесконечное множество самых разных шифонов.
Двусторонний шифон — материал, состоящий из двух слоев, свободно соединенных друг с другом. Слои выдержаны в разных перекликающихся тонах, образующих интересную игру цвета и рисунка. В нашем случае это белые изысканные цветочные мотивы на светло сером. Переверните ткань — и получите серое на белом.
Шифон с вышивкой. Обычно вышиваются нежные цветочные узоры цветными, серебряными или золотыми нитями. Из такого шифона шьют легкие накидки на платья. Он может служить и верхом многослойного костюма.
Шифон с люрексом. Полупрозрачная и гладкая ткань с мягким переливчатым блеском. Если присмотреться — хорошо видны продольные нити люрекса.
Шифон с блестками. Если вы не хотите, чтобы блузка или платье слишком «светило» — выбирайте именно такой шифон. Под множеством мелких искрящихся блесток не так заметна прозрачная основа. Выглядит очень нарядно!
Шифон-атлас соединяет в себе лучшие качества двух материалов — прозрачность и идеальную гладкость. Результат — нежнейшая ткань, подходящая для нарядных блузок и платьев.
Шифон — жаккард. Из него получится отличный наряд — и свадебное платье, и вечернее, и выпускное. Прозрачные элементы в этой ткани интересно сочетаются с более плотными, составляя оригинальный абстрактный узор.
♦ ♦ ♦
Штапель — мягкая непрозрачная ткань с набивным рисунком, изготовленная на основе вискозы с добавлением натуральных волокон (хлопка). Благодаря высокому содержанию натуральных волокон штапель обладает высокой устойчивостью к свету и микробным разрушениям, к высоким температурам, хорошими гигиеническими свойствами, повышенной теплопроводностью и приятной прохладой. Данная ткань применяется для пошива летних нарядов.
Производство: Корея, Турция
Состав: вискоза 60%, хлопок 40%
♦ ♦ ♦
Хлопок — стрейч — плотный, но удивительно легкий материал. Добавление эластичных волокон не позволяет ему сильно мяться. Широкая цветовая гамма, в основе которой множество ярких «летних» оттенков, делает эту ткань универсальной. В дорогих вариантах хлопка-стрейч присутствуют моменты «от кутюр», например, перьевые вкрапления. Пластичная, подчеркивающая линии тела ткань одинаково хорошо смотрится и в соблазнительных топах и в романтических платьицах. Не говоря уж о том, что хлопок — один из самых комфортных материалов в жаркий день.
Условные обозначения волокон, входящих в состав ткани.
Состав тканей часто обозначается латинскими литерами.
Чтобы Вы могли сориентироваться при выборе изделий, мы привели все основные условные обозначения и их расшифровку.
AC — Acetato/Acetate/Acetat/Acetate/ацетатное волокно
AF — Sonstige fasem/Another fibre/Autres fibres/ а также ЕА — другие волокна
ALG(AG) — Alginat / Альгинат
CA — Canapa/Hemp/Hant/Chanvre/волокно из пеньки, конопли
CC — Coco/Coir (coconut)/Кокосовое волокно
CF — Carbon
CL — Chlorofibre / Хлоридное волокно
CLF — Polyvinylchlorid
CLF — Polyvinylidenchlorid
CMD — Modal
Co — Cotone/Cotton/Baumwolle/Coton/хлопок
CTA — Triacetat
Cu — Cupro/Cupro/Cupro/Cupro/медно-аммиачное волокно
CV – Viscose/вискоза
EA — Altre fibre/Other fibres, а также AF/другие волокна
EA — Elastan/Эластан
ED — Elastodien
EL — Comma/Bubber/Elastodien/Elastodiene/Elastan/Elasthan/Elasthanne/эластан
GF — Glass/стекловолокно
GL — Glass Fibre/стекловолокно
HA — Pelo/Hair/Haar/Poil/щетина, волосяная нить,ворс
HE — Henequen/Мексиканский сизаль
HL — Limisto/Union Linen/Halbleinen/Metis/лен с примесями, полульняное волокно
JU — Juta/Jute/джут
KE — Kenaf/Kenaf (Hibiscus hemp)/Кенаф
KP — Kapok/Капок (растительный пух)
Li — Lino/Linen-Flax/Flachs, Linen/Lin/Лён
LO — LYOCELL
Ly — Laychra/Laycra/лайкра
Ma — Modacrilice/Modacrylin/Modacryl/Modacryliqe/модифицированный акрил
Md — Modal/Moadal/Modal/Modal/модифицированное вискозное волокно
ME — METALLO/LUREX/LUREX/люрекс
Me — Metall/Metal/Meta/металлизированная нить
MF — MICROFIBRA/Микрофибра/ ткань, произведённая либо из 100% полиэстера, либо с добавлением хлопка.
MG — Maguey/Мексиканский сизаль «Мэги»
MO — Modal/Модал (длинноволокнистый хлопок)
MY — MERYL/Мерил
NF — Phormium (Newseeland fibre)
Ny — Naylon/Polyamide/нейлон, полиамид
PA — Polyamide/полиамид
PA — Acrilica/Polyacrylic/Polyacryl/Acrylique/Acrilico/Acrylic/акрил
PAN — Polyacryl
PB — Polycarbamid/Поликарбамид
PBT — Polybutylenterephtalat
PC — ACRILICO/ACRYLIC/ACRYL/ACRILIQUE/Акрил
PE — Polietilen/Polyethylene/Polietileno — полиэтиленовое волокно
PES — Polyester/Полиэстер
PI — Paper/Целлюлозное волокно
PL — Poliestere/Polyester/Polyester — полиэстерное, полиэфирное волокно
PP — POLIPROPILENICA/POLYPROBILENE/POLYPROPYLENE/полипропиленовое волокно
PTFE — Fluoro
PU — Poliuretanica/Polyurethane/Polyurethan/полиуретановое волокно
PVCF — Polyvinylchloride fibre/поливинилхлоридное волокно
PVAL — Polyvinylalcohol
RA — Ramie/Крапива (рами)
RS — Rubber artificial/резина, каучук искусственный
RVC — Polyvinylchloride/Polyvinylchlorid/поливинилхлорид, полихлорвинил
RY — RAYON/Район
SE — Seta/Silk/Seide/Soie/шелк
SI — Sisal/Сизаль (обработанные волокна текстильных агав)
SN — Sunn/Индийская пенька
ST — Tussah silk/дикий или сырой шёлк
SW — Silkworm/тутовый шелкопряд
TA — Triacetato/Triacetate/Triacetat/триацетат
TR — Residut tessili/Textile residual/Restlich Textil/Residu Textile/производственные ткацкие остатки, состав произвольный
TV — Trivinyl/TRIVINILICA/Тривинил
VI — Viscosa/Viscose/вискоза
VY — Vinyl/Винил
WA — Angora/Angora (karin)/шерстяное волокно из ангорской козы
WB — Beaver/бобёр
WG — VIGOGNA/Vikunja/Лама-Викунья
WK — Camello/Camel/Kamel/Chamean/верблюжья шерсть
WL — Lama/Liama/шерстяное волокно из ламы
WM — Mohair/мохер/шерсть ангорской козы особой выделки
WN — Rabbit/кроличья шерсть
Расшифровка составов пряжи
Бывает, берешь моточек пряжи, читаешь состав и не можешь понять, из чего данная пряжа сделана. (Да и сами производители иногда слабо заботятся о достоверности информации о составе или же не утруждают себя заботами о точности перевода.)
Ниже приведена подборка названий некоторых волокон, входящих в состав пряжи, которые могут встретиться на упаковке. Не претендуя на научную точность, мы просто собрали доступную нам информацию воедино.
Акрил — Polyacrly – Acrylic – Acrylique – Acrilik — Dralon (дралон) — Нитрон
Ацетат — Acetate – Asetat
Бамбук – Bamboo
Вискоза – Viscon – Viskon — Viscose
Лен — Flaxen — Linen
Люрекс – Lurex — Lureks
Металлик — Glitter Yarn — Glitzer Garn — Lgefil Brillont (Lefil Brillant) — Hilo Centelleante (Hil Centelleonte) – Metallic — Metalik
Мериносовая шерсть – Fine Merino — Lana
Мерсеризация — Merserized – Mercerisiert – gaze – Combed
Микрофибра — Micro Fiber – Micro Acrilico
Мохер – Kid Mohair – Mohair — Tiftik
Паетки – Sequin
Полиамид — Нейлон — Polyamide — Nylon
Полиэстер – Polyester – Poliester — PES
Хлопок – Бавовна — Baumwolle – Cotton – Coton — Algodon – Katoen — Pamuk
Шелк – Шовк — Silk — Rayon (искусственный шелк)
Шерсть — Wool — Wolle — Laine – Lana
Обозначение химических волокон согласно ДСТУ 2122-93
Ац — ацетатные
Вис — вискозные
МА — медно-аммиачные
Мет — металлизированные
ПАН — полиакрилонитрильные
ПА — полиамидные
ПВХ — поливинилхлоридные
ПЭ — полиэфирные
ПП — полипропиленовые
ПУ — полиуритановые
Тра — триацетатные
Маленький словарь терминов
Микрофибра (микроволокно) — название пришло из технологии производства ультратонких волокон, диаметр которых составляет всего 0,06 миллиметра. Эти волокна в десять раз тоньше волокон натурального шелка, в тридцать — хлопка, в сорок – натуральной шерсти, в сто раз — человеческого волоса! Микрофибровые волокна могут быть получены с помощью определенных технологических процессов расслоения любых натуральных (хлопок), искусственных (вискоза, ацетат, целлюлоза) или синтетических волокон. Пряжа с вложением микрофибры очень мягенькая и приятная на ощупь.
Бамбук. Бамбуковое волокно — это разновидность вискозы, только не из сосновой древесины, а из бамбуковой. Волокна из бамбука отличаются необыкновенной пористой структурой и это делает их гигроскопичнее хлопка. Волокна бамбука впитывают на 60% больше влаги и на 20% больше пропускают воздуха, чем аналогичные волокна хлопка. Полотно из бамбука не вызывает раздражения и обладает натуральными антимикробными свойствами, так как содержит компонент, предотвращающий размножение бактерий.
Вискоза – искусственная пряжа (получается из натурального сырья – целлюлозы, — с помощью химической обработки). Это очень мягкие шелковистые нитки, которые в жару холодят и практически не электризуются. Недостаток этой пряжи в том, что изделия из неё легко сминаются; при стирке требуют к себе бережного отношения — нельзя сильно тереть и выжимать, иначе волокна рвутся, и вещь становится неопрятной, «лохматой».
Мерсеризация — погружение на несколько минут в холодный крепкий раствор каустической соды. Придает стойкий блеск, повышает прочность.
Полиэстер — используется в смесях с любыми материалами для повышения прочности пряжи, однако встречается и в чистом виде (например: плюшевая пряжа, ленточная пряжа).
Акрил — его преимуществом является объем. За счет объема акрил напоминает на вид шерсть. Используется для дополнения и замены шерсти, а также для облегчения хлопковой и других растительных пряж.
Нитрон, торговое название полиакрилонитрильного волокна, выпускаемого в СССР. В других странах аналогичное волокно выпускается под названиями: орлон, акрилан (США), кашмилон (Япония), куртель (Великобритания), дралон (ФРГ), вольпрюла (ГДР), анилана (ПНР)
Нейлон — фирменное торговое название синтетического полиамида компании DuPont.
Нейлон и лайкра — как правило, в чистом виде не используются. Используются в смесях с натуральными и синтетическими пряжами для придания им эластичности, а также скрепления волосков (мохер с нейлоном).
Люрекс и метанит — блестящие нити, в смесовой пряже придают эффект «металлического блеска».
Мохер (козий волос) — шерсть ангорских коз – один из самых теплых натуральных материалов. Мохер высокого класса получают от козлят при первой стрижке (Kids Mohair), следующий уровень – мохер от коз-двухлеток (Adult Mohair). Стопроцентного мохера быть не может: он просто распадается на отдельные волокна. Для повышения прочности нити мохер смешивают с другими волокнами – акрилом или нейлоном. При смешении с нейлоном мохер приобретает блеск и дополнительную прочность. Нить пушистая и легкая, в 2 раза легче, чем шерстяная нить той же длины, что дает экономичный расход пряжи.
И еще немного обозначений, которые можно найти на моточках с шерстью
Pura lana merino. Слово pura означает чистый, таким образом эта фраза переводится «чистая шерсть мериноса». Для новых артикулов и еще незнакомых покупателю производители употребили слово «чистый», чтобы сделать акцент на том, что другие виды шерсти не добавлены. Если на мотке написано 100% Merino — это также означает, что использовалась шерсть только австралийского мериноса.
Любая шерсть имеет более грубые волокна, тонкие волокна и наитончайшие волокна (эти волокна расположены ближе к коже животного и их, конечно, очень мало ).
Merino fine означает, что пряжа изготовлена из тонких волокон мериноса.
Merino extrafine означает, что пряжа изготовлена из наитончайших волокон мериноса.
Lana vergine merino означает, что пряжа изготвлена из шерсти молодого мериноса.
Lana vergine merino fine означает, что пряжа изготовлена из тонких волокон шерсти молодого мериноса.
Разумеется, чем тоньше волокна, тем мягче пряжа. Поэтому даже не держа шерстив руках, можно определить шерсть какого артикула мягче. Если сравнивать lana merino и lana merino extrafine, то значительно мягче merino extrafine (вообще это самая мягенькая шерсть -лучше не бывает), merino fine по мягкости будет посерединке между ними.
Lana vergine merino из шерсти молодого мериноса мягче шерсти lana merino.
Если сравнивать lana vergine merino fine и lana merino extrafine (из тонких волокон молодого мериноса и наитончайших волокон мериноса), то мягче второе, хотя разница не очень значительна.
Woolmark — это европейский знак качества, который присваивается наилучшим изделиям только из чистой шерсти (пряжам и тканям).
Superwash означает, что после многократных стирок изделие не потеряет свой первоначальный внешний вид.
История хлопка
Хлопок — является одним из старейших натуральных волокон на земле. Его история уходит в древность и начинается, примерно, в 12.000 лет до н.э. Исходя из разных источников, египтяне были первыми, кто работал с хлопком. В Вавилоне хлопок называли «Белым золотом».
Самые древние из найденных археологами изделия из хлопка, украшенные мехом и перьями, датируются 5.800 годом до н.э. (они были обнаружены в пещере близ мексиканского местечка Теуакан).
Известно, что одними из первых хлопок начали выращивать в Индии. Одни из первых хлопчатобумажные ткани были сотканы в период 3.250-2.750 годов до н.э. и были обнаружены в индийской провинции Мохенджо-Даро. Фрагменты хлопковой ткани и верёвок из этого материала производства 3.000 года до н.э. вновь увидели свет при недавних раскопках в Пакистане, в долине реки Инд. Там же, в Пакистане, были извлечены семена хлопка, которым оказалось 9.000 лет.
Официальной родиной хлопчатника считают Индию по причине того, что первые упоминания о сотканном полотне и его продаже были связаны именно с ней. Согласно индийским верованиям, хлопок является даром небес. В Индии сохранились даже тексты древних песен, в которых воспеваются тонкие нити, из которых получают полотно. Один из гимнов — «Риг Веда» прославляет эти нити. Эти полотна используют для подушек Богов. И Бог, который положит свою голову на них, найдёт успокоение и умиротворение. А после сна на таких подушках Боги становятся более благосклонны к людям.
Хотя есть мнения, что родоначальником хлопка был Египет. Существуют данные, что египтяне 2.500 лет до нашей эры умели делать ткани наивысшего качества, ничуть не уступающие нынешним. Мумии египетских фараонов того времени были обернуты тканью плотностью более 500 нитей на дюйм. Отличные английские ткани подобного типа в наши дни имеют плотность 350 нитей на 1 дюйм.
В Перу были обнаружены волокна хлопка, которые датируются 2.500 – 1.750 годами до н.э. Считается, что впервые на американском континенте хлопок начали использовать именно там, в стране инков. Именно оттуда позднее был завезён хлопок в Египет. Выращивала хлопок и цивилизация Майя, обитавшая в районе Гватемалы и полуострова Юкатан. Ацтеки также активно использовали в своем обиходе хлопковую одежду. Когда Христофор Колумб достиг Америки, он заметил, что аборигены использовали гамаки, сделанные из хлопковых нитей. Испанские конкистадоры обратили внимание на то, что Монтесума был одет в хлопковый плащ ручной работы.
Примерно с VII столетия до н.э. культивированием хлопка занимались, в основном, в Индии. Процесс обработки сырья был сложным и долгим (всё делалось вручную). Полученные ткани стоили того: они были лёгкими и носкими. Известно, что в VII веке хлопчатник в Китае использовали, в основном, как декоративное растение. Но уже и первая китайская бумага была из хлопкового волокна. В Китае носили преимущественно шёлковую одежду. Исторический факт — император Ву Ли, живший в VI веке, носил очень дорогое хлопчатобумажное платье, но, вероятнее всего, он получил его в дар. Широкое распространение хлопкоткачества в Китае произошло лишь в конце ХIII века после завоевания его монголо-татарами.
Самые ранние сведения о хлопчатнике есть в рукописях XV века, написанных санскритом в 1.500 годах до нашей эры.
В 445 году до н.э. в записях Геродота (445 г. до н.э) также упоминается о производстве тканей из хлопка в Индии: «Есть дикорастущие деревья, из плодов которых можно вырабатывать шерсть, которая превосходит красоту и качество шерсти, полученной от овец. Индейцы шьют из этой древесной шерсти одежду.» Феофраст (370-287 лет до н.э.), греческий философ и натуралист, в некоторой степени осветил вопрос о выращивании хлопка: «деревья, из которых индейцы делают ткань, имеют такие же листья, как шелковица, но в целом, они схожи с дикой розой».
Военачальник армии Александра Македонского, по имени Неарх (Nearchus), писал в своем докладе: «В Индии есть кустарники, на которых растет шерсть. Коренные жители изготавливают из неё рубахи, простыни и тюрбаны, которые оборачивают вокруг плеч и головы. Ткань, получаемая из этой шерсти, белее и тоньше обычных тканей.»
Греческий географ Страбон подтвердил обоснованность сообщений Неарха и отметил, что в своё время (54-25 лет до н.э.) хлопчатобумажные ткани производились в Сузиане — персидских провинциях на берегу Персидского залива. Флавий Арриан в описании своего плавания рассказывает о торговых связях городов Индии с арабами и греками, и называет ткани «калико» (нынешняя бязь).
Таким образом, хлопок был хорошо известен и в древности. Однако в Европе хлопок появился лишь около 350 года до н.э., когда он был привезен из Малой Азии в Грецию. Впоследствии, культура разведения хлопка распространилась на севере Африки, в Испании и на юге Италии, благодаря маврам, которые активно его выращивали. В средние века основными распространителями культуры хлопководства стали крестоносцы, давшие сильный импульс к коммерцизации этого продукта путем открытия постоянной торговли между городами Малой Азии и итальянскими государствами. Кстати, и все названия материала (помимо официального латинского gossypium используются ещё «альгодон» и «коттон») происходят от арабского «эль-игутум» — имя, под которым хлопок знали в древности. Поскольку до VIII века хлопок в Европе видели только в готовых изделиях, это порождало множество неимоверных и смешных слухов и легенд. Считалось, что хлопок состригают с растения-барашка. Этот барашек имел пуповину-стебель, при помощи которого соединялся с почвой как будто тыква. Выпускали даже книги с подобными рисунками. Стоимость отреза ткани в те времена оценивалась количеством золотых монет, равным его весу. Неудивительно, что с тех пор существует поверье, согласно которому: увидеть во сне хлопок – к удаче в делах.
В русской литературе упоминания о хлопковом производстве относится ко времени царствования Ивана III (1440-1505 годы), когда русские купцы привозили из Кафы (Феодосия) «Fly» — хлопок, муслин (франц. Musseline — восходит к названию города Мосул в Ираке, тонкая мягкая шёлковая или хлопчатобумажная ткань; из муслина шьют, как правило, шторы). С открытием севера России в середине XVI века и хлопок, и продукты из него начали прибывать в страну через Архангельск. Тем не менее, до начала XIX века производство хлопчатобумажных тканей в России было относительно небольшим, сосредоточено оно было в определенных местах, таких, как: Астрахань, Москва и Владимирская губерния.
Все заблуждения и басни рассеялись в XVIII веке, когда о хлопчатнике были получены достоверные сведения. Это время проникновения хлопка в европейскую экономику. Всё началось с Британии (чьей колонией была Индия, оттуда хлопок и завезли), где в 1792 году была изобретена пильная машина или пильный коттон-джин Эли Уитнея, которая значительно ускорила и удешевила работу по очистке хлопка от семян (при тех же 2—3 рабочих, как и при «чурке», стали получаться сначала сотни, а затем и полторы тысячи и более кг в день при одной машине, смотря по числу пил, то есть по размерам машины и по двигателю, приводящему машину в работу, в качестве движущей силы в котором могли выступать руки рабочих, сила животных, вода и т. д.). С этого времени хлопководство стало быстро и повсеместно развиваться, как никакая другая отрасль промышленности в мире.
Первым орудием для очистки хлопка от семян в Индии была так называемая «чурка», состоящая из двух вальков, причем верхний неподвижный, а нижний вращающийся рукояткой. Хлопок с семенами подается между валиками, валик захватывает волокно и протаскивает его на другую сторону, а семена, не могущие пройти между валиками, отрываются и падают впереди. При этой операции два—три сменных рабочих могли очистить в день не более 6—8 кг чистого хлопка. Поэтому о крупном и дешевом производстве хлопка не могло быть и речи.
Производить хлопчатобумажные ткани первыми в Европе стали тоже англичане в 1770-ых годах. Одна из первых машин по обработке хлопка, а также идея и концепция подобных устройств, по различным сведениям, принадлежала Кэтрин Литтлфилд-Грин и Генри Холмсу (из других источников). Но поскольку в то время в США не выдавали патенты женщинам, то патент был зарегистрирован на Эли Уитни в 1793 году. И, если первые отрезы ткани стоили баснословных денег, из-за ручной добычи и обработки, то теперь большинство процессов было автоматизировано. По статистике, на сегодняшний день каждый житель нашей планеты использует в год минимум 7 кг хлопка. Современные технологии и оборудование позволили удешевить и значительно расширить ассортимент тканей, вырабатываемых из хлопка. К хлопчато-бумажным тканям относятся: кулирное полотно, интерлок, батист, сатин, бязь, поплин, марлевка, деним, пике, тик, перкаль и многие другие.
Несмотря на тот факт, что история хлопка насчитывает несколько тысячь лет, ключевую, для текстильной промышленности, роль этот природный материал начал играть только в 19 веке.